Методическая разработка (группа) на тему: Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования. Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду

Наталья Полякова
Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»

Цель : расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования , как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи :

Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – молоком , пеной для бритья;

Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании ;

Повысить уровень мастерства педагогов .

Методы и приёмы : репродуктивный, практический, словесный, наглядный.

Оборудование : дидактические средства - рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования ; столы, стулья для педагогов ; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, пена для бритья, клей ПВА, прозрачные тарелочки, зубочистки, мокрые салфетки на каждого педагога ; аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования » , CD – проигрыватель, проектор, ноутбук, флешь – носитель.

Предварительная работа : изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.

Ход мастер – класса :

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка : творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности .

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник , о которых сегодня я хочу вам рассказать.

1. Рисование на фольге .

Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками , кисточками, ватными палочками.

2. Рисование зубочистками на клее ПВА.

Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.

Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.

3. Рисование на молоке .

Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты :

Цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;

Разведенные в воде пищевые красители;

Плоская тарелка или неглубокий лоток;

Жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды.

Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов.

Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.

Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.

Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.

4. Клей для создания 3D эффекта.

Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Его или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности.

5. 3D рисунки.

3D для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным. Самое простое 3D изображение, которое под силу даже самому маленькому крохе, - это рисунок ладошки.

Для работы мы берем лист плотной бумаги белого цвета, простой карандаш, ластик, черный фломастер и цветные карандаши . Вначале мы обводим раскрытую ладошку малыша простым карандашом, чтобы получился только ее контур. Его ни в коем случае нельзя обводить, иначе не получится объемный эффект!

Теперь заштриховываем все пространство листа, кроме того, что занято ладонью, горизонтальными линиями на равном расстоянии друг от друга. В результате у нас получается заштрихованный лист бумаги с ладошкой.

Ладошку мы штрихуем тем же черным фломастером , что и фон, но не горизонтальными линиями, а выпуклыми, соединяя их края с краями горизонтальных линий за пределами контура ладони.

Промежутки между линиями, выпуклыми и горизонтальными, раскрашиваем при помощи цветных карандашей в произвольной цветовой гамме. Наш рисунок готов, осталось повесить его на стенке и отойти на небольшое расстояние, чтобы эффект объема стал заметным. Как видите, такая техника создания объема довольно проста, ее можно использовать при изображении любого другого предмета, и когда ребенок ее освоит, ему будет проще дальше продвигаться в увлекательном занятии 3D рисованием .

6. Рисунок по соли.

Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.

Проведение электронной физкультминутки для педагогов «Веселая мышка» .

7. Рисование пеной для бритья .

Рисование пеной для бритья - процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию , расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

«Объёмные» краски

Вам понадобится : 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + краски.

Сначала необходимо смешать клей и краску, затем добавить пену для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или (и) проявить фантазию - придумать рисунок самостоятельно.

Совместное рисование с педагогами пеной для бритья в технике «Объемные» краски на свободную тему.

«Тюбик»

«Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик) . Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

Для приготовления массы для лепки нам понадобятся :

400 грамм крахмала + 100-200 грамм пены + краски

Все хорошо перемешать руками до получения комочков (материал похож на творог крупинками или мокрый песок) . После игры не выкидывайте массу для лепки, а высыпьте ее в обычный пакет или сделайте игрушку для развития мелкой моторики рук.

Для создания игрушки вам понадобится масса для лепки, воздушный шарик, воронка, палочка для проталкивания липкой массы.

8. Пуантилизм для детей.

Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной , и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей.

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками» . Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Я предлагаю вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров ) . Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

10. Гризайль (франц. Grisaille от gris - серый) - вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета. То есть вся работа выполняется исключительно краской одного или двух цветов, но разной тональности (где-то бледнее, где-то темнее, ярче) .

11. Фроттаж

Техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани, эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша) .

Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев.

Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Плотный материал не подходит для фроттажа. Лучше работать с писчей бумагой, применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее – тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении – эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью : следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант : чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины, а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

12. Зентангл и дудлинг.

Сочетание (зендудлинг) техники рисования , в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности .

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.) . В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг» , что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования . Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии) . Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету , и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Заключение

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования . Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование , развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Используемые интернет - ресурсы :

ttp://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/kak-my-risovali-penoj.html

https://www.babyblog.ru/community/post/education/1711457

http://vk.com/wall-2756772_88621

http://www.supersadovnik.ru/masterclass.aspx?id=1113

http://mamamozhetvse.ru/igry-s-penoj-dlya-britya.html

http://moreidey.ru/tvorcheskie-igryi/risovanie-penoy-dlya-britya.htm

https://www.babyblog.ru/user/Liolik33/91943

http://magicaldecor.ru/puhlyie-kraski/

Название: Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования цветными опилками»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Мастер-классы в ДОУ, Методические разработки для педагогов ДОУ

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ № 10 города Сызрани
Месторасположение: город Сызрань, Самарская область

МАСТЕР- КЛАСС
«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЦВЕТНЫМИ ОПИЛКАМИ»

Данный мастер — класс предназначен для педагогов и родителей

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев,
от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Рисование и занятие творчеством – одно из самых любимых занятий детей и взрослых. И я этому не исключение. Сегодня педагоги и родители проявляют истинную изобретательность в выборе и придумывании различных оригинальных способов творчества. Здесь главные критерии – новизна, увлекательность, удовольствие от процесса и интересный результат.

Одна из таких удачных находок – «рисование цветными опилками» . Материал прост и совершенно экологичен, опилки разных размеров можно приобрести в магазине и легко приготовить самостоятельно в любом количестве. Опилки можно окрасить в любой цвет и, в зависимости от их размера, получить разную текстуру – от мелко-бархатной до крупно-лохматой. Это позволяет значительно расширить диапазон выразительности творческих работ.

Цветные опилки – материал, который позволит ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и отдохнуть от трудных занятий и настроиться на «спокойную волну». Наблюдая за тем, как пересыпаются цветные крупинки, ребенок учится сосредоточенно и вдумчиво работать.

Рисунки цветными опилками выглядят, как настоящие произведения искусства, несмотря на то, что их изготовление не составляет больших трудностей.

Рисование цветными опилками – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество. При работе с опилками задействованы одновременно зрительный и кинестетический каналы восприятия. Полимодальная работа приводит к целостному восприятию мира. И сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только детей, но и взрослых. Попробуйте и убедитесь сами!!!

Как приготовить цветные опилки

☼ Подготовить опилки нужного «размера». Чем мельче, тем выразительнее и эстетичнее получится работа. При необходимости, опилки можно просто просеять через сито или дуршлаг.

☼ В миску поместить гуашь или пищевой краситель нужного цвета и немного развести водой до достаточно яркой концентрации.

☼ Поместить опилки в раствор, перемешать до полной пропитки.

☼ Выложить на бумагу или поднос и поставить сушиться в сухое место.

☼ После окончательного высыхания, поместить творческий материал в прозрачные баночки.

Как рисовать цветными опилками

Для детей младшего возраста лучше использовать готовый контурный рисунок. Бархатная бумага – идеальная основа для работы.

☼ Старшие дети могут проявить самостоятельное творчество, выбрать трафарет и обвести его или создать самостоятельный рисунок. Можно ребенку дать совет, что крупные фрагменты будут выглядеть выразительнее.

☼ Для детей 2-3 лет воспитатель сам наносит клей на нужный фрагмент рисунка. Дети постарше учатся сами «закрашивать» кисточкой с клеем нужный для окрашивания фрагмент. Для начала используем только один цвет опилок, приобретая навык техники. А затем можно создавать и комбинированные цветовые аппликации из опилок разного цвета.

☼ Посыпать опилками нужно так: пальчики держим щепоткой, высыпаем струйкой, как соль. Показывайте детям захват четырьмя пальцами, а не двумя. После того, как рисунок засыпан опилками нужного цвета, излишки нужно стряхнуть на тарелочку. А на листе остаются четкие и ровные «закрашенные детали».

☼ То же проделываем с остальными фрагментами рисунка поэтапно, меняя цвет.

Чем полезно рисование цветными опилками для детей

Рисуя опилками, ребенок создает удивительный цветной мир, развивая фантазию и воображение.

☼ Рисуя опилками, ребенок развивает мелкую моторику и координацию движений, так как высыпать из щепотки цветные опилки нужно «прицельно» и аккуратно.

☼ Рисуя опилками, ребенок становится внимательнее и аккуратнее, так как от этого зависит качество произведения.

☼ Рисуя опилками, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: древесные опилки приятны на ощупь, послушны творцу.

Цель мастер-класса :

  1. Распространение и передача педагогического опыта, обучение техники рисования цветными опилками.

Задачи мастер-класса:

1. Повышение профессионального мастерства педагогов.

2. Знакомство педагогов и родителей с техникой рисования цветными опилками.

Ход мастер-класса:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда».

2017 год считается годом экологии, а символ этого года Петух. И сегодня я представляю вашему вниманию мастер класс по рисованию цветными опилками уникального, яркого, голосистого Петушка!

«Не будильник и не мама,

Поднимает утром рано.

Будит Петя-петушок,

Чтобы солнышко встречали,

Вместе с солнышком вставали»

Для рисования цветными опилками нам потребуется:

  1. Древесные опилки
  2. Гуашь
  3. Емкости для окрашивания и сушки опилок
  4. Кисти, стека
  5. Клей ПВА
  6. Бумага или распечатанный рисунок
  7. Влажные салфетки
  8. Лак для волос
  9. Рамка

Пошаговый процесс рисования цветными опилками

1 шаг. Вначале необходимо просеять опилки через сито или дуршлаг (чем мельче опилки, тем картина получится аккуратнее) .

«Умелые ручки, разгонят все тучки,
Сошьют, нарисуют, приклеят, просеют.
Слепить, сварить или просто пожарить,
Всё могут они, их недаром так хвалят»

2 шаг. Затем нужно окрасить опилки в нужные цвета. Для этого гуашевую краску разведем водой и поместим в получившуюся жидкую краску опилки. Будем добавлять опилки до тех пор, пока вода при нажатии на опилки не будет выделяться. Дать пропитаться опилкам 15-20 минут.

«Все могут умелые ручки, их недаром все хвалят,

Умелые ручки – так зовут их недаром»

3 шаг. Окрашенные опилки раскладываем на тарелочки или листы бумаги для высыхания. После высыхания раскладываем цветные опилки по контейнерам.

«Ушла зима надолго, а с нею холода,

Но рученькам умелым не скучно никогда»

4 шаг. На картоне нужно выполнить набросок простым карандашом или взять готовую раскраску.

«Посмотри, какие штучки

Могут делать наши ручки!

Ловко пальчики, как ножки,

Пробежались по дорожке»

5 шаг. Затем готовим весь необходимый материал для работы: клей ПВА, кисточку для клея (для живописи не подходит, нужна грубая щетина) , стеку и окрашенные опилки.

«Возьмем цветных опилок мы и клея ПВА чуток,

И оживет, и запоет

6 шаг. По контуру рисунка, частями, наносится клей ПВА методом «прикладывания кисточки» по форме предмета и тут же посыпаются опилки нужного цвета, держа и растирая их подушечками пальцев. Затем можно добавить опилки дополнительного цвета для оттенка. (растирать опилки нужно обязательно, чтобы они были рыхлыми и «пушистыми» и + для массажа подушечек пальцев. Нанесенные опилки не трогать до приклеивания их к картону.

«Ручки глянули в окно:

Петушок клюет зерно.

Улыбнулись: «Ну и что же?

Мы клевать умеем тоже!»»

7 шаг. Для большей передачи объема, клей наносится поверх приклеенных опилок (примерно через 15-20 мин) небольшими капельками и сразу посыпаются опилки желаемого цвета.

8 шаг. Фон картины можно выполнить опилками естественного цвета, нанося клей широкими мазками (при таком нанесении остается малое кол-во клея на картоне — приклеится мало опилок). Пробелов (цвета картона) в рисунке предметов не должно быть. Клей наносить кистью в большом количестве каплями или мелкими мазками на предметы рисунка, но не в виде лужицы.

9 шаг. Готовую работу оставляем до полного высыхания, а затем закрепляем лаком для волос.

«А когда устали бегать —

Захотели пообедать:

Вмиг колечками сложились,

И баранки получились»

10 шаг. Можно поместить работу под стекло и оформить в рамку.

«Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

А мы с вами взяли в руки кисти и цветные опилки,

И немного фантазии и волшебства,

И нарисовали такое, что нам и не снилось,

Только чтобы на свете жила красота.

ЧТОБЫ ТОЛЬКО СИЯЛИ УЛЫБКАМИ ЛИЦА,

ТОЛЬКО ЧТОБЫ НА СВЕТЕ ЖИЛА КРАСОТА»!!!

ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!

Валентина Мелихова

Мастер – класс для воспитателей

«»

Подготовила Мелихова В. Х.

«Ваза с сиренью»

Вид деятельности :

Нетрадиционная техника рисования (рисование по сырой бумаге , набрызг, рисование мятой бумагой , листья – штампы из картофеля).

Цель :

Учить рисовать сирень , передавая характерный образ, развивать эстетический вкус.

Задачи :

совершенствовать технические приёмы рисования ;

учить рисовать фон и соцветия , применяя несколько оттенков краски;

закреплять умения смешивать краски, получая новый цвет;

развивать творческие способности;

воспитывать любовь к природе .

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу показать мастер – класс по нетрадиционной технике рисования . В нашей работе мы будем использовать несколько видов техники нетрадиционного рисования . А именно : рисование по сырой бумаге , набрызг, рисование скомканной мятой бумагой, картофельные штампы - листья.

Для работы нам понадобится :

2 листа бумаги размером А - 4

Карандаш

Мятая бумага

Печати из картофеля



Сначала я подготовила и вырезала на листе трафарет в форме вазы.


Берем большую кисть и белую гуашь смешанную с водой. Хорошо закрашиваем лист белой краской (лист должен быть хорошо смочен) .


Макаем кистью в синюю гуашь с водой, проводим горизонтальные полосы.

Макаем кистью в желтую или розовую гуашь с водой, и чуть ниже синей, проводим горизонтальные полосы.

Для плавного перехода смочим кисть водой, и хорошо размажем в горизонтальном направлении. Рабочий лист должен быть хорошо влажным. Оставляем бумагу для полного высыхания.


Прикладываем трафарет на фон и с помощью «набрызга» изображаем вазу.


Аккуратно убираем трафарет. Уже готов фон и ваза.


Следующий этап – сирень.

Берем бумагу, мнем и превращаем в шарик, обмакиваем в сиреневый цвет, ставим отпечатки в форме сирени.

Следующий шарик обмакиваем в синий цвет, ставим отпечатки в форме сирени.

Следующий шарик обмакиваем в белый цвет, также ставим отпечатки в форме сирени. Получился красивый букет только нужно дорисовать листья .



Все, наша работа готова. Остается вставить работу в рамку.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой салфеткой «Зимний лес» В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев». Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру» Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «Эбру» Цель: Познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования Эбру.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста» Цель мастер-класса: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию, мы используем нетрадиционные техники рисования. Ведь рисование нетрадиционными техниками.

Мастер-класс: нетрадиционная техника рисования «батик» «Позову я бабушку в лесочек погулять» Мастер – класс: нетрадиционная техника рисования «батик» «Позову я бабушку в лесочек погулять» Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение.

Мастер-класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет. Назначение мастер - класса: В.

Алексеенко Галина Михайловна

Цель : расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисования солью.

Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании.

Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования. Столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, клей, соль, клей ПВА, колесики разного размера, салфетки на каждого педагога.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые колеги. Тема сегоднешнего мастер-класса: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству». Разрешите, я вам расскажу немного о них.

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Мы в детстве часто рисовали

Обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало –

Мы рисовали на стекле.

Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

Щетка старая зубная

Соль и свечка восковая.

Из-под спичек коробок

И засушенный листок.

А петух и осьминожка

Получаются ладошкой.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем,все отмоем

И ладошки ототрем.

И рисунками своими

Полюбуемся потом.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей.

Сегодня я предлагаю вам побыть художниками-пейзажистами и постараться нарисовать весенний пейзаж, используя в работе несколько техник нетрадиционного рисования. А начнем мы с вами с метода

Рисование солью.

Для рисования необходимы: цветной картон, клей ПВА, мелкая соль, акварельные краски.

1. Нарисовать рисунок клеем. След-полоска от клея должна быть широкой.

2. Засыпать рисунок солью,

3. Немного подождать и стряхнуть лишнюю соль с рисунка

Изображение просто сказочное! Можно оставить и так, например, зимняя тематика.

4. Раскрашиваем акварелью. Можно дождаться высыхания, а можно рисовать и по - мокрому.

Цвет наносим «Точечно», соль сама впитывает цветную воду,потому кисть должна быть достаточно мокрой.

Результат виден сразу и сам процесс рисования очень интересен.

1. Берем печаток в виде колесика, любого размера.

2. Обмакиваем в краску нужного оттенка, лишнюю краску акуратно стряхиваем

3. Прокатываем по листу под деревом в любом направлении

Какая поляна без цветов.

4. Рисуем цветы методом тычка . Обмакиваем ватную палочку в краску любого цвета и наносим тычки вокруг серединки.

5. Листья на стебле рисуем кистью, прикладывая ее к листу.

Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес?

Где вы можете их использовать?

С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться?

Уважаемые,коллеги! Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер- классе, за чудесные картины. Благодарю за сотрудничество!

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 комбинированного вида Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Подготовила: Меренкова А.И. воспитатель г. Одинцово, 2017г.

2 Цель: расширение знаний педагогов по художественно-эстетическому развитию через знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования; научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании (рисование молоком, пеной для бритья); повысить уровень мастерства педагогов. Методы и приёмы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный. Оборудование: дидактические средства - рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, пена для бритья, клей ПВА, прозрачные тарелочки, зубочистки, мокрые салфетки на каждого педагога; аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования», CD проигрыватель, проектор, ноутбук, USB носитель. Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования. 1. Теоретическая часть. Ход мастер класса: Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов. Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности. Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник, о которых сегодня я хочу вам рассказать. Рисование на фольге. Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками.

3 Рисование зубочистками на клее ПВА. Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками. Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку. Рисунок по соли. Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.

4 Пуантилизм для детей. Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной, и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей. Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем. Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов. Я предлагаю вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание. Зентангл и дудлинг. Сочетание (зендудлинг) техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности. ДУДЛИНГ (от английского doodle бессознательный рисунок) это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий

5 «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры не важно. Главное получить удовольствие от процесса рисования ЗЕНТАНГЛ (от zen уравновешенность, спокойствие и rectangle прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др. Фроттаж Техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани, эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша). Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев. Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра. Плотный материал не подходит для фроттажа. Лучше работать с писчей бумагой, применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно

6 попытаться штриховать в разном направлении эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант: чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины, а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга. Проведение электронной физкультминутки для педагогов «Веселая мышка». 2. Практическая часть. Рисование на молоке. Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты: цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее; разведенные в воде пищевые красители; плоская тарелка или неглубокий лоток; жидкое мыло или средство для мытья посуды. Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды. И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением. Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов. Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты. Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный

7 опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок. Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров. Совместное рисование с педагогами. Рисование пеной для бритья. Рисование пеной для бритья процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций! «Объёмные» краски Вам понадобится: 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + краски. Сначала необходимо смешать клей и краску, затем добавить пену для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или (и) проявить фантазию - придумать рисунок самостоятельно. Совместное рисование с педагогами пеной для бритья в технике «Объемные» краски на свободную тему. «Тюбик» «Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик). Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок. Заключение. Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму. К тому же Занятия нетрадиционные Включают множество идей. Порою провокационные, Но интересны для детей. В них необычно сочетаются Материал и инструмент. И все прекрасно получается, И равнодушных точно нет! Спасибо всем участникам мастер-класса! Надеюсь, материал был для вас полезен и интересен!

Открытый просмотр изобразительной деятельности по теме «Орнамент» способом штампования (старшая группа). Взаимосвязь в работе воспитателей и дефектолога в процессе продуктивной деятельности. Воспитатели:

Отдел образования администрации Тонкинского района Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Мастер-класс Создание

Зимние рисунки для детей Зимой взрослые и дети много времени проводят дома, поэтому появляется больше возможностей для того, чтобы заняться творчеством. Зима - очень красивое время года. Попробуйте передать

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Ю.А. Бревнова (аспирант), Н.П.Ходакова (к.п.н., доцент) КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г.москва, Центр образования 2402, г.москва, МГГУ им.м.шолохова Построение образовательного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 61 «Семицветик» Аквариумные рыбки Конспект НОД по изобразительной деятельности с детьми старшей группы.

Развивающая литература для детей от рождения и до школы Об издательстве Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» ведущее специализированное педагогическое издательство в области дошкольного образования. По книгам

Методическое пособие: «Граттаж. Методы и приемы рисования» Методическое пособие преподавателя МБОУ ДОД «Детская художественная школа 2» Борзовой Натальи Анатольевны Предлагаемое пособие подготовлено на

Уважаемые коллеги и друзья! 1-2 декабря 2015 года Представительство Россотрудничества в Словении проводит образовательные события для руководителей и педагогов русских школ, а так же для детей и их родителей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Красноярск, пр. Мира, 44 www.24centre.ru e-mail: [email protected]

Конспект занятия по теме «Составь фигуру из квадрата» объединение «Художественное конструирование и моделирование» Выполнила педагог дополнительного образования Артамонова Е.В. г. Ожерелье 2016г. Тема:

Декорирование кухонной лопаточки в технике декупаж. Мастер-класс с пошаговым фото и описанием. Автор: Литвинова Юлия Александровна, педагог дополнительного образования ГБДОУ 17 Колпинского района г. Санкт

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Белая береза под моим окном» Старшая группа

ГУО «Вилейский районный центр дополнительного образования детей и молодежи» Мастер-класс «Флористический коллаж в стиле «Терра» Составитель: Узгорок М.И., педагог дополнительного образования детей и молодежи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники исполнения для детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка».

Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по проведению творческого испытания, профессионального испытания по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн «11» ноября 2015 г. Программа творческого испытания

Конспект НОД в старшей группе «Наша любимая мама» Тема: «Наша любимая мама». Автор: Торощина И.Ю. воспитатель I квалификационной категории. Тип: интегрированное. Образовательные области: «Художественное

ÓÄÊ 689 ÁÁÊ 37.248 Á 26 Äèçàéí îáëîæêè, ìàêåòà è âåðñòêà Âàñèëèÿ Ìàëüöåâà Àðò-ñòóäèÿ «Æèâàÿ ñêàçêà» êîëëåêòèâ òâîð åñêèõ ëþäåé. Ìû ïðîâîäèì ìàñòåð-êëàññû äëÿ äåòåé è âçðîñëûõ íà ïðàçäíèêàõ è êîðïîðàòèâíûõ

МБОУ Средняя общеобразовательная школа 2 г. Ливны ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ Тема: Техника акварели - «мазками» Творческая (коллективная) работа «Букет настроения» Подготовила:

Декоративная графическая композиция. Стилизация форм животного мира. Цели: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии; - научить учащихся принципам

Конспект НОД в старшей группе «Рябинка» Воспитатель: Новоженова Мария Александровна Художественное творчество («Рисование») Тема: «Рыбки для нашего аквариума» (нетрадиционная техника «тычок») Доминирующая

«Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Тема урока: Украшения и фантазия. Кружевные узоры. Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично-

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» БУМАГОПЛАСТИКА, ОРИГАМИ Пояснительная записка Бумагопластика - это развивающая программа, направленная на раскрытие в ребёнке творческой личности,

Обучение технологии работы гуашевыми красками на уроках изобразительного искусства в начальной школе Астапова Наталья Евгеньевна Учитель ИЗО и технологии МБОУ «Гимназия 3», г. Дубны Московской области

60Материалы УРОК 16 Рисунок акварелью и солью Подготовка. Придумайте тему картины. Соль с акварелью на бумаге дает интересный эффект как будто светящиеся пятнышки, поэтому пусть на вашей картине будут

МДКОУ «Детский сад 2 «Сказка» Проектная деятельность «Изготовление красок в условиях детского сада» Подготовила: воспитатель по ИЗО Малышева Е.В Апрель 2016 год. Тема проекта: «Изготовление красок в условиях

Дополнительная общеобразовательная программа «Изонить» Пояснительная записка Направленность программы: художественно-эстетическая. Программа по декоративно-прикладному творчеству «Изонить» предполагает

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ Тетрадь для занятий с детьми 6 7 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Технологическая карта Название практики для детей подготовительной группы: «Бумажная флотилия» Возраст детей: 6-7 лет Цель: научить детей складывать из бумаги, методом оригами, разные виды лодочек и корабликов

Арт-студия. Занятие 7. Маска для Хеллоуина. Цель: профилактика детских страхов, развитие творческого мышления. Материалы: цветные камешки (можно вырезанные круги из картона или слепленные камешки из соленого

Мастер-класс для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов Ильина Наталья Александровна музыкальный руководитель. МБДОУ 296 г. Красноярск Музыкальные инструменты для маленького ребенка

ГБОУ СОШ 2012 (дошкольное подразделение) Конспект интегрированного занятия по теме «День рождения кошки Мурки» для детей 4-5 лет Воспитатель: Мезенцева Елена Михайловна Конспект интегрированного занятия

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» КОНСПЕКТ занятия по изобразительной деятельности Тема: Рисование портрета. (Подготовительная группа) Воспитатель

Урок 2 ГУБЫ. Коррекция губ. Губы наиболее важная часть лица после глаз. Для того чтобы сделать губы более выразительными, нужно знать все способы коррекции. Естественную линию губ можно уменьшить или увеличить

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 10 «Ручеѐк» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Министерство образования науки Краснодаского края Государственное бюджетное образовательное учреждение «Новороссийский социально-педагогический колледж Краснодасрского Края» Отделение дополнительного образования

Рисование на компьютере в программе Paint Paint это стандартная программа для рисования на компьютере. Она проста в обращении. В неё можно научиться рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять

МДОУ «Детский сад 5 общеразвивающего вида» МАСТЕР - КЛАСС О. А. Шебалина г. Ухта 2016 г. Я, Шебалина Ольга Анатольевна. Работаю воспитателем МДОУ «Детский сад 5 общеразвивающего вида». В 1984 году закончила

П Р О Е К Т «Рисование картин песком на стекле» Проект: «Рисование картин песком на стекле» с детьми 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности 1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Классическая гимназия 39» Центр дополнительного образования «Творчество» Мастер-класс «Чудо на ладошках» (в технике «пластилинография»)

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Возраст: 2 мл, группа. Тема: Сенсорное развитие ребенка Подготовила: воспитатель Беликова Л.Н. Цель мастер-класса: заинтересовать родителей осуществлять




Top