Методическая разработка по музыке на тему: Портрет в музыке. Музыкальный портрет

Музыкальные портреты персонажей оперы

Исследователи сходятся в том, что литературный текст и музыка оперы «Санктпетербургский гостиный двор» находятся в соответствии, удивительном для развития искусства того времени . Музыка вторит высказываниям героев комедии, умело воспроизводит интонации живой речи - выкрики купцов и покупателей в торговых рядах. По этому поводу интересно замечание Левашёвой. Она считает, что музыкальный язык оперы «представляет собой интерес как один из первых замечательных опытов создания речитативного, декламационного вокального стиля» .

В опере невероятно большое для того времени число персонажей - 23 1 . Многие из них получают самостоятельную характеристику. Такое обилие действующих лиц затрудняет анализ портретов действующих лиц оперы. В связи с этим для большего удобства изложения персонажи будут объединены по принципу значимости в группы. В первую очередь следует выделить главных героев, вокруг которых завязывается основной конфликт оперы. Это купец Сквалыгин и подьячий Крючкодей. К ним примыкает жена Сквалыгина - Соломонида и дочь Хавронья. Таким образом, в группу первостепенных персонажей, которым будет посвящен второй параграф основной части, попадают представители одной семьи (если считать, что Крючкодей жених Хавроньи).

Вторую группу персонажей составляют прочие представители купеческой среды. Это должники Сквалыгина торговцы Перебоев, Проторгуев, Разживин и Смекалин. Сюда же относится племянник Сквалыгина купец Хвалимов, а так же такие второстепенные герои как Офицер Прямиков, должница Щепеткова, заимодавица Крепышкина, вдова с детьми и другие эпизодические персонажи.

Музыкальные портреты главных героев оперы

Ведущий персонаж оперы, вокруг которого завязывается основная интрига - купец Ферапонт Пафнутьевич Сквалыгин. Из двадцати номеров, обрисовывающих жизнь и быт купечества, Сквалыгин участвует в двенадцати 1 . При этом у него три сольных высказывания, которые дают герою разностороннюю характеристику.

Все три арии сходны по музыкальным средствам выразительности. Их объединяет подвижное течение музыки, размер 2/4 и тональность Соль мажор. Музыкальные темы интонационно близки друг другу 2 . В ариях за счет двухдольного метра и упругого ритма раскрываются волевые качества купца, его живой, деятельный характер, направленный на обогащение. Тональное единство в данном случае не содержит какого-либо семантического смысла. Скорее всего, тональность Соль мажор была удобна для первого исполнителя партии Сквалыгина.

Первая ария купца «Режь потоне ломоточки», по мнению Левашёва, представляет собой «арию действия». Сквалыгин дает наставление жене перед приходом гостей на свадьбу, обучая её бережливости. Музыкальное решение этого номера является типичным для комических персонажей оперы buffa. Использование коротких речевых реплик, повторение непритязательной мелодии, выдержанной в ровных длительностях, и быстрый темп создают комедийный эффект. При этом наблюдается соответствие между словом и музыкой - мелодико-ритмические акценты приходятся на ключевые слова текста:

В тот момент, когда в дом к купцу приходят должница Щепеткова за оставленным в залог серебром и заимодавица Крепышкина, Сквалыгин поёт арию «Вот каков стал ныне свет». Это сольное высказывание героя обладает всеми признаками «арии обличения». Выбранный неторопливый темп Moderato подходит для выразительного, возмущённого монолога. В мелодии Сквалыгина появляется пунктирный ритм. Фаготы и первые скрипки дублируют мелодический и ритмический рельеф вокальной партии. Герой старается изобразить искреннее удивление и разочарование по поводу царящей в мире «несправедливости»:

Но такое звучание имеют только первые две фразы, далее на слова «Баламутит нас речами» появляется уже знакомая по первой арии буффонная скороговорка, и весь налёт серьёзности и негодования исчезает:

Под двадцать шестым номером звучит ещё одно сольное высказывание Сквалыгина - ария «Всяк умей-ко так прожить». Она принадлежит к распространённому в оперной литературе XVIII века типу «арии-характеристики». Здесь герой сам рассказывает о себе, излагая свою жизненную позицию. Музыка этого номера задорна и беззаботна. В её основе лежит танцевальный ритм краковяка с характерным смещением акцентов с сильной доли на слабую. На протяжении всей арии последняя восьмая такта подчеркивается яркой динамикой и трелью у первых скрипок. Валторны почти всегда вступают на вторую восьмушку такта и выделяют слабую долю яркой звучностью (Forte):

Таким образом, все три арии Сквалыгина сходны по музыкальным средствам выразительности. Их объединяет подвижное течение музыки, размер 2/4 и тональность Соль мажор. Музыкальные темы интонационно близки друг другу 2 . В ариях за счет двухдольного метра и упругого ритма раскрываются волевые качества купца, его живой, деятельный характер, направленный на обогащение. Тональное единство в данном случае не содержит какого-либо семантического смысла. Скорее всего, тональность Соль мажор была удобна для первого исполнителя партии Сквалыгина.

Меткие штрихи к портрету Сквалыгина вносят ансамблевые сцены. Вообще ансамбли преобладают в опере (12), Сквалыгин участвует в девяти из них. Большая их часть - это «ансамбли ссоры». Таковы, например, сцены Сквалыгина с барынями (I д. № 9), с бедными торговцами (III д. № 19, 20) и два дуэта с Хвалимовым (I д. № 3, 4).

Два названных выше ансамбля Сквалыгина и Хвалимова из первого действия содержательно и драматургически близки арии богатого купца из третьего действия «Всяк умей-ко так прожить». Можно сказать, что они предвосхищают это сольное высказывание, потому что в споре с Хвалимовым впервые сформулированы жизненные позиции Сквалыгина.

Дуэт «Постыдися, разступися» стремительно развёртывается. Вокальные партии участников ансамбля интонационно близки. Начальная фраза Хвалимова повторяется Сквалыгиным на другой высоте, далее в их партии проникают выразительные речитативные интонации яростного спора. Подобное мелодическое единство говорит о том, что герои испытывают одно и то же чувство изумления и несогласия с мнением друг друга.

Несколько иную музыкальную характеристику получает Сквалыгин в трио «Мы станем лишь смотреть и веселиться», так как в ансамбле участвуют его единомышленники - жена Соломонида и будущий зять Крючкодей. Герои воодушевлены общей идеей обогащения, но и в данной ситуации Сквалыгин несколько противопоставляется остальным участникам ансамбля. Эта разобщенность намечается во втором предложении начального периода, где Сквалыгин вступает позже остальных и поет общий текст, но с опозданием:

Яркое проявление подобный приём находит в среднем разделе, в котором Сквалыгин сольно исполняет текст, ярко характеризующий его как человека алчного, увлеченного мыслью наживы и богатства 1:

Стану караулить сам,

Спать не буду по ночам.

В том веселье мне забава,

Миллионы чтоб скопить.

Приведённые строки, рисуют портрет человека, для которого смысл жизни заключается в богатстве. Но остальные участники ансамбля считают деньги лишь средством для достижения другой цели, о которой будет рассказано позже, и поэтому не вторят вокальной партии Сквалягина. Однако литературное противопоставление Сквалыгина Соломониде и Крючкодею в средней части номера не находит яркого воплощения в музыке - партии всех участников ансамбля одинаковы

Завершает первое действие оперы трио «Я вперёд вам объявляю», в котором участвуют Сквалыгин и две барыни, пришедшие за своим добром. Сценическая ситуация готовит слушателя к конфликтному разговору - «ансамблю-ссоре». Ремарка espressivo и движение мелкими дробными длительностями в аккомпанементе при быстром темпе Allegro настраивают на напряжённый тон звучания. Сквалыгин рьяно защищает свое богатство, его вокальная партия опирается на звуки трезвучия, что показывает твердость и уверенность купца в своих словах. Во втором разделе ансамбля, где Сквалыгин поочередно обращается к каждой из барынь, в вокальной партии появляется пунктирный ритм. Данный ансамбль выявляет новую грань образа купца как самоотверженного, вплоть до появления комического эффекта, защитника своего богатства.

Второй акт отстраняет конфликт, переводя внимание слушателя в обрядово-бытовую сферу. Но уже в самом начале третьего действия эмоциональная сфера первого акта возвращается. Сюжет разворачивается в торговых рядах Гостиного двора, куда Сквалыгин приходит, чтобы потребовать возвращения долгов с мелких купцов. Две следующие одна за другой ансамблевые сцены «Ну что ж, дружок» и «Дай за лавку мне прибавку», как и предыдущий номер, относятся к типу «ансамбля-ссоры». Но если в трио «Я вперёд вам объявляю» Сквалыгин защищался от нападок барынь, то здесь, чувствуя себя хозяином ситуации, купец сам является зачинщиком конфликта.

Ансамблю «Ну что ж, дружок» не предшествует разговорный эпизод, акт сразу начинается с музыкального номера. Сквалыгин выходит из своей лавки и, поочередно подходя к Разживину и Проторгуеву, заводит разговор о долгах. Под воздействием сценической ситуации, которая развивается в момент ансамблевого пения, складывается очень свободная и органичная форма (чередование пары периодичностей с последующим «замыканием» - ab ab c).

Средствами музыки композитор обостряет конфликтность диалогов, за счет ладотонального противопоставления. Партия Сквалыгина изложена в его «лейттональности» - Соль мажоре. Герой чувствует себя очень комфортно, потому что сложившаяся ситуация ему выгодна. Бедные торговцы как бы подстраиваются под высоту, взятую Сквалыгиным, но нерадостное настроение меняет ладовую окраску их высказывания - они отвечают «угнетателю» в одноименном соль миноре.

Мелодические рисунок партии Сквалыгина строится из коротких реплик, которые «договаривает» оркестр. В основе мелодии лежит мажорное тоническое трезвучие, что придает высказываниям крупного торговца уверенный тон:

Трио Сквалыгина, Перебоева и Смекалина «Дай за лавку мне прибавку» строится по тому же принципу, что и предыдущее, поэтому и средства характеристики богатого купца остаются прежними.

Сквалыгин участвует в трёх крупных ансамблевых сценах: секстете «Бьём челом за угощенье», которым завершается второе действие, секстете из третьего действия «Господа честные» и финальном октете с хором «Царствуй, истина святая». Названные ансамбли являются «ансамблями согласия», они снимают открытую напряжённость «ансамблей-ссор», тормозят развитие действия и два из них выполняют функцию финала. Эти номера дополняют характеристику героя, раскрывая новые грани его образа.

Секстет «Бьём челом за угощенье» относится к разновидности «ансамбля согласия» - «ансамблю прощания». Все действующие лица разделены на гостей, которые благодарят за приём, и хозяев, приглашающих на продолжение свадебного обряда. Стараясь изображать из себя радушного хозяина Сквалыгин, привыкший всех подчинять своей воле, общается с гостями в приказном тоне, а приглашение в его устах звучит угрожающе.

Интересен с точки зрения развития сюжета секстет «Господа честные». Сквалыгин и Крючкодей обращаются к купцам с приглашением побывать на свадебном пиру. Торговцы, находясь в замешательстве - учтивость двух злодеев пугает их - решают, поддаться ли им уговорам опасных людей. В результате сцена становится двуплановой: с одной стороны - приглашение Сквалыгина и Крючкодея, с другой - бурные споры торговцев.

Подводя итог анализу музыкального портрета Сквалыгина, можно сказать, что он получает полную и разностороннюю характеристику. При этом купец представлен в опере не односторонне, качества персонажа раскрываются в процессе действия оперы. Сквалыгин обрисован в различных бытовых условиях, и каждый раз он получает новые музыкальные штрихи к своему портрету. Бережливый хозяин дома, рьяный защитник своего имущества, безжалостный ростовщик - все эти грани образа Сквалыгина имеют музыкальное воплощение. Но можно выделить одну особенность обрисовки данного персонажа - Сквалыгин одинок и противопоставлен всем остальным действующим лицам - мнимые союзники предают его при удобном случае. Возможно, таким образом авторы оперы хотели донести до слушателя простую истину об одном из самых больших богатств на свете - о друзьях. Как гласит народная мудрость: «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

С личностью Сквалыгина по сюжету оперы тесно связан такой персонаж, как отставной регистратор Крючкодей, который также получает в опере яркую разностороннюю характеристику. У него есть два сольных высказывания: это ария «Ах, что ныне за время» и ария из третьего действия «Я нарочно перед вами этот сделал образец».

По сюжету во второй своей арии «Я нарочно перед вами этот сделал образец» Крючкодей похваляется перед Сквалыгиным, как ловко он умеет обманывать людей. По содержанию это высказывание является «арией-характеристикой». Показательно, какими словами Крючкодей характеризует самого себя: «Я крючок. Я сучок. Хамка. Амка. Я волчок. Я придираюсь. Я прицепляюсь». Эти слова сопровождает характерная извилистая мелодия, как бы рисующая «крючки»:

Первая ария Крючкодея «Ах, что ныне за время» близка по типу «арии-жалобе». Скорбная, минорная окраска музыки пародирует стиль лирического высказывания, что создаёт комический эффект. В мелодии повторяется один и тот же оборот, приобретающий навязчивый характер. Сопровождают сольное высказывание Крючкодея флейты, которые своим холодноватым тембром подчеркивают чёрствость и бессердечность персонажа. В тексте содержится намёк на еще один порок не чуждый писцам - пьянство:

Милый мой, кабачок:

Тужит, тужит горелка,

Что писцам мал доход,

Мал и ей стал расход.

Подтверждение этой мысли можно найти в трио «Мы будем лишь смотреть и веселиться». Крючкодей в центральном разделе ансамбля вместе с Соломонидой воспевает богатство как символ безделья и беспробудного пьянства.

В секстетах «Бьём челом за угощенье» и «Господа честные» партия Крючкодея приближается по стилю к высказываниям Сквалыгина, что показывает гибкость и двуличность характера Крючкодея, способного подстраиваться, когда выгодно, под более сильного и властного человека.

Сольные и ансамблевые высказывания Крючкодея очень выразительны и при этом не похожи друг на друга по средствам музыкальной выразительности. Единственное, что постоянно присутствует в партиях подьячего, это нарочито преувеличенная механичность движения музыки в быстром темпе и трехдольном метре. Мелодия с подчеркнуто острой музыкальной интонацией зримо рисует портрет придирчивого, вредного чиновника.

Выразителен музыкальный портрет жены Сквалыгина Соломониды. Почти все вокальные номера, в которых она участвует, обрисовывают её порочное пристрастие к алкоголю. Можно вспомнить замечание бытописателя Пыляева по поводу купеческих жен: «Жёны купцов не пили пива и не играли в шашки, но хозяйка дома свою гостью отводила потихоньку в спальню, как будто для разговора, и подносила ей там по чарочке тайком, пока не напивалась допьяна» .

У Соломониды одно сольное высказывание. Опера открывается разговорным диалогом со Сквалыгиным о предстоящей свадьбе, который перерастает в арию Соломониды «Муженёк мой дорогой».

Ария даёт неоднозначный портрет купчихи. С одной стороны, в общении с мужем она проявляет себя как послушная жена. Мягкие ласково-просительные, как бы извиняющиеся интонации мелодии в сочетании с умеренным темпом и приглушенной звучностью дают характеристику человека, знающего свои «грехи»:

Allegro moderato

Но неожиданно последние слова каждой строфы заканчиваются резким динамическим нарастанием, звучат утвердительно, напористо и настойчиво.

Во второй части арии за счет дробления длительностей (восьмые и четверти сменяются шестнадцатыми и восьмыми) возникает эффект ускорения движения, намечается динамизация развития к концу номера 1 . Оркестр, на протяжении всего номера неспешно следующий за мелодией и оплетающий её подголосками, в заключении звучит ярко на forte.

В комментариях к партитуре указывается, что мелодия арии основана на теме народной девичьей песни «Я по светлице хожу» и заимствована авторами либо из сборника Трутовского, где она помещена под № 27, либо из сборника Львова - Прача (№ 54). О народном происхождении этой темы говорит её неквадратная структура (6 тактов), сама же мелодия, гармонизованная в рамках классической гармонии, теряет народный колорит.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на каноны классицистской драматургии о одноплановости характеристик персонажей, главные действующие лица оперы представлены многогранно. Большей частью они охарактеризованы через сольные вокальные высказывания. Совокупность всех музыкальных характеристик персонажей в ряде сольных и ансамблевых высказываний способствует созданию яркого, выпуклого портрета.

Урок №8 Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

РЕРИХ. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

ГОЛОВИН. Эскиз декорации оперы «Борис Годунов»

Художественно-творческое задание

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Творческие работы обучающихся:

Воронцова Анастасия

Послушав В.А.Моцарта Симфония №6" , мне представился образ девушки нежной, доброй и ласковой.Но вдруг, она чем-то обеспокоена и переживает, но вот узнаёт что-то печальное и грустное.Она расстроена и безмолвна.

Покой в беспокойстве

Где-нибудь на краю этой жизни

На душе моей будет светлее...

И застонут заснувшие мысли...

Уезжай, уезжай же скорее...

Прорываюсь сквозь сердца оконце,

Где душа моя нынче летает...

Обретаю покой в беспокойстве...

Значит снова душа воскресает...

После каждой написанной строчки

Я тебя одного вспоминаю...

После фразы - три вечные точки...

И как свечка тихонько сгораю...

Еле слышно уж жизни биенье...

Только вот не пойму почему...

И смертельно любое движенье...

Я его без остатка приму...

Лорченко Сергей

Прослушав произведение Прокофьева "Танец рыцарей" мне представилась, сухая поляна в вечернее время, где стоит одинокое старое засохшее дерево, а неподалеку большой камень. И вот на этой поляне встречаются два рыцаря, они испепеляют друг друга злыми взглядами, и вот они достают свои мечи из ножей и начинается долгая и смертельная схватка. И рыцарь ранил своего противника прямо в плечо, он медленно падет на землю, но раненный рыцарь находит силы и отважно став он сделал смертельный удар в сердце. Раненый в плечо рыцарь вернулся домой к своим детям и к жене.

Воронцова Екатерина

Послушав В.А.Моцорта Серенаду №13 , мне представился образ сдержанного и решительного человека, который проявляет какую-то симпатию к другому человеку, но старается этого не показывать. Об этом чувстве написано стихотворение:

Любовь к тебе на дне души скрываю,

Но всё равно её не утаишь,-

Во всём сквозит,

И люди замечают,

И даже спрашивают:"Ты о чём грустишь?"

Канэмори Тайра

Ульяна Ломакина

В Симфонии №40 В.А.Моцарта" Полужирное начертание" я «увидела» портрет ребенка, никогда не сидящего на месте. Он скачет, веселится, прыгает, бегает, резвится. Прослушав произведение С.С. Прокофьева «Вальс», я увидела портрет человека тоже очень задорного человека. Его захватывает эта мелодия, он танцует.

Из всех портретов я бы выбрала портрет ребенка. На этом портрете («Симфония №40 В.А.Моцарт») я вижу маленькую девочку, лет 5-7, которая играет. С ее лица не сходит улыбка, она очень жизнерадостна и искренна. Ее глаза будто наполняют окружающий серый мир весельем, глаза как бы зовут нас поиграть с ней, забыться и вернуться на секунду в детство.

Лена Новоселова

Послушав, произведение Моцарта "Плач по любви" , мне представился образ влюбленной пары, которые в ссоре, но очень любят друг друга. Представляется то, как они ругаются: девушка плачет, парень, чуть сдерживая слезы, пытается объяснить ей всю ситуацию. Но она его как будто не слышит. И вот они решают расстаться. Они тяжело переживают это расставание. Но, когда чувства вроде бы прошли и мысли о нем или о ней перестали постоянно блуждать в голове, они пытаются найти замену, но понимают что такой или такого больше на свете нет. В надежде, что он или она простят друг друга, вновь разговаривают и мирятся! В дальнейшем так и хочется представить их счастливыми и с несколькими детишками!

Расстаться можно и любя,

Боль рассосется понемногу,

Но только, обманув себя,

Мы обмануть не сможем Бога.

Это строчки из песни Талькова "Моя Любовь"....

Даня Вершинина

Прослушав произведение Моцарта "Турецкий марш" , я увидела парад, большую яркую толпу людей, с барабанами, трубками, рожками и другими музыкальными инструментами. Мне представился один молодой солдат, стоящий в конце строя, запинающийся, позитивный до жути, веселый, пытается играть на инструменте. И представился другой, совершено противоположенный человеку, сидящий на трибунах, дедушка, дедушка лет восьмидесяти, сидит и у него текут слезы, он смотрит на молодого солдата и видит себя....видит себя в молодости.... Мне представился обычный парад, обычный парад для нашего времени, для того юноши, но очень горький и трогательный для того больного ветерана, защищавшего нашу Родину.

Аня Ивашина

Прослушав композицию В.А.Моцарта "Allegro" , я представила какой-то веселый придворный бал, там танцуют множество знатных людей, они веселятся, разговаривают и едят. Я "увидела" молодого парня, которому приглянулась девушка. Он не решался подойти. Но, осмелившись и набравшись уверенности, он подошел к ней и просил ее руки. И тут..этот самый момент..она согласна. Все их поздравляют, все рады за них.

Когда я послушала композицию С.Прокофьева "Балет Ромео и Джульетта. Танец рыцарей" мне представилась местность, где происходит тот самый танец в исполнении рыцарей. Сначала было некое напряжение, а потом все "спало". Стало спокойнее.

Из этих двух портретов я бы выбрала про рыцарей. Эта грациозная игра скрипки и восхитительная игра органа. Совместимы здесь удивительно! Как я уже писала, там происходит танец рыцарей. Чистое поле. Два рыцаря, перед боем, пускаются в танец. Начиная грубо и напряженно, но продолжая медленно и спокойно. Их грация, их манера исполнения. Мне очень понравилось!

Данил Калачёв

Я прослушал произведение Прокофьева "Танец рыцарей " мне представилось смутное военное время в средние века, колонны рыцарей в кованных тяжёлых доспехах с мечами и копьями, двигаются в бой с чужеземцами. Кони тянут за собой огромные орудия. Дух военного положения представляется благодаря тяжёлым музыкальным инструментам: барабаны, труба. Напряжённость ситуации позволяет понять тревожная игра скрипки. В середине произведения тяжёлая музыка сменяется спокойной лирической мелодией в этот момент мне представились женщины, старики и дети, которые с тревогой и любовью провожают своих героев на войну.

Алешина Катя

Прослушав музыку В.А. Моцарта "Реквием по мечте" , мне представилась ситуация: когда ты идешь к своей заветной мечте, преодолеваешь все трудности на своем пути, но вдруг… все рушится, твоя мечта так и не осуществилась, кажется это конец, ведь это была твоя цель жизни. Но рано или поздно каждая мечта или осуществляется или не сбывается, но мы не должны расстраиваться, если у тебя что-то не получается. Ведь когда мечта сбылась, ты ищешь новую мечту, и делаешь все для ее исполнения, хотя можно даже ничего не делая, мечта может вдруг осуществиться, ведь у всех мечты разные.

Малков Феликс

Я прослушал музыку Родиона Щедрина к балету «Анна Каренина» (последний акт) . Мне представляется женщина, которая в отчаянии мечется, делая выбор между жизнью и смертью, с которой мгновенно закончатся её душевные страдания, её позор и осуждение в обществе. В Анне Карениной зреет какое-то важное решение, и это подчёркивает оркестр, в котором зреет настоящая катастрофа. Сила музыки нарастает, создавая гнетущее чувство, предвещая что-то ужасное. Я представляю женщину, доведённую до предела и отчаянно идущую навстречу смерти, ещё мгновение, и она сделает этот необратимый шаг. В музыке великолепно передано приближение поезда и соответственно неминуемое приближение трагической развязки. И она происходит: последние звуки (скрежет удаляющегося поезда) дают понять, что жизнь Анны Карениной оборвалась.

Большое впечатление произвела на меня музыка Альфреда Шнитке «Полёт», написанная к фильму «Сказка странствий». Я представил человека, парящего над землёй, свободного, влюблённого, желающего достичь своей светлой и чистой мечты. Он как будто машет нам и приглашает за собой, утверждая своим примером, что каждый человек может полететь, если захочет, каждый, в ком есть доброта, надежда, искренность, человеколюбие и сострадание, одним словом, в ком есть душа! Пронзительная (звучание скрипок) и будоражащая (колокола) музыка А.Шнитке, словно магическая палочка, ведет за собой в мир, где царит добро, и воплощаются наши потаенные желания.

Сафронова Наташа

Слушая ораторию «Нагасаки» А.Г. Шнитке пред моим взором проходят ужасные последствия войны, потери, которые наполняли сердца неописуемой грустью потери близкого и дорогого человека.

Для этой композиции. На мой взгляд, как нельзя лучше подходят стихи В.С.Высоцкого «Братские могилы»:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

И признаться, я плачу читая эти строки, слушая эту ораторию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мечта. В волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… А.С. Пушкин Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий. Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь? Какое еще искусство может нарисовать портрет?

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

От красок шумно и светло Я музыку сюда бы ввел, Картины воздух обступили Чтобы они заговорили… С.Тюрин

5 слайд

Описание слайда:

Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев рубежа XVII – XIX веков. Атмосфера портретов переносит нас в мир Росси Пушкинской эпохи. Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. Их женские портреты также чисты и прозрачны, как музыка и стихи романсов. Умные и благородные лица тех, кому посвящали свои поэтические и музыкальные посвящения, запечатлели художники.

6 слайд

Описание слайда:

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. Ф.С. Рокотов (1735-1808)

7 слайд

Описание слайда:

Ф.С.Рокотов Портрет Струйской Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской – самая известная работа кисти Федора Степановича Рокотова.

8 слайд

Описание слайда:

Особое место в творчестве художника Ф.С. Рокотова занимает портрет А. Струйской (1772). Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого: Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок. Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

9 слайд

Описание слайда:

Этот стих является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой». Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом. Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум.

10 слайд

Описание слайда:

Рассмотрите женские портреты русских художников, современников А.С. Пушкина и М.И.Глинки. - Какие черты своих героинь стремились подчеркнуть художники? - Какой из женских образов, запечатлённых в портретах русских художников, по-вашему, наиболее созвучен романсу М. И.Глинки? А вальсу?

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

На этом портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́, из графского рода Толстых. Эта красивая молодая женщина через год после свадьбы скончалась от чахотки. Художник использовал принцип натюрморта – окружение помогает раскрыть образ. Боровиковский показывает не общественное положение Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности. Гармоничное слияние человека с природой характерно для живописи конца XVIII в. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: её чуть склонённая фигура повторяет форму склоненных колосьев, берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

    Класс Тема четверти Можем ли мы увидеть музыку.

Тема урока Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (с использованием здоровьесберегающих технологий)

1. Вход и выход под песню «Я хочу увидеть музыку» Г. Струве.

2.Музыкальное приветствие.

3..«Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

4.«Песня Варлаама» М. П. Мусоргский из оперы «Борис Годунов».

5.Беседа по картине «Протодьякон» И. Репин.

6.Физкультминутка.

7.«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина.

Цель урока: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведений – «Песня Варлаама» М. П. Мусоргского и картины «Протодьякон» И. Репина

Образовательные:

    Развивать внутренний слух и внутреннее зрение как основу развития творческого воображения;

    Дать понятие «музыкальный портрет» на примере «Песни Варлаама»;

    Научить сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства (как разные виды искусства - по- своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание;

    Понимать значение цветовой гаммы, оттенков;

Дать представление о сообществе «Могучая кучка».

Воспитательные:

Развивающие:

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, диски, презентация, выставка детских рисунков, фортепиано.

Технологии: критического мышления, интерактивного обучения, икт.

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения. Для того чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и то же время полезно для здоровья необходимо соблюдать условия:

– Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом.

– Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.

– Все ученики должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, осанкой во время пения, выполнения творческих заданий.

Ход урока.

Эпиграф урока: “Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию” А. Сууман.

    Организация начала урока. Психологический настрой детей на урок.

Здравствуйте ребята. Прежде чем начать урок, посмотрите друг на друга, подумайте о

чем - нибудь хорошем, улыбнитесь друг другу.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Прозвенел для вас звонок, нам пора начать урок! (проводится рефлексия настроения)

Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть красивыми и здоровыми.

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Как ваше настроение?

Ученики: Так же как всегда.

Учитель: Пора нам заниматься.

Ученики: Да, да, да.

Учитель: Вы будете стараться?

Ученики: Так же как всегда.

    П одготовка к основному этапу урока.

Перед тем как перейти к новой теме нашего урока, давайте вспомним тему 3 четверти. « Можем ли мы увидеть музыку?)

Наши уроки объединяет живопись и музыка. На музыкальном языке живописать – значит звуками будить нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы. (О. Бальзак).

На каких примерах мы уже проследили связь музыки и изобразителього искусства? Музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны между собой. Не зря художник И. Репин говорил: «Без музыки я не мыслю жизни»

(показ портрета)

А что является основой для создания произведений искусства? (жизнь)

Объяснение новой темы. Давайте, ребята мы послушаем отрывок из песни и вы поймете, о чем сегодня мы с вами будем говорить.

Звучит 3 куплет «Песни о картинах» Г. Гладкова.

Немного истории.

Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой, который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.

Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой». В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев,молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи, восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Всех их объединяла страстная любовь к музыке. Название «Могучая кучка» дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов. «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов...»

Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев. Михаил Иванович Глинка считал его своим преемником в русской музыке.

Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Ему тогда было 18 лет.

Он недавно окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Но вскоре понял,что главным занятием в его жизни будет музыка и оставляет службу.Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях. Вся сила таланта раскрылась в опере «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. Это настоящий шедевр оперной музыки. В пушкинской трагедии композитора привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа. Которое выливается в открытое недовольство, а под конец в стихийное восстание.

Рассказ сопровождается презентацией.

О таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим сегодня. Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет?

Звучит «Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

А поможет нам разобраться музыка М. П. Мусоргского.

Музыкальный портрет-это описание характера героя средствами музыки. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно почувствовать.

Слушание «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов « М. П. Мусоргского (видео).

Цель: рассмотреть.как музыка может воплотить внешний облик человека, его нрав и характер.

К нам в кабинет сейчас войдет герой музыкального произведения. Мы не знаем, как он выглядит.Но музыка нам поможет нарисовать его портрет. Вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер.

Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Первая группа (1ряд). Вам даны эпитеты. Давайте их прочитаем: молодецкий, могучий, добрый, нежный, светлый, залихватский, буйный, яркий, спокойный, мощный. Ваша задача – прослушав номер, попытаться определить характер Варлаама и его песни с помощью этих эпитетов. Можете добавить свои, если у вас возникли какие-то другие впечатления.

Вторая группа (2 ряд).

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода. - Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Вторая группа. Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства.

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода.

Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.). Его душа – душа разбойника.

(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

Дети (выбирают на доске подходящие слова (молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, лихая, буйная, густая, яркая).

Варлаам – беглый монах, живущий свободной, разгульной жизнью.

Рассказ о посещении М. П. Мусоргским выставки. На которой он увидел «Протодьякона» Репина. «Видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильею Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и глядят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

Что помогло композитору и художнику создать такие похожие образы?

Это портрет характера героя, в нем неразрывно слиты выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Когда эта картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик В.Стасов увидел в персонаже этой картины один из самых истинных, глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова» - так определил он колоритную фигуру, изображенную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев «протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”. На картине изображен огромный монах, разгульно живущий, любящий поесть и выпить. Центр картины – гигантское пузо, сильная рука, сжимающая посох, красный нос. Бросается в глаза злой взгляд безразличного к другим людям человека. Его душа – душа разбойника.

Но, когда Репин писал свою картину, он не имел ввиду образ Варлаама и наоборот…

Просто разные виды искусства отобразили образ монаха по- разному- композитор создал песню, а художник написал портрет.

В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».

Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

Вот мы и проанализировали «Песню Ваарлама», нашли даже портрет, очень похожий на Ваарлама. Давайте мы еще раз послушаем это произведение. А вы дома нарисуете своего монаха.

А сейчас вы своим исполнением нарисуете портрет героя этой песни.(наигрываю мелодию «Песни о маленьком трубаче» Никитина.

Задача: формирование правильного дыхания, способствование нормальному развитию голоса, охрана голоса от заболевний.

Упражнение «Ладошки» и «Нанос».

Исполнение «Песни о маленьком трубаче» Крыловы и Никитина.

Обязательно связать с 70- летием Победы и провести беседу «Дети войны».

Мог ли такой человек как Варлаам совершить подвиг какой совершил маленький трубач?

Каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.

Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся. Выставление в дневник оценок.

Д\з: нарисовать «своего Варлаама».

Я всех благодарю за прекрасный урок.

Выход из класса под песню Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.

Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.

А представьте эти два величайших вида искусства вместе - живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?

Музыкальный портрет - это…

Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление - реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…

Как составляют музыкальный портрет?

Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.

Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.

Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется - музыкальное изображение внутреннего мира.

Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет?

Музыкальный портрет имеет два вида создания:

1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись

2) Прописанная пьеса - сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.

Музыкальный портрет - историческое наследие и эксклюзивный подарок

Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя - свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания?.. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!

Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку - изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!

Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно




Top