Полифония и многоголосие. Имитация в полифонии



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Звучит музыка "Времена года" А. Вивальди.

Учащиеся входят под музыку, готовятся к уроку.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Вступительное слова учителя.

1. Чтение отрывков из стихотворений

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит:

Ребята, скажите, о чем идет речь?

Ответы детей.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.

А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.

Что такое эпиграф.

Ответы детей.

Слайд №2

"Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный".
Ульям Шекспир.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ответы детей: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.

Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?

Ответы детей: Нам помогают еще и художники.

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Тема нашего урока "Образ весны в искусстве"

Учитель: Цель нашего урока: определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны.

Вспомните, какие поэтические произведения вы знаете о весне? Назовите их авторов?

Сегодня мы с вами вернемся к творчеству Ф. И. Тютчева.

Учитель: Какие интересные моменты его жизни вам запомнились?

Ответы детей: Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале "Современник". В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.

Учитель: Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.

И вот одним из таких чудес является стихотворение

"Весенние воды"

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят -

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед".

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение.

Вам понравилось это стихотворение? Какие чувства и настроение оно вызывает?

Ответы детей.

О какой весне пишет поэт? (о ранней)

Какие слова вам подсказали? (ещё в полях белеет снег)

Словарная работа.

В стихотворении есть слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте поговорим о них.

Гонец - человек, посланный куда-нибудь со срочным известием

Анализ стихотворения.

(Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.)

Учитель: А теперь проанализируем стихотворение.

1 четверостишие (читается)

Каким поэт Тютчев назвал берег? (сонным)

Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят? (блещут - вода отражается в лучах солнца; гласят - бегут, разговаривают, шумят)

Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят)

Что общего между всеми этими словами? (глаголы)

Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны.

2 четверостишие(читается)

Прочитайте, что гласят весенние ручьи. (Весна идёт! Весна идёт!)

Как они сами себя называют? (мы молодой весны гонцы)

Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят)

Как в литературе называется этот приём? (олицетворение)

Олицетворение - такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

3 четверостишие (читается)

О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны)

Учитель: И вот ребята, мы еще раз убедились, в том,что Ф.И. Тютчев непревзойденный мастер пейзажа и художественного слова при помощи средств художественной выразительности он показал одухотворенность многогранность, многоликость, яркость весенней природы.

Сейчас мы с вами рассмотрели литературный пейзаж, но пейзажи еще бывают и живописными.

Кто создавал живописные пейзажи?

Ответы детей.

Ученик: Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А. К. Саврасова, В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. И. Левитана "Весна. Большая вода"

Ученик: на картине изображён момент половодья, когда "большая вода" покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.

Ученик: "Весна - большая вода" очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.

Моменты весеннего пробуждения природы мы можем увидеть на картинах других наших художников.

"Грачи - первые вестники весны".

Учитель: Как на Руси весну встречали раньше?

Ответы детей.

Слайд №10

Учитель. А еще в эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, чтобы птицы казались летящими. При этом пели песни-заклички.

Песни-заклички назывались "Веснянками". Сейчас мы с вами одну из таких песен и послушаем.

Слайд №11

(звучит музыка)

Учитель: При помощи каких средств художник раскрывает образ весны.

(красок, линий, кисти)

Учитель: Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимое всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой.. После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна.

Назовите мне первые цветы, которые появляются весной? (подснежники)

Слайд №12

И вот почему их так называют и символом чего они являются, об этом нам сейчас расскажут.

Ученик : "Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники, стали символом надежды и любви"

Ученик : А я знаю другую легенду про нас. "Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-го марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви".

Учитель : Какие красивые легенды рассказали нам! Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора

Слайд №13

Учитель: П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы. Им написан целый цикл, который он посвятил всем временам года. Он так и назвал свой цикл "Времена года", где каждому месяцу года он посвятил целое произведение. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф.

Слайд №14

Учитель: Эпиграфом к музыкальной пьесе "Подснежник" Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой - последний снежок.
Последние слезы о горе былом.
И первые грезы о счастье ином.

(Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла "Времена года" Подснежник)

Слайды№№ 15 - 21

Учитель: Какой характер произведения?

Какую картину вы себе представили, слушая произведение?

Музыкальная пьеса Чайковского "Подснежник" наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

Слайд№22

Учитель: "...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!"

Насколько перекликаются настроения стихотворения, картины, музыкальной пьесы?

Ответы детей. Настроения радости, так как происходит пробуждении природы.

Учитель: А когда еще бывает такое состояние пробуждения.

Учитель: Что такое утро? (появление солнышка на небе)

Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения "Утра", а вы попробуете изобразить появление солнышка. Будьте внимательны. Под мелодию вы должны будете поднимать руки на вверх. Как солнышко восходит. И на кульминации солнышко должно будет проснуться и поднять на небо. Это все вы будете показывать.

Слайды№№23-28

Учитель: Молодцы, у вас хорошо получилось.

  • Какое настроение было в произведении? (певучее, спокойное, напевное, мелодичное)
  • Какой темп был у произведения? (умеренный, медленный, спокойный).
  • Какие инструменты солировали в оркестре? (скрипка, флейта).
  • Какие интонации слышны в теме флейты? (пение птиц)
  • Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы? (да)
  • А с помощью чего? (темпа, характера, инструмента)

Учитель: Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно "Утро".

Слайд №29

Учитель: Как вы думаете, почему мелодия "Утра" отражает в себе весенние образы?

Ответы детей: Весной и утром вся природа вокруг просыпается.

Учитель: Молодцы! Увидеть красоту природы помогает и песня Александра Ермолова "Апрель"

(исполнение песни)

Слайды №30, 31

Учитель: Делаем вывод по сегодняшнему уроку.

Учитель: Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства.

Вначале урока мы поставили перед собой цель - определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны. Давайте ответим на этот вопросы:

  • Как раскрывает образ весны живопись? (рисует образ линией и красками)
  • Как музыка? (звуком)
  • Как литература?(словом)

Учитель: Каждый из вас был настоящим творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

И в заключение мне захотелось пожелать:

Слайд №34

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,
ничто не повторится.

За мигом миг,
за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так и нет
Через одно мгновенье.

IV. Сегодня, когда будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Вивальди, Чайковского, Тютчева, Саврасова...

Лекция-концерт "Весна" (из цикла "Времена года в искусстве")

Гаснет свет. Под музыку 1 части скрипичного концерта А.Вивальди «Весна» идет демонстрация слайдов. (3 мин. 30 сек.). Зажигается свет.

Добрый вечер, дорогие друзья, юные музыканты, уважаемые взрослые, наши гости! Летом и осенью, зимой и весной, прекрасна, многолика и неповторима наша природа. Во все времена она служила неисчерпаемым источником вдохновения писателям и поэтам, художникам и композиторам... И сегодня наша встреча в цикле «Времена года в искусстве» посвящена замечательной поре - весне. Вот уже в последние дни этого времени года мы будем слушать музыку, стихи и романсы, посвященные весне.
По традиции нашу встречу мы начали со скрипичного концерта итальянского композитора 18 века Антонио Вивальди. Только что вы слышали фрагменты из его концерта «Весна ». Образы весенней природы возбуждали фантазии многих художников. И сейчас вы видели репродукции картин русских художников 19 века: Шишкина, Васильева, Репина, Айвазовского... И я думаю, что вы, конечно же, сразу узнали картину пейзажиста Алексея Саврасова «Грачи прилетели ».

В народе весну встречают с прилетом грачей. В народе говорят:
Грач на горе - весна во дворе.
И еще: Увидал грача - весну встречай.

? Скажите-ка, ребята, а с какого месяца начинается весна?
Правильно весна начинается с марта. Возможно, именно поэтому первый день этого месяца - 1 марта, в древней Руси называли новичком.
? А знаете ли вы, ребята, что с 1 марта, а точнее Мартуса, в старину в некоторых странах отмечали Новый Год?
Да-да, не удивляйтесь. Первоначально и на Руси март был новогодним месяцем. Может быть потому, что март - хранитель вечного чуда обновления природы. Это пора, когда природа просыпается после долгой зимней спячки, когда все кругом пробуждается и обновляется. А в некоторых странах до сих пор в марте встречают Новый год. В мусульманских странах, вы знаете, этот праздник называется Новруз.
Именно в мартовский Новый Год появился старинный обычай прыгать через костер. Вот через такой костер и прыгнула Снегурочка из хорошо известной всем весенней сказки. Этот обычай русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков воспроизвел в своей опере - весенней сказке, которая так и называется - «Снегурочка». Растаяла Снегурочка - и нет больше зимы.
Обычно весна не очень-то торопится прийти к нам. И в марте она все еще борется с холодами да вьюгами. И чтобы весна пришла поскорей, раньше был такой обычай -зазывать весну на Русь.
«Весна, весна красная! Приди весна с радостью!» - так пелось в старинных песнях. А еще не так давно украинские и белорусские ребятишки звали приход весны - кликали весну, и пели песенки, которые называют веснянками. А в наше время веснянками называют вообще песни о весне.
№1. Послушайте и вы «Веснянку» на украинском языке в исполнении нашими преподавателями.

В старину люди верили, что весну приносят на своих крыльях птицы. И очень ждали дня 22 марта, когда по приметам вместе с птицами прилетает весна. В этот день, его еще называют «Сороки», бабушки пекли из теста булочки в виде птичек-жаворонков. А ребятишки выбегали с этими печеными птичками на сугробы и кричали:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам!
Принесите нам весну - красну!
Зима надоела, весь хлеб поела!
Сейчас этот обряд уже очень редко можно встретить в деревнях и он превратился просто в детскую забаву. Однако на «сороки», т.е. 22 марта, действительно можно услышать пение полевого жаворонка. Журчит жаворонок, переливается, сверлит высь неба. А попробуйте-ка разыскать этого маленького солиста - ни за что не увидать. За свои солнечные гимны жаворонок, эта птичка-невеличка, считается на Руси символом Родины. В народе говорят: жаворонок весну благословил.
Этой птичке посвящено немало стихотворений. Русский композитор М.И. Глинка создал известный романс на стихи Кукольника. Романс этот так и называется ¬ «Жаворонок». Такое же название носит пьеса русского композитора П.И.Чайковского из уже знакомого всем вам фортепианного цикла «Времена года», и посвящена она месяцу марту. А пьеса из другого, тоже известного вам цикла, из «Детского альбома» Чайковского, называется «Песня жаворонка»
№2. Чайковский, «Детский альбом», «Песня жаворонка».

У месяца марта много поэтических названий:
март-зимобор - зиму забирает
март-новичок - кругом природа обновляется
март-протальник - в честь того, что появляются первые проталины.

? И еще одно название, ну-ка, ребята, догадайтесь, почему март называют капельником?
Правильно, солнышко пригревает, сосульки тают и начинается капель. В народе говорят: февраль силен метелью, а март - капелью.
Наши отечественные композиторы В.Белецкий и Н.Розанова создали цикл пьес для балалайки и фортепиано, посвященных весне. Каждая пьеса этого цикла - это своего рода картинка весенней природы. Здесь можно услышать и шуршание льда на реке, и чириканье воробья, и звон весенней капели... Каждая пьеса цикла предваряется небольшим предисловием, которое вам подскажет, какое настроение передается в песне - картине.
№3. Послушайте пьесу «Колыбельная» , в которой композиторы Белецкий и Розанова передают звон весенней капели.
№4. «Весна» - так называется еще одна пьеса - картина из цикла В.Белецкого и Н.РозановоЙ. Послушаем ее.
№5. В старину люди наблюдали, что через 20 дней после прилета грачей начинается ледоход. Послушайте еще одну пьесу-картинку, которая так и называется - «Ледоход» .

? Ребята! А как называется первый весенний цветок, он первым показывается из под снега?
Да это подснежник.
В Молдавии в течение первых десяти мартовских дней отмечают замечательный праздник - праздник весны и искусства. А происхождение этого праздника имеет свою легенду. Послушайте ее:
Злой дух хотел похитить красавицу-весну. Но отважный витязь вступил в борьбу с ним. И победил! На том месте, где проливалась кровь смельчака, расцвел подснежник.
Голубенький чистый подснежник - цветок.
А подле - сквозистый последний снежок.

Эти поэтические строки Майкова П.И.Чайковский взял эпиграфом к пьесе из цикла «Времена года», которая называется «Подснежник».
№6. Послушайте ее в переложении для флейты и фортепиано. Итак, Чайковский, «Времена года», «Подснежник» .
Второй месяц весны древние римляне нарекали словом «апрелис», что означало «раскрывать» - так как в этом месяце на некоторых деревьях распускаются почки. Еще апрель называют «цветнем» - по началу цветения растений. За первые яркие весенние краски в Белоруссии апрель называют «красавик).
За изменчивый характер - все таки в апреле погода еще неустойчивая - тепло то дело сменяют холода - апрель получил много народных прозвищ - он И «капризник», и «обманщик», «плут», «лукавец». А 1 апреля у нас традиционно день шуток и всяческих розыгрышей. В апреле куда ни кинь взгляд - везде вода. А отсюда и новые имена для этого месяца - водолей, снегогон, месяц живой воды. В народе говорят: апрель водою славен. Картину весеннего половодья передал в своем стихотворении «Весенние воды» Ф.И.Тютчев. А композитор с.В.Рахманинов создал знаменитый романс на эти стихи. Помните?
А воды уж весной шумят
Бегут и блещут и гласят
Весна идет, весна идет!
№7. Весенней поре посвящено немало романсов и песен. Теплое апрельское дыхание, журчание весенних ручейков и весеннее настроение переданы в песне «Весна» , авторами которой являются композитор Дубровин и поэт Суслов. Исполнит ее вокальное трио.
«Все весны дыханием согрето,
Все вокруг и любит и поет...», - писал Алексей Толстой.
Да, в апреле все вокруг поет - поют ручьи, слышны голоса птиц, в водоемах устраивают концерты лягушки. А в конце месяца можно услышать, как отсчитывает годы кукушка...
Весна - пора любви, и кажется, что душа тоже поет весеннюю песню. Радостно на душе, и хорошее настроение дарит нам сама природа.
№8. Послушайте «Весеннюю песню» немецкого композитора Феликса Мендельсона в исполнении на валторне.

«В душе моей ликует весна», - поется в известном романсе татарского композитора Рустема Яхина. Какова весенняя природа у нас, в Татарстане, нам всем хорошо известно. А вот в Армении весна теплее, чем у нас и приходит немного раньше. В Армении много гор. С вершин этих гор бурлящих потоком бежит вода, половодьем разливается в равнинах. И все кругом оживает и дышит свежестью.
№9. Послушайте произведение армянского композитора Комитаса. Называется оно «Весна» . Исполняет инструментальное трио.

Последний месяц весны - май - у всех народов любимец. На Руси он издавна олицетворял витязя Победоносца, приносящего радость.
В мае природа ликует, утверждая силу ее жизни, ее величие, вечность и красоту. Земля одевает свой лучший наряд и это отражено в древнем названии месяца - травень, травный. Он же - цветень, удивляет нас волшебными своими красками. «Первые листочки», «Яблони в цвету» - эти и еще многие другие названия музыкальных произведений говорят о том, что тема майских красок, весенней акварели, необычайно популярна у композиторов.
№10. А сейчас вам предстоит услышать импровизацию на тему весенней акварели .

Действительно, ярки майские краски и даже ночи весной становятся короче, как будто красавица-природа, желая еще дольше показать свою цветущую красоту, сокращает майские ночи. А в Петербурге майские ночи называют белыми, потому что в этом месяце в городе на Неве почти так же светло, как и днем. Белые ночи стали источником вдохновенья для многих" русских поэтов. Среди них - Полонский, Апухтин, Вяземский, Гумилев и многие другие. Белые ночи нашли отражение в цикле «Времена года» Чайковского. Пьеса, посвященная месяцу маю называется «Белые ночи».
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю тебя, родной полночный край.
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
№11. Послушайте «Белые ночи» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского

В народе май - время листвы и цветения - называют «зеленый шум». У Некрасова есть замечательные стихи, посвященные этой поре:
Идет-гудет зеленый шум
Зеленый шум, весенний шум.
Русский композитор С.В. Рахманинов создал на это стихотворение кантату под названием «Весна». Для маленьких слушателей я напомню, что кантата - это крупное произведение для певцов-солистов и хора с сопровождением музыкальных инструментов. В кантате «Весна» хор поет гимн весне, а оркестр передает весенний гомон, щебетание птиц, шум сосновых лесов, белой березоньки.
Да, красив весенний лес! А красавица - береза одевается в зеленый наряд очень быстро - всего за одну ночь! А нежные зеленые огоньки листочки - похожи на севших на ветки мотыльков.
В старину в это время девушки в праздничных нарядах шли в лес. С песнями пригибали ветви молодых березок к земле, связывали их вершины, затем отпускали, и получалась зеленая березовая арка. Под березовыми арками пели песни, водили хороводы.
Береза - эта белокорая красавица с зелеными сережками - у всех любимица. А сколько песен посвящено ей! «Во поле береза стояла, «Ах ты, береза», «У нашей березы», и многие другие.
№12. Сейчас в исполнении ансамбля преподавателей отделения народных инструментов прозвучит старинный русский вальс «Березка»

А какое приволье в мае в садах! Молочным обливом красуются вишни, бело-розовым цветом благоухает яблоня, распустила душистые ветви черемуха. За ней спешат сирень и рябина...
«Один раз в год сады цветут», - поется в песне. И имя этой поре - месяц май - благодатное время сочных трав, цветущих садов и долгожданной теплыни. И в заключение нашего вечера послушайте
№13. произведение композитора Полонского «Цветущий май».

Май - весны венец. И уже совсем не за горами лето. И хотя в природе переход от весны к лету едва ли заметен, все равно, каждый из нас ждет – не дождется наступления лета - поры школьных каникул, отдыха и путешествий. Недаром в народе говорят: май - праздник, а июнь - счастье.
Дожидаясь этого поистине счастливого времени года, мы просим вас не забывать, что в цикле встреч, посвященных временам года в искусстве, нас ждет еще одна, посвященная лету. Следите за объявлениями и....
До встречи!

Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.

Музыкальное изложение

Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.

Характер этой музыкальной ткани называют фактурой , а так же музыкальным изложением или складом письма .

  • Монодию. Монодия – это одноголосная мелодия, чаще всего ее можно встретить в народном пении.
  • Удвоение. Удвоение лежит между одноголосием и многоголосием и представляет собою удвоение мелодии в октаву, сексту или терцию. Также может удваиваться и аккордами.

1. Гомофония

Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.

Гомофония может основываться на:

  • Ритмическом контрасте голосов

  • Ритмическом тождестве голосов (зачастую встречается в хоровом пении)

2. Гетерофония.

3. Полифония.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

  • Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
  • Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон

Фуга до-минор, И.С. Бах

Мелодика строгого стиля

Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.

Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:

  • Вертикаль, когда звуки сочетаются одновременно.
  • Горизонталь, когда звуки сочетаются разновременно.

Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:

Строгий стиль отличается:

  • Нейтральной тематикой
  • Одним эпическим жанром
  • Вокальной музыкой

Свободный стиль отличается:

  • Яркой тематикой
  • Разнообразием жанров
  • Сочетанием и инструментальной, и вокальной музыки

Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.

1. Мелодию нужно начинать:

  • с I или V
  • с любой счетной доли

2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.

3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:

  • повторения исходного звука
  • отхода от исходного звука вверх или вниз по ступеням
  • интонационного скачка на 3, 4, 5 ступеней вверх и вниз
  • движения по звукам тонического трезвучия

4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).

5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.

Как видите, правил достаточно много, а это только основные.

Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.

Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:

А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:

В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.

Полифония и ее разновидности

ПОЛИФОНИЯ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Полифония и ее разновидности. 2

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 4

Становление контрастной полифонии. 4

Строгое письмо - мелодика. 7

Свободный стиль. Разновидности контрастной полифонии. 28

Условия согласования контрастных мелодий. 29

Простой и сложный контрапункт. 31

Виды сложного контрапункта. 32

Двойной контрапункт. 34

ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 36

Имитация - состав и параметры.. 36

Виды имитации. 37

Канон. 39

Виды развитых имитационно-полифонических произведений. 42

Общее строение фуги. 43

Типичные черты темы в фуге. 45

Ответ. 47

Противосложение. 48

Интермедии. 49

Строение экспозиционной части фуги. 51

Разработочная часть фуги. 52

Репризная часть фуги. 53

Фуги нетрехчастного строения. 54

Двойные и тройные фуги. 55


ВВЕДЕНИЕ

Полифония и ее разновидности

Музыкальный склад бывает монодический, гармонический (гомофонно-гармонический) и полифонический. Монодический склад является основой фольклора многих народов и древних видов профессиональной музыки. Монодический склад одноголосен: звуки складываются в мелодию, их линейно-мелодическая связь достигается в первую очередь средствами лада. Гармонический и полифонические склады как многоголосные противопоставляются вместе монодическому. В многоголосии звуки соотносятся и связываются не только мелодически, по горизонтали, но и гармонически, то есть по вертикали. В гармоническом складе первична вертикаль, гармония направляет движение мелодии. Здесь главную роль исполняет мелодическая линия, которая чаще находится в верхнем голосе и противопоставляется аккордовому сопровождению. В полифоническом складе все обстоит иначе.

Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий. Полифония является одним из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приемы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. Средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (например, фугато) встречаются и в рамках других форм – более крупных, масштабных. Например, в симфонии, в первой части, то есть в сонатной форме, разработка может строиться по законам фуги.

Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, - текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии.

В полифонии различаются 3 её разновидности:

2. разнотемная (контрастная);

3. имитационная.

Подголосочная полифония – промежуточный этап между монодическим и полифоническим. Суть её в том, что все голоса одновременно исполняют различные варианты одной и той же мелодии. Благодаря различию вариантов в многоголосии возникают то слияния голосов в унисон и движение параллельными унисонами, то расхождения их в иные интервалы. Яркий пример - народные песни.

Контрастная полифония – одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий. Суть контрастной полифонии в том, что свойства мелодий выявляются в их сопоставлении. Пример – Глинка «Камаринская».

Имитационная полифония – неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию. Название имитационной полифонии происходит от слова имитация, что значит подражание. Все голоса подражают первому голосу. Пример – инвенция, фуга.

Полифония – как особый тип многоголосного изложения – прошла длительный путь исторического развития. При этом роль её была далеко не одинаковой в отдельные периоды; она то возрастала, то падала в зависимости от изменений художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Основные этапы развитии полифонии в европейской профессиональной музыке.

2. XIII – XIV вв. Переход к большему количеству голосов. Огромная распространенность трехголосия; постепенное появление четырех- и даже пяти- и шестиголосия. Значительное усиление контраста совместно звучащих мелодически развитых голосов. Первые примеры имитационного изложения и двойного контрапункта.

3. XV – XVI вв. Первый в истории период расцвета и полной зрелости полифонии в жанрах хоровой музыки. Эпоха так называемого «строгого письма», или «строгого стиля».

4. XVII в. В музыке этой эпохи встречается немало полифонических сочинений. Но в целом полифония отодвигается на второй план, уступая место бурно развивающемуся гомофонно-гармоническому складу. Особенно интенсивно развитие гармонии, которая именно в ту пору становится одним из важнейших формообразующих средств в музыке. Полифония лишь в виде различных приемов изложения проникает в музыкальную ткань оперных и инструментальных произведений, которые в XVII в. являются ведущими жанрами.

5. Первая половина XVIII в. Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Второй в истории музыки период расцвета полифонии, основанный на достижениях гомофонии XVII в. Полифония так называемого «свободного письма» или «свободного стиля», опирающаяся на закономерности гармонии и контролируемая ими. Полифония в жанрах вокально-инструментальной музыки (мессы, оратории, кантаты) и чисто инструментальной («ХТК» Баха).



6. Вторая половина XVIII – XXI вв. Полифония в основном – составная часть сложного многоголосия, которому оно подчинена наряду с гомофонией и гетерофонией и в рамках которого продолжается её развитие.




Top