Пошаговая инструкция как нарисовать шарж. Учимся рисовать шаржи

Шарж – это что-то среднее между портретом и юмористическим рисунком, соединение настоящих и характерных черт предмета в рисунке. Шарж – это, прежде всего, преувеличение (характерных черт человека, предмета, каких-то деталей).

В современном мире искусство по созданию шаржа не изучено до конца, не изучено достаточно подробно, чтобы четко описать последовательность шагов по рисованию шаржей. Некоторые считают, что создание шаржей – это прирожденный талант определенного человека, но это лишь заблуждение.

Давайте же попробуем разобраться, что нужно для того, чтобы научиться рисовать шарж?

Во-первых, шаржист должен быть одновременно художником и психологом. В частности, при поступлении заказа нарисовать шарж какому-то человеку или группе людей вы должны быстро выделить их характерные черты и на них построить шарж. Для этого внимательно посмотрите на человека, обратите внимание на черты его лица, одежду, мимику и движения. После такого сканирования вы сможете придумать композицию рисунка и сделать неповторимый запоминающийся шарж.

Во-вторых, вы, конечно, можете изучить основы рисования шаржей, портретов и карикатур самостоятельно, изучив огромное количество литературы и просмотрев видеоролики. Но такая процедура займет большое количество времени. Относительно быстрым и эффективным способом обучения является посещение художественных курсов, которые помогут вам понять, сможете ли вы рисовать шарж, нравится ли вам это занятие. Создание шаржей требует минимального вложения средств. На первых порах вам потребуется лист бумаги и острый карандаш или даже ручка.

В-третьих, при обучении (неважно самостоятельное обучение или обучение на курсах или в художественной школе) особое внимание уделите навыкам рисовать лица и тела, остальные детали не так важны. Кроме того, для того чтобы стать хорошим шаржистом необходима практика. После определенного количества времени вы сможете создавать работы за 10 минут.

В-четвертых, следует определиться, чем бы вы хотели выполнять свои работы. Будут ли это краски или простой карандаш. Конечно, без определенной практики вы не сможете выбрать подходящий вариант. Кстати, практику можно и нужно начинать с фотографий, а впоследствии пробовать рисовать с натуры.

Шарж – это рисунок, на котором присутствуют элементы комизма, гротеска. Обычно с помощью шаржа изображают человека, при чем, это не является точным и правильным портретом. В этом стиле рисования присутствует изменение пропорций тела человека ради создания комического эффекта. Поскольку для рисования шаржа не требуется много времени и с ним справится даже любой новичок, то этот вид рисования является очень популярным.

Рисуем шарж поэтапно

Как нарисовать шарж, если отсутствуют навыки рисования подобного рода вещей? Все очень просто. Достаточно действовать поэтапно:

  1. Для начала нужно выбрать персону, на которую желаете сделать карикатуру. Затем на листе бумаги стоит начертить квадрат или овал для лица. Это зависит от того, какую Вы выберете форму, главное, чтобы голова была крупнее туловища.
  2. Далее чертятся линии на лице, поскольку такие элементы как глаза и уши должны быть симметричны. Затем рисуется шея и туловище.
  3. Для создания более комичного эффекта шею можно изобразить либо слишком короткой, либо, наоборот, тонкой и длинной.
  4. После того, как основа готова, переходим к более мелким деталям. Рисуем волосы, глаза, нос, рот. Также не забывайте про морщинки на лице, которые придают рисунку реальности.
  5. После этого заканчиваем элементы туловища и одежды. Как видите в том, как рисовать шаржи, нет ничего сложного, и с этим справится даже новичок. Для окончательного завершения рисунка, его можно заштриховать карандашом или раскрасить акварелью.
  1. Самое главное при рисовании шаржа, это обладать умением сделать акцент на каком-либо качестве человека, поскольку шарж – это карикатура или же высмеивание человека, только в хорошем значении этого слова, поскольку шаржи используют, чтобы повеселить человека, а не обидеть его.
  2. Если Вы затрудняетесь при выборе формы лица, туловища или любых других элементов, то можно воспользоваться готовыми шаржами и использовать их за основу. Для этого можно в интернете найти рисунки-шаржи и выбрать необходимую заготовку. Если у Вас не получится с первого раза, то не стоит отчаиваться и бросать это дело. Чем больше Вы будете рисовать, тем лучше будет получаться. Нарисованным собственноручно шарж – является отличным подарком для друзей и близких.

В курортных городах Вы не раз встречали художников, которые предлагают такую услугу, как рисование шаржей. Обычно желающих приобрести собственный веселый портрет очень много. Поэтому, если у Вас есть способности и желание рисовать, то зачем искать художника и ждать пока подойдет очередь, если можно нарисовать это самостоятельно.

У Вас может возникнуть вопрос, как же нарисовать себя? Все очень просто, нужно нарисовать шарж по фотографии. Ведь разницы нет, рисовать с живого человека или с его изображения на фотографии. Этапы рисования остаются прежними. Главное, помнить про то, что на шарже должно обязательно присутствовать доброе чувство юмора, чтобы не обидеть этим рисунком человека.

Уже давно хотел нарисовать шарж. Это немного легче, нежели настоящий портрет, но также требует немалых знаний и усилий. Для такого задания, конечно же, надо выбрать известную личность. Выбор пал на этого товарища:

Кажется, все уже знакомы с этим товарищем в белом халате. Или представить все-таки?

Доктор Хаус — результат творческих потуг Дэвида Шора, воплощенный в реальность Хью Лори. Развитие детективной лини в стерильных стенах больницы привлекло к зомбоящику немало больных и здоровых.

Перед тем как научится рисовать шаржи , расскажу немного о Хью Лори:

  • Хью Лори не только играет самовлюбленного врача, но еще и выступает в качестве продюсера сериала.
  • Сам он не смотрит сериал. Удивительно. Может просто времени нет.
  • Когда наш любимец еще пополнял собою ряды школоты, то время зря не тратил: занимался академической греблей. Кстати, его папа даже в свое время получил золото на Олимпийских играх в Лондоне по этому виду спорта. Так что было с кого взять пример.
  • Сериал американский. А вот Хью — англичанин. Как следствие приходится ему в каждой серии не только изображать хромого, но и подделывать американский акцент.
  • Этот доктор – самый высокооплачиваемый врач. Только вот квалификация у него не медика, а актера.
  • Лори любитель блюза. И в нашей родной столице он побывал с концертами.
  • Да и еще: «Все лгут».

Пожалуй, хватит болтовни, возьмем в руки карандаш.

Как нарисовать шарж карандашом поэтапно

Шаг первый

В самом центре листа нарисуем большое вытянутое яйцо. Это не овал, потому что внизу фигура более заостренная. От нее вниз — линии шеи. Плечи очень покатые и неширокие.

Шаг второй

На лице наметим основные вспомогательные линии. Мы с ними уже знакомы, так как лицо рисовали не раз. Это вертикальная линия носа, линия глаз и линия рта. Между линиями глаз и рта наметим маленькую черточку — нос. Нарисуем уши и волосы. Теперь – воротник рубашки.

Шаг третий

Продолжаем работать над нашим шаржем. В волосы добавим короткие черточки. Покажем основные линии длинного вытянутого носа. Широкий рот. Чуть ниже — изгиб дугой. Осталось – глаза и брови. Будьте внимательны, глаза многое говорят о человеке.

Шаг четвертый

Местами заштрихуем волосы. Прорисуем нос, рот, складки на лбу, растительность на лице. Теперь перейдем к деталям одежды.

Шаг пятый

Осталось выполнить штриховку, чтобы придать живости рисунку.

Представим, что свет падает спереди, а значит боковые части затемним. Немного растушуем линии. Берем бумажку и растираем в нужных местах, где нужна тень. Ну вот и готово.

Хочется верить, что этот урок будет для Вас полезным, и научит как рисовать шаржи карандашом .

И советую попробовать еще нарисовать:

  1. Медсестричку;
  2. Ребенка;
  3. Маску (Джимм Керри);
  4. Лицо в профиль;
  5. Лицо с бородой;
  6. Лицо Джонни Деппа с усами;
  7. Лицо с очками (портрет Джона Леннона);
  8. Портрет своего дедушки;
  9. Портрет своей бабушки;

Специально для DayFun.ru

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать шарж — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать шарж нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Рисовать персонажей фильмов, мультиков и рассказов гораздо проще, чем настощих людей и животных. Тут не нужно придерживаться правил анатомии и физики, но каждый персонаж уникален по-своему. Авторы создавали их по специальным лекалам, которые необходимо повторить достаточно точно. Но если хотите, когда буете рисовать шарж — всегда можете сделать глаза чуточку больше. Это придаст большей мультяшности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Обычно опытные карикатуристы, рисуя шаржи редко задаются вопросом: как они это делают.

Если вы спросите художника объяснить вам, почему он, рисует так, он скорее всего скажет, что рисует чисто интуитивно, полагаясь на свой творческий опыт. И это, в какой то степени, объяснимо тем, что пока что, теория, в области рисования шаржа, не достаточно изучена и систематизирована. Те теоретические знания знания, которые существуют, не преподаются в художественных училищах, по той простой причине, что они пока что не носят прикладного характера. У каждого художника, однако есть свои приемы рисования шаржа и с некоторыми из них я хочу познакомить вас на страницах сайта.

В основе карикатуры лежит подвижность формы . В портрете мы находим эту форму статичной, художник рисует черты лица такими какими они существуют в реальности. В шарже пропорции искажаются, преувеличиваются, они двигаются, деформируются и при этом сходство с оригиналом совершенно не теряется. За счет чего это происходит? Подчиняется ли рисунок шаржиста каким либо точным измерениям или рождается в результате не объяснимой творческой экзальтации?

Глядя на работу шаржиста непосвященного зрителя не покидает чувства удивления, которое слегка напоминает то чувство которое мы испытываем при виде работы фокусника. Если рисунок портрета вполне укладывается в рамки нашего понимания (мы видим как, художник всего лишь копирует натуру), то рисование шаржа, иной раз наводит на мысль об чудесной способности, которой шаржист наделен с детства. Способности которой научиться практически невозможно.

Попробуем разобраться теперь так ли на самом деле все безнадежно, или, все-таки, не смотря ни на что существуют определенные способы и механизмы, при помощи которых шаржи может научиться рисовать любой, мало-мальски подготовленный человек.

Пропорции лица

Лица всех людей отличаются друг от друга незначительными деталями: размер носа, рта, овал лица, уши у всех людей различны, но пропорции - отношения расстояний между носом, глазами и ртом у каждого человека примерно одинаковы. Классические пропорции делят человеческое лицо на три равных части. Это расстояния между бровями и корнями на лбу, расстояние между основанием носа и бровями, и расстояния между основанием подбородка и основанием носа.

Также расстояние между бровями и кончиком носа равно размеру ушей, а линия проведенная у основания нижней губы делит нижнюю часть лица на две симметричные части

На рисунке хорошо видно, как линии a, b, c, d делят лицо на равные части, и как размер глаза может пропорционально укладываться в лице. Но, мне могут возразить. Как быть если черты человека не пропорциональны? Неужели законы соотношений работают так же безотказно? Ведь есть же люди с длинными, короткими носами, маленькими, широко посаженными глазами. В качестве примера можно сравнить два совершенно разных лица. Одно с совершенно идеальными пропорциями, и другое совершенно непропорциональное.

На этом портрете видно как выглядит совершенно пропорциональное лицо. Однако если взять другое лицо, лишенное на первый взгляд пропорций и провести те же линии, то мы обнаружим совершенно неожиданным образом, что соотношения размеров между ними останется примерно тем же

Можно поэтому сделать вывод, что пропорции очень удобная вещь, для художника. Без знания основных пропорций, почти невозможно правильно нарисовать портрет, ведь на глаз очень трудно ухватить соотношение размеров различных частей лица. В основном ошибки которые делают начинающие портретисты, это ошибки связанные с нарушением пропорций

Но давайте вернемся к карикатуре, ради которой мы собственно и затеяли наше исследование. В карикатурном изображении лица, законы пропорций так же важны, как и при рисовании портрета. Что обычно происходит в том случае, если художник вместо короткого носа рисует длинный, оставляя все остальные пропорции неизменными? В таком случае нарисованный портрет кажется нам лишенным сходства с оригиналом. Не обязательно только удлинять нос, можно слишком уменьшить расстояние между глазами или наоборот слишком увеличить его. Так если сравнить рисунки a и b, то явно заметно, что увеличив расстояние между глазами на рисунке b мы, создали что то странное, уродливое не пропорциональное. Наше сознание, механизм восприятия которого основан на чисто геометрических законах идентификации человеческих лиц, мгновенно сигнализирует о нарушении, допущенном художником, и воспринимается нами как негативный, неприятный факт.

Здесь важно понять тот факт, что пропорции являются одним из подсознательных механизмов восприятия человеческого лица. В нашей повседневной жизни мы постоянно считываем подсознательно информацию с многочисленных лиц, встречающихся нам. Даже наше эстетическое восприятие основано на пропорциональности. Чем больше лицо человека вписывается в классический канон, тем более приятных эмоций и желания общаться оно вызывает в нас, и наоборот, люди с непропорциональными, ассиметричными лицами вызывают у нас если не чувства сожаления, то по крайней мере смех. В конце XIX века была популярна теория одного итальянского психолога Ломброзо Чезаре, который опубликовал книгу «Преступник», в которой доказывал, что существуют определенные биологические признаки, в основном связанные с диспропорциональностью лица, которые способствуют совершению преступлений. Так, по его теории, люди с массивными подбородками и развитыми челюстями - потенциальные преступники и негодяи.

И как ни странно, но даже сегодня его теория находит сторонников именно благодаря нашему психологическому стремлению к идеальным пропорциям.

Может быть отсюда пошло разделения на карикатуру и шарж. Эту разницу между карикатурой и шаржем многие не могут понять. На мой взгляд те, или иные искажения пропорций лица воспринимаются нами комически и вызывают смех, а другие напротив вызывают чувство отвращения. Мы как правило испытываем положительные эмоции при виде дурачка и простофили, нам смешно. Вспомните хотя бы советские анекдоты про чукчей или Василия Ивановича Чапаева с Петькой. Совсем иной образ рисуют в своих работах английский карикатурист Джон Ло. Его карикатуру на Маргарет Теттчер никак нельзя назвать смешной, она скорее вызывает чувство отвращения.

Когда я был еще начинающим шаржистом, и делал свои первые шаги в этом жанре искусства, я тренировался в метро, разглядывая лица сидящих напротив меня пассажиров, мысленно представляя себе каким будет шарж того или иного человека. Эти упражнения потом оказали мне неоценимую помощь. Я научился очень важному для художника качеству - видеть свою работу в законченном виде еще до того, как приступить к ее рисованию. Правда потом мне стало казаться, что лица людей на глубине 100 метров под землей кажутся более карикатурными чем на поверхности. Возможно наше восприятие зависит он того положения в пространстве, на котором мы находимся в данный момент, но это уже тема для другого исследования.

Давайте постараемся понять на чем основываются пропорции. Несомненно их основой является тесное взаимодействие между собой. Совершенно невозможно изменять какую либо часть лица без того чтобы не воздействовать на другие части. Из физики мы знаем, что каждое действие, вызывает равное противодействие. В шарже изменения в отношении носа, ведет к определенному изменению основной формы, положения глаз, рта. Так на рисунке c увеличение расстояния между глаз ведет к укорочению носа и расширению овала лица, становится шире и в свою очередь короче. Далее укорачивание верхней части головы ведет к удлинению ее нижней части: рисунок d.

Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.

Как видно на рисунке, буквы Т принимают различную форму, вариаций которых бесчисленное множество, но нас интересуют лишь самые характерные из них, которые и показаны на рисунке. Для меня форма буквы Т является в шарже основополагающим элементом при помощи которого я могу с легкостью растягивать преувеличивать лицо, не на секунду не опасаясь сделать какие либо ошибки, связанные с общей выразительностью рисунка. Для начала, вы можете взять для себе за основу эти шесть наиболее характерных форм буквы Т и попробовать шаржировать лица по этим схемам, самое важное в работе, это первоначальное наблюдение формы лица: либо это прямой, длинный, тонкий нос, либо толстый, большой, или вздернутый к верху. Форма глаз соотносится с формой носа в прямой последовательности, главное мысленно представить какую форму буквы Т будет иметь лицо в каждом конкретном случае. Когда я говорю о букве Т, я говорю о геометрической форме, созданной глазами и носом в каждом отдельном случае. Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа.

Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части.

Таким образом видно, как на достаточно простом основании, базируется не хитрая формула, воспользовавшись которой, можно без труда научиться шаржировать лицо. Для начала я бы порекомендовал вам просто начать с рисования контура головы, и схематического изображения буквы Т. Это необходимо что бы развить свою способность динамической трансформации лица. Как минимум десять рисунков в день позволят вам овладеть техникой в течении довольно короткого времени.

©Борис Шаров

Одну из разновидностей карикатуры – шарж – сегодня изображают с завидной периодичностью. Это, как правило, сатирический или добродушно-юмористический портрет, главный принцип которого – соблюдение внешнего сходства с человеком. Вместе с тем изюминкой шаржа является качественное выделение наиболее характерных черт этого человека с помощью рисунка.

В отличие от прочих карикатур шаржи не высмеивают недостатков своего персонажа. Это милое, доброе изображение, которое заставляет людей улыбнуться и насладиться рисунком. Подробнее о том, как рисовать шаржи акварельными красками, далее – в информационном видео.

Видео-урок « Как рисовать шаржи»

Рисование шаржа акварелью

Почитателей такого вида изобразительного искусства не перестаёт интересовать вопрос, а в чём же состоит секрет шаржа и каким образом удаётся сохранить общее сходство портрета с оригиналом, если лицо человека было намеренно искажено.

Это занятие для профессиональных художников и даже мультипликаторов. Важно также, чтобы рабочие моменты всегда сопровождались хорошим настроением. Ведь отменный настрой – значит, половина дела уже сделано.

К тому же, обязательным условием работы является способность изобразить различные выражения лица персонажа. Изюминка шаржа заключается в том, что художник может передать на бумаге грусть, тревогу, смех и радость человека. Говорят, что для большего эффекта можно сесть перед зеркалом и сделать наброски собственного лица для наглядного примера.

Можно воспользоваться фотографией будущего героя. Безусловно, ничего лучше «живого» контакта с человеком быть не может. Но чаще всего – подчёркивают специалисты – художники выполняют заказы исключительно, имея на руках фотографический образец лица предполагаемого объекта.

Надо сказать, что на выполнение задания художнику понадобится от 5 до 8 минут. Всё зависит в буквальном смысле от того, насколько сложными представляются черты лица у подлинного владельца.

Главные принципы создания шаржа гуашью:

  • использовать альбомный лист;
  • мысленно разделить лицо объекта на пропорциональные части;
  • нанести фломастером либо маркером вертикальные линии по зрачкам глаз, по уголкам глаз, горизонтальные линии по краю роста волос, подбородку, кончику носа и бровям;
  • изображённые пропорции не должны нарушить общего сходства лица с его обладателем;
  • можно использовать Т — образную форму для изображения носа и глаз;
  • широкой кисточкой раскрасить получившийся портрет акварельными красками.

Для того чтобы освоить шаржи, необходимо обладать маломальскими способностями художника, а также знать анатомию. Полезно при этом изучать лица людей. Ведь любой художник в какой-то степени – физиономист. Так, уловив особенности человеческого лица, можно смело приступать к созданию шаржа. Для вдохновения можно использовать семейные фотоальбомы, журналы, книги. Разумеется, при этом нужно обеспечить полёт воображению. От фантазийного порыва художника также зависит ожидаемый результат.

Так, создать шарж под силу каждому. Необходимо только перед самим процессом, как следует, досконально изучить предмет или лицо человека. Так что мало разбираться с состоянием человеческой души. Это тот случай, когда ценность представляют внешние данные человека.




Top