Особенная скульптура ольмеков. Загадочные ольмеки — народ ниоткуда

Около трёх тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Это условное наименование было дано по имени ольмеков - небольшой группы индейских племен, живших на этой территории гораздо позже, в XI- XIV веках. Само название "ольмеки", что означает "каучуковые люди", - ацтекского происхождения. Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же. Это обстоятельство чрезвычайно трудно понять неспециалистам типа Г. Хэнкока , посвятившего ольмекам в своей книге "Следы богов" немало страниц. Подобные публикации только запутывают проблему, ничего в то же время не объясняя по существу дела.

Цивилизация древних ольмеков, начало которой восходит ко второму тысячелетию до н. э., прекратила свое существование в первые годы нашей эры и за полторы тысячи лет до расцвета империи ацтеков. Ольмекскую культуру называют иногда "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики.

Как это ни странно, несмотря на все усилия археологов, нигде в Мексике, как и вообще в Америке, до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов ее развития, места ее возникновения, как будто этот народ появился как уже уложившийся. Совершенно ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их верованиях и ритуалах - кроме человеческих жертвоприношений. Мы не знаем, ни на каком языке говорили ольмеки, к какой этнической группе они принадлежали. А чрезвычайно высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков.

Культура древних ольмеков была такой же "кукурузной цивилизацией", как и остальные доколумбовы культуры Америки. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. До наших дней дошли остатки культовых сооружений этой цивилизации - пирамид, платформ, статуй. Древние ольмеки вырубали каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры. Некоторые из них изображают огромные головы, известные сегодня как "головы ольмеков". Эти каменные головы - самая большая загадка древней цивилизации...

Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.

Несмотря на то, что расцвет ольмекской культуры приходится на 1500-1000 годы до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.

Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы американский археолог Мэтью Стирлинг . Он писал в своем отчете: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно негритянского типа".

Кстати, Стирлинг сделал и ещё одно открытие - он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колёсиках. Эта невинная, на первый взгляд, находка на самом деле явилась сенсацией - ведь считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказывается, на древних ольмеков это правило не распространяется...

Впрочем, вскоре оказалось, что и индейцы майя, южные современники древних ольмеков, тоже делали игрушки на колесиках, но колесо в своей хозяйственной практике не применяли. Большой загадки тут нет - корни такого игнорирования колеса уходят в менталитет индейцев и в "кукурузную экономику". В этом плане древние ольмеки мало отличались от других индейских цивилизаций.

Помимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. На ольмекских стелах можно видеть сцены встречи двух явно различных человеческих рас. Одна из них - африканцы. А в одной из индейских пирамид, расположенных близ мексиканского города Оахака, находится несколько каменных стел с высеченными на них сценами пленения индейцами бородатых белых людей и... африканцев.

Ольмекские головы и изображения на стелах представляют собой физиологически точные образы реальных представителей негроидной расы, чье присутствие в Центральной Америке 3000 лет назад до сих пор является загадкой. Откуда могли появиться африканцы в Новом Свете до Колумба? Может быть, они были коренными обитателями Америки? Существует свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 1500 года до н. э.

Есть и другое предположение - о том, что в древности между Африкой и Америкой осуществлялись контакты через океан, который, как выяснилось в последние десятилетия, отнюдь не разделял древние цивилизации. Утверждение об изоляции Нового Света от остального мира, долгое время господствовавшее в науке, было убедительно опровергнуто Туром Хейердалом и Тимом Северином, доказавшими, что контакты Старого и Нового Света могли иметь место задолго до Колумба.

Цивилизация ольмеков прекратила свое существование в последнее столетие до нашей эры. Но их культура не погибла - она органично вошла в культуры ацтеков и майя. А ольмеки? В сущности, единственная "визитная карточка", которую они оставили после себя, - это гигантские каменные головы. Головы африканцев...

По материалам сайта:

По книге А. Лапина "РА":

в настоящее время известно 17 таких голов, из которых 10 находятся в Сан-Лоренсо, 4 - в Ла-Венте, 2 - в Трес-Сапотес и 1 - в Ранчо-ла-Кобато.

Культура «ольмеков»

Культура «ольмеков» – одна из наиболее ранних культур Мезоамерики. Имени народа, создавшего ее не сохранилось (название дано по имени индейского племени, жившего здесь значительно позже). Основными центрами «ольмекской» культуры являются крупные поселения: Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас, Сан-Лоренсо. Расположены они на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско, в их прибрежной части. Хронологические рамки «ольмекской» культуры – ок. 800 г. до н.э. – 100 г. н.э.

Анализ важнейших памятников «ольмекской» культуры позволяет выделить несколько последовательно сменявших друг друга этапов. Древнейший из них относится к среднеархаическому времени. Второй этап – позднеархаический. Третий этап – протоклассический и раннеклассический.

Для первых двух этапов характерны общие для всей Мезоамерики тенденции в развитии. Формирование отличительных особенностей «ольмекской» культуры (прежде всего в области искусства) относится ко времени не раньше второй половины I тысячелетия до н.э., т.е. к этапу поздней архаики и к переходному периоду от архаики к цивилизации.

    Характерными чертами стиля «ольмеков» являются:
  1. Изображение особого типа человеческого существа (ягуара-ребенка).
  2. Образ ягуара (в виде стилизованных масок).
  3. Мотив карлика с патологическими недостатками.
  4. Ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой.
  5. Ритуальные приношения и посвятительные клады (тайники) в платформах зданий.
  6. Зеркала из полированного камня.
  7. Колоссальные каменные головы в шлемах.
  8. Стелы и алтари.

Носители «ольмекской» культуры выращивали маис, фасоль, тыкву, кабачки. Они умели сооружать оросительные каналы, строить плотины и дамбы. Высокого уровня достигли отдельные виды ремесла: строительное дело, камнерезное искусство, гончарное производство, ткачество. Вероятно, существовала и торговля. Об этом, в частности, свидетельствуют находки «ольмекоидных» статуэток в других районах Мезоамерики.

О социальной структуре и политическом устройстве «ольмекского» общества почти ничего не известно. Анализ погребальных комплексов показывает, что процесс имущественной дифференциации в местном обществе зашел довольно далеко. Наличие ритуальных центров с определенной планировкой свидетельствует о достаточно высоком уровне организации власти. Происходит усиление роли вождя, осуществлявшего в первую очередь военные функции. На монументах «ольмекских» памятников встречаются триумфальные сцены с изображением правителей. Особую прослойку составляло жречество (культовые сцены с участием жрецов также нередки на «ольмекских» монументах). В целом общественный уклад местных племен вряд ли существенно отличался от аналогичных обществ древнего мира и продолжал прежние родоплеменные отношения.

Открытие «ольмекской» культуры и длительный период ее существования привели к возникновению серьезной научной проблемы. Ее решение зависит от установления времени, к которому относится «ольмекский» стиль искусства (мелкая пластика из нефрита, колоссальные головы, базальтовые стелы и алтари). Если он приходится на среднеархаическое время, то тогда «ольмекскую» культуру можно рассматривать как прародительницу всех высоких культур Мезоамерики. Если же этот стиль относится к протоклассическому или началу классического периода, то вопрос о ее роли как альма матер в истории Мезоамерики отпадает. Вопрос этот до сих пор остается спорным, однако более убедительно выглядит вторая точка зрения. В этом случае наиболее передовые области Мексики и Центральной Америки (горные и равнинные майя, сапотеки Монте-Альбана, жители Центральной Мексики и побережья Мексиканского залива) подошли к порогу цивилизации более или менее одновременно.

По работе В.Г.Зубарева

Экология познания: Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

При взгляде на головы, сразу возникает множество вопросов, на которые у всезнающей науки хочется-таки получить внятный ответ. Черты лица у каждой из 17 гигантских голов не индивидуальные и у всех у них есть одна общая черта – характерные негроидные признаки. Откуда в доколумбовой Америки взялись негры, если по утверждению официальной науки, никаких контактов до Колумба между Африкой и Америкой быть не могло? А сами ольмеки вовсе не выглядели как негры, что следует из других многочисленных статуэток и фигурок. И лишь эти 17 голов наделены негроидными чертами.

При помощи каких инструментов при отсутствии металла(опять же по официальной версии) с такой точностью и детализацией обрабатывался базальт, один из самых прочных камней, из которого и сделаны головы? Неужели другим камнем?

Как многотонные глыбы, некоторые до 35 тонн весом, доставлялись к месту обработки за 90 км от места их добычи через джунгли по пересеченной местности? При том, что (по той же версии) колеса ольмеки не знали (к слову, уже доказано, что знали).

Зачем их делать такими большими? Ведь у ольмеков много других скульптур, и голов в том числе, вполне нормального размера и вполне американской (индейской) внешности. И лишь эти 17 негритянских мордочек – исключение. За что им такая честь? Или это в натуральную величину? Сейчас попытаемся ответить на эти вопросы …

Цивилизация ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой. Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века - все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Ольмеки является старейшей и самой загадочной цивилизацией Мексики. Эти народы селились вдоль всего побережья Мексиканского залива, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.
Коацекоалькос была главной рекой ольмеков. Её название в переводе значит «Святилище змеи».

Согласно легендам именно в этой реке прошло прощание с древним божеством Кецалькоатля. Кецалькоатль или Великий Кукулан, как его звали люди майя, был пернатым змеем и загадочной личностью. Этот змей имел могучее телосложение, благородные черты лица, и, в общем, вполне человеческий вид.
Интересно, откуда он взялся среди краснокожих и безбородых ольмеков? Согласно приданиям он пришел и ушел по воде. Именно он обучил ольмеков всем ремёслам, нравственным основам и счёту времени. Кецалькоатль осуждал жертвоприношения и был против насилия. .


Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные - еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!


Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая - из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты. Т.е. каждая такая скульптура должна была изображать конкретного человека с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта.

Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе. Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы - это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы - действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона.

Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям. Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.


Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров. Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа - чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико - районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.


Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

В книге «Завоевание Новой Испании» он описывает, как индейцы рассказывали им, что в давние времена в этих местах поселились люди огромного роста, но индейцы не сошлись с ними характерами и всех перебили. Цитата из книги:

«Сообщили они также о том, что до их прихода страну населяли великаны, грубые и дикие, которые потом либо вымерли, либо были уничтожены. В доказательство они показали бедренную кость такого великана. Действительно, она была размером в полный мой рост, а я ведь не мал. И таких костей было изрядное количество; мы дивились и ужасались такой породе прошлых времен и порешили образцы послать и Его Величеству в Испанию».

(цитата взята из главы «Дружба с Тлашкалой».)

Врать автору никакого смысла не было, дела обсуждались куда более важные, чем давно вымершие и не представляющие опасности великаны, да и сказано и показано это было индейцем между делом, как само собой разумеющееся. Да и книга совсем о другом. И если современный телеканал еще можно заподозрить в фальсификации фактов с целью поднятия рейтинга, то человека, публично обещающего 500 лет назад отправить «несуществующие» гигантские человеческие кости королю, можно заподозрить лишь в идиотизме. Что, прочитав его книгу, сделать весьма сложно.
Найдены следы великанов в этой местности и в рукописях ацтеков (ацтекских кодексах), живших позже в этих же местах, в виде рисунков, и во многих мексиканских мифах.

Рисунок из ацтекской рукописи. Судя по тому, сколько народу тянет одного большого человека, он еще и очень тяжелый. Может, это его голова запечатлена в камне?


Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?


Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Остается только вспомнить великого поэта А.С.Пушкина, использовавшего в своем творчестве богатое наследие русского фольклора. В «Руслане и Людмиле» главный герой сталкивается с головой великана, отдельно стоящей в чистом поле и побеждает ее. Та же самая тема победы над древними гигантами и тот же образ гигантской головы. И такое совпадение не может быть простой случайностью.

Грэм Хэнкок в книге «Следы богов» пишет: «Самым потрясающим было то, что Трес Сапотес вовсе не был городом майя. Он был полностью, исключительно, несомненно, ольмекским. Это означало, что именно ольмеки, а не майя, изобрели календарь, что именно культура ольмеков, а не майя, является «прародительницей» культур Центральной Америки… Ольмеки намного древнее, чем майя. Они были умелым, цивилизованным, технически развитым народом, и именно они изобрели календарь с точками и тире, в котором началом отсчета является загадочная дата 13 августа 3114 года до н.э.»

Большинство каменных голов ольмеков изображает человека с негроидными чертами лица. Но 2000 лет назад в Новом Свете не было черных африканцев, первые из них появились намного позже конкисты, когда началась работорговля. Однако существует твердое свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попадали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 15 тыс. лет до н.э.


В Сан-Лоренсо ольмеки насыпали искусственный холм высотой более 30 метров, как часть огромного сооружения длиной 1200 метров и шириной 600 метров. Археолог Майкл К оу во время раскопок в 1966 году сделал ряд находок, в том числе свыше двадцати искусственных резервуаров, связанных весьма сложной сетью желобов, облицованных базальтом. Часть этой сети была встроена в водораздел. Когда это место раскопали, вода снова стала литься оттуда потоком в сильные дожди, как это происходило на протяжении более трех тысяч лет. Основная дренажная линия шла с востока на запад. В нее были врезаны три вспомогательные линии, причем места соединений были выполнены очень грамотно с технической точки зрения. Тщательно обследовав систему, археологи были вынуждены признать, что не могут понять назначения этой сложной системы водоводов и прочих гидротехнических сооружений.

Ольмеки до сих пор остаются для археологов тайной. Не удалось обнаружить никаких следов эволюции ольмеков, как будто этот народ появился ниоткуда. Ничего не известно о социальной организации, ритуалах и системе верований ольмеков, на каком языке они говорили, к какой этнической группе они принадлежали, не сохранилось ни одного скелета ольмеков.

Майя получили свой календарь в наследство от ольмеков, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь? опубликовано

Полвека назад глубоко в джунглях Гватемалы была обнаружена гигантская каменная голова. Повёрнутое к небу лицо имело большие глаза, тонкие губы и большой нос. Необычно то, что это лицо кавказского типа не соответствует ни одной из доиспанских рас Америки. Открытие быстро привлекло к себе внимание, но так же быстро исчезло со страниц истории.

Впервые о таинственной каменной голове сообщил Оскар Рафаэль Падилья Лара, доктор философии, адвокат и нотариус, получивший фотографию головы в 1987 году. Фото сделано в 1950-х годах владельцем участка, на котором находится монолит, «где-то в джунглях Гватемалы».

Небольшая статья с фотографией вышла в бюллетене «Древние небеса», её прочитал известный исследователь и писатель Дэвид Хэтчер Чайлдресс. Он разыскал доктора Падилью, который сообщил, что нашёл владельцев участка с каменной головой, это — семья Бинер. Монолит расположен в 10 км от небольшой деревни Ла Демокрасия на юге Гватемалы.

Доктор Падилья рассказал, что он был в отчаянии, когда, добравшись туда, увидел, что голова почти полностью разрушена. «Её уничтожили повстанцы около десяти лет назад, используя как мишень. Мы узнали о статуе слишком поздно. Лицо полностью обезображено, как Сфинкс в Египте, которому турки отстрелили нос, даже хуже», - сказал он.

Глаза, нос и рот полностью исчезли. По словам Падильи, высота головы составляла 4-6 метров. Он не смог больше вернуться туда из-за вооружённых столкновений между правительственными войсками и повстанцами в этом районе.

После известия об уничтожении головы о ней быстро забыли, но вспомнили снова после выхода фильма «Откровения майя о 2012 годе и далее», в котором использовали фотографию в качестве доказательства контактов инопланетян с древними цивилизациями.

Режиссёр фильма опубликовал статью гватемальского археолога Гектора И Maджия, который написал: «Я подтверждаю, что этот памятник не представляет черты майя, науатль, ольмеков или любой другой доиспанской цивилизации, он создан неизвестной, превосходящей человеческую цивилизацией».

Однако эта публикация вызвала противоположный эффект у скептически настроенной аудитории, многие посчитали, что это всего лишь рекламный трюк. Даже подлинность фотографии была подвергнута сомнению. Тем не менее, нет никаких признаков того, что фотография является поддельной. Если гигантская голова действительно существовала, то неясно, кто создал её и почему.

В данном регионе уже находили каменные головы, смотрящие в небо. Они были созданы цивилизацией ольмеков, расцвет которой пришёлся на 1400-400 до нашей эры. Ольмеки проживали на побережье Мексиканского залива, однако артефакты в стиле ольмеков найдены за сотни километров от мест их обитания.

Тем не менее, каменная голова, изображённая на фотографии, не похожа на ольмекские головы. Филипп Коппенс, бельгийский автор, радиоведущий и телевизионный комментатор по вопросам альтернативной истории, поднял вопрос о том, что голова «является аномалией периода ольмеков или же это артефакт другой, неизвестной культуры, которая предшествовала ольмекской или существовала после неё».

Учёные также гадают, была ли это просто голова или есть тело внизу, подобно статуям острова Пасхи, и связана ли она с другими древними сооружениями в регионе. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы узнать правду об этом загадочном памятнике.

Другие статьи по теме:

12.10.2014 0 4722


Среди цивилизаций, населявших Мезоамерику в прошлом, есть те, которые известны всем: майя, ацтеки. Народ ольмеков известен гораздо меньше, хотя именно на оставленном им фундаменте позднее строились те империи, с которыми столкнулись испанские конкистадоры.

В 1862 году мексиканец Хосе Мельгар описал и зарисовал огромную «голову эфиопа», обнаруженную в штате Веракрус недалеко от деревушки Трес-Сапотес. Затем в начале XX века около мексиканского селения Сан-Андрес-Тустла нашли небольшую жадеитовую статуэтку. На ее груди «цифрами» майя была записана древняя дата -162 год.

Наконец, в 1925 году экспедиция археологов Блома и Ла Фаржа посетила Ла-Венту - окруженный болотами песчаный остров - и обнаружила там остатки пирамиды и вторую гигантскую голову! Так начиналось изучение наследия культуры ольмеков.

Люди каучука

Находки продолжались. В 1939 году американский археолог Мэтью Стирлинг нашел в Трес-Сапотес новую голову и несколько стел, на одной из которых были сделаны надпись и дата майяскими цифрами. Оказалось, она создана в 31 году до нашей эры. В Ла-Венте были раскопаны тридцатидвухметровая пирамида в виде конуса, странные, похожие на алтари сооружения (троны) и стелы с изображением правителей и ягуароподобных божеств.

Ягуар был для лавентцев священным животным: его высекали на статуэтках и украшениях, создавали жадеитовые фигурки младенцев с чертами ягуаров. Позднее обнаружили рельефы, передающие миф о связи божественного ягуара с земной женщиной или превращение шамана в ягуара.

Ваятели брали базальт для скульптур в юго-восточной части гор Лос-Тустлас, почти в ста километрах от города. Камень грузили на плоты и сплавляли по реке Коацакоалькос. Потом - вдоль побережья Мексиканского залива и вверх против течения до Ла-Венты. Эта работа требовала знаний и централизованного руководства.

В 1942 году Стирлинг изложил результаты своих раскопок на научной конференции. Ученые-американцы пришли к выводу: культура поклонников ягуара -поздняя, ухудшенная копия цивилизации майя, которая переняла их календарь, но использовала его неправильно. Мексиканцы, напротив, полагали, что даты свидетельствуют о древности открытой культуры. Они считали ее «праматерью» цивилизаций этой части континента.

«Материнскую культуру» назвали ольмеками. По-ацтекски - «людьми каучука». Вскоре они стали знаменитыми благодаря тем самым гигантским головам. Самая большая из них (около 3 метров в высоту и более 2 метров в ширину) была обнаружена все тем же Мэтью Стирлингом недалеко от деревушки Сан-Лоренсо. Местные жители называли ее «Эль Рей» («Король»).

В 1955 году бывший ассистент Стирлинга Дракер провел радиоуглеродный анализ находок из Ла-Венты и выяснил -расцвет городища приходится на... 800-400 годы до нашей эры! Так подтвердилась теория о древности ольмеков. А дальнейшие исследования отодвинули их еще дальше в прошлое.

В 1960-е годы XX века известный американский археолог Майкл Ко занялся исследованием Сан-Лоренсо. Центр поселения располагался на террасе около пятидесяти метров высотой и почти километровой длины. Ко считал - она является искусственным сооружением. Чтобы придать ей контуры летящей птицы, ольмеки создали «языки» и перемычки. Впоследствии выяснилось, что они не насыпали весь холм, а лишь подправили естественную возвышенность.

На террасе обнаружили 20 маленьких искусственных «лагун». Кое-кто считал, что там разводили крокодилов. Нашли в Сан-Лоренсо и водопровод - за тысячу лет до нашей эры! Также там были найдены каменные скульптуры, которые были изуродованы. Более того - их «похоронили»: сложили правильными рядами и засыпали слоем земли.

Майкл Ко полагал, что культура Сан-Лоренсо существовала уже три тысячи лет назад. Триста лет город процветал, потом произошло народное восстание. Властители были перебиты, священные реликвии попорчены, а население разбежалось кто куда. Часть людей переселилась в Ла-Венту и дала толчок ее развитию.

Лица древних правителей

На сегодняшний день известно 17 каменных голов ольмеков: 10 - в Сан-Лоренсо, 4 - в Ла-Венте, две - в Трес-Сапотес и одна - в Ранчо-ла-Кобата. Высота их колеблется от 1,5 до 3 метров.

Вес - от 5 до 40 тонн. Они отличаются чертами лица, головными уборами, деталями прически и украшений.

Характерная внешность - пухлые губы, приплюснутый нос - тут же вызвала гипотезу о том, что они изображают африканцев. Еще первооткрыватель Хосе Мельгар развил теорию о плаваниях африканцев в Америку. Идею подхватил Тур Хейердал. Он решил, что ольмекская культура возникла благодаря пришельцам из Египта, и переплыл Атлантику на папирусной ладье «Ра». Эксперимент доказал возможность подобных связей между Новым Светом и Египтом.

Теории о заокеанском происхождении ольмеков довольно живучи. После Африки их прародину чаще всего ищут в Китае. В качестве сходных черт культур указывают культ кошачьих, изображения драконов, использование нефрита (жадеита), погребальные сооружения. Некоторые даже считают, что все ольмекские поделки из жадеита выполнены одним мастером-китайцем и группой его учеников!

Но большинство исследователей все же полагает, что ольмеки не приплыли из-за моря, а пришли с горного массива Лос-Тустлас. Контур лавентской пирамиды отражает форму тустласских вулканов.

Лики голов напоминают портреты. Кого? Реальных людей или мифических предков? А может - принесенных в жертву пленников? Большинство специалистов сходятся во мнении: каменные колоссы - портреты представителей правящей династии. Это подтверждается их незначительным количеством и тем, что их находят лишь в наиболее крупных поселениях - «столицах».

Другой, не менее важный вопрос -датировка каменных голов. Российский историк Валерий Гуляев полагал: дата на стеле из Трес-Сапотес указывает, что ольмеки подошли к цивилизационному порогу на рубеже эр. Следовательно, тогда и были созданы наиболее яркие образцы монументального искусства, в том числе и знаменитые головы. В то время цивилизация зарождалась у многих народов Мезоамерики.

Однако, возможно, ольмеки первыми на континенте создали протогосударствен-ное объединение. В его «столице», Сан-Лоренсо, на протяжении двух с половиной веков, с 1150 по 900 год до нашей эры высекались портреты правителей. Когда этот центр стал приходить в упадок, начался расцвет Ла-Венты, к которой перешла традиция скульптурных портретов вождей. Ла-вентские головы датируются Нефритовая маска 1000-900 годами до нашей работы ольмеков эры. Головы из Трес-Сапотес были созданы тогда же, но подъем этого центра приходится на более поздний период.

Смена вех

Первые земледельцы жили на берегах рек Коацакоалькос, Грихальва, Тона-ла и Бари с середины ill тысячелетия до нашей эры. Разливы мексиканских рек, как и Нила в Египте, породили первую цивилизацию. Между 1350 и 1250 годами до нашей эры ольмеки стали создавать на плато Сан-Лоренсо террасы, земляные платформы и валы.

С 1150 по 900 год до нашей эры Сан-Лоренсо контролировал практически весь бассейн реки Коацакоалькос. Ему подчинялись поселения поменьше, вожди которых собирали дань с окрестных деревушек. Именно тогда были созданы большинство скульптур, водопровод, искусственные водоемы и каменные головы.

Представители элиты ольмеков жили в облицованных камнем домах на наиболее высокой части плато. Простолюдины строили хижины из глины и земли на террасах по склонам. Они занимались земледелием, гончарством, ткачеством, ловили рыбу, иногда охотились. Скульпторы-профессионалы работали по заказам правящей верхушки - мастерские располагались недалеко от жилища правителя. Их раскопки развенчали легенду о «казни» скульптур. Монументы не портили, а переделывали - вероятно, для экономии камня, а изуродованные образцы передают промежуточный этап этой работы.

После 900 года до нашей эры русло реки Бари переместилось поближе к Ла-Венте. Сан-Лоренсо, хотя и пережил кризис, сохранился и даже не утратил контроля над подвластными землями. Закат наступил позже - с 600 года до нашей эры. Последние ольмеки покинули город спустя два века.

Последний период истории ольмеков связан с третьим крупным центром -Трес-Сапотес, расцвет косого приходится на 400 до нашей эры - 100 годы. К этому времени относится большая часть насыпей, каменных монументов и стел. Возможно, на подъем повлияли переселенцы из Ла-Венты.

На рубеже 200-250 годов ольмекская культура в Трес-Сапотес сменилась новой, в которой прослеживаются черты, характерные для легендарного и загадочного города Теотиуакан. Ко-кто даже считает, что часть населения Теотиуакана являлась потомками ольмеков.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ

Никто не знает, откуда они пришли, где находилась их родина. Они появились на территории современной Мексики около трех с половиной тысяч лет назад и начали строить города и возводить пирамиды. Они создали особую иероглифическую письменность, которую никто пока не может прочитать. На память потомкам они оставили гигантские головы, вырезанные из базальта. Кто же они, ольмеки? В их истории полно вопросительных знаков, и даже недавние археологические исследования мало что проясняют в их судьбе.

Рай поверженный, немой, лишенный речи
Рамон Лопес Веларде

Именно такие каменные головы с раскосыми глазами и толстыми губами прославили народ ольмеков. Затерянные среди тропической растительности, эти метровые глыбы, высеченные из твердого базальта, кажутся вечными. Первый из этих доисторических памятников был обнаружен в 1862 году к югу от Веракруса, в заболоченной местности на побережье Мексиканского залива. Голова, считавшаяся обломком разрушенной статуи, достигала полутора метров в высоту и весила около восьми тонн. Каким же мог быть тогда сам колосс, смотревший с многометровой высоты на окрестный лес? И был ли колосс?

Так вдруг заявила о себе древняя цивилизация, начисто забытая потомками и сохраненная лесными дебрями. Она возникла в восточной части Мексики, где, казалось бы, не было никаких предпосылок для становления великой культуры. Почему именно здесь, среди густых тропических лесов и болот, среди лабиринта рек и ручьев, родилась цивилизация, ставшая образцом для многих народов?

Сегодня историки считают именно ольмеков «отцами тамошней истории», «культурными героями» Месоамерики - Мексики и Центральной Америки – предтечами майя, сапотеков и ацтеков. С 1200 по 400 годы до новой эры, то есть в эпоху, по меркам Старого Света, прошедшую между Троянской войной и «Золотым веком Афин», ольмеки главенствовали во всем этом регионе. Их произведения искусства высоко ценились, им подражали жившие здесь племена и народы, их религию принимали, их политические порядки стремились заимствовать, а хозяйственные навыки – усвоить.

И несмотря на все это, по-настоящему исследование их культуры началось лишь шесть десятилетий назад.

Рим Нового Света

Ла-Вента:гигантская мозаика из зеленого серпентинаМногочисленные реки облегчали ольмекам передвижение из одного конца страны в другой. Главными транспортными средствами служили лодки и – в случае грузовых перевозок – плоты. Без этого было бы крайне трудно пробираться сквозь лесную чащобу, и мелкие племена охотников и собирателей, обосновавшиеся здесь, оставались бы разобщены, жили бы в той же первобытной дикости, что и обитатели лесов Амазонии. Каждый год реки разливались, принося на поля плодородный илистый осадок. Земля в этой жаркой, влажной стране могла давать по два урожая в год.

Основным продуктом питания был маис; на полях выращивали также бобы и маниок, тыкву и сладкий картофель. Разводили домашних животных: собак (их мясо тоже шло в пищу), индюков и, возможно, тапиров, а также пчел. Распространенным занятием была рыбная ловля. Обилие пищи позволяло делать ее запасы и освобождать часть населения от занятий сельским хозяйством. Многие ольмеки становились ремесленниками, художниками, учеными.

В ранний период своей истории – в ту пору, когда царелюбивые египтяне обессмертили имя Тутанхамона его незабвенной гробницей, – ольмеки строили дома, окруженные громоздкими глинобитными стенами. Несколько веков спустя, когда Гомер сочинял свою «Одиссею», коренные принципы их архитектуры стали иными. На смену глиняным постройкам, требовавшим регулярной починки, пришли жилища из тесаного камня.

Старейшее поселение ольмеков – Сан-Лоренсо – основано в болотистой местности около 1500 года до новой эры. Три века спустя здесь строится церемониальный центр, а на искусственной насыпи высотой 12 метров и размером 1200 х 770 метров возводится город. По оценке ученых, для сооружения этой насыпи сюда пришлось перевезти около десяти миллионов тонн земли. Все это проделано людьми, которые не знали колеса, не имели ни повозок, ни тягловых животных, жили в стране, где не было никаких дорог.

Образец ольменской стелыАрхеологи обнаружили в Сан-Лоренсо подземную систему водопровода. В городе были установлены многочисленные каменные статуи и колоссальные головы. Однако около 900 года до новой эры каменные изваяния разрушаются. Возможно, город захватили пришлые племена, а его население – здесь проживали около тысячи человек, – спасаясь от войны, бежало. Но есть и другие предположения…

С этого времени важнейшим центром ольмеков становится город Ла-Вента, основанный около 1000 года до новой эры. Его история хорошо документирована. Город занимал территорию размером 2,5 х 1 километр, где проживали до 18 тысяч человек. Они занимались преимущественно земледелием и ремеслом, прежде всего обработкой нефрита.

Посреди города была воздвигнута пирамида из утрамбованной глины высотой 31 метр. Размеры ее основания составляли 178 х 73 метра. Внешне она напоминала вулкан с бороздками по склонам. На верхней платформе пирамиды располагался, наверное, храм, в котором пылал жертвенный огонь – он символизировал кратер вулкана.

Археологические находки, сделанные здесь, свидетельствуют об отсутствии металлов и в то же время блестящем умении обрабатывать камень и глину, из которой изготавливали сосуды и статуэтки. Символом же богатства в Ла-Венте, а позднее и во всей Центральной Америке, стал нефрит. Украшения из нефрита клали в гробницы правителей и их приближенных. Особенно любопытны так называемые мозаичные дворы – панели, чаще всего с изображением ягуара. Едва завершив подобный двор, его тотчас засыпали землей, вероятно, посвящая подземным богам. Считалось, что вход в их мир стерег божественный ягуар, или ягуар-человек.

При раскопках Ла-Венты обнаружено все, что находят при изучении руин любого крупного города, возникшего в Месоамерике в последующие две с половиной тысячи лет. Подобно европейским столицам Нового времени, сверяющим свой облик с улицами и площадями Рима, города майя и тольтеков также старались быть похожими на Ла-Венту. Памятники архитектуры и ремесла, площадки для ритуальной игры в мяч, достижения культуры (иероглифическое письмо, календарь) – все эти характерные черты ольмекской цивилизации отныне хранятся и наследуются народами, населяющими Месоамерику, как латиница римлян в Старом Свете, как римские цифры и юлианский календарь. Именно у ольмеков впервые в истории этого региона формируется элита. Именно ольмеки первыми начинают поклоняться главному божеству Месоамерики – Ягуару. Ольмеки же создали и систему счисления, соответствующую аналогичной у майя.

Каменные головы ольмеков

Круглые лица статуй выглядят отекшими и порой напоминают пухлые рожицы детей (фото: historic.ru)Каменная голова, найденная полтора века назад, заставила историков заговорить о загадочном народе, что жил в древности на окраине Мексики и отличался любовью к громадным статуям. Теперь мы знаем, что замыслом были не статуи – головы. Их наверняка можно назвать одними из самых странных скульптур на свете. Круглые головы, без всякого намека на шею, покоятся прямо на земле. В принципе, их можно сравнить разве что с памятными истуканами с острова Пасхи. Пусть те в среднем в три-четыре раза выше, зато головы ольмеков на две с лишним тысячи лет старше, да и выполнены гораздо искуснее. Самая большая из них достигает высоты 3,4 метра и весит 50 тонн.

Монументальная скульптура ольмеков – по сравнению с европейской – почти доведена до шаров, увенчанных каким-то подобием шлема – головным убором, который надевали во время ритуальной игры в мяч. С невыразимой грустью глядят на нас эти, словно усекновенные, головы. Археологи не знают, кто послужил прототипом необычных скульптур: правители ольмеков, их воины, а может, знаменитые игроки в мяч (по одной из гипотез, казненные игроки в мяч)? Ведь почитаем же мы подчас спортсменов больше, чем писателей или ученых!

Круглые лица статуй выглядят отекшими и порой напоминают пухлые рожицы детей. У них толстые, часто откровенно капризные губы, большие миндалевидные глаза, округлый подбородок, мясистые щеки и очень плоские, широкие носы. Лоб, зачастую довольно высокий, скрыт под тесно надвинутым шлемом, край которого почти доходит до глаз, а боковые пластины закрывают уши. Задняя часть головы, как правило, отделана очень небрежно или вообще не обработана. Шлемы лишь намечены. По-видимому, скульпторы уделяли основное внимание лицам этих людей, стараясь с поразительной живостью и реалистичностью передать их индивидуальные черты. Глядя на эти образы, можно как будто распознать настроения и характеры их прообразов. Одни взирают на вас с удивлением, иногда откровенно весело, другие настроены весьма гневно или злобно.

Эти головы вырубали в горном массиве Лас-Тустлас и доставляли за 60 – 125 километров к месту, где они были установлены. Их перевозка –блестящее «инженерное» решение. Как полагают историки, прямо в каменоломнях заготовки будущих скульптур укладывали на полозья и тащили к ближайшей реке, откуда сплавляли на больших плотах. И уже непосредственно на месте, там, где намеревались установить очередную памятную голову, мастера принимались обтачивать эту громаду, прорезая в ней губы, глазницы, толстый, приплющенный нос. Точно так же сооружались, наверное, и другие монументы ольмеков, поражающие своими размерами.

Удивляет и мастерство камнерезов, ведь орудия, которыми те обрабатывали базальтовые глыбы, были самые примитивные: каменные зубила, простые бурава и песок, заменявший наждачную бумагу. У ольмеков не было металлических инструментов и не имелось каменных орудий тверже, чем базальт!

Кто же были эти «скульпторы»? Откуда они пришли? Почему брались за свой каторжный труд? «Все это вопросы, на которые нам, к сожалению, не хотят отвечать ольмеки», – подчеркивает немецкий археолог Ханс Прем. В пору их появления в этой части Мексики местные индейцы «вели кочевой образ жизни; постоянно возникали все новые племенные союзы, а потому о понятии «этнос» нет смысла говорить».

Предшественники Хейердала?

Загадочный рельеф со змеей, нападающей на человекаРассуждая о происхождении ольмеков, ученые выдвинули несколько гипотез, которые кажутся весьма любопытными.

Одни историки ищут происхождение этого народа на тихоокеанском побережье Мексики – на территории штата Герреро. Но это – наименее сенсационная теория, поскольку она признает ольмеков фактически исконными уроженцами этих мест.

Согласно другой гипотезе, они пришли сюда с побережья Эквадора, где в 3000–2700 годах до новой эры сложилась одна из древнейших в Новом Свете культур керамики. Возможно, часть тамошних племен со временем перебралась далеко на север, в Мексику, кочуя по Панамскому перешейку или же двигаясь на кораблях и лодках вдоль побережья.

Наконец, третья и, пожалуй, самая неожиданная гипотеза гласит, что ольмеки – это народ, сформировавшийся далеко от берегов Америки, где-то в Африке, Азии (Монголия, Китай) или на островах Океании. В ее пользу свидетельствует то, что знаменитые каменные головы обладают определенным сходством и с негроидами, и с узкоглазыми жителями Восточной и Юго-Восточной Азии, как, впрочем, и с полинезийцами. Эти толстогубые, узкоглазые изваяния столь же уместно смотрелись бы где-нибудь на побережье Ганы или юге Китая. Они ничуть не похожи на портреты майя или ацтеков, известные нам по позднейшим настенным росписям.

Возможно, именно правители ольмеков были теми самыми людьми (или божествами), о которых рассказывают мифы ацтеков и майя, этими «культурными героями», приплывшими из-за моря, чтобы научить жителей Мексики всему, без чего немыслима культура, то бишь искусству и ремеслу, умению возделывать землю и отсчитывать бег времени. Пока никаких подтверждений этой гипотезы нет, но исключать ее нельзя, ведь в последние десятилетия энтузиасты, начиная с Тура Хейердала, доказали, что на самых примитивных суденышках люди древности могли переплывать океаны, отвоевывая себе место под солнцем где-нибудь «за тридевять земель, тридесять морей». Не об этом ли говорят письмена ольмеков?

Головоломный язык Каскахаля

Фигурка этого писца из Куилапана невольно напоминает египетского писцаВ 1999 году в штате Веракрус во время прокладки дороги была случайно найдена каменная плита – так называемая «панель из Каскахаля» размерами 36 х 21 х 13 сантиметров. Эта плита напоминает вырезанный из камня лист формата А4, только заметно толще и массой около 12 килограммов. По нынешним представлениям, не слишком подходящая вещь, чтобы на ней что-либо записывать. Однако именно она служила ольмекам «блокнотом».

В 2006 году удалось доказать, что рисунки, запечатленные на этом камне, – это иероглифы (ранее исследователи неоднократно находили изображения значков, оставленных ольмеками, но однозначно подтвердить, что это – письменные символы, не удавалось). Плита из Каскахаля – куда более веский довод в пользу умения ольмеков излагать мысли если не на бумаге, то на каменных скрижалях. Как сообщают мексиканские археологи Кармен Родригес Мартинес и Пончиано Ортис Себаллос в статье, опубликованной в журнале Science, в данном случае речь идет именно об ольмекском иероглифическом письме – древнейшем памятнике письменности, обнаруженном на территории Америки. Он датируется примерно 900 годом до новой эры.

Среди изображений, нанесенных на камень, есть подобия рыб, насекомых, початков маиса. Всего здесь 62 знака, причем некоторые повторяются не один раз. По всем внешним признакам данный набор символов соответствует письменному тексту. Все значки четко отделены друг от друга и расположены в виде отдельных горизонтальных строк. Ясно угадывается деление значков на различные группы, состоящие из нескольких символов каждая. Несколько раз определенная последовательность символов повторяется. По мнению лингвистов, это может свидетельствовать о том, что мы имеем дело со стихотворным произведением, где имеются рефрены отдельных строк. Так что данная надпись может считаться еще и древнейшим памятником поэтического искусства, найденным на территории Месоамерики.


Миниатюрные скульптуры ольмеков

Вот только смысл начертанного совершенно не понятен ученым. Пока расшифровка ольмекских надписей кажется делом безнадежным. Ведь даже египетские иероглифы, донесенные до нас многочисленными папирусами и обелисками, удалось прочитать только после того, как был найден Розеттский камень с надписями на древнегреческом языке и двух видах древнеегипетского письма – демотическом и иероглифическом.

Возможно, язык ольмеков удастся разгадать, когда будут обнаружены новые надписи. Вряд ли стоит удивляться тому, что единственный пространный текст оставлен ольмеками именно на каменной плите. Целые библиотеки исторических, юридических, поэтических текстов этой погибшей цивилизации могли быть начертаны на материалах растительного происхождения, давно истлевших в тропическом климате Месоамерики. Эта находка, полагает известный немецкий специалист по культуре майя Николай Грубе, решительно меняет наше представление об ольмекской культуре: «Теперь мы вправе считать, что письменность в Древней Америке зародилась в районе Мексиканского залива».

Итак, первые писцы появились в Америке самое позднее около 900 года до новой эры? До сих пор ученые полагали, что это произошло на четыре столетия позже. В Старом же Свете, – а именно в Египте и Месопотамии, – первые письменные тексты датируются III и даже IV тысячелетиями до новой эры. Значит ли это, что древние американцы намного отставали в своем развитии от строителей первых держав Древнего Востока? Может быть, мы пока плохо знаем археологию Нового Света и где-нибудь в захолустной глуши еще ждут своего открытия «каменные грамоты» далеких тысячелетий?

Любопытно, что поверхность этой каменной плиты – вогнутая, а это указывает на уникальную технику нанесения надписей: прежний текст, очевидно, соскабливали, а затем на очищенной поверхности вырезали новые знаки. Еще одно неожиданное открытие!

Ни отцы и ни матери…

Каменный алтарь из Ла-Венты, предположительно, с фигурой жрецаСреди круговерти племен, населявших Древнюю Месоамерику, в череде их союзничества и вражды, ольмеки явились, «как снег на голову», «как торнадо в степи». Их имя – «люди страны каучука», впрочем, придумано. Известно, что в районе Мексиканского залива во времена ацтеков, то есть незадолго до прибытия в Мексику испанцев, жил народ, именовавший себя ольмеками. Именно это название в первой половине ХХ века и было дано создателям неизвестной культуры бронзового века, обнаруженной на территории Мексики. На самом деле нет никаких данных, свидетельствующих, что современники ацтеков были потомками того загадочного народа, что создал около трех тысяч лет назад культуру, которую мы сегодня зовем «ольмекской». Как именовали себя те древние люди, удостоенные случайного прозвища – «ольмеки», мы в действительности не знаем. Современные исследователи чаще, кстати, используют более корректный термин «люди культуры Ла-Вента».

Нетрудно догадаться, что в обществе «ольмеков» установилась строгая иерархия – иначе не объяснить появление этих базальтовых монументов, потребовавших невероятного напряжения сил. Подобные изваяния могли быть созданы лишь там, где небольшая группа людей, составлявшая элиту, повелевала множеством подданных, относившихся к низшей касте – к числу работников, которых можно было отправить за сотню километров перевозить многотонные каменные глыбы. Историки продолжают спорить о том, кто правил обществом ольмеков, – «вожди», обожествленные цари или цари-жрецы.

Дискутируют они и о других аспектах истории и культуры ольмеков. Верно ли, что те были прародителями всех последующих культур Месоамерики? По меткому замечанию Николая Грубе, «они не были ни отцами, ни матерями; они были братьями, ведь хронологически они жили в одно и то же время с некоторыми из них». Конечно, ольмеки в очень большой степени повлияли на мир майя, но, между тем, «в низинных районах Гватемалы культура майя формировалась вполне самостоятельно».

Они создали свою «империю»? Пока мы не располагаем никакими фактами, доказывающими присутствие на карте мира этой «сверхдержавы американской древности». Антрополог из США Дорис Хейден пишет в связи с этим: «Некоторые ученые видят в феномене ольмеков только художественный стиль… Хорошим примером для сравнения был бы готический стиль, зародившийся во Франции и получивший распространение в других странах Европы, в Германии, Англии и Испании, притом что мы не вправе говорить о некой «Готической империи», существовавшей в те века. Вероятно, мы также не можем говорить и о существовании державы ольмеков».

В свою очередь, другие историки, отказав ольмекам в праве огнем и мечом пройти от Монтеррея до Сан-Сальвадора, наподобие ассирийцев или ацтеков, старательно украшают их «венчиками из роз», говорят об их «удивительном миролюбии», о нежелании воевать и нелюбви к оружию, что тоже спорно.


Возможно, эта скульптурная группа Ла-Венты изображает собрание жрецов

Уверенно можно сказать лишь одно, что ольмеки активно осваивали земли, окружавшие область их расселения. Археологи находят их колонии и фактории вдали от исконных владений. Достоверно известно, что торговые связи ольмеков простирались на полторы с лишним тысячи километров. Они торговали с отдаленными областями железной рудой, раковинами, минералами, панцирями черепах, костями скатов, изделиями из нефрита и керамическими сосудами.

Некоторые исследователи не исключают даже того, что они могли поддерживать контакт с цивилизациями Перу, ведь там тоже почитали божество в образе ягуара, которому поклонялись ольмеки. Что, если они основывали свои колонии и на побережье Перу?

А теперь исчезают все – и древние колонии, и сами ольмеки…

География бегства

На рубеже V – IV веков до новой эры Ла-Вента была разрушена, а колоссальные головы ольмеков намеренно повреждены.

Историки не знают, по какой причине погибли крупнейшие города ольмеков. Похоже, их население спасалось бегством. Возможно, причиной стала война с одним из соседних городов, вынудившая жителей поверженной метрополии искать спасения. Другой вероятной причиной называют гражданскую войну или восстание крестьян, отказавшихся повиноваться элите. Еще одним бедствием мог стать «коллапс»: численность населения городов возросла до такой степени, что оно не могло найти себе пропитания. Так, тысячу лет спустя экономическая катастрофа пресекла дальнейшее развитие цивилизации майя (см. «З-С», 1/07).

Однако история ольмеков – все же другой случай. Не похоже, чтобы они исчерпали все ресурсы развития. И следов стихийного разрушения здесь не видно. Города не выжжены дотла, не разграблены. Их, если уместен такой технический термин, «планомерно демонтировали». Монументы скоблили, стесывали, разбивали на части, а потом аккуратно закапывали на окрестных холмах. В истории не известны случаи, чтобы захватчики или восставшие бедняки так почтительно обходились с поверженными святынями.

Может быть, ольмеки ритуально уничтожали свои религиозные центры? В позднейших культурах Месоамерики традиционно считалось, что каждые 52 года заканчивается определенный жизненный цикл. После этого совершались различные церемонии, приносившие обновление. Возможно, эти верования восходят еще к временам ольмеков. И если ритуалы не приносили желанной помощи, а тяготы и беды лишь продолжали нарастать, то, может быть, перепуганные люди решились пожертвовать древними храмами и городом, в котором их предки прожили много веков? Что, если по этой причине и были покинуты Сан-Лоренсо, а затем Ла-Вента? В конце концов, это не первые и не последние столицы, оставленные своим народом. Разве что здесь, отбывая в новый город, жители прежней столицы торжественно хоронили сам ее дух, разбирая негодные святыни и отсылая их в царство мертвых – закапывая в землю. Теперь прошлое не могло уже помешать им строить жизнь на новом месте. Боги же, которые, «должно быть, сошли с ума» и вместо блага стали нести лишь зло, были отправлены в тот мир, откуда еще никто не возвращался.

Скульптуры ольмеков

Помимо колоссальных голов, обнаружено еще почти три сотни монументальных скульптур, оставленных ольмеками. Речь идет прежде всего о стелах, установленных ими повсюду, и гигантских алтарях. Самый большой алтарь достигал около четырех метров в длину, полутора метров в ширину и 1,8 метра в высоту.

Кроме того, ольмеки изготавливали миниатюрные скульптуры из терракоты, обсидиана, аметиста и горного хрусталя, но прежде всего из нефрита. Наиболее выразительны так называемые Babyfaces, «детские головки», или Tigerfaces, «головы тигров». В них еще отчетливее, чем в колоссальных головах, выражено сходство с надутыми от гнева детьми. Некоторые корчат жуткие гримасы. Возможно, эти портреты как-то связаны с культом божества-ягуара? Может быть, ольмеки считали своих властителей земными воплощениями «Великого ягуара»?

На это намекает и каменный алтарь, найденный в Ла-Венте. В полукруглой нише под столешницей видна скорченная человеческая фигура – возможно, это жрец, – в то время как на краю стола выгравировано стилизованное изображение свирепо оскалившегося ягуара.

Ответ знает ветер

Похоже, археологам удалось ответить на вопрос, откуда ольмеки получали нефрит, из которого изготавливали свои искусные статуэтки. Как известно, когда испанские конкистадоры завоевали Америку, они повсюду искали золото и серебро, но, к удивлению индейцев, оставались равнодушны к самому ценному, что есть на свете, – к «голубому нефриту», редкой голубовато-зеленой разновидности этого минерала, обычно окрашенного в беловато-зеленый цвет. Индейцы использовали этот минерал, самое раннее, начиная с 1400 года до новой эры. Ольмеки вырезали из него человеческие фигурки и маски, призванные наводить ужас. Но откуда они получали эти ценные камни?

«Ответ знает ветер», – впору бы сказать археологам. Когда в 1998 году на Центральную Америку обрушился очередной ураган, он привел к многочисленным оползням. Тогда же в некоторых реках Гватемалы внезапно обнаружились целые россыпи голубого нефрита. Американский археолог Рассел Зейц, десятилетиями разыскивавший его месторождения, оказался чуток к этому знамению и принялся обследовать берега речушек в гористой местности на юго+востоке Гватемалы. Там он и нашел, что искал: метровые стены нефрита, отливавшие голубыми и зелеными тонами. Археолог обнаружил здесь и заброшенные древние рудники, и остатки дороги, по которой индейцы вывозили ценное сырье. Местоположение рудников хранилось в строжайшей тайне – из опасений, что сюда проникнут грабители.

Место, где есть письмена

Ольмекские письмена были обнаружены в каменоломне близ деревни Каскахаль («Место, где есть щебень»). Строители годами добывали здесь камень, чтобы мостить дороги, а археологи с тем же упорством обследовали этот карьер в поисках древних артефактов. Когда в 1999 году рабочие обнаружили здесь осколки керамических изделий и глиняные статуэтки, находка привлекла внимание археологов, и вскоре на том же участке каменоломни была найдена неприметная, на первый взгляд, плита, покрытая древними иероглифами.

История камня из Каскахаля удивительна; некоторые ученые даже отказываются верить в «чудесное спасение» этой плиты. «Такого рода сенсационные находки, полностью вырванные из археологического контекста, нередко оказывались фальшивками, – признает Ханс Прем. – Вот почему заголовок статьи в Science – «Самая древняя письменность Нового Света» – должен хотя бы сопровождаться знаком вопроса».




Top