Причины творческого кризиса и как с ним бороться. Как преодолеть творческий кризис

    Примите то, что у вас настал творческий кризис. Если у вас появился творческий кризис, никакие идеи не приходят на ум, когда вы пишите, вы просто застряли на том, что же писать дальше. Поймите, что любой тупик можно легко преодолеть, и существует множество способов справиться с ним. Не останавливайтесь на мысли, что вы никогда не будете писать снова.

    Пишите о чем угодно. Пишите о чем угодно в мире, пишите даже об ананасах. Это позволит вашему мозгу думать больше и думать творчески. Это лучшая практика для многих людей. После того как вы обдумаете абзац или предложение, возвращайтесь назад к вашей теме.

    Запишите некоторые ваши идеи на бумаге, не беспокоясь о том, как они звучат. Написанное может быть не блестящим; у писателей часто возникает творческий кризис потому, что они очень беспокоятся о качестве их написания. Помните, что никому не нужно показывать мир написанный вами. Вы можете показать его тогда, когда будете готовы.

    Попробуйте изменить темп. Например, если у вас длинная футуристическая последовательность, попробуйте перейти к мотивированному разговору. Будьте уверены, что этот переход имеет смысл. Не пишите на одной скорости и в одном тоне все время. Что-то другое, в конечном счете, может реально вдохновить вас на достижение новых вершин. Если у вас есть склонность писать драматические сюжеты, переключитесь на что-то беззаботное, и наоборот.

    Знайте, когда нужно отказаться от идеи. Посмотрите на то, что вы написали, и спросите себя, "не кажется ли вам, что вы идете в никуда? " Если вы почувствовали это, то это самое время изменить свое направление.

    Решите, действительно ли вы чувствуете реальную обстановку. Вы можете попасть в творческий кризис, если ситуация не является реалистичной для вас. Не бойтесь переписывать часть истории, чтобы сделать ее более натуральной.

    Пробуйте начать с другой части вашей истории. Если у вас возникли проблемы в самом начале, попробуйте начать с середины или конца. После того, как закончили одну часть истории, вернитесь к начальному месту.

    • Выписывая порядок, может потребоваться больше ознакомления с начала и до конца. В то же время это может помочь вам придумывать детали, в момент, когда вы не знаете о чем дальше писать. Написание хорошего финала поможет структурировать вашу историю, пока вы будете думать об остальной части.
  1. Напишите что-то совершенно другое. Вас, возможно, даже удивит то, как вам это понравится. Монолог, песня, стихотворение, или же вы можете потратить немного времени на написание сцены с совершенно другой историей, это заставит вас почувствовать, как по венам бежит кровь писателя.

    Используйте подсказки. Для всех писателей, у которых наступил творческий кризис, пользование подсказками является наиболее эффективным из средств, по выходу из него. Используйте любое случайное слово или предложение для того, чтобы начать свою историю. Например, если вы попросите друга, чтобы он дал вам подсказку, и он сказал слова "Навсегда" и "Страсть", вы скорее всего подумали о романтике. А если бы они сказали фразу "Укуси меня", то вы, скорее бы всего, подумали о вампирах или оборотнях.

    Используйте мир вокруг вас. Используйте людей вокруг вас и личностей. Используйте характер, атмосферу и сцены, которые окружают вас, чтобы создать свой рассказ / сюжет. Лучший из возможных способов сделать это состоит в использовании дневника. Описывайте в нем вашу повседневную жизнь, ваши случайные мысли, чувства.

    Если вы, возможно, не можете писать о чем-то, просто назовите кучу объектов, идей. Даже если вы думаете что это не сработает. Это обычный способ избавиться от творческого кризиса. Намного легче сказать то, что вы думаете, вслух. Вы обязательно натолкнетесь на что-то. Удачи!

    Начните с персонажа

    1. Возьмите бумагу, ручку или карандаш. Или используйте свой компьютер, если для вас это удобнее. Первое, что нужно для создания вашего персонажа – это чистый лист бумаги.

      Запишите имя, первое имя, которое приходит на ум, в верхней части страницы. Это может быть имя человека, которого вы знаете, человек, о котором вы читали, либо вообще взятый из вашей головы.

      Задайте вопрос о человеке. Под его именем начните составлять список, спросите себя следующие вопросы: Кто это? Как он/она выглядит? Есть ли братья или сестры? Если да, то кто они?

      Позвольте персонажу развиваться. Увидьте его характер у себя в голове, станьте персонажем.

      Попробуйте представить себе жизнь персонажа. На что она похожа, когда герой просыпается по утрам? Работает ли он или учится в школе? Как он чувствует себя в своей семье? Что он предпочитает на обед? Все эти детали складываются в жизнь.

      Посмотрите, что вы написали. Когда вы закончите со списком. Прочитайте его, и, надеемся, вы сможете поместить этого персонажа в сценарий, который может зажечь идею для истории. Всего лишь одна деталь может вызвать ваш интерес к целой истории.

      Играйте в игру "а затем". Удивительно, но эта игра является отличным способом выйти из творческого кризиса. Вы начинаете с любой случайной фразы, например, "Однажды жила девушка по имени Судьба" вы продолжаете историю с фразы "а затем" после каждого предложения. А затем она встретила парня по имени Даниэль. А затем она узнала, что он был вампиром и т.д. Это может быть не такая история, которую вы пишите, но чем глубже вы погрузитесь в эту игру, тем скорее найдете выход из ситуации.

      Напишите предысторию о вашем главном персонаже. Создайте тонны информации о вашем главном герое. Почему ее волосы такие короткие, тогда как все остальные девушки имеют длинные косы? Ее волосы тоже были такими, но злой человек хотел перерезать ей шею в погоне, и она успела поднырнуть, в результате он обрезал ей клок волос.

    Получайте вдохновение через чтение

      Читайте романы. Это может помочь с вдохновением. Перечитайте книгу, которая вам нравится, по вашему желанию. Вы даже можете записать то, что вас наиболее вдохновляет. Попробуйте выбрать что-то в том жанре, в котором пишите, научная фантастика, роман, триллер. Для того чтобы получить новые идеи.

      Читайте ваши предыдущие работы. Если вы перечитываете ваши предыдущие истории или рассказы, что-то сработает у вас в мозгу. Вдохновение – таинственная вещь, оно может вернуться в любое время.

      Читайте о человеке, которым вы восхищаетесь. Читайте о тех, кто вам нравится, чтобы создать базу для вашего персонажа. Включая свои личные черты характера, хобби. Так, что если вы основываете на этом рассказ, вам будет легче, так как уже все практически готово.

      Читайте стихи. Поэзия также может вдохновить вас написать произведение или написать свои собственные стихи. Вы можете быть удивлены, но образ в стихотворении "Silken, sad, uncertain, rustling of each purple curtain", "The Raven," "You, my father, there on the sad height" из стихотворения Дилана Томаса "Rage, Rage Against the Dying of the Light", который доносит идею или образ до ума так, что скоро вы будете вдохновлены новыми идеями.

      Читайте научную литературу. Послушайте, возьмите в руки книгу об исторических событиях, например, «Автобусные бойкоты» Мантгомери или «Блокада Ленинграда», это поможет вам найти новое видение и идеи, которые вам необходимы. Скоро, вы будете иметь новых персонажей, сюжеты и диалоги, которые будут протекать через вашу голову.

      Перепишите уже существующие статьи. Найдите газету и перепишите статью о том, что на прошлой неделе было убийство, совершенное злым духом внука и… (это может помочь получить поток идей).

    Избегание совершенства

      Сделайте перерыв. Иногда сон помогает (вы никогда не знаете, что вам приснится, плюс к этому, иногда, пока вы лежите на кровати, можно получить внезапное вдохновение. Вам следует записать это, даже если это будет глубокой ночью). Посмотрите фильм или пойдите прогуляйтесь. Смотря на что-то новое, вы дадите своему мозгу импульс. Приготовьте пищу, сделайте уборку или поиграйте с вашими домашними животными. Забудьте о вашей истории на время.

      Не мучайте себя, если не можете думать ни о чем другом. Если вы не можете написать и слова, нужно прилечь отдохнуть, расслабиться, либо заняться другим делом; не наказывайте себя. Даже лучшие мировые писатели могут позволить себе писать час или несколько часов в день. Гюстав Флобер, автор классики, Мадам Бовари , говорил, что писал по одному предложению в день.

      Не редактируйте во время написания. Вы можете зацикливаться на каждом предложении или каждой строчке позже. Если вы не говорите себе, что каждый абзац не должен быть абсолютно совершенным, вы никогда не доберетесь до следующего.

      Не паникуйте, каждый автор, хотя бы раз в своей жизни сталкивался с творческим кризисом, это совершенно нормально. Вы можете даже сказать, что переживаете творческий кризис, и преодолев его, вы станете еще более талантливым и творческим писателем.

      Не сравнивайте себя с любимыми писателями. Хорошо, может быть, вы не чувствуете скорость Стивена Кинга, Луи Сачаро, Эмили Бронте или Достоевского. Но это не значит, что вы должны чувствовать себя неадекватным или худшим писателем на планете. Используйте этих писателей для вдохновения, в качестве стандарта, которого вы хотели бы достичь. После того как вы снимите напряжение, вы сможете писать на много свободнее.

    Играйте в "Сумасшедшие игры"

      Возьмите чистый лист бумаги. Это работает лучше всего, если вы находитесь в тихом месте, где вы не чувствуете никакого суждения.

      В течение примерно пяти минут старайтесь думать о сумасшедших предложениях. Например, "Летающая черепаха съела говорящий ананас, хотя она знала, что это лучший друг единорога». Вы можете создать несколько сумасшедших предложений и выбрать лучшее, если вы действительно в яме. Не судите себя и не сдерживайте. Просто пишите то, что приходит на ум.

      Возьмите сумасшедшие фразы и выпишете их. Повторите это, пока у вас есть список из трех или большего количества идей.

      Повторите процесс, пока у вас есть абзац полный безумных предложений. Делайте это безумнее, как только возможно. Если вы, как правило, разумный и серьезный человек вы должны сделать перерыв и пытаться записать самый скучный рассказ. Как только вы нашли, по крайней мере, 5-6 «хороших» сумасшедшие предложений вы должны иметь что-то, чтобы работать с ними. Прочитайте их. Они заставят вас смеяться, чувствовать себя более свободно и чувствовать себя менее сдержанно о том, что вы написали самые превосходные предложения в мире.

      Выберете одно предложение, которое выделяется, и берите вдохновение из него. Используйте это одно предложение как открытие короткой истории. Не позволяйте удерживать вас. Может быть, просто выберете одну или две фразы или снова это предложение и используйте для вдохновения. Продолжайте писать, пока чувствуете расслабленность, и пока у вас есть с чем работать.

      Если ни одна фраза не вдохновит вас, используйте само сумасшествие для вдохновения. Хорошо, допустим все ваши предложения были безумными или нелепыми для работы с ними. Тогда ладно. Пусть сам процесс вдохновит вас и покажет, что это легко выпустить и генерировать сумасшедшие предложения, пока это не достигнет совершенства. После этого упражнения вы можете просто начать пытаться вернуться в то же написание, которое вы делали раньше, а заодно чувствуя себя увереннее в вашей способности к творчеству!

    • Если вы не можете сделать любую из этих вещей, о которых только что прочитали: чтение, даст вам идеи, как писать, и что писать. Сделайте перерыв, это необходимо. Старайтесь писать каждый день, но не заставляйте себя писать слишком много. Ваше написание не получит от этого пользы.
    • Напишите абзац, который хорошо звучит, захватывающе, прикосновенно или как-то хорошо, по-другому. И смотрите, можете ли вы выбрать историю, соответствующую ему.
    • В следующий раз перейдите к сути дела в своем письме, где вы взволнованны. Даже если это означает, что придется отвлечься.
    • Если вы любите искусство, попробуйте нарисовать одного из персонажей, сцены места, объекты или что-нибудь еще из вашей истории; это действительно поможет выйти из творческого тупика. Проектирование обложки для вашей книги поможет прийти в восторг от вашей истории и оживить ваше вдохновение для нее.
    • Не бойтесь подчеркивать личность вашего персонажа немного, но не сильно, так как они станут нелюбимыми.
    • Сделайте макет интервью с вашими персонажами, чтобы практиковать характеристику или создать несколько символов для них. Понимание своего персонажа, ключевая часть в писательстве.
    • Вы можете использовать эти шаги, чтобы визуализировать ваши строки, это здорово работает.
    • Слушайте вдохновляющую музыку. Предпочтительнее, если она будет по теме вашей истории или связанная с ней определенным моментом. Если это любовный роман, и вы застряли на сцене, где вы хотите соединить два любящих сердца, слушайте что-то, что отражает это музыкально.
    • Возьмите написанное, это необязательно должно быть правильным. Ваш первый проект - это не заключительный проект. Не будьте таким перфекционистом.
    • Оставьте все в покое. Даже во время творческого кризиса в один день идея может прийти к вам сама. Поэтому не переживайте, все будет в порядке.
    • Имейте персонажа, который сделает что-то, например, покрасит волосы в фиолетовый цвет.
    • Обращение за пошаговой помощью может воздать лучший результат.
    • Ваши друзья могут помочь найти для вас новые идеи, тогда когда у вас нет ни одной. Пробуйте с ними общаться о сценах, которые мелькают в вашей голове.
    • Позвольте себе писать ерунду. Это поможет привести к новым сюжетам.
    • Не сдавайтесь! Почти у каждого писателя наступает кризис. Это не значит, что нужно прекращать писать.
    • Просто подождите, вдохновение само придет к вам. Если у вас нет идеи, может быть, вы должны оставить рукопись на несколько недель, а затем вернуться к ней.
    • Попробуйте медитировать. Это поможем открыть ваш разум и справиться с творческим кризисом.
    • Когда не знаете, как охарактеризовать героя, представьте, как он выглядит, что носит, чем занимается.
    • Послушайте музыку, соответствующую вашему сценарию. Вы даже можете составить целый плей-лист ко всем эпизодам. Музыка – это отличный способ выйти из творческого кризиса. Слушайте то, что приносит вам удовольствие, но не переусердствуйте, так как это может отвлечь вас от основной задачи. Вы должны писать, а не отвлекаться на музыку и подпевать и танцевать.
    • Путешествуйте, оглянитесь вокруг, используйте то, что увидите. Есть ли рядом люди, хорошо ли вам в кафе, или парке?
      • Возьмите ручку и листик или ноутбук, что более удобно, и попробуйте начать писать где-нибудь в тихом месте. Напишите дела, которые вам нужно сегодня выполнить. Напишите о ссорах с вашим мужем, женой, ребенком или соседом. Опишите идеальный сценарий пикника с друзьями. Пишите все, что не касается вашего рассказа. Просто пишите, быстро и с эмоциями, и в том, что вы напишите, найдете цепочку, которая поможет вам выйти из кризиса.
    • Пишите весело и с наслаждением.
    • Вы не должны использовать тетрадь, использовать то, в чем вам удобно писать. Например: ноутбук, тетрадь для рисования, компьютер или блокнот.

    Предупреждения

    • Не поддавайтесь стрессу из-за творческого кризиса, это может дать ухудшение и затянуться на долгое время.
    • Кризис труднее преодолевается, если вы тянете время до написания.
    • Не работайте с подсказками, которые доставляют вам неудобства.
    • Никогда не делайте акцент на том, как трудно выйти из творческого кризиса. Если вы будете постоянно думать об этом, то будет все сложнее отказаться от этой мысли.
    • Не пишите просто, чтобы что-то было, вам все равно придется к этому вернуться и переделать.

Брэндон Тёрнер (Brandon Turner)

Предприниматель, инвестор, автор нескольких книг и главный редактор социальной сети, специализирующейся на недвижимости. Брэндон вывел свой собственный алгоритм, соблюдая который можно навсегда забыть о том, что такое творческий кризис. Используя его, он смог написать 250 000 слов за год.

Вы твёрдо решили что-то написать, уселись за рабочее место, открыли ноутбук и текстовый редактор, но вдохновение внезапно куда-то коварно улетучилось. Прошло уже добрых полчаса, а вы так и продолжаете сидеть перед абсолютно пустой страницей.


Неважно, что вы пытаетесь писать: книгу, статью для блога или что-то ещё. Писательский блок, или творческий тупик, - вполне реальная вещь, которая будет тормозить вашу работу и до невозможности раздражать.

Вряд ли кто-то из нас может стопроцентно гарантировать, что каждый день при любых условиях и погоде сможет беспрепятственно выдавать по одному, а то и по несколько .

Вдохновение - штука капризная и непостоянная, поэтому необходимо уметь писать не дожидаясь его. Ниже рассмотрим четыре простых совета, которые должны помочь в такой ситуации.

1. Используйте «детсадовские» уловки

Вспомните, когда вы были ребёнком, учителя наверняка не раз предлагали вам выполнить задание, в котором необходимо было заполнить пробелы недостающими словами. Что-то вроде этого:

Мой любимый цвет - ________.
Имя моей мамы - ________.
Когда я вырасту, я хочу стать ________, потому что ________.

Вряд ли вы тогда испытывали какие-то особые затруднения выполняя это задание, правда ведь? Ни о каких творческих блоках и речи не шло. Причина такой простоты в том, что тема была уже заранее определена и всё, что от вас требовалось, - это просто-напросто вписать нужные слова в подходящие места.

Именно поэтому заполнение пробелов в работе считается самым лёгким способом преодолеть писательский блок. Вам поможет детальный план действий. Чем больше подробностей и тонкостей вы сможете предварительно обдумать и мысленно поместить в свой пока ещё воображаемый текст, тем легче будет его в конечном счёте написать.

Сегодня, прежде чем ответить на письма нужным людям, я провёл пять минут обрисовывая в общих чертах каждую мысль, которую мне хотелось бы донести. Поэтому, когда пришло время писать сами письма, всё, что мне оставалось сделать, - это всего лишь «восполнить пробелы» для каждого конкретного письма, расширить по пунктам каждую идею. Написание писем не отняло много времени: на то, чтобы разобраться с почтой, ушло всего-то полчаса. Я так быстро справился только потому, что не должен был принимать никаких решений. Не было такого, что я просто сидел и думал: «Хм-м, а о чём же я должен был написать сегодня?»

Брэндон Тёрнер

Самое трудное в работе - процесс принятия решений. Поэтому если вы справитесь с этой задачей заранее, то намного . Не усложняйте: когда вы понимаете, что не можете сдвинуться с мёртвой точки, просто вспомните про этот наивный детсадовский метод.

2. Берите пример с профессиональных спортсменов

Вы когда-нибудь видели, как профессиональный гольфист готовится загнать шарик в лунку? Обращали внимание, как баскетболист реализует штрафной бросок? Или как бейсбольный питчер подаёт мяч?


playbuzz.com

Когда спортсмены собираются выполнить трюк, который проделывали уже миллион раз, они практически всегда придерживаются какого-то заранее установленного . Например, делают три шага вправо, прокручивают мяч в руке или отбивают его от пола. У них у всех есть маленький ритуал, который предшествует рутинному действию.

Для чего им это? Заранее установленный порядок помогает настроиться на правильное выполнение действия и усиливает своеобразное «мышление успеха». Те же правила работают и для писателей. Самое время придумать для себя парочку ритуалов.

Когда Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) писал свою первую книгу, его распорядок дня был очень прост:

Встать в 5:30.
Выпить стакан воды.
Сделать пятиминутную зарядку.
Немного посидеть на диване (всегда на одном и том же месте).
Открыть ноутбук.
Просмотреть заранее продуманный план действий.
Начать «заполнять пробелы».

Брэндон уверяет, что следовал этому ежедневно на протяжении ста дней и ни разу не сталкивался с творческим кризисом. Благодаря чёткому режиму дня он сразу же приступал к работе, ограничив воздействие всех отвлекающих факторов, которые могли бы привести к потере работоспособности.

  • Пишите в одном и том же установленном месте.
  • Пишите в одно и то же время.
  • Слушайте перед работой одну и ту же песню.
  • Используйте для письма один и тот же текстовый редактор.
  • Пишите каждый день. Ничто не убивает установленный порядок быстрее, чем выходные.

3. Добавьте немного странности

Этот пункт может показаться вам немного диковатым, но Брэндон уверяет, что это один из лучших способов преодолеть трудности, которые могут возникнуть при письме.

Во-первых, решите, для кого вы пишете. Нет, не надо придумывать абстрактный персонаж какого-то пола, возраста или профессии. Найдите настоящего, реально существующего человека, для которого вы будете писать.


После того как вы нашли счастливчика, распечатайте его фотографию (да, это именно тот момент, когда всё начинает становиться странным). Не стоит печатать огромный портрет, ограничьтесь маленькой фотокарточкой. Поместите её неподалёку от своего рабочего места (иголки в неё втыкать не надо).

Теперь всё, что от вас требуется, - писать для этого человека. Как бы вы объяснили тему ему или ей? Как рассказали бы свою историю? Получается, что, вместо того чтобы писать некоему неизвестному читателю, вы теперь пишете для определённого человека. Удивительно, но эта небольшая уловка реально работает.

4. Пишите как можно больше

Зачастую причиной творческого тупика становится не отсутствие вдохновения, а банальная . Вы начинаете писать, потом перечитываете, и через мгновение вас уже переполняет тотальное недовольство собой. Единственный вопрос, который вы в данную секунду задаёте себе: «Кто вообще написал эту чертовщину?»

Вместо этого просто притормозите. Остановитесь, возьмите паузу. Вы сейчас слишком выбиты из колеи, чтобы двигаться дальше, в вас закралось сомнение относительно ваших писательских навыков. Именно поэтому вы пробуксовываете.

Когда я пишу, то я просто пишу. Я не редактирую, не оглядываюсь назад, не пытаюсь перепроверить каждое предложение. Если мне кажется, что я застрял, то я просто пишу больше. Ещё больше. И потом ещё чуточку. После того как я заканчиваю писать дневную норму, я могу возвратиться для того, чтобы немного поправить текст, но никогда не позволяю самокритике брать верх. Продолжать писать - это лучший выход для меня.

Брэндон Тёрнер

Если вам кажется, что вы не можете писать, не паникуйте. Чтобы преодолеть творческий кризис, попробуйте применить на практике какой-нибудь из этих советов.

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

Творческий застой (творческий кризис )- ситуация, знакомая многим. Мысленный ступор, потеря вдохновения, отсутствие свежих мыслей и идей, потеря способности адекватно оценивать результаты собственной деятельности, опустошенность – все это признаки творческого ступора.

Если вас покинуло вдохновение и мысли не идут в голову, не расстраивайтесь, с этим можно бороться!

Как бороться с творческим кризисом

Проблема преодоления творческого кризиса заключается в его индивидуальности, по этому, как и в случае с избавлением от лени , сначала необходимо разобраться в причинах этого недуга. Задайтесь вопросом – «Почему возник кризис в творчестве?» Проанализировав причины возникновения застоя, вам будет проще его преодолеть.

Если причиной является переутомление (пожалуй, основная причина творческого застоя), выйти из творческого кризиса поможет отдых или уменьшение темпа. Труд без отдыха почти всегда ведет к потере работоспособности, к усталости, апатии и депрессии. Когда вы не забываете про досуг, когда чередуете работу и полноценный отдых, вы вновь и вновь возвращаетесь к своему делу - с зарядом новой энергии, с энтузиазмом и бодростью. Можно сходить в кино на какой-нибудь мотивирующий фильм , сходить на фотовыставку или в художественную галерею (многообразие зрительных образов стимулирует творческую фантазию и креативность ), полежать на пляжу или отправиться на рыбалку. Кому то для выхода из творческого кризиса связанного с усталость достаточно просто пару дней выспаться и провести время с семьей, другим же необходим полноценный отпуск. Все дело в степени утомленности.

«Если ощущаю упадок сил и потерю вдохновения, я беру тайм-аут и на неделю-другую еду в отпуск, где просто смотрю на людей и слушаю музыку. Для меня это лучший вариант отвлечься, выйти за рамки моей работы и преодолеть кризис в творчестве ». Келли Густафсон (Фотограф, Швеция)

Часто творческий кризис наступает из-за проблем личного характера – конфликт в коллективе, ссора с близким, недопонимание с любимым человеком, болезнь кого-нибудь из родных, финансовые трудности и т.п. Так как творческий человек – личность ранимая, все эти неприятности могут надолго выбить его из колеи. Преодолеть творческий кризис поможет осознание того, что жизнь, как и зебра, штука полосатая. Рано или поздно неприятности заканчиваются, и все плохое забывается, но лучше уж раньше, чем позже сделать все от вас зависящее, чтобы нейтрализовать воздействие личных факторов на творческий процесс. Примите меры, чтобы грусть-тоска не стала причиной творческого застоя - если вы с кем-то поссорились, не злопамятствуйте – скорее помиритесь. Если вы приняли твердое и окончательное решение порвать с любимым человеком или вас бросили, как можно быстрее, дабы в глубине души не возникали надежды, сожгите все мосты – начните с кем-то встречаться, живите дальше.

Бывает, творческий кризис наступает в результате нехватки информации. Единственным выходом здесь является найти ее. У каждого свои секреты поиска, обработки и фиксации информации.

«Обычно, в поисках вдохновения я иду в книжный магазин. Кипа журналов, книг и кофе. Порой я беру с собой компьютер, но в основном листаю страницы, читаю, смотрю на чужие идеи , почерпываю много всего. Издания об искусстве, культуре, музыки, дизайне, тату, спорте - вот что я люблю больше всего. Я перегружаюсь информацией, и это практически всегда выводит меня из творческого ступора .» Чак Андерсон (Дизайнер, художник, Мичиган)

«Я хожу в университетскую библиотеку и зарываюсь в старых изданиях по графическому дизайну и фото-журналах, выхватывая поражающие мое воображение вещи. Потом я иду домой, распечатываю их и вклеиваю в специальный альбом для журнальных и газетных вырезок. После этого у меня в голове как правило множество идей .» Джаспер Гудэл (Иллюстратор, фрилансер, Англия)

Еще одной причиной возникновения творческого кризиса может быть монотонность жизни и однообразие выполняемых работ. Что бы производительность труда не страдала, в этом случае необходимы новые впечатления . Разнообразьте свой досуг, измените ритм жизни, одновременно с этим внесите новизну и в свое творчество (можете взяться за какой-нибудь необычный и непривычный проект или изменить рабочий процесс). Разнообразия и новшества можно вносить на самых разных уровнях – заведите новые знакомства, сделайте ремонт в квартире или перестановку в офисе и т.д. Творческий кризис боится новизны!

Когда причиной творческого ступора становится неудовлетворенность от собственной работы стоит объективно оценить свой труд. Иногда бывает, что мы безосновательно критичны к тому, что делаем (особенно тяжко тем, кто склонен к самокопанию, подобного рода кризисы часто переживали Чехов, Достоевский, Кафка). Если же действительно продукт вашего творчества оставляет желать лучшего – не расстраивайтесь, проведите работу над ошибками, попытайтесь понять, каким образом сделать его лучше. Посмотрите на работы своих коллег и конкурентов в вашей области. Подумайте, чему у них вы можете научиться, и каких навыков вам недостает.

«Когда возникает творческий застой, я отправляюсь в места, где мне бы захотелось стать еще лучше. Я смотрю на творчество других людей и тем самым зажигаю свой собственный творческий потенциал. Для меня нет ничего лучшего для выхода из творческого кризиса, чем посмотреть на потрясающие вещи, сделанные другими людьми. Хождение по галереям, музеям и выставкам пробуждает во мне желание вернуться к работе и сделать что-то особенное ». Чад Хаген (Дизайнер, художник, Миннеаполис)

Кризис в творчестве может наступить в связи с работой над новым масштабным проектом, вначале которого, или на каком либо из его этапов, человека могут захлестнуть эмоции. Это происходит из-за множества планов, огромного количества возможных вариантов воплощения, переплетения идей, конца и края которым нет. Человека пугает масштабность, он не знает с чего начать, мысли путаются, установленные сроки мешают расслабиться и в итоге наступает творческий ступор. Как бороться с творческим кризисом в этом случае? Решение проблемы – планирование времени и постановка целей . Разбейте проект на части (в этом может помочь составление интеллект карт ), определите время и сроки их выполнения, составьте перечень задач, которые надо решить в рамках данного проекта. Так шаг за шагом вы будете продвигаться в реализации проекта, и уже достигнутые успехи станут вдохновлять и мотивировать вас на продолжение работы.

Вот еще несколько советов о том как выйти из творческого кризиса:

Известно, что для достижения хороших результатов в любом деле важно чередовать умственный труд с физическим. Как только чувствуете приближение творческого кризиса вспомните что лучшее лекарство для головы это трудная физическая работа. Сходите в тренажерный зал, вызовитесь помочь родственникам на огороде, в общем, сделайте что-нибудь, что заставит вас попотеть. Физические нагрузки творческим людям будут особенно полезны ведь в большей своей части у них сидячая работа .

«Чтобы выйти из творческого ступора, я совершаю длительную пробежку. Свежие идеи хранятся в жире, следовательно, если я сожгу немного своего жира, то смогу их высвободить и применить. На пробежку беру с собой мобильник и записываю туда возникающие в моей голове мысли и идеи ». Джастин Кристмаер (креативщик, Калифорния)

«Каждый раз, когда у меня возникает вопрос - «Где взять свежую идею ?», я использую музыку. Музыка – нескончаемый источник вдохновения, она помогает мне вернуть прежнее расположение духа. Мои работы были созданы во время прослушивания таких музыкантов, как Sigur Rós (самый любимый), Air, Max Richter, Jonsi and Alex, Dead Can Dance, Hammock, Helios, Trentemøller, Johann Johannsson, M83, Olafur Arnalds…». Ким Хольтерманд (Фотограф, Дания)

«Есть только одна причина, из-за которой я теряю вдохновение – я спала меньше 8 часов. Я не понимаю, как люди подчиненные графику, которые не высыпаются, могут вообще что-то написать ». Марина Ахмедова (корреспондент еженедельника «Русский репортер», писатель)

«Когда я вхожу в творческий ступор, то делаю следующее:

  • Долго стою под душем. Под струей воды мне думается как-то иначе. Вода смывает все мои прежние мысли, и я чувствую себя обновленным.
  • Навожу порядок. Не получается ясно мыслить, когда кругом беспорядок.
  • Если предыдущие два способа не сработали, тогда я еду кататься на мотоцикле и уже стараюсь вообще не думать о проекте.

В конце концов, каким-то образом мне это помогает ». Джи Ли (Креативный директор Google)

«Нахождение в творческом кризисе довольно таки неприятные ощущения, потому я стараюсь это не допускать. Различными способами я пытаюсь активизировать работоспособность головного мозга (мыслительную деятельность) - читаю книги, смотрю кино, слушаю подкасты. Также на пользу идет встреча с друзьями, у которых другие интересы ». Дэт Сан (Художник, иллюстратор, Калифорния)

Что поможет, не выходя из творческого ступора выполнять работу:

Если вы ощущаете сильное внутреннее сопротивление и не хотите работать, можно уговорить себя сделать хоть что-то (поработать полчасика или написать хоть одну страницу) и посмотреть, что будет получаться. Как известно аппетит приходит во время еды.

В моменты творческого кризиса полезно иметь заготовки (например, при работе журналиста заготовкой будет служить начатая или законченная, но неотредактированная статья, либо какой-нибудь материал, оставшийся от уже опубликованных интервью и статей). Быть может они не помогут вам выйти из творческого кризиса, зато в период спада в работе помогут не потерять доверия заказчиков или руководства.

В то время когда вас одолевает творческое бессилие, чтобы не бездельничать, мучаясь мыслями о том, когда же прекратятся муки творчества, займитесь работой, на которую обычно никогда не хватает времени - рассортируйте бумаги в тумбочке, купите канцелярские принадлежности, займитесь организационными вопросами, обогатить свои знания чтением спецлитературы и т.д. Словом, приготовьтесь к возвращению Музы, ведь в то время когда она вас вновь посетит, времени на рутинные дела уже не будет.

«Иногда у меня в творчестве возникает проблема, и я вроде бы знаю, как ее решить, но она кажется настолько сложной, что руки опускаются. Преодолеть неуверенность в собственных силах у меня получается с помощью одного трюка - я переключаюсь на другую работу, более простую и не относящуюся к делу: навести порядок в гараже и выкинуть ненужные вещи , дописать пост в блоге, докрасить офисные выключатели. Успешное выполнение множества мелких дел, дает мне уверенность в том, что я все смогу. И когда я снова возвращаюсь к неразрешимой проблеме, она уже представляется мне очередным пунктиком в моем списке. И никакого творческого кризиса! » Кристофер Симонс (Графический дизайнер, Сан Франциско)

Для любого человека творческий кризис является испытание, для кого-то суровым, а для кого-то не очень. В любом случае при его возникновении, можно всегда использовать вышеприведенные способы для нормализации своего рабочего процесса. Также советы по выходу из творческого ступора помогут не только справиться с кризисом в творчестве, но и помогут его предупредить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вообще творческий кризис или как его еще называют творческий застой, является очень распространенной проблемой, с которой сталкиваются по жизни многие.

Ступор в голове, отсутствие вдохновения, нет потока новых мыслей и идей, потерялась адекватная оценка результатов собственной работы, чувство полной опустошенности – это все явные признаки наличия творческого кризиса у человека.
Если вдруг у человека исчезло вдохновение, а мысли отсутствуют в голове, то нужно не расстраиваться и собраться с мыслями, потому что с этим необходимо бороться.

  • Как побороть творческий кризис

Сама проблема преодоления творческого ступора состоит в его конкретной индивидуальности. Это как в случае борьбы с ленью, для начала нужно понять причину ее возникновения. Необходимо задаться вопросом, по какой причине возник этот застой в творчестве? И когда будут в голове проанализированы причины, по которым возник кризис, тогда человеку будет намного проще с ним справиться.

Основной причиной творческого кризиса можно смело назвать переутомление. В данном случае выйти из этого ступора поможет уменьшение скорости работы или полный отдых. Ведь трудиться совсем без отдыха невозможно или в конечном итоге это приведет к тому, что исчезнет полностью работоспособность, появится усталость и наступит апатия или тяжелейшая депрессия. Когда человек не забывает про свой собственный полноценный отдых и постоянно чередует с ним работу, то снова и снова он возвращается к ней полный бодрости, с зарядом новой энергии и большим энтузиазмом. Также можно пойти в кинотеатр на какой-нибудь вдохновляющий фильм, посетить фотовыставку или сходить в художественную галерею, отдохнуть на пляже или съездить на рыбалку. Одному человеку, чтобы выбраться из творческого кризиса, который возник по причине усталости, нужно просто несколько дней выспаться и побыть с родными и близкими, другому человеку поможет только полноценный длительный отпуск. Все на прямую завит от того, насколько высока степень утомленности.

Фотограф из Швеции по имени Келли Густафсон говорит, что когда у него происходит упадок сил и вдохновение его покидает, то он едет отпуск на две недели. И во время него просто наблюдает за людьми и слушает музыку. Для него это самый лучший способ отвлечься, покинуть рамки своей работы и преодолеть застой в творчестве.

Очень частой причиной возникновения творческого ступора являются личные проблемы: конфликт на работе, домашняя ссора или с любимым человеком, болезнь кого-то из родственников и так далее. Творческого человека любая неприятность может полностью выбить из колеи, потому что он является очень ранимой личностью. Для преодоления творческого застоя необходимо понять, что жизнь полосатая как зебра. И когда-то возникшие неприятности все равно закончатся и все нехорошее быстро забудется. Но лучшим решением здесь все-таки будет сделать все возможное, чтобы исключить воздействие личных причин на процесс творчества. Необходимо принять меры, чтобы тоска перестала быть причиной творческого кризиса, поэтому если с кем-то произошла ссора, не надо себя грызть изнутри, надо просто помириться и все. Если в голове возникло твердое решение расстаться с любимым человеком, то необходимо скорее сжечь все мосты и начать новую жизнь.

Случается так, что творческий застой происходит из-за недостатка информации. Тут существует только один выход – это найти ее. У всех свои способы поиска, запоминания и обработки найденной информации.

Художник, дизайнер из Мичигана по имени Чак Андерсон, часто ищет вдохновение в книжных магазинах. Стопка журналов, книг и чашечка кофе. Еще он иногда берет туда компьютер, но чаще просто перелистывает страницы и смотрит чужие идеи , черпая оттуда многое для себя. Различные издания о музыке, спорте, искусстве, тату, культуре и дизайне – это то, что больше всего любит читать Чак Андерсон. Он перенасыщается количеством полученной информации и это почти всегда выводит его из творческого кризиса.

А вот фрилансер, иллюстратор из Англии, которого зовут Джаспер Гудэл. Он предпочитает в моменты отсутствия вдохновения посещать библиотеку университета и полностью зарывает себя там, в старинных изданиях фото-журналов и географического дизайна, выбирая оттуда лишь те вещи, которые вдохновили его воображение. Затем он идет домой, где распечатывает и вклеивает их в специально созданный альбом для вырезок из различной литературы. И после этого всего у него возникает масса новых идей в голове.

Следующей причиной, по которой возникает творческий застой, является однообразие, как жизни, так и собственных работ. В таком случае срочно нужны новые впечатления. Необходимо расширить свой досуг, полностью поменять ритм жизни и вместе с этим внести что-то новое в свое творчество. Можно, например, взять в работу какой-то необычный проект или поменять конкретно свой рабочий процесс. Различные новшества в свою жизнь можно вносить по-разному: обзавестись новыми знакомыми, сделать дизайн интерьера в квартире и так далее. Надо помнить, что у творческого застоя существует боязнь всего нового.

Если вдруг причиной творческого кризиса стало то, что человек недоволен своей собственной работой, то необходимо переоценить свой труд. Потому что, случается так, что человек беспочвенно критикует свою работу. В таком случае очень тяжело переживать этот кризис именно тем людям, которые бесконечно копаются в себе. Из великих людей к этому были склонны Кафк, Чехов и Достоевский. Но если на самом деле выясняется, что работа определенного человека не достаточно хороша, то надо сделать работу над ошибками и понять, как сделать так, чтобы она стала лучше. Тут стоит обратить внимание на творчество своих коллег, а возможно и даже конкурентов в нужной области знаний и попытаться у них чему-то научиться.

Когда у художника, дизайнера из Миннеаполиса по имени Чад Хаген происходит творческий кризис, он посещает те места, где бы у него возникло желание стать еще лучше. Он обращает внимание на творчество различных людей и этим заводит свой уже имеющийся творческий потенциал. Для него самым лучшим лекарством от такого рода кризиса являются те необыкновенные вещи, которые сделали другие люди. Чад Хаген ходит по музеям, выставкам и галереям, которые вновь пробуждают в нем желание вернуться к своей работе и создать что-нибудь особенное.

Так же творческий кризис может возникнуть из-за работы над крупномасштабным проектом, где на каком-либо этапе работы над ним у человека через край польются эмоции. Это может происходить из-за огромных планов, большого количества различных вариантов воплощения, сплетения нескольких идей, которым нет конца. В данном случае человек пугается масштабности проекта и не понимает, как и с чего начать, потому что мысли все перепутались в голове, а еще и установленные сроки давят на него и не дают ни на секунду расслабиться, вот тут и возникает творческий ступор. Решением данной проблемы может быть только правильное планирование собственного времени и правильная постановка целей. Нужно разобрать свой проект на составные части и определить четкие сроки и время их выполнения, составить список задач, которые необходимо решить в этом проекте. И далее можно двигаться по направлению реализации собственного объекта и, когда будут достигнуты первые успехи, то они и будут вдохновлять на дальнейшую работу.

И еще несколько советов как можно преодолеть творческий застой:

Все хорошо знают, что для достижения или получения положительного результата абсолютно в любом деле необходимо чередовать между собой физический и умственный труд. Если вдруг наступает ощущение того, что грядет творческий кризис надо нагрузить свою голову физически трудной работой – это в такой момент для нее самое лучшее лекарство. Можно посетить тренажерный зал, вскопать родственникам или знакомым огород, в общем одним словом надо попотеть в прямом смысле слова. Ведь творческим людям в особенности полезны физические нагрузки, потому что большую часть своей жизни они проводят в сидячем состоянии.

К примеру, креативщик из Калифорнии, имя которого Джастин Кристмаер, выходит из творческого застоя с помощью довольно длительной пробежки. Он считает, что новые идеи находятся в жире, а, следовательно, если сжечь небольшую часть своего жира, то можно эти идеи освободить и найти им применение. На пробежку Джастин берет с собой мобильный телефон и записывает в него новые, внезапно возникшие идеи.

А вот фотограф из Дании по имени Кит Холтерманд в случае наступления творческого ступора слушает музыку. Он говорит, что неиссякаемый источник вдохновения – это музыка. Она является для него помощником в поднятии расположения духа. Он творил свои работы в момент прослушивания таких потрясающих музыкантов, как Sigur Rós – это его самый любимый, Jonsi and Alex, Air, Dead Can Dance и других.

Писатель и корреспондент еженедельника под названием «Русский репортер», которую зовут Марина Ахмедова, может что-то написать, только после полноценного восьми часового сна и ни минутой меньше, иначе в голове возникает ступор.

Креативный директор Google по имени Джи Ли, в свою очередь, при возникновении творческого кризиса, делает следующее:
Он долго находится в душе и стоит прямо под струей воды, так ему думается совсем по-иному. Джи считает, что вода смывает все старые мысли и возникает чувство обновления себя самого.
Затем он делает уборку и наводит порядок, потому что не может полноценно мыслить, если кругом полный беспорядок.
Если вдруг два вышесказанных варианта не работают, тогда он едет кататься на мотоцикле, полностью забыв о своем проекте.
В итоге, что-нибудь из этого ему помогает.

Дэт Сан, который является художником и иллюстратором из Калифорнии считает, что творческий застой приносит очень неприятные ощущения, по этой причине он старается не допускать его возникновения. Для него существует масса способов, чтобы заставить работать свой мозг. Он, например, смотрит кино или читает книги. А еще Дэту Сану очень помогает встреча с друзьями, которые имеют другие интересы.

Как же выполнять свою работу, не выходя из творческого кризиса:

Если вдруг происходит ощущение внутреннего сопротивления и совсем не хочется работать, то надо заставить себя написать хотя бы одну страничку и взглянуть на результат. Ведь аппетит очень часто приходит именно во время еды.

Когда возникают моменты творческого ступора очень необходимо иметь в наличии заготовки. К примеру, для журналиста это может оказаться неотредактированная или начатая статья или еще какой-то материал, который остался от уже опубликованных статей. Возможно, они не помогут выйти из творческого ступора, но когда нет вдохновения, они обязательно помогут не упасть лицом в грязь перед заказчиками или своим руководством.

В тот момент, когда наступает полное творческое бессилие, надо, ни в коем случае, не бездельничать, и не мучить себя мыслями о том, когда же все это кончится. Необходимо заняться той работой, на которую часто не хватает времени, а именно: разложить все бумаги по полочкам, приобрести нужные канцелярские предметы, почитать специализированную литературу и так далее. Один словом, приготовьтесь полностью к тому моменту, когда вернется вдохновение.

У графического дизайнера из Сан-Франциско по имени Кристофер Симонс, бывает такое, что появляется некая проблема, и он часто знает, как ее решить, но на деле она оказывается чересчур сложной и у него опускаются руки. Преодолеть эту неуверенность ему помогает полное переключение на другой вид работы. Эта работа должна быть простая и не связанная с предыдущей. К такой работе Кристофер относит: уборку в гараже, покраска офисных выключателей и все в таком роде. После этого он возвращается к своей проблеме снова и смотрит на нее уже совсем другими глазами, ведь теперь она кажется ему сущим пустяком.

Для каждого человека творческий застой это целое испытание, для одних оно суровое, а для других так себе. Но надо помнить одно, что при его появлении в жизни, лучше всего обратиться к вышеуказанным способам, чтобы вернуть в нормальное русло весь свой рабочий процесс. Еще эти советы помогут не только справиться с самим творческим кризисом, но и помогут предупредить его возникновение заранее.




Top