Коренные жители тибета. Происхождение тибетцев

Тибет - самое загадочное и недоступное место на Земле. Особенно удивляет красота местной растительности и разнообразие животных. Что такое Тибет, и какова его история, читайте далее в статье.

Тибет богат своей историей, о чем свидетельствуют многочисленные источники тех времен, когда существование культуры Тибета происходило независимо от других стран-соседей. История Тибета с детальными подробностями стала известна с периода распространения империи от Бенгалии до Монголии.

Перечислим основные исторические вехи:

  • Распространение буддизма. Этот период приходится на годы правления Сонгцена Гампо, с 617 по 650 гг. После смерти царя власть официально переходит к внуку, хотя реально правил министр, что привело буддизм в упадок.
  • Восстановление учения Будды приходится на 755-797 гг. В это время переводятся тексты Учения на тибетский язык, строится университет Самье при монастыре, который и сегодня является важным центром буддизма.
  • Строительство монастырей и храмов, введение монахов в управление страной (с 815 по 838 гг.).
  • Преследование буддизма, так как правление страной оказывается в руках царя Ландарма - сторонника религии бон. Ученым и монахам пришлось бежать из страны.
  • Распад Тибета на маленькие царства. Это произошло после смерти Ландарма, поэтому систематические исторические сведения с 842 по 1247 годы отсутствуют, так как у правителя не было наследников.
  • Колониальные интересы в отношении Тибета со стороны других стран. Кульминационным моментом в их соперничестве становится организация британской экспедиции в Тибет в 1903-1904 гг.
  • Тибет провозглашает себя независимым государством от влияния центральной власти в 1911 году, хотя данное событие не признавалось в мире.
  • вошли на территорию Тибета в 1950 году, в результате чего в 17 пунктах утвердилась власть захватчиков. Свое присутствие здесь китайцы наращивали постепенно, когда, наконец, в 1965 году Тибет был провозглашен автономным районом Китая.

Место расположения

Тибет - это единственный автономный край Китая. Туристов привлекает его загадочность и удивительная красота природы. Коренное население исповедует буддизм, поэтому Тибет регулярно посещают тысячи паломников со всего света.

Где находится Тибет? Пространство от Индии до Китая занимает площадь которого достигает миллионы километров. Тибет, расположившийся тут, граничит со многими провинциями и государствами: Непалом, Индией, Бирмой.

И чтобы узнать, где находится Тибет, достаточно вспомнить о Гималаях и самой высокой горе в мире - Джомолунгме, получившей еще одно название - Эверест. Ее высота достигает 8 848 м. Чтобы покорить эту вершину, сюда приезжают туристы со всех уголков мира.

Кстати, именно территория Тибета дает рождение многим крупным Тсангпо начинает свой путь с юга, Сутлей и Инд протекают возле священной для тибетцев горы Кайлаш, Салвин и Меконг берут начало с его восточных земель.

Климат

Не трудно понять, определив, где находится Тибет, - климат территории, расположенной на 4-8 тыс. м выше уровня моря, желает быть лучшим. Специалистами он характеризуется как сухой субтропический континентальный. Это значит, что погода здесь неустойчива, отличается частыми перепадами температур в дневное и ночное время.

Шквалистые ветры и пыльные бури - частые гости на территории Тибета. Непредсказуемо и выпадение осадков: в разных провинциях их количество разное и незначительное. Осадков мало потому, что их выпадению здесь препятствует которые не пропускают муссонные ветры с запада, приносящие ливневые дожди.

Население

Тибет - это автономный район. Его территория огромная, но при этом малонаселенная - на ней проживает 6 млн. тибетцев и 7,5 млн. - китайцев. Грамотность местного населения на низком уровне и составляет менее 50 %.

Самым крупным городом края является Лхаса. Здесь расположены главные административные и религиозные центры Тибета. На территории нагорья расположены и другие города, имеющие промышленное значение: Чамдо, Шигацзе и др.

Местные жители занимаются скотоводством и земледелием. Это их основные занятия. В долинах рек они выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, табак и овощи. Кроме того, тут разводят овец, коз и яков, которые используются в качестве тягловой силы.

Растительность

Тибет - это край, на территории которого произрастает скудная растительность пустынь, степей и тундры. Хотя леса здесь тоже есть. Местами их произрастания являются долины рек. Выше отметки 6 000 м простираются вечные снега и ледники.

Особенность растительности этого чудного края заключаются в ее молодости, так как флора древнего периода уничтожена полностью с наступлением периода оледенения. Для данной местности характерны поясные границы и пестрота растительности внутри них. Здесь растет ковыль и осока, горец и кобрезия карликовая, ива и вереск, горечавка и многие другие растения.

Животные

В степях, пустынях и горах Тибета сохранились такие редкие животные как лошадь Пржевальского, верблюд двугорбый, кулан и др. Эта местность является родиной верблюдов, яков и ослов, которые относятся к домашним животным. В горных лесах много маралов, косуль, лосей, а в пустынных - горных баранов, антилоп, козлов, снежных барсов и других животных.

Степи полны сайгаками, джейранами, сусликами, сурками, тушканчиками, зайцами, песчанками, полевками. Местом обитания серого волка являются равнины, а красного - горы. Здесь распространены лисицы, колонки, куницы, хорьки, ежи, рыси, манулы. Тибет отличается наличием множества птиц: снежных грифов, галок и др.

Культура

Вероисповеданием этнических тибетцев является религия бон и буддизм. С того времени, когда Тибет стал частью Поднебесной, китайский язык является тут официальным. Но делопроизводство и начальное обучение в школе разрешено вести на тибетском языке. Поскольку обучение платное на всей территории края, большинство населения остается неграмотным, так как платить им нечем.

Когда Китай окончательно распространил свою власть на всю территорию Тибета, был запрещен обряд «Небесные похороны», который соблюдался на протяжении многих веков местным населением при погребении усопших. Но с 1974 г., по многочисленным просьбам монахов и простого народа, правительство Китая разрешило проводить данную церемонию, которую тибетцы считают единственно возможной для своих усопших.

Монастыри на территории Тибета контролируют китайцы. Для приема в них установлены отборочные критерии. В настоящее время почти все монастыри (95%) разрушены или снесены. Причиной тому является несогласованность с китайскими властями при их строительстве.

Зато сегодня на Тибете пышно отмечаются праздники и фестивали, представляющие яркое зрелище и привлекающие множество туристов.

Тибет - это край, богатый традициями и обычаями, секретами медицины и кухни, потрясающе красивыми ландшафтами и мистическими праздниками.

Тибетская кухня

Тибет - это край загадок и древней истории, которая берет свое начало со времен монастырей буддистов. Поэтому первое место здесь занимает духовная пища. Но, в любом случае, никто из туристов голодным не остается. Главной едой тут является мясо и овощи, а популярным блюдом являются сосиски из мяса баранины и говядина, вяленая особым способом.

Местные жители сладкие блюда и фрукты употребляют очень редко. Пожалуй, единственной сладостью на Тибете является хворост, который едят с медом. Алкоголь считается несовместимым с молитвами напитком, поэтому тибетцы относятся к нему с прохладцей. Но слабое вино из риса здесь продается.

Основное блюдо кухни - цампа. Для ее приготовления используется яичная мука, мясо яка, ячменное пиво и чай. Кстати, чай в Тибете пьют с добавлением масла и соли.

В меню для туристов, как правило, включают такие блюда как шадпу и чуру - сыр на основе ячьего молока. В гостиницах больших городов также готовят момо - блюдо, похожее на русские пельмени, начинкой которых является мясо или овощи, и тукпу - суп с мясом и лапшой, заправленный овощами.

Как доехать

В Лхасу, попасть легко, если местом отправления будет крупный город Китая. Но туристам лучше следовать другим маршрутом, чтобы избежать резких перепадов высоты.

Самым популярным и щадящим туристическим маршрутом является такой: группа отправляется из Куньмина, следует до Дали, а затем до Лиянга. Высота увеличивается постепенно. Последним этапом является перелет на самолете до города Лхасы.

Из Пекина в столицу Тибета можно добраться и поездом, который следует по Цинхайскому железнодорожному пути двое суток, а также с организованной группой, используя автодорожный транспорт.

При создании армии нужны были большие деньги. Так как все налоги были уже введены и действовали, в 1926 году начал действовать новый налог, который взимался со всех людей, у которых были уши. Абсурд, но это так было! Однако тибетцы не стали отрезать себе уши, а платили налог, хотя никто не понимал, за что. Деньги для армии собрали за год.

Тибет, между прочим, является лидером по сбору налогов. Люди платили налог, когда рождались, женились, пели, танцевали, били в барабан или звонили в колокольчик. Если путник заблудился в дороге, то ему, прежде чем уснуть на траве, нужно было заплатить хозяевам за такой ночлег.

Удивительная, загадочная страна Тибет, страна снегов, магов и волшебников. Множество горных вершин, возвышающихся более чем на 5 километров над уровнем моря, круглый год покрыты снегом. Они, как огромные извивающиеся серебристые змеи, создают величественный пейзаж. Здесь находится самая высокая вершина в мире – Джомолунгма(8 844,43 м над уровнем моря).

Множество рек пересекают территорию Тибета, тут истоки известных в Азии рек, таких, как Ганг, Инд, Меконг и Иравади. Священный Тибет притягивает людей. Все вызывает у людей чувство восторга и преклонения. Здесь кажется, что ушедшее в далекие века время возвратилось обратно.

Академик Б. Я. Владимиров писал: «Тибет, как мираж азиатской пустыни, привлекал к себе многих и, как обманчивое марево, оставался недоступным». Эти слова не утратили своего значения и поныне. Вплоть до настоящего времени высокая и своеобразная духовная культура обитателей Страны снежных гор все еще продолжает оставаться малоизученной. За последние сто пятьдесят лет многие смелые путешественники и исследователи приложили большие усилия к тому, чтобы проникнуть в тайны этой страны-отшельницы, отделенной от остального мира неприступными горами и бескрайними пустынями.

Тибетская культура начинает свою историю задолго до того, как в этом районе в VII веке стал распространяться буддизм. Тибет - это район в Центральной Азии с суровым климатом на Тибетском нагорье. С юга и севера высокие цепи гор, окружающие долину, отделяют его от внешнего мира. На востоке к нему примыкают районы Китая, на юге он граничит с Индией, Непалом и Бирмой, на западе - с Афганистаном, а к северу от Тибета раскинулись широкие степи Монголии.


За духовными знаниями в эту изолированную страну отправлялись паломники из разных уголков земли. В Тибете получила посвящение основательница всемирного теософского общества Е. П. Блаватская, в Тибет совершил научную экспедицию прославленный русский художник Н. К. Рерих вместе со своим сыном востоковедом Ю. Н. Рерихом. Четырнадцать лет странствовала по Тибету в одежде буддийской монахини француженка Дэви-Нил. Двадцать лет постигал в тибетских монастырях сокровенное учение ваджраяны известный буддист и буддолог Говинда, немец по происхождению. После 1845 года европейцы, отваживавшиеся посетить Центральный Тибет, подвергались угрозе смертной казни, но интерес к этой «запретной» стране, ее истории сохраняется и по сей день.
Несмотря на большую исследовательскую работу, проделанную тибетологами разных стран, многое в истории культуры Тибета до сих пор остается недостаточно изученным и спорным.

Древние тибетские легенды повествуют о том, что столетия назад вода покрывала многие части Тибета. Это подтверждается наличием ископаемых рыб и других морских животных, найденных при раскопках. Табличка Ю, найденная на пике Ку-Лу горы Хингана в провинции Ху-Пей, гласит, что великий Ю «здесь нашел убежище (в 2278 г. до н. э.) после спада потопа». Потоп захватил весь Китай, за исключением самых высоких мест. Сами жители Тибета считают, что их родина в свое время была равнинной страной, расположенной на берегу моря, однако по необъяснимой пока причине произошли страшные землетрясения, в результате которых большие участки суши опустились в море, а другие превратились в горы. Температура извергающихся из недр источников в Тибете колеблется, в некоторых из них вода кипит, в других - ледяная. Горячая и влажная атмосфера с невообразимо высокой температурой через несколько метров сменяется пеленой тумана низких температур.


В первых веках нашей эры на обширных пространствах Тибета обитали многочисленные племена. Тибетское государство начало складываться в конце VI века. К этому времени завершился процесс слияния тибетских племен в крупные военно-племенные союзы. По свидетельству тибетских источников, в середине I тысячелетия на территории Тибета таких союзов, организованных в небольшие княжества и царства, было около двадцати. Наиболее развитым оказалось царство, расположенное на юго-востоке страны, в долине Ярлунг. Правители этого царства вели войны с соседями, постепенно присоединяя к себе их владения. Так шел процесс объединения Тибета в мощную военно-политическую империю, завершенный воспетым тибетской историей царем Сонцзэнгампо (617-649). Он присоединил к Тибету ряд земель на западе и северо-западе Китая, утвердился в некоторых областях Центральной Азии, Индии и Непала. Во время правления Сонцзэнгампо в Тибете появляется письменность, чего настоятельно требовали нужды сложившегося государства. Тибетская историческая традиция говорит, что в 632 году царский советник Тхонми Самбхота был послан в Кашмир для изучения искусства письма и через несколько лет вернулся в Лхасу - столицу Тибета. Он выработал тибетский алфавит на основе древнеиндийской письменности брахми и написал грамматику тибетского языка как свод изложенных в стихах грамматических правил - от формирования слога до составления из слов предложения.


Быт и нравы тибетцев были обусловлены суровыми географическими и климатическими условиями. Природа в этой местности поражает своей грандиозностью и доминирует над единичным человеком, она заставляет чувствовать ничтожность его собственного «я». Поселившись на огромной пустынной равнине гималайского плато, на высоте пяти с половиной тысяч метров над уровнем моря, люди постоянно ощущали мощь природной стихии. Им требовалось учение, которое воспитало бы сильную волю, дух и тело, любовь к ближнему, сострадание и взаимопомощь. Формированию таких черт характера способствовала религия Бон, а затем буддизм.

В системе образования и воспитания большое внимание уделялось не только языку и знанию высокого стиля общения, но и памяти. Если в Риме существовала наука о памяти - мнемоника, то в Тибете внедрилась в культуру народа практика тренировки памяти. Это способствовало овладению каждым тибетцем своим сознанием, формированию сильной воли и духа. Такие черты наложили отпечаток на мировоззрение тибетцев и придали ему духовное своеобразие. Самосовершенствование стало неотъемлемым качеством человека, живущего в Тибете. Это повлекло развитие практики йоги, которая превратилась в науку методики, позволяющей улучшить и усовершенствовать человека. Тибетцы начинали ее изучение с детства. В системе дыхания в определенной методике кроется секрет многих тибетских феноменов. Практика йоги осуществляется при наличии опытного и умного наставника. Многие из побывавших в Тибете рассказывают о ламах-курьерах, способных управлять весом своего тела (левитация) и пробегать огромные расстояния на большой скорости, едва касаясь земли в течение многих часов.


В Тибете считают, что души бессмертны. Смерти фактически нет, потому что ей сопутствует новое рождение в другой жизни. Сознание человека, согласно мировоззрению тибетцев, вечно, физическое тело является обителью, в которой временно живет душа. Колесо Жизни для тибетцев это цикл: рождение - жизнь - смерть - возвращение к духовному началу и, спустя определенное время, -возрождение при других условиях и обстоятельствах.

Согласно взглядам тибетцев, существуют миллионы других миров, обитатели которых сильно отличаются от человека и на порядок выше его по развитию. В Тибете никогда не разделяли точку зрения, что человек представляет собой наиболее развитую и благородную ветвь эволюции, и верят, что существуют более высокие формы цивилизации.

Духовная культура Тибета складывалась и формировалась в монастырях. Они стали источником и оплотом учения буддизма, в них сосредоточивалась общественная, духовная и культурная жизнь Тибета. Огромное количество больших и маленьких монастырей разбросано на отрогах гор в этой стране.

Монастыри были не только центрами духовной жизни, но и храмами искусства. Само строительство монастыря представляло высокий уровень развития храмовой архитектуры. Первыми культовыми буддийскими постройками были чортены, их прообразы - индийские ступы. Чортены были для тибетцев символами бессмертия. Наиболее известный в Тибете чортен Готон высотой 65 метров, сооруженный в XV веке в городе Гьяндзе.


Тибетское изобразительное искусство тесно связано с буддизмом. Художники и скульпторы брали сюжеты для своих произведений в буддийских мифах. Тибетские иконы - тханка - представляют собой иллюстрированный рассказ об исторических и легендарных событиях, о жизни проповедника буддизма. Иконы создавались согласно канонам, которые относились к сюжету композиции, размеру, пропорциям и к процессу создания образов. В дни религиозных торжеств иконы больших размеров вывешивают на склоны гор и холмов в окрестностях крупных монастырей. Многочисленные изображения будд и бодхисаттв скульпторы создавали из дерева, камня, металла, кости или составов из быстро твердеющих смол благовонных и лекарственных растений. Поверхность скульптур золотили, полировали, раскрашивали или украшали чеканкой. На статуи надевали прекрасные ювелирные украшения.

В Тибете развито декоративно-прикладное искусство. Талантливые тибетские мастера делали искусные ювелирные украшения. Особо отличались кузнецы, работающие по золоту. Они принесли Тибету славу «страны золота».

Распространение буддизма дало стимул формированию тибетской литературной традиции. Перевод буддийских текстов принял в Тибете широкий размах после завершения строительства первого монастыря Самье и возведения буддизма в ранг государственной религии в 779 г. Нужды перевода санскритских сочинений на тибетский язык вызвали к жизни институт лоцзава - высококвалифицированных переводчиков священных текстов. В результате долговременного совместного труда тибетских лоцзава и индийских пандитов над переводами был выработан философский язык и стиль перевода, позволявшие адекватно производить на тибетском языке санскритские тексты. В ходе работы над переводами была заложена основа тибетского литературного языка.

Отгородившись от внешнего мира высочайшими хребтами земного шара, этот уголок земли по сей день остается одним из самых недоступных, наименее изученных и наиболее загадочных мест на нашей планете.

По материалам сайта: http://studopedia.ru


Часть 10. Тибетцы

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Археологические и геологические открытия указывают, что тибетцы являются потомками коренных кочевых племен Цян (Qiang). История Тибета началась около 4000 лет назад.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Молитвенные флаги, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней - все это связано с тибетским верованиям, берущими начало в древней шаманской религии Бон. Местные наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа.

Дворец Потала (Potala), Лхаса, август 2011

Тибет известен как «крыша мира». Высота пяти горных массивов превышает 8000 метров. В их числе Эверест - самая высокая вершина мира. Лхаса является политическим, экономическим, культурным и религиозным центром. Она изобилует памятниками культуры. На территории Тибета имеется 1700 монастырей, некоторые из которых датируются 8-м веком.

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Легенда гласит, что тибетцы произошли от обезьяны и самки людоеда. Археологические и геологические открытия, впрочем, доказывают, что тибетцы являются потомками коренных и кочевых племен Цян.

История Тибета началась около 4000 лет назад.

Маркхэм (Markham), Восточный Тибет, август 2011

Большинство тибетских традиций - таких, как многочисленные фестивали и т. п. - связаны с буддизмом, хотя не лишены и чисто практических аспектов. Говорят, что традиционная тибетская опера (Лхамо) возникла в 14-ом веке, когда лама Тхантонг Гьялпо (Thangthong Gyalpo) поставил первый спектакль с семью красивыми девушками, чтобы собрать средства для строительства мостов на железных цепях в целях облегчения перевозки товаров и паломничества. Тибетская опера с той поры стала популярна во всем регионе.

Выступления проводятся во время фестивалей, посвященных самым разным поводам. Буддийское учение и история Тибета являются источниками вдохновения для оперных постановок. Маски исполнителей указывают на их роль - будь то король, королева, лама или божество.

Кочевники Кхампа (Khampa), Нан-Цо (Nan-Tso), август 2011

Животноводство является основным занятием большинства тибетцев, и они продолжают вести полукочевое существование, проживая в толстых черных палатках из шерсти яков, уставленных мешками с драгоценным ячменём и в окружении домашнего скота.

Вездесущий як является наиболее полезным животным, хотя для мяса и шерсти выращиваются овцы, а также козы.
Жесткие маленькие горные пони являются основным транспортным средством и источником кобыльего молока - местного деликатеса и лекарства от всех болезней.

Воины Кхампа (Khampa), август 2011

Кухня Тибета отражает богатое наследие страны, несёт следы адаптации людей к большой высоте и регулируется определёнными религиозно-кулинарными ограничениями. Наиболее важной культурой является ячмень. Тесто из ячменной муки (цампа) - основной продукт питания Тибета. Мясные блюда готовят из яка, козы или баранины, которых часто сушат или тушат в пикантном картофельном соусе. В Тибете культивируется горчичное семя, поэтому горчица широко представлена в местном рационе. Йогурт, масло и сыр из ячьего молока очень популярны, а хорошо приготовленный йогурт считается даже «престижным» блюдом.

Монастырь Ганден (Ganden), август 2011

Тибетский буддизм является основной религией Тибета. Тибетцы молятся ежедневно, если не ежечасно. Большую часть своего времени они проводят в медитации или вращая молитвенные колеса, что духовно почти приравнивается к молитве. Как и все буддисты, тибетцы придерживаются ненасилия, делают добрые дела, дарят подарки монахам и стремятся избегать дурных помыслов.

Зародившись в 8-м веке н. э., тибетский буддизм впитал элементы религии Бон - древнего шаманистского культа с эзотерическими ритуалами, экзорцизмом, талисманами, заклинаниями, заговорами, игрой на барабанах, жертвоприношениями, пантеоном богов и злых духов и культом мертвых.

Это сильно повлияло на тибетский буддизм. Молитвенные флаги и колеса, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней и другие тибетские ритуалы пришли в буддизм из религии Бон.

Буддийские монахи, август 2011

Тибетские наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа. На протяжении всей своей истории они претерпели мало изменений. Наиболее яркими особенностями тибетского костюма и украшений является большой выбор материала (парча, мех, кожа, шелк, шерсть, хлопок и пр.) и - в зависимости от того, в какой местности человек проживает и чем занимается - дизайн.

«Жхатор» (Jhator) означает «милостыня для птиц», август 2011

«Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

Монахи в Тибете

Тибетская одежда делается в основном из меха животных (овчина наиболее популярна). Традиционная шерстяная ткань называется «пулу» (Рulu). Летом носят одежду из хлопка. Тибетцы - особенно женщины в скотоводческих районах - любят яркие вещи. Кроме того, они любят украшения больше, чем представители любой другой этнической группы. Украшения являются символом богатства и социального статуса. Они носят все виды ювелирных изделий - таких, как ожерелья, заколки, серьги и браслеты, сделанные из раковин, костей животных, золота, серебра, жемчуга, нефрита и других драгоценных камней.

Войны Кхампа (Khampa), август 2011

В некоторых частях Тибета практикуется полигамия. Обычное дело, когда женщина вступает в брак с одним или несколькими братьями своего мужа. Это обычно делается, чтобы избежать раздела имущества и обеспечить финансовую безопасность. Тем не менее, в Тибете чаще встречается моногамия.

Монастырь Ганден, Тибет

Пастухам нужна свободная и просторная одежда, чтобы днём она не стесняла движений, а ночью могла служить одеялом. Когда с рассветом становится теплее, они могут легко выпростать одну руку из рукава, чтобы отрегулировать температуру тела. Так ношение халата с одной голой рукой снаружи стало символом раскованного характера тибетцев.
Сделанные из овчины, лисьего меха или золотого сатина, тибетские шапки исключительно эстетичны. Сапоги настолько длинны, что иногда достигают верхней часть ноги. В них часто вшивают супинаторы.

Монахи в монастыре

Тибетская народная медицина является одним из старейших целительских искусств в мире. В ней используется до двух тысяч видов растений, сорока видов животных и пятидесяти минералов. «Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

В большей части Тибета земля слишком тверда и скалиста, чтобы вырыть могилу. А ввиду нехватки топлива и древесины небесные погребения считаются более практичными, чем кремация.

Американский фотограф Фил Борджес (Phil Borges) уже больше тридцати лет путешествует по миру и снимает малочисленные народы - например, жителей Тибета.


1. Джигме, 8 лет и Сонам, 18 месяцев. Ладак, Тибет.
«Джигме и Сонам - сестры из семьи кочевников, которая только что спустилась с Гималаев в свой зимний лагерь, расположенный на Тибетском плато на высоте 5000 м над уровнем моря. Когда я показал Джигме ее портрет на поляроидном снимке, она вскрикнула и убежала в шатер. Я понял, что она впервые видела себя со стороны, потому что в ее семье нет зеркала».


2. Яма, 8 лет. Лхаса.
«Яма, ее родители и три сестры отправились из провинции Кам в паломничество на 6 недель в Лхасу, в храм Джоканг».
«Большую часть пути Яма помогала нести нашу 10-месячную дочь,- говорит ее отец. - Она с самого раннего возраста стремится помогать другим».


3. Пусунг, 64 года и Дундуп, 32 года. Долина Пуга, Ладак.
«Пусунг и Дундуп - отец и сын. Я добрался до их лагеря на высоте 5200 м над уровнем моря в декабре, в очень холодный и ветреный день. Они только что закончили молитву и готовились принести в жертву двух яков во имя сытной зимы. Это был совершенно первобытный обряд. Казалось, эта сцена могла происходить двести лет назад в североамериканских прериях».


4. Цетен, 81 год. Чогламсар, Ладак.
«Цетену было уже почти пятьдесят, когда у него отобрали большое стадо коз и яков и он был вынужден покинуть Тибет. Он один из двух тысяч тибетцев, живущих в лагере беженцев вблизи Чогламсара в Ладаке. Здесь у него только одна коза и небольшой участок земли, на котором он выращивает овощи».
«Я буддист, и поэтому могу быть счастливым где угодно», - говорит Цетен.


5. Шело, 20 лет и Бенба, 17 лет. Ньялам, Тибет.
«Шело и Бенба, лучшие подруги с детства. Они работают горничными в отеле в Ньяламе, древней тибетской деревне, которая стала перевалочным пунктом для альпинистов по дороге на Эверест».


6. Долма, 38 лет. Чантанг, Ладак
«Долма никогда раньше не встречала западных людей. Она тянулась ко мне, дотрагивалась до моего плеча и быстро отдергивала руку, прятала ее под своей накидкой и смеялась. Молоденькой девушкой она бежала через тибетско-индийскую границу вместе со своей семьей после того, как прошел слух, что жителей их кочевого лагеря заставят жить в коммуне».


7. Норзум, 44 года. Озеро Цо Морари, Ладак.
«Норзум прекрасно помнит, как еще мальчиком бежал из Тибета вместе со своей семьей. Передвигаясь по ночам и прячась днем, они за двадцать с лишним дней перебрались через границу в Ладак. Во время сильного мороза на высоте более 5000 м умер его младший брат. Норзум говорит, что места, где ему теперь приходится жить, гораздо более суровые, чем его родина».


8. Лобсанг, 67 лет и Тенцин, 13 лет. Бодхнат, Непал
«Лобсанг вместе с 66 другими монахами был арестован в 1959 году. Он вышел из тюрьмы только через 21 год и оказался одним из трех выживших. Его лучший друг умер в тюрьме прямо у него на руках. Когда Лобсанг встретил Тенцина, он узнал в нем реинкарнацию своего друга. Лобсанг уверяет, что видит в этом юноше черты умершего старого товарища».


9. Цезим, 79 лет и Деки, 72 года. Дхарамсала, Индия.
«Цезим и Деки - старинные друзья. Они были в числе 100 000 тибетцев, которые бежали из Тибета в 1959 году вместе с далай-ламой. Муж Деки был убит во время восстания, но она смогла взять с собой своих пятерых детей. С тех пор Деки поселилась в Дхарамсале, рядом с далай-ламой и резиденцией правительства Тибета в изгнании».


10. Пемба, 4 года. Трак-Ток, Ладах.
«Пемба приехала в деревушку Трак-Ток вместе с матерью и сестрой на фестиваль танца в солнечный, но морозный декабрьский день. Она привлекла мое внимание тем, что была абсолютно поглощена зрелищем. Казалось, во время всей церемонии она ни разу не шелохнулась, несмотря на пронизывающий ледяной ветер».


11. Самден, 72 года. Монастырь Ганден, Тибет.
«Самден пришел в Ганден (один из крупнейших тибетских монастырей-университетов) в 12 лет. Во время культурной революции Ганден был полностью разрушен, как и другие 6200 тибетских монастырей, из которых уцелели лишь 11. Самдену было тогда 44 года. Сейчас ему 72 и он по-прежнему живет в этом восстановленном монастыре».

Тибет в VI-VII веках из маленькой горной и разноплемённой страны, превратился в военную монархию аристократического типа и захватил Великий караванный путь. То есть он взял под контроль торговлю шёлком. Но по-сравнению с Китаем горная страна была малолюдной. В ней жило всего 3 млн. человек. А в Поднебесной население составляло почти 60 млн. человек. Но, тем не менее, с учётом местных условий силы двух держав уравновешивались.

Однако надо отметить, что хоть горы и представляли серьёзное препятствие для врагов, но изолированность Тибета была относительной. Тибетцы, жившие в западной части, представляли собой индоевропейские племена . Это были дарды и моны. Они исповедовали религию Митры.

Это были настоящие колдуны и волшебники. Они могли навести порчу, в совершенстве разбирались в травах, владели гипнозом , телепатией и знали очень сильные заклинания. Люди эти были европеоидного типа.

В восточных районах Тибета жили некитайские племена, бежавшие из Южного Китая . Они постепенно поднимались по великой реке Брахмапутре и в этих местах назывались кяны. В конце концов, они встретились с дардами и монами. Так возник единый тибетский народ.

Но это, так сказать, предположения историков. А кроме этого существует красивая легенда, которая несколько иначе интерпретирует появление в горной стране единого человеческого сообщества. Она, кстати, опровергает утверждение Дарвина о том, что человек произошёл от обезьяны. Согласно легенде великий учёный был прав лишь наполовину.

Тибетцы произошли от обезьяны-отца. А вот матерью была ракшас. Это что-то вроде лешего - горный лесной демон. Однажды прекрасный царь обезьян пришёл в Тибет спасать свою душу по буддийской вере. А чертовка ракшас увидела его и влюбилась без памяти. Царь обезьян был отшельником, он пришёл спасать душу, а тут перед ним появляется влюбленная ведьма и требует взаимности. Естественно, он категорически отказался. Тогда она спела ему песню:

О, обезьяний царь! Услышь меня, молю.
По воле злой судьбы я бес, но я люблю.
И, страстью сожжена, теперь к тебе стремлюсь.
Со мной не ляжешь ты, я с демоном сольюсь.
По десять тысяч душ мы будем убивать,
Мы будем жрать тела, мы будем кровь лизать
И породим детей жестоких словно мы,
Они войдут в Тибет, и в царстве снежной Тьмы
У этих бесов злых возникнут города,
И души всех людей пожрут они тогда.
Подумай обо мне и милосерден будь,
Ведь я люблю тебя, приди ко мне на грудь!

Каждый понимает, что налицо все признаки психологического шантажа. Бедный отшельник насмерть перепугался и обратился с молитвой к своему учителю Авалоките:

Наставник всех живых, любви и блага свет,
Я должен соблюдать монашеский обет,
Увы, бесовка вдруг возжаждала меня,
Мне причиняет боль, тоскуя и стеня,
И крутится вокруг, и рушит мой обет.
Источник доброты! Подумай, дай совет.

Авалокита подумал, посоветовался с богинями Тонир и Тана, а затем сказал: "Стань мужем горной ведьмы". А богини закричали: "Это очень хорошо, даже очень хорошо". И тогда обезьяна с ведьмой народили детей. Все дети были разные. Одни были очень умные, как их отец отшельник. Другие были хищными, похожими на свою мать. Но, независимо от уровня интеллекта и характерна, все они хотели есть. А есть было нечего, потому что отец и мать занимались самосовершенствованием. Они забыли о детях, и те стали кричать: "Что же нам есть?" И тогда царь обезьян опять обратился к Авалоките и пожаловался ему:

Учитель, я в грязи, средь сонмища детей,
Наполнен ядом плод, возникший из страстей,
Греша по доброте, я был обманут тут,
Мне вяжет руки страсть, страдания гнетут.
Жестокая судьба, и мук духовных яд,
И боли злой гора всегда меня томят.
Источник доброты, ты должен научить,
Что надо делать мне, чтоб дети стали жить,
Сейчас они всегда, как бесы, голодны,
А после смерти в ад низринуться должны.
Источник доброты, скажи, скажи скорей
И милосердья дар пролей, пролей, пролей.

Авалокита помог своему ученику. Он дал бобы, пшеницу, ячмень, всякие плоды и сказал: "Брось в землю, они вырастут, и ты будешь кормить детей". Вот так от этих детей и пошли тибетцы. Дело, конечно, каждого, кому верить: историкам или тем, кто создал легенду. Главное же заключается в том, что в Тибете возник этнос. С одной стороны в него вошли индоевропейские племена, а с другой монголоидные. Духовно их скрепила едина вера - митраистская религия бон .

Однако у народа не было политического единства. Каждое племя не желало признавать главенство другого. Но в V веке люди нашли компромисс. Они стали выбирать цэнпо . Это высшая тибетская должность с большими полномочиями, но без каких-либо возможностей их осуществления. Властитель не обладал реальной властью, так как любой вопрос должен был согласовывать со жрецами бона и племенными вождями.

После создания верховной власти племена начали вести завоевательные войны. Они захватывали земли, расположенные на востоке и западе. Результатом этого и стал контроль над Великим караванным путём. При этом цэнпо продолжали оставаться в роли марионеток, не смевших принять ни одного решения без одобрения жрецов и вождей.

Такое положение вещей властителям не нравилось, и они обратили свои взоры на буддистов. Те всегда находили себе место у деспотических престолов. Деспот не имеет поддержки у народа, а поэтому всегда нуждается в советниках, не связанных с народом и обязанных ему лично. Буддийская община всегда экстерриториальна. Если человек входит в неё, то он рвёт все прежние родовые и племенные связи. Поэтому деспотам и удобно использовать буддистов.

Этим опытом решил воспользоваться один из цэнпо. Звали его Сронцангамбо. Он пригласил буддистов и сказал, что разрешает им проповедовать свою религию в Тибете. Тем самым он надеялся получить преданную ему оппозицию.

Но кончилось всё для Сронцангамбо очень плохо. Источники сообщают о строительстве им великолепного дворца Потала. Вокруг дворца в то время валялись отрубленные головы, руки и ноги тех людей, которые не хотели принимать буддизм. Вскоре цэнпо пропал, а на буддистов начались гонения. Но как там всё было на самом деле - неизвестно, так как летописцы очень скупо освещают этот исторический период.

Ясно лишь то, что в Тибете сложились две партии. С одной стороны монархическая, опирающаяся на буддистов, а с другой стороны, ей противостояли жрецы бона и аристократы. То есть высшая власть опиралась на чуждую религию, которую тибетцы в своём большинстве не хотели признавать. Всё это спровоцировало кровавую развязку. Последнего цэнпо убили, а тибетская держава развалилась. А была она очень крупная. В неё входили Непал и часть Бенгалии.

Племена огородили себя дозорами, а монастыри и замки высокими стенами. Буддисты пропали, а жители вернулись к старой вере и колдовству. Но в IX веке появился новый проповедник. Звали его Атиша, и стал он проповедовать мягкую форму буддизма. А тот уже имел огромное количество самых разных форм. И постепенно жители Тибета стали переходить в буддизм. Они начали принимать его принципы, а бон разделился на чёрный, который был враждебный буддизму, и белый - компромиссный.

Продолжалось это до XV века, когда появился Цзонхава. Он создал "жёлтую веру". Это тот буддизм, который стали исповедовать монголы, калмыки и буряты. Приобщились к нему и тибетцы, а история Тибета перешла в другое качество, которое во многом отличалось от прежнего .




Top