Музей истории и религии. Музей истории религии

Государственный музей истории религии

Удивительный Санкт-Петербург,
выросший на пустынных болотах через труды нечеловеческие, — памятник
силе воли самодержца, возведенный голыми руками. Посему характер его —
не добрый и не злой, но требовательный, порой до жестокости. Город —
решето золотоискателей, посыпает землю массой просеянного песка и ила,
обнажая при этом истинные сокровища. Сколько сокровищ прекрасных,
удививших весь мир, собрал в себе этот город. Не подарил с легкой руки,
но позволил им обнажиться из болотистой массы в момент, когда они были
уже готовы и практически совершенны. Одним из чудес Санкт-Петербурга (а
поговаривают, что и всего света) является Государственный музей истории
религии. Как и в случае с самим городом, в основании ГМИРа лежала мысль.

Идея о создании выставки,
которая бы демонстрировала возникновение религии, ее зарождение и
развитие на примере подлинных экспонатов проникла в голову Владимира
Германовича Богораз - Тана, российского этнографа и языковеда. Годом
рождения идеи можно считать 1928, а сам музей был основан решением
Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года, и открыт в 1932
году 15 ноября. По иронии судьбы, Музей истории религии и атеизма, как
его тогда назвали, занял недействующий на тот момент Казанский собор.

Богораз Владимир Германович

(псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан)

(15 (27).04.1865 — 10.05.1936)

Мысль родилась в начале
двадцатых годов в процессе подготовки выставки «Эволюция религиозных
верований человечества» в Кунсткамере. На ней были представлены
культовые предметы народов мира, начиная с древности и до наших времен. В
процессе работы Богораз-Тан, будучи автором этого проекта, понял, что
идея грандиозна, и требует дальнейшего развития. Но как, ведь для этого
ее необходимо было вписать в рамки того времени, подстроить под его
нововведенные законы, навязывавшие пропаганду марксизма-ленинизма всеми
возможными способами, в том числе и через деятельность музеев.

Советские антирелигиозные агитматериалы

Зависимость от идеологии
государства и неизбежность столкновения с проверяющими органами,
безусловно, сильно осложняла работу. Богораз-Тану приходилось лавировать
между возникающими обстоятельствами, находить компромисс между тем,
чего от него хотела партия, и тем, что хотел он сам. Но ему удалось
сберечь зерно своей идеи и добиться для нее места под солнцем, а если
изъясняться буквально - заполучить поддержку властей. Итак, в 1930 году
15 апреля прошло заседание в честь торжественного открытия
Антирелигиозной выставки в Белом зале Зимнего дворца. Событие сие было
приурочено к пятилетию Союза воинствующих безбожников. Богораз-Тан так
писал об этой выставке: «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой
самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и
Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской Земли, античные
мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами
».
Вдобавок к этому был создан «Краткий путеводитель по Антирелигиозной
выставке АН СССР», а также группа «экскурсоводов-разъяснителей». Это
были своего рода щиты от нападок со стороны убежденных атеистов, дабы те
не смогли обвинить организаторов выставки в пропаганде религии.

Выставка была принята довольно
хорошо, — этому посодействовала хитрая формулировка ее концепции.
Действительно, на тот момент воспитание атеизма в молодых умах нового
поколения считалось просто необходимым. В связи со всем вышеизложенным,
был поднят вопрос о перевоплощении ее в постоянный Антирелигиозный
музей. Испугавшись закрепления выданных под временную выставку
помещений, дирекция Эрмитажа потребовала срочно освободить эти самые
помещения, якобы для нужд одного из своих отделов. Далее следовали
мытарства экспозиции по пространствам города со всеми сопутствующими
трудностями.

Музей истории религии и атеизма (б. Казанский собор)

Фото и подпись середины 1960-х годов

И, наконец-то, присвоение музею
здания Казанского собора позволило в полной мере развернуть его
экспозиционную и научную деятельность. Хотя состояние собора было
печальным, а штат музея небольшим, работа кипела. Существовавшие на тот
момент экспозиции развивались и дорабатывались, не останавливался и
приток ценных материалов, которые требовали обработки и систематизации,
проводились исследования, создавались новые экспозиции.

«В музее истории религии и атеизма...»

Иллюстрация из книги «Достопримечательности Ленинграда»

Лениздат, 1961 год

По мере увеличения штата музея,
шире разворачивалась исследовательская деятельность, организовывались
научные экспедиции и командировки в Бурят-Монголию, на Кавказ и не
только. Благодаря экспедиционной деятельности были собраны коллекции по
буддизму и исламу, по религии сванов и верованиям народов Сибири.

К 1934 году библиотека музея
насчитывала уже 5 000 томов и включала литературу по истории религии и
антирелигиозную, книги старопечатные, рукописные, современные.
Естественным образом вытекала издательская деятельность из научной. Все
это время Богораз-Тан боролся с неустойчивым финансовым положением,
старясь доказать вышестоящим уполномоченным необходимость постановки
работников музея в условия штатной оплаты.

«Война и религия»

Картина художника Я. Николаева

Экспонат Музея истории религии и атеизма

Репродукция середины 1960-х годов

Темные годы войны увели на фронт
большую часть сотрудников. Оставшиеся свернули выставочную деятельность
ради сохранения экспонатов. Только две выставки были проведены во время
блокады, и посвящены они были военно-историческому прошлому народа и
страны. Последовавший период восстановления был нелегким: здание
пропиталось сыростью и холодом, в качестве отопления установили
несколько буржуек, оконные стекла местами отсутствовали, кровля сильно
повреждена. По окончании войны денег на срочный капитальный ремонт
государство не выделяло. Все приходилось приводить в порядок
самостоятельно. Проведение выставок продолжалось несмотря ни на что.
Пожалуй, самыми посещаемыми из созданных на тот момент экспозиций были
«Кабинет Алхимика конца XVI века» и «История папства и инквизиции»,
рядом с которой была установлена витрина с подлинными орудиями пыток.
Обе выставки располагались в подвале собора и воссоздавались они в
основном по сохранившимся описаниям и старинным гравюрам.

Кабинет алхимика конца XVI века

Реконструкция в Музее истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

Коллекция орудий пыток

Экспонаты Музея истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

После смерти Богораз-Тана музей
лишился главного своего борца за существование. В 1946 году был подписан
указ о слиянии Музея истории религии Ленинграда с Музеем истории
религии в Москве. Коллекция ленинградского музея при этом передавалась
полностью под распоряжения директора московского музея В.Д.
Бонч-Бруевича и подлежала перевозке в Москву. Вслед за этим последовало
сокращение штата. Старшим научным сотрудником был назначен Михаил
Иосифович Шахнович. Именно благодаря ему и оставшимся работникам,
которые были убеждены в неправильности решения о закрытии музея в
Ленинграде и настаивали на продолжении выставочной деятельности, все
произошло с точностью до наоборот. Через год борьбы фонды московского
музея были перевезены в Ленинград. Этому поспособствовало и ветхое
здание Казанского собора — помещения для музея в Москве не было вовсе. В
1948 году после многочисленных настойчивых обращений «наверх» в соборе
наконец-то были проведены ремонтные и реставрационные работы.

В 1998 году Казанский собор
вновь был освещен, а ГМИР совершил свое последнее перевоплощение, к 2001
году переехав на Почтамтскую улицу, где теперь и находится по сей день.
Сегодня ГМИР — «светский музей в светском государстве ». Свои
задачи формулирует в следующем порядке: изучение, интерпретация,
экспозиция. Его социальные функции заключаются в сохранении и обращении в
вечность культурного наследия посредством фиксирования и консервации
событий и явлений, а также документирования процессов, связанных с
религией.

Принцип научности, принцип
историзма и системный подход - главные в работе музея. По большому
счету, на сегодняшний день ничего не изменилось в
научно-исследовательском подходе сотрудников музея со времен
возникновения первой временной выставки. Но, наконец-то, избавился музей
от тяжести идеологии, в рамки которой был вынужден подстраивать свою
просветительскую деятельность. Как писал один из сотрудников тех времен:
«Сейчас даже трудно сказать, что было сложнее - подготовить экспозицию или благополучно сдать ее всем комиссиям ».

Экспозиции ГМИР явление внешнее
прекрасное, корни же его — в научно-исследовательской и просветительной
деятельности. Огромное количество накопленных материалов
систематизировано в несколько фондов, которые посвящены наиболее
известным мировым религиям и верованиям. Из этих фондов создано около
десяти экспозиций, каждая из которых занимает отдельное помещение и
организована таким образом, чтобы помочь посетителю максимально
проникнуться ее смыслом.

Например, залы, в которых
представлены религии востока, в частности буддизм, моментально
затягивают в свой мир ярких красочных образов. Праздничными и светлыми
они кажутся в сравнении с залами, посвященными католицизму, где даже
свет и краски воспринимаются приглушенными, уводя мысли к мрачному
европейскому средневековью и более оптимистичному возрождению через
подлинные религиозные атрибуты, скульптуры, картины и витражи.

История русского православия
представлена иконостасами, на которых пространство небесное,
божественное обозначено сусальным золотом, а лики святых лишены
привычных для человека трех измерений. Храмовая утварь, книги, облачения
священнослужителей и прочее организовано в цельные композиции, которые
предстают перед глазами, как застывшие кадры из прошлого.

Продвижение из зала в зал можно
без труда вообразить путешествием по коридорам времени. Ведь
действительно, что бы ни происходило с народами и странами, это в первую
очередь отражалось в их вере. И все мироощущение тех людей тоже можно
прочитать и ощутить через эти бесценные экспонаты. Экскурсии, которые
осуществляет музей, выходят далеко за пределы его стен. Двери лектория
всегда открыты тем, кого интересует история религии и аспекты ее
формирования и развития. А те, кто съел по этой теме уже не одну собаку,
проводят здесь конференции. В музее по прежнему существует научная
библиотека с прекрасной коллекцией изданий, самые старые из которых
относятся к XVII веку.

проект SpbStarosti

Государственный музей истории религии - один из самых известных в России и во всем мире. Был основан в 1932 году, благодаря инициативе Владимира Тан-Богоразова - языковеда и этнографа. Среди трех крупнейших музеев, посвященных данной тематике, один из которых находится в Великобритании, а другой в Тайвани, музей в Петербурге - самый старый, обладающий наибольшим фондом экспонатов. Яркие и красочные музейные экспозиции знакомят с историей основных религий, древними верованиями и обрядами. Пройдя по залам, можно совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу мира последователей религиозных течений. В каждом зале представлены культовые предметы с подробным описанием, понятным даже юным посетителям. Также, специально для детей, музей истории религии предлагает отдел «начало начал», где проходят занятия для ребят всех возрастов.

История создания музея

В 1930 году на территории Зимнего Дворца состоялась выставка, где были представлены различные культовые предметы, привезенные со всего мира, а также большое количество икон, древних рукописей, скульптур, картин и графики. Она имела потрясающий успех, такой, что было принято решение создать музей истории религии.

Санкт-Петербург в то время был окутан идеями о несовместимости церкви и научных подходов, поэтому цель музея была в том, чтобы рассказать о религии как о форме идеологии и показать развитие материалистических и атеистических взглядов. В силу этих особенностей местом расположения музея стал Казанский собор. Изначально его название звучало следующим образом - «Музей истории религии и атеизма». В 1991 году было решено возвратить здание собора Казанской Божьей матери православной церкви, а музею было отдано помещение на Почтамтской улице, где он находится и до сих пор. В это же время он сменил и свое название на текущее.

Экспозиция архаических верований и обрядов

В первых залах можно увидеть историю древних верований, где экспонаты повествуют о том, что с самого зарождения человечества люди пытались понять, как устроено мироздание, и определить в нем свое место. Конечно, наиболее непонятным событием для первобытного человека было прекращение жизни, поэтому погребальные ритуалы и предметы, с ними связанные, составляют немалую часть коллекции. Историки относят зарождение религиозных обрядов к эпохе палеолита, где неандертальцы заботятся об умерших, веря в загробную жизнь. Залы музея, благодаря специальной передают пещерную атмосферу, а на стенах с потрясающей точностью воссозданы наскальные рисунки.

Экспозиция религий Древнего мира

Следующие двери, которые открывает Государственный музей истории религии, ведут в залы, посвященные верованиям Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, минойского Крита. Здесь представлены такие экспонаты, как египетские саркофаги, погребальные маски, а также различные мелкие вылепленные предметы. Этот период стал переходным для человечества от эпохи первобытности к цивилизации.

Экспозиция религии иудеев

Для рассмотрения иудаизма можно выбрать несколько ракурсов. Музей истории религии предлагает познакомиться с экспозицией, как с библейским периодом, или как с периодом возникновения монотеизма, а также представить историю глазами евреев.

Экспозиция, посвященная христианству

В этой части музея подробно освящается история развития христианства, рассказывается об иудейских истоках, первых пророчествах, жизни Иисуса Христа, а также об истории возникновения первых церквей.

Есть залы, посвященные православию, в которых представлены такие экспонаты, как иконы, книги и храмовая утварь.

Выделены отдельно ветви христианства - католицизм и протестантизм. Об их истории возникновения и развития можно узнать, посетив соответствующие помещения с экспозициями.

Экспозиция религий Востока

Музей истории религии насчитывает большое количество экспонатов в этом разделе. Более 1000 памятников открывают религиозный мир стран Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь можно познакомиться с различными Японии и Индии.

Виртуальный музей

Для людей, у которых нет возможности приехать в Петербург, Музей истории религии предлагает совершить виртуальную экскурсию. На официальном сайте по щелчку на закладке «виртуальный музей» можно посетить выставки и экспозиции, рассмотреть коллекции, поучаствовать в дискуссиях и ознакомиться с процессом реставрации. Кроме того, образовательный портал музея ведет на несколько информационных ресурсов, а в медиатеке содержатся интересные документальные фильмы.

Открытый университет истории религий мира предлагает прослушать лекции, посвященные разным аспектам верований. О темах и датах лекций можно узнать на официальном сайте музея.

Экскурсии в Москве

Если вы житель столицы, то для ознакомления с мировыми вероучениями не обязательно посещать Петербург. Музей истории религии, конечно, сложно заменить, однако создать общее понятие и окунуться в атмосферу религиозной жизни возможно. Для этого следует посетить экскурсию под названием «Мировые религии в Москве». Экскурсовод подробно расскажет об архитектуре церквей, о роли символов, об особенностях каждого из вероучений и о многом другом. В программе - посещение мечети, евангельских христиан-баптистов, синагоги, лютеранского и католического собора. Музей истории религии в Москве - это, по сути, музей церквей, реально существующих конфессий на сегодняшний день.

Ночь музеев

Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге проводится ежегодная акция под названием «Ночь в Музее». В это время все музеи распахивают двери для посетителей и предлагают посмотреть коллекции совершенно бесплатно. Кроме того, проводятся специальные представления, игры и познавательные викторины. Музей истории религии эту акцию также не обходит стороной. Во время нее он знакомит жителей и гостей северной столицы с этнической музыкой и танцами, проводит увлекательные квесты и мастер-классы, а также предлагает поучаствовать в традиционных обрядах народов мира. «Ночь музеев», как обычно, проходит в ночь с 17 на 18 мая. Детям она подарит незабываемые впечатления, которые надолго останутся в памяти.

Программы для детей

Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

В историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Эрмитажа, уже более 100 лет работает уникальный в своем роде Музей истории религии, посвященный истории возникновения и развития верований и культов у разных народов мира. Здание построено в стиле эклектика, что означает соединение разнородных стилей, взглядов и идей. Как ни странно, изначальная концепция музея была атеистической, но хранящиеся в нем артефакты скорее способствуют укреплению веры. Обширная коллекция экспонатов дает представление не только о религии, но и об образе жизни людей, начиная с древних времен и до наших дней.

Немного истории

Музей был основан в 1930 г. в системе Академии наук СССР по инициативе историка религии Владимира Богораз-Тана и первоначально размещен на территории Казанского собора. В отличие от своего предшественника - Ленинградского антирелигиозного музея, он был задуман не только как атеистическое учреждение, но и как место для научных исследований и просветительской работы. Благодаря советскому общественному деятелю Бонч-Бруевичу религиозные экспонаты дошли до современников. Первые предметы поступили из собраний ленинградских музеев: Государственного Эрмитажа, Русского музея и Кунсткамеры, сегодня коллекция продолжает пополняться.

Что посмотреть

Силами работников музея, тушивших в годы Великой отечественной войны на крыше зажигательные бомбы, экспонаты пережили войну.

Около 200 тыс. ценных исторических и культурных находок собраны из разных стран. Одни родом из Древних цивилизаций Запада и Востока, другие - из средних веков и современности. Предметы культа основных мировых религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма рассказывают об укладе жизни и традициях различных времен и народов.

Музей наполнен разнообразными экспонатами религиозной и бытовой тематики - как христианскими иконами и старопечатными книгами, так и восточной экзотикой.

Весьма любопытны археологическая и нумизматическая коллекции древних (начиная с 6 века до н. э.), средневековых и более современных предметов культа. Рекомендуем взглянуть на буддийские артефакты 2-4 веков н. э., найденные при раскопках центра Кара-Тепе. Восток представлен широко: индуистские ритуальные маски, музыкальные инструменты и утварь, восточные скульптуры, иконы и мусульманские настенные лубки 19-20 веков, религиозные плакаты, буддийские танки 18-20 веков, бытовые лубки 18-19 веков.

Для детей разных возрастов музей предлагает целые программы и отдельные интерактивные занятия и экскурсии.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14/5. Веб-сайт

Доехать можно на метро до станции «Гостиный Двор», далее на маршрутках №№ 169 или 306.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (по вторникам с 13:00 до 21:00), кассы открыты с 10:00 до 17:00. Среда - выходной день.

Узнать стоимость билетов и приобрести их онлайн можно на сайте музея. В первый понедельник каждого месяца - вход для всех бесплатный. Работает сувенирный магазин.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

Санкт-Петербург и окрестности

  • Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга .
  • Что посмотреть: величественный Санкт-Петербург и его пригороды - великолепный Петергоф , сохранившийся в своем подлинном виде Ораниенбаум , музей-заповедник Гатчины , Павловск с одним из самых красивых пейзажных парков в мире, Янтарную комнату в



Top