От дочери портного до графини: три брака самой известной куртизанки XIX века. Проституция вследствие войн и революций

Родившаяся в 1876 году в Нидерландах Маргарета Гертруда Зелле вышла замуж за капитана голландской армии в возрасте 18 лет. В 1897 году вместе с мужем они переехали на остров Ява, где Маргарета родила двоих детей.

Ее муж был жестоким и агрессивным алкоголиком. Чтобы хоть как-то отвлечься от безрадостного брака, Маргарета погрузилась в изучение индонезийской культуры и традиций, в том числе - танцев.

В 1902 году после возвращения в Нидерланды семья Зелле распалась. Женщина переехала в Париж, где вскоре нашла работу цирковой наездницы. Иногда она подрабатывала натурщицей и исполнительницей экзотических танцев.

(Всего 13 фото)

Зарабатывая неплохие деньги на растущей популярности восточных шоу, Маргарета взяла себе сценический псевдоним Мата Хари, что в переводе с малайзийского означало «солнце», и выдумала впечатляющую легенду о своем прошлом. Женщина говорила, что является индонезийской принцессой, обученной индийским танцам и проведению экзотических ритуалов.

Она умело пользовалась своей привлекательной внешностью, которая в сочетании с достаточно распущенным характером сделала ее сенсацией на танцевальной сцене. Разумеется, танцы не всегда оставались традиционными и целомудренными. Порой выступления Хари больше напоминали стриптиз.

Ею восхищались зрители по всей Европе. В основном, конечно, мужская половина, которую она покорила танцами и провокационными фотосессиями. Вскоре Мата Хари приобрела репутацию дорогой куртизанки.

Она действительно состояла в сексуальных отношениях с несколькими мужчинами, занимавшими высокое положение в обществе, в том числе с дипломатом Жюлем Камбоном и наследным принцем Германии.

Карьера Хари с возрастом пошла на спад, но посещать своих «ухажеров» она продолжала. Куртизанка много путешествовала и часто пересекала границу. Именно из-за этого на женщину обратили внимание секретные службы в период Первой мировой.

Незадолго до начала войны Мата Хари была в Германии. Ее просьба о выезде за границу в Париж обернулась обыском и конфискацией значительной части имущества. Ей пришлось вернуться на родину в Голландию, где один из любовников смог предоставить ей жилье.

Вместо того чтобы переждать войну дома, женщина отправилась в Париж через Англию, что сделало ее объектом пристального внимания английских спецслужб. Они были уверены, что Мата Хари - немецкая шпионка.

Тем временем в Париже Мата Хари влюбилась в молодого русского капитана, который частично ослеп, находясь на службе во французской армии. Во время визита в госпиталь к возлюбленному, Мата Хари столкнулась с офицером французской контрразведки. От англичан он слышал, что танцовщица подозревается в шпионаже.

После их встречи мужчина предложил куртизанке использовать ее связи и шпионить для Франции. Тогда Мата Хари согласилась при условии, что ей заплатят внушительную сумму денег. Она мечтала заработать достаточно средств на беззаботную жизнь со своим новым возлюбленным.

На свою первую миссию Мата Хари отправилась в Германию, вновь проложив маршрут через Туманный Альбион. В Англии женщину арестовали и подвергли допросам. Тем временем французский вербовщик отрицал факт знакомства с танцовщицей. В конечном итоге женщину отпустили, и спустя некоторое время она оказалась в Мадриде, совершенно на мели.

Тогда она решила соблазнить немецкого атташе в надежде получить от этой связи хоть какую-то выгоду - будь то информация или деньги. Она рассказывала ему все французские сплетни, в то время как неудавшийся любовник, заподозривший в Хари шпионку, скармливал ей устаревшую информацию.

13 декабря 1916 года французская разведка перехватила секретное сообщение от атташе, которое на самом деле было фиктивным и содержало в себе слухи, рассказанные бывшей танцовщицей. Согласно полученным данным, информацию атташе предоставлял некий агент под кодовым именем H-21. Спецслужбы заклеймили Мату Хари как двойного агента, а немцы таким способом пытались выяснить, является ли женщина французской шпионкой. В итоге контрразведка Германии убедилась в своей правоте.

Вскоре Мата Хари вернулась в Париж в надежде получить обещанные деньги за работу, но не смогла связаться со своим вербовщиком. 13 февраля 1917 года женщина была арестована французскими спецслужбами по подозрению в шпионаже.

Привычка выдумывать легенды о своем прошлом на допросе сыграла с Матой Хари злую шутку. Она постоянно путалась в показаниях. В итоге выяснилось, что неудавшаяся шпионка действительно получала деньги от представителей немецких спецслужб. Правда, добывать информацию она вовсе не собиралась и рассматривала этот жест как месть за то, что произошло с ней в начале войны. В итоге суд признал Мату Хари виновной в шпионаже и приговорил к смертной казни.

Приговор был приведен в исполнение 15 октября 1917 года. В казни принимали участие 12 солдат. Стоя на эшафоте, словно на сцене, Мата Хари скинула пальто и послала своим палачам воздушный поцелуй: «Я готова, господа!»

Говорят, что проституция является одной из древнейших профессий. Стоит ли удивляться, что на протяжении истории так много женщин выбирали этот путь, кажущийся таким легким? Но продавать себя, свое тело и досуг в своей компании можно разными способами. Кто-то работает в публичном доме, но ведь есть и другая сторона медали - гейши и куртизанки.Эти женщины имели с мужчинами более сложные, гламурные и долгие отношения.

Самые знаменитые куртизанки вообще имели дело с королями и знатью, которые осыпали их драгоценностями. Каждая из таких женщин была не просто красивой, но и умной. Ведь завладеть вниманием и любовью столь важных особ было непросто. О самых известных куртизанках и пойдет наш рассказ.

Кора Перл. Как это часто бывает с куртизанками, имя они использовали вовсе не то, что получили при рождении. Кора Перл появилась на свет в английском Плимуте, как Элиза Эмма Крауч. Впервые она решила заняться проституцией в возрасте 20 лет. Девушка росла в строгости в доме своей бабушку, однажды ночью она просто убежала оттуда в Лондон с пожилым человеком. Тот за внимание к себе оставил молодой англичанке деньги. Тогда девушка твердо решила стать любовницей богатого мужчины, а не рядовой проституткой. Ее воздыхателем стал бизнесмен Роберт Бигнелл. А пик карьеры куртизанки пришелся на Париж. Там она бросила Бигнелл, начав принимать ухаживания герцога дю Риволи и князя Ахилла Мурата. Кора Перл прославилась своими вечеринками, на которых она появлялась совершенно обнаженной на блюде, как главное яство застолья. В 1867 году женщина даже попытала силы в опере «Орфей в аду». В честь куртизанки даже назвали напиток «Слезы Коры Перл», который, как ни странно, подается и сегодня в некоторых лондонских отелях. К сожалению, сладкая жизнь долго продлиться не могла. Она растеряла весь свой блеск и роскошь, умерев в скромной обстановке в возрасте около 50 лет.

Жозефина Маркус. Для некоторых куртизанок не было никакой разницы - являться любовницей или гражданской женой. Именно так и произошло с Жозефиной Маркус, которая прославилась благодаря своей книге «Я вышла замуж за Уайетта Эрпа». Интересно, что этот гражданский брак по времени перекрывался с предыдущим, на Мэтти Блэйлок. До своей встречи с Эрпом, знаменитым юристом и игроком, Жозефина работала танцовщицей и актрисой, нет никакого сомнения, что она была еще и куртизанкой. Говорили, что она была самой красивой женщиной своего времени. Родители дали Жозефине хорошее образование, она умела танцевать и петь. Убежав в 13 лет, Маркус пережила немало приключений. В ее жизни были и ковбои, и перестрелки с индейцами, а с труппой театра Маркхэм будущая куртизанка гастролировала по Аризоне. В 14-15 лет под именем Сэди девушка работала в борделе. Этот этап жизни стал для Жозефины дурным сном. А в 20 лет, сумевшая вырваться из порочного круга девушка, познакомилась с Эрпом. Уже в 1882 году Жозефина стала называть себя Эрп, хотя записей о браке так и не было найдено. Записки куртизанки стали основой для вестернов о колоритном герое Дикого Запада. Одно время эту книгу всерьез рассматривали, как исторический документ. Но со временем оказалось, что Жозефина многое переврала, а о чем-то предпочла не упоминать.

Полли Адлер. Эта женщина жила за счет доходов от проституции, вот только сама она к этому малопочтенному занятию имела лишь косвенное отношение. Дело в том, что Полли Уроженка русского Иваново попала в Америку в 12 лет. В 19 лет Полли попала в высший свет, стал общаться с театралами, обитателя Манхэттена. Адлер в итоге стала самой знаменитой «мадам» в Нью-Йорке в 1920-1940-е годы. А в преступный мир она попала случайно - все началось с того, что американка просто позволила одному гангстеру и его подруге пользоваться ее квартирой. И уже первый открытый Адлер бордель находился под защитой криминальных структур. Застенчивой мадам ничуть не была - ее часто видели в ночных клубах в ярких одеждах. Правда, однажды Полли пришлось действительно уйти в подполье на несколько месяцев, чтобы избежать дачи показаний в суде против своих знакомых гангстеров. В свои лучшие времена бордель Адлер принимал политиков, гангстеров, поэтов. Куртизанка принимала мэра Нью-Йорка Уокера, драматурга Кауфмана, поэтессу Дороти Паркер. Всех им манили гламурные вечеринки, проводимые на съемных квартирах по всему городу. Благодаря связям и большим взяткам мадам удавалось сохранить свой бизнес. В конце жизни мадам оставила работу с девочками и написала бестселлер, который и обеспечил ее жизнь.

Барбара Пэйтон. Хотя проституция и не является хорошей частью карьеры, бывает, что только такое занятие и может прокормить известного некогда человека. Именно так и произошло с актрисой Барбарой Пэйтон. После некоторых успехов в кино она вынуждена была заняться проституцией и стать куртизанкой. Впервые блондинка появилась на телеэкранах в 1949 году в фильме «В ловушке», затем была «Попрощайся с завтра» с Джеймсом Кэгни в 1950 году. А на следующий год актриса снималась уже в низкосортном фильме ужасов «Невеста гориллы». Пэйтон начала пить и появляться на вечеринках с участием голливудских боссов, в роли доступной девушки. Замужем актриса была 4 раза, срок ее замужества составлял от 53 дней до 5 лет. Среди любовников Барбары были такие известные в Голливуде особы, как Боб Хоуп и Говард Хьюз. Однако карьера даже куртизанки быстро пошла по нисходящей. В итоге некогда перспективную актрису даже арестовывали за торговлю собой на бульваре Сансет. А умерла Барбара Пэйтон в возрасте 39 лет от рака печени.

Мата Хари. Еще один пример того, как смена имени может коренным образом изменить образ и сделать его более гламурным. Маргарета Гертруда Зелла родилась в 1876 году. Она сперва училась в школе для богатых детей, но после банкротства отца в 18 лет вышла замуж и уехала в Индонезию, как супруга Рудольфа Мак-Леода. Сам он оказался алкоголиком, к тому же открыто содержал любовницу, вымещая неудовлетворенность в жизни на жене. Разочаровавшись в муже, Маргарета ушла к другому голландскому офицеру. Она начала активно изучать местные традиции, начала танцевать. В 1897 году 21-летняя женщина впервые выступила под псевдонимом Мата Хари, что на местном языке означает «солнце» или «глаз дня». А в 1903 году пара вернулась в Европу, брак тут же распался. Оказавшись без средств, Маргарет Зелле отправилась покорять сам Париж. Сперва она выступала в качестве цирковой наездницы, а затем и танцовщицы. Ее выступления чем-то напоминали современный стриптиз, после номера Мата Хари оставалась практически полностью обнаженной. Сама куртизанка быстро обзавелась звездными поклонниками, к тому же она утверждала, что является восточной принцессой. В начале XX века в Европе модным был интерес к востоку и эротике. Это послужило почвой для успеха Мата Хари сперва в Париже, а затем и других столицах континента. Постепенно танцевальная карьера женщины пошла на спад, а вот число богатых поклонников не уменьшалось. Мата Хари принимала политиков, военных, бизнесменов. Перед началом Первой мировой войны столь интересная персона оказалась завербованной немецкой разведкой. Во время боевых действий голландская подданная беспрепятственно перемещалась по Европе. Это, а также откровения любовников помогли куртизанке добывать сведения еще и для французских спецслужб. Но в итоге опасная игра закончилась печально - в 1917 году куртизанку судили в Париже и расстреляли.

Лора Белл. И у проституток есть к чему стремиться. Кто из них не хотел бы иметь громкое название, такое, например, как было у Лоры Белл? Ее называли «Королевой Лондонского блуда». Столь звучный титул она получила за то, что премьер-министр Непала не пожалел за ночь с куртизанкой 250 тысяч фунтов. Хотя более правдоподобно звучит версия, что столько политик потратил на все подарки в период своих отношений с Лорой. В XIX веке Лора Белл была весьма известной особой в Лондоне, сейчас таких называют элитными проститутками. Но после выхода замуж за капитана Фредерика Тистлвейта она ударилась в веру и стала проповедовать нравственность.

Николь Д’Олива. Хотя куртизанки и общаются часто с высокопоставленными особами, редко когда они напрямую влияли на судьбу государства. В этом же случае действия Д’Олива привели к скандалу, который нанес удар французской монархии. Та ситуация стала известной, как «История с Серебряным ожерельем» или «Ожерелье королевы». Хотя Николь называла себя то баронессой, то графиней, родилась мадемуазель в бедной семье. Она рано стала сиротой, некому было защищать ее девичество, вот и занялась она проституцией. Женщина в поисках клиентов стала появляться в Пале-Рояле, который тогда выполнял роль современного торгового центра. Там ее заметил некий мужчина, оказавшийся графом де Ла Моттом. Он очаровал молодую проститутку рассказами о своем положении и дружбе его жены с самой королевой, Марией-Антуанеттой. Граф играл в опасную игру - он решил с помощью Николь изобразить страсть королевы к кардиналу Луи де Рогану. Ночью куртизанка, изображая королеву, отдала своему поклоннику розу и сказала, что тот все поймет. Самой Николь объяснили, что это была шутка, о которой Мария-Антуанетта знала. Получив полторы тысячи франков, женщина предпочла не задавать вопросов. Ла Мотт попросту обманывал влюбленного кардинала, беря у него деньги взаймы для королевы и даже показав ему двойника. В ходе заговора граф даже смог убедить поклонника купить для королевы дорогое серебряное ожерелье. В 1785 году обман был раскрыт, Ла Мотт и его подручные были арестованы, в том числе и Николь. В ходе громкого процесса пострадала честь королевы, хотя она ничего и не знала о творившемся. Люди же стали думать, что Мария-Антуанетта действительно ветреная особа, к тому же швыряющаяся деньгами на свои прихоти. Сама же куртизанка, находясь в заключении в Бастилии, родила даже ребенка и умерла в возрасте всего 28 лет, успев вернуться к нравственной жизни.

Мадам Дюбарри. Эта женщина является, без сомнения, одной из самых успешных и знаменитых в истории куртизанок. Мари Жанна Бекю являлась незаконнорожденной дочерью сборщика налогов. В молодости она успела поработать проституткой, а среди ее клиентов был даже палач Анри Самсон, который и казнит Дюбарри в будущем. Затем молодая женщина стала модисткой, попала в дом графа Дюбарри. Счастливой для нее звездой стало знакомство с королем Людовикам XV. Тот выдал любимицу замуж за брата графа Дюбарри. Став официальной фавориткой короля, мадам Дюбарри мало вмешивалась в политику. Именно для нее и было изготовлено серебряное ожерелье, которое сыграло злую роль в судьбе Марии-Антуанетты. Сама же куртизанка при дворе была очень популярной, наряжаясь в пышные экстравагантные платья и делая такие же нереальные прически. А вот народ ее ненавидел, считая одним из символов безумной роскоши и расточительства. После смерти короля от оспы куртизанка переехала в свой замок, где продолжала жить в роскоши. Но в 1793 году ее арестовали за связи с эмигрантами и жирондистами и казнили.

Нелл Гвин. Имя этой куртизанки, пожалуй, самой известной в истории, также связана с королем. По сути, Нелл Гвин являлась хозяйкой английского монарха Карла II. По преданиям родилась она на чердаке, в молодости торговала рыбой, а потом стала уличной певицей. Судьба дала ей отличный шанс - ее заприметили актеры королевского театра и позвали к себе в труппу. Нелл Гвин побывала комической актрисой как раз в те времена, когда женщины только-только стали появляться в театре (раньше женские партии играли переодетые мужчины). Затем красавицу взял на содержание лорд Дорсет. Когда Карл II познакомился с Нелл, он тут же переманил ее к себе. Современники называли ее красивой и остроумной. Куртизанка даже родила королю двух сыновей, один из которых получил графский титул. Вот только на трон ни один из них так и не претендовал, хотя у короля и не оказалось законных наследников. В политику фаворитка не лезла, просто принимая богатые дары своего поклонника. И именно благодаря Нелл Гвин король так благоволил своему театру. Умерла фаворитка в довольно молодом возрасте, всего в 37 лет. После себя Нелл Гвин оставила целую коллекцию анекдотов. Один из них поведал, что однажды толпа окружила карету с фавориткой короля, считая, что там находится соперница Гвин, герцогиня Портсмутская. Однако смелая куртизанка выглянула в окно и крикнула: «Помилуйте, люди добрые! Я - протестантская шлюха».


Красавицы 17-18 века.

Нинон де Ланкло -знаменитая французская куртизанка, одна из самых очаровательных женщин и известных женщин XVII столетия, хотя называть её куртизанкой не вполне справедливо, т.к. она не делая из этого профессии и деньги не играли для неё никакой роли, она не торговала своими прелестями, а дарила их тем, кто ей нравился, и сразу бросала любовника, как только он ей наскучил. Однажды Нинон отказала кардиналу Ришельё, который предложил пятьдесят тысяч экю, если она согласится стать его любовницей.

"Изящная, превосходно сложённая брюнетка, с цветом лица ослепительной белизны, с лёгким румянцем, с большими синими глазами, в которых одновременно сквозили благопристойность, рассудительность, безумие и сладострастие, с ротиком с восхитительными зубами и очаровательной улыбкой, Нинон держалась с благородством, но без гордости, обладая поразительной грацией". Так описывал уже тридцатилетнюю куртизанку один из её современников.
:
Причём она оставалась весьма привлекательной до весьма преклонных лет. Граф Шуазель, впоследствии маршал Франции, влюбился и стал ухаживать за Нинон, когда ей минуло шестьдесят лет, хотя был на двадцать лет моложе. Когда Людовик 14 - "король-солнце" пожелал увидеть знвменитую Нинон, то выразил сожаление, что «эта удивительная женщина отказалась украшать его двор блеском своей иронии и весёлостью». Действительно, когда всесильная фаворитка Ментенон предложила ей место при дворе, Нинон ответила: "При дворе надо быть двуличной и иметь раздвоенный язык, а мне уже поздно учиться лицемерию... Кстати, Нинон можно считать стала «крестной матерью» Вольтера. За год до смерти она познакомилась с десятилетним мальчиком по имени Аруэ, начинающим поэтом, разглядела в нём талант и по завещанию оставила ему 2000 франков на покупку книг. Вольтер до конца дней сохранил о « красивой тёте» самые тёплые воспоминания.

Первые две из представляемых красавиц 18 века, прославились не только необычайной красотой, но и в какой-то степени оказали влияние на внешнюю политику. Первая жила в Екатерининскую эпоху, вторая -во времена Наполеона Бонапарта.

Софья Витт - Потоцкая.

В 13 лет эту маленькую нищую гречанку вместе с сестрой продала собственная мать. Старшая сестра стала наложницей, купившего их коменданта Каменец-Подольского Иосифа Витта, но довольно скоро ему наскучила, тогда Витт обратил внимание на Софью, которая подросла и начала становится необыкновенной красавицей. Но не тут –то было, у Софьи была не только красота (и видимо немалая в ней уверенность), но и характер. В итоге нищая бродяжка стала не наложницей, а женой сначала коменданта Витта, а затем вельможного и баснословно богатого польского пана С. Потоцкого. Между ними ещё пленила своими чарами фельдмаршала Салтыкова и даже светлейшего князя Потёмкина. В какой-то степени она посодействовала тому, что Польша была присоединена к России, т.к. именно от Потоцкого зависело подписание соответствующего акта. «Хитрый лис» Потёмкин направил в Варшаву Софью Витт, практически сделав на неё ставку, и не прогадал. Станислав Потоцкий без памяти влюбился в красавицу и фактически между свободой Родины и Софьей выбрал последнюю. Для любимой женщины Потоцкий устроил фантастической красоты парк, так и называемый «Софиевкой» , открытие которого было приурочено ко дню рождения Софьи. Гости были поражены роскошью. Выход графини был главным чудом - она появилась при свете тысячи фейерверков, в окружении "наяд", одетая в греческий хитон с алмазной диадемой на распущенных волосах. А в тёмном небе горели и сверкали буквы С и П - Софья Потоцкая.

Графиня же такой любви не оценила и вскоре изменила мужу с его сыном - неисправимым игроком Юрием. Граф не пережил двойного предательства, а Софья осталась богатой и свободной. С молодым любовником она рассталась только когда он проиграл всё своё состояние и наделал огромных долгов. Под конец жизни Софья занималась делами и даже благотворительностью. Её жизнь была похожа на авантюрный роман, а смерть на мистическую легенду. После землетрясения в Умани, храм, где была похоронена Софья разрушился и среди развалин мерцал гроб, видимо вынесенный на поверхность подземными толчками. В народе же говорили, что земля не принимает графиню-грешницу. В конце-концов прах Потоцкой упокоился на деревенском кладбище.

Эмма Гамильтон – жена английского посла в Неаполе лорда Гамильтона, которой стала исключительно благодаря своей неземной красоте, так как была совсем неблагородного происхождения. До встречи с Гамильтоном Эмма была натурщицей и актрисой (представляла «живые картины» по произведениям искусства) и была очень популярна, к числу поклонников её искусства причисляют даже Гёте.

Познакомившись с английским адмиралом Нельсоном, Эмма полюбила его на всю оставшуюся жизнь, как и он её. Будучи дружна и имея некоторое влияние на королеву Неаполитанскую, а через неё и на короля Фердинанда, она в немалой степени помогла британскому флоту в борьбе с Наполеоном. Но после гибели Нельсона осталась с маленькой дочерью без всякой поддержки и умерла в нищете. Этой необыкновенной и очаровательной женщине посвящен ряд книг и фильмов, а также песня в исполнении А. Малинина.

Романтичный и в то же время трагический образ Леди Гамильтон в одноимённом фильме создала одна из самых красивых актрис - Вивьен Ли.

Княжна Мария Кантемир – дочь молдавского господаря Дмитрия Кантемира, сестра поэта Антиоха Кантемира и последняя любовь Петра 1.

Детские годы провела в Стамбуле, где её отец по давней традиции фактически находился в заложниках у турецкого султана. Тем не менее Мария получила по тем временам прекрасное образование: Обучалась древнегреческому, латинскому, итальянскому языкам, основам математики, астрономии, риторики, философии, увлекалась античной и западноевропейской литературой и историей, рисованием, музыкой. В конце 1710 семья вернулась в Россию. С Петром 1 Мария впервые познакомилась в доме отца, в подмосковном имении. После переезда в Санкт-Петербург, она стала любовницей царя, чему не препятствовал ее отец, мечтавший породниться с государем и с его помощью освободить Молдавию от османского ига. А Пётр 1 хотел получить от Марии наследника, чего не могла допустить царица Екатерина, сделавшая всё возможное, чтобы этот ребёнок не появился на свет. После рождения мёртвого мальчика Мария с отцом уехали в своё Орловское имение, где господарь вскоре скончался. А в скором времени не стало и Петра 1. Совсем недавно на центральном телевидении был показан фильм о любви императора и молдавской княжны, в котором образ Марии воссоздала Елизавета Боярская.

Александра Петровна Струйская (урождённая Озерова) - её неземные черты, переданы на портрете кисти Ф. Рокотова, Скорее всего портрет, а вернее парные портреты молодожёнов, были заказаны художнику сразу после свадьбы Струйских, а значит Александре Петровне на нем около 18 лет.

Портрет Струйской вдохновил поэта Николая Заболоцкого на одно из его лучших стихотворений «Любите живопись, поэты».
... Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Мадам Рекамье (Жюли Бернар)– несомненно, самая красивая женщина Франции эпохи французской революции, родившаяся в 1777 году у мелкого чиновника и его красивой жены. Когда девушке ещё не исполнилось 16 лет, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, Рекамье предоставил своей молодой супруге полную свободу, которой она пользовалась достаточно разумно. Получив в подарок от мужа красивый дом в Париже, она организовала свой салон, ставшийся вскоре очень популярным.

Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекли к ней в салон многих знаменитых людей. Один из современников господин Лемонье так о ней писал: «Мадам Рекамье не носит никогда бриллиантов, ее туалет изысканной простоты не допускает ничего, кроме жемчуга... Ее красота имеет ту особенность, что она более притягательная, чем ослепляющая с первого взгляда. Чем больше ее видишь, тем красивее ее находишь». Жюли обладала удивительной грацией, особым внутренним музыкальным ритмом и без сомнения её красота не знала себе равных в Европе. По моде того времени она носила прозрачные платья, не скрывавшие её безупречные формы, напоминавшие античную статую. Но внешность не главная причина, почему ее салон на протяжении нескольких десятилетий был одним из главных литературно-политических, интеллектуальных центров Франции, да пожалуй и всей Европы. Она обладала не только красотой и обаянием, но и удивительным талантом притягивать к себе неординарных личностей. В её салон в разные года были вхожи самые знаменитые люди той эпохи: ученый Андре - Мари Ампер, Евгения Богарнэ, Бернадот - будущий король Швеции, писатели Проспер Мариме и Стендаль, художники Ж-Л. Давид и Эжен Делакруа. Это был цвет французского искусства и науки, имена, вошедшие в мировую культуру, всех их сумела объединить Мадам Рекамье.
У нее появляются друзья, среди них Оноре де Бальзак и Виктор Гюго, а также знаменитая мадам де Сталь, с которой потом Жюльетту связывали долгие годы дружбы. Удивительная красота Жюли привлекала к ней многих поклонников, в т.ч. принца Августа Прусского. Принц влюбился в Жюльетту, и это был человек, в ответ на чью любовь впервые сильнее забилось её сердце. Принц Август хотел жениться на Жюли, желала этого и она, но порвать с мужем, жалея его, уже ставшего старым и почти нищим, так и не смогла.
В 1803 году Наполеон высылает мадам де-Сталь из Парижа, и Жюльетта открыто переходит в оппозицию власти: «Человек, который изгоняет такую женщину … не может быть в моем представлении ничем иным, как безжалостным деспотом. С этого времени все мое существо против него».
Фуше, один из ее тогдашних друзей, очень желал представить ее ко двору и даже намекал мадам Рекамье на возможность более интимных отношений между нею и императором. Прекрасная Жюли гордо отвергла такую перспективу. Но её очарование настолько велико, что даже придворный художник Наполеона Ж.Л. Давид не устоял против того, что бы нарисовать портрет женщины, вошедшей во французскую историю непримиримой противницей Наполеона Бонапарта. Его самый знаменитый «Портрет Мадам Рекамье» находится сейчас в Лувре. Позже она вдохновила другого великого художника - Франсуа Жерара, а затем и скульптора, г. Шинара, создавшего прекрасный бюст Мадам Рекамье.
В 1811 года Бонапарт выслал мадам Рекамье из Парижа. В 1813 году в Италииона близко сходится с королевой Гортензией и Каролиной Мюрат, и в Риме ее французский салон обладает такой же притягательной силой, как и в Париже. Среди его посетителей тут были Баланш и скульптор Канова, сделавший ее бюст, который он после переделал в Дантовскую Беатриче.
Когда Жюли, исполнилось 40 лет она неожиданно забыла о своем принципе строить свои отношения с мужчинами на основе только дружбы и влюбилась, страстно и надолго. Это был известный писатель Рене Шатобриан.
. «Красота, не знающая себе равной в Европе, назапятнанная честь и благородный характер,- какое другое богатство нужно в этой печальной жизни» - это слова о ней Мадам де-Сталь. Гораздо позже другая знаменитая женщина – Анна Ахматова- напишет: « И снова мадам Рекамье хороша и Гёте, как Вертер юн»

А ещё именем мадам Рекамье стал называться тип кушетки, на которой она лежит на знаменитой картине Жака Луи Давида.


В дошедшем до нас письме XVIII века французский путешественник с изумлением сообщает приятелю, что «итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки».
Показательно, что этот предмет туалета обнаруживается именно у куртизанок – панталоны долгое время считались крайне неприличными, так как означали узурпацию мужского предмета туалета.
Кто же они? Многое мы знаем по фильмам и книгам, вот немного еще про "честных" и "нечестных" куртизанок и их быте и одежде.

В XV столетии в Италии была распространена эстетическая проституция, которая, по свидетельству Графа, представляла собою возрождение проституции Древней Греции. Проститутки этого класса, в отличие от обыкновенных, назывались "Meretrices honestae". Они отличались в общем высоким образованием и вращались в высших сферах общества: среди артистов, сановников, принцев и т. п.

У Графа мы находим следующее описание некоторых из них: знаменитая Imperia изучила искусство сочинять стихи у Nicolo Compono, прозванного "Lo Strascino", и владела латинским языком. Лукреция, прозванная "Madrema non vuote", могла служить образцом корректного и изящного языка, и Аретино говорит о ней устами известного прожигателя жизни Ludovico в одном из своих Ragionamenti следующее: "Ее можно было бы назвать Цицероном: она знает на память всего Петрарку и Боккаччо и массу стихов из Вергилия, Горация, Овидия и многих других авторов". Лукрецию Squarcia, родом венецианку, о которой говорится в известной Таriffa, можно было часто видеть на гуляньях с сочинениями Петрарки, Вергилия и Гомера в руках: Recando spesso il Petrachetto in mano, Di Virgilio le carte ed or d"Omero.

Имена Туллии д"Арагона и Вероники Франко известны в истории литературы, а Камилла Пизана написала книгу, которую редактировал Франциск дель Неро. Дошедшие до нас письма ее отличаются немного вычурным слогом, но не лишены изящества; в них встречается множество латинизмов и даже целые латинские выражения.Говоря о знаменитой Изабелле де Луна, испанке, которая объездила полсвета, Банделло замечает, что она считалась самой умной и ловкой женщиной в Риме.Аристократы и писатели не только не скрывали своих связей с наиболее известными куртизанками, но даже хвастали ими, и каждый стремился добиться у них большего внимания, чем его соперники. Знаменитый полководец Джовани Медичи приказал увести насильно Лукрецию ("Madrema non voule") от Giovanni del Stufa, который давал в честь ее праздник в Recanati.В 1531 году шесть рыцарей вызывали во Флоренции на поединок всякого, кто не хотел бы признать Туллию д"Арагона самой почтенной и достойной удивления женщиной в свете.Когда такая Аспазия меняла место своего жительства, то о ней говорили столько же, сколько о приезде и отъезде королевы. Посланники извещали даже об этом свои дворы

В конце XV века в Риме, в связи с реформой папской канцелярии, появляются различные кружки, где обсуждают культурные, философские и поэтические мышления. Чтобы развеять слишком учёную обстановку мужчины нуждаются в женском обществе высокого класса. О дамах высших слоёв римской знати не могло быть и речи, поэтому выбор остановлен на свободных женщинах, сожительствующих с неженатыми членами курии, из них отобраны самые красивые и образованные.

Помимо культурного общения, они выполняли свои прямые обязанности проститутки и получили привилегированный социальный статус Cortegiana, hoc est meretrix honesta (cortigiana, ovvero prostituta onesta) или "честная" куртизанка. Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры.

Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи.

И действительно, некоторые представительницы этой профессии вели такой шикарный образ жизни в своих великолепных дворцах, что на одном из таких приёмов испанский посол, вынужденный плюнуть, предпочёл сделать это в лицо своего слуги, чтобы не испортить замечательные ковры владелицы дома.

Конечно, не все "честные" куртизанки обладали подобными дворцами, но многие из них всё же имели хорошо устроенные жилища. Об этом говорит декрет Сената Венеции от 1542 года, в котором проституткам запрещалось отделывать внутренние убранства комнат тонкими шёлковыми материями, им разрешалось использовать только обычные ткани, сотканные в городах Bergamo или Brescia.

На самом деле, этот декрет останется мёртвым камнем, в Венеции и в Риме дома "честных" куртизанок по-прежнему продолжают ломиться от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины над кроватью с эротическими фресками на потолке. В Венеции жрицы любви помимо кошек и собак, любили держать заморских обезьян и экзотических птиц.

Как правило, "честные" куртизанки промышляли под опёкой какой-либо тётки, матери или старой проститутки, выдающей себя за мать (хотя не исключены случаи, когда куртизанки жили одни). Многие проститутки, не имеющие собственных детей, удочеряли маленьких девочек, постепенно обучая своему ремеслу, обеспечивая тем самым денежный доход на старости лет.

Чтобы понять, кого называли куртизанками, достаточно прочесть официальный документ Венеции от 1542 года. В нём подчёркивается, что, проститутками считаются все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, не живущие с мужем, а проживающие отдельно и имеющие интимные связи с одним или более мужчинами.
Куртизанки низкого ранга

Ко второй, мене удачливой категории, относятся куртизанки низших сословий, они более многочисленны. Некоторые из них тем или иным образом не смогли стать "честными" куртизанками, другие же, удостоившись когда-то высокой участи, скатились на дно жизни.

Некоторые женщины попадали в публичные дома, расположенные в злачных кварталах Рима, где их ждали небогатые и грубые клиенты. Помимо этого проститутки были обязаны отдавать часть выручки так называемому капитану. Капитан, с разрешения папской канцелярии, брал с каждой куртизанки налог, 2 carlini в месяц, помимо этого он являлся содержателем свободного игорного дома и гостиницы.

Другие куртизанки промышляли в терапевтических салонах - stufe. Мода на подобные заведения пришла в XV веке из Северной Европы, сначала там действительно занимались лечением различных заболеваний, но потом они превратились своего рода публичные дома. Вскоре stufe можно было увидеть во всех римских кварталах. Говорят, что сам Рафаэль являлся владельцем одной из таких комнат, а Микеланжело был завзятым посетителем подобных мест, чтобы улучшить технику изображения обнажённых тел.

Многие клиенты лечились в stufe при помощи массажей импровизированных медиков и хирургов, но главным их желанием была встреча с куртизанками. Многие из таких заведений держали бывшие проститутки, в XVI веке stufe превратились в подпольные игорные дома и в настоящие публичные дома - lupanari, где куртизанки, обязаны, были отдавать часть заработка владельцу заведения.

Отношение к куртизанкам

Власти с одной стороны, преследовали куртизанок, а с другой, требовали и поощряли подобный род деятельности. В чём заключалось подобное поведение?

Дело в том, что мужское население было намного многочисленнее женского, оно нуждалось в куртизанках, чтобы сексуально разрядиться без помощи уважаемых дамам. Роль куртизанок состояла в сохранении семейной ячейки. Английский путешественник Thomas Coryat в XVII веке пишет, что Венецианская Республика открыла свободную дорогу проституции, чтобы уберечь благодетель жён и честь мужей.

В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.

С другой стороны, проституция всегда являлась для города доходным видом деятельности, а городские власти знали, как можно поживиться на этом. В 1549 году при Папе Paolo III для реконструкции моста через Тибр римским куртизанкам был объявлен налог в размере 1 giulio (серебряная монета при Папе Giulio II) с каждого scudo, уплаченного за съём жилья.

В Венеции также были введены для проституток ординарные и неординарные налоги. С 1413 года на основании сенатского декрета Венецианской Республики университет города Padova в праве собирать налоги с общественных туалетов и с куртизанок, используя деньги для нужд университета. В 1514 году в Венеции, в связи со строительством Арсенала, местные куртизанки были обложены тяжёлым налогом.

Проститутки получали оплату с проезжих иностранцев, вкладывали затем капиталы в местные банки (куртизанки являлись излюбленными клиентами банков), тем самым, поощряя местную экономику.

Уход за телом и внешностью

Куртизанки уделяли много времени уходу за телом, в этом они ничуть не отставали от дам высшего света. Некоторые писатели периода эпохи Возрождения утверждают, что жрицы любви более опрятны и ухожены, нежели женщины из приличного общества. По их рассказам, дошедших до нашего времени, можно узнать, как "честные" куртизанки следили за собой.

Рано утром, прежде чем встать с постели, куртизанка при помощи салфетки снимает с зубов, образовавшийся за ночь, налёт, а затем несколько раз полощет рот чистой водой. Потом она омывает всё тело водой с отваром ароматных трав, эта процедура, как правило, повторяется несколько раз в день. Затем служанки вытирают свою госпожу льняным полотенцем, делают ей маникюр и педикюр, опрыскивают духами и благовониями.

Во всю используется косметика. Куртизанки, обладающие хорошим вкусом, употребляли румяна в ограниченном количестве, только, чтобы скрыть излишнюю бледность, появившуюся после бессонной ночи любви или небольшого недомогания.

Художники того времени изображали ангелов, мадонн и портреты ангелообразных дам со светлыми золотистыми волосами, поэты также влюблялись и воспевали злотовласых красавиц. Светлые волосы становятся модными, особенно в Венеции, где знатные дамы и куртизанки прибегают к довольно трудоёмкому методу окраски волос в светлый цвет, который так и назывался - biondo veneziano.

Венецианки часами просиживали на открытых террасах своих домов под лучами палящего солнца, смазав волосы специальным раствором. Как правило, в этих случаях, они одевали льняную или шёлковую одежду и покрывали голову широкополой соломенной шляпой без дна, высвободив волосы наружу, спасаясь таким образом от жары.

Для приготовления подобных красителей нередко употребляли отстой белого вина (винную гущу) смешанный с оливковым маслом. Этот метод считался довольно трудоёмким, нужно было часами сидеть под солнцем, периодически расчёсывая волосы гребнем. Но уже в XV веке Caterina Sforza применяла более простые методы окраски волос без солнечных ванн. Новые красители состояли из смеси соды и углекислого калия.

Одежда куртизанок

После ухода за телом куртизанка переходила к одеванию. В каждом городе была своя мода, но повсюду, "честных" куртизанок и знатных дам из высшего общества, объединяло одно и то же желание - наряды из самых дорогих и богатых тканей. Часто материя украшалась драгоценными камнями и золотыми подвесками, иногда была соткана вместе с золотой нитью в виде сети, к которой прикреплялся жемчуг.

Использовались также шёлковые нижние юбки, окрашенные в золотой цвет. Это, уже не говоря, о драгоценностях, всевозможных колье, цепях, браслетах, диадемах с крупными драгоценными камнями: диамантами, рубинами, жемчугами и т. д. Так одевались многие "честные" куртизанки не только вечером, но и во время дня.

Впоследствии, в период Папы Pio IV и Папы Pio V, был выпущен указ, запрещающий римским куртизанкам использовать золото, серебро, вышивки, бархат и другие дорогие материи. Тогда женщины прибегли к уловке, они накрывались сверху длинной накидкой в виде плаща, под которой прятали изысканные наряды.

Во многих других городах были приняты подобные меры не только по отношению к куртизанкам, но и к женщинам всех сословий. Это связано не с моралью того времени, а с желанием избежать ненужных расходов на излишества, так называемую непродуктивную трату денег, причиняющую вред всему обществу. В 1558 году в городе Pistoia выходит подобный указ, поскольку желание иметь роскошные наряды привело к тому, что девушки из хороших семей перестали выходить замуж, т. к. их семьи не в состоянии были гарантировать приданное с дорогим гардеробом.

Нередко, отцы и братья девушек на выданье, чтобы обеспечить им мужа, приходили в разорение.

Одежда "честных" куртизанок настолько схожа с нарядами дам высшего общества, что, порой трудно определить на глаз, кто есть кто. Поэтому во Флоренции был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки, закон распространялся также на евреев и прокажённых. В 1546 году Cosimo I приказывает проституткам покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде (на видном месте) жёлтый бант, шириной в палец. В 1562 году вуаль заменяется беретом.

В 1535 году в Венеции выходит закон, обязывающий всех граждан вести более скромный образ жизни. Был опубликован перечень разрешаемых драгоценностей: чепцы из золотых или серебряных нитей, ценой не выше 10 ducati; кольца; только одна нить жемчуга, по дозволению венецианских властей, не дороже 200 ducati - позволено носить только на шее; одна золотая цепочка или rosario, не дороже 40 ducati. Выше перечисленные драгоценности уже сами по себе являются целым капиталом, поэтому можно только предполагать, какими богатствами владели жители Венеции того периода.

Один английский путешественник, проездом в Венеции, описывает замужних женщин, увиденных в городе. Он пишет, что платья дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы венецианок уложены толстыми косами поверх головы в виде своеобразных рогов, без какой-либо поддержки, сзади, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, т. к. носят обувь на очень высокой платформе (50 см.), поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным.

Затем приходит новая мода, от которой без ума многие женщины, как куртизанки, так и дамы благородных семей, а также служительницы церкви. Эта мода состоит в ношении мужской одежды, поэтому не трудно догадаться, что такая вольность сразу же была запрещена местными властями и церковью. Правда, венецианские куртизанки пустили слух, что в мужскую одежду облачались только те, у кого не хватало денег на роскошные женские туалеты.

Куртизанки низшего ранга, конечно, не носили таких дорогих нарядов, но и они использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки.

Утренние занятия

Вымывшись, накрасившись, причесавшись и одевшись, куртизанка, наконец, начинает свой продолжительный рабочий день. Чаще всего она совершает прогулку по улицам города в сопровождении поклонников, которые, пытаясь предугадать её желания, задаривают красавицу подарками.

Во время праздников некоторые куртизанки, всё с той же свитой, наведываются в церковь, вызывая тем самым протесты местного населения и городских властей.

Находясь в храме, они продолжают вести себя, как ни в чём, ни бывало, обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто бы это не церковь, а карнавальное шествие.

В Венеции, например, проститутки не могли посещать церкви и другие святые места, по крайней мере, во время религиозных церемоний и процессий.

Но не все куртизанки вели себя подобным образом, некоторые из них скромно молились в церкви, в сторонке от честных женщин, говели по субботам, и заканчивали свой день молитвой.

Вторая половина дня

Обедала куртизанка, обычно, в одиночестве или в тесном семейном кругу. Как правило, обед был скромным и быстрым. Затем наступало время визитов, в этом случае, женщина сама навещала кого-либо из знатных вельмож, хотя гораздо чаще принимала у себя в доме. Позиция гостей меняется, в зависимости от положения куртизанки в высшем обществе.

Некоторые из них притягивали больше молодёжь, тогда в их доме можно было часто увидеть молодых людей, другие же интересовали пожилых любовников, в этом случае именно они были вхожи в её дом. Существовали куртизанки на любой вкус, для служащих папской канцелярии, для негоциантов, для военных и т. д.

Только салоны знаменитых куртизанок, таких как Imperia, Madrema-non-vuole, Tullia, d"Aragona, Gaspara Stampa, Veronica Franco и некоторых других, посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи. За исключением важных гостей, которых куртизанка принимала в отдельном boudoir, все остальные приглашались в общий салон.
Madrema-non-vuole любила восседать на высоком троне, усадив присутствующих на мягкие подушки у своих ног. Гости располагались вперемешку с куртизанками, которые периодически меняли места, улыбаясь и раздаривая многообещающие взгляды и поцелуи. Чтобы вызвать ревность у своих поклонников, хозяйка дома нередко удалялась на короткое время с одним из гостей в свою спальню.

В высших салонах много говорилось о литературе, поэзии и искусстве. Сама Imperia читала книги на латинском языке и сочиняла стихи. Madrema-non-vuole настолько владела искусством общения, что её сравнивали с Cicerone, она знала наизусть всего Petrarca и Boccaccio и огромное количество стихов на латыни. Gaspara Stampa и Veronica Franco были признаны в Венеции талантливыми поэтессами. Посетители таких салонов оставили упоминания о куртизанках в своих литературных трудах.

Ночные развлечения

В период эпохи Возрождения существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов.

Такая монотонность становится настоящей манной для куртизанок, их салоны полны желающих повеселиться. После ужина, обычно устраивались игры или танцы, не всегда невинные, подтверждением тому являются некоторые венецианские указы, запрещающие подобные развлечения.

Азартные игры были настоящей страстью, как среди бедного населения, так и у высших сословий. Большой популярностью пользовались игра в шахматы и в карты, иногда поединки между игроками длились сутками. Нередко куртизанки умело управляли ходом азартных игр, надувая своих гостей и бессовестно вытягивая у них деньги. В 1540 году в доме двух римских куртизанок был открыт подпольный игорный дом, который посещали видные вельможи и даже знатные женщины.

Ужин в доме куртизанки, как правило, оплачивали её любовники, он состоял из пяти блюд, но иногда доходил до двадцати. На стол подавались дорогие вина, разные сорта дикорастущего и огородного салата, огромное количество дичи. По этому случаю был даже запрещён отстрел фазанов и других диких птиц, но как часто бывает, закон остался только на бумаге. В Венеции запрещалось употребление: куропаток, фазанов, павлинов, голубей, диких петухов, устриц, грибов шампиньонов и марципаны.

За ужином, играми и танцами вечер затягивался. Когда все гости начинали расходиться, но день куртизанка не закончивался на этом, ей ещё было нужно удовлетворить желание любовника или того, кому она обещала провести в её объятьях ночь любви.

Искусство "вытягивать" деньги

Обожатели, посещавшие дом куртизанки являлись для неё очень важным денежным источником, но ещё больший доход приносили так называемые аккредитованные любовники или претенденты на этот титул. Для вытягивания денег куртизанки прибегали к самым различным трюкам. Вот некоторые из них.

Куртизанка каждую ночь под предлогом бессонницы выходила из спальни, оставляя ревнивого любовника в одиночестве. Затем она, при содействии помощников, закупила куропаток и фазанов, и в один прекрасный день во время обеда вместе со своим покровителем, вдруг появлялся подставной посыльный с дарами от испанского посла (фазаны и куропатки). Куртизанка начинала отказываться от непрошеных подарков, посыльный настаивал на своём. Любовник сгорал от ревности.

Затем во время ужина в дверях появлялись молодые люди со шпагами (сообщники хозяйки дома) и, объясняясь на ломаном испанском языке, объявляли о том, что сам испанский посол прибудет с визитом. Они требовали открыть ворота. Куртизанка умоляла оставить её в покое, клянясь в вечной любви к своему любовнику, присутствующему при всей этой комедии. Непрошеные гости грозились убить счастливого обладателя верной и любящей женщины. В душе любовника ревность смешивалась со страхом и радостью, что его предпочли самому испанскому послу. Результат спектакля - любовник удваивал свои ежедневные приношения.

Другой классический пример состоял в том, что куртизанка начинала притворяться больной. В присутствии своего покровителя она как бы теряла аппетит, её тошнило, появлялись головокружения, когда же оставалась одна, то ела за двоих. Наконец мать куртизанки "обнаруживала", что молодая женщина беременная, подкупной доктор подтверждал диагноз. Счастливый любовник, давно мечтавший о ребёнке, начинал подыскивать крёстных, кормилицу и всё необходимое для новорожденного. Будущий отец сам кормит любовницу с ложечки, помогает садиться и вставать, засыпает подарками. Так продолжается до сих пор, пока куртизанка не решит заканчить комедию, тогда она притворяется упавшей, и бедному любовнику приносят в банке с тёплой водой эмбрион ягнёнка.

Куртизанки с лёгкостью обчищают до нитки молодых людей, которые нередко попадают из-за долгов в тюрьму, а старые импотенты согласны оплачивать бесконечные ужины и банкеты, удовольствовавшись только лёгкими ласками жриц любви.

Жертвами куртизанок были не только их поклонники и покровители, но и местные артельщики и коммерсанты, особенно, если не состояли в заговоре с проститутками и не обманывали в свою очередь нерадивых любовников.

Венерические болезни

Одной из самых опасных венерических болезней того времени был сифилис, который всего за несколько лет распространился по всей Европе, не разбирая между низшими и высшими сословиями. Проституция ещё больше содействовала данному явлению. В Италии это заболевание называли французской болезнью - mal francese, а в Испании и Франции, неаполитанской болезнью - mal napoletano.

Первые очаги сифилиса появляются в Неаполе в 1495 году, после прибытия туда французской армии. Симптомы неизвестной тогда болезни напоминают чуму, это способствует ещё большей неразберихе, с конца XV века по начало XVI века сифилис уносит с собой бесчисленные жертвы.

Первыми жертвами сифилиса становятся куртизанки, они же главные распространители опасной болезни. В отличие от больных из состоятельных уважаемых семей, имеющих возможность прибегнуть к лечению знаменитых врачей или просто оставить высший свет, скрывшись от посторонних глаз в своих шикарных дворцах, проститутки приговорены к тяжёлым физическим и моральным страданиям. Заболевшие куртизанки полностью исключены из общественной жизни, они обречены на потерю всех клиентов и полное разорение.

В связи с широкими масштабами заболевания, благодаря пожертвованиям и милосердию городских властей и богатых членов общества, открываются первые приюты для больных сифилисом. Так, в 1522 году в Венеции, под началом двух дам из высшего общества и поддержке Доже открывается Госпиталь для неизлечимо больных - l"Ospedale degli Incurabili, на 80 мест. Это, конечно, капля в море, поэтому огромное количество больных можно увидеть по всему городу, на обочинах дорог, на ступенях церквей.

Прежде чем опуститься до такого состояния, куртизанки пытаются всячески замаскировать свою болезнь, чтобы продолжать прибыльное ремесло. Не имея возможности обратиться к врачам, нередко эти женщины прибегают к помощи всевозможных шарлатанов, предлагающих "чудодейственные" средства против болезни. В первую очередь это дорогие ароматические эссенции, смягчающие запах болезни (нарывы, гной и т. д.), но не имеющие никакого отношения к лечению сифилиса.

Большой популярностью среди куртизанок пользуются моющие средства на основе ртути. Но поскольку дозировка ртути подобрана на глаз, без медицинского контроля, то подобные шампуни приносили больше вреда, чем пользы, не говоря уже об их дороговизне. В связи с бесконтрольным применением ртути, устранявшей первичные признаки болезни, нередко появлялись нежелательные побочные явления, такие, как выпадание волос и зубов.

Некоторым куртизанкам, употребляющим дорогостоящее лекарство, привезённое из Америки в 1515 - 1520 гг., удаётся избежать подобной участи. Это отвар так называемого святого дерева, крестики из этой древесины продают, как чудодейственные. В 1530 году болезнь начинает идти на спад, хотя куртизанки долго ещё будут мучаться в страданиях, по-прежнему обманутые шарлатанами и импровизированными врачами.

Куртизанки и религия

Куртизанкам не дозволялось находиться в церкви вместе с дамами из приличных семей, для проституток были отведены отдельные места, а, начиная с XVI века, устраивались отдельные богослужения.

В начале XVI века открывается монастырь Santa Caterina di Cordai, куда отправляли, иногда насильно, дочерей куртизанок в возрасте от восьми до двенадцати лет, там им в течение семи лет преподавалось христианское учение. Затем девушки могли выйти замуж или стать монахинями, необходимо отметить, что приданное для тех, кто решал посвятить себя церкви, было в два раза больше, чем для желающих выйти замуж.

Не забыты и сами куртизанки, чтобы обратить их в христианство был также открыт монастырь, но поскольку проституток, желающих не так уж и много, то монастырь начинает принимать, новобрачных жён, которым разрешено по какой-либо причине оставить своих мужей. В 1563 году Папа Pio IV открывает другой монастырь, для тех же куртизанок, обратившихся в католическую веру. Они могли находиться там, до тех пор, пока не выходили замуж или принимали обет монахинь.

В 1556 году среди куртизанок зарегистрировано 82 обращения в католичество, правда, многие женщины совершенно не собирались становиться монахинями, они предпочитали выйти поскорей замуж, часто это был только предлог, чтобы продолжить своё прежнее ремесло. Кто же женился на бывших куртизанках? Обычно это были бедняки, позарившиеся на приданное или заключённые, которые по древнему обычаю, получали полную свободу, женившись на куртизанке.

Нередко, родители отправляли дочерей в монастырь, чтобы сохранить наследство для сына или собрать богатое приданое для старшей дочери. Такие девушки входили туда без желания и были очень далеки от Бога. И если добавить куртизанок, ставших монахинями, но не забывших свою предыдущую деятельность, то можно только представить, что иногда творилось в этих святых местах.

Но, как все знают, рыба тухнет с головы, так что церковная иерархия, сама была не без греха и зачастую подавала отрицательные примеры, о чём свидетельствуют события в Венеции, а точнее в монастыре delle Convertite, описание которых дошло до наших дней в письме от 1551 года.

В письме говориться, что духовник монастыря, в течение 19 лет удовлетворял свои сексуальные потребности с монахинями, число которых составляло 400, почти все они были красивыми и молодыми девушками. Узнав на исповеди тайные желания, мысли и греховные побуждения, он наказывал и подчинял своей воле всех находящихся там монахинь. Если какая-либо девушка беременела, он лично заботился о том, чтобы был сделан аборт и уничтожен фрукт греховной любви. Летом священник заставлял самых красивых монахинь раздеваться до гола и мыться в его присутствии. Помимо этого, он присваивал все церковные деньги. После доносов, сбежавших монахинь, духовник был разоблачён и приговорён к сметной казни. Ему отрубили голову, а труп сожгли.

Куртизанки в Риме

После того, как Medici в 1494 году были высланы из Флоренции, благодаря меценатству Папы Alessandro VI Borgia и его последователям Папы Giulio II (1503 - 1513) и Папы Leone X (1513 - 1521), Рим становится самым блистательным центром итальянского периода эпохи Возрождения.

В Вечный город стремятся не только художники и скульпторы того времени, такие как Michelangelo, Raffaello и на некоторое время Leonardo da Vinci, но и многочисленные персонажи со всего полуострова, в погоне за блеском римской жизни. Среди них интеллектуалы со всей Европы, аристократы и мещане из провинции, жаждущие славы, развлечений и зрелищ.

Каждый кардинал, и особенно, каждый Папа, сразу же после своего избрания, приводил следом целую толпу родственников и прислужников, живших исключительно за счёт своего господина. Папа Leone X, по свидетельствам того времени, побил все рекорды, он окружил себя "семейством", состоящим из 700 человек.

В связи с этим в Риме мужское население намного превосходит женское и составляет около 60% от общего количества горожан. В Риме проживает много неженатых мужчин, среди которых, представители аристократии, дорогой ценой купившие важные посты в папской канцелярии. Здесь находятся коммерсанты и банкиры, связанные с той же канцелярией, поставщики для папской армии, которые, если и были женаты, то держали своих жён на очень далёком расстоянии. Если добавить, художников, артистов, военных, всевозможных посланников и послов, то картина становится ещё более полной.

Естественно, что всё это способствовало быстрому распространению проституции. Уже в 1490 году в Риме промышляло около 6800 куртизанок, не считая сожительниц и проституток из подпольных публичных домов. Согласно переписи населения, проведённой в 1526 году в Вечном городе на 55035 жителей насчитывалось 4900 куртизанок. Опираясь на эти данные, можно предположить, что 10% населения города занималось этим ремеслом.

Таким образом, Рим в период эпохи Возрождения являлся не только столицей христианского мира, но и столицей проституции. Перепись населения города в 1490 году была произведена в связи с распущенным образом жизни священников и служащих папской канцелярии, поскольку, редко кто из них не имел в своём доме куртизанку или сожительницу.

С середины XVI века религиозные власти решили возобновить доброе имя города и вернуть ему звание столицы христианства. Поэтому, в 1549 году выходит закон, запрещающий проституткам проживать в определённых кварталах, в 1556 году новое постановление, запрещающее римским куртизанкам посещение церкви в присутствии честных горожанок. Проститутки не могут больше подъезжать к церкви в коляске и слушать молебен в мужском обществе. Нередко куртизанки, благодаря связям в высших церковных кругах, с лёгкостью обходили все эти запреты.

С приходом Папы Pio V законы становятся ещё строже, ежедневно из города высылаются всё новые и новые куртизанки. Горожане начинают протестовать, тогда, идя навстречу населению, Папа разрешает, оставшимся проституткам расположиться на окраине города, вдали от богатых кварталов.

В любом случае гонения на куртизанок на этом не заканчиваются, новый Папа Sisto V продолжает дело своего предшественника. Он приказывает римским проституткам перебраться в специально отведённый для них квартал, но поскольку число куртизанок насчитывает около 15000, то для всех не хватает места. В 1566 году многие кредиторы проституток терпят банкротство, цены на жильё подскакивают вверх. В декабре 1585 года банк Gostardi-Ceuli объявляет свою несостоятельность. Gostardi-Ceuli администрировал деньги многих римских куртизанок, вынужденные покинуть город, они изъяли свои вложения, нанеся тем самым непоправимый удар банку.

Несмотря на то, что куртизанки были изолированы в гетто, несмотря на все указы и запреты, проституция в Риме продолжала процветать, хотя и в более скрытой форме. Во время Великого Юбилея 1600 года папские законы выполняются с большей строгостью и рвением, но затем всё опять встаёт на свои места.

Куртизанки в Венеции

Для Венеции периода эпохи Возрождения, проституция не является новинкой. Венецианская Республика утопает в роскоши, что, несомненно, притягивает к ней куртизанок всех сословий, начиная от самых низких, до высокообразованных особ, которые, также как и в Риме, открывают здесь свои знаменитые салоны. Их с удовольствием посещает не только местная знать, но и путешественники, прибывшие полюбоваться на этот неповторимый город.

Мужское население Венеции намного превосходит женское. Причём знатные дамы не участвуют в культурной жизни города, и только изредка сопровождают своих мужей во время торжественных церемоний и праздников, когда Сенат разрешал им предстать перед обществом во всей красе, обычно, подобные наряды были запрещены.

В 1498 году, после 150-летнего принудительного проживания в специально отведённом для них квартале Castelletto (недалеко от Rialto), проститутки, наконец, могут свободно передвигаться по городу. В XVI веке их количество, так же как и в Риме, составляет 10 % от общего числа населения. Один венецианец, возвратясь на родину, после долгого проживания за границей, изрекает: "Венеция стала настоящим борделем".

Но, по сравнению с Римом, Венеция отличалась независимостью и более свободными взглядами. Даже инквизиторы, выбранные городским Сенатом, старались, скорее, укрощать, чем поощрять строгость представителей Римской католической церкви. Естественно, что существование куртизанок в Венеции было намного спокойнее, чем где-либо в другом месте.

Но это совсем не означало, что венецианские владыки не заботились о публичной морали, просто они старались держать это явление под контролем, не злоупотребляя предоставленной властью, не приравнивая куртизанок к всеобщему злу и греху. Венецианские власти пытались оградить куртизанок от заядлых обманщиков и сутенёров, поэтому в начале XVI века все посредники проституток и руфьяны, обязаны были носить одежду жёлтого цвета для всеобщего опознания. В 1518 году издаётся декрет об их выдворении из города в течение трёх дней.

Из этого нельзя заключить, что Сенат Венецианской Республики способствовал куртизанкам, он только всесторонне препятствовал использованию проституции третьими лицами, наказывал подстрекание к проституции, в любой форме, особенно детской. Для большей наглядности, всем, кто имел какое-либо отношение к проституции, запрещалось иметь несовершеннолетнюю прислугу. Родители или родственники, продававшие своих детей для обучения древней профессии, жестоко наказывались, их поведение приравнивалось к групповому изнасилованию. Молодая жертва получала от властей приданное, в соответствии со своим рангом или с уровнем положения виновника.

Венецианским куртизанкам было запрещено проживать во дворцах, расположенных на Canal Grande и посещать религиозные церемонии. Проституткам, так же как и в Риме, запрещалось иметь какие-либо отношения с евреями, мусульманами и всеми неверными. Так, в 1507 году, трёх женщин побили плётками на публичной площади за то, что они переспали с турками. Но, несмотря на выше перечисленные факты, жизнь венецианских куртизанок была несомненно легче, чем у их римских коллег. И хотя проституткам приходилось часто прибегать к всевозможным хитростям и уловкам, в целом в лагуне царила атмосфера терпимости.

Боже! Позволь мне стать добродетельным человеком,но не добродетельной женщиной! Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их. Нинон де Ланкло Слово" куртизанка" в понимании середины шестнадцатого века означало высококлассную любовницу, прежде всего ассоциируемую с богатыми, сильными мира сего, мужчинами высшего класса, которые в обмен на ее услуги обогащали ее драгоценностями и давали статус в обществе. В Европе эпохи Ренессанса куртизанки играли важную роль в обществе высшего класса, иногда даже исполняя роль жен на общественных приемах.

Существовало два типа куртизанок: Первая категория девушек, известных в Италии как "cortigiana onesta" или честная куртизанка, считались интеллектуалками. Вторых называли "cortigiana di lume", и считали их куртизанками низшего класса. Невзирая на то, что последние считались все же классом повыше обычной дамы легкого поведения, первых обычно романтизировали и даже в той или иной степени уравнивали с женщинами королевской фамилии. Именно с этим типом служительниц красоты ассоциируется понятие "искусство куртизанки"


С падением большинства монархий и ростом демократического общества роль куртизанок изменилась. В правительстве они играли роль шпионов. Эту роль обычно ассоциируют с Матой Хари. Сегодня все еще можно встретить куртизанок старого типа, но это огромная редкость ГРАФИНЯ де КАСТИЛЬОНЕ

В 1856 - 1860 фотографический дом Майер и Пирсон выполнил необычный заказ. Одна из постоянных клиенток фотоателье,графиня Кастильоне, попросила сделать серию фото, для которых позировала, приподняв юбки, с обнаженными ногами. Эти снимки, по нашим меркам вполне скромные, для середины XIX века воспринимались как вызывающие и эпатажные. Скандалу немало способствовала известность заказчицы. Графиня де Кастильоне – знаменитая итальянская куртизанка. По общему признанию современников, прекраснейшая женщина своего века. В 16 лет вышла замуж за графа Франческо де Кастильоне в1855 родила ему сына. В том же году переехала в Париж, где вскоре стала возлюбленной Наполеона III. Так она, среди прочего, выполняла поручение своего кузена, графа Кавура убедить Наполеона не препятствовать объединению Италии. Их связь длилась лишь два года, но она открыла красавице двери в гостиные германской императрицы Августы, Отто фон Бисмарка, Адольфа Тьера.

Будучи влиятельной светской дамой, она блистала при дворе, не пренебрегая при этом и дипломатическими поручениями. Ее красота породила массу легенд, и немалую роль в ее популярности сыграли именно фотографии. Для фотосессии подбирались специальные костюмы, которые служили названием всей серии: «Белая монахиня», бальное платье «Пиковая дама», «Черное платье», «Королева Этрурии», «Бретонская крестьянка». В этих нарядах графиня Кастильоне появлялась на костюмированных балах. В знаменитой серии «Игры безумия» она позировала, закрыв часть лица овальной рамкой для фотографии.

Эти фотографии она нередко посылала друзьям, любовникам и обожателям. Иногда использовала свои фотоперформансы и для устрашения. Так,серию фотографий под названием «Месть», где она была снята с нарочито угрожающим видом (разметавшиеся кудри, свирепый вгляд и кинжал в руках), послала бывшему мужу, когда он хотел отнять у нее ребенка.

В общей сложности она заказала Пирсону более 400 снимков. Иногда графиня заказывала рискованные снимки в дезабилье, кокетливо приоткрывая ту или иную часть тела. Особое место в фотогалерее графини занимали ноги.Несколько раз она просила сделать съемку крупным планом своих ног, формой которых она особенно гордилась.

После разрыва с Наполеоном III и нескольких лет пребывания в Италии графиня вернулась во Францию, поселилась в Пасси. В ходе франко-прусской войны она выполнила важное секретное поручение – отговорить Бисмарка от оккупации Парижа(столица не была оккупирована). В 1880-е годы, страдая от неврастении,затворилась в своём особняке на Вандомской площади, где стены были затянуты черным, а зеркала занавешены. Она не хотела видеть, что с ней сделало время, избегала чужих взглядов и выходила из дома лишь по ночам. Умерла от апоплексического удара. Похоронена на кладбище Пер-Лашез. МАТА ХАРИ

Мата Хари - в переводе с яванского означает "Око утренней зари", но для всех оно стало символом шпиона. Эта уникальная женщина стала легендой еще при жизни. Вся ее жизнь была окружена такими легендами, что даже сейчас очень трудно отделить правду от вымысла и точно сказать, кем она была на самом деле: скандальной танцовщицей или неприличной шпионкой, работавшей на две разведки, важной соблазнительницей или объективной жертвой. Одни говорят, что Мата Хари торговала собой направо и налево, не пропуская ни одного мужчины, и, в результате, получила по заслугам, другие считают, что ее предали те самые мужчины, которые не смогли поделить между собой эту неслыханную женщину.

Легенды, легенды, легенды... Не исключено, что сама Мата Хари распространяла их. В жизни же все было, как всегда: и проще, и трагичнее. Мата Хари - дочь голландского мастера-шляпника Адама Зеле, который несказанно разбогател на биржевых торгах и купил фешенебельный дом в их родном городке Леувардене. Но вскоре он обанкротился, развёлся с женой и ушёл из семьи. Спустя несколько лет еще совсем юная Маргарет Зелле потеряла и мать, умершую в 1891 году от туберкулеза. Адам Зелле взял на себя воспитание двух младших братьев-близнецов, а дочь отдал родственникам, в соседний городок Ляйден. В 1895 году девятнадцатилетняя Маргарет познакомилась по объявлению с шотландским офицером, служившим в Индии и находящимся в отпуске, и вышла за него замуж. Какое-то время Маргарет Зелле жила в Индии со своим мужем. Но семья не сложилась, и молодая женщина окунулась в пучину Парижа, стараясь найти там свое счастье. Там же появился и псевдоним Мата Хари. И умение танцевать по-восточному. Фактически она стала первой парижской стриптизершей, шокировав публику и своей феноменальной природной красотой, и раскованностью, и искусством. Такого тогда французская столица еще не знала.

Это сейчас никого не удивишь танцами с раздеванием, а тогда, в 1905 году, они стали настоящей сенсацией, тем более что выдавались за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды, Шивы и других индийских божеств. Выступления сопровождались восточной музыкой, тоже мало известной в то время, и даже прирученными змеями, которые, обвивая тело танцовщицы, оставались чуть ли не единственным ее одеянием.

Успех танцевальных вечеров Маты Хари был колоссальный. Высокая, стройная брюнетка быстро приобрела всеобщую известность и такую популярность, что все моралисты, выступившие с осуждением танцев обнаженной женщины, вынуждены были замолчать. Особенно восторженно принимали Мату Хари в Берлине. Здесь (как, впрочем, и в других столицах) ее любви домогались многие сильные мира сего. Число любовников росло – исполнительница эротических танцев стала одной из наиболее модных и высокооплачиваемых великосветских куртизанок.

Она состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на богатые подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари знала продолжительные периоды недостатка в средствах и делала много долгов. Страстью её была также карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.


Гонорары танцовщицы превосходили прибыли крупных банкиров и предпринимателей, а о ее любовных связях писали практически все газеты. Т рудно сказать, что было правдой, а что вымыслом, но во время суда над Мата Хари в качестве свидетелей ее невиновности выступали два короля, наследный принц Германии, премьер-министр, французский министр и еще несколько крупных чиновников, признавшихся в любовных связях с ней и просивших о снисхождении к женщине. Все они в один голос говорили: никакая Мата Хари не шпионка.

Высокопоставленные любовники – это ли не идеальный источник для добывания разного рода информации! Еще за четыре года до начала войны Мату Хари завербовала немецкая разведка, и она стала одним из наиболее эффективных ее агентов. Правда, трудно понять, зачем понадобилась ей такая служба. О какой-то особой любви к Германии или патриотизме и речи быть не могло, да и на особые доходы вряд ли приходилось рассчитывать, тем более что эта женщина привыкла получать деньги без счета от своих поклонников. Одни историки утверждают, что просто она тратила заведомо больше, чем получала, другие – что хотела за что-то отомстить Парижу. Как бы то ни было, но о причинах остается лишь гадать.


По прошествии многих десятилетий нынешние историки склонны считать, что популярность женщины действительно привлекала внимание к ее персоне со стороны спецслужб Франции и Германии, находившихся на пороге войны. Когда грянула беда, Парижу уже было не до танцев и развлечений, и гонорары знаменитости растворились, как дым. Это вынудило Мата Хари на какое-то время перебраться в родную Голландию, там-то ее и достала немецкая разведка. Авантюрный характер в сочетании с безденежьем сделали женщину агентом Н21. Но никак не разведчицей. В Париже, куда она вернулась в разгар Первой мировой, ее вычислили в два счета, и уже французы предложили ей, пользуясь личными связями в высоких европейских сферах, снабжать их необходимой информацией. Еще в начале 20-х годов полковник Вальтер Николаи, руководивший разведкой германского генштаба, сделал сенсационное заявление: да, Мата Хари искала возможность подзаработать, сотрудничая с его ведомством, но шпионкой не была. Просто ввязалась красивая дама совсем не в женские игры, и погибла за это.

13 октября 1917 года Мата Хари,тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат.Материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать. Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и расстреляна на военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917 года.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя.Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа!» Тело её было передано в анатомический театр. КАРОЛИНА ОТЕРО


Блистательный персонаж "La Belle Epoque", актриса, певица, танцовщица, "последняя куртизанка эпохи" - Каролина "La Belle" Отеро родилась в 1868году в Понте де Валга Понтеведра в Испании в бедной семье. В возрасте двадцати лет, Каролина нашла спонсора в Барселоне, который помог развитию ее танцевальной карьеры во Франции. Скоро она создала образ La Belle Otero, выдавая себя за испанскую цыганку.

Очень быстро La Belle стала звездой постановок Les Folies Bèrgere в Париже, с каждым триумфальным сезоном всё больше и больше увешивая свою грудь собственными настоящими драгоценностями. Подобно многим из ее конкуренток, скоро La Belle Otero стала более знаменита как куртизанка. Её называли последней великой куртизанкой. Она была известна частыми любовными связями с могущественными мужчинами.В списке её любовных побед - 6 королевских особ, среди которых были королиАнглии, Сербии и Испании, Кайзер, принц Монако, русские Великие Князья,Петр и Николай, Герцог Вестминстерский и писатель Габриель д’Анунцио.


Хотя это и не подтверждено, но ходили слухи, что шестеро мужчин совершили самоубийство после того, как она порвала с ними. И точно известно, что, по крайней мере, двое мужчин дрались на дуэли из-за неё. Она была прелестна, решительна, у неё была красивая фигура, а её грудь была знаменита. Существует легенда, что форма ее груди вдохновила архитекторазнаменитого французского отеля "Карлтон" при проектировании башен-близнецов. Отель был построен в 1912 году и остается одним исимволов европейского гламура и шика уже почти столетие.

Её любовные связи принесли ей дурную славу и зависть многих других знаменитых французских дам того времени. В августе 1898 года в Санкт-Петербурге французский кинооператор Flix Mesguich (служащий в компании Люмьер) снял Отеро, исполняющую свой знаменитый вальс бриллиантов, в минутном фильме, сделав её, возможно, первой в истории кинозвездой.

После концертной поездки на фронт во время Первой Мировой Войны Каролина Отеро внезапно ушла со сцены, имея огромное состояние, которое она скопила за все эти годы. Она купила особняк на юге Франции. С ее красотой и славой, она вела расточительный образ жизни, растрачивая свои миллионы на азартные игры в казино. Belle Otero умерла в бедности в возрасте девяносто семи лет в Ницце во Франции в 1965 году, через сорок семь лет после завершения своей необыкновенной карьеры.




Top