Николай добролюбов. Добролюбов, николай александрович
Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород - 17 ноября (29 ноября) 1861, Санкт-Петербург) - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался. Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, снесён в начале XXI века. С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.
Короткая жизнь Добролюбова (он умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе) сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.
Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.
Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под названием «Когда же придёт настоящий день?» содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов - статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.
Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками - «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне.
Добролюбов Николай Александрович (1836-1861), литературный критик и публицист.
Родился 5 февраля 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848-1853 гг.). В 1857 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге.
Ещё будучи студентом, организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства. В 1856 г. познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и в следующем году начал постоянную работу в журнале «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и стихотворные пародии.
Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857-1859 гг.). По убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу - просветителем. В 1858 г. он печатает статьи, где излагает свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым».
В 1859- 1860 гг. появились литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов использует выработанный им метод «реальной критики»: «…толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочинённых идей и задач».
Особенность Добролюбова-критика в умении соединять эстетический анализ литературных образов с исследованием реальной жизни, которая эти образы породила. Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности, выдвигал идею гражданственности литературы: общественное служение - высший критерий деятельности художника. Блистательный критик, для аргументации он использовал различные художественные приёмы: ироническое восхваление, язвительную пародию в стихах и прозе, фельетон и т. п.
В мае 1860 г. Добролюбов выехал за границу для лечения туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, во Франции, более полугода в Италии, где написал серию статей в поддержку освободительного движения Дж. Гарибальди («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура»).
В июле следующего года Добролюбов вернулся на родину, не поправив здоровья, и очень скоро острый туберкулёзный процесс и напряжённая работа свели его в могилу. Умер 29 ноября 1861 г. в Петербурге.
Николай Александрович Добролюбов. Родился 24 января (5 февраля) 1836 года в Нижнем Новгороде - умер 17 ноября (29 ноября) 1861 года в Санкт-Петербурге. Русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.
Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). С детства много читал, писал стихи. Получив хорошую домашнюю подготовку, был принят сразу на последний курс четвертого класса духовного училища. Затем учился в Нижегородской духовной семинарии. Среди характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: «Отличается тихостью, скромностью и послушанием», «усерден к богослужению и вел себя примерно хорошо», «отличается неутомимостью в занятиях». Осенью 1853 г. с рекомендацией для поступления в Духовную академию Добролюбов едет в Петербург где поступает в Главный педагогический институт. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.
Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был . За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий.
Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.
Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания.
Например, рецензия на роман «Накануне» под названием «Когда же придёт настоящий день?» содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов - статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.
В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его системы - человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение - следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм.
Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского.
Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего он вырастает неподготовленным к жизни.
Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.
Критиковал и теорию «свободного воспитания» .
Воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека. Развивать принципиальность, правильно и возможно более полно развивать «личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его натуры»; - воспитывать единство мыслей, слов, действий.
Выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования. Важен принцип наглядности обучения, формулирование выводов после разбора суждений. Воспитание через труд, так как труд является основой нравственности. Религия должна быть изгнана из школы. Женщина должна получить равное с мужчинами образование.
Учебники, говорил Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают всякой возможности серьёзно учиться. В одних учебниках дается материал в заведомо ложном, извращенном виде; в других, если не сообщается злонамеренно ложь, то много частных, мелких фактов, имен и названий, не имеющих сколько-нибудь существенного значения в изучении данного предмета и заслоняющих главное и основное. Учебники должны создавать у учащихся правильные представления о явлениях природы и общества, говорил Добролюбов. Нельзя допускать упрощенчества и тем более вульгаризации в изложении фактов, описании предметов и явлений, что оно должно быть точным и правдивым, а материал учебника излагаться простым, ясным, понятным детям языком. Определения, правила, законы в учебнике должны даваться на основе научно достоверного материала.
Не лучше, по его заключению, обстояло дело и с детскими книгами для чтения. Фантазия, лишенная реальной основы, приторное морализирование, бедность языка - таковы характерные черты книг, предназначаемых для детского чтения. Добролюбов считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают все существо человека. Детская книга, по его мнению, должна увлекать воображение ребёнка в надлежащем направлении. В то же время книга должна давать пищу мышлению, будить любознательность ребёнка, знакомить его с действительным миром и, наконец, укреплять в нём нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.
Дисциплина: выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Средством поддержания дисциплины считали заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя. Решительное осуждение физических наказаний. Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении физических наказаний.
Взгляды на деятельность учителя. Выступал против унизительного материально-правового положения учителя. Стояли за то, чтобы учитель был сторонником передовых идей своего времени. Большое значение придавал убеждениям и нравственному облику учителя. Учитель должен быть образцом для детей, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспитания». Учителя должны отличать ясность, твердость, непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое всестороннее развитие.
Педагогические труды Добролюбова:
«О значении авторитета в воспитании» (1853-1858)
«Основные законы воспитания» (1859)
«Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» (1857)
«Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860-1861)
«Учитель должен служить идеалом...».
Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе. Незадолго до смерти попросил нанять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты был в сознании. В соседней комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский.
По воспоминаниям А. Я. Панаевой, за несколько дней до смерти Н. А. Добролюбов произнёс: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы ещё года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное... теперь ничего, ничего!».
Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище.
Николай Александрович Добролюбов
Философ и общественный деятель-утопист
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (24 января 1836, Нижний Новгород – 17 ноября 1861, Санкт-Петербург) – литературный критик, публицист, философ и общественный деятель. Из семьи священника. В 1847 г. поступил в высший класс Нижегородского духовного училища, на следующий год перешел в духовную семинарию, которую окончил в 1853 г.
Уже в семинарские годы Добролюбов проявлял повышенное внимание к окружающей жизни, отмечая «обидную несправедливость» многих ее начал. Активно занимался самообразованием, особенно интересуясь философией и словесностью. В 1853 – 1857 гг. он студент историко-филологического факультета Главного педагогического института в Петербурге (среди преподавателей – акад. И.И. Срезневский, проф. Н.Г. Устрялов). Годы учебы совпали с важнейшими событиями: смертью императора Николая I, поражением России в Крымской войне 1853 – 1856 гг., оживлением общественно-политической жизни в связи с ожидавшимися реформами. Добролюбов стремился понять современное ему движение общественной мысли в контексте проблем развития страны и улучшения жизни трудового населения. В стихотворении «18 февраля 1855 года» он провозглашал: «Пора открыть глаза уснувшему народу, / Пора лучу ума блеснуть в глухую ночь, / Событий счастливых естественному ходу / Пора энергией и силою помочь». Самое серьезное влияние на формирование взглядов молодого Добролюбова оказали произведения Н.Г. Чернышевского, знакомство и беседы с ним. Отходя от отвлеченного понимания справедливости, любви к людям, Добролюбов солидаризируется с основами материалистического мировосприятия Чернышевского, его общественной позицией.
С 1856 г. Добролюбов сотрудничал в журнале «Современник» (его первая крупная статья: «Собеседник любителей российского слова»). После завершения учебы Добролюбов, уклонившись от учительской службы, возглавил отдел критики и библиографии «Современника», а с начала 1858 г. стал одним из соредакторов этого журнала (наряду с Чернышевским и Н.А. Некрасовым); организатор и основной автор сатирического приложения «Свисток». В статьях, заметках, рецензиях, художественных произведениях, написанных за время работы в «Современнике», развивалось материалистическое мировосприятие, обосновывалась политическая программа, выдвигались положения о роли народа в общественных преобразованиях и возможности перехода России к социализму. Добролюбов быстро и уверенно занял передовое место в радикальном крыле разночинской интеллигенции. Напряженная литературная и общественная деятельность сопрягалась с неустроенностью личной жизни, с проявлениями душевного одиночества. В мае 1860 г. для поправки здоровья Добролюбов выехал за рубеж, где продолжил литературно-критическую работу, направленную в первую очередь против отечественного и западного либерализма. В июле 1861 г. он, будучи тяжело больным, вернулся на родину; последним его политическим актом стала подпись под петицией об освобождении поэта М.Л. Михайлова.
Одна из главных особенностей Добролюбова как мыслителя состояла в тесной увязке его взглядов с «отношением к русской действительности», с поисками путей обновления страны; движение от теоретических обобщений к практике и обратно постоянно прослеживается в его работах. Добролюбов, как и Чернышевский, фактически выступил за «партийность» науки, прежде всего философии, полагая, что она должна служить задачам практики, преобразования действительности, помогать пробуждению народа. Критик отстаивал положения о материи как единственно сущем, о материальном единстве мира, которое развивается от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному. Самого человека Добролюбов рассматривал как последнюю ступень развития материального мира; практическую заостренность приобретал его вывод о том, что общество должно заботиться о благополучии человека, создавать условия для единства и гармонии в нем телесного и духовного начал. Каждый человек, не мешая другому, должен беспрепятственно пользоваться благами природы, а также долей общественных благ. При этом Добролюбов резко критиковал построения философов-идеалистов, поскольку они, по его мнению, страдают спекулятивной отвлеченностью, платоническими мечтаниями, теряют из виду реальные человеческие потребности. Необходимо «освободить жизнь от тяжелой опеки, налагаемой на нее идеологами» (имеются в виду идеалисты – А.С.), изучать и изменять «материальную практику» жизни (Д о б р о л ю б о в Н.А. Собр. соч. В 9 т. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 222). Заметим, что при своей приверженности материализму, в основном в его антропологической трактовке, Добролюбов особо выделял значение передовых идей, которые выступают как главнейший фактор поступательного исторического движения; их выработка, пропаганда представлялись ему важнейшей предпосылкой обновления России.
Добролюбов подчеркивал закономерный характер исторического процесса, однако отмечал, что в ходе истории «естественный» порядок вещей подвергался искажениям, власти зачастую насаждали «неразумные» общественные отношения. Творение истории до сих пор осуществлялось лишь некоторой частью общества, преследующей свои корыстные интересы. Этим объясняются противоречивость, зигзагообразность в развитии истории, ее уклонение от «прямого пути», замедление прогресса. Добролюбов, например, полагал, что принятие христианства на Руси в конце X в. было делом случая, а не потребности «русского духа»; с христианством возвеличилась княжеская власть, не всегда считавшаяся с нуждами народа. Распространение «византизма» исказило естественный ход русской истории, способствовало разложению власти и экономических устоев жизни. Одним из доказательств этого стало закрепощение крестьян. Историческими экскурсами Добролюбов стремился, среди прочего, доказать, что одна из причин отставания России, ее бед заключается в том, что власти в течение веков не считались с устоями народной жизни, под спудом находился огромный созидательный потенциал народа.
Отчетливо «партийным» философским, социологическим содержанием характеризуется отношение Добролюбова к литературе, которая осмысливалась им не столько как феномен художественного творчества, сколько как явление общественной жизни. Акцент ставился на социальную значимость литературы, которая призвана воспроизводить «жизненную правду», показывать «естественные» стремления человека к справедливой, счастливой жизни, «правильную перспективу» развития общества. Как основоположник «реальной критики», Добролюбов при оценке литературных произведений выдвигал на первый план миросозерцание, общественную позиция писателя, его отношение к жизни и быту народа, общечеловеческим интересам и идеалам. Показательны в этой связи некоторые его выводы о творчестве А.С. Пушкина. По мнению критика, Пушкин овладел лишь «формой русской народности», а не ее содержанием. Для этого ему надо было «проникнуться народным духом, прожить его (народа – А.С.) жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ, – этого Пушкину недоставало» (Там же. Т. 1. С. 259 – 260). Особое внимание Добролюбов уделял критике современной литературы, доказывая, что ее важнейшее предназначение – не только обличать, но и объяснять причины пороков, возбуждать в народе «спящие от века богатырским сном силы души, внушать ему понятия о достоинстве человека, об истинном добре и зле, о естественных правах и обязанностях» (Там же. Т. 1. С. 117). Новизна литературной критики Добролюбова состояла не только в идейно-содержательном наполнении, но и в том, что менялись ее субординационные отношения с самой литературой. «Превышая полномочия», литературная критика начинала выступать фактически самостоятельным идейно-художественным феноменом, обслуживающим свои потребности с помощью литературы и отчасти за ее счет (см. Э п ш т е й н М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988. С. 179 – 180). «Реальная критика» встречала непонимание у подавляющей части писателей и общественности, отказывавшейся признавать ее эстетическую и идейную состоятельность. Оппоненты порицали Добролюбова за привнесение в литературу «материальных интересов», недооценку «художественности», за попытки подвести прекрасное под «утилитарные условия». В ответ Добролюбов вносил некоторые коррективы в свою «реальную критику», в частности подчеркивал, что она не допускает навязывания автору чужих мыслей. В статье «Темное царство» (1859) он писал, что «реальная критика» предполагает относиться к произведениям художника точно так же, как к явлениям действительной жизни. При всем понимании обстоятельств возникновения «реальной критики», ее особенностей и метода, нет оснований утверждать, что эта критика произвела некий «идейно-художественный переворот»; такового объективно не было. Тем не менее, не без влияния Добролюбова, но главным образом под воздействием общественного подъема в России, перемен, последовавших после отмены в 1861 г. крепостного права, тенденция «связи» художественной литературы с общественной проблематикой, с жизнью различных слоев населения, и прежде всего простого народа, заметно усилилась. После октября 1917, в советское время, постулаты «реальной», «революционно-демократической» критики Добролюбова активно использовались при обосновании методологии оценки литературных произведений.
Для Добролюбова характерно отрицание современной ему России, вся она в его глазах сродни «темному царству». Повсеместно и постоянно, в деятельности помещиков и властей, проявляется «самодурство», деспотизм. При этом Добролюбов, в противовес многим современникам, доказывал, что неоправданно уповать на «образованное общество». Оно в лице, прежде всего, дворянства не может возглавить движение за выход из царства угнетения, несправедливости, лжи, ибо его представители кровно связаны с тем, против чего должно восставать. Добролюбов настойчиво подводил читателей к выводу, что Россию не обновить, преодолевая частные беззакония, важны не отдельные реформаторские подвижки, а ликвидация «коренной дрянности» всего механизма государственного и общественного устройства. В статье о «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1857) он выделил среди образованных людей два социальных типа: «вполне пассивных, безличных», которые не могут выйти из своей колеи; другой тип – это либеральные «современные герои», но даже лучшие из них по обыкновению слабы характером, не идут дальше обличений по частностям или, в лучшем случае, громкого крика, когда он не слишком опасен (Д о б р о л ю б о в Н.А. Собр. соч. Т. 2. С. 137). Смысл саркастической, нередко резкой критики Добролюбовым либералов, их «обличительной литературы» не всеми был сразу осознан. А.И. Герцен в статье «Very dangerous!!!» («Очень опасно»), опубликованной в «Колоколе» 1 июля 1859 г., осудил выступления Добролюбова против либеральных «обличителей», посчитав, что необходима взвешенная умеренность. Добролюбов, однако, продолжал выступать за радикальное лечение России. Либерально настроенным просвещенным дворянам он противопоставлял образ людей «настоящего дела». В статье «Когда же придет настоящий день?» (1860) Добролюбов показал, что новый общественный деятель – «русский Инсаров» (Инсаров – герой романа И.С. Тургенева «Накануне» – А.С.) выйдет из разночинной среды, он не только поймет в чем «корень зла», но и проявит готовность к энергичной борьбе против «врагов внутренних». Молодые «русские Инсаровы» будут носителями светлых идей, они поднимут народ, прежде всего крестьянство с его стремлениями к свободному труду и независимой жизни, к новой действительности. Эти утверждения проводили важную межу между разночинцами и «передовыми людьми» 1840 – 1850-х гг.
Для Добролюбова именно народ – решающий субъект истории, главный носитель прогресса; это сила, которая обновит Россию. Он выражал решительное несогласие как с утверждениями славянофилов о «государственности» и аполитичности, покорности русского народа, уходе его во «внутреннюю жизнь», так и некоторых западников о необходимости постепенных реформ по инициативе и усилиями властей, без заинтересованного участия народа. Добролюбов первым из русских мыслителей охарактеризовал различные идейно-психологические типы, встречающиеся в народе (статья «Забитые люди», 1861), отметив, что среди угнетенных пока немало людей пассивных, испытывающих благоговение перед чужой волей. Однако при определенных условиях, при усилении проявлений «самодурства» даже человек «кроткий» может стать ожесточенным, а к этому и ведет, считал Добролюбов, ситуация в стране. В то же время он многократно подчеркивал важность просветительской, пропагандистской работы с целью пробудить сознание народа и поднять его на «настоящее дело». Уже в 1857 г. он обращался к молодежи с призывом к служению народу в качестве учителей.
Добролюбов не мог открыто заявлять о необходимости революционного переворота, хотя, несомненно, под «настоящим делом» имел в виду как раз переворот в форме народного, мужицкого бунта, который может и должен произойти как следствие естественного стремления людей к справедливой жизни, счастливой «для всех». Вслед за Чернышевским он полагал, что первостепенные задачи, которые должны быть решены при самой активной роли народа, состоят в устранении самодержавия и крепостничества, завоевании политических свобод, конституционном закреплении народовластия. Добролюбов вполне допускал, что обстановка в стране уже в недалеком будущем приведет к перевороту. Не исключено, что в 1859 г. им готовились наметки по созданию тайной организации. Но расчеты на активные крестьянские выступления в самый канун и сразу после отмены крепостного права не оправдались, что побудило Добролюбова после возвращения на родину летом 1861 г. скорректировать свои установки (под значительным влиянием Чернышевского), поддержав программу «Великоруса». Это не означало, однако, что Добролюбов отказывался от революционного радикализма в принципе.
Как и другие «революционные демократы», Добролюбов надеялся, что народная революция не только устранит самодержавие и распрямит «социальную пружину», но и приведет к социализму – «справедливому» обществу, которое наиболее отвечает природе человека, обществу, в котором заинтересован сам народ. «Я – отчаянный социалист, – писал Добролюбов в дневнике 1857 г., – хоть сейчас готовый вступить в небогатое общество, с равными правами и общим имуществом всех членов…» (Там же. М.; Л., 1964. Т. 8. С. 531). Вместе с тем Добролюбов сдержанно относился к концепции «русского социализма» Герцена, так он не разделял оценки сельской общины как потенциально социалистического явления. С господством общины, по его мнению, связаны, в частности, неразвитость политической жизни крестьянских масс, их изолированность, равнодушие к деспотизму. У Добролюбова отсутствуют работы, обстоятельно описывающие социалистическое будущее. Но для него несомненно, что при социализме будет ликвидирована эксплуатация, исчезнет основное противоречие – между трудом и «дармоедством», восторжествует всеобщность равноправного труда, благодаря чему со временем станет возможным общественное благосостояние, удовлетворение «естественных потребностей» людей с учетом строгой соразмерности количества и достоинства труда каждого. Добролюбов выражал уверенность, что люди, восставшие против насилия и произвола, не допустят его в будущем, будут ценить права личности.
Наследие Добролюбова, в котором отражены основные постулаты идеологии радикально настроенных разночинцев, продолжало привлекать повышенное внимание после его смерти. Собрание сочинений Добролюбова в 4-х томах, подготовленное Чернышевским в 1862 г., переиздавалось шесть раз; еще два более полных издания были предприняты М.К. Лемке и Е. В. Аничковым в 1911 1913 гг. На произведениях Добролюбова воспитывались несколько поколений революционеров в России. Народники, а позднее социалисты-революционеры непосредственно использовали наследие Добролюбова, как и его соратников, для обоснования своих программных установок. К числу своих предшественников по революционной борьбе за социализм относили Добролюбова и социал-демократы, которые, однако, отмечали историческую обусловленность его мировоззрения и политических взглядов, утопический характер представлений о социализме.
Краткая биография Николая Добролюбова
Николай Александрович Добролюбов – русский литературный критик и публицист XIX века. Был также революционным демократом. Не любил подписываться полным именем и имел несколько псевдонимов. Писатель родился 5 февраля 1836 года в семье священника в Нижнем Новгороде. С самого детства любил читать и писать стихи. В 17 лет поступил в Педагогический Институт в Петербурге. После смерти родителей был подвержен антимонархическим и антирелигиозным взглядам, и это отразилось во многих его сочинениях, стихах и прозе.
В студенческие годы писатель организовал нелегальный кружок и выпускал газету «Слухи». А также, он руководил многими антиправительственными выступлениями. Когда ему было 20 лет, он познакомился с такими знаковыми фигурами как Чернышевский и Некрасов. После этого он стал писать публицистику, стихи и фельетоны для журнала «Современник». С 1857 году сотрудничал и с издательством «Журнала для воспитания». В 1858 году вышли в свет некоторые сочинения с его философскими взглядами. Вскоре он взялся за литературно-критические статьи о работах выдающихся русских писателей. Появились статьи «Что такое обломовщина?» («Обломов» Гончарова), «Луч света в темном царстве» («Гроза» Островского), «Когда же придёт настоящий день?» («Накануне» Тургенев) и другие.
Добролюбов считается одним из лучших критиков в русской литературе. Ему удавалось анализировать литературные образы через призму реальной жизни, породившей их. Его работы отличались использованием различных художественных приемов, от иронических восхвалений до язвительных пародий. В связи с тем, что писатель страдал от туберкулеза, в 1860 году ему пришлось уехать на лечение за границу. Некоторое время он провел в европейских странах, в частности около полугода жил в Италии. Там он написал серию статей в поддержку Гарибальди. В следующем году, так и не вылечившись, вернулся в Петербург, где и скончался в ноябре 1861 года.