На какой картине брюллов изобразил себя. Карл Брюллов – биография и картины художника в жанре Неоклассицизм, Романтизм – Art Challenge

216 лет со дня рождения Карла Брюллова.
Пост получился объемным по содержанию, но так хотелось рассказать как можно больше и доступнее о его непростой жизни. Его считали любимцем императора, этаким баловнем судьбы, но это далеко не так... Очень надеюсь, что рассказ о нём вам понравится и возможно много нового вы узнаете об этом замечательном и талантливейшем художнике.

Часть 1.

"Я жил так, чтобы прожить на свете только сорок лет. Вместо сорока я прожил пятьдесят, следовательно, украл у вечности десять лет, и не имею права жаловаться на судьбу. Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными клещами"

Карл Павлович Брюллов - русский живописец, профессор Петербургской академии художеств, почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий, вошедший в историю отечественной культуры как блистательный представитель золотого века. Родился 12/23 декабря 1799 году в Петербурге. Его предки были обрусевшими выходцами из Франции. Настоящая фамилия художника звучала "Брюлло". В 18 веке прадед Георг Брюлло приехал в столицу Российской Империи Петербург, где стал работать лепщиком на Императорском фарфоровом заводе. Отец будущего живописца Павел Иванович был одарен различными талантами, занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью. Благодаря своим успехам, в 1793 он был избран академиком петербургской Академии художеств и преподавал в классе орнаментальной скульптуры.Павел Брюллов был дважды женат.От первого брака-сын Федор,от второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына-Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери - Мария и Юлия.Все они были талантливы,а сыновья стали известными художниками...Маленький Карл очень много болел.

До 7–ми лет он почти не вставал с кровати. Но его отец был очень строг к нему, и заставлял рисовать его положенное число фигурок, лошадок, наравне с остальными братьями. Если Карл не мог или не успевал это сделать, то самым меньшим наказанием для него было остаться без еды. А однажды за подобную провинность отец так ударил ребенка, что Брюллов остался глухим на одно ухо на всю свою жизнь. Отец считал своего третьего-Карла-самым неудачным,и хоть по таланту Карл и опережал братьев, зато по добросовестности и работоспособности и в подметки им не годился.
- Не будет из Карла толку, - считал отец.
И со своей точки зрения был прав...

Карла отдали в Академию художеств очень рано, в 10 лет.

Все его братья учились там же, в которой преподавал их отец.Но и при этом Карл сильно опережал своих чуть ли не вдвое старших однокашников. Товарищи ему не завидовали. Его любили, но на все похвалы он отвечал:
- Вон брат Сашка талант, а я что...
Он тайком правил рисунки всему классу.В качестве платы шел ситник с медом или ватрушка-очень уж любил сладкое. Особенно ему нравилось,чтобы во время работы ему читали вслух. Благодарные студенты с радостью шли навстречу, со временем рисование под чтение вошло в привычку,которую художник сохранил на всю жизнь. Учителя его руку узнавали и,бывало,говорили студентам:
- Ну что, брат, в этой трети Брюлло желает отдать свою медаль тебе?
Картина "Гений искусства"один из первых программных рисунков Карла Брюллова.

Эта работа была удостоена серебряной медали Академии. Написана мелом,
пастелью, углем на бумаге. Находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
"Натурщик"

Натурщики в Академии Художеств любили работать с Карлом Брюлловым. Один из них вспоминал:
- Очень душевный человек Карл Павлович. Никогда мучить не станет. Бывало, поставит в позу. Палитры не берёт. А так – походит вокруг минут десять, всё оглядит. Потом скажет: "Ну, иди отдыхай!" Я погуляю себе по мастерской, потом загляну в холст – батюшки! Там уже целый торс намалеван. А ведь и позировать-то не пришлось!
Никто не сомневался, что после Академии его отправят в Италию, как это и положено золотым медалистам. В 1819 году Карл выполнил одно из своих лучших студенческих полотен "Нарцисс, смотрящийся в воду". /Государственный Русский музей, Санкт Петербург/

Буквально через два года после создания этой картины Брюллов написал выпускную работу "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского"/Государственный Русский музей, Санкт Петербург/,

за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Но в тот год в Академии не нашлось средств. И юному Брюлло было предложено остаться сверх положенного еще на три года при Академии "для дальнейшего усовершенствования". К великому негодованию отца, Карл отказался. Перспективы делались туманными. Но тут вмешалось Общество поощрения русских художников, пожелавшее отправить многообещающего юношу в Европу за свой счет. Карл неожиданно выдвинул условие, что поедет только со старшим братом Александром:

Отец говорит, что из меня, быть может, ничего и не выйдет, а из брата непременно получится художник!
Дерзкую просьбу удовлетворили, назначив каждому из братьев по пять тысяч рублей в год. В свою очередь поставив условие: братья переменят фамилию на русскую - Брюлловы, а иначе какое ж это было бы поощрение русских художников! И вот пришел день, когда Карл с Александром сели в крытый дилижанс на больших, в человеческий рост, красных колесах. Их провожали
всей семьей. Старший брат Федор, окончивший Академию 7 лет назад и тоже когда-то мечтавший об Италии, смотрел на братьев как-то преувеличенно бодро и радостно. Младший брат Иван, совсем мальчишка, из озорства залез на козлы. Мать всплакнула. И даже отец, расчувствовавшись, поцеловал отъезжающих на прощанье. Братья уезжали на четыре года, но для Карла они растянулись почти на четырнадцать.Первым делом Брюлловы сняли дешевую мастерскую в Риме. Началось беспечное житье: гуляние,натурщицы...Но брат Александр в конце концов спохватился и принялся за работу. Карл же месяц за месяцем весело прожигал жизнь. Общество поощрения художников никак не могло добиться от него ответа: когда же он напишет хоть что-нибудь! И только когда угроза лишения пансиона нависла над ним как грозовая туча, Карл наконец взялся за кисть.


Картину "Итальянское утро"

Брюллов отправил в Россию. В Петербурге она была очень тепло встречена современниками. Общество поощрения художников подарило произведение императору. Он тут же пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать к нему парную картину. Ею стал "Итальянский полдень"./ Государственный Русский музей.Петербург./

Заказчику работа не понравилась. Нелестный прием картины и необходимость оправдываться, заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества.
- Никому не должен, никому не обязан!
Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Как то брат Александр пригласил его на раскопки города Помпеи, где он работал над очередным заказом - выполнял серию рисунков публичных бань в этом древнем городе, пядь за пядью освобождавшемся из-под земли стараниями археологов. Почти восемнадцать столетий минуло с тех пор, как Помпеи погубил проснувшийся Везувий, засыпав пеплом и раскаленными камнями.

Все было погребено: улицы, дома, фонтаны, ремесленные лавки, статуи, конюшни, театр на 5000 мест и люди.От них уже ничего не осталось-только пустоты в каменевшем пепле в форме их тел.

Карл был сражен увиденным и с тех пор просто "заболел" Помпеями. Он начал делать зарисовки: испуганные лошади, античные одежды, лица людей...
- Картина должна быть на две трети готова, когда художник подходит к холсту! - часто говорил он.
Все было намечено, выстроено, напитано чувствоми в воображении на огромном холсте, установленном в мастерской. Настало время совершить.
Одной из его моделей для "Помпеи" должна было стать голубоглазая француженка Аделаида Демюлен, которой он мимолетно увлекся. Но Аделаида полюбила всерьез, и ее тяжелая, навязчивая страсть быстро приелась Карлу. Он сбежал и даже писем ее, гневных и угрожающих, не читал, а нераспечатанными бросал в печь. Кончилось все плохо: покинутая Аделаида
утопилась в Тибре. Друзья Брюллова жестоко обвиняли его в равнодушии.
- Я не любил ее, - оправдывался Карл - а последнее письмо ее прочитал, лишь узнав о ее смерти...
Потрясенный Карл заперся в мастерской и не знал, как ему после этого жить. И уж конечно даже и не помышлял ни о каких новых женщинах, ни о какой новой любви. Но именно в этот момент в его жизнь вихрем ворвалась она...женщина его жизни...и предстала перед смущенным Карлом: высокая, очень красивая, с буйными локонами, горящими как уголья глазами и дерзкой белозубой улыбкой. Юлия Самойлова. Везувий, а не женщина!

И закружился стремительный, буйный, сумасшедший роман.
- Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам, - дерзко сознавалась Юлия.
Она была ему верна не больше недели. И с легким сердцем принимала его мимолетные измены, больше похожие на попытки спастись от нее, сбежать. Но нет! Спастись от Юлии ему не удавалось.
"Мой дружка Бришка... Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня счастье с тобой беседовать хотя бы пером", - писала она ему, умчавшись куда-то с очередным любовником. Как бы то ни было, она подарила Брюллову вдохновение. И этого пожара хватило ему на все три года работы над новой картиной. Они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи

где у Брюллова рождался замысел его главной работы...Казалось, картина была совсем закончена, и все же Брюллов был неудовлетворен. Чего-то не хватало.
- Целые две недели я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчет неверен. Иногда я трогал одно место, иногда другое. Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя окончена.

Карл в то время определенно был очень сильно влюблен в Юлию, если изобразил ее на полотне аж трижды: разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок-в центре полотна,

мать, привлекающая к себе дочерей,

и в левом углу картины женщина с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, которые пытаются спастись от царящего вокруг безумия.

Карл все же добился своего - хотя бы на этом куске холста они навеки останутся рядом. Картина произвела фурор в Италии, где, казалось, трудно было кого-то удивить ­живописью. Флорентийская Академия художеств немедленно предложила Брюллову написать автопортрет для галереи Уффици - этой чести удостаивались только величайшие живописцы всех времен. Карл, горячо принявшись за дело, по своему обыкновению, быстро остыл и бросил автопортрет недописанным.

В честь его в Риме устраивались шествия: толпа шла с цветами и факелами, а самого художника несла на руках. В Россию полетели известия о невероятном успехе. Тургенев, специально заехавший в Рим посмотреть на творение Брюллова, писал домой, что "слава России и Италии /ибо русский писал ее в Риме/, привлекает ежедневно толпы знатоков и иностранцев... Семь брошюр уже написано на эту картину: все к чести Брюллова". Эти брошюры немедленно переводились на русский и издавались в Петербурге. Потом еще картину возили в Париж, где она, кстати, не так понравилась: ее нашли слишком театральной. А уж оттуда отправили в Россию. Она предназначалась в дар императору Николаю I, но повесили ее в Академии
художеств, дабы все желающие могли посмотреть. Её увидел младший брат Брюллова Иван. Этому юноше, студенту все той же Академии художеств, и самому прочили блестящее будущее - его карандашные рисунки были великолепны,рисовать "как Ваня Брюллов". Был Ваня человек веселый и общительный - прозвище ему дали "бесенок". Но чахотка задушила расцветающее дарование. Ему было всего 20 лет. И вот умирающего Ивана принесли в креслах из академического лазарета и оставили в зале один на один с картиной. Он просидел перед "Последним днем" два часа и впервые
за несколько месяцев совершенно не кашлял - так был потрясен. Чествование Брюллова в зале Академии художеств было в самом разгаре. Прямо под стеной, где висело прославившее художника полотно - роскошный стол. За ним - весь цвет русского искусства. Слово взял поэт Баратынский:
- Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал "Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день!..
Оркестр грянул туш. Восторженные крики, грохот рукоплесканий сотрясли зал. И тут виновник торжества в лихо заломленном на затылке лавровом венке, делавшем его еще больше похожим на греческого бога Аполлона -красивое овальное лицо, светлые кудри, глаза так и сияют счастьем и беззаботностью. Тотчас сорвал со своих облитых шампанским волос венок
и возложил на голову своего любимого учителя Иванова. Андрей Иванович от чести сидеть за столом увенчанным лавром отказался, соблаговолив пообещать, что сохранит подаренный ему венок до конца своих дней. К концу праздника венок благополучно сперли. Тут Карл увидел старика Крылова, мирно спавшего прямо за столом среди всеобщего грохота и прыснул от смеха.
- Непременно напишу его! - решил Карл.
Но осуществить идею оказалось не так-то просто. Крылов все отнекивался, позировать не желал. Наконец после долгих уговоров все-таки приехал к Брюллову. Но на этом мучения только начались: старик оказался возмутительно нетерпелив. Все кряхтел, вертелся на кресле, все норовил изменить позу и постоянно ворчал:
- Все равно ведь вы портрета не закончите, завтра же забудете про него. Только зря мучаете меня с этим сидением.
К тому моменту, когда Крылов, окончательно соскучившись, поднялся с кресла,ненаписанной осталась только рука.
- Вот видите, Иван Андреевич, а вы говорили, что я портрет ваш не закончу, - сказал Брюллов. - А вот ведь только руку осталось сделать. Напишу уж ее с какого-нибудь другого натурщика.
- Нет, Карл Павлович, не напишешь! - лукаво подмигнул баснописец. - Пари держу, что до моей смерти не соберешься!
Картины у Брюллова часто оставались незаконченными: он быстро загорался и так же быстро угасал. Вот и с крыловским портретом вышло так же. Карл действительно забыл о нем. И вспомнил только после кончины Ивана Андреевича. Да и тогда дописывать не стал, а отдал своему ученику. Тот же не нашел ничего лучшего, как написать руку с античного гипсового слепка. Так и получился на портрете Крылов с "мертвой" рукой.

После написания "Последнего дня Помпеи" Брюллов впадает в творческий кризис. Художник одновременно начинает несколько полотен и ни одно из них не заканчивает.

Поэтому в мае 1835 года Карл Павлович с радостью примыкает к экспедиции Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию. Под впечатлением от поездки на восток Карл Павлович впоследствии напишет несколько работ
"Турчанка" ,

"Бахчисарайский фонтан"

"В гареме"

Но вскоре вынужденный подчиниться приказу царя, возвращается в Петербург. Нужно приступать к исполнению обязанностей профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств, предложив Брюллову руководство историческим классом, возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему надлежало написать большую картину на тему, утвержденную Академией. Наверное, почетный член многих академий Европы был озадачен таким оборотом дела. Очевидно, "Последний день Помпеи", написанный по собственной инициативе, был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора. Таково было высочайшее благоуважение государя Николая I... Путь лежал и через Москву. Там Брюллова так захвалили, заласкали и забаловали, что он изрядно в Москве подзадержался. Встречаясь с Тропининым, он на его просьбы написать портрет того или иного человека, говорит:
- Я в Москве портреты писать не буду. Мне Василия Андреевича не переплюнуть, а вторым быть не люблю.
Пушкин, с которым Карл познакомился здесь же в Москве, и которому чрезвычайно понравился, писал жене в Петербург: "У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя". И вот Пушкин, дождавшись Брюллова в Петербурге, потащил его ужинать к себе - с тем чтобы познакомить с Натальей Николаевной и договориться о портрете.
- Я был не в духе, не хотел идти и долго отнекивался, но он меня переупрямил и утащил с собою. Дети его уже спали. Он их будил и выносил ко мне поодиночке на руках. Это не шло к нему, было грустно и рисовало передо мною картину натянутого семейного счастья. Я не утерпел и спросил его: -"На кой черт ты женился?"
- Я хотел ехать за границу, а меня не пустили, я попал в такое положение, что не знал, что делать, и женился...-оправдывался Пушкин.
Что же касается Натальи Николаевны, Брюллову она не приглянулась: глаза близко поставлены, и кажется, что косит. Портрета он решил не писать.Как он позже признался друзьям
- ...отказал ему, потому что жена его косая.
Хотя и не знал, как это объяснить Пушкину. Объяснять, впрочем, не пришлось-Пушкин стрелялся с Дантесом...Брюллов тяжело переживал гибель Пушкина
- Несчастная Россия, как она не любит своих Гениев! Как она бездумно теряет их!...
Интересно, что портрет Натальи Николаевны Пушкиной все-таки был написан Брюлловым. Но только не Карлом, а его братом Александром.

Как то Шишмарев,друга многих художников, обратился к Брюллову с просьбой написать его дочерей. Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым. Портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя. Художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и не писал людей ему несимпатичных. Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как написанию знакомых и приятных ему людей, к которым питал особое расположение.Замечательный "Портрет сестер Шишмаревых"

необычайные яркие краски. Выдающейся образец жанрового портрета...
И снова потянулись брюлловские дни в холодном, сером Петербурге. Брюллов хандрил и жаловался:
- Здесь я ничего не напишу, я охладел в этом климате.
Просил знакомых похлопотать перед государем, чтобы его снова отправили в Италию. Тот согласился, хотя и нехотя:
- Что ж делать, подобные дарования не любят принуждений.
И велел выдать Карлу на поездку 400 рублей. Но тот как-то и сам не заметил, как прожил их. Нужно было все-таки начинать работать, причем в России. А что писать, когда работа всей его жизни - "Последний день Помпеи" - слишком выпотрошила его, забрала всю его душу, все силы? На что и где жить? Ответов на эти вопросы у прославленного Брюллова было не больше, чем в те времена, когда он только-только окончил Академию.
А ведь брат Александр,

к этому времени давно вернувшийся в Россию, посвятил себя архитектуре и добился больших успехов. Подновил Зимний дворец, пострадавший при пожаре, построил лютеранскую церковь на Невском, Михайловский театр и еще много всего. Кроме того, сделался профессором Академии, удачно женился и жил в богатом доме с залой в помпейском стиле. В отцовском доме жил другой брат, Федор, тоже был профессор Академии, но по классу церковной живописи. Он писал иконы, фрески в церквях, а еще расписывал в готическом духе залы дворцов - словом, был нарасхват. И только он, Карл, самый знаменитый из всех братьев, пропадал! А тут еще в Петербург привезли картину Веласкеса. Брюллов постоял перед ней, вернулся домой и, накрывшись с головой одеялом, пролежал, не вставая, двое суток. Он совершенно явственно ощущал, что не хочет, не может больше писать. Ему, впрочем, вскоре дали должность младшего профессора и казенную квартиру здесь же, при Академии. Для того чтобы сделаться старшим профессором, нужно было создать большую картину. Император Николай вызвал Карла к себе и сказал:
- Хочу заказать тебе картину. На тему осады Казани. Напиши мне Иоанна Грозного с женой в русской избе на коленях перед образом, а в окне - взятие Казани.
Брюллов ответил:
- Это немыслимо. Меня закритикуют, если я займу первый план двумя холодными фигурами, а самый сюжет покажу, чёрт знает где, в окне!
И предложил вместо этого другой сюжет-осаду Пскова. Государь нахмурился и очень сухо сказал:
- Хорошо!
Но и на "Осаду Пскова" у Брюллова не хватило пороху.

Брюллов, первоначально увлеченный и желавший превзойти самого себя, постепенно перегорал. К тому же ему постоянно досаждали советами и указаниями, все это было ненавистно живописцу. Не закончил, бросил. Впрочем, то, что картина не закончена, он понимал сам, да еще несколько десятков истинных ценителей живописи.
- Как отделаться от любопытных? Показывать неоконченную картину, все равно, что ходить без сапог.
Так "Осада Пскова" превратилась в "Досаду Пскова" или "Досаду от Пскова"..Брату Александру,который был в это время в Париже, вручается письмо от верного ему человека:
"...Твой брат Карл портрет для великой княжны делать отказался. Демидову картину за 15 тысяч, которую он ему заказал, не хочет делать... Он получил крест от императора: он не носит, за что ему неоднократно князь Гагарин делал выговор, - бесполезно. От всех работ, ему предложенных, отказывается...Хочет быть вне зависимости..."
Карл должен был писать и императрицу, и самого императора, но внезапно исчез из Зимнего, просто перестал являться на вызов. И когда после пожара Зимнего в 1837 году Брюллов просит царя дать расписать ему фресками стены дворца на темы истории России, ему "первой кисти России"- было отказано. Конец всяким мечтам о карьере...
"Пробка известного берлинского штофа извещает с душевным прискорбием о кончине его, последовавшей на прошедшей неделе, и просит пожаловать на его поминки в квартиру Я. Ф. Яненко /живописец, академик/,

со внесением на похоронные расходы 2-х рублей". Такие приглашения на очередную дружескую попойку Брюллов теперь получал частенько. С некоторых пор он находил для себя великую радость в ночных бдениях с Нестором Кукольником /знаменитый писатель и драматург/.

Михаилом Глинкой/русский композитор, создатель русской национальной оперы./

и еще несколькими приятелями, с которыми успел сдружиться в Петербурге. Кажется странным и вызывает недоумение, что Брюллов за все годы дружбы с Глинкой не написал хорошего его портрета,только этот эскиз,а делал на него одни шаржи. Над Глинкой в этой компании принято было подтрунивать. Сочинив что-то, тот сразу бросался к друзьям, чтобы сыграть им первым. А они смеялись. Михаил Иванович всякий раз сердился, но недолго-он был чрезвычайно добродушен. И даже когда болел, а с Глинкой это случалось нередко, лежал дома, все просил:
- А позовите сюда этих уродов - Брюллова и Кукольника.
Эта бесшабашная и веселая жизнь рухнула, когда Брюллов задумал жениться. Обожаемая Юлия Павловна была далеко, от нее только изредка приходили любовно-шутливые письма. Брюллов увлекся юной, прелестной девушкой, к тому же талантливой пианисткой - Эмилией, дочерью рижского бургомистра Федера Тимма. В 39 лет Карл ещё очень красив - недаром многие женщины сходили от него с ума. Рядом 18 летняя красавица невеста. Утонченная, застенчивая, немного диковатая...Если бы Карл только знал, какой страшный сюрприз ему преподнесет эта любовь...Карл влетел в комнату своего друга. Его черный, не по сезону легкий плащ был забрызган грязью, волосы всклокочены, в руках - черная помятая шляпа.
- Все кончено. Скандал! Позор! Как я покажусь на улице? На меня ведь пальцем станут показывать, как на злодея. Кто поверит в мою невинность? А это "волшебное создание" еще осмеливается требовать с меня пенсию...За что?! Она...они...главное, какая подлость!
Его тяжелое дыхание обращалось в стон или всхлипывания и тогда он клял кого-то,грозя кулаком и обещая отмстить.
- Господин Тимм и все его родственники обвиняют меня в том, что я якобы избивал ее, заставляя проделывать различные гнусности, к которым привык,
живя за границей! И даже вырвал из ее ушей бриллиантовые сережки, затем выгнал Эмилию на улицу, пардон, в одной рубашке! Но, клянусь вам своею жизнью, честью, талантом, сколько у меня его ни осталось. Никогда в жизни я не поднимал руки на женщину! Никогда! Натурщицы, служанки в тавернах и гостиницах, шлюхи, дорогие и дешевые...я уже не говорю о знатных дамах, но никогда, ни при каких обстоятельствах я не забывал о приличиях, не позволял себе...как мне теперь быть? Как жить после подобного позора и бесчестия?
Немного успокоившийся Карл начал свой рассказ:
- Я повстречал Эмилию в ту пору, когда уже не чаял отыскать себе спутницу жизни. Ее красота, талант, чарующий голос...Я пленился, очаровался ее юностью, написал ее портрет у рояля

Образ Эмилии Брюллов запечатлел и в некоторых своих произведениях тех лет. Например, на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла "Распятие"

мастер придал Марии Магдалине черты Эмилии Тимм...Вот уже несколько дней Карл Брюллов не выходил из своей мастерской. Наброски,развешанные по стенам, в углу-мольберт очередной неоконченной картиной.

Нужно собраться, взять в руки кисть, ведь работа всегда помогала отвлечься, - думал художник. - Хотя зачем всё это? О моей личной жизни судачит весь Петербург, они уже забыли, как восхищались моими картинами, теперь их интересуют только подробности моего развода....
Господи,а ведь это еще не всё... накануне свадьбы Эмилия призналась в том, что она уже не девственница...Впрочем, тогда Брюллову думалось, что не всё так страшно-он уже успел понять: в мире нет совершенства. Началась семейная жизнь. Карл уходил в Академию или на строительство церкви Петра и Павла, ее ставит брат Александр, а алтарный образ рисовать заказан ему. Однажды, вернувшись в свой дом, Карл застал там... жену в постели...со своим отцом...В тот же день Брюллов ушёл из дома. Начался кошмар. Бракоразводный процесс стоил художнику немало седых волос. Одно время он даже всерьез подумывал о том, чтобы пустить себе пулю в лоб. Карл должен был писать прошения с подробным разъяснением обстоятельств и шефу Третьего отделения Бенкендорфу и Священному синоду, и министру двора...Два месяца пытки и унижения. Сразу после разрыва Брюллов поспешил покинуть Петербург, где на него началась настоящая травля. Из салонов и гостиных исчезали его работы, а давние приятели при встречи старались пройти мимо. Брюллов чувствует себя потерянным и бесконечно одиноким. Если бы не поддержка его верной музы Юлии Самойловой, то скандал имел бы куда худшие последствия...Брюллов внезапно поймал себя на том, что сидит в тёмной мастерской и уже несколько часов бессмысленно смотрит в пустоту, потом огляделся...на стене висел набросок. Женщина с какой-то нездешней, слишком яркой для пасмурного Петербурга красотой. Юленька.

Зачем он оставил её? Любовь к ней художник сохранил на всю жизнь. Впервые художник увидел Юлию Самойлову на балу, у князя Гагарина, русского посланника в Италии, сын которого Григорий брал уроки живописи у Брюллова и был с ним в хороших отношениях

Перед тем как представить художника Юлии Самойловой, хозяин дома дружески предупредил Брюллова:
- Бойтесь её, Карл! Эта женщина непохожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живёт. Но я согласен,и согласитесь вы, что от неё можно сойти с ума.
Действительно, за графиней Самойловой волочился длинный шлейф слухов.
- Вы знаете, что намедни она вышла встречать пожаловавшего к ней с визитом английского дипломата лишь в одном легком ночном пеньюаре?Говорят, бедняга не знал, куда глаза деть от смущения...
- Плевать она хотела на разговоры...да и на весь свет, по всей видимости.
Графиню эта суета вокруг ее персоны только забавляла: право же,так скучно всегда оставаться добропорядочной, воспитанной дамой, от которой за версту несет нафталином. Обладательница огромного состояния всегда была окружена толпой поклонников и при этом даже не пыталась соблюдать приличия. А что же плохого в том, если она время от времени позволяет себе невинные шалости? Юлия Павловна обменялась с художником всего лишь десятком фраз, но этого хватило для того, чтобы превратить живописца в преданного поклонника. Да и Карл очень понравился графине. Их роман развивался с поразительной скоростью. Он пишет с неё свои шедевры, на многих других работах мастера можно увидеть её черты."Вирсавия"./Третьяковская Галерея. Москва./

Брюллов,видимо,этой картиной был недоволен, и она осталась неоконченной.
"Смерть Инессы де Кастро".

Эта картина фактически писалась на спор. Находясь на одном из знатных приемов, Карл Брюллов получил язвительное замечание, что при всей его гениальности он наверняка не успеет написать новую картину к художественной выставке, которая вот-вот должна была открыться в Милане. Брюллов принял вызов,и заперевшись в одной из комнат особняка Брера, ровно через 17 дней явил миру новое замечательное художественное полотно, которое можно увидеть в Русском музее Петербурга... "Всадница"

Одно время даже считалось,что всадница - Юлия Самойлова. Но это не так. На этой картине только имя "Самойлова" написанное на ошейнике собаки,а на портрете запечатлены обе воспитанницы Юлии - Джованина и Амацилия Пачини.
Юлия ездит вместе с ним по всей Италии, постоянно наведывается в его мастерскую. Она всегда рядом. Но при этом она не принадлежит художнику. Юлия Павловна считает, что настоящая любовь должна быть свободной: что толку связывать себя клятвами верности и глупыми обещаниями? Брюллов сходил с ума от ревности - он никогда не думал, что так трудно делить с кем-то возлюбленную. Но Юлию подобные страдания только забавляли. В 1834 году, спустя 6 лет после первой встречи с Самойловой, Брюллов принял окончательное решение - он покидает Италию и возвращается в Петербург. Только так можно поставить точку в этой мучительной любовной истории. Графиня, казалось, совсем не была опечалена разрывом. От души пожелала счастья, нежно потрепала "драгоценного Бришку" по щеке и ни одним словом не попыталась его удержать...

Часть 2.


К. Брюллов
(1794-1881)

Сцены из итальянской жизни-1823-1835

Итальянское утро

1823г, холст, масло,62x55
Зимний дворец королевы Вюртембергской, Германия

1823 году, вскоре по приезде в Италию, Брюллов написал "Итальянское утро". Картина экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. "Утро" принесло ему широкую известность. Картина покорила всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картина была Обществом преподнесена в дар."Итальянское утро" экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. Император Николай I жалует Брюллову бриллиантовый перстень.

Девушка, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Картина «Утро» послужила началом жанровых композиций художника. Она была первой попыткой изучения реальной жизни. Работая над картиной, Брюллов писал Обществу поощрения художников:

«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна».
Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.

Брюллов искренне увлекся работой над картиной, отдав ее исполнению много вдохновенных творческих минут. Отсылая свое первое произведение, написанное в Италии, в Общество поощрения художников для творческого отчета, он писал П. А. Кикину:
«. . . осмеливаюсь поручить в ваше покровительство дитя мое, которое жестокий долг почтения к Обществу мог только вырвать из моих объятий»

Пилигримы в дверях лютеранской базилики

1825г, холст, масло, 62.5х53.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пифферари перед образом Мадонны

1825г, холст, масло, 53.5х42.5

Вечерня
(Римская часовня)
1825г, холст, масло, 52.5 х 42.5см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Итальянский полдень
1827г, холст, масло,64 х 55 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду",- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.

В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.

Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.

Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.
Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки. Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании.
Э.Ацаркина

Артистический темперамент К. П. Брюллова, огромное дарование живописца, стремление обновить традиции академической живописи - все эти и многие другие качества его таланта с особой интенсивностью проявились в пору его пенсионерства в Италии. Уже в ранним небольшом полотне «Итальянский полдень», написанном в качестве отчета Обществу поощрения художников, красноречиво обнаружилась специфика его творческой личности.

Брюллов выступил реформатором жанрово-стилистической системы академической живописи, и это насторожило членов Общества, увидевших в ранних жанрах художника снижение требовательности к избираемой натуре и к высоким целям искусства. Об этом свидетельствовало то, что молодой мастер обратился не к освященным традицией историко-мифологическим сюжетам, а к буднично-непритязательной сцене сбора винограда, к типам итальянок, далеким от класси ческих канонов, к работе с натурой на открытом воздухе.

На упреки по поводу «Итальянского полдня» Брюллов отвечал, что он «решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко более даже нравятся, нежели строгая красота статуй». Смелость обращения живописца к окружающей жизни и природе благотворно сказалась на художественной структуре картины. Естественна и достоверна изображенная сцена, грациозен и привлекателен полный жизни образ итальянки, не могут не восхищать сияющая, яркая живопись, безупречная пластическая завершенность.

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
1827г, холст, масло, 62х 32.5
Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

В картине Брюллов развил намеченную в «Полдне» тему радости труда, наполняющего человека чувством бодрости и оптимизма. Вновь воспевает он жизнелюбивый и веселый характер итальянских девушек из народа, радостно приемлющих жизнь. задорно, игриво устремила свой взор на зрителя лежащая на ступенях дома темноволосая молодая итальянка, беззаботно положившая голову на большой зеленый арбуз. Высоко в руках она держит бубен, готовая вот-вот покинуть свое ложе, чтобы закружиться в веселом танце. Изогнув гибкий стан, привстала на кончики пальцев ее подруга, как будто не для того, чтобы сорвать созревшую гроздь винограда, а чтобы принять участие в вакхической пляске.

Богородицкий дуб
(Вид в окрестностях Рима)

1830-1835, холст, масло
Государственная Третьяковская галлерея, Москва.

«Автопортрет»
1836г.
Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.


«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
1827г.
холст, масло 62х 32.5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Итальянка, ожидающая ребенка»
1830г.
картон, акварель, графический карандаш 19х22.5см,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком»
1832-1834г.
Холст, масло 51 х 73
Музей Хиллвуд
Вашингтон

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.
Отправляясь осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.
Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.


«Последний день Помпеи»
1830-1833г.
Холст, масло. 456.5 x 651 см
Государственный Русский музей


«Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой»
1841г.
Холст, масло 200 х 142
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»
1842г.
Холст, масло 249 х 176
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет княгини А.А.Багратион»
1849г.
холст, масло 60 х 52.8 cм

Москва


«Прогулка»
1849г.
Бумага, акварель 31 х 46
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нарцисс, смотрящий в воду»
1819г.
холст, масло 162 х 209,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Гадающая Светлана»
1836
Нижегородский государственный художественный музей

Единственное произведение К.П.Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Роматнический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению.


«Портрет княгини Е.П.Салтыковой»
1833-1835гг.
бумага, акварель 44 х 33,6 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией»
1830г.
Холст, масло 265 х 185
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет автора и баронессы Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке»
1833-1835гг.


«Бахчисарайский фонтан»
1849
Всероссийский музей А.С.Пушкина


«Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых»
1839г.
Холст, масло 281 х 213
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Сладкие воды близ Константинополя»
1849г.
акварель, 69 х 87 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Инесса де Кастро - дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода.
Будучи придворной дамой супруги инфанта Дон-Педро, сына короля Альфонса IV Португальского, Инесса де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены (1345 г.) тайно с ней обвенчался.
Советники короля выдали тайну инфанта. Дон-Педро, спрошенный отцом, не рискнул сказать правды, но в то же время не соглашался жениться на другой. Тогда королевский совет решил умертвить Инессу де Кастро.
Однажды, когда Дон-Педро отлучился на охоту, король отправился к Инессе де Кастро, но, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокого намерения.
Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить убийство, и в тот же день Инесса де Кастро была умерщвлена.
После смерти Альфонса IV убийцы Инессы де Кастро бежали в Кастилию, но были выданы обратно в обмен на испанских беглецов и преданы жестокой казни.
Два года спустя король торжественно объявил, что с разрешения папы был обвенчан с Инессой де Кастро, приказал вынуть из могилы ее тело, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести. Потом тело торжественно похоронили в королевской гробнице, над которой воздвигли великолепный памятник из белого мрамора, завершавшийся изображением Инессы де Кастро с короною на голове.


«Смерть Инессы де Кастро»
1834г.
холст, масло, 213 х 299.5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Всадница» написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на неё было очень много откликов, которые собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Ю. Самойловой. О Джованине известно мало.

«Всадница»
1832
Холст, масло 291,5 х 206
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«У Богородицкого дуба»
1835
Холст, масло 61 х 74
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет императрицы Александры Федоровны»
1837
Областной художественный музей
Воронеж
Россия


«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»
1843
Холст, масло 482 х 675
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа»
1849
Холст, масло 53,4 х 76,3 (верх - полуовал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нашествие Гензериха на Рим»
1836
холст, масло 88 x 117,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Прерванное свидание»
1827
картон, акварель, графический карандаш, 23 х 187 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва.


«Гулянье в Альбано»
1830-е
бумага, акварель, лак, графический карандаш, 24.7 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сон девушки на рассвете»
1830-е
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


«Сон монашенки»
1831
бумага, акварель, лак, 22.5х27.4
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Итомская долина перед грозой»
1835
Акварель, бумага.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Москва


«Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии»
1835
акварель, бумага
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва


«Диана, Эндимион и Сатир»
1849
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сатир и вакханка»
1824г.
холст, масло, 25,5 х 21 cм.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Эрминия у пастухов»
1824г.
Холст, масло 98,2 х 137,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Вирсавия»
1832г.
Холст, масло 173 х 125,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Утро», написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. Она была первой попыткой художника изучения реальной жизни.
Работая над картиной «Утро», Брюллов писал Обществу поощрения художников: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
Обратившись за творческим советом к старым мастерам, Брюллов предпочел Тициана, как в свое время еще в Венеции Тияторетто и Веронезе. В Тициане молодого Брюллова больше всего привлекало мастерство передачи освещения. Он решил скопировать произведение великого венецианца в римском собрании Шара. Узнав о запрете владельцев Брюллов вынужден был ограничиться посещением их дворца, где, по собственному признанию, старался хоть «скрадывать глазами» искусство старого мастера.
Картина Брюллова, привлекала свежестью замысла, непосредственностью наблюдения, новизной живописных задач. Она была очень тепло встречена современной печатью, сделавшей подробное ее описание.
«Картина сия,—писали в «Отечественных записках»,— заключает в себе истинное волшебство в живописи: девушка, встрепенувшаяся от сладкого сна, бежит к фонтану освежиться водою. Она подставила обе ручки под желобок и с нетерпением ждет, как они наполнятся водою, которая, журча, падает на них тонкою cтруёй. На сию последнюю устремлено все ее внимание. . . Меж тем лучи восходящего солнца пробиваются, как чрез янтарь, сквозь прелестное ушко ее. Это совершенное очарование!»— восторженно заключал свое описание автор статьи.


«Итальянское утро»
1823г.
Кунстхалле
Киль

Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.


«Итальянский полдень»
1827г.
Холст, масло 64 х 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет У.М.Смирновой»
1837-1840гг.
холст, масло 90х71,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Спящая Юнона»
(этюд)
1839-43г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны»
1829
Холст, масло 73,4 х 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Ольги Николаевны»
(1822-1892).
1837
Холст, масло 46 х 38 (овал)
Самарский областной художественный музей
Самара


«Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью»
1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет М.М.Бек с дочерью»
1840
Холст, масло 246,5 х 193
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет детей Волконских с арапом»
1843
Холст, масло 146,1 х 124,1
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар»
1849
Картон, акварель, белила, итальянский карандаш 69 х 59,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Марии Николаевны»
Этюд.
1837
холст, масло 60.2x48
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Автопотрет»
1848
Картон, масло 64,1 х 54
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»
1839
Холст, масло 102,3 х 86,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Гений Искусства»
1817-1820г.
мел, пастель, уголь на бумаге,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).


«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»
1821г.
Холст, масло 113х144см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Исповедь итальянки»
1827-1830гг.
бумага, акварель 26.2х18.7
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Карл Брюллов родился 12 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика Академии художеств, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Так что настоящая фамилия художника - Брюлло. Такая фамилия была у них, когда еще прадед был приглашен императрицей на фарфоровый завод лепщиком глины, и когда от второго брака у Поля Брюлло появились сыновья, решение было одно - будут художниками!

Автопортрет, 1833

Карлуша был старшим: Рос он хилым ребенком, и когда светило неяркое петербургское солнышко его выносили на травку. Едва он подрос отец подарил ему карандаши и, будучи строгим человеком, ставил условие - пока не будут нарисованы 20 лошадок - завтрака не будет! Мальчик набрал силенок и уже скоро стал непоседой.

В.А. Мусин-Пушкин, 1838

Рисовать не хотелось и однажды за невыполненное задание отец стукнул его по голове. Удар был настолько сильным, что с тех пор Карл больше не слышал одним ухом! Он постоянно наклонял голову и в автопортрете мы видим этот наклон, но со свойственным только Карлу шармом.

Завьялов Федор, 1844

Вместе с братом Александром он был отдан в Академию живописи, где провел 9 лет обучения. Карл рисовал легко, и многие ученики просили поправить работы, чтоб получить пятерку. Ватрушка за рисунок - такова цена правки! Карла любили, но на все похвалы он отвечал: " Вон брат Сашка талант, а я что".

Портрет А.К.Толстого, 1836

Время пролетело быстро и вот выпускная работа: Академики молча смотрят на "Нарцисса". Спору нет, Брюллов - гордость академии, будущая слава России! Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени "со шпагою" и целую пригоршню медалей разного достоинства.

Портрет А.Н. Львова, 1824

В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников. Единодушно решено было послать их на стажировку в Италию, но к фамилии прибавили "в" - чтоб была более русская.

Портрет А.Н.Демидова, 1831

В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. В 1822 году Карл Брюлов выехал в Рим, расчитывая там остаться только на 3 года, но стажировка его продлилась 12 лет. В Италии известность Карлу принесли его 2 первые картины "Утро" и "Полдень". А заказная работа "Всадница" принесла уже славу!

Портрет А.Н.Струговщикова, 1840

В конце 1820-х годов уже прославленный живописец Карл Брюллов перебрался из Рима в Милан. В те дни молодой художник переживал мучительный разлад с собой: тоска по России нарастала, но вернуться на родину он не мог. И причиной тому были не только творческие планы, но и глубокие личные переживания...

Портрет актера В.В.Самойлова, 1847

Мысль о большой исторической картине не покидала Брюллова. Еще в 1822 году художник приехал в Помпею и был поражен зрелищем раскопанного археологами мертвого города. У художника возник замысел изобразить трагедию последних минут гибнущего города. После тщательной подготовки, занявшей шесть лет, художник приступил к написанию картины.

Портрет Александра Брюллова, 1823-1827

Работая над «Помпеей», огромным полотном, размер которого достигал 30 квадратных метров, художник доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской. Дописав картину, Брюллов остался ею недоволен. По его расчету фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать.

Портрет Анджело Титтони, 1850-1852

«Целые две недели, - говорил Брюллов, - я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчет был неверен. Иногда я трогал одно место, иногда другое, но тотчас же бросал работу с убеждением, что части картины были в порядке и что дело было не в них. Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»...

Портрет архитектора А.М.Болотова, 1843

Над грандиозным холстом "Последний день Помпеи" художник начал работать в 1830 году и в 1833 году закончил картину. Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург "Помпея" была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века…

Портрет архитектора И.А.Монигетти, 1840

Сегодня необычайно модно упрекать эту работу Брюллова в незавершенности, в огрехах композиции и колорита, в театральности и искусственности. Ее сравнивают с фильмами-катастрофами. Но "Помпея" - не только катастрофа, зашифрована здесь и романтическая история любви.

Портрет архитектора К. А. Тона, 1823-1827

Осенью 1835 года Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После двенадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи.

Портрет В.А.Жуковского, 1837

По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном "Осада Пскова". Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает в Псков. Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем "Последний день Помпеи" произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам.

Портрет В.А.Корнилова, 1835

Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова.

Портрет графа B.А.Перовского, 1837

Нередко бывал Брюллов у Пушкина на Мойке, и поэт заглядывал в его мастерскую, рассматривал только что законченные работы, альбомные рисунки. Они тесно сошлись. Среди столичной публики даже ходил анекдот, что Пушкин будто стоял перед Брюлловым на коленях. А между тем - это достоверный факт. Известно, что в январе 1937 года Александр Сергеевич побывал в мастерской художника. Одна из акварелей привела Пушкина в восторг, и он попросил ее в подарок. Когда же Брюллов ответил, что работа уже продана, поэт в шутку опустился на колени, настаивая на своей просьбе. Чтобы как-то смягчить отказ, Брюллов предложил написать его портрет и назначил время первого сеанса. Увы, условленный день оказался следующим после роковой дуэли...

Портрет графа А.А.Перовского, 1836

Он только что обвенчался с юной талантливой пианисткой Эмилией Тимм, и жизнь, казалось, сулит ему только хорошее. И вдруг удар: жена, которую он считал идеалом чистоты, была уличена в любовной связи, начавшейся еще до замужества. Карл почувствовал себя обманутым и оскорбленным. Судьба, совсем недавно осыпавшая его своими дарами, в одночасье отвернулась. Громкий скандал, унизительная молва не утихали.

Портрет И.А.Бека, 1839

Через два месяца после венчания по требованию Карла они с Эмилией расстались. Но неприятности, сыпавшиеся на художника как из рога изобилия, на этом не прекратились. Он потерял благосклонность друзей и приобрел неприязнь двора - ведь заказанный императором Николаем I портрет так и не был начат. В эти черные дни любовь всей его жизни графиня Юлия Самойлова не оставила его: она была среди немногих, кто открыто поддержал художника. Но на этот раз расстояние между ними было слишком велико и разлука слишком долгой...

Портрет К.А.Яниша, 1841

В Петербурге Брюллов вел занятия в академии по классу исторической живописи. В это время достроили Исаакиевский собор. Карлу было поручено сделать и расписать своды храма. Огромный купол почти в 600 кв. метров требовал огромного труда! Карл работал как одержимый! Но сквозняки и холод свалили его в постель. Шея его не двигалась, руки с трудом брали кисть. Врачи предупредили о необходимости немедленного лечения. И карл уехал на остров Мадейру. Оттуда он приехал в Италию, где и провел последние годы жизни.

Портрет капитана А.М.Костинича, 1835

Брюллов остро переживал вынужденную разлуку с родиной. В «Автопортрете» он изобразил себя полулежащим с откинутой назад головой. Бледное худое лицо несет отпечаток болезни. Это своеобразная исповедь сына века сочетание высочайшего творческого напряжения и огромной усталости, благородства и силы духа со смирением перед обстоятельствами. Свой автопортрет художник написал во время обострения болезни в течение нескольких часов. Болезнь оказалась смертельной.

Портрет Кикина Петра Андреевича, 1821-1822

Почти перед смертью он написал картину "Ночь над Римом", где с закрытыми глазами ткнул кистью в полотно и велел похоронить его в этом месте. Карл Брюллов умер 12 июня 1852 г. в местечке Марчиано, близ Рима. Многочисленные почитатели покойного на руках пронесли до кладбища Монте Тестаччо.

Портрет князя Г.Г. Гагарина, 1829

Портрет М.Ланчи, 1851

Портрет музыканта М.Виельегорского, 1828

Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837

Портрет Н.В.Кукольника, 1836

Александр Рибопьер, 1829

Портрет баснописца И.А.Крылова, 1839

Автопортрет, 1848

Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.

Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты (Всадница или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной Последний день Помпеи. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

Картина Последний день Помпеи Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини, около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.




Top