Культурные ценности первобытного общества. Первобытное общество

Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Стоит заметить, что оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.) мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.) Хотя некᴏᴛᴏᴩые элементы культуры возникают еще до установления первобытного общества (религиозные представления, зачатки языка, ручное рубило), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым сталhomo sapiens , или «человек разумный».

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, кᴏᴛᴏᴩая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для ϶ᴛᴏго дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и будет верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные ϲʙᴏйства некᴏᴛᴏᴩых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство , в особенности изобразительное, кᴏᴛᴏᴩое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала могут быть использованы различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Важно знать, что большинство сюжетов посвящено животным, на кᴏᴛᴏᴩых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь. Человек изображается редко. В случае если же таковое случается, то явное предпочтение отдастся женщине. Великолепным памятником в ϶ᴛᴏм плане может служить найденная в Австрии женская скульптура — «Венера Виллендорфская». Кстати, эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности исключительно намечены, тогда как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пешерах Нио, Ласко (Франция) Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания) Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они даются в движении, в динамике, в различных позах. Отметим, что теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некᴏᴛᴏᴩые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в кᴏᴛᴏᴩой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

Эпоха мезолита

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На ϶ᴛᴏй стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает ире- обладать. В его изображении побудет некий схематизм. При всем этом художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значительное место занимают многофигурные сиены охоты, сбора мела, военной борьбы и сражений. Об ϶ᴛᴏм, в частности, свидетельствуют картины на скалах Не стоит забывать, что валлторта (Испания)

Эпоха неолита

Для ϶ᴛᴏй эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Важно заметить, что одно из них состоит по сути в том, что культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из кᴏᴛᴏᴩых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. По϶ᴛᴏму неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии.

Другие важные изменения были вызваны аграрной, или неолитической, революцией в экономике, т.е. переходом от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо ϶ᴛᴏго возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

Серьезные последствия для культуры имел также переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Стоит заметить, что оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентаций.

В результате названных и других сдвигов и преобразований во всей духовной культуре происходят глубокие изменения. Наряду с дальнейшим усложнением религии побудет мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в кᴏᴛᴏᴩых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, кᴏᴛᴏᴩые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Уместно отметить, что описания и объяснения данных обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее содержание мифов составляют не только деяния тотемистических предков, но и поступки реальных героев, кᴏᴛᴏᴩые совершили нечто исключительное — основали новый обычай, предостерегли от беды, нашли выход из затруднения, принесли какое-либо другое благо. Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами кᴏᴛᴏᴩых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаваться религиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях данных божеств.

В эпоху неолита — наряду с религиозными представлениями — люди уже обладали достаточно широкими знаниями о мире. Стоит заметить, что они прекрасно ориентировались на местности, где жили, хорошо знати окружающий животный и растительный мир, что способствовало их успехам в охоте и поиске пищи. У них были накоплены определенные астрономические знания, что помогало им ориентироваться по небу, выделяя в нем звезды и созвездия. Астрономические знания позволяли им составлять первые календари, вести отсчет времени. Имели они также медицинские знания и умения: знали целебные ϲʙᴏйства растений, умели лечить раны, выправлять вывихи и переломы. Стоит заметить, что они использовали пиктографическое письмо, могли считать.

Глубокие изменения в эпоху неолита происходят и в искусстве. Помимо животных в нем изображается небо, земля, огонь, солнце. В искусстве возникает обобщенность и даже схематизм, что пробудет и при изображении человека. Настоящий расцвет переживает пластика из камня, кости, рога и глины. Помимо изобразительного искусства существовали и другие виды и жанры: музыка, песни, танцы, пантомима. Первоначально они были тесно связаны с ритуалами, однако с течением времени все больше приобретали самостоятельный характер.

Наряду с мифами словесное искусство принимало и другие формы: сказки, рассказы, пословицы и поговорки. Широкое развитие имело прикладное искусство, в особенности изготовление различного рода украшений для вещей и одежды.

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, снисходительно. По данной причине английский историк Дж. Фрэзер отмечает, что «на долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение». Такое отношение, конечно, никак нельзя считать справедливым. В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры. Просто люди склонны забывать, кому они обязаны всем тем, что они есть.

Niramin - Сен 9th, 2016

Первобытная культура – самая продолжительная на протяжении всей истории человечества, она насчитывает несколько миллионов лет. Наши прародители расселялись по всей территории Земли, постепенно менялось их мировоззрение, видоизменялся образ жизни. Поскольку отсутствовали такие важные способы общения, как речь и письменность, накопленные знания передавались из поколения в поколение на основе личного примера.

Основные черты, присущие древней культуре: традиционализм, синкретизм и социальное равенство. Традиции и обычаи были чрезвычайно важны в первобытные времена, поскольку держали коллектив в определенных рамках, не допуская своеволия или непослушания. Синкретизм – это способ мышления первобытного человека, основанный на общности, неотделимости понятий друг от друга. К примеру, человек ощущал себя и природу одним целым, себя и коллектив единым понятием. Не было в древних сообществах поощрения индивидуальности, скорее наоборот. Человек должен был вести себя и даже мыслить так, как остальные члены коллектива. Для этого были придуманы различные запреты и табу.

Ученые выделяют три основных этапа развития архаичной культуры: каменный, бронзовый и железный века. В каменном веке только зарождается культура, изобретаются первые орудия труда, а под конец этой эпохи собирательство и охота постепенно сменяются земледелием и скотоводством. Бронзовый век характерен тем, что возникают первые государства. Железный век – это оседлый образ жизни племен, освоение нового материала – железа.

Если характеризовать первобытную культуру согласно форм организации социума, ученые выделили праобщину, раннеродовую общину, позднеродовую и соседскую общины.



Фото: Наскальная живопись.

Канхвадо – остров (Южная Корея) — старинные дольмены.

Видео: Краткий обзор первобытной культуры

Видео: Первобытная культура (рус.) История древнего мира.

Видео: История мировой культуры. Передача 1. Первобытная культура

Существуют три основные гипотезы, объясняющие возникновение жизни и культуры на Земле. Это, во-первых, креационная теория о сотворении Богом мира и всего живого, как, например, описано в первой книге Библии. Вторая гипотеза - эволюционная теория Ч. Дарвина. Поскольку в подтверждение этой гипотезы не удалось привести недостающие промежуточные звенья между обезьяной и человеком, а также между другими видами, то она - такой же объект веры, как и остальные. Третья гипотеза - о внеземном возникновении жизни. Будь то занесение внеземного белка при посредничестве космических странниц-комет или посещение Земли инопланетянами, которые заселили ее всеми видами жизни. К этой же группе можно отнести версию X. Аргуэльеса о галактическом эксперименте, при котором галактический центр Хунаб-Ку с помощью энергетического луча резонансным путем вызвал самозарождение жизни на планете Земля, послав на нее формулу ДНК человека. Так или иначе, человек оказался в ситуации, которую Э. Фромм обозначил как - «человек выпал из среды». Дело в том, что все животные гармонично вписаны в среду. Программа их инстинктов позволяет успешно осуществлять все жизненные функции и воспроизводить себя (исключения из общего правила связаны с глобальными изменениями условий среды, что вызывает вымирание видов, которые не могут приспособиться к новым условиям). Человек же оказался без достаточной для него программы инстинктов, но у него имеются более развитые, чем у животных, адаптивные способности, помогающие приспосабливаться к изменениям среды. Для наглядности приведем пример. Биологи провели эксперимент: бросили проволочки в паутины 100 пауков и разрушили их. Девяносто шесть пауков покинули разорванные паутины и ушли строить новые на новом месте. Только четыре паука залатали дыры и остались на месте. Человек в подобной ситуации вел бы себя противоположным образом. Вероятно, лишь четыре человека из 100 бросили бы насиженные места и ушли искать счастья на чужбине, остальные принялись бы восстанавливать разрушенный дом.

Основные этапы истории первобытного общества. Л. Морган подразделял первобытную историю на присваивающую и производящую. Или, по словам О.М. Фрейденберг, «ранняя человеческая история делится на две крупные фазы - на дородовую и родовую. Это с точки зрения общественной структуры. Материально это собирательство и охота в первом периоде, земледелие и скотоводство - во втором. Сейчас можно прибавить и стадии мировосприятия. В дородовом периоде действует система тотемизма, в родовом - земледельческая мифология... Делению на дородовой и родовой крупные периоды будет соответствовать деление на две мифотворческие эпохи - зооморфную и аграрную» . В археологии принято делить первобытную историю на следующие основные эпохи:

  • - палеолит (древнекаменный век) - 35-10 тыс. лет до н.э.;
  • - мезолит (среднекаменный век) - 10 - 6 тыс. лет до н.э.;
  • - неолит (новокаменный век) - 6 - 2 тыс. лет до н.э.;
  • - эпоха бронзы - 2-1 тыс. лет до н.э.

Возникновение первобытного общества, как полагают современные ученые, проходило следующие основные этапы:

  • а) праобщина (первобытное прачеловеческое стадо), существовавшая в эпоху нижнего палеолита - начала среднего палеолита;
  • б) раннепервобытная (раннеродовая) община, существовавшая в эпоху от конца среднего до верхнего палеолита, вплоть до начала неолита;
  • в) позднепервобытная (позднеродовая) община, эпоха конца мезолита - начала неолита;
  • г) первобытная соседская (протокрестьянская) община, существовавшая в эпоху верхнего неолита - раннего металла . От ар- хантропа до палеоантропа развитие человека имело преимущественно биологический характер. В эпоху среднего палеолита в связи с периодами похолодания образ жизни человека в немалой степени изменился. Палеоантроп стал заниматься охотой на крупных животных, жил в пещерах, пользовался огнем, проживал в групповом браке. Если у питекантропа признаков асимметрии полушарий головного мозга выявить не удалось, то у неандертальца (палеоантропа) при исследовании черепа были обнаружены следы развития центров Вернике-Брока (речевых центров).

В палеолитическую эпоху начинается изобразительная деятельность человека. В пещере Ла-Ферраси во Франции обнаружены оттиски человеческой руки и рисунки типа «макароны», проведенные по влажной глинистой поверхности пальцами руки (знаки освоения и присвоения). Расцвет наскальной изобразительной деятельности приходится на период верхнего палеолита (20- 10 тыс. лет до н.э.), памятники этого периода находятся в пещерах Альта- мира, Фон-де-Гом, Лимейль (Франция). Развивается резьба по кости, камню, дереву. В фигурах человека («Венера из Виллендор- фа») заметна гипертрофия женских признаков - отражение матриархального комплекса.

С неандертальцем связывают начало социализации человека. Именно в эту эпоху (среднего палеолита) уходит своими корнями мифологическое сознание, хотя предпосылки его закладывались и раньше. Начало формирования мышления, воли и языка относится к питекантропу . Начиная с неоантропа акцент изменений сместился на социальные, биологически человек эволюционировал уже незначительно.

Итак, становление человека произошло, если верить археологам, в эпоху верхнего палеолита. Среди условий и факторов этого процесса важнейшими являются: разрушение привычной среды обитания, возобновление необходимости приспособления к новой среде, изменчивость среды - они обогащали опыт освоения мира.

В эпоху мезолита продолжается существование присваивающей экономики: охоты, рыболовства, собирательства. В изобразительной деятельности начинается схематизация и сюжетное построение, на рисунках появляется человек.

В неолитическую эпоху углубляется разделение и специализация труда, появляется производящая экономика: земледелие, скотоводство, гончарное производство. Начинается переход от матриархата к патриархату. В изобразительной деятельности схематизм и символизация переходят в орнамент.

Наконец, в эпоху бронзы происходит утверждение патриархата и возникновение ранних рабовладельческих государств в долине Нила, в Месопотамиии, Китае. Возникают первые обсерватории для наблюдения за движением небесных светил. Один из самых известных памятников этого рода - Стоунхендж в Южной Англии.

Возникновение мифологического сознания. Как верно отмечает В.С. Поликарпов, «ведущими факторами первобытной культуры были пропитание, половая жизнь и самозащита» 1 . Но дело осложняется тем, что человек «выпал из среды». Такой метафорой Э. Фромм обозначал осознание себя и своего отличия от мира. Следствием этого стала свобода. Но здесь пока еще «несвободная» свобода, свобода губительных инстинктов (смерть Авеля). Природа в человеке вырвалась на волю. В животном мире свободы нет, там лишь целесообразные инстинкты. Свобода есть лишь в духе. Обретя сознание, человек обрел свободу, но свободу поначалу неразумную, слепую. Вырвавшийся из клетки необходимостей человек - еще не вполне человек. Б.Ф. Поршнев подчеркивал, что в «докультурный» период становления человека важнейшим фактором было возникновение и развитие торможения реакций, управление ими. 3. Фрейд акцентировал внимание на обуздании сексуальных инстинктов, К.Г. Юнг и Э. Фромм придавали большее значение проблеме недопущения убийства себе подобных и источникам агрессивности.

Таким образом, изначальная функция культуры - обуздание природы, обуздание «чужого» в «своем». Другой метафорой этого события («выпадения из среды») является «сотворение мира».

Типичные космогонические мифы представляют возникновение мира из яйца, сотворение его из тела великана, создание его из комочка земли, добытого водоплавающей птицей со дна океана или после отступления вод Всемирного потопа. Особенно интересны первые две версии, которые можно рассматривать по аналогии с рождением человека и последовательным освоением мира взрослых («великанов») глазами маленького человека, ребенка.

Итак, мир создается человеком в своем сознании; создание, сотворение мира происходит изначально в воображении как результат освоения мира, окружающей среды (познания и оценки, осмысления и ценностного самоопределения). Сотворив мир в сознании, воображении, т.е. создав ценностную картину мира, человек потом пытается ее опредметить, объективировать, воплотить во внешней среде. Он хочет создать пригодную для себя среду «по образу и подобию своему». Откуда же берет он образец для пересотворения мира? В предшествующем рождению опыте внутриутробного существования, в котором закладываются априорные основы его аксиологики (С. Гроф).

Большинство исследователей мифологии полагают, что «первоначально мифы возникали в нерасчлененном единстве с обрядовыми действиями. Реализуя свои чаяния и ожидания в обряде, члены первобытной общины как бы коллективно творили миф, выдавая желаемое за действительное. При этом первобытный миф не выдумывался, а скорее «выплясывался» . Однако существует точка зрения, отрицающая прямую связь обряда и мифа на том основании, что есть мифы, связь которых с обрядом «неправдоподобна», или обряды, не находящие своего отражения в мифах . Действительно, попытки понять возникновение мифа в связи с обрядом малоплодотворны, ибо начинают с осмысления поздних этапов процесса развития мифологического сознания. Вначале были совсем другие проблемы. Для чего же создается миф?

«Выпав из среды», человек стремился вновь вписаться в среду, подражая имеющимся у него перед глазами образцам, это в первую очередь крупные животные: медведь, волк, бизон, тигр, лев. Он избирал одного из них в качестве образца самоидентификации. В процессе освоения среды этот образец-тотем был осознан как символ единства «своего» мира.

Но что такое «свой» мир, что такое «освоение»? Рассмотрим две пары понятий: «присвоение - отчуждение» и «освоение - очуж- дение». Например, вы находите на улице карандаш, оброненный кем-то. Если рядом никого нет, кто мог бы быть хозяином этого карандаша, кому можно его вернуть, вы можете взять карандаш и присвоить. Процесс присвоения имеет материально-предметный смысл и относительно завершенный характер. Но если хозяин карандаша увидит его у вас и предъявит на него права, он произведет отчуждение, заберет карандаш. Опять процесс будет материально-предметным и относительно завершенным. Иначе дело обстоит с освоением. Здесь объекты освоения становятся «своими» лишь в познавательно-ценностном смысле. Мы их узнаем, знакомимся с ними, с их свойствами, определяем их ценностный потенциал, возможность использования для удовлетворения человеческих потребностей и включаем в ценностную картину мира. Соответственно очуждение имеет смысл психологически-духовного удаления от освоенного объекта в случае, если возникло предположение о его враждебном отношении к нам.

Подобным же образом осваивается мир животными. Так, кошка входит в новую квартиру, обнюхивает все утлы и занимает самое удобное, теплое и уютное место. Теперь пусть попробует чужая кошка войти на ее территорию! Освоение и охрана освоенной территории необходимы для гарантий безопасного обитания и пропитания. Занятая территория маркируется следами, выделениями, голосом, внешними видом (угрожающими позами). Человек сверх этого устанавливает межевые камни, столбы, делает зарубки на деревьях.

Освоение мира происходит в соответствии с бинарным архетипом в сознании человека, которое предлагает удобную схему различения и противопоставления «своего» и «чужого» . Оно начинается с освоения пространства, территории, хотя, если быть точным, оно осваивается сначала зрительно днем, затем осмысливается мифологически ночью. Пространство получает аксиологическую интерпретацию и дифференциацию: максимальную позитивную ценность получают центр мира и верх, позднее - восток и юг; негативную - «заграничный» (за границей «своего»), «чужой» мир, с его центром «абсолютного зла», а также низ, затем север и запад (как символы холода и заката солнца). Время осознается и осваивается позже пространства вслед за фиксацией ритмов событий жизни природы и человека и также аксиологически организуется: положительно оцениваются начало - утро - рождение - весна и отрицательно - конец - вечер - старость - осень. Осознание и мифологическое освоение времени отражается в создании календарей и связано в первую очередь с наблюдением движения звезд и фаз луны.

Бытие индивида дискретно, бытие рода - континуально. Для поддержания связи с континуальным мифологическим временем

(возникшим как отражение практической континуальности физического, реального времени) появился механизм ритуала (обряда), традиции, имеющий следующие функции: восстановление связи с континуальным временем, которое может ослабевать; возобновление дискретного циклического времени, которое иначе может остановиться; утверждение духовной континуальности рода. Основные способы освоения времени: воспроизводство рода человеческого; измерение времени путем наблюдения природных, сезонно-климатических, звездных, лунных и солнечных циклов, создание календарей; культурное освоение традиций, обычаев и других норм жизни через ритуалы, обряды и праздники.

Что такое «потребность в иллюзиях» ? Многочисленные проблемы жизни первобытного человека вынудили его интуитивно выбирать стратегию выживания между двумя крайностями. Первая заключается в том, чтобы все силы отдать боеготовности к возможным нападениям, но тогда пострадает экономика и культура. Если же, напротив, все силы сосредоточить на экономике, то можно легко стать жертвой первого же агрессора. Оптимальная середина имеет не арифметический характер, но заключается в некоторой недооценке врагов и небольшой переоценке своих сил, что создает уверенность в успехе, оптимистический настрой, требующий необходимых усилий, чтобы держаться на уровне намеченных повышенных рубежей. Этой же цели служит сложившийся позднее эпический фольклор, прославляющий славных предков, внушающий потомкам образцы для самоидентификации.

Другим, не менее важным источником потребности в иллюзиях была память о внутриутробном существовании или, по С. Грофу, о первой «базовой перинатальной матрице», вобравшей в себя опыт внутриутробного существования в гармонии со средой. Спроецированная в будущее, она служит источником надежд и упований на возвращение этой безмятежной и беззаботной вписанности в среду, из которой человек «выпал» .

Таким образом, на основе потребности в идеализированной, завышенной самооценке формируется потребность в надежде, которая является одним из оснований фундамента ценностной картины мира. Надежда противостоит базовой негативной эмоции - страху.

Обычно под страхом понимают эмоциональную реакцию на опасность. Но это не совсем верно. 3. Фрейд заметил, что страх - это эмоция по поводу нашей неготовности к опасности. Если опасность освоена, страх может быть минимальным. В случае неизвестной опасности возникает наиболее сильный страх. К.Г. Юнг называл «мизонеизмом» страх перед новым и неизвестным. Здесь коренятся истоки консерватизма и традиционализма мифологического сознания и первобытной культуры.

В каких же ситуациях человеку труднее всего быть готовым к опасностям? Сравним дневное и ночное существование человека. Днем человек занят практической деятельностью. Визуальное восприятие гарантировало относительную безопасность, потому что врага можно было обнаружить заблаговременно и подготовиться к встрече с ним. Попутно заметим, что днем у человека не было досуга, чтобы подумать. Такое свободное от практической деятельности время появлялось лишь ночью у костра.

Ночью человек не занят практической деятельностью. Это время духовной деятельности. Опасности подстерегают вокруг, к ним человек готов недостаточно. Как преодолеть страх? Кто поможет дожить до рассвета, когда на смену опасному «чужому» миру ночи придет безопасный «свой» дневной мир? Звездно-звериный тотем, символ единства мира, его образ и образец для подражания, первопредок и защитник - к нему в ночной тишине обращены крики-призывы. Именно из этих призывов к тотему рождается «имя», которое А.Ф. Лосев считал зародышем мифа. В этом «имени» - символе надежд на выживание и преодоление всех страхов и опасностей начало той приукрашенной мифологической картины мира, которая получает название мифологии.

Итак, перечислим основные условия и предпосылки возникновения древнего мифологического сознания:

  • - освоение территории, необходимой для безопасного проживания и гарантированного пропитания;
  • - постоянная угроза «чужого» мира и потребность ценностного самоопределения и самоутверждения в «иллюзорной» форме;
  • - эмоциональная доминантность и неустойчивость психики древнего человека;
  • - «ночное сознание», складывающееся из переживаний бодрствования и сновидений;
  • - способность эмоциональной рефлексии (позитивной самооценки) и символического выражения оценок.

Для современного человека мир природы воспринимается как мертвый, безличный и материальный мир, позволяющий любые способы и формы его преобразования. Древний человек относился к миру иначе. В его отношении к миру можно обнаружить три основных этапа:

  • 1) мир есть «я», он отождествлялся с субъектом сознания, человеком и родовой общиной; человек не различал границ своего тела и мира (целостное мифологическое сознание, истоки которого связаны с переживаниями младенца в утробе матери);
  • См.: Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. С. 17.
  • См.: Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб., 1996.
  • См.: Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследованияс помощью ЛСД. М., 1994. С. 104-106.

Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры

Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV - I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:

· каменный век

· бронзовый век

· железный век

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

· древний каменный век (палеолит)

· средний каменный век (мезолит)

· новый каменный век (неолит)

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век - переход от камня к металлу)

Хронологические рамки бронзового веказанимают III - II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.

Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже - для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.

Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.



Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной . Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура - появился язык.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство , которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно – власть матери) – эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно – слово, сказание, предание). Мифология – совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.

Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.

Ранние формы религии - тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм - форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.

II. Фетишизм - форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма - ношение амулетов, талисманов).

III. Магия - колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.

IV.Анимизм - форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима - душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу - запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного. Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:

· Одно из первых табу касалось инцеста - брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды . Одним из важнейших из них был обряд инициации - посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция ». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура - самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.




Top