Набор детей для выступлений в цирке. Цирковая студия

Цирк завораживает. И детей, и взрослых. Веселый оркестр, опилки манежа, яркие огни в кромешной темноте, грация воздушных гимнастов и колики от смеха над нелепым клоуном с собачкой. Цирк - это открытые рты ребят и трогательные слезы на глазах взрослых. Если вы хотите стать частью этого волшебства, то вам - в цирковую студию. Вернее, не вам, а вашему чаду.

Проблема выбора

Закулисная жизнь - особая. И начинается она, как правило, в самом нежном возрасте. Если родители, то у ребенка нет трудности выбора между многочисленными артистическими жанрами. В противном случае следует тщательно ознакомиться с многочисленными профессиями людей, выступающих в цирке.
Всего принято выделять восемь основных жанров

1. АКРОБАТИКА.

В эту группу входит все: от прыжков на батуте и воздушной акробатики до акробатики на лошадях. В цирковую акробатику берут с 4-х лет.
Бытует мнение, что чем младше малыш - тем он гибче и бесстрашнее. К тому же в этом жанре с детьми очень любят выступать взрослые - ведь поднимать и подкидывать человечка весом в 20-30 кг несложно.
Акробатика отлично развивает чувство ритма, координацию, ловкость и концентрацию.
В акробатику путь заказан, если у крохи проблемы с позвоночником, суставами, сердцем или почками.

2. КЛОУНАДА.

Среди клоунов есть буффонадные, сатирические, музыкальные, дрессировщики и пр. Совсем маленькие детки предпочитают больше смотреть на сатириков, нежели быть ими. Да и умение смешить либо есть, либо нет.
Чтобы в будущем стать клоуном, для начала нужно отдать ваше чадо на курсы ораторского искусства, в вокальную или театральную студию.
Противопоказаний нет.

3. ГИМНАСТИКА.

Можно выбрать одиночную и групповую гимнастику. Гимнастика подразделяется на партерную, т.е. на турниках и кольцах, и воздушную - упражнения на трапециях всех родов, рамке, бамбуке, воздушном турнике,
ремнях, . Начинать заниматься гимнастикой малышу надо так же рано, как и акробатикой. Однако, в отличие от последней, гимнастика требует большей гибкости и. Категорически запрещено заниматься цирковой (порой весьма опасной) гимнастикой деткам с любыми заболеваниями внутренних органов, нервной системы, зрения, костей и мышц.

4. ЖОНГЛИРОВАНИЕ.

На земле, на лошади, групповое и сольное. Подходит детям от рождения сконцентрированным или же тем, кому родители очень хотят привить это полезное во всех смыслах качество. Современное жонглирование разделяется на классическое и жонглирование бытовыми предметами. Классические жонглеры работают со специально приспособленными предметами реквизита (это мячи, палочки, факелы, тарелки, кольца, булавы).
Если вы решили сделать из ребенка жонглера, убедитесь, что у него нет заболеваний запястий и шеи.

5. ДРЕССИРОВКА.

Жанр, где дети практически не выступают. Особенно если речь идет о дрессуре крупных и хищных животных.

6.ЭКВИЛИБРИСТИКА.

Один из самых зрелищных жанров. Включает демонстрацию искусства сохранения равновесия на канатах, проволоке, шарах, катушках, лестницах, а также велофигуризм. Очень полезна для развития чувства равновесия у малыша. Заниматься эквилибристикой можно с 6-7 лет. Начинать стоит с занятий на шарах, лишь потом переходя на свободностоящие лестницы или канаты.

7. АТЛЕТИКА.

Едва ли не все дети обожают цирк. Некоторые любят его по-настоящему - мечтают сами оказаться на манеже, чтобы им рукоплескали миллионы зрителей по всему миру. Но одного "хочу" для этого мало - нужно долго и упорно заниматься, превозмогая боль и преодолевая страхи. И совсем неважно, кем хочет стать ваш ребенок - клоуном или гимнастом. Корреспондент "РГ" узнал, где в Москве готовят будущих цирковых артистов, и заглянул в одну из "кузниц кадров".

Не прыгать, а работать

Цирковые студии в столице можно пересчитать по пальцам - их чуть больше самих цирков. Почему так мало? Ответ на поверхности - искусство штучное, больших денег не приносит. Куда выгоднее открыть секцию по большому теннису. Поэтому навстречу арендодатели идут с неохотой, выделяя полуподвальные помещения с низкими потолками. А такие условия для будущих артистов цирка сродни катастрофе. В то же время в больших домах и центрах культуры по-прежнему живы спортивные залы, построенные еще в советское время. Многие из них реконструированы, и там можно проводить любые занятия и тренировки, в том числе цирковые. В департаменте культуры подумали и решили открыть на базе таких ДК школы-студии театрально-циркового искусства, а в перспективе развернуть целую сеть. И начать готовить кадры для поступления в училище по лекалам опыта СССР и Канады.

Доверили эксперимент Павлу Иванову - человеку из цирковой семьи с большим артистическим багажом. Его родители выступали в Цирке дю Солей. Сам он окончил училище в Киеве, а после трудился клоуном и постановщиком номеров в "Росгорцирке". Еще одно образование - на этот раз режиссерское - получил в Италии. Сегодня он художественный руководитель театра "Грим Масса", который десять лет назад создал вместе с супругой. Под его крылом пока открылось три студии. Преподают не пенсионеры, а артисты с действующими контрактами, лауреаты конкурсов и фестивалей. В культурном центре "Москвич" сейчас занимаются около 30 детей. В ДК имени Астахова школа открылась месяц назад, и набор еще идет. Пока сюда записались 15 человек. К осени, рассчитывает Иванов, будет до 25. Самая маленькая студия в Доме клоунов на Арбате. Первые цирковые шаги здесь делают девять детишек и четверо взрослых. Принимают везде с трех лет. Восемь из десяти воспитанников, рассказывает Иванов, остаются до конца обучения. Остальные отсеиваются. Думают, что будут прыгать и веселиться, а приходится работать. Много работать!

Обучают серьезным вещам: азам акробатики, гимнастики, эквилибристики, клоунады, эксцентрики и хореографии. Каждый выбирает то, что ему по душе и по силам. В основном предпочитают воздушные жанры, крутят хулахупы и висят на кольцах. Жонглированию обычно начинают обучать после шести лет. Детям помладше это скучно, да и координация еще не развита, объясняет Иванов. Чтобы научиться бросать три мячика, нужно потратить полгода, а делать трюки с ними еще больше. Пантомиму, напротив, можно освоить за несколько дней. Но все зависит от уровня сложности и таланта. Дети, которых встретили корреспонденты "РГ" в студии на Арбате, тому подтверждение. Например, пятилетнего Мирона преподаватели называют уникальным мальчиком. Его конек - феноменальная растяжка. Ему прочат успешное будущее. Говорят, через год сможет выступать со своим номером на городских праздниках. Еще одна звездочка - шестилетняя Настя. Начала с воздушной гимнастики, сейчас осваивает еще и эквилибристику на руках.

Чувство сцены

Занятия в студиях идут дважды в неделю. Один "урок" длится чуть больше часа. Дольше нет смысла - детский организм не выдерживает. Курс рассчитан на два года. Конечно, все это формально: одним времени хватает с лихвой, другим нужны еще тренировки. "Даже если мы не научим ребенка, он будет любить это искусство, - говорит худрук. - Будет знать, что плохо и хорошо, что профессионально, а что нет". Обучение в школе платное. Абонемент на месяц стоит 4 тыс. рублей. Сюда входят занятия и мастер-классы. И, конечно, посещение цирка - закулисья и манежа. Осенью ученики вместе с артистами выступят в спектакле. Так детей учат чувствовать сцену и зрителя. Это очень старая театральная, да и цирковая традиция, подчеркивает Иванов.

В планах Павла давать представления в районах столицы. Говорит, нужна децентрализация, чтобы москвичи не ограничивались одним-двумя цирками в центре, а могли насладиться искусством рядом с домом. "И это не балаган, а именно театральный цирк, рассказывающий с помощью трюков историю", - заметил он. Таким образом Иванов мечтает изменить отношение к цирку и вернуть ему истинное лицо.

Конкретно

Где находятся школы-студии театра "Грим Масса"?

Дом клоунов на Арбате, Староконюшенный переулок, 37 (ст. м. "Арбатская").

Культурный центр "Москвич", Волгоградский проспект, 46/15 (ст. м. "Текстильщики").

ДК имени Астахова, Люблинская улица, 149 (ст. м. "Братиславская").

Хотите праздника - сходите в цирк. Подобное развлекательное заведение имеется в любом крупном современном городе. Артисты радуют публику сложными акробатическими номерами, волшебными фокусами, выступлениями с животными и прочими удивительными трюками. Многие считают, что попасть на арену цирка могут только люди, родившиеся в семьях цирковых династий. На самом деле это большое заблуждение. Для того чтоб стать артистом цирка, необходимо окончить цирковое училище в Москве. На сегодняшний день это единственное профильное учебное заведение во всей нашей стране.

Цирковое искусство - это призвание?

Зрителям цирк кажется сплошным праздником и волшебством. На самом же деле каждый номер - это результат упорных тренировок, нервов и боли. Сопряжена работа цирковых артистов и с большой опасностью. Даже опытные мастера своего дела в самый разгар карьеры порой получают серьезные травмы.

По своей сути любой жанр циркового искусства является симбиозом сложного спорта и актерской игры. То, насколько артист будет успешен, зависит в значительной мере от его самообладания, артистизма, умения общаться с публикой. Многие представители цирковых династий утверждают, что приходить работать в данную сферу стоит только по призванию. Если мечта всей вашей жизни - цирк, имеет смысл подумать о том, как попасть в цирковое училище в Москве.

Поступить в это учебное заведение можно после окончания девяти или одиннадцати классов любой общеобразовательной школы. Абитуриенты должны понимать, что вступительные испытания из-за специфики профессии состоят не только из экзаменов общеобразовательной программы. Необходимо иметь хотя бы базовую хореографическую или спортивную подготовку. При училище сегодня работает цирковая секция, прием в которую введется с 5 лет. Аналогичные учреждения дополнительного образования есть во многих других городах России.

Неплохие шансы стать цирковыми артистами имеются у абитуриентов, занимающихся акробатикой, балетом, художественной и некоторыми другими видами спорта. Все эти дисциплины достаточно сложны, и считается, что добиться в них успеха можно, если начать обучать ребенка не позже 7 лет. Родители, мечтающие о цирковой карьере для своего ребенка, должны понимать, что интенсивные тренировки могут негативно сказаться на успеваемости в рамках общеобразовательной школьной программы.

История единственного в России циркового училища

Осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения СССР вынес постановление, согласно которому предписывалось организовать в столице государства учреждение профессиональной подготовки цирковых артистов. Обучение проводилось в формате курсов продолжительностью в три года. Постепенно учебное заведение развивалось, и спустя некоторое время оно было реорганизовано в техникум. Вместе с новым названием цирковое училище в Москве получило здание с полноценной ареной. Достаточно быстро учебное заведение заработало себе хорошую репутацию. Училище несколько раз меняло название. В 1987 году учебное заведение в очередной раз переименовывается. Присвоенное название сохранилось до наших дней - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Сегодня учебное заведение находится в ведении министерства культуры.

Современные будни циркового училища

С 1961 года цирковое училище в Москве осуществляет подготовку артистов эстрады, речевых и На сегодняшний день данное учебное заведение остается единственным в своем роде в нашей стране. Только здесь можно получить профессиональное цирковое образование. Стать студентами ГУЦЭИ ежегодно мечтает большое количество абитуриентов со всей страны. Знаменито училище и благодаря своему преподавательскому составу. Цирковым и эстрадным дисциплинам молодое поколение обучают прославившиеся артисты, а также просто талантливые выпускники училища и прочих культурных учебных заведений.

Специальности и учебная программа

ГУЦЭИ осуществляет подготовку цирковых артистов различных жанров. Наиболее популярные направления: акробатика, эквилибристика, клоунада, жонглирование, оригинальный жанр эстрады. Также в училище можно получить специальность ассистента, помощника дрессировщика животных, конферансье, костюмера или гримера. Абитуриентам рекомендуется еще до прохождения вступительных испытаний выбрать наиболее интересную для себя специальность. Приемная комиссия обычно оценивает данные каждого желающего поступить именно в соответствии с требованиями и спецификой выбранной профессии.

В ходе обучения учащиеся приобретают узкоспециализированные знания и навыки, относящиеся к профильной специальности. Изучение мирового и российского наследия цирка предстоит всем студентам, поступившим в цирковое училище в Москве. Научная деятельность учебного заведения включает в себя исследование и классификацию новых программ. Помимо этого, студенты всех специальностей изучают цирковую педагогику, основы безопасности и цирковые жанры.

Как поступить в ГУЦЭИ?

Если вы мечтаете оказаться на цирковой арене, имеет смысл до подачи документов посетить цирковое училище в Москве. Адрес учебного заведения: Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 24. С ответственными абитуриентами, обратившимися в училище заблаговременно, проводится собеседование. Даже за 2-3 месяца до вступительных испытаний можно пройти подготовительные курсы при учебном заведении, стоимость которых составит всего лишь 1500 рублей.

Цирковое училище в Москве требования к поступающим предъявляет достаточно жесткие. Обучение артистов цирка сопряжено с серьезными и опасными физическими нагрузками. По этой причине еще при поступлении каждый абитуриент должен доказать, что проблем со здоровьем не имеет. При подаче заявления о приеме в учебное заявление к нему прилагаются медицинские справки. Необходимый минимум: выписки из психоневрологического и (о том, что владелец документа не стоит на учете). Также необходима справка от наблюдающего врача.

Вступительные испытания

Зачисление осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых в три тура. Первый экзамен включает в себя оценку личных и физиологических данных конкурсанта, а также его способности в рамках выбранной профессии. Второй этап - прохождение медицинской комиссии. Третий экзамен - самый сложный, во время него абитуриенты демонстрируют имеющиеся навыки в хореографии, акробатике, проявляют свой артистизм. Особое внимание обращается на способность импровизировать и фантазию студента.

Каждый абитуриент должен понимать, что он пришел не на рядовой кастинг модельного агентства, а в цирковое училище в Москве. Фото в интересных образах и способность продекламировать заученный кусок текста здесь не поможет. Настоящий артист должен взаимодействовать со зрителем без страха и волнения, а также уметь моментально находить выход из любых неожиданных ситуаций на сцене.

После экзамена по специальности абитуриентов ждут испытания по общеобразовательным предметам. Выпускники 9 класса пишут диктант и сдают устный экзамен по русскому языку и литературе. После 11 класса школьнику нужно будет написать сочинение.

Известные выпускники ГУЦЭИ

Десятки артистов, прославившихся на весь мир, когда-то окончили цирковое училище в Москве. История этого учебного заведения в громких фамилиях звучит впечатляюще: М. Румянцев, О. Попов, Л. Енгибаров - все это выпускники ГУЦЭИ. Окончили цирковое училище и такие талантливые артисты, как Е. Камбурова, Ж. Бичевская, Г. Хазанов и Е. Шифрин. По самым скромным подсчетам, за годы работы учебное заведение подготовило не менее пяти тысяч специалистов всех направлений циркового и эстрадного искусства.

Известный педагог и режиссер К.С. Станиславский считал цирк лучшим местом на Земле. Фраза классика театрального искусства вполне оправдана: цирковая арена издревле была местом зрелищ, которые привлекали как взрослых, так и детей. Но многие мальчики и девочки не собираются довольствоваться исключительно ролями зрителей — им хочется попробовать себя в качестве артистов, освоить сложные номера, сделать вызов самим себе.

Все это осуществимо: в нашем городе свои двери для ребят открыли цирковые студии, дома детского творчества, дворцы культуры и другие учреждения, в которых работают профессиональные артисты и опытные педагоги. Программа обучения зависит от целей: далеко не везде задача руководителя состоит в том, чтобы взрастить профессионального циркача — жонглера, акробата, эквилибриста или специалиста другого профиля — главное, подготовить гармонично развитую личность.

Действительно, ребятам, занимающимся цирковым искусством, прививается эстетический вкус, они становятся более развиты физически. Это достигается за счет разнообразной подготовки — гимнастики, хореографии, акробатики. Легко вспомнить, что многие цирковые артисты — настоящие атлеты, поражающие не только своим искусством, но и телосложением, отличной фигурой, растяжкой, мускулатурой.

Несколько слов о пользе жонглирования

Умение жонглировать прочно ассоциируется у нас с цирковым искусством, однако этот полезный навык пригодится любому человеку. Во-первых, это полезно для мозга: обе его половины во время этого процесса развиваются и стимулируются в равной степени. Во-вторых, вы всегда будете в центре внимания - как в детском коллективе, так и во взрослом. Жонглирование тремя и более шариками, кеглями или, например, апельсинами - зрелище, вызывающее восхищение и уважение. В-третьих, полученное умение просто может помочь в жизни и быту. Например, вам не составит труда поймать хрупкий предмет благодаря своей реакции. Кроме того, достигнув определенного уровня жонглирования, вы не потеряете его с годами.

Учимся жонглировать. С чего начать?

Для начала нужно довести до автоматизма несколько приемов жонглирования. Займите исходную позицию. Стойте прямо, ноги на ширине плеч. Немного вытянете руки в стороны и согните их в локтях. Не стоит бояться «отрывать» локти от тела - в искусстве жонглера важно добиться плавности движений, и тело не должно вас сковывать. Возьмите в руку мячик и начните перебрасывать его из одной руки в другую. Мячик должен пролетать примерно на уровне глаз. Важно добиться ритмичного перекидывания мячика, действие должно быть спокойным и в едином темпе. Бросок начинайте примерно от центра своего тела, а ловите предмет за его границами, проецируя пространство тела к плоскости движения мяча. Поймав мячик, нужно сделать рукой легкое движение полукругом к центру тела и опять бросить. Важно добиться чувства уверенности в руках и управлять мячом на уровне автоматизма, не думая о правильном положении тела, особенностях движения рук. Залог успеха жонглера - умение перекидывать мяч даже с закрытыми глазами. Это своего рода база, без которой не освоить более сложные приемы жонглирования.

Как научиться жонглировать двумя предметами?


В обе руки возьмите по мячу. Кисти при этом должны находиться на уровне середины тела. Правой рукой подбросьте мяч. Когда он взлетит до уровня ваших глаз, отпустите в воздух мяч левой руки. Первый мячик нужно поймать левой рукой, а следом подхватить правой рукой второй предмет. Не нужно переживать, если не получилось «совладать» с мячами с первого раза. Еще раз проговорите или вспомните проделанные действия и попробуйте снова, начав с левой руки. Важно повторять попытки до тех пор, пока не удастся, так сказать, поймать волну и жонглировать без заминок, не теряя координацию движений, добиваясь одинаковой траектории движения. Упорство и повторение - главные помощники юного жонглера. Родители могут помогать ребенку учиться жонглировать, например, подавать сигналы бросков. Только делать это нужно так, чтобы малыш не отвлекался на посторонние движения и не терял мяч. Попытайтесь вместе с чадом вникнуть в философию движения. Частая ошибка начинающих жонглеров - перекладывание мяча из одной руки в другую.




Top