Посвящение в первоклассники музыканты сценарий праздника современный. Посвящение в юные музыканты

Надо сказать, что работа над развитием технических навыков учащихся не всегда еще соответствует новым требованиям, связанным с подготовкой баянистов-исполнителей высшей квалификации. К сожалению, общепринятые нормы требований по техническому развитию почти целиком базируются на определении количества, а не качества. Отсутствие ясно сформулированных целей, недооценка значения работы над гаммами, упражнениями — еще чрезвычайно распространены. Значение же такой работы огромно и состоит прежде всего в развитии, укреплении и поддержании в необходимой форме мышечного аппарата исполнителя.

Игнорирующим повседневную кропотливую работу по упражнению мышц следует помнить, что их техническое развитие будет замедлено, рука будет слабой. Из-за вялости мышц в дальнейшем исполнительская деятельность может быть чрезвычайно затруднена. Отсутствие тренировки мышц хотя бы один день уже заметно сказывается на состоянии исполнительского аппарата, а после трех- пятидневного перерыва пальцы будут двигаться с трудом. Работать над гаммами, упражнениями может менее интенсивно только тот, кто по роду своей деятельности каждый день в течение нескольких часов занят непосредственно исполнительством (оркестранты, аккомпаниаторы и т. п.).
Отсутствие должной тренировки мышечного аппарата значительно снижает эффективность и повседневной учебной работы. Из-за неправильно понятой экономии времени большинство учащихся начинает свою домашнюю работу непосредственно с пьес. Но «сэкономив» минуты, они теряют часы, так как вялые мышцы делают пальцы малоподвижными. Начиная занятие, такие ученики обычно с удивлением отмечают, что хорошо проработанная вчера пьеса сегодня «не выходит». Работу над ней приходится начинать сначала. Ежедневно разыгрываясь на пьесах, ученик, естественно, постепенно теряет к ним интерес. Они «забалтываются» и в результате оставляются, не доведенные до конца.

То же можно сказать и об уроке. Эффективной работа может быть только в том случае, если ученик разыгрался непосредственно перед уроком. Если же он этого не сделал, педагог должен начать урок с технических упражнений. Для этого целесообразно иметь специально составленный небольшой комплекс, включающий наиболее полезные на данном этапе обучения виды гамм, арпеджио и упражнений.
Нельзя согласиться с теми, кто считает, что техническое развитие может быть успешным в результате работы только над пьесами. В этом случае развитие выносливости, укрепление мышц не будет достаточным, так как в большинстве музыкальных произведений фактура постоянно меняется, что исключает более или менее продолжительное применение одного и того же исполнительского приема. Чисто же моторных пьес, как известно, вообще мало, и в репертуаре учащихся они занимают незначительное место.
Здесь нужно сказать, что многие оригинальные этюды для баяна, появившиеся в последнее время, не подчинены настойчивому решению каких-либо определенных технических задач. В этом отношении этюды Черни нужно считать пока непревзойденными и для баяна. Они представляют собою почти единственный материал и для развития левой руки баяниста.

Таким образом, общее значение работы над гаммами, упражнениями сводится к развитию двигательного аппарата. Однако это развитие должно производиться одновременно с приспособлением к особенностям звукоизвлечения на данном инструменте. Сложившаяся практика работы баянистов над гаммами, арпеджио заимствована у пианистов и не отражает в достаточной мере специфику инструмента. Различное же устройство клавиатур фортепиано и баяна обуславливает и различные методы их освоения.
Разница состоит в том, что у пианистов сочетание белых и черных клавиш создает особые аппликатурные закономерности для каждой тональности, несмотря на то, что порядок чередования пальцев часто сохраняется. Так, при одинаковой аппликатуре в гамме Соль мажор 1-й (большой) палец под-кладывается на IV ступень после белой, а в Ре мажор после черной клавиши, что совсем не одно и то же. Эта особенность вызывает необходимость обязательного прохождения всех гамм и приспособления игровых движений к особенностям их аппликатуры. Поэтому изучение гамм для пианистов — дело нелегкое, требующее значительных усилий в течение длительного времени.
Другое дело баян. Трехрядное строение его правой клавиатуры дает возможность исполнения всех гамм того или иного вида только тремя аппликатурными последовательностями. Все гаммы распадаются на три группы: в первой тоника расположена на первом ряду клавиатуры, во второй — на втором, в третьей — на третьем, причем расположение тонов (ступеней) гаммы на клавиатуре внутри каждой такой группы совершенно одинаково. Если учащийся хорошо усвоил аппликатурные закономерности, например гаммы До мажор, он в одинаковой мере уже знает и закономерности аппликатуры мажорных гамм Ля, Фа-диез, Ми-бемоль.

Аналогичным образом исполняются гаммы и в двух других группах. Устройство же левой клавиатуры баяна в этом отношении вообще уникально: все гаммы, арпеджио (одного вида, конечно) исполняются одной и той же аппликатурой.
Таким образом, приспособление исполнительского аппарата баяниста к гаммам исчерпывается прохождением трех мажорных (До, Соль, Фа) и параллельных им минорных (мелодических и гармонических) гамм. Работа над остальными гаммами уже не дает в этом отношении ничего нового и обычно подчиняется развитию теоретической ориентации в них и воспитанию слуховых ощущений окраски их звучания.
Наличие аппликатурных штампов создает баянистам известные затруднения. При исполнении гамм они невольно руководствуются не количеством знаков в данной тональности, а аппликатурным эталоном, применяемым в соответствующей группе. Естественно, что, исполняя гамму Фа-диез мажор и думая в это время о До мажоре, никаких навыков ориентации в Фа-диез мажоре и развития слуховых ощущений окраски тональности достигнуть невозможно. Достижение этих целей станет возможным лишь тогда, когда исполнение гаммы будет совершенно оторвано от аппликатурного штампа.
Весьма полезным будет исполнение гаммы, арпеджио перед началом работы над каждой пьесой, этюдом в их тональностях, при внимательном, осознанном произнесении каждого звука. Сначала можно сыграть гамму в одну октаву медленно, называя ее ступени, а затем перейти к более быстрому темпу. Если к этому добавить хотя бы кратчайший гармонический анализ произведения в меру теоретической подготовки учащегося, то последнему будет дана та настройка, которая значительно облегчит работу над произведением и явится вкладом в развитие его теоретической ориентировки в данной тональности и слуховых ощущений ее окраски.
Таковы основные общие задачи, которым должна быть
подчинена работа над гаммами .

Гаммы, арпеджио, упражнения следует использовать и как средство приобретения исполнительских навыков, свойственных тому или иному этапу обучения. К ним можно отнести:
а) освоение клавиатур. Приспособление движения рук для звукоизвлечения в разных регистрах (в середине, вверху, внизу клавиатур). Вырабатывая эти навыки в правой руке,
следует постепенно подойти к постоянному исполнению гамм в 4 и 3 октавы;
б) ведение меха. Тренируясь в этом направлении, нужно исполнять гаммы целыми нотами, половинными, четвертями и восьмыми на определенное его движение;
в) овладение основными штрихами (легато, стаккато и т. п.). При этом следует добиваться одинаковой связности всех звуков в легато, одинаковой краткости и четкости их
в стаккато. Одинаковыми должны быть также протяженность и характер соединения звуков, исполняемых правой и левой рукой одновременно;
г) овладение рациональными движениями пальцев. Оно достигается обеспечением полной свободы, а следовательно, и полного покоя незанятых пальцев и наименьшего, ритмич-
ного движения пальцев, занятых звукоизвлечением. Следует еще раз подчеркнуть особую важность этого пункта, так как излишние движения в той или иной мере характерны для подавляющего большинства учащихся;
д) овладение основными динамическими оттенками. Это
позволяет не только добиться звучания той или иной силы,
но и познакомиться с динамическими возможностями инструмента. Динамику следует понимать не как какой-либо эталон, а в сравнении, как степень контрастности, возможной на данном инструменте. Для этого гаммы играют различными комбинациями основных динамических оттенков (рр, р, f, ff)
без крешендо или диминуэндо по 8 нот восьмыми или по 6 триолями соответственно в 4 и 3 октавы (можно рр, р, mf, f или f, mf, р, рр и т. п.).
После этого следует перейти к отработке крешендо и диминуэндо от рр к ff, от р к f и т. д.;
е) развитие координации рук в связи с исполнением полиритмии. Исполняются гаммы в 3 октавы: в правой — триоли из восьмых, в левой — восьмые, и наоборот. Так же квартоли
и т. д.;
ж) развитие беглости. Достигается исполнением гамм
в неизменном темпе четвертями, восьмыми, триолями из восьмых, шестнадцатыми, секстолями из них, тридцать вторыми— двумя руками. А также в правой шестьдесят четвертыми, в левой — шестнадцатыми в 4 октавы.
Задачи развития ощущения метрической пульсации требуют исполнения всех видов гамм только в определенном размере с обязательным правильным соотношением сильных и
слабых долей.
Эффективное развитие исполнительских навыков невозможно без применения разумной аппликатуры гамм. Следует сказать, что применение аппликатуры левой руки в мажорных гаммах (2—1—2в — 3—1—Зв — 1в — 2), рекомендованной Аз. Ивановым, вообще нецелесообразно, а иногда и вредно. Применение ее допустимо лишь при коротком мизинце или очень короткой руке. Целесообразность аппликатуры при игре гамм определяется не наибольшей доступностью, а наибольшей полезностью. Применение указанной аппликатуры в пьесе вполне возможно, так как там задача сводится к тому, чтобы сыграть данный оборот или пассаж в нужном темпе. Задачей же гаммы является развитие двигательного аппарата, стремление «подтянуть» наиболее слабые звенья к сильным. Приведенная выше аппликатура не отвечает таким требованиям, так как она игнорирует 4-й палец. Кроме того, ее применение часто приводит к тому, что мизинец подгибается и отводится почти за пределы клавиатуры, нарушая естественность постановки всей левой руки.
Более целесообразной будет такая аппликатура: 3—1 — Зв — 4 — 2 — 4в — 2в — 3. Этот вариант обеспечивает занятость всех пальцев, логическое их чередование (через клавишу, значит и через палец) и обеспечивает правильную постановку руки.
В минорных гаммах удобнее такая аппликатура: в гармонических: 4в — 2в — 3— 1— Зв — 4— 1в — 4в, в мелодических: 4в—2в—3— 1 —Зв—2в— 1 в—4в.
В нисходящем движении аппликатура мелодической гаммы полностью соответствует мажорной (параллельной), благодаря чему избегается противоестественное движение 3-го пальца от 2-го в сторону мизинца через клавишу (если играть ля 2-м, а соль— 3-м пальцами) е1
Важно остановиться на аппликатуре хроматической гаммы:

Преимущество аппликатуры а, по сравнению с бытующими в практике, состоит в отсутствии скрытого скачка перед исполнением двух полутонов, расположенных на вспомогательном ряду клавиатуры. Обычно последовательность соль— соль-диез —ля исполняется так: 3—1в—Зв, в результате чего 3-й палец вынужден делать скачок с ноты соль на основном к ля на вспомогательном ряду через один промежуточный звук, что мы и называем скрытым скачком. В приведенной здесь аппликатуре такой скачок отсутствует.
Еще более удобна аппликатура варианта б. Вместо двух малых секунд, исполняемых обычно на вспомогательном ряду и требующих большого растяжения 1-го — 3-го пальцев, в этом варианте только одна. Такая аппликатура позволяет добиться весьма быстрого темпа при исполнении этой гаммы.
Для развития исполнительских навыков немаловажное значение имеет аппликатура гамм двойными нотами (правая рука).
Терции:

Предложенная аппликатура терций является примерной и может быть изменена в зависимости от особенностей строения исполнительского аппарата учащегося. Не следует лишь злоупотреблять сочетанием большого — 4-го пальцев, так как из-за малой мензуры инструмента оно может вызвать болевые ощущения в большом пальце и последующее напряжение кисти.
При исполнении терций без большого пальца следует добиваться единого качества связности тонов терций с соседними звуками на правой, а также и на левой клавиатурах. Часто же учащиеся прикрывают неудовлетворительное соединение тонов правой руки связным исполнением одноголосия левой.
Сексты:

Напомним, что особенность аппликатуры секст состоит в том, чтобы избежать перенесения пальца через ряд клавиатуры при исполнении соседних тонов (даже при отсутствии возможности ведения верхнего голоса разными пальцами).
Применение одного и того же пальца на-соседних ступенях допускается лишь при условии, что другой голос ведется в это время разными пальцами. Исполнение" соседних ступеней одинаковыми пальцами в обоих голосах одновременно крайне нежелательно.
Работа над гаммами ограничивает развитие навыков сферой поступенного одно-, двух- и, реже, трехголосного движения. Поэтому арпеджированные, аккордовые, скачкообразные движения должны составлять сущность упражнений, а также этюдов .
В работе над арпеджированным движением наиболее важно достижение непрерывного, одинакового легато. Для этого четные ритмические фигуры рекомендуется исполнять как нечетные и наоборот.

Характер упражнений и этюдов должен согласовываться с определенными исполнительскими задачами, подчиняться им. В качестве примера приводим здесь упражнения на развитие координации мышечных движений:

В упражнениях с широким растяжением пальцев учитываются особенности строения мышц, поэтому исполнение их возможно только в указанном виде.
Приведем ряд других упражнений для работы над приобретением некоторых из названных выше исполнительских навыков.
1. Освоение длительностей (смена движения меха на тактовой черте):

Приведенный комплекс изучается сначала правой рукой (по частям или целиком), затем левой, а к концу первого года обучения обеими руками вместе. Основной прием здесь — легато, однако на четвертях и восьмых уже возможно и стаккато.
При завершении работы необходимо добиться:
а) приемлемой смены меха;
б) сохранения единого темпа;
в) одинаково связного соединения всех тонов в легато,
ровного и острого исполнения стаккато;
г) отсутствия напряженности в кисти и излишних движений в пальцах;
д) соблюдения метра.
Комплекс можно исполнять в тональностях До, Соль, Фа мажор.

2. Ознакомление с основными штрихами и ритмическими рисунками:

Этот комплекс или его часть может исполняться на втором году обучения. В подобном виде может успешно применяться и позже в минорных гаммах, гаммах двойными нотами, а также 2-м, 3-м, 4-м пальцами. Наиболее важным здесь является снятие лиг, которое должно быть определенным и в то же время мягким. При исполнении звука, на котором заканчивается лига, палец не «срывается» с клавиши, а снимается с той же скоростью, с какой опускался на нее. К этому комплексу полностью относятся также все требования, перечисленные только что в связи с первым комплексом.
. Исполняется комплекс двумя руками. Качество связности и отрывистости в левой руке должно быть таким же, как в правой.
3. Развитие беглости:

Основная задача в третьем комплексе — сохранение единого темпа. Смена направления меха в триольном ритме — через шесть или двенадцать ступеней, а во всех остальных — через восемь — шестнадцать.
Необходимо предупредить появление излишних движений пальцев, для чего каждый такт играть как бы одним движением кисти, без замаха на каждую клавишу. Весьма полезным будет исполнение данного комплекса 2-м, 3-м и 4-м пальцами, а также в гармоническом миноре.

Лучше скажи мало,
но хорошо.
Козьма Прутков

Автор сайта о себе любимом и музыке

Слова иногда нуждаются в музыке,
но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ Музыка - это стенография чувств. Лев Толстой

Прелюдия

Авторы этого само(м)учителя ни в коем виде не опровергают основы теории и преподавания музыки. Однако, не все же готовы стать великими музыкантами, как, примеру, Святослав Рихтер, и посвятить себя и всё своё время музыке. Большинство любителей пения хотели бы просто уметь подыграть на гитаре, пианино, баяне или аккордионе, когда за праздничным столом гостям захочется спеть.

По европейской традиции ноты звукоряда принято называть буквами латинского алфавита, т.е. С(до), D(ре), E(ми), F(фа), G(соль), A(ля), H(си). А аккорды, построенные от этих нот, обозначают добавлением к ним дополнительных букв и/или цифр. Для баяна и аккордиона символами Б, М и 7 обозначаются соответственно мажорное ("большое") и минорное ("малое") трезвучие и малый мажорный септакорд.

Не секрет, что мелодию можно транспонировать, т.е. исполнять её в любой другой тональности. При этом соотношение звуков в аккордах сопровождения останутся прежними, изменится только их высота. Но запись этих аккордов в европейской традиции в различных тональностях различная.

В то же время запись, предлагаемая Оськиной и Парнесом для всех тональностей одинаковая!

На рисунке ниже приведена нотная запись аккордов для параллельного звукоряда До-мажор - Ля-минор и для параллельного ряда Ми-бемоль-мажор - До-минор, а также их обозначения, по Оськиной и Парнесу. Они предлагают для обучения игре на слух обозначить цифрами ступени звукоряда любых параллельных тональностей, которые в мажоре образуют ряд 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, а в миноре - 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5.



Буквами "б", "м" (как для баяна) в этом самоучителе обозначаются соответственно мажорное (б ольшое") и минорное ("м алое") трезвучия, а буквой "с" малый мажорный с ептакорд.

Тоника

Повторяю (до меня это долго "доходило"), если играть в Ля-миноре, то тоника мелодии будет обозначаться 6м, и в До-миноре (также как и в любой другой минорной тональности) тоника будет тоже обозначаться 6м. Тоника в мажоре для всех тональностей будет обозначаться 1б.

Самое удивительное для меня оказалось, что левая клавиатура баяна и аккордиона уже приспособлена для аккомпонемента. В первых двух вертикальных рядах левой клавиатуры (если считать от меха) находятся басовые звуки, а следующих трёх - готовые аккорды (в третьем ряду мажорные (б), в четвёртом - минорные (м) и в пятом - септакорды (с) от соответствующего звука напротив во втором горизонтальном ряду.

Мало этого, все самые нужные аккорды располагаются рядом.

Аккорды для баяна в До-мажоре - Ля-миноре

.

Аккорды для гитары в До-мажоре - Ля-миноре


Дивертисмент

Аккорды для пианино в До-мажоре - Ля-миноре

Аккомпанируем поющим русскую народную песню "Коробейники"


Вот

Баян выборные аккорды на правой клавиатуре

Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149


В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H


Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си - села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно - какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно - 6 выше 4 .

Буквы

  • б - мажорный аккорд
  • м - минорный аккорд
  • с - септаккорд
Например
- Ля минор, - До мажор, - Ми септ и так далее

На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.

Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.

Например

Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд играется на звук мелодии 6 (ля).

Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .

Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна - четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.

Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов


Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.

Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .

Аппликатура мелодии

  • Клавиши 1 ряда - указательный палец
  • Клавиши 2 ряда - средний палец
  • Клавиши 3 ряда - безымянный палец
  • Клавиши 4 звука в септаккордах - мизинец

Мажорные аккорды на баяне справа

До мажор, Ля мажор, Ми мажор, Соль мажор - одинаковые пальцы

Ре мажор, Фа мажор, Си мажор - одинаковые пальцы

Минорные аккорды на баяне справа

До минор, Ля минор, Ми минор, Соль минор - одинаковые пальцы


Ре минор, Фа минор, Си минор - одинаковые пальцы

Септ аккорды на баяне справа

Ля септ, До септ, Ми септ, Соль септ - одинаковые пальцы

Ре септ, Фа септ, Си септ - одинаковые пальцы

Обозначения аккордов и основные пары тональностей

Перевод слуховых обозначений аккордов в латинские буквенные обозначения
  • 6 - A
  • 7 - H
  • 1 - C
  • 2 - D
  • 3 - E
  • 4 - F
  • 5 - G
  • б - мажор
  • м - m минор
  • с - 7 септаккорд

Гармония создания песен построена так, что у минорной тональности всегда есть параллельная мажорная тональность. Классическая пара тональностей Ля минор - До мажор . В тональности а-С
  • Ля минор - тоника минора, Выше доминанта Ми септ , Ниже субдоминанта Ре минор .
  • До мажор - тоника мажора, Выше доминанта Соль септ , Ниже субдоминанта Фа мажор
В большинстве песен тональность Ля минор - До мажор трудна для вокала. Легче петь в Ре минор - Фа мажор, или в Ми минор - Соль мажор . На баяне слева нужно просто опуститься или подняться на один горизонтальный ряд басов. На правой клавиатуре придется транспонировать аккорды чтоб соответствовать тональности аккомпанемента.

а-С d-F e-G

Am Dm Em
A7 D7 E7

E7 A7 H7
E A H
Em Am Hm

Dm Gm Am
D7 G7 A7

C F G
C7 F7 G7

G C D
Gm Cm Dm

G7 C7 D7

F B C
Fm Bm Cm

H7 E7 F#7

Удачи в освоении музыкального инструмена

Данные об авторе

Стрельникова Наталья Анатольевна

Место работы, должность:

МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа №30" Советского района г. Казани. Преподаватель.

Республика Татарстан

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

"Посвящение в музыканты" - сценарий мероприятия для учеников первого класса детской музыкальной школы. Праздник проводится в первом полугодии первого учебного года учащихся.

Посвящение в музыканты
Сценарий праздника для учеников первого класса ДМШ

Участвуют:

Ведущая

Ученики ДМШ по классу баяна, скрипки, гитары

Учащаяся Казанского музыкального колледжа по классу валторны

Реквизит:
мяч
2 комплекта карточек с названиями белых клавиш
колокольчик
круглый стул
3 клавиатуры
портреты Мальвины, Буратино, Карабаса-Барабаса
карточки со знаками [p] , [ f ] ,
карточки с изображением помидора, огурца, персика, апельсина
карточки с именами, где один слог записан в виде ноты
ударно-шумовые музыкальные инструменты

Здравствуйте, дорогие ученики и уважаемые родители! В нашей музыкальной школе сегодня праздник. Он называется «Посвящение в музыканты» и проводится для учеников первого класса, вот уже три месяца приходящих на занятия в музыкальную школу. За это время наши ученики познакомились с новыми для себя предметами, с новыми преподавателями и сделали первые шаги в большой и прекрасный мир - мир музыки.

Азат Галяутдинов (баян). Вариации на татарскую народную тему «Аниса»

Все на свете люди знают: звуки разные бывают.
Журавлей печальный клёкот, самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.
Эти звуки - шумовые, только есть ещё другие.
Не шуршания, не стуки, музыкальные есть звуки.

Флора Мириева (скрипка). Кочурбина. «Мишка с куклой»

За первые три месяца обучения дети узнали для себя много нового. Я думаю, что отгадать музыкальные загадки не составит для них особого труда.

1. Чтобы всюду ноты-точки размещались по местам,
Пять линеек нотной строчки мы назвали… (нотный стан).
2. Завитой красивый знак нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ, это наш… (скрипичный ключ).
3. Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом, например,
Обязательно на страже здесь всегда стоит… (размер).
4. Записать мелодию - вся её работа.
Вот она, обычная четвертная… (нота).
5. Если нота захотела повышенья до небес,
Для неё есть знак особый, называется… (диез).
6. А пониже стать решила, -т вот, пожалуйста, изволь, -
И на этот случай знак есть, называется… (бемоль).
7. «Выше-ниже отменяю! Всем на место! Кар, кар, кар!
Ни диезов, ни бемолей!» - так командует… (бекар).
8. Это что ещё за нота? Веселится - тра-ля-ля!
Распевает громко песни! Её имя - нота… (ля).
Посмотрите, эти дети с нотной грамотой дружны.
Нашей школе музыкальной вот такие и нужны!

Дамир Ибатуллин (гитара). Песня из репертуара группы «Битлз» в обработке Бернадского

А теперь вас ожидают музыкальные игры.

«НАЗОВИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (приглашаются двое, ребёнок и родитель; перебрасывая друг другу мяч, они произносят названия музыкальных инструментов; при необходимости помогают зрители)

«ПОСТРОЙ ЗВУКОРЯД» (участвуют ребёнок и родитель, две пары; они получают по комплекту карточек с названиями белых клавиш, которые необходимо расположить по порядку; игру можно повторить, снова пригласив две пары участников, тогда звукоряд выкладывается сверху вниз)

«ВОЗЬМИ КОЛОКОЛЬЧИК» (участвуют 7 детей; под музыку они бегают вокруг круглого стульчика, на котором лежит колокольчик; с остановкой музыкального звучания нужно быстро взять колокольчик и позвенеть; кто позвенел - выходит из игры, т.е. колокольчик достанется каждому)

«КЛАВИАТУРА» (трём ученикам достаётся 3 варианта нарисованной клавиатуры: одна нарисована правильно, во второй все чёрные клавиши расположены по две, в третьей - по четыре; тот ученик, которому досталась правильно нарисованная клавиатура, должен её поднять)

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ»
А сейчас к нам в гости придут сказочные герои. Но это будут не артисты и не куклы. Это будут музыкальные портреты из сказки про Буратино. Сейчас мы услышим три пьесы, каждая из которых расскажет об одном хорошо известном вам персонаже (в игре три участника, каждый получает нарисованный портрет одного из героев сказки; звучат три пьесы Р.Шумана: «Первая утрата» - нужно поднять портрет Мальвины; «Весёлый крестьянин» - портрет Буратино, «Дед Мороз» - портрет Карабаса-Барабаса)

«СКАЗКА ПРО КОТА»
А ещё одну сказку мы прочитаем вместе, потому что вместо некоторых слов я буду показывать вам знаки, означающие в музыке громкость исполнения, а вы будете все вместе называть значение показанного знака. Давайте попробуем (преподаватель показывает карточку со знаком [p] , ученики произносят слово «тихо»; со знаком [ f ] , ученики произносят слово «громко», - «умеренно громко». Далее совместно читается сказка: когда преподаватель показывает карточку, значение знака озвучивают дети).

«Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень [p] всегда он ходил,
[ f ] настойчиво кушать просил.
Да на печке храпел -
Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
[ f ] крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши [p] взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут воскликнул кот: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:

Мыши [p] вышли из норки.
[ f ] хрустя, съели хлебные корки,
Потом, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, [ f ] чихнул,
К стене повернулся… и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера [ f ] над ним потешались».

«ОТЫЩИ НОТУ» (приглашаются четверо участников, каждый получает карточку, где изображён помидо р, огуре ц, перси к, апельси н; участник рассматривает свою иллюстрацию и озвучивает название ноты, «спрятанной» в названии)

«ПРОЧИТАЙ ИМЯ» (приглашаются пятеро участников, каждый получает карточку с написанным на ней именем, где один слог заменен написанной нотой: Юля , Макси м, Таиси я, Ками ль, Диля ра; нужно прочитать имя; если детям нравится участвовать с родителями, можно пригласить на игру 5 детей и 5 родителей)

«ПОЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ» (приглашаются 8 детей и распределяются персонажи: корова, цыплёнок, овечка, лягушка, кошка, собака, поросёнок, ворона; каждый персонаж воспроизводит своё звукоподражание; далее по знаку ведущего дети поют поочерёдно, каждый на свой слог, исполняя, например, мелодию песни «Маленькой ёлочке холодно зимой»; в заключение можно спеть всем вместе)

«УГАДАЙ, НА ЧЁМ ИГРАЮ И ПОВТОРИ РИТМ» (приглашаются трое участников, каждый получает музыкальный инструмент: румбу, коробочку, треугольник; эти же инструменты лежат перед ведущей за небольшой импровизированной ширмой, так, что участникам и зрителям эти инструменты не видны; ведущая чётко произносит загадку, с ритмичным сопровождением на одном из инструментов; участник должен узнать свой инструмент и воспроизвести ритм при повторном произнесении загадки ведущей; затем зрители должны отгадать прозвучавшую загадку.
«Он как ёлочка весь в иголочках» (ёж)
«Покружу над цветком, угощу ребят медком» (пчела)
«Сеть повесил на сучок молчаливый рыбачок.
Целый день, целый день мух ловить ему не лень» (паук))

«ЧЕТВЕРТИ И ВОСЬМЫЕ» (участвует столько детей, сколько имеется в наличии ударных музыкальных инструментов; на мелодию русской народной плясовой часть детей будет играть восьмыми, другая часть четвертями, вступать можно поочерёдно, по команде ведущей «четверти», «восьмые» или «вместе»)

«ОПЕРА. БАЛЕТ» (зал украшен воздушными шарами, на десяти шарах написаны буквы: пять букв одного цвета и пять другого; играют две пары участников; родитель вместе с ребёнком должен собрать пять шаров с буквами одного цвета и выложить слово; участникам помогают зрители)

Оксана Овечкина (валторна; КМК). Сен-Санс «Романс»

Наш праздник приближается к концу. На сцену приглашаются все первоклассники.
Повторяйте за мной слова торжественного обещания:

«Клянёмся музыку любить, клянёмся с музыкой дружить,
Учиться, не жалея сил, стараться, не лениться,
И в настоящих музыкантов превратиться»

Наших гостей я тоже попрошу встать и повторить за мной слова торжественного обещания:

Мы, гости этого праздника, торжественно обещаем:

Всей душой любить своих детей!

Помочь им полюбить музыку

И стать настоящими музыкантами!»

Слово для поздравления и вручения памятных сувениров предоставляется завучу школы О.Р.Черновой. Фото на память. Список детей-первоклассников демонстрируется родителям и помещается на хранение до выпуска!

Список литературы:
Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. Москва, «Просвещение», 1994

Концерт для родителей класса аккордеона Прапорщиковой И.В., празничное посвящение первоклассников класса в юные музыканты. В концерте участвуют все учащиеся класса. Мероприятие выстроено в форме лекции-концерта, включены викторина в форме музыкальных загадок, а также чтение стихов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий концерта-посвящение в «Юные музыканты».

Открывает программу Марченко Сергей с песней «Я крутой»

1Ведущий: Добрый день дорогие друзья-уважаемые родители, гости, а также все учащиеся нашего класса! Мы очень рады в очередной раз видеть вас в нашем зале. Сегодня наш концерт посвящён первоклассникам, тем, кто решил научиться играть на любимом инструменте.

2Ведущий: Ребята! Какие вы сегодня красивые и нарядные. Как настоящие артисты. Сегодня первый ваш концерт, первое ваше выступление на большой сцене, настоящий музыкальный праздник! Для вас откроется дверь в прекрасный мир музыки. Но сначала, вам предстоит пройти ряд испытаний и показать нам, насколько вы готовы к тому, чтобы носить звание Юный музыкант .

1Ведущий: Все мы с радостью готовы в музыканты вас принять,

Но попробуйте сначала все загадки отгадать!

Он стоит в концертном зале.

Клавесином был вначале.

Может «форте» и «пиано»

Исполнять вам неустанно.

В нем звучит мажор, минор.

Всем известно с давних пор,

В мире звуков он – король.

«Фа диез» и «Си бемоль»

Очень дружно в нем живут.

Стоя рядом с ним поют,

Сидя рядом с ним играют,

Клавиши перебирают,

Нажимают на педаль.

Этот инструмент – (РОЯЛЬ)

2Ведущий: На этом «королевском» инструменте сыграет первоклассница Кулишова Дарья (зачитывает стихи ):

Посмотри-ка, у рояля крышка есть, и есть педали,

На спине крыло большое, словно парус над волною.

Много чёрных, белых клавиш – сразу их не сосчитаешь!

Исполняет детскую песню «Зайчик»

1Ведущий: Следующие загадки, ребята:

Как по нотам нам узнать, где на клавишах играть?
На второй линейке стана завитой красивый знак.
Он помощник наш отличный, а зовется- ключ (скрипичный )

А какой ещё вы знаете музыкальный ключ? (басовый). Молодцы!

2Ведущий: Справа наше – фортепиано,

Слева– кнопки от баяна.

А меха – как на гармошке.

Это ясно даже кошке,

Ну, конечно, это – он.

Инструмент АККОРДЕОН.

Современный аккордеон -сравнительно молодой музыкальный инструмент, наиболее усовершенствованная гармоника-инструмент, в котором звуки извлекаются свободно проскакивающими металлическими язычками, приводимыми в движение воздушной струёй. Подобный принцип звукоизвлечения был известен в странах Юго-Восточной Азии очень давно. За 2-3 тысячи лет до н. э. в Лаосе, Тибете, Китае, Японии имели распространение музыкальные инструменты кэн, шэн,чонофуй и другие, звукоизвлечение в которых было основано на колебании маленького металлического язычка, вырезанного в тонкой пластинке. В 18 веке такой принцип стали использовать и в Европе. В 1822 году в Берлине была изобретена первая ручная гармоника, а в 1829 в Вене появилась гармоника с аккордовым аккомпанементом на левой стороне, которая стала называться аккордеоном. Вот такая интересная история происхождения аккордеона. И сейчас на этом замечательном музыкальном инструменте исполнит русскую народную песню «Как под горкой, под горой» самый юный участник нашего концерта Кошкин Максим

1Ведущий: Продолжаем отгадывать загадки

Ах, как дружно все живут,
Звонко песенки поют

Очень заняты работой
Эти радостные… (Ноты)

Ребята, назовите, какие вы выучили ноты?... Молодцы!

Все вы уже выучили ноты и теперь, как настоящие музыканты научились играть по нотам. Встречаем ещё одного первоклассника- Федотушкина Андрея , в его исполнении прозвучит «Детская песенка»

2Ведущий:

И снова загадки про инструменты

А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,

Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)

1Ведущий:

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет … (Скрипка)

2Ведущий:

Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная… (Гитара)

Молодцы, отлично справились, а сейчас приглашаем на сцену с исполнением «Маленького вальса» А. Мирека ещё одну первоклассницу Свиязову Ирину .

1Ведущий: С музыкальным поздравлением для вас выступит второклассница Перминова Евгения, Д Кабалевский «Вальс».

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его фортепиано.

2Ведущий: Приглашаем на сцену первоклассника Задирака Данилу с исполнением польской народной песни « Весёлый сапожник» .

Читает стихи про рояль Курушкина Анастасия

Жили в стареньком рояле
Семь весёлых звонких нот.
Распевали целый год,
Но однажды захворали.

Захрипела нота «МИ»,
Стала ссориться с людьми.
Не своими голосами
Затянули «ФА» и «СОЛЬ»,

«РЕ» играть не стала с нами –
У неё зубная боль.
«ЛЯ» притихла, замолчала,
«ДО» ужасно застонала,
«СИ» запела петухом –
Растревожила весь дом.

Что нам делать, мы не знали,
Нам сестричек было жаль.
Мы настройщика позвали,
Чтобы вылечить рояль.

Анастасия исполняет «Этюд-репетиция» К. Черни

1Ведущий: И снова выступает первоклассник Марченко Сергей- матросский танец «Яблочко»

Вас, дорогие ребята, поздравляет Шибанов Юрий исполнением русской народной песни «Во саду ли, в огороде»

2Ведущий: А сейчас расскажет нам стихи про свой любимый музыкальный инструмент Балыков Владимир:

Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.

То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространство наполняют снова.

Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.

Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон - как волшебство,
Все звуки собраны в него.

С музыкальным подарком выступит Шмельков Вадим

А. Иванов « Полька»

1Ведущий: Стихи про клавесин читает Алашеев Максим

Старый добрый клавесин -

Дедушка рояля,

Музыкантов пригласил,

Чтобы поиграли.

Чтобы каждая струна

Принялась за дело,

Чтоб звенела тишина,

Чтобы эхо пело.

Расторгуев Максим исполнит на синтезаторе «Молитву» из репертуара группы Би-2.Синтезатор-уникальный и универсальный инструмент, который может заменить звучание многих инструментов. И сейчас мы послушаем, как Максим в своей игре использует два тембра- клавесина и скрипки.

2Ведущий: На сцене с музыкальным поздравлением Балыков Владимир - русская народная песня «Коробейники».

1Ведущий:

Ансамбль - это французское слово. По-русски означает "вместе". В музыке это слово обозначает что несколько людей играют, поют или танцуют вместе.

Участники ансамбля должны все делать слаженно, вместе. Танцоры должны синхронно танцевать- то есть совершать одинаковые танцевальные движения одновременно. Музыканты должны играть слаженно, в одном темпе и ритме, каждый должен слушать другого, иначе музыки не получится.

Ребята, как называется ансамбль из 2, ...3 …., 4..., (дуэт, трио, квартет).А когда очень много участников (оркестр)

Сейчас выступит для вас трио: Алашеев Максим, Балыков Владимир и Шмельков Вадим- чешская народная песня «По ягоды»

Прочитает стихи Расторгуев Максим.

Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос
Миллион незримых струн!

В нем так много разных клавиш,
Молоточков и колков,
Что себе и не представишь,
До скончания веков!

От природы у кого-то
Он волшебный, золотой,
Но тяжелая работа –
Ведать этой красотой.

Кузнецова Мария с песней «Па-ла-ла»

В игре на фортепиано нужно уметь и аккомпанировать, уметь слушать главную партию, своё умение в этом деле нам покажет Курушкина Анастасия. Прозвучит русская народная песня на фортепиано « Лодка по морю плывёт»

1Ведущий: Еще одна загадка:

Я ваша подруга, я ваша попутчица,

В пути без меня ничего не получится

Со мною, друзья всегда интересно,

Узнали, кто я? Ну конечно же: (песня)

Песню Г..Петербургского «Синий платочек» исполнит на аккордеоне Кузнецова Мария.

2Ведущий: Свой музыкальный подарок вам дарит Алашеев Максим- В.Платонов «Маленький вальс»

Стихи о музыке читает Шмельков Вадим

Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов, в молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей... Она везде и вечно спутник мой,

Ей все подвластно: радость и тоска, в ней - просто миг и долгие века.

Задуматься заставит, полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных, без мелочей смешных и несмешных?

Мы ей за все "спасибо!" говорим и веря в торжество ее, - творим!

П.Чайковский «Новая кукла» прозвучит в исполнении Фомина Олега.

1Ведущий: Читает стихи про орган Марченко Сергей

Звучит орган торжественно и ясно.

В старинной кирхе вновь звучит мотив.

Мелодия божественна, прекрасна…

Я замираю, голову склонив.

Что это? Моцарт, Бах или Бетховен?

Соната, Реквием, звезды полет?

Как музыки прекрасный мир огромен!

Какая сила у обычных нот!

Мерцают свечи... Звуки тише стали...

Волшебной птицей музыка плывет.

И замер где-то в ясной звездной дали

Моей души возвышенный полет!

Орган- клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупный из всех музыкальных инструментов, один из древнейших. Его история насчитывает тысячи лет. В наше время его можно увидеть и услышать в концертных залах филармоний. Аккордеон имеет много регистров, отображающих звучание разных инструментов, одним из которых является орган. И сейчас мы послушаем «Арию» И.С.Баха в исполнении Расторгуева Максима .

Выступает дуэт аккордеонистов: Расторгуев Максим и Кузнецова Мария -А.Вершюрен «В стиле мюзет»

2 Ведущий:

Наш праздник подходит к завершению…..Ещё недавно вы, наши первоклассники, не знали правил в музыке. Теперь вы вошли в прекрасный мир музыки, узнали школьные пправила. Испытали первые трудности и не отступили, не испугались. Сдали свой первый экзамен на «отлично».

Мы думаем, каждый из вас заслуживает звания «Юный музыкант».

Вас можно назвать настоящими учениками и впустить в страну под названием « Музыка» .

1Ведущий:

Но, ребята, это звание многому обязывает.

Прошу встать всех первоклассников, выйти в центр зала и в торжественной обстановке дать обещания « юных музыкантов» (подтвердить словом « обещаю») Обещаете с музыкой по жизни идти

2 Ведущий: И не свернуть с избранного пути!

1Ведущий: Победить тоску и лень

И заниматься музыкой каждый день!

2Ведущий: К творчеству стремиться

Чтобы вами мы могли гордиться!

1 Ведущий и 2 Ведущий (вместе с хором «да»)

И так, мы объявляем вас юными музыкантами! И вручаем вам памятные подарки!

Желаем вам успехов в этом нелегком, но интересном труде, музыкальных побед в конкурсах, Юные музыканты! Ещё раз поздравляем вас, а также ваших родителей.

Пусть музыка дарит вам радость и будет всегда спутницей по жизни!

Под музыку дарим первоклассникам памятные подарки.





Top