Общественный смысл романа гончарова обломов заключается в. Размышления о смысле жизни (На примере романа А

Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.

История создания

Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.

Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – . Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених .

Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.

Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с , обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.


Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».

Марья Моревна в сказках

О родителях и близких родственниках Марьи ничего не известно. Впрочем, прозвище «Моревна» наводит на мысль, что девушка состоит в близких отношениях с Морским Царем. Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю.

Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.


Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.

Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.


Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате . Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.

Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.


Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.

Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.


Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.

Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.

Экранизации

Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял , а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.


В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.

  • В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
  • Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
  • Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-царевич. У него было три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна, Анна-царевна. Родители их умерли, а перед смертью приказали сыну, чтобы выдал он своих сестер замуж за тех, кто первым посватается.

Однажды Иван-царевич вместе с сестрами гу­лял в саду. Вдруг на небе появилась черная туча, началась страшная гроза. Иван-царевич с сестра­ми поспешили домой. Вернулись они во дворец, вдруг в горницу влетел сокол. Он ударился об пол, превратился в доброго молодца. И попросил вы­дать за него замуж Марью-царевну. Иван-царе­вич спросил у сестры, по душе ли ей добрый моло­дей. Марья-царевна согласилась. Вскоре вышла она замуж за сокола и улетела в его царство.

Прошел год. Отправился Иван-царевич с сест­рами на прогулку. Снова началась страшная гро­за. Едва вернулись они домой, как во дворец вле­тел орел. Он ударился об пол, превратился в добра молодца. Орел попросил выдать за него замуж Ольгу-царевну. Она согласилась и вскоре улетела в его царство.

Прошел еще год. Отправился Иван-царевич с младшей сестрой на прогулку. Началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как в горницу влетел ворон. Он ударился об пол и превратился в добра молодца. Молодой чело­век был еще красивее двух предыдущих. Ворон попросил выдать за него замуж Анну-царевну. Иван-царевич не препятствовал, Анна-царевна так же согласилась. Вскоре она стала женой во­рона и улетела в его царство.

Целый год Иван-царевич жил один. Стало ему скучно, решил он проведать своих сестер. Долго он шел. И увидел в поле побитую рать. Иван ца­ревич спросил, кто побил войско. И ему ответи­ли, что сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна. Иван-царевич пошел дальше, там были белые шатры. Вышла к нему Марья Морев­на, прекрасная королевна. Она спросила, куда Иван-царевич путь держит, и пригласила его по­гостить. Некоторое время провел у нее Иван-ца­ревич, полюбился он прекрасной королевне, и стала она его женой.

Стали они жить-поживать. Но Марья Морев­на снова стала собираться на войну. Она остави­ла Ивана-царевича вести хозяйство, и строго-на­строго запретила заглядывать в один чулан. Как только Марья Моревна уехала, Иван-царевич от­крыл чулан. Там был Кощей Бессмертный, при­кованный цепями. Кошей попросил напиться, сказал, что десять лет не ел и не пил. Иван-царе­вич дал ему ведро воды. Кощей выпил и попро­сил еще. Так Иван-царевич принес ему три вед­ра. И Кощею возвратились утраченные силы, он порвал цепи и унес Марью Моревну.

Горько заплакал Иван-царевич и отправился он на поиски своей жены. Долго он шел, увидел чудесный дворец. Здесь жил сокол со своей же­ной, старшей из сестер Ивана-царевича. Они ра­душно приняли брата, накормили, напоили. Иван-царевич гостил у них три дня. На прощанье они попросили Ивана-царевича оставить серебря­ную ложку, чтобы они знали, как у него дела.

Снова отправился Иван-царевич в путь. Долго он шел. И увидел дворец еще лучше прежнего. Здесь жил орел с женой. Они радостно встретили брата. На прощанье попросили оставить сереб­ряную вилку. Снова отправился Иван-царевич в путь. По дороге увидел Иван-царевич дворец еще краше предыдущих. Здесь жил ворон с же­ной. Они радушно встретили брата. Он гостил у них три дня, на прощанье попросили они оста­вить серебряную табакерку.

Снова пошел Иван-царевич вперед. Наконец нашел он Марью Моревну. Она очень обрадова­лась ему. И стала корить, зачем он не послушал ее и выпустил Кощея Бессмертного. Иван-царе­вич решил освободить свою жену.

Вечером вернулся домой Кощей. Его волшеб­ный конь рассказал, что приходил Иван-царе­вич. И поскакал Кощей ему вдогонку. Быстро его догнал. Кощей сказал, что на первый раз прощает. Простит и на второй раз, но на третий убьет Ивана-царевича. Кошей отнял Марью Мо­ревну, увез ее к себе. Долго горевал Иван-царе­вич. Потом он вернулся за своей женой. Снова пытался он ее увезти. Но Кощей их догнал.

Снова вернулся Иван-царевич за Марьей Моревной. Догнал их Кощей. Изрубил он Ивана-ца­ревича в мелкие кусочки, положил их в смоля­ную бочку. Бочку скрепил железными обручами и бросил в море. У зятьев Ивана-царевича почер­нело серебро. Они поняли, что с ним случилась бе­да. Орел вытащил из моря бочку. Сокол принес живую воду, ворон принес мертвую воду. Они раз­рубили бочку, сложили изрубленного Ивана-ца­ревича. Ворон сбрызнул его мертвой водой, и тело срослось, сокол брызнул живой водой, и Иван-ца­ревич ожил. Зятья ему все рассказали. Потом они поехали и попросили Марью Моревну узнать, где Кощей нашел такого волшебного коня. Марья Моревна улучила момент, когда Кощей был добр, и стала его расспрашивать.

Кощей сказал, что получил жеребенка от вол­шебной кобылицы, которая принадлежит Бабе-Яге. Для того чтобы получить жеребенка, при­шлось Кощею быть пастухом три дня. Баба-Яга жила за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой. Марья Моревна спросила, как Кощей перебрался через огненную реку. Кощей сказал, что для этого он использует волшебный платок. Достаточно махнуть им три раза, как че­рез огненную реку сделается высокий мост.

Марья Моревна все запомнила и передала Ивану-царевичу. Она украла платок у Кощея и отдала его Ивану-царевичу. Иван-царевич пе­реправился через огненную реку и пошел к Бабе-Яге. По дороге увидел заморскую птицу с птен­цами. Одного птенца он хотел съесть. Но птица попросила не трогать ее детей и обещала помочь в случае надобности. Иван-царевич пошел даль­ше, увидел улей пчел. Он хотел взять немного мода. Но пчелиная матка попросила не трогать мед, обещала в дальнейшем помощь. Дальше по­шел Иван-царевич, встретил львицу с львенком.

И опять не тронул он львенка, за что львица обе­щала ему помощь.

Наконец пришел Иван-царевич к Бабе-Яге. Он попросил у нее богатырского коня. Баба-Яга сказала, что для этого нужно стать на три дня пастухом. И если пропадет хоть одна кобылица, не сносить Ивану-царевичу головы. Наутро вы­гнал Иван-царевич в поле кобылиц. Они сразу разбежались и пропали. Иван-царевич долго плакал. Потом появилась заморская птица и сказала, что кобылицы уже дома.

Баба-Яга была очень недовольна, она кричала на своих кобылиц, зачем они возвратились. Ко­былицы сказали, что налетели на них птицы, чуть не выклевали глаза. И пришлось им возвра­щаться. Баба-Яга сказала, чтобы на следующий день они прятались в лесах.

Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они разбежались по дремучим лесам. Но львица помогла Ивану-царевичу, и все кобылицы верну­лись домой. Баба-Яга кричала на них. Но кобыли­цы ответили, что набежали на них звери любые, чуть не разорвали. И пришлось им возвращаться домой. Баба-Яга велела им на следующий день прятаться в синее море. Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они забежали в море. Но прилетела пчела и помогла Ивану-царевичу. Кобылицы вернулись домой, сказали Бабе-Яге, что на них налетели пчелы и стали их жалить.

Ночью уснула Баба-Яга, Иван-царевич взял жеребенка, оседлал его и поехал. Взял он Марью Моревну и поехали они вместе. Кощей догнал их, хотел убить Ивана-царевича саблей. Но богатыр­ский конь Ивана-царевича ударил Кощея копы­том и размозжил ему голову. После этого Иван-ца­ревич добил Кощея палицей и сжег его на костре.

Вернулись они в свое царство. И жили долго и счастливо.

В этой сказке Кощей Бессмертный олицетворя­ет собою Зло. Иван-царевич олицетворяет Добро. У Ивана-царевича не случайно на протяжении всей сказки появляется множество помощников, ведь он добр сам по себе, он не обижает беззащит­ных животных, хорошо относится ко всем. Иван-царевич только один раз допустил ошиб­ку, когда не выполнил просьбы Марьи Моревны и заглянул в запретный чулан. Именно потому ему пришлось преодолеть множество препят­ствий, чтобы вызволить свою любимую из плена Кощея Бессмертного. Однако Иван-царевич с до­стоинством вынес все испытания. И победил Зло в честном бою.

1 (20%) 1 vote


На этой странице искали:

  • марья моревна краткое содержание
  • краткое содержание сказки марья моревна
  • сказка марья моревна краткое содержание
  • краткое содержание марья моревна
  • марья моревна сказка краткое содержание

Марья Моревна

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли. Умирая, они сыну наказывали:

– Кто первый за сестер станет свататься, за того и отдавай – при себе не держи долго!

Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад погулять.

Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.

– Пойдемте, сестрицы, домой, – говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец – как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:

– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом: хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

– Коли люб ты сестрице, я ее не держу – пусть идет.

Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами – целого года как не бывало. Пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией.

– Пойдемте, сестрицы, домой, – говорит царевич.

Только пришли во дворец – как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел. Ударился орел об пол и сделался добрым молодцем.

– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ездил, а теперь пришел сватом.

И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:

– Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет, я с нее воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж. Орел подхватил ее и унес в свое царство.

Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:

– Пойдем, во зеленом саду погуляем!

Погуляли немножко. Опять встает туча с вихрем, с молнией.

– Вернемся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть – как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел ворон. Ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были хороши собой, а этот еще лучше.

– Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом: отдай за меня Анну-царевну.

– Я с сестрицы воли не снимаю. Коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.

Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство.

Остался Иван-царевич один. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно.

– Пойду, – говорит, – искать сестриц.

Собрался в дорогу, шел, шел и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:

– Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

– Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.

– Здравствуй, царевич. Куда тебя бог несет – по воле аль по неволе?

Отвечает ей Иван-царевич:

Добрые молодцы по неволе не ездят.

– Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад: две ночи в шатрах ночевал. Полюбился Марье Моревне и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе столько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

– Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.

Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

– Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло.

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:

– Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны как ушей своих!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.




Top