Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества.

Апрель 2011 г.

«Апрельские» врачи-труэнты от проф. А.П. Зильбера

Апрельских врачей-труэнтов мы традиционно располагаем по возрастанию даты рождения.

Векшина Акилина Григорьевна (Ашальчи Оки) родилась 4 апреля 1898 г. в Удмуртии Российской империи.

Она училась в средней школе, затем на Рабфаке в Казани (1921), потом на медицинском факультете Казанского университета, который закончила в 1927 г. С 1928 г. успешно работала врачом-окулистом и стала заслуженным врачом Удмуртии. Во время Отечественной войны (1941-1945) она была фронтовым хирургом и имела военные ордена и медали. С 1946 г. А.Г.Векшина работала врачом Алнашской районной больницы Удмуртской АССР.

России Лина Векшина известна не только как врач, но, главное, как самобытная удмуртская поэтесса и прозаик Ашальчи Оки . Мы не можем дать оценку литературному творчеству Ашальчи Оки, хотя сборники её стихов и рассказов выходили и на удмуртском языке, и в переводах с 1928 по 1933 г., но печатались в местных газетах. После обвинений в национализме (лучше ли это или хуже, чем космополитизм - пусть читатель нашего сайта решит сам) она сократила своё литературное творчество, оставаясь только сельским врачом-тружеником.

Тем не менее, в Ижевске в 1944 г. была учреждена Удмуртская Национальная литературная премия имени Ашальчи Оки.

Когда в 1973 г. Лина Векшина умерла, в её доме был создан Музей, носящий имя Ашальчи Оки, представленный справа. Полагаем, что не бывает «больших» и «малых» врачей-труэнтов, каждый(ая) из них заслуживает памяти потомков.

* * *

Томас Беддо (Th. Beddoes, 1760-1808) родился 13 апреля 1760 г. и прославился как врач, химик, просветитель: он один из самых любимых врачей-труэнтов, представленных в коллекции автора.

Получив медицинское образование в Эдинбургском университете, Т.Беддо дополнил его изучением химии и природоведения. Он опубликовал в 1784 г. свой перевод труда Лаззаро Спалланцани «Исследование Природы» и ряда других современных ему книг. В 1786 г., получив степень доктора медицины, Т.Беддо едет в Париж, чтобы изучать химию у А.Лавуазье, а в 1788 г. самого доктора Беддо приглашают читать курс лекций по химии в Оксфордском университете.

В эти же годы Т.Беддо публикует ряд своих просветительских книг, например, «Историю Исаака Дженкинса, его жены и детей». Эта книга имела отчетливый антиалкогольный просветительский характер и поэтому пользовалась заслуженным успехом у населения тогдашней Британии.
Вершиной жизни и творчества доктора Т.Беддо явилось открытие им в Бристоле «Пневматического института» (1798), предназначенного для изучения и лечения болезней лёгких путем вдыхания различных газов и паров. Полагаем, что «респираторные успехи» этого детища доктора Беддо были очень важны: подробности об этих замечательных клинико-физиологических и технических достижениях мы изложили в книге «Этюды респираторной медицины» (М., 2007. - 792 с.). Однако культурное и просветительское воздействие этого Института на общество Британии и других стран было ещё большим.

Томас Беддо сделал причастными к деятельности Пневматического института многих выдающихся деятелей своего времени: механика Джеймса Уатта, химика-священника Джозефа Пристли, врача, поэта и философа Эразма Дарвина, химика и поэта Гэмфри Дэви и многих других людей, создававших европейскую и американскую культуру и науку конца XVIII века. Большинство из них участвовали в деятельности не только Пневматического института, но и так называемого «Лунного общества» , члены которого проповедовали передовые идеи науки, искусства, интеллекта.

Полагаем, что светлые дела врача-труэнта Томаса Беддо вполне уместно завершить карикатурой Джеймса Гиллрэя, отражающей публичное заседание Пневматического института. Некоторые из названных здесь людей вполне узнаваемы на этой карикатуре, а о запахе, сопровождавшем эту веселую демонстрацию, остается только догадываться.

* * *

Рита Леви-Монтальчини (R. Levi-Montalcini) родилась в Турине 22 апреля 1909 г. Закончив медицинский факультет в Турине, Рита защитила диссертацию на степень доктора медицины в 1936 г., а в 1940 г. получила ещё и сертификат невролога-психиатра. Эта яркая девушка стала экспериментировать в области неврологической гистологии в Туринском университете, но при режиме Муссолини такая работа для неё (еврейки) стала невозможна. Переехав во Флоренцию, Рита продолжила эти «подпольные» эксперименты в своей маленькой флорентийской квартирке.

В 1945 г. доктор Р.Леви-Монтальчини вернулась к работе в Туринском университете, а в 1947 г. получила приглашение вести свои интереснейшие неврологические исследования в Вашингтонском университете США. С 1953 г. к Рите присоединился Стенли Коэн, и открытая ими точная природа фактора роста нервной ткани увенчалась Нобелевской премией в 1986 г. В нашей коллекции имеется видеоролик, отражающий вручение премии в Стокгольме.

В настоящее время профессор-невролог Рита Леви-Монтальчини является почётным доктором десятков Обществ, Академий и Университетов разных стран, она сенатор Итальянской республики, кавалер (или всё-таки дама?) многих орденов, лент и почётных званий самых разных государств и остаётся вместе с тем весёлым, отзывчивым человеком и замечательным филантропом.

Здесь мы приводим фотографию, сделанную 22 апреля 2009 г., когда ей исполнилось 100 лет.

Технические возможности не позволяют запустить на нашем сайте видеоролик с интервью, взятом у Риты Леви-Монтальчини ещё через год - 22 апреля 2010 г., когда ей исполнился 101 год. Поверьте автору, видевшему и слышавшему это интервью, что если бы большинство нынешних 20-40-летних людей обоего пола могли бы говорить с такой же экспрессией и с таким же глубоким смыслом, как это делала Рита Леви-Монтальчини в свой 101-й день рождения, наш мир был бы, уверен, не столь тусклым и обидным, как он, к сожалению, выглядит иногда.

В силу своей основной профессии реаниматолога автор этого очерка суеверен, и только поэтому боится пригласить вас на 102-й день рождения своего любимого врача-труэнта Риты Леви-Монтальчини 22 апреля 2011 г.

* * *

Валентин Львович Чаплин (отец Валентин) родился 26 апреля 1926 г. Его род ведёт свое начало со времен первых царей Романовской династии.

В 1943 г. 17-летний Валентин ушёл добровольцем на фронт, и лишь после окончания II Мировой войны смог поступить в I Московский медицинский институт. Сразу после получения диплома этого института (1951) он стал работать врачом-терапевтом, и не прекращает принимать больных вплоть до сегодняшнего дня, несмотря на свои 86 лет и изложенную ниже сложную судьбу.

Уже работая терапевтом, он увлёкся фониатрией (коррекция голоса) и быстро стал признанным специалистом-фониатром среди певцов, артистов и духовенства. Чтобы углубить свои познания в фониатрии, доктор В.Л.Чаплин поступил студентом в Институт им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки им.Гнесиных). Он окончил в нём вокальный факультет, защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению и получил учёное звание доцента в этом институте.

С раннего детства не отходя от православной веры и активно участвуя в церковном хоре со времён своего медицинского студенчества, он выпустил в свет 4 сборника православных песнопений, служащих сегодня практическим пособием во всех православных церквях. Оставаясь врачом, В.Л.Чаплин в 1989 г. был рукоположен в сан священника, и по рекомендации патриарха Алексия II стал первым настоятелем Патриаршего Крутицкого подворья - с 15.03.1992 г. Под руководством отца Валентина Издательство Крутицкого подворья выпустило более трёх десятков богословских книг и сборников.

Автор очерка затрудняется, к какому классу врачей-труэнтов отнести отца Валентина Чаплина. Он и музыкант, и кандидат искусствоведения, и педагог для духовной, музыкальной и медицинской молодёжи. Он же и историк (многочисленные публикации по истории церкви), и теолог (материалы по современному богословию). Доктор В.Л.Чаплин замечательный фониатр-практик, осуществляющий постановку голоса у многих певцов, актеров, священников (в частности - у самого патриарха Алексия I). Он же врач-практик, особо увлекающийся гомеопатией. Что касается последней, то его статья «Деонтология в гомеопатии», опубликованная в Гомеопатическом вестнике № 6-7 (2001), заслуживает прочтения не только гомеопатами, но и аллопатами, заинтересованными в осмысленности своего труда.

Многосторонняя карьера отца Валентина складывалась вполне успешно до 1 февраля 2001 г., когда по неизвестным нам причинам протоиерей Валентин Чаплин был переведён из настоятелей Патриаршего Крутицкого подворья простым священником в Собор иконы Казанской Божьей Матери на Красной площади в Москве. Почему это случилось? Лучше всех об этом мог бы сказать выдающийся врач-труэнт академик Н.Н. Петров, когда не мог объяснить какой-нибудь серьёзный медицинский феномен: тогда он поднимал очи горé и смиренно молвил: «Чудны дела твои, Господи!»

Замечательный врач-труэнт протоиерей Валентин Чаплин стал в 2006 г. кавалером Ордена Святой Анны 2-й степени, входящим в обрамление Императорского ордена Св. Апостола Андрея Первозванного. Здесь он сфотографирован с этим орденом перед входом в Собор на Красной площади, в котором он сейчас продолжает служить. Орден висит на красной ленте, располагаясь рядом с бело-голубым символом, которому должны быть чужды любые земные и небесные интриги.


Заметки с лекции-семинара профессора АХИ, кандидата искусствоведения, выпускника Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (специальность - оториноларингология, специализация — фониатрия), вокального факультета Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Н.А. Вербовой) ЧАПЛИНА ВАЛЕНТИНА ЛЬВОВИЧА . О «твердой атаке», великих певцах и многом другом исходя из 50 лет фониатрической практики. Итак, предмет «Основы вокальной методики».

Студенты : Сколько надо распеваться хорошему певцу?

В.Л. : Хорошему певцу можно вообще не распеваться. Тенор Федор Петрович Коммисаржевский закладывал за щеку кильку, чтобы настроиться петь: перед тем, как начать, глотал кильку, и сразу пел. Антонина Васильевна Нежданова перед пением молилась.

Студенты : Можно ли перед пением мыть голову?

В.Л . Индивидуально. У некоторых от горячей воды может возникнуть отек.

Студенты : Почему некоторые гласные получаются звонко и хорошо, а другие — нет.

В.Л. Разные форманты. Женские голоса звонче всего звучат на «И», но нужно уметь петь все гласные. Чтобы спеть «У», надо мысленно представить, что поешь из груди «О», а губами формировать «У». Согласные тоже лучше начинать формировать в груди или в голове. Надо сначала сказать четко согласные, затем гласные, а потом переходить на свой удобный звук, как делают великие певцы. Как сказал Константин Сергеевич Станиславский, «гласные — это река, согласные — это берега».

Студенты: Что такое «твердая атака»?

В.Л.: Твердой атаки быть не должно, должна быть четкая атака, или «ку де глот» (« удар гортанью»). «Ку де глот» — совершенно четкое, точное смыкание голосовых связок. Именно «ку де глот» справочники обычно и называют твердой атакой.

Студентки : Можно ли петь во время месячных?

В.Л.: «Декретные дни» сказываются на женщинах по-разному: 1 группа — совсем не звучат, 2 группа — пропадает низ, 3 группа — пропадает верх, 4 группа — блестяще поют. За рубежом певица обязана петь в любые дни. Наталья Троцкая, певшая «Аиду» вместе с Монсерат Кобалье, рассказывала, что на Западе при необходимости дадут таблетки, даже обколют чем-нибудь, но никаких замен не будет, «декретные дни» не уважительная причина для невыразительного пения.

Студенты : Существует ли голос, поставленный от природы?

В.Л. : Природного голоса от рождения не бывает: есть природная способность слышать и по-особенному воспринимать звук. В этом вопросе показателен следующий пример: если дирижер зажатым голосом показывает интонации мальчикам в хоре, то те, как обезьянки, будут запоминать и повторять это неправильное звучание.

Студенты : Как добиться свободного голоса?

В.Л. : Действительно, прикрытый (избыточное количество низких обертонов) и открытый (избыточное количество высоких обертонов) голоса звучат кричаще, противно. Для того чтобы добиться свободного голоса, нужно, чтобы воздух двигался по телу как по трубе. Некоторые для этого представляют, что их тошнит, некоторые пародируют ржание лошади — каждый находит свой собственный путь.

Студенты : Можно ли учиться на чужом голосе?

В.Л. : Можно. Галина Вишневская училась по пластинкам, у нее даже нет консерваторского образования.

Студенты : Но если слушать не самых великих певцов, например Чечилию Бартоли...

В.Л. : Чечилия Бартоли не лучший учитель в плане голоса, но она блистательная барочная певица — с точки зрения фразировки, подачи голоса, эмоций, артистизма.

Студенты : Как не терять звонкость голоса на высоких или низких нотах?

В.Л . Надо делать острое смыкание. В любом случае связки надо смыкать.

Студенты : Расскажите, пожалуйста, об ошибках.

В.Л. : Ну, две самые известные вы знаете: это вибрато «барашек» (чаще у молодых») и «качка» (чаще у старых). Еще есть, например, форсирование голоса, когда на толстых связках поют с напором высокие ноты, хотя чем выше нота, тем тоньше надо делать связки. При пении фальцетом не меняется толщина связки и все поется на одной толстой связке. Некоторые дивы используют «акустический фальцет» - спертый фальцет, с выстроенными резонаторами, свободный. Существует еще так называемое «флажелетное звучание», которое представляет собой фальцет и микст.

Ну и конечно, нельзя оценивать громкость своего пения ухом, пение должно быть в ощущениях (мышечная память).

Школа пения находится в ухе педагога.


Биография

Валентина Семеновна Чаплина родилась 10 декабря 1921 года в Брянске. Закончив школу, в 1940 году поступила в Брянской лесной институт. Летом 1941 года работала помощником корректора в редакции газеты «Брянский рабочий». Когда началась Великая Отечественная война, девятнадцатилетняя Валентина Чаплина вместе с мамой, спасаясь от бомбежек, ухала из Брянска к дяде в Чебоксары. Уже после отъезда в их дом угодил фашистский фугас, и Чаплины так и осели в Чувашии, сюда же после войны приехал отец Валентины.

В 1943 году Валентина поступила в сельхозинститут? единственный тогда вуз в Чебоксарах, и на преддипломной практике умудрилась вырастить лучший в республике урожай картошки. А заодно окончила курсы стенографии, занималась в театральной студии, писала стихи.

После окончания вуза работала в отделе сельского хозяйства редакции газеты «Советская Чувашия». Желая писать только для детей, она почувствовала необходимость в педагогическом образовании и 1952 году поступила в Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева, но по состоянию здоровья не смогла закончить обучение. После института несколько лет проработала в сельхозотделе газеты «Советская Чувашия». А потом стала готовить передачи для радио и телевидения.

Первое стихотворение В. Чаплиной «Наш Октябрь» было напечатано в 1939 году в газете «Брянский рабочий» и привлекло внимание читателей свежестью, лаконичностью, ясностью.

С 1956 года Валентина Семеновна Чаплина занималась только литературным творчеством для детей. Она? автор 24 книг. Член Союза писателей СССР с 1960 года.

Во многих произведениях B.C. Чаплиной раскрываются темы любви, преданности, честности и патриотизма. Одной из основных является тема материнства, которая поднята во многих ее произведениях. И с этой темой связано исключительное внимание писательницы к миру детских переживаний.

Герои произведений интересны, сообразительны, внимательны, наделены живостью. Они попадают в трудные и порой смешные истории, наблюдательность и находчивость выручают их всюду.

Например, Юля из рассказа-сказки «Как тебя зовут?» познакомилась с деревьями, о которых раньше ничего не знала. Автор рассказа специально сделала девочку любознательной. Через нее Валентина Семеновна хотела познакомить малышей с природой, точнее, с деревьями. Не зря Оля интересуется именно деревьями. Ей хочется, очень хочется больше узнать обо всех живых зеленых жителях. Ведь с ними можно подружиться.

Алеша - герой рассказа «Из Алешкиной жизни» переживает глубокую трагедию: отец, которого он любил больше всего на свете и которому подражал, бросил его любимую маму, ушел к другой женщине. Валентина Чаплина мастерски показывает, как ранятся детские души из-за неполадок в семьях, из-за эгоизма родителей.

Из прозаических произведений Чаплиной особо выделяются рассказы, включенные в сборник «Димкина звезда». В них автор красочно и интересно повествует о жизни детей, настоящей и мнимой дружбе, о долге и чести.

«Одна минута» - книга B.C. Чаплиной, адресованная взрослым. Одни из ее героев давно распростились с детством, другие недавно; третьи еще живут в нем.

Bалентина Чаплина обладала удивительно редким даром? говорить с природой. У нее деревья беседуют, цветы шепчутся, солнечный день дрожит, черемуха плачет, птицы переговариваются друг с другом. Она любит природу и поэтому знает, чем пахнет Лето, какого цвета Осень, как Весна разговаривает. И не может жить и работать без нее, иначе жизнь кажется пустой и ненужной. Эту любовь вселил в нее отец? Семен Иванович Чаплин.

Во всех книгах, статьях, передачах, встречах с детьми Bалентина Чаплина постаралась перекинуть мостик между людьми и родной природой. У нее получилось. И идут по этому мосточку люди, особенно дети. Они тут же начинают замечать то, чего раньше не видели, а это очень много значит в воспитании подрастающего поколения. О ком бы ни писала Валентина Семеновна, у нее хорошо получалось. Через детское, особенно острое и чистое восприятие, она сумела показать, что хорошо и что плохо.

У Валентины Семеновны Чаплиной много хороших, внимательных, благородных читателей, слушателей и зрителей. Ведь некоторая часть ее произведений получила как бы вторую жизнь на сцене театра, на радио и телевидении. Она не только писательница, поэтесса, но ведущая радио- и телепередач: «Простая истина», «Бабушка Валя и кот вездеход». В. Чаплина - автор программ КДС - Клуб друзей стихов, «Присмотрись» и «Разгляди-ка», «Простые истины» и других. Две ее пьесы с успехом шли в свое время в ТЮЗе.

В 1952 году в Чувашском книжном издательстве вышла первая книга В. С. Чаплиной - сборник стихов «Дети». Чаплина окунулась в литературную жизнь с головой. А это, наверное, дало много энергии для того, чтобы в нашей нелегкой жизни выжить, не опустить крылья, а наоборот, расправить их и пытаться, хоть и с трудом, лететь только вперед.

Близких родственников в Чебоксарах у Чаплиной не было. Тем не менее, одинокой Валентина Семеновна себя не считала: были немногочисленные друзья («а их, настоящих, и не должно быть много»); в друзьях числила она и своих юных читателей и слушателей - тех, кто садился к радиоприемникам всякий раз, когда шла передача про бабушку Валю и кота Вездехода.

За активную литературную деятельность в пользу воспитания здорового поколения Валентина Семеновна Чаплина награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧАССР, медалью «Ветерана труда», удостоена пожизненной Премии Президента Чувашской Республики.

Одной из детских библиотек г. Чебоксары - филиалу № 13 Централизованной системы детских библиотек города - присвоено имя Валентины Семеновны Чаплиной.

М.Н.: А как на это среагировала Александра Николаевна?

В.А.: Обиделась и ушла. А потом она пришла второй раз. Я ей подписала и сказала: «Не сердитесь, я не знала, что мама хочет! Я считала, что это все-таки изобретение Вашей мамы, а не Ваше. Я не хотела обижать Вашу маму...»

М.Н.: Александра Николаевна много раз обещала меня привести к Вам, но так и не успела. Она говорила: «Мишуничка, нам с тобой надо сходить к Фельдман. Ты должен обязательно ее увидеть. Это человек, которому я практически обязана всем!»

В.А.: Да, она много раз говорила мне о Вас, о том, что она вырастила достойного наследника их метода. Она говорила: «Мне нужно обязательно Вас с ним познакомить!» Я говорю: «Александра Николаевна, ну так приводите!» Она говорит: «Никак не соберусь!» Так и не привела...

М.Н.: Валентина Александровна! Когда несколько лет назад журнал «Театральная жизнь» брал у Вас интервью, Вы сказали одну потрясающую фразу: «Результаты применения стрельниковской гимнастики блестящи - метод, безусловно, перспективен!» А в чем ее слабые стороны, над чем мне работать в дальнейшем?

В.А.: Слабых сторон нет! А что касается этой фразы, так я и сейчас могу ее повторить. От вашей гимнастики кровоизлияния быстрее рассасываются. Гимнастика улучшает кровообращение, лимфообращение, - и певческие узелки начинают быстрей рассасываться...

Когда я в больнице много оперировала,- очень уставала после операции. Я уходила к себе в кабинет и минут 10 делала стрельниковскую гимнастику. И чувствовала, что я отдохнула. И могла опять оперировать и что-то делать, и хорошо соображать. Она бодрит, она снимает усталость, она улучшает кровообращение мозга. Начинаешь лучше думать и соображать.

М.Н.: Марину Евгеньевну Вы научили всему, что можете сами?

В.А.: Всему, что могу. Но у нее были и хорошие учителя.

Через 2 дня после трагической гибели Александры Николаевны мне домой (в стрельниковскую квартиру) позвонила Валентина Александровна Загорянская-Фельдман и сказала: «Михаил Николаевич, звонит Валентина Александровна. Знаю - Александры Николаевны не стало!.. Хочу Вас видеть - приезжайте!»

У меня дух перехватило, и я не смог удержаться от слез благодарности. Звонила сама Валентина Александровна Загорянская-Фельдман! На следующий день после похорон Александры Николаевны я помчался к ней в Воротниковский переулок рядом со станцией метро «Маяковская». И в течение 11 лет я старался несколько раз в году бывать у нее. Она была непревзойденным хирургом-фониатром, она была уникальным человеком! Так, как видела голосовые связки В.А. Загорянская-Фельдман, не видел никто!

Такие врачи рождаются раз в 100 лет. Дочь знаменитого профессора В.И. Фельдмана, который в 20-е-30-е годы прошлого века лечил всю театральную Москву, она делала невероятные по сложности операции (и не только на голосовых связках). Сохранились магнитофонные записи бесед с ней, сохранились фотографии. И я могу с гордостью сказать: я - счастливый человек, я знал саму В.А. Фельдман!

Какое счастье, что у нее есть дочь, прекрасный хирург-отоларинголог Марина Евгеньевна Загорянская, которую Валентина Александровна всему научила. Так что спите спокойно, господа артисты московских театров (и не только московских): ваши уши, носы и ваши голосовые связки всегда может посмотреть и помочь при любом их заболевании уникальный врач и прекрасный человек, дочь знаменитой В.А. Фельдман - М.Е. Загорянская!

Отзыв протоиерея казанского собора на красной площади отца Валентина (в миру - В.Л. Чаплина, врача-фониатра музыкально-педагогического института им. Гнесиных, кандидата искусствоведческих наук)

Александру Николаевну Стрельникову я знаю где-то года с 1967-го. Я очень хорошо помню и ее мать Александру Северовну. Помню: она была такая выносливая, так активно показывала свою гимнастику, у нее так хорошо звучал голос! Хотя ей было уже очень много лет. Она была очень древняя...

Худенькая такая была, но очень шустрая. Некоторые певцы почему-то считали, что Александра Северовна это делает лучше, чем Александра Николаевна. Мне кажется: просто у нее было чувство меры, какая-то интуиция, чутье. Она чувствовала, когда хватит давать нагрузку и надо заканчивать тренировку.

Я приходил к ним домой с Сокольники, сидел, смотрел, как они занимались с певцами. И мне они все это показывали. Кстати сказать, и я в своей педагогической деятельности, и мои ученики тоже применяли их методику. Но, конечно, более упрощенно. Выбирали какие-то одно - два упражнения и пользовались.

И даже одного упражнения было вполне достаточно, и это уже давало результаты. Мы брали саму суть их метода. Многие певцы до сих пор дышат по Стрельниковой. В театре Станиславского и Немировича-Данченко было очень много певцов, которые пользовались этой методикой. У меня дочь до сих пор ее применяет - она занимается постановкой голоса и использует дыхательную гимнастику Стрельниковых.

С теоретической позиции я с Александрой Николаевной часто не соглашался, потому что в отношении лечения болезней у нее был такой, слишком «панацейный» подход. Вполне естественно, что во всяком деле бывают ошибки, осечки. Александра Николаевна была человеком горячим, эмоциональным, очень увлекающимся. Она была, конечно, необыкновенной женщиной: порывистая, с горящими глазами, такая убежденная! Она иногда забывала о возможностях каждого человека. У нее не было вот этой «аккуратности», индивидуального подхода. Это немножечко и портило ее работу. Но я ей говорил об этом, и она, конечно, старалась быть осторожной. Но иногда, увлекаясь, забывала об этом.

С практической стороны я могу сказать много доброго. И это естественно, потому что я видел: были очень хорошие результаты. До последнего дня пребывания в лор-кабинете института Гнесиных я поддерживал Александру Николаевну от всей души. Ее гимнастика приносила пользу очень многим певцам. И то, что А.Н. Стрельникова очень многим помогала, уже стоит того, чтобы ее добрым словом помянуть!

Разбирая бумаги Александры Николаевны, я натолкнулся на толстую пачку официальных бланков со штампом лор-кабинета Гнесинского института. На каждом бланке было написано, что направляется больной такой-то с диагнозом таким-то (у всех больных были проблемы с голосом). Подписаны все эти направления были врачом-фониатром Валентином Львовичем Чаплиным. Это имя я много раз слышал от самой Александры Николаевны, от больных, которые приходили к нам лечиться.

С самим известным фониатром мне довелось увидеться уже после гибели моей учительницы. В.Л. Чаплин был в числе тех немногих врачей, которые всегда, несмотря ни на что, честно и открыто поддерживали А.Н. Стрельникову. В то время, как официальная медицина в лице чиновников из Минздрава не только не признавала «парадоксальную» дыхательную гимнастику, но даже относилась к ней откровенно враждебно. Благодаря свидетельству о полезности, подписанному В.А. Загорянской-Фельдман и В.Л. Чаплиным, Александра Николаевна Стрельникова получила авторское свидетельство на свою гимнастику. И это «авторское» в течение 16 лет было единственной защитой А.Н. Стрельниковой, не позволявшей Минздраву ее растоптать.

Низкий Вам поклон за мою учительницу, дорогой Валентин Львович!

Заключение врача-фтизиопульмонолога высшей категории, кандидата медицинских наук, заслуженного врача России Н.Д. Егоркиной

В связи с растущей популярностью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в последние годы вокруг нее складывается, на мой взгляд, нездоровая обстановка. Вышло несколько книг различных авторов, в которых искажается суть этого метода лечения. И мой долг - не только как врача, но и как близкой подруги Александры Николаевны Стрельниковой - дать оценку происходящему.

Я неоднократно была свидетелем лечебных занятий, которые проводила А.Н. Стрельникова. Должна отметить, что дыхательная гимнастика, изобретенная Стрельниковой, не так проста, какой может показаться на первый взгляд. Поэтому методист, применяющий с больными этот метод лечения, должен не только владеть безупречной техникой выполнения упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, но и иметь еще большой стаж практической работы по этой системе.




Top