Первая телефонная линия. Кто, зачем, когда и как придумал телефон? Смартфоны и мобильный интернет

Гражда́нский шрифт (амстердамская азбука ; гражданская азбука или «гражданка» ) - шрифт , введённый в России Петром I в 1708 году для печати светских изданий в результате первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв алфавита).

Предпосылкой для создания гражданского шрифта стала мода на латиницу, которая распространилась в среде образованных русских людей в 1680-1690-х годах . Гражданский шрифт стал компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к максимально полному заимствованию западной культуры.

Петровская реформа русского типографского шрифта была проведена в 1708-1710 годах. Её целью было приблизить облик русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени, резко отличавшиеся от типично средневековых по виду русских изданий, которые набирались церковнославянским шрифтом - полууставом . В январе 1707 года по эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертёжник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных букв (А, Д, Е, Т). Полный комплект шрифтовых знаков в трёх размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии белорусского мастера Ильи Копиевича ; одновременно шрифты по этим рисункам были заказаны в Москве , на Печатном дворе .

Как явствует из писем Петра, в июне 1707 года им были получены из Амстердама пробы шрифта среднего размера, а в сентябре - оттиски пробного набора шрифтами крупного и мелкого размера. В Голландии был приобретён печатный станок и другое типографское оборудование, а также наняты квалифицированные мастера-типографы для работы в России и обучения русских специалистов.

К концу 1707 года трое приглашённых голландских типографов (словолитец, наборщик и печатник), вместе со шрифтом, типографским станком и другими принадлежностями уже добрались до Москвы и приступили к работе. 1 января 1708 года Пётр подписал указ: «…присланным Галанския земли, города Амстердама, книжного печатного дела мастеровым людем… теми азбуками напечатать книгу Геометрию на руском языке… и иныя гражданския книги печатать темиж новыми азбуками…». Первая книга, набранная новым шрифтом, «Геометриа славенски землемерие» (учебник геометрии), была напечатана в марте 1708 года. За ней последовали другие.

Приближённый по графике к западноевропейскому, новый шрифт был задуман для упрощения типографского набора на печатных станках, изготовленных в Западной Европе. Новый - гражданский - шрифт был предназначен для печати светских изданий: официальных публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной литературы. Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква , утверждены европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе. Применение полуустава было ограничено сферой богослужебной литературы. Иногда петровской реформе приписывают также введение букв У и , но это не вполне верно: речь может идти лишь об объявлении основным одного из начертаний, применявшихся и ранее. Так, было введено Я вместо Ѧ (малого юса).

Состав русской азбуки и её графика продолжали изменяться и позже. Алфавит устоялся к середине XVIII века и держался в таком виде вплоть до реформ 1917-1918 годов, начертание же букв вполне совпало с нынешним в середине XIX века. По образцу русского гражданского шрифта и с использованием тех же начертаний букв (с необходимыми изменениями) была в XVIII-XIX веках реорганизована письменность и других народов, использовавших кириллицу (сербская, болгарская, румынская ).

Курсивный вариант типографского гражданского шрифта применяется с 1734 года (впервые - в газете «Санкт-Петербургские ведомости»); он восходит к гравированному курсиву, применявшемуся уже веком ранее. Начертания типографского курсива первоначально были близки к рукописным, но со временем изменялись под влиянием прямого шрифта. В результате в нынешнем курсиве кириллицы прописные буквы по построению обычно тождественны с буквами прямого шрифта и отличаются лишь наклоном; в некоторых же гарнитурах - прежде всего рубленых - строго говоря, вообще нет курсива, а лишь наклонный шрифт.

Рукописный вариант гражданского шрифта («гражданское письмо») развивается последним - лишь во второй половине XVIII века . Ранее использовалась скоропись старого московского образца.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Не следует думать, что начертания гражданского шрифта возникли только в петровское время. Общеизвестная генетическая связь кириллицы с греческим письмом издавна приводила к тому, что в декоративных целях кириллические надписи иногда делались шрифтами, начертание которых повторяло прописные греческие буквы (с соответствующей стилизацией тех славянских букв, которым в греческом не было аналогов). Примеры тому встречаются в гравюрах украинских изданий с самого начала XVII века , а также в гравированных шрифтах заголовков. Пётр I, собственно говоря, лишь упорядочил и узаконил эту практику.

    По сведениям «Русского энциклопедического словаря» (равно как и «Всероссийского „словаря-толкователя“» ), «гражданские буквы… впервые употреблены в печати Петром Могилою , окончательно введены императором Петром I в 1708 г.»

    Примечания

    1. //
    2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Интересно

    Этот снимок сделан в Петербурге, 1 июля 1882 года, на крыше дома № 26 по Невскому проспекту. Сняты на нем сотрудники фирмы Белл, которые только что запустили в эксплуатацию первую в России телефонную станцию.

    26 февраля 1881 года, за день до гибели, император Александр II утвердил решение Комитета министров: "Учреждение телефонного сообщения, по новизне предмета, допустить впредь до полного его разъяснения на первое время в виде опыта…". Хотя телефонный аппарат был известен в России и до этого (промышленники устанавливали их, чтобы обеспечить связь между собственными предприятиями и домами, пользовалась им и императорская семья), но именно с этого решения началось в нашей стране развитие общедоступной телефонной связи.
    30 марта 1881 года новый император Александр III подписал указ об "Устройстве телефонного сообщения частными лицами и общественными, а также правительственными учреждениями для собственных надобностей". А 25 сентября 1881 года было разрешено устройство телефонного сообщения в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Риге и Одессе.
    Изначально право на осуществление телефонизации было дано инженеру, купцу 1-й гильдии Владимиру Оттомаровичу фон Баранову, который начал закупать за границей оборудование (было получено 50 стоек, 6000 кг проволоки, 5000 изоляторов, 400 аппаратов, 125 кг комнатной проволоки и 6 коммутаторов). Однако 3 апреля Баранов уступил свой контракт фирме Белла, которая и довела проект до реализации.



    В соответствии с договором, к моменту открытия телефонная компания должна была подключить в Москве и Петербурге не менее, чем по две сотни абонентов. Однако не все шло гладко. Многие абоненты, проживавшие летом на даче, отказывались подключать телефон до своего возвращения в город. Не все домовладельцы давали разрешение на установку стоек для телефонных проводов на крышах зданий. Вызывали задержку и проволочки Городской управы в выдаче разрешения на прокладку телефонного кабеля через Неву, так что к моменту открытия телефонной линии в Петербурге насчитывалось только 128 абонентов.

    Впрочем, "с согласия Его Сиятельства Господина Министра Внутренних Дел Телеграфный департамент продолжил до 29 октября" 1882 года "срок, предоставленный Международной компании, для включения в телефонную сеть двухсот пунктов в Санкт-Петербурге и Москве". И к 29 октября 1882 года "в Санкт-Петербурге насчитывается до 259 соединенных пунктов, а в Москве - 200".
    У каждого абонента устанавливали электросигнальный прибор системы Гиллянда, микрофон Блэкс, телефон Белла и по одному элементу Лекланже. Плата составляла 250 рублей в год за аппарат, если удаленность от центральной станции не превышала 3-х верст. За каждую лишнюю версту доплачивали по 50 рублей. Правительственные и городские учреждения получали скидку 50%.

    Первоначальная схема телефонизации Петербурга выглядела так: от дома № 26 по Невскому проспекту шли 7 магистральных линий группами от 10 до 120 проводов по Казанской улице, к Николаевскому мосту и на Васильевский остров, к Исаакиевской площади, Троицкому мосту, к Александровскому мосту на Выборгскую сторону, по Невскому проспекту к Знаменской площади и к Министерству внутренних дел. Здесь эти группы разделялись на боковые линии, направлявшиеся к отдельным абонентам.

    Монополия кампании Белла закончилась 29 сентября 1900-го года и телефонная сеть перешла в собственность Городской Управы. Это привело к резкому снижению цен (49 руб. 50 коп для квартир и до 71 руб. 50 коп. для общественных заведений: ресторанов, вокзалов, театров и магазинов). Разумеется, это вызвало бурный рост желающих поставить себе телефон. Но для удовлетворения заявок требовалось построить новую телефонную станцию.

    Для размещения новой городской телефонной станции был выбран дом №22 по Большой Морской улице.

    Вплоть до 1917-го года телефонистками могли стать только девицы - "дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединениях".
    Барышни должны были быть в возрасте 18-25 лет, ростом не менее 165 см, с длиной туловища в сидячем положении и вытянутыми вверх руками не менее 128 см (для лучшего охвата клавиатуры коммутатора).

















    ТЕЛЕФОН , если понимать это слово буквально (теле - далеко, фон - звук), был известен еще задолго до нашей эры.

    У персидского царя Кира (VI в. до н. э.) было около 30 000 человек, которых называли «королевскими ушами». В эту группу отбирались люди, обладавшие чутким слухом и громким голосом.

    Располагаясь на вершинах холмов и сторожевых башен на некотором расстоянии друг от друга, они передавали предназначенные для царя сообщения и его приказания.

    Греческий историк Диодор Сицилийский (I в. до н. э.) пишет, что за день известия по такому телефону передавались на расстояние тридцатидневного перехода.

    Юлий Цезарь упоминает, что галлы имели подобную же систему связи. Указывает он и скорость передачи сообщений-100 км в час.

    Гениальное изобретение Белла

    Электрический телефон ведет свою родословную с 1875 года. Его изобретатель Александр Грэм Белл (1847-1922) сделал свое открытие почти случайно.

    Белл работал над созданием мультиплексного телеграфа — устройства, которое позволяло бы по одному проводу передавать одновременно несколько телеграмм.

    Как раз незадолго до этого, в 1866 году, после нескольких неудачных попыток был проложен трансатлантический телеграфный кабель между Европой и Америкой и компания, проложившая кабель, была озабочена тем, как бы эффективнее его использовать.

    Была объявлена большая премия тому, кто придумает способ одновременной передачи по одному проводу нескольких сообщений. Вот над созданием такого телеграфа и работал Белл.

    Приемный аппарат Белла включал несколько тонких, упругих металлических пластинок, закрепленных с одного конца и расположенных над электромагнитом.

    Пластинки были разной длины, и каждая из них начинала вибрировать лишь при определенной частоте тока. Токи разных частот получали с помощью таких же пластинок в передающем аппарате - вибрируя, пластинки разрывали цепь батареи.

    2 июня 1875 года Белл и его помощник Ватсон занимались настройкой своих устройств, находящихся в разных комнатах на расстоянии примерно 18 метров. Ватсон, возившийся у передающего устройства, никак не мог освободить один из подвижных контактов, припаявшихся к неподвижному.

    При этом он нечаянно дотрагивался до других пластин, которые издавали при касании дребезжащие звуки. Белл, обладавший тонким слухом, услышал легкое звучание в приемном устройстве и бросился в комнату Ватсона.

    Что вы сейчас делали? - возбужденно спросил он своего помощника. Ватсон объяснил.

    Белл понял: пластинка-контакт в передающем аппарате работала как примитивная мембрана. Пластинка индуцировала электромагнитные колебания, которые, в свою очередь, поступая в электромагнит приемного устройства, заставляли дребезжать пластинку-контакт этого устройства.

    В тот же вечер Ватсон получил задание от Белла изготовить телефон — прибор для передачи звуков на расстояние. Поэтому 2 июня 1875 года можно считать днем рождения телефона, хотя прошло еще много времени, прежде чем телефон «заговорил» по-настоящему. Еще долгое время телефон Белла передавал только отдельные звуки и никак не хотел передавать связную человеческую речь.

    В ноябре 1875 года Белл подал заявку на свое . В его телефоне передающее и приемное устройства были идентичны. Звуковые колебания вызывали вибрацию металлической мембраны.

    Эти вибрации изменяли магнитное поле и создавали в электромагните непрерывно меняющийся электрический ток, который по проводам поступал в приемное устройство и вызывал колебания мембраны. Эти колебания и рождали звук. Телефон Белла позволял разговаривать на расстоянии не более нескольких километров.

    Через два часа после Белла в патентное бюро обратился другой изобретатель - Э. Грей (1835-1901) с аналогичной заявкой.

    Это обстоятельство послужило в дальнейшем поводом для многочисленных судебных процессов, направленных против Белла. Их было около 600, и все их Белл выиграл. Газеты тех лет удивлялись не тому, что Беллу пришлось защищать свое изобретение в столь многочисленных судебных заседаниях, а тому, что все эти процессы он выиграл, хотя против него выступали могущественные телеграфные и телефонные компании.

    Надо отметить, что Белл подал свою заявку на уже готовое работающее устройство, тогда как Э. Грей хотел запатентовать идею. 7 марта 1876 года Беллу был выдан патент, а через три дня изобретатель провел очередное испытание своего детища, окончательно убедившее Белла в работоспособности созданного им устройства.

    На этот раз Белл передал своему помощнику по телефону, соединявшему квартиру с лабораторией, находящейся на чердаке того же дома, фразу: «Говорит Белл. Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».

    В следующую секунду Белл увидел, как Ватсон, высунувшись из окна, неистово машет шляпой. «Действует! Мой телефон действует!» - радостно закричал Белл.

    Телефон относится к числу тех технических новшеств, которые были сразу поняты и оценены современниками. Большое число изобретателей бросилось усовершенствовать и улучшать аппарат Белла.

    Достаточно сказать, что к 1900 году число патентов, так или иначе связанных с телефоном, перевалило за три тысячи.

    Из них надо отметить: коммутатор венгерского изобретателя Т. Пушкаша (1877), микрофон, сконструированный русскими инженерами М. Махальским (1878) и независимо от него П. Голубицким (1883), первый автоматический коммутатор К. А. Мосцицкого (1887), первую автоматическую станцию на 10 000 номеров С. М. Апостолова (1894) и первую АТС шаговой системы на 1 000 номеров С. И. Бердичевского (1896).

    Как видите, наши соотечественники внесли значительный вклад в развитие телефонии.

    Вскоре после создания телефона Белл потерял к нему интерес и предоставил другим возможность улучшать и совершенствовать свое изобретение. Сам Белл занялся разведением овец, авиацией и гидродинамикой.

    Большое удовольствие также доставляло Беллу оказывать денежную помощь молодым начинающим ученым — он был теперь богатым человеком и мог себе это позволить. Но и без участия Белла его телефон совершал триумфальное шествие по планете.

    К концу XIX века только в США насчитывалось более полутора миллионов телефонных аппаратов, а в день похорон Белла в знак прощания с великим изобретателем на одну минуту в США были выключены 13 миллионов телефонов.

    Такова история изобретения телефона.

    Первые телефонные линии

    Первая телефонная линия в нашей стране заработала 8 июня 1881 года в Нижнем Новгороде. Ее протяженность составляла 1 550 метров. В том же году началось строительство телефонных станций в Москве, Петербурге, Риге и Одессе. В следующем году они вступили в строй действующих. На станциях были установлены коммутаторы на 50 номеров каждый. В Москве и Петербурге было установлено по 16 коммутаторов.

    Первая междугородная телефонная линия в нашей стране была построена в 1882 году между Петербургом и Гатчиной (52 км). Следующие междугородные линии связи были сооружены между Петербургом и Петергофом (1883 г., 25 км) и между Петербургом и Царским селом (1885 г., 28 км).

    В том же 1885 году телефон связал Москву с некоторыми ближайшими городами: Богородском (ныне Ногинск), Химками, Коломной, Подольском и Серпуховом. В 1893 году была протянута телефонная линия между Одессой и Николаевом (128 км), а в 1895 году между Ростовом-на- Дону и Таганрогом (96 км). Наконец, в 1898 году под руководством инженера А. А. Новицкого была построена телефонная линия между Москвой и Петербургом (660 км).

    После изобретения радио Александром Степановичем Поповым появился радиотелефон. Именно он позволил осуществить в первый разговор между Европой и Америкой через Атлантический океан.

    Первый трансатлантический телефонный кабель (ТАТ-1) заработал в 1956 году. Его длина — 3 620 км, и в него встроены 102 усилителя. Половина из них работает при передаче сигнала с востока на запад, другая половина - в обратном направлении.

    В 1959 году был проложен второй трансатлантический телефонный кабель ТАТ-2, а к концу 1963 года их было уже пять. В настоящее время подводные кабели пересекают земной шар во многих направлениях, и их общая длина достигает 200 000 км.

    В наши дни для дальней телефонной связи служат не только проводные, кабельные и радиорелейные линии, но и спутники связи.

    Такие, скажем, как советский спутник серии «Молния». Первая «Молния» была запущена 23 апреля 1965 года, а к настоящему времени на орбите побывало несколько десятков искусственных спутников типа «Молния-1» и «Молния-2».

    Эти спутники предназначены и для дальней радиотелефонной связи, и для телеграфа, и для фототелеграфа, и для ретрансляции телевизионных программ по системе «Орбита».

    За последнее десятилетие заметные изменения претерпел и наш земной телефон. Телефонная связь повсеместно стала автоматической, эра «телефонных барышень» закончилась.

    Уже стала привычной автоматическая междугородная связь и даже международная. А за этим стоит не только введение автоматов для соединения абонентов, но еще и резкое увеличение числа каналов на дальних линиях связи.

    Потому что только при большом числе свободных каналов можно рассчитывать, набрав нужный номер другого города, обойтись без бесконечных сигналов «занято». Современный коаксиальный кабель позволяет вести одновременно чуть ли не 100 тысяч разговоров.

    А впереди, возможно, еще и совершенно новые типы кабелей из стекловолокна. Это «провода» для лазерных лучей, при помощи которых можно будет передавать одновременно до 100 миллионов двусторонних телефонных разговоров.

    Непрерывно расширяется и сама телефонная сеть, растет число ее абонентов. Только в нашей стране ежегодно добавляется более миллиона новых аппаратов. Телефонная связь проникает во все более удаленные уголки земного шара, и специалисты считают, что к двухтысячному году с любого телефонного аппарата при помощи автоматической связи можно будет позвонить в любую страну, в любой город мира.

    1. Изобретение телефона. Принцип работы телефона

    С историей создания телефона (от греческого «теле» - далеко и «фоне» - звук), как, впрочем, и с другими великими открытиями, связано множество споров, неясностей и недоразумений. Несмотря на то что создателем телефонного аппарата принято считать Александра Белла, на самом деле к его открытию почти одновременно подошли несколько человек. Немецкий изобретатель Иоганн Филипп Рейс на заседании Физического общества, состоявшемся в 1861 году во Франкфурте-на-Майне, сделал сообщение о созданном им проводном устройстве для электрической передачи звука на расстояние.
    Но так как этот аппарат, названный Рейсом телефоном, плохо передавал тон и сильно искажал тембр звука, то современниками он был признан как «бесполезная игрушка». Прошло еще 15 лет, и два американца одновременно пришли к открытию «эффекта телефонирования». Одним из них был Элайша Грей, вторым - Александр Белл. И оба они подали заявки на изобретение принципа телефонирования в один и тот же день - 14 февраля 1876 года, хотя ни один, ни другой не располагали на тот момент действующим телефонным аппаратом. Так сложилось, что всего 2 часа разницы принесли Беллу славу, деньги и мировое признание, а Грею - унизительный судебный процесс и забвение.

    Выходец из Шотландии Александр Грэм Белл, работавший в Бостоне с плохо слышащими и страдавшими дефектами речи людьми и в 1873 году ставший профессором физиологии в университете этого города, по роду своей работы должен был хорошо знать акустику и к тому же обладать острым слухом.

    Однажды, когда его помощник вытаскивал из передающего устройства пластину, Беллу удалось уловить едва заметное дребезжание. Впоследствии же он выяснил, что пластинка замыкала и размыкала электрическую сеть. Так, по чистой случайности, был открыт «эффект телефонирования», буквально перевернувший мир.

    Вскоре первый телефонный аппарат, представлявший собой кожаную мембрану, снабженную сигнальным рожком для усиления звука, был готов. Сначала он передавал только узнаваемое звучание голоса, и только три дня спустя после получения патента, 10 марта 1876 года, Беллу удалось доработать аппарат таким образом, чтобы он передавал отдельные слова.

    Демонстрация телефона произвела на американские деловые круги настолько сильное впечатление, что это обстоятельство позволило изобретателю не только основать собственную «Телефонную компанию Белла», но и достаточно быстро превратить ее в преуспевающий концерн.

    В 1877 году первая в мире телефонная линия связала канцелярию американского бизнесмена Уильдаса в Бостоне с его квартирой, а уже год спустя в городе Hью-Хейвене была установлена первая телефонная станция.

    Бесспорно, телефонные аппараты того времени были еще далеки от совершенства. Так, чтобы быть услышанным на другом конце провода, разговор приходилось вести, мягко говоря, на повышенных тонах, что отрицательно сказывалось на конфиденциальности общения, да и радиус действия аппарата составлял менее 250 метров. Понимая это, Белл в поисках путей совершенствования своего детища решил применить созданный американским изобретателем английского происхождения Д.Э. Юзом передатчик из прессованного угля - микрофон, с помощью которого ему удалось существенно увеличить радиус действия, а главное, качество звука.

    В 1878 году Томас Эдисон создал принципиально новый тип телефонного аппарата, введя в уже готовую схему индукционную катушку, сочетание которой с угольным микрофоном из прессованной сажи позволило существенно улучшить качество связи и обеспечить передачу звука на значительное расстояние.

    Впрочем, совершенствование телефонной связи влекло за собой необходимость решения других проблем. Огромное значение для их разрешения имела схема телефонной станции, предусматривающая принцип электропитания от центральной батареи, предложенная в 1885 году русским изобретателем П.М. Голубицким (до этого питание было «местным» - к каждому аппарату присоединялась своя батарея). Эта система позволила создать центральные телефонные станции с десятками тысяч абонентских точек.

    Другим, не менее важным аспектом эксплуатации телефонных сетей было коммутирование абонентов. Поскольку соединение осуществлялось вручную, клиенты могли ждать разговора часами, следовательно, возникала необходимость создания автоматического соединения. И в 1895-м наш соотечественник М.Ф. Фрейденберг, после неудачных попыток осуществить это в России, предложил конструкцию АТС, снабженную разработанным им устройством для автоматического поиска вызываемого абонента (предыскателем), в Англии. А первая в мире действующая АТС была построена в 1896 году в американском городе Огаста.

    В России первый телефонный разговор состоялся в 1879 году на линии Петербург - Малая Вишера. Хотя, конечно, в конце XIX века наличие постоянной телефонной связи было немыслимой роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые люди, именно поэтому первые телефонные линии были исключительно коммерческими. Так, например, в числе первых появилась телефонная линия гражданской связи, соединившая в 1881 году пристань Георгиевскую и квартиры директоров-распорядителей пароходного общества «Дружина» в Нижнем Новгороде. Ее протяженность составляла 1 547 метров. Первые же городские телефонные станции стали действовать в Петербурге, Москве, Одессе и Риге в 1882 году.

    В декабре 1898-го состоялось торжественное открытие самой протяженной в Европе и первой в России междугородней линии Москва - Петербург. Станция, обслуживающая эту линию, расположилась в Центральной телеграфной конторе на улице Мясницкой, существующей в том же качестве и по сей день.

    Так как в России внедрение телефонной связи шло не слишком активными темпами, правительство не стремилось вкладывать средства в развитие нового вида связи. В 1881 году им были утверждены «Основные условия устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений в России», гласившие, что как строительство, так и эксплуатация телефонных линий возлагались на инвесторов на 20 лет - срок, определенный в документе. По окончании же оного все построенное переходило в собственность государства. В результате последовавших перипетий права на постройку телефонной сети в России оказались у Международной компании телефонов Белла, ставшей «телефонным» монополистом вплоть до 1901 года. За весь срок концессии, составивший 20 лет, компания Белла снабдила телефонные станции защитными устройствами от грозы и произвела некоторое усовершенствование системы коммутирования. Но в любом случае, к концу 1901 года на балансе Петербургской телефонной сети состояло 3,8 тыс. абонентов, Московской - 2,9 тыс. К 1914 году эти цифры составляли соответственно - 49,8 тыс. и 44,3 тыс.

    Телефонная трубка состоит из двух элементов - громкоговорителя (динамика) и микрофона. Хотя в последнее время благодаря применению полупроводниковой электронной технологии, сводящей к минимуму число деталей и размер самого аппарата, на телефонной трубке помещают и номеронабиратель. Верхняя часть трубки, «отвечающая» за воспроизведение голоса собеседника, содержит динамический громкоговоритель с подвижной катушкой, вибрирующая мембрана которого преобразует изменения электрического сигнала в звуковые колебания воздуха. Микрофон же, вмонтированный в нижнюю часть трубки, преобразовывает звуковые колебания в электрические. В телефонах, где качество звука не так важно, как, например, в звукозаписывающих устройствах, в основном используются микрофоны двух видов - угольный и электретный. В электретном микрофоне звуковые колебания изменяют емкость конденсатора, одной из пластин которого является чувствительная мембрана, действие же угольного основано на изменении электрического сопротивления угольного порошка, на который воздействует чувствительная к звуку мембрана.В нашей стране шли по пути применения угольного микрофона, а вот в Японии и в Америке еще начиная с 50-х годов прошлого столетия используются только электретные. Надо сказать, что технически электретный микрофон более совершенен - он гораздо компактнее угольного, дает более чистый звук и менее чувствителен к сотрясениям. У обоих типов микрофонов выходной электрический сигнал является аналоговым: он пропорционален меняющейся громкости звука.

    Стандартный телефонный аппарат состоит из корпуса, телефонной трубки и соединяющего их провода. Внутри пластикового корпуса размещены схема вызова и соединенный с ней частично выглядывающий наружу номеронабиратель, на внешней стороне которого расположены рычажный переключатель и диск (или кнопки) для набора номера.

    Передающий, и приемный элементы (микрофон и громкоговоритель) телефонной трубки имеют по два выходных медных провода, присоединенных к четырем внутренним медным жилам спирального шнура, который соединяет трубку с корпусом телефонного аппарата.

    Набор абонентских номеров осуществляется как импульсным, так и тональным способом. Импульсная разновидность набора посылается с аппаратов, снабженных в основном дисковым номеронабирателем, хотя существуют и некоторые кнопочные телефоны, посылающие импульсы, - в этом случае в момент набора мы слышим щелчки, равные по количеству цифрам, из которых состоит вызываемый номер. Но гораздо более распространенными в последнее время являются все же аппараты с тональным кнопочным набором. При тональном наборе слышатся звуки различной высоты, на которые и реагирует станция, производя необходимое соединение.

    Основой работы каждого телефонного аппарата является его связь с АТС, на которой происходит бесперебойная фиксация состояния рычажного переключателя аппарата абонента. Если линия свободна, происходит автоматическое отправление сигнала вызова с помощью звонка, если же занята, то абонент оповещается об этом знакомым всем прерывистым сигналом. Непрерывный сигнал готовности, слышимый в трубке в момент ее снятия, - свидетельство того, что соединение между телефонным аппаратом и АТС установлено, если же в трубке тишина, то связь может отсутствовать по трем причинам: перебои в работе АТС, неисправность аппарата или розетки или наличие задолженности по оплате телефонных услуг.

    Дисковые телефонные аппараты - истинные «ветераны» телефонной истории, они верно служат людям начиная с 1896 года. Кнопочные же появились на свет только в 1963-м, став объектом постоянного совершенствования и расширения возможностей предоставляемых телефонными станциями услуг. Сегодня тональные кнопочные номеронабиратели помимо ставших уже давно привычными цифровых кнопок имеют также дополнительные, которые предназначены для особых видов обслуживания. С их помощью можно, например, устанавливать автоматический набор наиболее частых или экстренных вызовов, а также перевести вызов в режим ожидания или на повтор набора необходимого номера.

    2. Первые телефонные станции.

    Вплоть до введения в эксплуатацию автоматических телефонных станций (АТС), состоявшегося в 1930 году, на первых телефонных станциях (ТС) соединение абонентов осуществлялось вручную. Несколько телефонисток, снабженных так называемой гарнитурой (комплект из наушников и микрофона), днем и ночью осуществляли сотни ручных соединений. В 1910 году на каждую из них приходилось от 160 до 170 вызовов в час. Поскольку должность телефонистки считалась в те времена достаточно престижной, правила отбора были крайне жесткими. На службу принимались только девушки (причем без права выходить замуж), обладающие высоким ростом и размахом рук не менее 154 см (чтобы дотягиваться до соединительных гнезд). Они также должны были иметь хорошую память (чтобы запоминать имена абонентов, их должности и титулы) и знать иностранные языки. Главными же требованиями, предъявляемыми к ним, были: ни при каких обстоятельствах не покидать своего рабочего места, не грубить клиентам и не выказывать собственной беспомощности перед лавиной звонков. При этом выходной им полагался только один раз в месяц. Но, несмотря на все меры предосторожности, сбои и ошибки в работе старательных телефонисток все равно были, так как на станциях стоял невообразимый шум и сосредоточиться просто не было возможности.

    3. Таксофоны.

    Первый телефон-автомат, или таксофон, был продемонстрирован в 1890-м на Всемирной выставке в Париже. И в том же году в американском городе Хартфорде был установлен первый общественный таксофон. Плату за пользование этим новшеством было поручено собирать контролеру. Россия «обзавелась» подобными устройствами много позже - в Москве они появились в 1909 году (26 телефонов-автоматов - в черте города и 17 - за его пределами), а в Санкт-Петербурге в самом начале 1910-х годов. Спустя 2-3 года их число возросло почти в 3 раза, а к 1915 году достигло 93.

    Несмотря на растущую популярность этих удобных устройств, дело их внедрения существенно осложнялось тем, что городские аппараты охотно… крали, что привело к тому, что в один прекрасный день их стали приковывать цепью, а Телефонное общество «вошло в соглашение со сторожами о наблюдении за телефонными будками». Со временем положение нормализовалось и телефоны-автоматы стали неотъемлемой частью городских улиц. Их число постоянно росло, и к 1938 году было принято решение об установке на московских АТС так называемых таксофонных пятисоток - специальных комплектов для подключения таксофонов. Тогда же на столичной Серпуховской площади был открыт первый таксофонный переговорный пункт общего пользования. К 1941 году было установлено 2775 телефонов-автоматов, а к настоящему моменту таксофонная сеть ОАО «МГТС» насчитывает около 25 000 аппаратов.

    За более чем столетнюю историю существования таксофонные аппараты продвинулись далеко вперед, хотя та задача, которая возлагалась на них на заре всеобщей телефонизации, осталась прежней - обеспечивать связь вдали от того места, где есть стационарный домашний или рабочий телефон. Самые совершенные из них оснащены массой возможностей - от отсылки факсов до выхода в Интернет.

    Правда, российские граждане пока не избалованы наличием подобного спектра услуг, но все идет к тому, что в ближайшие годы уличные телефоны-автоматы не только станут максимально комфортабельными, но и будут способны обеспечивать нас всем необходимым перечнем коммуникационных услуг, которые соответствуют требованиям XXI столетия. Первым шагом на пути к подобного рода модернизации отечественного парка таксофонов стал переход на карточную систему обслуживания, хотя наряду с чип-картами и картами СТК (сервисная телефонная карта) в России все еще продолжают существовать жетонные и монетные таксофоны, более того, почти 60% отечественного парка таксофонов приходится на устаревшее оборудование. Однако согласно разработанной Минсвязи концепции, предусматривающей дальнейшую модернизацию таксофонии, уже к концу 2002 года в каждом российском регионе должна быть обеспечена 5-процентная приемка ЕТК, или Единой Телефонной Карты, призванной обеспечить механизм универсального обслуживания на всей территории страны. Помимо этого, планируется в максимально сжатые сроки вывести из обращения старые модели таксофонов, такие как АМТ-69, модернизировать более поздние и постоянно внедрять новые, гораздо более совершенные, благо, что отечественные разработчики завода «Телта» уже создали отвечающий современным требованиям таксофон - ТМГС-15280V.6.

    4. Факсимильная связь

    Современные факсы, которыми оснащены сегодня едва ли не все офисы, имеют за своими плечами без малого 160 лет истории. А это означает, что первая факсовая машина, появившись на свет в 1843-м, на 33 года опередила изобретение телефона. Принцип работы этого аппарата, созданного шотландским изобретателем Александром Бэйном, заключался в том, что он считывал текст, написанный с помощью рельефных металлических букв, а затем передавал его по телеграфным проводам.

    В 30-х годах XX века факсимильные (от лат. fac simile - делай подобное) машины получили самое широкое распространение в работе государственных и полицейских учреждений, а также в издательском деле, но все они работали на основе телеграфного принципа передачи информации, и лишь в 1966 году японская компания Xerox выпустила первый факсимильный аппарат (Magnavox. Telekopier- Fax), использующий для передачи информации телефонную линию. Для того времени это новшество стало настоящей сенсацией, хотя современному человеку уже трудно себе представить, что тогда одна страница текста передавалась в течение 4 - 6 минут.

    По мере совершенствования этих устройств скорость передачи повышалась, хотя и достаточно медленно: в 1974 году одну страницу можно было получить за 3 минуты, в 1980-м - за одну и лишь факсы последнего поколения в зависимости от модели способны передавать страничку в диапазоне от 6 до 1,7 секунды.

    Да и стоимость факсимильного аппарата за это время претерпела существенные изменения.

    Если самый совершенный факсимильный аппарат, изготовленный в 1882 году, был продан за 20 тыс. долларов, то сейчас самый дорогой аппарат можно приобрести за 1 тыс. долларов.

    Эволюция стандартов факсимильной связи выглядит следующим образом: так называемый Group 1 (первый из принятых международных стандартов) вступил в силу сразу же после представления фирмой Xerox «телефонизированного» факса - в 1966 году, Group 2 - в 1978-м и наконец последний, Group 3, самый быстрый и качественный в плане передачи черно-белых изображений и являющийся общеупотребимым и по сей день, - в 1980 году.

    5. Радиотелефоны.

    Появлением этой разновидности телефонной связи мир обязан американцам. Еще в 1921 году полицией Детройта была использована передвижная односторонняя радиотелефонная связь (в диапазоне 2 МГц) для передачи оперативной информации от центральной диспетчерской к приемникам, которыми были оборудованы полицейские машины. Дальнейшее развитие этого вида связи шло по пути исключительно специального, или ведомственного, применения. Массовое же распространение радиотелефония получила только к 70-м годам прошлого столетия, когда стало возможным обеспечить автоматическую передачу информации в обоих направлениях (раньше информация передавалась поочередно - от одной стороны к другой, причем с использованием ручной коммутации), и диапазон к тому времени составлял уже 450 МГц. Немногим позже в практику были введены так называемые «домашние» беспроводные радиотелефоны, давшие человеку возможность свободно перемещаться по квартире.

    Качество и дальность связи радиотелефонов во многом определяются используемой рабочей частотой. Поэтому радиотелефоны также прошли свой эволюционный путь от изначально аналоговых режимов работы (передача и прием происходят с помощью электрического сигнала, меняющегося в соответствии со звуковыми частотами речи) - к цифровым. И вызвано это было тем, что массовое использование радиотелефонов привело к существенной перегруженности эфира, да и незащищенность от несанкционированного подключения к радиотелефону посторонних лиц нельзя было сбрасывать со счетов. А значит, необходимо было повышать частоты и осваивать новые диапазоны. Применение современной микроэлектроники позволило создать принципиально новые модели цифровых радиотелефонов (речевой сигнал преобразуется в цифровой для передачи по цифровому речевому каналу), в частности DECT (Digital Enhanced Cordless Telehpone - Цифровой Усиленный Беспроводный Телефон), работающий в диапазоне 1880-1900 МГц. Диапазон работы аппаратов этого стандарта почти полностью исключает всевозможные помехи, а постоянно происходящий между трубкой и базой обмен защитным кодом делает подключение, а также прослушивание телефонного разговора практически невозможным.

    6. Автоответчик.

    Первоначально он состоял из кассетного диктофона, устройства управления и узла согласования входа и выхода диктофона с телефонной линией. Но со временем на смену кассетным автоответчикам пришли цифровые, позволяющие «запоминать» поступающие сообщения в цифровом виде в микросхемах памяти. Последние гораздо более компактны, надежны, долговечны и удобны в использовании, чем их предшественники. Сообщение воспроизводится в течение нескольких секунд простым нажатием кнопки, его при необходимости можно удалить из памяти целиком, а можно сохранить интересующий вас фрагмент, можно также изменять и скорость воспроизведения. Сочетание же автоответчика с АОНом, в том случае, если звонящий не захочет оставлять информацию, дает возможность узнать, кто же все-таки хотел с нами связаться.

    7. Видеотелефон.

    Такая новинка в области возможностей, предоставляемых телефонной связью, как видеотелефон, появилась в Европе в 60-х годах прошлого столетия, но потребовалось еще 30 лет, чтобы подобные аппараты получили достаточно широкое распространение. По сути, это тот же самый телефон, только снабженный встроенным экраном, что позволяет не только слышать вашего собеседника, но и видеть его. Для этого телевизионная камера, встроенная, предположим, в ваш телефонный аппарат, формирует сигнал вашего изображения, после чего оно высвечивается на экране того аппарата, обладателю которого вы решили позвонить. При этом звонить подобным образом можно в места любой отдаленности. Такие телефоны позволяют также записывать полученные изображения на видео, а также воспроизводить его на экране телевизора. Подобный «эффект присутствия» удобен не только в обычной жизни, при общении с людьми, находящимися на отдаленных расстояниях, он бывает крайне необходим в том случае, если вам надо присутствовать на какой-то важной встрече, а вы, по независящим от вас обстоятельствам, не можете этого сделать. Высокая стоимость видеотелефонов (порядка 700 долларов) пока не позволяет российским гражданам считать их предметом повседневного обихода, но все идет к тому, что в ближайшем будущем они станут неотъемлемой частью нашей жизни.

    8. Модем.

    Еще в середине 70-х годов прошлого века процесс компьютеризации общества зашел настолько далеко, что возникла надобность в настоятельном решении задачи обмена информацией на большие расстояния. Существовало два пути решения этой проблемы. Первый - создать специальную кабельную сеть, второй - использовать телефонные линии. Второй был гораздо разумнее и экономически выгоднее, но дело осложнилось тем, что до 1975-го в Соединенных Штатах Америки действовал запрет на подключение к телефонным линиям любого другого, кроме телефонного, оборудования. Положение спасла Федеральная комиссия по связи, отменившая это ограничение. Так модем увидел свет. Это устройство было призвано преобразовывать цифровой сигнал компьютера в аналоговый сигнал телефонной линии, то есть МОДулировать, а также осуществлять обратное преобразование, то есть ДЕМодулировать, отсюда - и название.

    Назначение модема заключается в том, чтобы посредством локальных вычислительных сетей (ЛВС) подключать один компьютер к другому, а с помощью телефонной сети соединяться с другими компьютерными сетями, в том числе с системой электронной почты. С его помощью можно переписываться с людьми из самых разных стран мира, узнавать последние новости, скачивать компьютерные программы, а также принимать и отправлять факсимильные сообщения.

    9. IP-телефония.

    Принцип работы этой технологии основан на преобразовании голосовых сигналов в сжатые пакеты данных, посылаемые другому абоненту по выделенным каналам связи, использующим IP-протоколы (в частности, на этом протоколе основана сеть Интернет), и последующей их декодировки обратно в голосовые сигналы.

    Использование цифрового формата и выделенных каналов обеспечивает высокое качество связи, повышенную безопасность и конфиденциальность. В отличие от обычной телефонной связи IP-телефония не требует разветвленной сети АТС и специальных линий связи между ними, к тому же, предельно сжимая голосовые сигналы, она позволяет максимально использовать емкость телефонных линий.

    Так как при таком способе соединения не задействуется телефонный оператор междугородней или международной связи, стоимость минуты разговора уменьшается в несколько раз.

    Кроме того, звонить на любой телефон можно прямо со своего компьютера, установив предварительно специальное программное обеспечение и оснастив его звуковой картой, микрофоном и колонками или наушниками.

    Система автоматического определения номера (АОН) звонящего абонента, необходимая для автоматизации выхода на междугороднюю, а затем и на международную связь, появилась в середине 70-х годов прошлого столетия. Эта система, установленная на телефонных станциях, позволяла определять номер, с которого был произведен междугородний или международный звонок, с тем, чтобы выставить за него абоненту счет. Столь удобная функция не могла не остаться невостребованной и в обычной жизни, а потому уже в начале 90-х в продаже появились телефонные аппараты, снабженные функцией АОН индивидуального пользования.

    Это устройство, будучи подключенным к обычным абонентским линиям, позволяет определять номер звонящего абонента таким же образом, как это происходит на АТС.

    И если изначально АОНы являлись специализированными и сложными устройствами, то с появлением недорогих и достаточно мощных микропроцессоров цифровая обработка поступающего сигнала стала общедоступной функцией для каждого абонента.

    Хотя не стоит забывать и о том, что функция эта дополнительно нагружает телефонную сеть, а значит, и оплачивать ее нужно отдельно.

    Некоторые разновидности АОНов могут совмещаться с компьютером, а также переадресовывать на мобильные телефоны те звонки, которые раздаются дома в наше отсутствие. И это явно не предел их возможностей.

    11. Телефонная экспансия. Москва

    1882, 13 июля - день основания Московской городской телефонной сети. Открытие первой ручной станции в доме № 6 на Кузнецком мосту
    1895 вышел в свет первый список абонентов, включивший в себя 1 741 пользователя
    1911 вступило в силу право правительства России на выкуп Московской телефонной сети
    1916 на 100 жителей города приходилось 3,7 телефона
    1917, 14 ноября центральная телефонная станция была захвачена революционными войсками
    1924 смонтированы релейные АТС, рассчитанные на обслуживание 200 номеров в Кремле и 20 номеров - в научно-техническом отделе ВСНХ
    1935 завершена телефонизация всех действующих на тот момент станций метрополитена
    1941 в результате налетов фашистской авиации пострадали 5 АТС и 5 городских подстанций. Уничтожена техническая документация и личные дела сотрудников Московской городской сети
    1947 разработана генеральная схема развития и реконструкции телефонной связи Москвы
    1953 Мосгорисполком запретил прием в эксплуатацию новых домов без наличия телефонных вводов
    1961 в связи с денежной деноминацией монетоприемники телефонов-автоматов переоснащены под 2-копеечную монету нового образца
    1968 осуществлен перевод всей городской сети на 7-значную нумерацию
    1972 создание диспетчерской службы МГТС для контроля за бесперебойной работой сети во внерабочее время
    1985 в одной из московских квартир установлен 3-миллионный телефонный аппарат
    1994 на каждые 100 московских семей приходится 97,7 телефона
    2001 выпущена 10-миллионная таксофонная карта. Таксофонные карты МГТС стали приниматься в Санкт-Петербурге, Твери и Сочи
    2002, 13 июля - отмечен 120-летний юбилей МГТС

    «ДИВО» русская книга рекордов и достижений

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Наука и техника: Связь

    СВЯЗЬ

    ПЕРВАЯ ТЕЛЕГРАФНАЯ ЛИНИЯ

    Первый в мире практически пригодный электромагнитный телеграф (в виде целого комплекса электрических устройств) был изобретен в России в 1832 году Павлом Львовичем Шиллингом (1786 - 1837).

    Самая старая линия телеграфной связи в нашей стране была проложена между Москвой и Петербургом. Она была открыта в 1852 году.

    ПЕРВЫЙ ТЕЛЕФОН

    Русский телефон появился в Нижнем Новгороде осенью 1881 года. Это произошло всего через пять лет после того, как обладатель патента на этот вид связи американец А. Г. Белл сказал по своему аппарату несколько слов помощнику, находившемуся в другой комнате. Четыре года привыкали нижегородцы к новинке, дивясь и побаиваясь ее. А вскоре появилась первая городская линия и первые «телефонные» барышни, соединяющие абонентов.

    ПЕРВАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ В МОСКВЕ

    Первая телефонная станция в Москве открылась в 1882 году. На должность телефонисток правление общества приглашало только незамужних девушек. «Дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединении».

    ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ПОГОДЫ

    В 1884 году на окраине Петербурга состоялось первое испытание телефонного предсказателя погоды. В землю забили два железных стержня и соединили их проводами с телефонной трубкой. При приближении грозы в трубке явственно слышался рокот. Примерно за 12 часов до дождя - глухой шум. За час до грозы звуки в трубке напоминали удары града о стекло, а на изменение атмосферного давления аппарат реагировал шумом, напоминающим птичий гомон.

    ПЕРВЫЙ МЕЖДУГОРОДНЫЙ

    Первый междугородный телефонный разговор между Петербургом и Москвой состоялся 31 декабря 1898 года.

    ИЗОБРЕТЕНИЕ РАДИО

    7 мая 1895 года русский физик Александр Степанович Попов (1859 - 1905/06) продемонстрировал первый в мире радиоприемник. В 1897 году изобретатель достиг дальности радиосвязи 5 километров (связь была установлена между двумя военными кораблями: учебным судном «Европа» и крейсером «Азия»), а в 1901-м - 150 километров.

    ПЕРВАЯ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

    27 февраля 1919 года впервые по радио вместо азбуки Морзе прозвучал человеческий голос. Он исходил из Нижегородской радиолаборатории, руководителем которой был отечественный изобретатель Михаил Александрович Бонч-Бруевич (1888 - 1940). 15 января 1920 года проведена первая успешная радиопередача из Нижнего Новгорода в Москву, заложившая основы широкого вещания. В 1922 году под руководством Бонч-Бруевича построена первая в мире мощная (12-ки-ловаттная) радиовещательная станция имени Коминтерна в Москве.

    ТЕЛЕФАКС ИЗОБРЕЛИ В РОССИИ

    Первые реальные попытки передачи рисунка на расстояние относятся к XIX веку. Основой для этого послужило изобретение русскими учеными П. Л. Шиллингом и Б. С. Якоби П801 - 1874) электрического телеграфа. 5 мая 1908 года ученый О. А. Адамян (1879 - 1932) получил патент на систему передачи двухцветного изображения по проводам. Ованес Абгарович решил применить к фотографии гениальное изобретение А. С. Попова - радио. В октябре 1921 года он выступил на VIII Всероссийском электротехническом съезде с докладом о передаче фотографических изображений на расстояние. За свои изобретения в этой области он был удостоен награды ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства СССР). 30 июня 1930 года Адамян осуществил прием первой фоторадиограммы по своей схеме между Москвой и Ленинградом.

    Многое сделал в этой области и Б. Л. Розинг (1869 - 1933). Благодаря его изобретению, а также работам других русских и советских ученых и инженеров появились фототелеграф и факсимильная связь.

    ПЕРВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ

    Первая отечественная импульсная радиолокационная станция была создана в 1936 - 1937 годах группой сотрудников Ленинградского физико-технологического института. Позднее была сконструирована радиолокационная станция серии РУС (радиоулавливатель самолетов), которая послужила основой для разработки последующих образцов. Эти станции использовались в системах ПВО Советского Союза.

    САМАЯ СОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА КОДИРОВАНИЯ

    Засекреченная телефонная связь - не роскошь, а необходимое средство защиты государственной и личной безопасности. Причем нуждаются в ней не только органы власти, но и банкиры, предприниматели. Как выяснилось, в этой области мы не только не отстаем, но и значительно перегоняем Запад. Так, если телефонные разговоры немецкого электронного гиганта «Сименс» гарантируются кодированием с возможным числом комбинаций - десять в тридцать восьмой степени, то у нас число комбинаций - десять в сотой степени.

    В начале 1992 года в России было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), которое обеспечивает засекреченной связью все нуждающиеся в ней структуры.




Top