Примерный кодекс чести обычного человека. Моральный кодекс

Структура любого общества требует регулирования определенными социальными нормами. Практически все из них неоднозначны и уникальны во времени и пространства. Указанную идею рассматривает в своем высказывании один из родоначальников марксизма – мысль о разнообразии общественных предписаний и установок. В частности, Ф. Энгельс указывает, что дифференциация социальных слоев в обществе предполагает формирование набора ценностей, приоритетов и указаний, характерных для каждого такого слоя.

Данное утверждение представляется интересным и уникальным в контексте своеобразного «размытия» социальной структуры современного информационного обществе и трансформации его социальных норм.

С позицией Ф. Энгельса трудно поспорить. Социальные нормы – совокупность одобряемых обществом стандартов и правил повседневного поведения индивида. Социальные нормы подразделяются на правовые, моральные, религиозные, моду, этикет и ряд иных. При этом для различных стран и регионов, для каждого периода в зависимости от историко-культурной ситуации возникали специфические предписания и стереотипы поведенческой деятельности человека или группы людей.

Соблюдение этих норм подкреплялось общественным мнением силой законы и поощрением, а нарушение зачастую влекло за собой применение негативных санкций.

Правила поведения, установленные для конкретной социальной группы зачастую ставили ее представителя в сложную ситуацию и не оставляли выбора. Так, в середине XII в. английский король Генрих II отправился походом на Тулузу для ее захвата. Желая защитить город своего родственника, король Франции Людовик VII разместился туда для защиты с гораздо более меньшим отрядом. Генрих, подойдя к городу, узнал, что там расположился французский правитель, которому он в свое время принес клятву вассальной верности (оммаж) и обязательство защищать его; напасть на город, где находился Людовик, означало предать нормы рыцарского кодекса и прослыть бесчестным человеком. Поэтому Генрих, подрывая свой авторитет воина и полководца, отказался от штурма Тулузы, сохранив верность оммажу своего сюзерена.

Формирование социальных норм обычно происходило под воздействием насущной необходимости или конкретных социальных условий. Например, в СССР первых десятилетий устанавливались новые формы речевого этикета: старорежимные обращения считались пережитком. Так, в произведении М.И. Булгакова «Собачье сердце» представитель «старой интеллигенции» допустил старомодное обращение «господа» и тут же был поправлен молодым человеком, заявившим о недопустимости так обращаться к собеседнику в иных, советских реалиях.

Резюмируя, можно указать, что существование социальной дифференциации в обществе всегда будет предполагает ее обособление некими специальными правилами. Одним из неизбежных компонентов в этих нормах и установках, в таком случае, должна быть их справедливость, достоинство и уважение, прививаемое членам этой общественной группы по отношению к другим социальным слоям.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-11-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

FURFUR собрал кодексы чести всех времен, чтобы рассказать о главных мужских законах, и понять, какие различия и сходства можно найти в кодексах рыцаря, бойскаута, джентльмена, дуэлянта и мафиози.

КОДЕКС РЫЦАРЯ (XII век)

Рыцарство было моральной системой средневековья, которая держалась на таких качествах, как смелость, отвага, честь и галантность. Все будущие мужские кодексы так или иначе повторяют и идеализируют рыцарский кодекс темных веков. Впервые этот кодекс был записан в «Песни о Роланде» - героической поэме XII века.


5 пунктов из рыцарского кодекса

Рыцарь презирает денежное вознаграждение за содеянное дело.

Уважает женщин, защищает слабых и беззащитных, помогает вдовам и сиротам.

Никогда не бежит от врага.

Не отказывается и не боится боя с равным по силе противником.

Боится Бога и поддерживает заветы Церкви.

Печатается на основе произведения
«Песнь о Роланде», написанного в XII веке.

КОДЕКС ДЖЕНТЛЬМЕНА (1839)


За все время существования термина «джентльмен» были написаны сотни джентльменских кодексов, но одним из самых строгих можно назвать кодекс старейшего военного института Соединенных Штатов - Вирджинского института, основанного в 1839 году. Вирджиния является южным штатом, что означало в те годы традиционность и консервативность местного общества. В Вирджинском институте проходили изнурительные тренировки, царила военная дисциплина и существовал строгий кодекс джентльмена: «Без строгого соблюдения фундаментального Кодекса чести ни один человек, независимо от того, как он выглядит, не может считаться джентльменом. Честь джентльмена требует неприкосновенности его слова и неподкупности его принципов. Он является потомком рыцарей, крестоносцев, он является защитником слабых и рыцарем правосудия».


5 пунктов из джентльменского кодекса

Не занимать деньги у друга, за исключением крайней нужды. Деньги, взятые взаймы, - это долг чести, который должен быть погашен в кратчайшие сроки. Долги умерших родителей, братьев, сестер или взрослого ребенка честный человек берет на себя.

Не выходить из себя, не проявлять гнев, страх, ненависть, смущение, азарт и веселье в общественных местах.

Не хлопать незнакомцев по спине и не трогать незнакомых дам.

В разговоре не упоминать имен, а также того, сколько стоят вещи.

Не пользоваться чужой беспомощностью или невежеством и не позволять другому джентльмену использовать себя.

Источник: кодекс чести Военного института
Вирджинии 1839 года (редакция 1997 года).

КОДЕКС СКАУТА (1908)


Английский генерал Баден-Пауэлл основал движение бойскаутов в 1908 году. Главной целью объединения было сделать из мальчиков настоящих мужчин и примерных граждан. Члены движения имели собственный кодекс, униформу, иерархию и наградные знаки. Через два с половиной года существования движения в Англии было уже более 400 тысяч бойскаутов и ассоциация стала распространяться на другие страны мира, в первую очередь на США.


5 пунктов из кодекса cкаутов

Долг скаута - быть полезным и помогать другим.

Каждый скаут - друг и брат для других скаутов, независимо от того, какому социальному классу они принадлежат.

Скаут беспрекословно повинуется приказам лидера патруля.

Скаут не унывает и улыбается, какие бы сложности не попадались на его пути.

Скаут вежлив и бережлив.

Источник: книга «Scouting for boys» 1908 года.

КОДЕКС ДУЭЛЯНТА (1912)


Дуэль - благородный способ ответить на оскорбление, нанесенное чести, почти никогда не поддерживался государством. Дуэльный кодекс, которым пользовались дворяне, чаще всего был неписанным сводом правил, неразрывно связанным с понятием дворянской чести и нигде не фиксированным. Тем не менее существовали общепризнанные нормы проведения дуэли, которые собрал генерал Дурасов и издал в 1912 году.


5 пунктов из дуэльного кодекса

Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники незнакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами.

При тяжком оскорблении оскорбленному, кроме права выбора оружия, принадлежит право выбора между законными родами дуэли. При дуэли на пистолетах ему принадлежит право выбора одного из шести законных родов дуэли на пистолетах. При дуэли на шпагах или саблях он выбирает между непрерывной или периодической дуэлью, причем в последнем случае ему принадлежит право устанавливать продолжительность схваток и перерывов.

Оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касается, а непосредственно падает на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом, причем степень тяжести оскорбления повышается на одну степень.

Достоверность опорочивающих фактов не дает оскорбителю права уклоняться от удовлетворения, исключая тот случай, когда следствием приписанного и доказанного факта является бесчестие оскорбленного лица.

Получив оружие, противники должны молчать в течение всей дуэли. Всякие замечания, насмешки, восклицания, крики абсолютно не допускаются.


ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВДОЙ исключительно то, что вы сами наблюдали. И когда вы это теряете, вы теряете все.

Что такое честь? Честь - это знание того, что вы знаете. То, что вы знаете - это то, что вы знаете, и честь - это смелость знать и говорить о том, что вы увидели. Не существует другой чести.

Конечно, мы можем говорить о справедливости, правде, благородстве - о всех этих доступных немногим понятиях. Но мы знали бы о них очень хорошо, если бы мы внимательно смотрели на то, что мы видим, и видели то, на что смотрим. И делая это, не обязательно придерживаться скептической, критической или предвзятой точки зрения. Просто нужно поддерживать достаточный уровень порядочности, достаточную веру в себя, чувство собственного достоинства и смелости, чтобы мы были в состоянии видеть то, на что смотрим, и говорить о том, что мы видим.

Ничто не является правдой для вас, если вы сами этого не наблюдали. Но является правдой то, в чем вы сами убедились.

КОДЕКС ЧЕСТИ

Никто не требует точного и жесткого соблюдения Кодекса чести.

Этический кодекс не может навязываться. Любая попытка навязать Кодекс чести низведет его на уровень морального кодекса. Он не может быть навязан просто потому, что это - способ жизни, который может существовать как способ жизни только до тех пор, пока его не навязывают. Любое другое использование Кодекса чести, кроме самоопределенного, приведет к заметной деградации личности. Таким образом, это - предмет роскоши, и он используется только как самоопределенное действие, и только в том случае, когда личность сходится во взглядах с Кодексом чести.

1. Никогда не покидайте товарища в нужде, беде или опасности.

2. Никогда не отказывайтесь от обещания хранить верность, данное раньше.

3. Никогда не бросайте группу, которую вы сами решили поддерживать.

4. Никогда не относитесь с пренебрежением к самому себе и не преуменьшайте свою силу или возможности.

5. Никогда не нуждайтесь в похвале, одобрении или сочувствии.

6. Никогда не поступайтесь собственной реальностью.

7. Никогда не позволяйте чему-либо ослабить вашу симпатию и дружелюбие.

8. Не начинайте или не принимайте общение, если вы сами этого не хотите.

9. Ваша самоопределённость и честь более важны, чем ваша текущая жизнь.

10. Ваша целостность и ваша честность с самим собой более важны, чем ваше тело.

11. Никогда не жалейте о вчерашнем дне. Вы живёте сегодня, и вы сами создаёте свой завтрашний день.

12. Не стремитесь нравиться или вызывать восхищение.

13. Не бойтесь причинить какой-то вред другому, отстаивая справедливость.

14. Будьте своим собственным советчиком, думайте сами и выбирайте свои собственные решения.

15. Будьте верны своим собственным целям. Единственный способ, как вы можете потерять что-то, - это разубедить себя идти к своим целям.

Из работ Л.Рона Хаббарда.

Честь – это согласованное взаимодействие чистой души и чистого тела, ведомое Светлым Духом Матери Природы. Оно проявлено в действиях Русского человека во благо Родины и Русского народа.

Честь – самое дорогое, что есть у человека. От Русского слова Честь во многих языках у других народов Земли есть его подобие – мышление, познание, понимание, намерение, соблюдение, следование и чистота.
Честь – это общественно-моральное достоинство, вызывающее общее уважение, которое достигается заслугами человека через своё состояние, своими делами и мыслями.
Честь – это здоровое и независимое в Природе состояние тела человека, свободное от нечисти и пребывающее в Свете.
Честь – это достойный выход из трудного положения. Честь Родины – пребывание в её атмосфере Русского Духа и вытеснение чуждой идеологии.
Честь – признак положительных свойств и качеств человека, вежливое отношение к людям, откровенное и достойное оказание внимания, честное и прямое намерение придерживаться ранее достигнутым договорённостям, искренность и добросовестность.
Честь – это доблесть, благородство души и чистая совесть.
Высокое звание Русского человека ныне растоптано и попрано. Честь Русского человека пытаются запятнать своими действиями его внутренние и внешние враги. Благородство, культуру и ценность Русского человека пытаются заменить на меркантильность, взаимную подозрительность и вражду, низость и убогость. Любое благородное и искреннее начинание Русского человека умышленными действиями врагов пресекается, извращается, а в последствии, переворачивается и излагается ими как собственная инновация. Любое новое дело Русского человека, имеющее какую-либо ценность, любыми способами возглавляется нашими недругами.
В таких условиях, Русским людям предлагается соблюдать Кодекс Чести Русского человека. Нужно помнить, что всё единичное и точечное в Природе тождественно вселенскому и социальному. Главный тезис Кодекса – постараться стать здоровым, чтобы тем самым помочь обществу, строящему светлое будущее и живущего настоящим.
1. Своё ставить, и никому, ничем и ни в чём не помешать.
2. Единство без слияния, различие без розни.
3. Вежливость убивает врага.
4. Помоги нуждающемуся, обиженному и больному.
5. Здоровайся везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста.
6. Уходи от плохой мысли, гони её от себя.
7. Делай всё с радостью и пока не научишься так делать, считай, что делать не умеешь.
8. Давай другому человеку покой. Достигай покой в себе.
9. Не суди других, не будешь болеть. А если судишь, то по делам его.
10. Научись смотреть, как люди идут в пропасть.
11. Уже пришли иные люди, с новым сознанием, становись рядом с ними.
12. Своё здоровье надо заслужить. Стань природным, закалённым человеком.
13. С людьми надо жить осторожно, вежливо и умело. Проживи день в победе.
14. Люби людей. Любовь есть тогда, когда душа и тело человека становится близкими к Природе.
15. Избавься от слизи внутренней, поможешь избавить русскую землю от нечисти внешним образом.
16. Кто не примет внутреннюю войну, тот увидит внешнюю.
17. Если не будешь терпеть холод природный, всё равно будешь терпеть холод человеческий.
18. В мужчине главное справедливость и могущество, в женщине любовь и мудрость.
19. Будь чистым как ребёнок, хитрым как лиса, мудрым как змея, кротким как голубь, отважный воин.
20. Не лезь на рожон, живи свободно.
21. Если тебя обидели, выйди в Природу и положи обиду на неё – она разберётся.
22. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали бы тебе.
23. Миллионы не помогут, а вот тело своё люби и храни. Храни как зеницу ока, и будешь жить вечно.
24. Совершай правильные поступки – гореть не будешь.
25. Если природное не поможет, ничьё не поможет. Выполняй «Детку» Учителя Иванова.
26. У родителей должен быть дар любви, любовь восстанавливает у Человека здоровье.
27. Бери себе в Природе всё плохое и тяжёлое, взамен получишь в организме хорошее, лёгкое и живое.
28. К болезни подходи аккуратно и осторожно. Спешка и халатность здесь не нужны.
29. Не обижай семью, не уходи от своих близких, от своих жён, мужей, детей, от своих корней.
30. Из врага сделай друга.
31. Береги Природу.
32. Пообещал и не сделал, считай, что ты умер.
33. Вставай и иди в бой. Учитель, Природа и Русский народ ждут твою Победу.


МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС - 1) сумма, или свод нравственных законов, приведенных в единую согласованную систему; 2) результат обобщения и систематизации моральных норм; 3) совокупность нравственных норм и принципов, рекомендуемая индивидам и требующая сознательного отношения; 4) сумма конкретных представлений о должном и допустимом поведении.

Самый древний из известных нам М.к. содержится в египетской Книге мертвых, где он связан с заупокойным культом. Перечень грехов и запретных действий приводится в так называемой «отрицающей исповеди», в которой умерший обращается к богам и заверяет их в своей нравственной незапятнанности. Ранний образец моральной и юридической деонтологии представлен также Законами Хаммурапи . В форме кодекса находят свое завершение самые первые философские, религиозные и дидактические рассуждения и системы. Нормативный характер имеют, например, «золотые стихи» пифагорейцев, афоризмы Гиппократа, наставления Гесиода, многочисленные экклезиастические сочинения.

М.к. являются итогом, упорядоченной формой, а в дальнейшем и объективной основой моральной дидактики и педагогики. Они конституируют принципы морали и придают исключительное значение моральным нормам. Как правило, М.к. предъявляют индивидам очень высокие требования. К кодификации моральных норм обращаются не только с просветительскими целями, но и с целью закрепления формальной нравственности, противостоящей человеку, его склонностям и потребностям. М.к. являются определенным решением проблемы общественной идеологии и личного мировоззрения.

Кодификация моральных норм и стандартов поведения в общественной среде является универсальной чертой развитых культур. Энергичные попытки кодификации норм предпринимаются в условиях перехода от традиционного уклада к государственной форме правления. На ранних стадиях развития государственности моральные нормы и нормы обычного (племенного) права закрепляются в многочисленных Законах и Правдах, которые выполняют синтетические функции. Они выражают понятие суда, власть судить, карать и миловать, олицетворяют суд и наказание, но также призваны надзирать за соблюдением справедливости, добродетели и истины. Нравственность предстает как объективная данность, ограничивающая произвол и законы кровавой мести. Древнейшие законы можно рассматривать в качестве противовеса групповому и личному эгоизму, тенденциям, которые в тех обстоятельствах незамедлительно и фатально приводили к неконтролируемому насилию и дезорганизации общества.

Кодифицированная мораль ориентирована главным образом на внешние санкции, реакцию общества и его институтов. Нормы поведения и критерии оценки формулируются ясно и однозначно, чтобы исключить свободное и недобросовестное толкование. Для своего времени это - наиболее разумное и демократическое вменение морального долженствования. Вместе с тем кодексы предполагают и в некотором смысле формируют в индивидах авторитарное, догматическое и экстравертное мышление. Древние кодексы предусматривали самые жестокие наказания за нарушение запретов и утверждали мораль с помощью насилия. Весомость внешних санкций подавляет и нивелирует самостоятельные нестандартные личностные суждения о морали, не разрешает ни малейшего сомнения в провозглашенных нравственных истинах. М.к. этого времени требуют повиновения и послушания. Нравственность наделена здесь деспотическими чертами.

Религиозное сознание также предрасположено к кодифицированному восприятию нравственности, которая рассматривается как незыблемая трансцендентная регламентация, связанная с законами мироздания. Самыми известными здесь являются религиозно-нравственные кодексы (например, Декалог Моисея, Десять заповедей Христа, благородные истины Будды, нравственные правила Корана). Содержание этих кодексов считается «словом Божьим», которое якобы возвещено людям через богоизбранного посредника, учителя религии и нравственности, и обладает поэтому религиозным и божественным авторитетом.

Кроме того, существуют светские морально-правовые кодексы, которые апелли-руют не столько к религиозным умонастроениям, сколько к социальному опыту и правосознанию индивидов (например, Законы Хаммурапи, Кодификация императора Юстиниана, Русская Правда ). Правовое сознание, несомненно, тяготеет к кодификации и формализации велений нравственности и подчиняет мораль праву. Легалистское истолкование морали в известных исторических рамках не противоречит религиозно-нравственным установкам. Кардинальными принципами и религиозных, и светских кодексов являются нормы - «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй».

В феодальном обществе возникают сословные кодексы, предназначенные в первую очередь для привилегированных групп - феодалов и клириков. Эти кодексы соответственно трактуют понятия рыцарской чести. С развитием ремесленных и торговых ассоциаций, укреплением городской коммуны появляются цеховые уставы и М.к. городского ремесленника.

Идеи нестяжания (бедности), послушания (смирения) и воздержания, соответствующие духу евангельской морали, отражены в письменных уставах монашеских общин (орденов) и составляют главные обеты. Христианский нравственный идеал здесь воплощается в аскетизме. Необычный образ жизни монахов призван реабилитировать безразличие монахов к общественной жизни, укрепить этическую ориентированность поведения и оправдать известные духовные притязания. В святости они видели важнейшее условие личного спасения.

Письменные кодексы «рыцарской чести», по-видимому, не составлялись. Поведенческие нормы средневековых рыцарей, тем не менее, представляют собой выразительную и цельную систему, которая складывается уже к XI-XII вв. Рыцари клялись прежде всего верно и самоотверженно служить Богу и Церкви, Королю и Даме, отстаивать интересы и честь своего сословия. Понятие рыцарской чести указывает на этические критерии поведения, служит символом бескорыстия и героизма. Рыцарские представления о чести связаны с защитой сословных привилегий и сословным эгоизмом, отделяют рыцарство от других сословий. Рыцарская мораль является своеобразной философией насилия и санкцией насилия как прямого осуществления феодального права.

Эволюцией Кодекса рыцарской чести являются правила куртуазности, которые становятся наиболее актуальными в эпоху Возрождения, а также в XVI -XVII вв. в высшем свете и придворном обществе. Обучение этим правилам входит в систему образования высшего сословия. Понятие «человек чести» совпадает здесь с понятием образованной, воспитанной личности, подготовленной к политическому управлению обществом и к бюрократической деятельности. Правила куртуазности упраздняют воинские идеалы феодалов, ориентируют на дипломатические способы разрешения возникающих конфликтов, закладывают основы для этики толерантности. Сторонников правил куртуазности нередко упрекают в лицемерии, страсти к политическим интригам, в подмене морального характера искусственно созданной репутацией.

С XVI-XVII вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений и торгового капитала в среде мелких собственников-горожан появляется сумма правил, следование которым должно обеспечить личный успех, выражающийся в деньгах. Главными жизненными правилами становятся трудолюбие и бережливость. Данный кодекс поведения совпадает с этикой труда и рачительного ведения хозяйства. Выразителем этого кодекса на Западе считается протестантизм. В России этика труда опирается на патриархальные и православные традиции.

Серия беспрецедентных нравственно-политических кодексов, созданных под эгидой межгосударственных организаций в XVIII- XX вв., содержит социальные программные установки и нравственные требования демократического и либерального свойства. Эти нормативные документы ориентированы исключительно на светские ценности (например, различные Хартии, Билли и Декларации о правах, среди которых можно выделить «Декларацию независимости», «Декларацию прав человека и гражданина», «Всеобщую Декларацию прав человека»). Они защищают достоинство человека и одновременно настаивают на социальных гарантиях условий для жизни, развития и самореализации личности.

По-прежнему актуальны профессиональные нравственные кодексы, прообраз которых можно усмотреть в жреческом кодексе и этике врача. Эти кодексы отражают особенности и общественную ценность некоторых профессий (врача, юриста, педагога, журналиста, ученого, банкира, торговца, политика). Они ставят своей целью повысить социальную ответственность этих профессиональных групп.

Некоторые замкнутые социальные группы, занимающие высокое положение в обществе, представляющие себя социальной элитой, вырабатывают свои элитарные кодексы, которые, как правило, являются апологией группового эгоизма и чванства. Свои М.к. создают также девиантные группы, например представители организованной преступности, «воры в законе».

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 339-341.




Top