Основы буддистской культуры. Основы буддийской культуры

Согласовано Утверждаю:

на методсовете Директор МАОУ СОШ № 58 КГО

Протокол №____ __________________

от___________ С.А. Ремнева

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №58

Камышловского городского округа

Рабочая программа по курсу

внеурочной деятельности

«Азбука психологии»

5 класс

Составитель:

Суворова Т.А., учитель

первой квалификационной категории

г. Камышлов

Пояснительная записка

Программа по курсу «Азбука психологии» разработана согласно следующим нормативно-правовым документам:

Закон «Об образовании в РФ»;

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования (М. «Просвещение», 2009г.);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. «Просвещение», 2010г.);

Образовательная программа ООО МАОУ СОШ №58 КГО.

Преподавание курса психологии в школе представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, осваивает различные социальные требования и роли.

Данный курс занятий направлен на изучение внутреннего мира, мыслей, чувств, причин поведения младшего подростка. Почему одни люди относятся к нему хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Как избежать ссор со своими товарищами, друзьями, родственниками? Как справляться с домашними заданиями? Как стать умным и сильным, смелым, чтобы все ценили и уважали?

Ответы на эти вопросы можно получить ответ, изучив курс занятий по психологии «Азбука психологии».

Цель: познание младшим подростком своих возможностей, внутренних качеств, постичь смысл своего предназначения.

Задачи:

Развитие собственного чувства достоинства и умение уважать достоинства других;

Развитие способности к самоанализу;

Развитие социальной восприимчивости;

Развитие коммуникативных навыков;

Формирование поведенческих навыков и умений эффективного выхода из сложных ситуаций.

Год издания: 2009г. Издательство: Москва, «Народное образование»

Данная программа ориентирована на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

Формирование ответственного отношения к обучению;

Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Формирование осознанных навыков поведения в обществе;

Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Формирование основ конструктивного взаимодействия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

Учащиеся должны уметь:

Работать в соответствии с поставленной задачей;

Составлять простой и сложный план текста;

Участвовать в совместной деятельности;

Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в жизни.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Взаимосвязь общения и деятельности;

Способы отработки навыков внимательного отношения друг к другу;

Способы анализа собственных достоинств и недостатков;

Способы мотивации на работу с собственными недостатками;

Способы организации своего времени;

Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

Этические принципы общения.

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки:

1. Ритуал приветствия.

Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

2. Объяснение темы занятий.

3. Работа по теме занятий.

4. Подведение итогов занятий.

Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Создание мотивации на работу по следующей теме.

5. Ритуал завершения занятий.

Основные разделы курса.

1. Личность.

2. Самопознание.

3. Качества личности.

4. Эмоции и чувства.

5. Темперамент.

6. Внимание.

7. Мышление.

8. Память.

9. Воображение.

10. Характер.

11. Самосознание.

12. организация (самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, рефлексия);

13. Регистрация самопознания (тесты, анкеты, дневники, воспоминания).

В работе используются следующие методические приемы (виды деятельности):

Устный или анкетный опрос,

Проективные методы работы,

Обращение к личному опыту учащихся,

Тестирование, ситуативно-ролевые, деловые, развивающие игры, рефлексия урока,

Контроль «уровня достижений»,

Мини-тренинги.

Такая форма работы ориентирована на обращение к тем проблемам, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Планируемые результаты изучаемого курса.

Приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;

Овладение способами самопознания и релаксации;

Получение подростком опыта переживания базовых ценностей общества;

Позитивное отношение к этим ценностям;

Получение опыта выхода из сложных жизненных ситуаций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

Применять техники и приемы эффективного общения,

Использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа.

Адекватно оценивать себя, свои способности и возможности;

Регулировать свои психические состояния;

Демонстрировать навыки уверенного поведения.

Программно– методическое обеспечение.

Учебники

Литература для учителя

Литература для учащихся

Г Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина, Познай себя,- Москва: Народное образование, 2009 г.

    Н.М. Погосова, Цветовой игротренинг,- Санкт-Петербург: Речь, 2007 г.

2. О.В. Хухлаева, Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в средней школе,- Москва: Генезис, 2005 г.

3. М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова, Формиование коллектива класса,- Москва: 5 за знания, 2007г.

Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина, Познай себя,- Москва: Народное образование, 2009 г.

Материально-техническое оснащение и оборудование.

Занятия проходят в учебном классе. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

Компьютер с мультимедийным устройством,

Принадлежности для рисования: краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

Клей, степлер, скотч-лента, ножницы,

Кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,

Тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

Заготовленные задания.

Календарно-тематическое планирование

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

СРОКИ

Давайте познакомимся

1 четверть – 18 часов

1 час

сентябрь

Что такое пятый класс?

1 час

сентябрь

Мы и наши близкие

1 час

сентябрь

1 час

сентябрь

Мы и наши привычки

1 час

сентябрь

Мы и наши привычки

1 час

сентябрь

Мы и наши привычки

1 час

сентябрь

1 час

сентябрь

Психологический практикум

1 час

сентябрь

1 час

Мы и наш класс

1 час

Я и окружающие

1 час

Вы - личность

1 час

Оценивайте себя

1 час

Сходство и различие наших «Я»

1 час

1 час

Психологический практикум

1 час

Обобщающее занятие

1 час

2 четверть – 16 часов

Внимание

1 час

Упражнения на развитие внимания

1 час

Игры на внимание

1 час

1 час

Упражнения на развитие памяти

2 часа

Воображение

1 час

Упражнения на развитие воображения

2 часа

Воображение и мы

1 час

Мышление

2 часа

Упражнения на развитие мышления

2 часа

Психологический практикум

1 час

Обобщающее занятие

1 час

3 четверть-20 часов

Логика мысли

2 часа

Решение проблем

2 часа

Мир эмоций

2 часа

Эмоция и воля

2 часа

От чего зависит настроение?

1 час

Регуляция своих эмоций

1 час

Темперамент

2 часа

Темперамент и мы

2 часа

Характер и воля

2 часа

Воспитание характера

2 часа

Психологический практикум

2 часа

4 четверть – 16 часов

Самостоятельность

2 часа

Кто такой друг?

2 часа

Настоящий друг

2 часа

Подарок другу

2 часа

Психологические игры

2 часа

Практикумы по психологии

2 часа

Игра «Проверь себя»

2 часа

Обобщение пройденного

2 часа

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Контроль знаний учащихся

ИКТ – поддержка

Программное обеспечение

Описание

деятельности

Домашнее задание

Давайте познакомимся

Умение слушать собеседника, определять общую цель и пути её решения

Психологический тренинг

Обсудить с родителями правила поведения на тренинге

Что такое пятый класс?

Умение оказывать поддержку себе и другим

Упражнения, игры, работа в группах

Обсудить с родителями, какая помощь может понадобиться в 5-м классе

Мы и наши близкие

Умение осмысливать свои возможности по оказанию помощи близким

Упражнения, дискуссия

Обсудить с родителями свои рисунки

Мы и наше настроение – от кого и от чего оно зависит

Развитие навыков произвольного влияния на собственное настроение

Игры, дискуссия, психогимнастика

Учиться дома выполнять упражнение «Вверх по радуге»

Мы и наши привычки

Умение предварительно планировать предстоящие дела

Упражнение-разминка, работа в группах

Обсудить с родителями свой режим дня

Мы и наши привычки

Осмысление и коррекция своих гигиенических привычек

Упражнения, работа в группах

Обсудить необходимые правила гигиены с домашними

Мы и наши привычки

Развитие убеждений в необходимости полноценного питания

Упражнение с элементами тренинга, дискуссия, работа в группах

Обсудить режим питания в семье

Мы, наши недостатки и наши достоинства

Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны

Игры, беседа, психологическое упражнение «Мой дракон»

Обсудить дома, как можно в себе развить выбранные достоинства

Психологический практикум

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Упражнения с элементами тренинга

Повторение изученного материала

Мы, наши права и наши обязанности

Развитие умения уважать права других и отстаивать свои права

Упражнения, психологические ситуации

Дополнить список личных прав

Мы и наш класс

Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения

Элементы тренинга, упражнения, общая фотография группы

Заполнение анкеты

Я и окружающие

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Упражнения, анкетирование, ситуации-пробы

Расположить свое окружение в порядке значимости

Вы - личность

Умение оценивать свои внутренние качества

Беседа, упражнение, ситуация-проба

Вспомнить примеры из жизни проявления своих внутренних качеств

Оценивайте себя

Адекватно оценивать свои качества

Беседа, самонаблюдение, упражнение

Сходство и различие наших «Я»

Умение адекватно оценивать мнение другого

Упражнения, дискуссия

Ответить на вопрос: «В чем вы хотите в будущем походить на своих родителей»

Как вы воспринимаете окружающий мир

Умения распознавать свои ощущения

Упражнения, игры

Внимание

Знание основных понятий, умение тренировать внимание

Упражнения, тестирование

Отработать способы привлечения внимания

Воображение

Знание основных понятий, умение тренировать воображение

Упражнения, тестирование

Оценить свои способности к воображению

Знание основных понятий, умение тренировать память

Упражнения, тестирование

Разобрать способы заучивания

Умение тренировать память

Упражнения, тестирование

Разобрать способы запоминания

Мышление

Знание основных понятий

Беседа, упражнения

Повторить вопросы темы

Мышление

Знание основных понятий, освоение приемов мышления

Тестирование, упражнения

Разобрать приемы мышления

Логика мысли

Знание основных понятий

Упражнения, тестирование

Решение проблем

Знание основных понятий

Упражнения, дискуссия

Мир эмоций

Упражнения, тестирование

Выучить основные понятия

Мир эмоций

Умение распознавать эмоциональные состояния

Упражнения, тестирование

Повторение изученного

Настроение – «О кей!»

Уметь распознавать свое эмоциональное состояние и настроение других людей

Упражнения, диагностика эмоций

Рассказать о своем способе поднятия настроения другу

Темперамент

Знание основных понятий

Беседа, упражнения, диагностика

Повторить вопросы темы

Темперамент

Знание основных понятий

Диагностика, упражнения

Повторить вопросы темы

Характер человека

Знание основных понятий

Беседа, упражнения

Повторить вопросы темы

Характер человека

Знание основных понятий

Тестирование, анкетирование

Повторить основные понятия

Знание основных понятий

Упражнения, дискуссия

Повторить основные понятия

Самостоятельность

Знание основных понятий

Тестирование, анкетирование

Вспомнить проблемную ситуацию и способы выхода из нее

Настоящий друг

Навыки взаимопонимания и взаимопомощи

Дискуссия, анкетирование

Составить характеристику своего друга

Психологический практикум «Сборы чемодана».

Знания, умения, навыки по сплочению классного коллектива

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве — сердце Руси и мировом центре Православия.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей: Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Ислам возник в VII веке у жителей Аравийского полуострова — арабов. Его появление связано с именем пророка Мухаммада, с Откровением, которое он получил от Бога, записанным в Коране. Коран — Священное Писание, которое на протяжении двадцати трех лет ниспосылалось Мухаммаду через ангела Джибрила.

Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм. Постепенно не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам. Они стали жить по предписаниям Корана и Сунны. Сунна является вторым источником мусульманского вероучения и права, в ней сохранены высказывания пророка, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах.

Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с религиозным учением ислама. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие их географические, исторические и этнические условия существования. Именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей.

Ислам в России имеет свою древнюю историю, особое место и нашёл своеобразные пути развития. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году, когда отряды мусульман добрались до древнего дагестанского города Дербент. И хотя в те годы ислам не укоренился на Северном Кавказе в качестве доминирующей религии, именно это первое знакомство с мусульманами-арабами дало толчок развитию торговых и культурных связей с исламским миром и стало отправной точкой для распространения ислама на территориях, впоследствии вошедших в Российскую империю. Благодаря этим связям ислам со временем закрепился во многих регионах Кавказа, Поволжья, мусульманские общины возникли на Урале и в Сибири.

Культура мусульманства в нашей стране самобытна и уникальна, она имеет свои особенности, формировавшиеся на протяжении многих веков под влиянием российских реалий, в условиях тесного взаимодействия мусульман с последователями других традиционных для России религиозных верований, культур.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» - призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Иудаизм — одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.

Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебное пособие в доступной для учащихся 4–5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Будда и его учение.
Миллионы людей во многих странах почитают Будду Шакьямуни как своего учителя. Как он выглядел и как жил? К сожалению, исторических сведений об этом сохранилось немного. Однако буддийское предание рассказывает о том, что на севере Индии у мудрого царя Шудходаны Гаутамы и добродетельной царицы Махамайи родился сын. Счастливые родители назвали его Сиддхартха, что значит «исполняющий все желания».

За девять месяцев до его рождения Махамайе приснился странный сон. Во сне царица увидела белого слона. Когда она на следующее утро рассказала царю Шудходане об этом, царь позвал мудреца Аситу. Мудрец поведал, что этот сон предвещает рождение сына, который либо будет царём и завоюет мир, либо станет отшельником и познает истину. Царь не хотел, чтобы его наследник стал отшельником и окружил сына роскошью и красотой.

У царевича были немыслимые богатства. Вокруг него были только молодые, красивые и здоровые люди, которые всегда радовались и веселились. Сиддхартха жил, даже не подозревая, что в мире может быть горе и страдание.

Как-то Сиддхартха решил объехать своё будущее царство. Царь пытался отговорить его, но царевич всё же покинул дворец и отправился в путь. Сидя в своей колеснице, царевич разглядывал толпившихся вдоль дороги жителей. Вдруг он приметил человека, едва державшегося на ногах и опиравшегося на клюку. У него было согнутое, иссохшее тело и голова с седыми волосами.

Содержание
Урок 1. Россия - наша Родина 5
Урок 2. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию 6
Уроки 3-4. Будда и его учение 8
Уроки 5-6. Буддийский священный канон «Трипитака» 12
Уроки 7-8. Буддийская картина мира 16
Урок 9. Добро и зло 20
Урок 10. Принцип ненасилия 24
Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни 26
Урок 12. Сострадание и милосердие 28
Урок 13. Отношение к природе 30
Урок 14. Буддийские учители 32
Урок 15. Семья в буддийской культуре и её ценности 34
Урок 16. Творческие работы учащихся 36
Урок 17. Обобщающий урок 37
Урок 18. Буддизм в России 38
Урок 19. Путь духовного совершенствования 40
Уроки 20-21. Буддийское учение о добродетелях 44
Урок 22. Буддийские символы 48
Урок 23. Буддийские ритуалы и обряды 52
Урок 24. Буддийские святыни 56
Урок 25. Буддийские священные сооружения 60
Урок 26. Буддийский храм 64
Урок 27. Буддийский календарь 68
Урок 28. Буддийские праздники 70
Урок 29. Искусство в буддийской культуре 74
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 78.

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек. Основатель буддизма - Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм - одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение в школе этого модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» - призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса - изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.



Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Основы иудейской культуры

Иудаизм - одна из монотеистических религий, число последователей которой в мире по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. В настоящее время большинство иудаистов проживают в государстве Израиль и в США. В России общины последователей иудаизма существуют с самых древних времён. Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Изучение модуля «Основы иудейской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на то, чтобы в доступной для учащегося начальной школы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах.

Школьники осваивают такие понятия как «монотеизм», «религия», «культура», «иудаизм», «священный текст», «Пятикнижие», понимаемые в контексте этой религиозной традиции. Особое внимание уделяется структуре и названиям священных книг, что существенно расширяет кругозор ребёнка. В первых разделах особо подчеркивается роль заповедей (мицвот), которые определяют морально-этическое содержание иудаизма, достаточно места уделено и учению Устной Торы, определившей своеобразие современного еврейского религиозного наследия. В ходе экскурса в историческое прошлое вводятся значимые для иудаизма понятия: «Завет», «пророчество», «Мессия», «праведность», «храмовая служба», милосердие и благотворительность.

Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам, современной синагогальной службе и молитве, субботе (Шабат) и ритуалам этого дня, традициям повседневного соблюдения норм и заповедей, религиозным обычаям цикла жизни (семейные связи, совершеннолетие, свадьба и т.д.). Освоение нравственных категорий строится с опорой на жизненный опыт детей, используя цитаты из Торы и другой религиозной, а также исторической литературы. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре. Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза; семейной жизни; гармонии человека в окружающем его мире. Рассматриваются вопросы о том, какие качества необходимы для создания прочной семьи, какие качества родители стараются передать своим детям, что говорится в Торе и еврейских источниках об отношении к старшим, о воспитании, о цели человеческой жизни.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора - главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа», «Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Основы светской этики

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Каким в ближайшем будущем станет мировосприятие наших детей? Какие духовно-нравственные ориентиры они выберут? Кто поможет им сделать осознанный выбор? Наряду с семьей школа сегодня становится одним из главных институтов, поднимающих столь важные вопросы воспитания.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», вместе с учителем будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью; задумаются о ценностях семейной жизни и о роли семьи в их собственной судьбе. Уроки строятся на живом взаимодействии учителя с детьми в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий, в создании проблемных ситуаций на уроках отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, персонажей художественной литературы.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственного самосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований семьи и школы.




Top