Почему чацкий обречен на одиночество по комедии. Сочинение на тему: Почему Чацкий обречен на одиночество (по комедии «Горе от ума» А.С

Почему Чацкий одинок в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"?

Комедия "Горе от ума" создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума", несли в общество новые идеи, настроения.

В образе Чацкого показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против общества в защиту свободы, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова - друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый человек. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.

Чацкий ненавидит всё пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Стремление Чацкого - служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам. Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".

Одно из главных отличительных свойств Чацкого - полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.

Чацкий - единственный положительный герой в комедии Грибоедова.

Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Хочется надеяться, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не оставила девятиклассников равнодушными. Комедия прекрасного мастера слова, о котором великий поэт А.А. Блок сказал, что «не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных».

В ноябре 2016 года в 9 классе проведен открытый урок по литературе «Трагическое одиночество Чацкого». В начале урока были предложены «грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»): надо было закончить фразу и за правильный ответ получить 1 балл.
Например: Уж коли зло пресечь: забрать ….. /все книги бы да сжечь/.

С 25 «поговорками» учащиеся справились без особого труда: комедию прочитали. Самым активным оказался Михаил Кравченко.

Сообщения, подготовленные дома, показали, что девятиклассники понимают своеобразие бессмертной комедии Грибоедова, владеют монологической речью.

Тимофей Хопрянинов рассказал об идейном замысле комедии и ее композиции.

Степан Цыбин дал характеристику защитникам старины, представителям «века минувшего».

Михаил Кравченко очень энергично представил Александра Андреевича Чацкого. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям. Интересна и личная драма Чацкого.
Анна Береснева и Артур Кадников проанализировали ключевую сцену комедии (действие III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого. Анна целенаправленно выделяла определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни. Артур старательно помогал Анне.

«Горе от ума» или «Горе уму»?

Равнодушных в классе не было при обсуждении этого проблемного вопроса. Каждый старался высказать свое мнение. Драматург Грибоедов недвусмысленно выразил свою точку зрения: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека»… Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.

Тема урока «Трагическое одиночество Чацкого». На вопрос: «Согласны ли вы с такой формулировкой?» - ответы были разные.

Михаил защищал Чацкого, для которого идеал не Максим Максимыч, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность. Чацкий за единение интеллигенции с народом. Называет его «умным» и «бодрым», т.е. жизнедеятельным. Речь у Михаила грамотная, выразительная.
Неплохо умеет говорить Степан. Ему нравится, что Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто их высказывать. Чацкий спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».

Анна немногословна, но говорит с достоинством, грамотно.

Тимофей и Артур больше слушают, высказывают свое мнение редко.

Урок прошел незаметно. Мнение девятиклассников было единодушным: таких людей, как Чацкий, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми - будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

Цели урока:
- совершенствовать навыки анализа произведения;
- расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии;
- определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа;
- показать значение пьесы для русской литературы;
- выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Оборудование:
компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума». Книги А.С. Грибоедова «Горе от ума».

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Проверка домашнего задания (индивидуальное задания).
  4. Сообщение новой темы:

Беседа по вопросам с привлечением текста;
- просмотр видеофрагмента.
5. Проблемный вопрос.
6. Слово учителя.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.

Ход урока.
Тест по содержанию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы». Это известное высказывание А.С. Пушкина стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.
«Грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний») надо закончить. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. Скромна, а ничего, кроме _______

/проказ и ветру на уме/.

  1. У девушек сон

/утренний так тонок/.

  1. Минуй нас пуще всех печалей

/и барский гнев, и барская любовь/.

  1. Нельзя ли для прогулок
  1. Не надобно другого образца,

/когда в глазах пример отца/.

  1. Кто беден,

/тот тебе не пара/.

  1. Подумаешь, как счастье

/своенравно/.

  1. И золотой мешок, и

/метит в генералы/.

  1. Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и

/ездить так далёко/.

  1. Что значит видеть свет! Где ж лучше?

/Где нас нет/.

  1. Когда постранствуешь, воротишься домой,

/и дым Отечества нам сладок и приятен/.

  1. Господствует еще смешенье языков:

/французский с нижегородским/.

  1. Не человек,
  1. Что за комиссия, создатель,

/быть взрослой дочери отцом/.

  1. Служить бы рад,

/прислуживаться тошно/.

  1. Упал он больно,

/встал здорово/.

  1. Чтобы чины добыть,

/есть многие каналы/.

  1. И кто влюблен -

/на все готов/.

  1. Я странен, а

/не странен кто ж/.

  1. Пустейший человек, из

/самых бестолковых/.

  1. Над старостью смеяться
  1. Уж коли зло пресечь: забрать

/все книги бы да сжечь/.

  1. Ба! знакомые

/все лица!/.

  1. Вон из Москвы! Сюда

/я больше не ездок/.

  1. Ум с сердцем

/не в ладу/.

  1. Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот

/чем я людям мил/.

  1. Счастливые

/часов не наблюдают/.

  1. Делить со всяким можно
  1. Он дойдет до степеней известных,

/ведь нынче любят бессловесных/.

  1. Он слова умного

/не выговорил сроду - мне все равно, что за него, что в воду/.

Вступительное слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - произведение замечательное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и … - больше всего комедия - какая едва ли найдется в других литературах…».

Сообщения учащихся:
Тимофей - Идейный замысел комедии и ее композиция.
Степан - «Век минувший» (фамусовское общество).
План (примерный):

  1. Кто они, защитники старины?
  2. Люди фамусовского круга являются убежденными сторонниками самодержавно-крепостнического строя.
  3. В фамусовском обществе человека ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам.
  4. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей.
  5. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство.
  6. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.
  7. Консервативное общество Фамустовых - крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению.
  8. Воспитание, которое получают представители фамустовского общества, делает их чуждыми своему народу.

Михаил - «Век нынешний» (Александр Андреич Чацкий).
План (примерный):

  1. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям.
  2. Прослушивание фрагмента (видеоролик) «Монолог Чацкого «А судьи кто?».
  3. Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?
  4. Личная драма Чацкого.

Анна - Артур.
Выразительное чтение и анализ ключевой сцены (д. III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого (выделить определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни, показать роль этой сцены в развитии драматического конфликта комедии).

Обсуждение .
Слово учителя.
В комедии представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молчалин) до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий). Именно такому уму «Горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим…
Грибоедов:
«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Назвав Чацкого умным, а других героев - глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.

Грибоедов показывает горе умного человека, который принужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.

Как известно, Пушкин, высоко оценивший комедию в целом, критически отнесся к ее герою, упрекнув Чацкого в том, что тот произносит свои речи перед фамустовским обществом.

Показывая неудачу проповедей Чацкого, Грибоедов показывает, что от слов пора переходить к делу, к действию.

Несмотря на то, что Чацкий терпит неудачу, глубокой ошибкой было бы считать его «лишним человеком», беспочвенным мечтателем, «одиноким протестантом». Сам Чацкий отнюдь не чувствует себя одиноким. В знаменитом монологе «А судьи кто?» он выступает от лица нового поколения.
Где, укажите нам , отечества отцы…

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи.

Кто это - «мы »? Кого имел в виду Чацкий? «Судьям » он противопоставляем молодое поколение, идущее другим путем. Образ «одного из нас» возникает в словах грибоедовского героя.

Враг исканий,
Не требуя ни места, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

Это и двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов, и князь Федор - химик и ботаник, «который чинов не хочет знать», чуждается пустой светской среды, это и профессора, упражняющиеся в «расколах и безверии».

Что Чацкий не одинок, понимает и Фамусов. «Ужасный век! - воскликнул он. - Нынче пуще чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».

И, как верно заметил Гончаров, «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим…»

Вопрос.
Тема нашего урока: «Трагическое одиночество Чацкого». Согласны ли вы с такой формулировкой?
Обсуждение.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: тест (контрольный).
Из книги для преподавателей «Литература. 9 класс. Поурочные планы». Автор - составитель С.Б. Шадрина.
Волгоград, издательство «Учитель», 2014.

«Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий.

Александр Андреевич Чацкий – личность, которую Грибоедов наградил такими чертами как независимость, свободолюбие, щедрость души. Он имеет собственный взгляд на происходящие события, желание бороться с несправедливостью. Герой буквально пропитан любовью к народу и желанием противостоять жестокой крепостнической системе, угнетающей людей. Его чувства искренни и непосредственны. Это касается и чистоты его любви в Софье.

В своем произведении драматург создал «нового человека» эпохи. Он не такой как все, «чужак», «отщепенец», а значит, обречен на непонимание и одиночество.
Герой приходит в мир с новыми идеями, мыслями, взглядами. Он осуждает нравы, которые стали основой жизни «фамусовского общества», укоренившись в умах и сердцах. Чацкий – сильный и мужественный человек, готовый сражаться за свои принципы и идеалы.

Но оказывается, что его новые взгляды никому не просто не нужны, а даже вредны. Ведь они нарушают покой того, что уже устоялось, превратившись в уютное болото. Чацкий пытается что-то изменить, но не тут-то было. Ему предлагается стать таким, как все, отказаться от своих взглядов. Но для него стать серой личность в такой же толпе равносильно нравственной смерти.

Герой комедии, принявший безоговорочное решение идти против системы, остается в полном одиночестве. Мало того, фамусовское общество, не прощает ему независимости и свободолюбия, распространив глупый слух о его сумасшествии. Оно отвергает «безумца», изгоняя его из своего мира.

Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с окружающим его обществом. Ведь цели, ценности, идеалы для них совершенно разные. Представители мира Фамусовых не могут признать взгляды Чацкого правильными, ведь тогда нужно будет отказаться от своего уютного мирка. А это для них невозможно.

Вот и получается, что, как и для любого человека, решившего пойти против системы, для Чацкого уготован единственный выход – путь изгоя. Два совершенно разных мира не могут находиться рядом.

    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
  • Большинство имеет важное значение в жизни общества, ему противостоять крайне трудно, особенно находясь в одиночестве.

    В этом и заключается особый трагизм образа Чацкого, противостоящего толпе. Из двух десятков персонажей, представленных в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», только Чацкого, бесспорно, можно считать отчасти героической фигурой, бросающей вызов фамусовскому обществу, но и поэтому бескрайне одинокой.

    Стремление к независимости главного героя

    Главный герой наделен внутренней независимостью и стремлением к свободе. Он пытается бороться с несправедливостью, которой полна окружающая его действительность. У него есть собственное мнение, и он яростно его защищает. Он искренне любит свою страну и свой народ, желает разрушить систему, основанную на крепостном праве и унижении человеческого достоинства. Искренность его чувств и стремлений не вызывает сомнений.

    Одинокий Чацкий в фамусовском обществе

    Чацкого по праву считают примером того, как трудно донести до масс новые мысли. Особую сложность вызывает поражающая воображение косность взглядов фамусовского общества. Их почти невозможно изменить, поэтому главный герой обречен на изгнание и одиночество. В комедии лишь один человек говорит о морали, социальных преобразованиях и духовности. Остальным нет до этого дела. Они стремятся лишь к собственному благополучию. Служение делу - принцип, который провозглашает Чацкий, противоречит образу мыслей Фамусова и его окружения.

    В образе главного героя мы видим нового человека эпохи, отличающегося от большинства. Этот человек не подстраивается под условности света, поэтому обречен на то, чтобы быть непринятым окружающими его людьми. Чацкий является ярым проповедником новых, реформаторских идей, он осуждает мораль московского дворянства, нравы, лежащие в основе их существования. Его мужество, бесспорно, заслуживает уважения.

    Его новаторские взгляды не находят отклика среди представителей фамусовского общества. Он вредны для консерваторов. Его идеи нарушают привычный ход вещей, удобный для большинства. Главный герой стремится к переменам, но сталкивается с трудностями.

    Решившись на борьбу, Чацкий восстает один против всех. Московская аристократия не может простить его вольнолюбия, распространив слух о безумии главного героя, таким образом полностью отвергая его.

    В чем же одиночество главного героя?

    Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с консервативным большинством. Их ценности и стремления противоречат друг другу. Аристократы не принимают его идеи, так как следование им потребует от них изменить удобное устройство мира. Это и становится причиной одиночества Чацкого.

    Почему Чацкий одинок в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"?

    Комедия "Горе от ума" создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума", несли в общество новые идеи, настроения.

    В образе Чацкого показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против общества в защиту свободы, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

    Александр Андреевич Чацкий - это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова - друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый человек. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.

    Чацкий ненавидит всё пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Стремление Чацкого - служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам. Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".

    Одно из главных отличительных свойств Чацкого - полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.

    Чацкий - единственный положительный герой в комедии Грибоедова.

    Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

    В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

    Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".



    
    Top