Островский гроза действие 1 и 2 анализ. Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А.Н

Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты!"- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», - восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А. Н. Островский в своих пьесах.

«Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж...» - так хочется начать рассказ о судьбе этой женщины.

Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавших в Москву, устраивал там загул. Тихон любит по-своему Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. «Сокрушила она меня», - размышляет Катя.

Высокого напряжения достигают ее проблемы в сцене прощания с Тихоном. На просьбу взять ее с собой, на упреки Тихон отвечает: «...не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? »

Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них «весь дом держится». И вот ее позиция: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» - так рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. Она предельно честный человек, она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает, думаю, верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.

Что можно сказать о натуре Катерины еще? Это лучше сделать ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее характера. Не дай бог, чтобы это произошло, но если случится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет.

В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара вместо того, чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя.

«Перед кем я притворяюсь-то!..» - восклицает она. И решается на свидание с Борисом. Борис - один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены; по высказыванию Кулиги-на, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. «Здесь, что замуж вышла, что схоронили - все равно», - рассуждает Борис. Борис Григорьевич - племянник купца Дикого, который известен скандальным и ругательным характером. Он изводит Бориса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит.

Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила «у ней на лице улыбка ангельская», а лицо, кажется, будто светится. И все же получается, что Катерина не этого мира человек. Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Почему? Для Кати самое трудное - преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает, что ей с мужем жить «до гробовой доски». И потому для совестливой натуры, которой «не замолить этого греха, не замолить никогда», который «камнем ляжет на душу», для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход - смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Кстати, предчувствие трагедии проявляется именно в сцене прощания Катерины с мужем. Говоря о том, что погибает рядом с Кабанихой, что быть беде, она умоляет Тихона взять с нее страшную клятву: «...чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя».

Увы, зря падает Катерина на колени перед этим человеком. Он поднимает ее, но слышать ни о чем не желает. Две недели свободы для него дороже жены.

А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью«. В этом качестве пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.

Г.А.ИОФФЕ, учитель русского языка и литературы гимназии № 293, заслуженный учитель РФ

Тема инновационного опыта: «Системный подход в преподавании литературы в старших классах» (на примере методической разработки сдвоенных уроков литературы в 10 классе по теме: «А.Н.Островский. Гроза. Чтение и анализ 2 действия драмы» - уроки 3-4)

В связи с тем, что изучение драмы А.Н.Островского в 10 классе – явление сугубо традиционное, но при этом закладывающее основы литературного образования на 3-й ступени обучения, автор разработки пытается преодолеть расхожие штампы не только в интерпретации произведения, но и в методике его изучения. Инновационным является подход, при котором цели и задачи ставятся не к отдельным урокам, а ко всей системе уроков по теме, что приводит к усилению системности изучения и ослаблению исключительной значимости каждого отдельного урока.

Данные два урока вырваны из контекста общей системы, однако в них отражаются те элементы инновационных технологий, которые характерны для всей системы, а именно:

Основополагающим для автора разработки является принцип, органично соединяющий в методике преподавания литературы в старших классах лучшие достижения традиционных технологий с результативно обоснованными инновациями, при этом использование инновационных технологий рассматривается не в качестве непременной дани модным требованиям, а в качестве инструмента, способного реально повысить эффективность литературного образования, обеспечивая гармонию технологий.

Особенности уроков и целеполагание.

Данные уроки, проводимые в 1 четверти 10 класса, нацелены на выработку у учащихся следующих умений:


  • Внимательного чтения литературного текста;

  • Развития логического мышления;

  • Практического освоения литературоведческой терминологии и её применения;

  • Композиционного анализа драматического произведения;

  • Выразительного чтения;

  • Выработки и формулирования нравственно-этических оценок на основе литературного текста.
Ход уроков

Комментарий

В начале 1-го урока в течение 5-7 минут проведем экс­пресс-тест на знание текста произведения, которое должно было быть прочитано учащимися до конца.

/ вариант

1. В каком действии «Грозы» Катерина встречается с Борисом:

а) в 1-м; б) в 4-м; в) в 5-м; г) в 3-м.

2. Чьи это слова: «Живем в одном городе, почти ря­дом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви, либо на дороге, вот и все!»:

а) Кудряша; б) Кулигина;

в) Бориса; г) Тихона.

3. Какие слова принадлежат Варваре:

а) «Лезет мне в голову мечта какая-то...»;

б) «Вот красота-то куда ведет»;

в) «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!»;

г) «Я уйду, да и была такова».

4. Кто произносит последнюю реплику в пьесе:

а) Кабанова; б) Кулигин;

в) Шапкин; г) Тихон.

5. В какой сцене - завязка действия:

а) разговор Кулигина, Кудряша и Шапкина в на­чале 1-го действия;

6) признание Катерины Варваре в 1-м действии;

в) монолог Кулигина о «жестоких нравах»;

г) слова Феклуши о « бла-алепии».

Ключ к проверке: 1 - г; 2 - в; 3 - в; 4 - г; 5 - б»

2 вариант

1. В каком действии «Грозы» - сцена признания Ка­терины в совершенном грехе:

а) в 4-м; б) в 5-м; в) в 3-м; г) во 2-м.

2. О ком из героев говорят: «…прежде наломается над нами, надругается всячески, как… душе угодно...»:

а) о Кудряше; б) о Кабановой;

в) о Тихоне; г) о Диком.

3» Какая реплика принадлежит Борису:

а) «Вы ее погубили! Вы!»;

б) «А между собой»то, сударь, как живут…»;

в) «Эх, кабы сила!»;

г) «Где уж мне своей волей жить».

4. Кто произносит первую реплику в «Грозе»:

а) Кулигин; б) Шапкин;

в) Кудряш; г) Борис.

5. Ремарка - это:

а) разговор двух действующих лиц;

г) начало развития действия.

Ключ к проверке: 1 - а; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в.

Комментарий

После экспресс-теста, который оценивается очень просто - в баллах по количеству правильных ответов,- целесообразно побеседовать по вопросам домашнего задания, попутно дав учащимся целевую установку (см. выше).

Один из вопросов д/з (о завязке действия) вошел в I тест. Прежде чем верно определить завязку, нужно понять суть конфликта или конфликтов. Ученикам это сложно. На данном этапе литературного образования учи­тель должен взять на себя задачу учить ребят опреде­лять и формулировать суть конфликта. Во-первых, со­держание конфликта обычно формулируется с помощью предлога «между». Во-вторых, конфликт бывает между кем-то и кем-то, кем-то и чем-то и даже между чем-то и чем-то. В-третьих, конфликт может быть явным, внеш­ним и глубинным, внутренним, что как раз актуально для драмы «Гроза».

ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ. После этого «инструктажа», опираясь на прочитанный текст всей драмы, попробуйте с помощью учителя сформулировать два основных конфликта «Грозы».

Гипотеза ответа:

1. Внешний, явный конфликт - между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей ее жизнью, которую Н.Добролюбов назвал «тёмным царством».

2. Внутренний, глубинный конфликт - в душе Катерины меж­ду супружеским долгом, религиозными убеждениями и желанием воли и свободного чувства.

Слово учителя

В связи с этим и завязка у каждого из этих сюжет­ных действий своя. Внутренний конфликт, конечно, более важный, значимый, обнаруживается уже в 1-м действии, в 7-м явлении, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает про­стой и доступный способ разрешения проблемы.

Если же говорить о «внешнем» действии, то завязку его можно увидеть лишь в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия).

ВОПРОС. Теперь «домашний» вопрос о концовке 1-го действия (см. домашнее задание к данному уроку).

Гипотеза ответа. К концу первого действия стра­сти нагнетаются. Своей настойчивостью Варвара начи­нает смущать Катерину. А в ней борются желание встречи с Борисом и страх. Если Варвара действует на усиление желания, то очередной эпизодический, но важный для драматурга персонаж - полубезумная барыня - своими пророчествами усиливает страх. Гро­за пока еще не разразилась. Это лишь первый гром - предвестие беды. Во втором действии муж уедет и Ка­терина окажется перед жестоким выбором.

Слово учителя

Выделим во 2-м действии три центральных узла раз­вития действия:


  • второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление);

  • прощание Катерины с Тихоном (4-е явление);

  • внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках.
Комментарий .

Диалог Катерины и Варвары чи­тается в классе.

ВОПРОС (перед чтением). Найти ключевые фразы Катерины, свидетельствующие о ее постоянной внутрен­ней борьбе, и ключевые фразы Варвары, выражающие её жизненные устои.

Гипотеза ответа (после чтения)

Катерина:

1) «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том, как в детстве ушла из дома);


  1. «Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»
    (о Тихоне);

  2. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не
    могу»;

  3. «Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь»
    (о встрече с Борисом);

  4. «И хочу себя переломить, да не могу никак»
    (о крепнущем чувстве);

  5. «Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»;

  6. «Я уйду, да и была такова»;

  7. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня
    режь!»
Слово учителя

Нетрудно убедиться, что на протяжении одной бесе­ды настроения и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее:


  • несмотря на душевное смятение и сомнения, по­беждает в Катерине решительность и бесстрашие;

  • Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе считается «жалеет - значит, любит», - это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату;

  • чувство к Борису в Катерине растет;

  • Катерина - цельная натура, ей претит всякое лицемерие.
Гипотеза ответа учеников (продолжение). Варвара произносит, пожалуй, две ключевые фразы:

  1. «...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на
    том держится» (об умении обманывать);

  2. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито
    да крыто было» (жизненная позиция среды).
Слово учителя

Отдадим должное точности оценок и проницательно­сти Варвары, в отличие от Катерины, которая, нахо­дясь во власти противоречивых чувств, не в силах аде­кватно оценивать людей и ситуацию.

ВОПРОС. Кто, по-вашему, прав в оценке Тихона в конце диалога: Катерина, говорящая «и на воле-то он словно связанный»,- или Варвара, отвечающая: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?

Гипотеза ответа. Каждая из девушек права по-сво­ему, потому что у них, выросших в принципиально разных условиях, разные понятия о воле. Кроме того, Катерина принимает покорное поведение Тихона за чис­тую монету, так как вообще не понимает притворства, а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата.

ВОПРОСЫ к эпизоду прощания Катерины с Тихоном (явле­ние 4):


  • За что просит прощения Тихон в начале эпизода?

  • Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа
    не уезжать или взять ее с собой?

  • В каком значении употребляет Тихон слово
    «гроза»?

  • В чем окончательно убеждается Катерина?
Гипотеза ответов. Тихон просит прощения за уни­зительную сцену, когда попугаем повторял все указа­ния маменьки, стремящейся к соблюдению видимости порядка. Этим прощением он возвращает Катерине на­дежду. Именно в надежде увидеть мужа в другой об­становке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы попробовать уважать его, Катерина и уговаривает Тихона взять ее с собой.

Слово «гроза» Тихон употребляет в значении «ма­менькина опека, маменькино руководство, кабала».

К концу сцены Катерина окончательно убеждается в том, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

ВОПРОС. Наконец, третья сцена - с ключом от ка­литки. Почему столь диаметрально противоположны ре­шения Катерины в 8-м и 10-м явлениях? В каких сло­вах Катерины заметно влияние Варвары? Чей подход к жизни побеждает в итоге: Катеринин или Варварин?

Гипотеза ответа. Вначале Катерина решает отвлечь­ся шитьем и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки, предложенный Варварой, становится важной, символической деталью - словно ключом от клетки, в которой бьется вольная птица. Не случай­но мотив воли и неволи становится главным во внут­реннем монологе Катерины. Желание воли оказывает­ся сильнее терпения неволи.

Влияние Варвары сказывается в словах Катерины: «Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не уме­ла воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» -побеждает стремление не изменять душе, следовать своей натуре. Как-то будет дальше?..

Домашнее задание

Подготовить наблюдения за речью одного из персо­нажей драмы А. Н. Островского «Гроза».

Примерный план речевой характеристики персонажа


  1. Общая характеристика героя.

  2. Объем речи героя (много или мало говорит и почему).

  3. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).

  4. Лексические особенности.

  5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.

  6. Взаимосвязь характера и поступков героя с его
    речью.
Герои предлагаются по вариантам: Катерина, Дикой, Тихон, Варвара, Кулигин, Кабаниха.
страница 1

Пьеса «Гроза», которая по жанру задумывалась как комедия , была написана А. Н. Островским в 1859 году. Произведение вначале не предполагало трагической развязки, но в процессе написания помимо конфликта отдельной личности явно проявилась социально обличительная направленность. Как писал пьесу «Гроза» Островский, краткое содержание по действиям предлагаем вашему вниманию.

Вконтакте

Характеристика произведения

  1. К какому литературному жанру (повесть или рассказ) принадлежит произведение «Гроза»?
  2. Сколько действий в пьесе «Гроза»?
  3. Кратко: что легло в основу сюжета драмы «Гроза»?

«Гроза» — пьеса в пяти действиях, по определению автора — драма, но, обладающая жанровым своеобразием:

  • это трагедия , так как конфликтность ситуации приводит к трагическим последствиям;
  • присутствуют элементы комизма (невежественные рассуждения персонажей пьесы);
  • драматизм событий усиливается повседневной обыденностью происходящего.

Место, где разворачиваются основные действия пьесы, было выбрано Островским не случайно. Город Калинов – это собирательный образ волжских городов и сел, красотой которых был очарован драматург.

Но великолепие бесконечных водных просторов, неброская прелесть природы не в силах затмить жестокость, равнодушие, ханжество, невежество и самодурство, царящие за фасадами нарядных домов.

Произведение, как это сейчас принято говорить, «основано на реальных событиях ». В зажиточной московской купеческой семье Клыковых невестка совершила самоубийство, бросившись в Волгу, не выдержав попреков и притеснений со стороны свекрови, не найдя защиты у мужа и страдая от тайной любви к другому мужчине.

Именно эта трагедийность действий является основной сюжетной линией произведения. Однако, если бы Островский только ограничился перипетиями в жизни молодой женщины, сочинение не имело бы столь оглушительного успеха и не вызвало такой резонанс в обществе. Здесь обрисован и обличен конфликт между старыми традициями и новыми веяниями , невежеством и прогрессом, вольнолюбием и дикостью мещанского мира.

Знакомство с персонажами произведения

Рассказ о драматических событиях в форме пьесы автор написал для сценического исполнения. А любой сценарий начинается с описания действующих лиц.

Главные герои

  • Катерина – молодая женщина приятной наружности, богобоязненного и кроткого нрава , с трепетной душой и чистыми помыслами. Невестка в семье купцов Кабановых.
  • Борис – образованный молодой человек, воспитывавшийся в другой среде, приехал на содержание и в работу к дяде. Страдает от окружающей действительности. Тайно влюблен в Катерину .
  • Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – состоятельная вдовствующая купчиха. Властная и деспотичная женщина , ханжески прикрывающая своё тиранство почитанием старших.
  • Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи – мягкотелый, безвольный человек , полностью подчиненный воле матери.

Действующие лица

  • Варвара – сестра Тихона, дочь Кабанихи. Девушка «себе на уме», живущая по принципу «лишь бы было всё шито-крыто». Впрочем, добра к Катерине .
  • Кудряш – Варварин ухажёр.
  • Дикой Савел Прокофьевич – влиятельный купец в городе. Основные черты характера – грубость, хамство и невоспитанность , особенно к подчиненным.
  • Кулигин – местный умелец, мечтающий привнести в город прогрессивные идеи.
  • Феклуша – странница, темная и необразованная .
  • Барыня – сумасшедшая старуха, посылающая женщинам проклятия.
  • Глаша – служанка у Кабановых .

Немаловажное значение в пьесе играет такое образное понятие, как гроза – предвестник очистительной бури для одних и божье предостережение для других.

Важно! Следует помнить, что пьеса была написана Островским в предреформенные годы (1861 — год ). В царил дух подъема, ожидания кардинальных перемен, и именно в эту пору драматург пишет о пробуждении личности, в чем впоследствии Добролюбов увидит «что-то освежающее и ободряющее».

Для более детального ознакомления с тонкостями сюжетных линий каждого действия пьесы Островского «Гроза», ниже представлено их краткое содержание.

Действие 1

Волжский берег, общественный сад на переднем плане. Кулигин приходит в восторг от открывающихся видов. Рядом неспешно прогуливается Кудряш с приятелем. Приглушенно слышна ругань Дикого, которая никого не удивляет – это привычное явление . В этот раз он распекает своего племянника Бориса. Кудряш соболезнует незавидной участи родственника Дикого, который вынужден терпеть притеснения дядьки – тирана. Сам он один из немногих, кто может дать отпор грубияну: «Он слово, а я десять; плюнет, да пойдет».

Бранная речь слышна всё отчетливее – Савел Прокофьевич с племянником приближаются к присутствующим. Отведя душу, накричавшись, Дикой уходит. Борис объясняет причину своего вынужденного смирения: они с сестрой после смерти родителей остались сиротами . Бабушка в Калинове отписала внукам по достижению совершеннолетия наследство, и достанется оно им при условии почтительного и уважительного отношения к дяде . Кулигин уверяет, мол, это утопия: Дикого никто не ублажит. Борис уныло соглашается: и так он трудится на дядю задарма, а проку нет. Ему дико и душно в Калинове – совсем не такое воспитание и образование дали сестре и Борису их родители, проживая ранее в первопрестольной столице.

Входят Феклуша с горожанкой. Богомолка нахваливает красоты города, превознося благочинность и добродетели купеческого сословия, отметив семейство Кабановых. После ухода женщин Кулигин поминает недобрым словом прославляемую Кабаниху за её ханжество и домашнюю тиранию . Он делиться с Борисом своими мыслями об изобретении «перпетум-мобиля». За вечный двигатель дают большие деньги, которые можно употребить на пользу общества. Но нет средств на детали – вот такой замкнутый круг. Борис, оставшись в одиночестве, сочувствует Кулигину, но, вспомнив о своей злосчастной доле, тоже покидает сад.

Появляется Кабаниха с семейством: сын Тихон с женой Катериной и Варвара Кабанова. Купчиха изводит сына обвинениями в его излишней любви к жене и непочтительном отношении к матери. Слова предназначены Тихону, но явно направлены и против невестки. Тихон всячески оправдывается, жена пытается его поддержать , чем вызывает бурю негодования свекрови и новую волну обвинений в адрес Тихона, дескать, жену не может держать в строгости, так и до любовника недалеко.

После ухода матери Тихон набрасывается на Катерину, обвиняя её в упреках матушки. Не желая слушать возражений жены, уходит к Дикому залить неприятности водочкой.

Обиженная женщина жалуется свояченице на непростое житьё у свекрови , вспоминает как хорошо, чисто и привольно жилось ей у родной матушки: «летом схожу на ключок, умоюсь, принесу водицы и все, все цветы в доме полью».

Благолепие сплошное было – вышивание золотом, молитвы церковные, рассказы странниц.

В мужнином доме всё не то . Катя признается Варваре, что посещают её мысли дурные, греховные, которые никакими молитвами она прогнать не в силах. А на сердце у неё думы об одном человеке .

Тут появляется ненормальная барыня, которая осыпает девушек проклятиями, обещая им за греховную красоту адовы муки. Слышатся раскаты грома, приближается гроза, и девушки спешно убегают.

Действие 2

Начинается 2 действие в доме Кабановых. Феклуша с Глашей расположились в комнате. Странница, наблюдая за работой служанки, рассказывает той, что творится на белом свете. И хоть повесть её изобилует враньем и невежеством , Глаша внимательно и с интересом слушает россказни Феклуши, для неё это единственный источник информации.

Появляются Катерина и Варвара. Они помогают снаряжать Тихона в недельную деловую поездку в другой город. Феклуша уже ушла, Варвара отсылает служанку с вещами к лошадям. Катерина вспоминает давнюю детскую историю, когда она сбежала к реке от обиды на что-то, уплыла в лодке и потом нашли её за десять верст. Это свидетельствует о решительности её характера — несмотря на кротость девушки, обиды она терпит до поры до времени. Варвара выпытывает у Катерины, кто же тот человек, по которому ноет её сердце. Это Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича . Варя уверяет Катерину, что и мужчина испытывает к молодой женщине чувства, а после отъезда мужа нужно устроить влюбленным встречу . Женщина пугается и решительно открещивается от этого предложения.

Заходят Кабаниха с сыном. Она продолжает делать наставления Тихону, как вести себя в городе, какие указания сделать жене в своё отсутствие: слушать свекровь, ни в чем ей не перечить , не сидеть барыней без работы, не переглядываться с молодыми парнями. Тихон, конфузясь, произносит вслед за матерью эти наказы. Затем их оставляют одних. Катерина, будто предчувствуя беду , просит Тихона не бросать её одну или взять с собой в город. Но Тихон, измученный придирками матери, рад хоть кратко, хоть ненадолго вырваться на волю.

Сцена прощания. Катерина обнимает мужа, чем вызывает недовольство свекрови, дескать, попрощаться-то, как следует, не умеет.

Затем Кабаниха долго разглагольствует о том, что после ухода стариков – последних ревнителей старины неизвестно, как будет свет белый стоять.

Оставшись одна, Катя вместо успокоения приходит в полное смятение и мыслей . Сколько не нагружала она себя работой, сердце было не на месте.

Тут Варвара подталкивает её к встрече с Борисом. Сделав подмену ключа от садовой калитки, Варя вручает его Катерине. Та пытается противиться этим действиям, но потом сдается.

Действие 3

Кабанова и Феклуша на скамейке перед домом купчихи. Ропщут на суетность жизни в больших городах, радуются тишине и спокойствию в собственном городишке. Появляется Дикой , он во хмелю. По своей привычке, распалившись, начинает грубить Кабанихе , но та его быстро осаживает. Дикой оправдывается тем, что его расстроили с утра работники, требуя расчет, а ему это – что нож острый в сердце. Поостыв в беседе с Кабанихой, уходит.

Борис давно не видел Катерину и опечален этим обстоятельством. Рядом стоит Кулигин, размышляет о тяжкой доле бедных, которым не до красот природных – они в нужде, да в работе, а богатые огородились высокими заборами с собаками, да и думают, как обворовать сирот и бедных родственников. Подходят Кудряш с Варварой. Они обнимаются, целуются. Девушка извещает Бориса о предстоящей встрече с Катериной и определяет место в лощине.

Ночью, придя на место свидания, Борис встречает играющего на гитаре Кудряша и просит того уступить ему место, но Кудряш упирается, мотивируя тем, что это место давно «пригрел» для встреч с подругой.

Тогда Борис сознается, что у него здесь назначено свидание с замужней дамой. Кудряш догадывается, о ком идет речь и предостерегает Бориса, ведь замужние женщины подневольны.

Приходит Варвара и уводит Кудряша. Влюбленные остаются наедине.

Катерина говорит Борису о загубленной чести, о божьей каре, но потом они оба отдаются во власть чувств . Десять дней отсутствия мужа проходят в единении с любимым.

Действие 4

Частично разрушенная галерея, стены её разрисованы картинами Страшного суда. Здесь люди скрываются от начавшегося дождя. Кулигин упрашивает Савела Прокофевича сделать пожертвования для установки башенных часов в саду и громоотовода. Дикой ругается, обзывая Кулигина безбожником , ибо гроза – это кара господня и не спастись от неё никакими железяками.

После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.

Слышны раскаты грома. Выходит семейство Кабановых в полном составе. Тихон, замечая странное состояние жены , шутливо просит её покаяться в грехах. Заметив, как побледнела Катерина, сестра обрывает шутку брата. К ним приближается Борис. Катя на грани обморока . Варя подает сигнал молодому человеку, чтобы тот удалился.

Тут появилась Барыня и начала стращать молодок за грехи тайные, и Катерина не выдерживает – в исступлении признается в тайной связи с другим мужчиной на протяжении всех десяти дней. Сцена покаяния главной героини – это кульминация в пьесе.

Действие 5

Снова набережная Волги, городской сад. Смеркается. К сидящему на скамейке Кулигину подходит Тихон. Он раздавлен признанием Катерины и посылает в её адрес то пожелания лютой смерти, то начинает жалеть её.

Кабаниха дома точит невестку, словно ржа, Катя же бессловесная и безответная бродит по дому, будто тень. Всё неладно в семье Кабановых, даже Варя с Кудряшом сбежала из дому.

Но Тихон надеется на благоприятный исход – ведь любовник по велению дядюшки ссылается на целых три года в Сибирь. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала .

Катерина одна, тихо бредёт, разговаривая сама с собой. Она уже решила расстаться с жизнью , хоть это и великий грех. Одно её удерживает – желание увидеть напоследок любимого и получить от него прощение за то, что навлекла на него несчастья. Борис приходит на зов возлюбленной. Он ласков с ней, говорит, что не держит на неё зла, но судьба разлучает их, а увезти чужую жену с собой он не в праве. Катерина плачет и просит, чтобы Борис в дороге раздавал нищим милостыню на помин её души. Сама идет к берегу.

Кулигин, Кабаниха и Тихон наблюдают за поисками пропавшей Катерины. Люди с фонарями обшаривают берег. Тихон в смятении от страшных предположений, Кабаниха же обвиняет невестку в желании привлечь к себе внимание. Слышны голоса с побережья: «Женщина в воду бросилась!» Тихон пытается бежать туда, но матушка не пускает, обещая проклянуть. Приносят утопленницу. Катерина прекрасна и после смерти . Кабанов обвиняет мать в гибели жены.

Островский А Н - Гроза краткое содержание

Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)

Под занавес

После первой постановки пьесы на сцене Малого театра зрители была в восторге , пресса пестрела хвалебными заметками, сюжет драмы поразил искушенную публику. Известные критики не преминули отразить произведение в своих рецензиях. Так критик Аполлон Григорьев, написав письмо И.С. Тургеневу, охарактеризовал фабулу драмы, как «обличение самодурства нашей жизни , и в этом значение автора, его заслуга, как художника, в этом сила его действия на массу».

Тема: А.Н.Островский драма «Гроза» (анализ 1 действия пьесы)

Цели уроки:

    Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

    Развивающая : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

    Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. (Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления):

Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. (Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш).

Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа : а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза”

Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Идея пьесы.

Обличение социальных порядков . Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты:

Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности . Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«urok_po_drame_groza»



Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.


Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.

Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».

Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.


В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.

Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

Катерина (Р.Нифонтова)



С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера.

Катерина (П.Стрепетова)


В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством.

Катерина (Р.Нифонтова)



Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”.

Кулигин (Маркушев)



ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.


Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.


Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди.

Кабаниха (Н.Рыкалова)


Дикой, как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими.

Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле.

Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство.

Дикой (М.Жаров)



Тихон (Д.С. Павлов)

Ю.Бурыгина (Варвара)

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад.


Тихон подавлен, жалок, обезличен.

Его не то что любить – уважать нельзя.

Тихон (Садовский)


"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.


Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести.

Ю.Бурыгина (Варвара)


Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было".

Ю.Бурыгина (Варвара)


Варвара (О.Хорькова)

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.


Борис (В.Бабятинский)

Борис (Н.Афанасьев)

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич.

Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.


В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь").




«Гроза» в постановке Малого театра.




Катерина (Г.Федотова)

Катерина (П.Стрепетова)


Сергей Сергеевич Еремеев - Тихон в спектакле "Гроза ".

Дмитрий Павлов –

Тихон в спектакле «Гроза»


Феклуша (В.Шатрова)

Кудряш (Г.Сергеев)


Шапкин - Б.Сазонов

Кабаниха (В.Н. Пашенная)


Кулигин ( Ю.Каюров)

Никулина в роли Варвары

Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962

/ / / Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы Островского «Гроза»)

Написанная в далеком 1869 году пьеса Островского « », не утратила своей актуальности и в наше время. Театральные постановки данного литературного произведения имеют не поддельный интерес со стороны современного зрителя.

Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове, где царит патриархат. Добролюбов очень точно дал название этому городу, назвав его «темным царством». Отношения в «темном царстве» складывались на обмане, лжи, угодничестве и страхе. Жизнь в этом городе была невыносимой и удушливой. Старое поколение давно привыкло к таким порядкам и просто доживало свой век, а молодое – требовало перемен и новой жизни.

Так, в , Островский показал нам старое поколение с его жизненными ценностями и ориентирами. А в образе Тихона, Варвары и Катерины – молодое поколение, которое стремилось жить по веление своей души. Все вышеперечисленные молодые люди решали проблему собственной «свободы» по-разному, опираясь на свое мировоззрение и силу характера.

Была «чужой» в доме Кабановых. Ее муж Тихон был слабовольным человеком, он полностью зависел от мнения своей матери. Поэтому Катерина вынуждена была терпеть ежедневные упреки и унижения со стороны своей свекрови. Воспитание девушки не позволяло перечить Кабанихи, она воспринимала это как должное.

В доме Кабановых чуткая натура Катерины не нашла ни любви, ни ласки, ни уважения. Возможно поэтому, она искала других отношений, другой жизни. Жизни наполненной любовью и лаской. Катерина влюбилась в племянника Дикого Бориса.

Будучи верующим человеком, девушка не могла согрешить, изменив своему мужу. Она гонит прочь греховные мысли. Но чувства одерживают верх. Катерина признается Варваре о своей любви к Борису.

Недолго думая, советует девушке следовать за велением своего сердца, не задумываясь о последствиях. Живя по принципу «чтобы шито да крыто было», Варвара рекомендует тайно встречаться с Борисом. Но Катерина не готова на обман, ее моральные принципы выше всего этого. На что Варвара ей отвечает, что в доме Кабановых все построено на обмане. Здесь врут все, включая ее мужа Тихона, который, уезжая из дома, ведет разгульный образ жизни.

На протяжении всего разговора с Варварой Катерина старается остаться верной своему мужу. Она готова даже забыть Бориса и всю оставшуюся жизнь любить Тихона. Но понимая, что ее душа стремится к другой жизни, поддается на уговоры Варвары. В конце разговора Катерина сознается, что теперь готова на любой безрассудный поступок, что терпеть упреки и унижения больше не станет и, если нужно, отдаст жизнь за свою мечту.

В этом разговоре Островский показал нам две человеческие сущности. Одну эгоистичную, преследующую только собственные убеждения и живущую только ради собственного удовольствия. И натуру готовую на самопожертвование ради любимого человека.

В конечном итоге, высокая моральность и целостность Катерины не позволила ей скрыть измену, она признается в этом публично. Она разрывает оковы «темного царства», отдав за это свою жизнь.




Top