Примерный кодекс чести обычного человека. Заложники чести: пять главных мужских кодексов поведения

Не секрет, что помимо законов жизнью людей управляют правила и нормы, принятые в разных сообществах - национальных, сословных, профессиональных. к ним относятся и кодексы чести, издавна окруженные ореолом романтики - хотя бы потому, что долгое время их держали в тайне

Кодекс офицера

Офицерские кодексы разных стран порой противоречили не только закону, но и воинскому уставу. Из-за этого они долгое время не печатались, распространяясь в списках или устно.

До революции книга "Советы молодому офицеру" вышла шестью изданиями, но и их не хватало - переписывали от руки

Россия не была исключением: неформальные своды офицерских правил поведения существовали здесь с XVIII века, но только в 1904 году их опубликовал ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий. Его судьба типична для многих офицеров: участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, он отказался эмигрировать и попал в ГУЛАГ. Вышел на свободу. Во время Великой Отечественной стал подпольщиком в Харькове, был схвачен и замучен на допросе.

До революции его книга "Советы молодому офицеру" вышла шестью изданиями, но и их не хватало - переписывали от руки. Там содержались советы не только по службе, но и на все случаи жизни. Автор считал своей целью "предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодежь".

Глава "Сущность военной службы"

Бойся нарушить свой долг

Веруй в Бога, будь преданным Государю Императору, его семье и люби Родину. Первая и главная заповедь и обязанность солдата - это верность Государю Императору и

Отечеству. Без этого качества он не годен для военной службы. Целость Империи и поддержание ее престижа основаны на силе армии и флота; их качество и недостатки отзываются на всей стране, поэтому не твое дело впутываться в социальные вопросы и политические умствования; твое дело - неуклонно исполнять свои обязанности.

Ставь выше всего славу Русской армии.

Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость. Военный должен всегда быть благоразумен и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно. Если ты резок и заносчив, все тебя будут ненавидеть.

Повинуйся дисциплине.

Уважай свое начальство и верь ему.

Бойся нарушить свой долг - этим навсегда потеряешь свое доброе имя.

Офицер должен быть верен и правдив. Без этих качеств военному почти невозможно оставаться в армии. Верен - человек, исполняющий свой долг; правдив - если он не изменяет своему слову. Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми.

Лучшая часть храбрости - осторожность.

Глава "Правила жизни"

Никогда не высказывай мнения о женщинах

За полковыми дамами не ухаживай (в пошлом смысле). Не заводи романы в своей полковой семье, в которой приходится служить десятки лет. Подобные романы всегда кончаются трагически.

Никогда не высказывай мнения о женщинах. Помни: женщины во все времена были причиной раздора и величайших несчастий не только отдельных лиц, но и целых империй.

Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была. Порядочный человек вообще, тем более офицер, даже в интимном кругу своих верных и испытанных друзей о подобных вещах никогда не говорит - женщину страшит всегда больше всего огласка.

В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

В интимной своей жизни будь очень осторожен - "полк твой верховный судья".

Всякие неблаговидные поступки офицера обсуждаются полковым судом чести.

О службе и о делах в обществе говорить не следует.

Вверенную тайну или секрет даже неслужебного характера - храни. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.

Не переступай черту условностей, выработанных традициями полка и жизнью.

Руководствуйся в жизни инстинктом, чувством справедливости и долгом порядочности.

Умей не только соображать и рассуждать, но и вовремя молчать и все слышать.

На военной службе самолюбие не проявляй в мелочах, иначе будешь всегда страдать из-за него.

Будь всегда начеку и не распускайся.

Через всю книгу красной нитью проходят главные правила: "Береги свою честь, честь полка и армии"; "Строго относись к своим служебным обязанностям"; "Держи себя просто, с достоинством, без фатовства"; "Будь выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде". Автор рекомендует офицеру быть честным, скромным, не кутить за чужой счет, избегать денежных счетов с товарищами, избегать пьянства и азартных игр.


Кодекс моряка

Моряки смотрели в лицо смерти не реже "сухопутных" офицеров - наверное, поэтому у них тоже рано выработался свой кодекс чести. Правда, никто не удосужился его записать: до нас дошли лишь отдельные нормы, тесно переплетенные с морскими суевериями.

Моряки парусного флота никогда не называли даты прибытия корабля в порт назначения и даже не вносили ее в вахтенный журнал.

Запрещалось указывать пальцем с берега на отплывающий корабль - это сулило ему гибель.

Палец, направленный в небо (пусть и случайно), обещал шторм.

Говорить о буре на борту запрещалось, даже если она уже миновала - можно было сказать только: "Прошла, и слава Богу!"

При начавшейся буре морякам следовало надевать чистое белье.

Во все чистое одевались и перед сражением - "по первому сроку".

Моряки никогда не обижали чаек, несмотря на их наглость - считалось, что в этих птиц переселяются души погибших матросов.

В целом флотские понятия о чести были похожи на офицерские - дуэли у моряков тоже случались, хотя их разрешалось проводить только на берегу. Старшие так же учили младших быть верными своему долгу, честными, скромными, воздержанными.

И так же, как на суше, одни слушали мудрые советы, а другие - нет.


Кодекс дуэлянта

"Дуэльный кодекс" был впервые опубликован в 1911 году Василием Алексеевичем Дурасовым - дипломатом, историком. Его книга представляет собой массивный (500 пунктов) свод дуэльных правил, во многом заимствованных из французского кодекса Верже.

Теория

1) Дуэль может и должна происходить только между равными.

2) Осовной принцип и назначение дуэли - решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.

3) Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.

4) Оскорбление может быть нанесено только равным равному.

5) Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.

6) Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией.

7) При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

8) При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.

9) Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.

10) Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.

Практика

58) Оскорбления имеют личный характер и отомщаются лично.

59) Замена оскорбленного лица другим допускается только в случае недееспособности оскорбленного лица, при оскорблении женщин и при оскорблении памяти умершего лица.

60) Заменяющее лицо всегда отождествляется с личностью заменяемого, пользуется всеми его преимуществами, принимает на себя все его обязанности...

61) Недееспособность для права замены определяется следующими положениями:

1] заменяемый должен иметь более 60 лет, причем разница в возрасте с противником должна быть не менее 10 лет. Если физическое состояние заменяемого дает ему возможность лично отомстить за полученное оскорбление, и если он на то изъявляет свое согласие, то он имеет право не пользоваться правом замены;
2] заменяемый должен иметь менее 18 лет;
3] заменяемый должен иметь какой-нибудь физический недостаток, не позволяющий ему драться как на пистолетах, так и на шпагах и саблях;
4] неумение пользоваться оружием ни в коем случае не может служить поводом для замены или отказа от дуэли.

Сын может заменить оскорбленного отца, племянник - дядю, зять - тестя. Только при отсутствии родственников у оскорбленного за него может заступиться друг. Если оскорбление нанесено женщине, за нее мстит "естественный защитник" - муж, брат или другой близкий родственник. Правда, с условием: дуэль допустима, если женщина известна "нравственным и честным поведением". Тот, кто однажды отказался принять вызов или нарушил правила дуэли, лишается права вызывать других, каким тяжелым бы ни было нанесенное ему оскорбление.

Условия

215) Прибыв на место поединка, противники должны поклониться друг другу и секундантам противника.

216) Всякий разговор между противниками воспрещен. Если одна сторона имеет что-либо сообщить другой, это исполняют секунданты,

217) Получив оружие, противники должны молчать в течение всей дуэли. Всякие замечания, насмешки, восклицания, крики абсолютно не допускаются.

218) Противники в продолжении всей дуэли обязаны беспрекословно исполнять все приказания секундантов.

219) Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника. Любезности противника, прибывшего первым, предоставляется прождать еще лишние четверть часа.

200) В случае, если какое-нибудь непреодолимое препятствие лишает одного из противников возможности явиться вовремя, его секунданты должны возможно скорее предупредить секундантов противника и сговариваться с ними относительно назначения дуэли в другое время.

В разделе "Дуэль на пистолетах" описаны шесть видов этой дуэли, каждый из которых может ограничиваться одним выстрелом, а может продолжаться до ранения или даже смерти одного из участников. При этом "секунданты противной стороны имеют право застрелить противника, совершившего нарушение".


Кодекс врача

Клятвой Гиппократа руководствовались врачи со времен древности. Ее античный текст включал обязательства бесплатно учить медицине всех желающих, не делать абортов и не вступать с пациентами в сексуальные связи.

А вот вариант клятвы, принятый в дореволюционной России:

"Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям".

Нынешняя "Клятва российского врача", основанная на Женевской декларации 1949 года, призывает врачей честно исполнять свой долг, оказывать помощь независимо от пола, расы, национальности, политических убеждений, доброжелательно относиться к коллегам и своим учителям. Запрет в клятве только один - на эвтаназию, хотя в ряде стран позволена и она.


Кодекс купца

В 1881 году в России вышла брошюра литератора Ивана Егоровича Зегимеля "Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом". Текст этого документа весьма актуален для сегодняшнего бизнес-сообщества.

Публикуем его без сокращений и комментариев.

1) Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.

2) Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.

3) Соблюдайте такт в вежливости. Если вы будете слишком рассыпаться в любезностях перед своими покупателями, то они могут принять это за оскорбление и насмешку; этим вы только оттолкнете их от себя.

4) Наблюдайте за порядком во всех, даже малейших, ваших делах. Назначьте всякой вещи свое место, чтобы при первой необходимости вы могли найти ее безо всякого затруднения и без затраты времени. Это чрезвычайно важное условие для каждого делового человека. Не ложитесь спать, пока все ваши вещи не приведены в порядок. Дорожите копейкой, как дорожите рублем.

5) Будьте систематичны и регулярны. Никакое дело у вас не может идти правильно и успешно, если вы не обладаете устойчивым характером и не имеете твердых правил. Регулярность вы должны соблюдать не только в ваших делах, но и в домашних обстоятельствах.

6) Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.

7) Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.

8) Делайте публикации. Если хотите делать большие дела, не жалейте денег на частые публикации о них в самых распространенных газетах.

9) Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.

10) Не тратьте весь ваш капитал на одно дело, особенно при начале.

11) Сосредоточение сил - одно из главных условий успеха. Занимайтесь только одним делом, всесторонне изучайте его выгодные и дурные стороны и не бросайте его, пока не убедитесь в невозможности его успеха. Но если есть малейший шанс на успех, не отступайте, потому что постоянное и ревностное преследование одной цели непременно увенчается успехом.

12) Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались. Работайте, когда случится надобность: рано и поздно, вовремя и не вовремя, одним словом, не пропускайте ни одного случая, который бы мог хотя и медленно служить успехам ваших занятий. Часто случается видеть, что иной исполняет свое дело усердно и основательно, наживает большие деньги, а его сосед, занимающийся тем же делом, всю свою жизнь остается бедняком, потому что он неохотно или без надлежащего внимания выполняет свою обязанность. "Ученик, идущий в школу из-под палки, никогда ничему не научится".

13) Будьте строго разборчивы в выборе помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.

14) Купец, дорожащий своей честью, не должен нанимать приказчика, конторщика или другого служащего, занимавшегося когда-либо у его знакомого, только в том случае, когда знакомый его попросит.

15) Говорите ясно и точно с вашими покупателями.

16) Никогда не скучайте.

17) Соблюдайте трезвость и выдержанность. Не входите в подробности чужих дел, не расспрашивайте о них ни прямо, ни косвенно, иначе почтут за назойливого человека.

18) Держитесь спокойно и хладнокровно в спорах о делах как с покупателями, так и с продавцами. Как бы ни был оживлен ваш спор, никогда не горячитесь и не жестикулируйте, не подавайте повода посторонним подслушивать ваш разговор и судить по выражению вашего лица и по жестикуляции, о чем вы толкуете.

19) Записывайте все. Никогда не держите в памяти того, что может быть записано сейчас.

20) Всякое дело основано на доверии. Поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное - честностью и добросовестностью.

21) Соблюдайте экономию в ваших личных расходах. Лучше живите ниже ваших средств, чем выше.

Кодекс строителя коммунизма

" " был принят в 1961 году на ХXII съезде КПСС. Один из его авторов, политолог Ф. Бурлацкий, утверждал, что сознательно добавил туда евангельские заповеди. Потому, дескать, и текст состоял из 12 пунктов:

1) Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2) Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3) Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4) Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5) Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6) Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7) Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8) Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9) Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10) Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11) Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12) Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В эпоху нараставшего кризиса социализма принципы, в которые не верили сами их создатели, вызывали издевку.

В постсоветскую эпоху их сменили заповеди "дикого капитализма", вовсе отрицающие всякую мораль. Поэтому расплодившиеся, как грибы, "кодекс таможенника", "кодекс судьи", "кодекс полицейского" и проч. - всего лишь заведомо бесплодные попытки соединить параграфы закона с нравственными предписаниями.

Это невозможно без возвращения в общество строгих моральных норм, вызвавших когда-то появление Кодексов чести.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС - 1) сумма, или свод нравственных законов, приведенных в единую согласованную систему; 2) результат обобщения и систематизации моральных норм; 3) совокупность нравственных норм и принципов, рекомендуемая индивидам и требующая сознательного отношения; 4) сумма конкретных представлений о должном и допустимом поведении.

Самый древний из известных нам М.к. содержится в египетской Книге мертвых, где он связан с заупокойным культом. Перечень грехов и запретных действий приводится в так называемой «отрицающей исповеди», в которой умерший обращается к богам и заверяет их в своей нравственной незапятнанности. Ранний образец моральной и юридической деонтологии представлен также Законами Хаммурапи . В форме кодекса находят свое завершение самые первые философские, религиозные и дидактические рассуждения и системы. Нормативный характер имеют, например, «золотые стихи» пифагорейцев, афоризмы Гиппократа, наставления Гесиода, многочисленные экклезиастические сочинения.

М.к. являются итогом, упорядоченной формой, а в дальнейшем и объективной основой моральной дидактики и педагогики. Они конституируют принципы морали и придают исключительное значение моральным нормам. Как правило, М.к. предъявляют индивидам очень высокие требования. К кодификации моральных норм обращаются не только с просветительскими целями, но и с целью закрепления формальной нравственности, противостоящей человеку, его склонностям и потребностям. М.к. являются определенным решением проблемы общественной идеологии и личного мировоззрения.

Кодификация моральных норм и стандартов поведения в общественной среде является универсальной чертой развитых культур. Энергичные попытки кодификации норм предпринимаются в условиях перехода от традиционного уклада к государственной форме правления. На ранних стадиях развития государственности моральные нормы и нормы обычного (племенного) права закрепляются в многочисленных Законах и Правдах, которые выполняют синтетические функции. Они выражают понятие суда, власть судить, карать и миловать, олицетворяют суд и наказание, но также призваны надзирать за соблюдением справедливости, добродетели и истины. Нравственность предстает как объективная данность, ограничивающая произвол и законы кровавой мести. Древнейшие законы можно рассматривать в качестве противовеса групповому и личному эгоизму, тенденциям, которые в тех обстоятельствах незамедлительно и фатально приводили к неконтролируемому насилию и дезорганизации общества.

Кодифицированная мораль ориентирована главным образом на внешние санкции, реакцию общества и его институтов. Нормы поведения и критерии оценки формулируются ясно и однозначно, чтобы исключить свободное и недобросовестное толкование. Для своего времени это - наиболее разумное и демократическое вменение морального долженствования. Вместе с тем кодексы предполагают и в некотором смысле формируют в индивидах авторитарное, догматическое и экстравертное мышление. Древние кодексы предусматривали самые жестокие наказания за нарушение запретов и утверждали мораль с помощью насилия. Весомость внешних санкций подавляет и нивелирует самостоятельные нестандартные личностные суждения о морали, не разрешает ни малейшего сомнения в провозглашенных нравственных истинах. М.к. этого времени требуют повиновения и послушания. Нравственность наделена здесь деспотическими чертами.

Религиозное сознание также предрасположено к кодифицированному восприятию нравственности, которая рассматривается как незыблемая трансцендентная регламентация, связанная с законами мироздания. Самыми известными здесь являются религиозно-нравственные кодексы (например, Декалог Моисея, Десять заповедей Христа, благородные истины Будды, нравственные правила Корана). Содержание этих кодексов считается «словом Божьим», которое якобы возвещено людям через богоизбранного посредника, учителя религии и нравственности, и обладает поэтому религиозным и божественным авторитетом.

Кроме того, существуют светские морально-правовые кодексы, которые апелли-руют не столько к религиозным умонастроениям, сколько к социальному опыту и правосознанию индивидов (например, Законы Хаммурапи, Кодификация императора Юстиниана, Русская Правда ). Правовое сознание, несомненно, тяготеет к кодификации и формализации велений нравственности и подчиняет мораль праву. Легалистское истолкование морали в известных исторических рамках не противоречит религиозно-нравственным установкам. Кардинальными принципами и религиозных, и светских кодексов являются нормы - «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй».

В феодальном обществе возникают сословные кодексы, предназначенные в первую очередь для привилегированных групп - феодалов и клириков. Эти кодексы соответственно трактуют понятия рыцарской чести. С развитием ремесленных и торговых ассоциаций, укреплением городской коммуны появляются цеховые уставы и М.к. городского ремесленника.

Идеи нестяжания (бедности), послушания (смирения) и воздержания, соответствующие духу евангельской морали, отражены в письменных уставах монашеских общин (орденов) и составляют главные обеты. Христианский нравственный идеал здесь воплощается в аскетизме. Необычный образ жизни монахов призван реабилитировать безразличие монахов к общественной жизни, укрепить этическую ориентированность поведения и оправдать известные духовные притязания. В святости они видели важнейшее условие личного спасения.

Письменные кодексы «рыцарской чести», по-видимому, не составлялись. Поведенческие нормы средневековых рыцарей, тем не менее, представляют собой выразительную и цельную систему, которая складывается уже к XI-XII вв. Рыцари клялись прежде всего верно и самоотверженно служить Богу и Церкви, Королю и Даме, отстаивать интересы и честь своего сословия. Понятие рыцарской чести указывает на этические критерии поведения, служит символом бескорыстия и героизма. Рыцарские представления о чести связаны с защитой сословных привилегий и сословным эгоизмом, отделяют рыцарство от других сословий. Рыцарская мораль является своеобразной философией насилия и санкцией насилия как прямого осуществления феодального права.

Эволюцией Кодекса рыцарской чести являются правила куртуазности, которые становятся наиболее актуальными в эпоху Возрождения, а также в XVI -XVII вв. в высшем свете и придворном обществе. Обучение этим правилам входит в систему образования высшего сословия. Понятие «человек чести» совпадает здесь с понятием образованной, воспитанной личности, подготовленной к политическому управлению обществом и к бюрократической деятельности. Правила куртуазности упраздняют воинские идеалы феодалов, ориентируют на дипломатические способы разрешения возникающих конфликтов, закладывают основы для этики толерантности. Сторонников правил куртуазности нередко упрекают в лицемерии, страсти к политическим интригам, в подмене морального характера искусственно созданной репутацией.

С XVI-XVII вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений и торгового капитала в среде мелких собственников-горожан появляется сумма правил, следование которым должно обеспечить личный успех, выражающийся в деньгах. Главными жизненными правилами становятся трудолюбие и бережливость. Данный кодекс поведения совпадает с этикой труда и рачительного ведения хозяйства. Выразителем этого кодекса на Западе считается протестантизм. В России этика труда опирается на патриархальные и православные традиции.

Серия беспрецедентных нравственно-политических кодексов, созданных под эгидой межгосударственных организаций в XVIII- XX вв., содержит социальные программные установки и нравственные требования демократического и либерального свойства. Эти нормативные документы ориентированы исключительно на светские ценности (например, различные Хартии, Билли и Декларации о правах, среди которых можно выделить «Декларацию независимости», «Декларацию прав человека и гражданина», «Всеобщую Декларацию прав человека»). Они защищают достоинство человека и одновременно настаивают на социальных гарантиях условий для жизни, развития и самореализации личности.

По-прежнему актуальны профессиональные нравственные кодексы, прообраз которых можно усмотреть в жреческом кодексе и этике врача. Эти кодексы отражают особенности и общественную ценность некоторых профессий (врача, юриста, педагога, журналиста, ученого, банкира, торговца, политика). Они ставят своей целью повысить социальную ответственность этих профессиональных групп.

Некоторые замкнутые социальные группы, занимающие высокое положение в обществе, представляющие себя социальной элитой, вырабатывают свои элитарные кодексы, которые, как правило, являются апологией группового эгоизма и чванства. Свои М.к. создают также девиантные группы, например представители организованной преступности, «воры в законе».

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 339-341.

Японцы , напротив, крайне замкнуты, церемонны, дисциплинированы. Смотреть им в глаза, значит проявлять невоспитанность, рукопожатия у них заменяют поклоны. Главное для них – «не потерять лицо», улыбка и «да» не означают согласия. Следует быть предельно вежливым, осторожным, скромным, пунктуальным, избегать шуток, соблюдать субординацию.

Китайцы ориентируются на внешний вид, имидж, статус собеседника; решения склонны принимать дома после консультаций с центром, любят ловить на ошибках и требуют гарантий договоренностей. Это всегда игра.

Арабы строго соблюдают ислам, нельзя предлагать свинину и спиртное; они доверительны, но предпочитают торг, им принято расточать похвалы.

Русские в глазах иностранцев предпочитают общие цели средствам их достижения, им важна концепция. Диапазон стилей общения, при этом, может быть от официозного до приятельского. На них нельзя давить, унижать их гордость, и они меньше держатся за финансовую сторону сделки; нужно им просто понравиться: обмен фотографиями, похвала старикам, достижениям страны. Исторически безопасным для них было групповое конформное поведение, коллективная ответственность; они неподатливы к изменениям и готовы пересидеть любого. Они любят поговорить, но хорошо владеют собой. У них не было демократии, и не ждите от них праведности и открытости. Но их можно пленить искренностью и участием.

Русский национальный этикет и этический кодекс современного молодого человека исторически взаимообусловлены. Еще со времен язычества в русской общине главенствовали принципы соборности, взаимовыручки, свободолюбия, доброты, честности, противостояния невзгодам. Строительство государства с целью объединения племен и защиты от завоевателей привнесло в эту этику силу мужества, готовность к подвигу, верность отечеству. Русское православие, отличное от византийского, добавило такие идеалы, как страстотерпие, верность слову, скромность и незлобивость, совестливость и бескорыстие, трудолюбие и милосердие.

Прорыв Петра к западной цивилизации привнес в русское общество такие черты, как любовь к просвещению, наукам, искусству, манерам поведения, политесам и потешным балам, строительству и архитектуре. Были заложены основы русской нравственности и гражданского самосознания. От «Поучения к детям» Владимира Мономаха (укрощать гнев, повиноваться старшим), через «Домострой» Ивана Грозного (не лгать, не бражничать, признавать главенство семьи и хозяина), до Петровской «Юности честного зерцала» (первого кодекса чести молодой гвардии), и далее к Екатерининским «Табелям о рангах», дворянскому благородству, женскому просветительству, аристократизму духа и бытия, к нашему золотому веку величия русской культуры, и затем уже к свободомыслию разночинцев, купеческому и промышленному меценатству, уникальной жертвенности и стойкости русской интеллигенции, вопреки жесточайшей цензуре и репрессиям двуличного социалистического строя, - весь этот крестный путь русской этики и морали, есть беспримерный подвиг становления, разрушения и упорного возрождения современных нравственных основ.

Мы можем с уверенностью сказать, что стандарты и регуляторы сегодняшних правил ведения дел в России основаны на демократических и гуманистических традициях. Это равенство, уважение к человеческому достоинству и закону, целесообразность и этикетная культура, создание положительной ауры. Здесь и правила всеобщего характера: чуткость, тактичность, чувство меры, обращения к старшим, женщинам, коллегам; и правила знакомства, манеры поведения в общественных местах, на переговорах; здесь и такие всемирно признанные действия, как «54 правила Джорджа Вашингтона», демонстрирующие современные приличия манер в деловой среде, а также «23 правила всеобщего этикета» Эми Виндербальта.

Кодекс чести современного молодого человека в России формирует требования, которые общество предъявляет личности как обязательные.

Этот кодекс исторически восходит еще к Законам Моисеевым, десяти заповедям, записанным на скрижалях и данным нам Всевышним на все времена. И в египетской «Книге мертвых» мы также находим кодекс оправдания: «я не прелюбодействовал, не сквернословил, не причинял людям зла». Христос так же изгнал торговцев из Храма, гневно противопоставив циничную наживу, поклонение золотому тельцу, обогащение любой ценой принципам бескорыстия, любви и милосердия. В эпоху Просвещения Морелли, а за ним и Руссо составили кодекс чести в духе «истинных законов природы», где человек чист перед миром и только одна частная собственность как самоцель общества превносит в природу зло. Искажением нравственного кодекса явился «Моральный кодекс строителя коммунизма» как пример авторитарной технократии и утопической идеи.

В основе современного кодекса чести лежат две категории: кардинальные и теологические добродетели. К первым относятся рационально-классические платоновские идеалы мудрости, умеренности, мужества, справедливости,

т. е. ветхозаветные ценности. Ко вторым же, богословским и христианским ценностям принадлежат вера, надежда на спасение и любовь к Творцу, т.е. новозаветная этика. Хотя уже в Средние века богословские ценности широко трактовались как интеллектуальные (мудрость, наука, искусство) и моральные (справедливость, умеренность, стойкость). Еще шире трактует добродетель наш современник, философ Владимир Соловьев: это стыд, жалость и благоволение. Мудрость добродетельна, если направлена на достойные дела; ловкое житейское благоразумие за чужой счет позорно. Мужество добродетельно, только если возвышает дух над инстинктом самосохранения, а справедливость, если основана на чувстве жалости. Вера не добродетельна, если обращена на недостойное; а надежда, как и любовь, проявляются только через милосердие. Вывод Соловьева: добродетели сами по себе не являются нравственно достойными, а становятся таковыми лишь в соответствии с первичными основами нравственности.

В современном западном обществе система добродетелей известна как франклиновские добродетели. Автор Декларации независимости и Конституции США, Бенджамин Франклин определил критерием добродетели

“self-made-men”, т.е. человек, обязанный самому себе. Это трудолюбие, бережливость и денежные обязательства. О достоинстве судят, давая кредит.

В кодекс Франклина входят также воздержанность в еде-питье, искренность, немногословность, честность, решительность, справедливость, аккуратность, целомудрие, скромность, спокойствие и выдержка. Идеал американизма.

В действительности, есть только три позиции для личности: эгоизм (свой приоритет за счет других), альтруизм (действия в пользу всех) и эгоцентризм (самоценность личности, использующая других лишь как средство). Трактовка эгоизма двойственна. Как этический принцип он аморален, ибо ущемляет чужие интересы. (Хотя есть парадокс: «Эгоист – это тот, кто думает о себе больше, чем обо мне»). Однако разумный эгоизм в условиях рыночной экономики взаимополезен, ибо позволяет признать чужие интересы, не теряя своих с помощью альтернатив. Ограничение эгоизма в экономике должно носить правовой характер: зарплата, отпуска, и т.п.

В современном российском обществе остро стоит вопрос о «правильном поведении» молодых людей в сфере предпринимательства. Необходим «Новый кодекс чести». Он может включать в себя следующие нормы:

Уважение к старшим как древняя всеобщая традиция

Золотое правило: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Соблюдай национальное достоинство других, не унижай «чужаков»

Уважай обряды иных религиозных конфессий, их чувство веры

Имей чувство собственного достоинства и признавай его в других

Толерантность к мнению инакомыслящих», трудолюбие и бережливость

Милосердие и забота о природе, о братьях наших меньших

Патриотизм как преданность отечеству

Соблюдение норм права и этикетных норм

Совестливость и честность.

Аристотель сказал: «Правда о добропорядочном еще и в том, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо, расточая блага и почести, за которые держатся другие, и оставляя за собою лишь нравственную красоту»

Честь – это согласованное взаимодействие чистой души и чистого тела, ведомое Светлым Духом Матери Природы. Оно проявлено в действиях Русского человека во благо Родины и Русского народа.

Честь – самое дорогое, что есть у человека. От Русского слова Честь во многих языках у других народов Земли есть его подобие – мышление, познание, понимание, намерение, соблюдение, следование и чистота.
Честь – это общественно-моральное достоинство, вызывающее общее уважение, которое достигается заслугами человека через своё состояние, своими делами и мыслями.
Честь – это здоровое и независимое в Природе состояние тела человека, свободное от нечисти и пребывающее в Свете.
Честь – это достойный выход из трудного положения. Честь Родины – пребывание в её атмосфере Русского Духа и вытеснение чуждой идеологии.
Честь – признак положительных свойств и качеств человека, вежливое отношение к людям, откровенное и достойное оказание внимания, честное и прямое намерение придерживаться ранее достигнутым договорённостям, искренность и добросовестность.
Честь – это доблесть, благородство души и чистая совесть.
Высокое звание Русского человека ныне растоптано и попрано. Честь Русского человека пытаются запятнать своими действиями его внутренние и внешние враги. Благородство, культуру и ценность Русского человека пытаются заменить на меркантильность, взаимную подозрительность и вражду, низость и убогость. Любое благородное и искреннее начинание Русского человека умышленными действиями врагов пресекается, извращается, а в последствии, переворачивается и излагается ими как собственная инновация. Любое новое дело Русского человека, имеющее какую-либо ценность, любыми способами возглавляется нашими недругами.
В таких условиях, Русским людям предлагается соблюдать Кодекс Чести Русского человека. Нужно помнить, что всё единичное и точечное в Природе тождественно вселенскому и социальному. Главный тезис Кодекса – постараться стать здоровым, чтобы тем самым помочь обществу, строящему светлое будущее и живущего настоящим.
1. Своё ставить, и никому, ничем и ни в чём не помешать.
2. Единство без слияния, различие без розни.
3. Вежливость убивает врага.
4. Помоги нуждающемуся, обиженному и больному.
5. Здоровайся везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста.
6. Уходи от плохой мысли, гони её от себя.
7. Делай всё с радостью и пока не научишься так делать, считай, что делать не умеешь.
8. Давай другому человеку покой. Достигай покой в себе.
9. Не суди других, не будешь болеть. А если судишь, то по делам его.
10. Научись смотреть, как люди идут в пропасть.
11. Уже пришли иные люди, с новым сознанием, становись рядом с ними.
12. Своё здоровье надо заслужить. Стань природным, закалённым человеком.
13. С людьми надо жить осторожно, вежливо и умело. Проживи день в победе.
14. Люби людей. Любовь есть тогда, когда душа и тело человека становится близкими к Природе.
15. Избавься от слизи внутренней, поможешь избавить русскую землю от нечисти внешним образом.
16. Кто не примет внутреннюю войну, тот увидит внешнюю.
17. Если не будешь терпеть холод природный, всё равно будешь терпеть холод человеческий.
18. В мужчине главное справедливость и могущество, в женщине любовь и мудрость.
19. Будь чистым как ребёнок, хитрым как лиса, мудрым как змея, кротким как голубь, отважный воин.
20. Не лезь на рожон, живи свободно.
21. Если тебя обидели, выйди в Природу и положи обиду на неё – она разберётся.
22. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали бы тебе.
23. Миллионы не помогут, а вот тело своё люби и храни. Храни как зеницу ока, и будешь жить вечно.
24. Совершай правильные поступки – гореть не будешь.
25. Если природное не поможет, ничьё не поможет. Выполняй «Детку» Учителя Иванова.
26. У родителей должен быть дар любви, любовь восстанавливает у Человека здоровье.
27. Бери себе в Природе всё плохое и тяжёлое, взамен получишь в организме хорошее, лёгкое и живое.
28. К болезни подходи аккуратно и осторожно. Спешка и халатность здесь не нужны.
29. Не обижай семью, не уходи от своих близких, от своих жён, мужей, детей, от своих корней.
30. Из врага сделай друга.
31. Береги Природу.
32. Пообещал и не сделал, считай, что ты умер.
33. Вставай и иди в бой. Учитель, Природа и Русский народ ждут твою Победу.


Начавшийся период конфликтов и техногенных катастроф, в который оказалась перманентно втянута земная цивилизация, способствует осознанию того факта, что сами основы Мира на Земле и существования Человека – в опасности. Сирия, Ливия, Украина, обострившиеся отношения между исламскими государствами и Западным миром – вот лишь малая толика конфликтогенного потенциала, прорывающегося в разных точках планеты. Особо цинично выглядит война между двумя братскими народами – русскими и украинцами, чьи села и города исторически мирно существовали на отдельных территориях, а жители подставляли плечо помощи друг другу в жизненно важных вопросах. Не раз войско Сечи Запорожской приходило на помощь Донскому казачеству. Часто и донские казаки гибли за интересы Украины.

С принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации начался новый этап в развитии нашего государства. Россия встала на путь построения правового, демократического государства, в котором власть подчиняется праву. Но, как известно, право выступает регулятором главным образом внешних отношений людей, а мораль, культура и религия являются регуляторами духовно-нравственных основ жизни людей.

Во все времена сила русской армии основывалась на духовных началах. Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах. На сегодняшний день коренным образом обновилось законодательство, регулирующее вопросы организации обороны страны, прохождения военной службы, правового статуса военнослужащих и другие вопросы, связанные с военной службой.

Актуальность исследования. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Сама офицерская среда требовала соблюдения определённых правил.

Банковская ассоциация «Россия», реформа которой началась в этом году, предложила Центробанку создать кодекс поведения для банков. «Мы готовим предложения, как в рамках ассоциации разработать соответствующий документ, который позволил бы нам реагировать на проявления недобросовестной конкуренции», - приводятся в сообщении ассоциации слова ее нового президента Георгия Лунтовского. Там же указано, что регулятор инициативу поддержал.

По его словам, с такой идеей обратились сами банки еще в сентябре на совете ассоциации, проходившем в Сочи. «Есть примеры недобросовестного поведения банков на рынке. Например, в борьбе за клиентов. В основном на недобросовестную конкуренцию жалуются частные банки, озабоченные текущей ситуацией», - рассказал он. Пока что у ассоциации есть предварительные наработки по кодексу, но на его создание уйдет какое-то время, сообщил Лунтовский.

Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Казаки – ветвь русского народа со своей культурой, историей и памятью. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью говорить: «Слава Тебе, Господи, что мы казаки!» В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле, Вере Православной, своему народу и государству. Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ И НАРОДОПРАВСТВО.

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ Береги честь смолоду, достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом, и в мыслях не допускай что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять верное решение.

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖЬИ» Казаки равны, как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общего положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Круге или Сходе – закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

Этот буклет выдают всем новобранцам, поступившим на службу Армии Обороны Израиля. Это Кодекс Чести нашей армии, также известный, как «Дух ЦАХАЛа». Все, без исключения солдаты должны ему следовать.

1. ЦАХАЛ и ее солдаты должны защищать человеческое достоинство. Жизнь каждого человека бесценна вне зависимости от национальности, религии, пола и статуса.

2. Солдаты ЦАХАЛа должны придерживаться благоразумия, действовать безопасно, помнить о высшей ценности человеческой жизни. Во время битвы подвергать опасности себя и других, только в случаи крайней необходимости.

3. Солдаты должны использовать оружие только в крайней необходимости. При этом, даже в военное время солдат не должен использовать оружие против мирных жителей, против пленников, и, по возможности, избегать причинения вреда человеческому достоинству и имуществу.

Послевоенное детство, детство в многолюдных дворах «хрущевок», в проходных дворах «спальных районов» семидесятых и восьмидесятых – воспоминания об этом времени пропитано для большинства представителей старшего поколения флером романтики.

Это и неудивительно. Дети тогда читали, и читали гораздо больше, чем сейчас, это были книги о мушкетерах и благородных разбойниках. По телевизору и в кинотеатрах не показывали фильмов, изобилующих сценами жестокости, да и в обществе культивировался не дух борьбы за существование, а коллективизм, братство и взаимовыручка. Может быть, именно поэтому у подростков, росших во дворах деревянных бараков, «хрущевок» и блочных многоэтажек, сложился своеобразный кодекс чести?

Честь – это главное внутреннее достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством офицерской Чести, является непобедимой силой, реальной опорой мира и процветания России.

Во время русско-японской войны 1904 года ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий собрал воедино «Советы молодому офицеру», которые стали Кодексом чести русского офицера, актуальным и по сей день.

От редакции. Выражаем искреннюю благодарность участнику нашего портала из Тувы который прислал текст и видео Кодекса чести мужчины Тувы. Мы рады, что понятие Чести вызывает все больший отклик у офицеров, солдат и простых граждан из разных городов и стран, и надеемся, что это послужит отправной точкой для повсеместного принятия Высшего кодекса офицерской чести , основанного на духовных принципах, столь необходимых каждому человеку в наше непростое время.

______________________

Мы, мужчины Республики Тыва,

- выражая свои интересы и волю;

- опираясь на исторические традиции и нравственные принципы предков, передавших нам веру в добро и справедливость;

- признавая права и свободу женщин высшей ценностью, придерживаясь общепризнанных принципов развития демократического общества;

- сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за нравственное воспитание мужчин;


Казачьих заповедей всего 10:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай!

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги свою семью, служи ей примером!

"Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом" - "кодекс чести", составленный Н. Е. Зегимелем и изданный в 1881 году в Санкт-Петербурге.

В опубликованной книге Н. E. Зегимель сформулировал «кодекс чести» или общепринятые правила поведения русских предпринимателей XIX века. Они выкристаллизовывались в течение предыдущих веков развития русского предпринимательства. Более ста лет спустя эти правила остаются по-прежнему актуальными.

1. Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.

2. Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.

3. Соблюдайте такт в вежливости. Если вы будете слишком рассыпаться в любезностях перед своими покупателями, то они могут принять это за оскорбление и насмешку; этим вы только оттолкнете их от себя.

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[i] является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника.

2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации:

нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;


«На протяжении тысяч поколений, рыцари-джедаи были хранителями мира и справедливости в Старой Республике»

- Оби-Ван Кеноби

Джеда́и - ключевые персонажи «Звёздных войн», рыцари-миротворцы - члены Ордена Джедаев. Джедаи умеют направлять Силу, что даёт им некоторые сверхъестественные способности. Основное оружие джедая - световой меч.

Джедаи боролись за мир и справедливость в Галактической Республике, как правило, против своих заклятых врагов, Ситхов и тёмных джедаев, являвшихся сторонниками тёмной стороны Силы. На протяжении всей своей истории Орден подвергался почти полному уничтожению пять раз: во времена Империи ситхов Дарта Ревана и вскоре после этого, Триумвиратом ситхов под предводительством Дарта Нихилуса, во время Первой чистки джедаев, спустя почти 4000 лет после нее во время Великого истребления джедаев, начатого Дартом Сидиусом и затем, спустя столетие, во время Третьей чистки джедаев, произошедшей в Галактической Империи Дарта Крайта. Однако каждый раз Орден возрождался, и в том была немалая заслуга семьи Скайуокер, сыгравшую важную роль в истории джедаев.

По словам создателя «Звёздных войн» Джорджа Лукаса, слово «джедай» он придумал, вспомнив название жанра японского кинематографа - «дзидайгэки», который произвёл на него большое впечатление. Популярность «Звёздных войн» и джедаев привела к возникновению самопровозглашённого "религиозного" течения под названием «джедаизм». Несмотря на фэнтезийную основу, многие адепты всерьез воспринимают его постулаты и принципы.

"Десять запретов" Цзюэюаня

Первым кодексом шаолиньского удэ стали десять коротких правил, сформулированных фактическим создателем канонического шаолиньского ушу Цзюэюанем в 30-х годах XIII в. Они получили название «Десять запретов» («Ши цзинь»), по аналогии с десятью запретами, известными каждому буддисту.

Этот текст основан на переводе оригинальных или изначальных Правил Тамплиеров основан на издании Генри де Курзона 1886 года, «La Regle du Temple (Устав Тамплиеров): Военное руководство, или Как Наносить Кавалерийский Удар». Здесь описаны Правила, которые Совет давал молодым Рыцарям Тамплиерам в 1129 году, при этом «не должно забывать что Орден существовал на протяжении ряда лет и создал свои собственные традиции и обычаи еще до появления Хуго де Пайена в Совете. В значительной степени Изначальные Правила основаны на существующей практике.» (Аптон-Вард, стр.11)

Мы обращаемся в первую очередь к тем, кто в душе презирает собственные желания и желает служить королю, как рыцарь и со старательной заботой желает носить и носить постоянно благороднейшие доспехи послушания...

Исторические предания, нартский эпос, фольклорные предания свидетельствуют о существовании у нахов различных воинских союзов. В позднем средневековье одним из наиболее влиятельных воинских объединений является орден «Къонахий», который играет важную роль в политической жизни страны нахов.

В 1904 году ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий, впоследствии прошедший через Первую мировую войну, собрал воедино «Советы молодому офицеру», которые и стали Кодексом чести русского офицера. Вот эти простые, но такие мудрые правила.

Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь - его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности.

Все служащие сухопутных войск Франции подчиняются 11 правилам Кодекса солдата. Он представляет собой руководство к поведению, основываясь на соблюдении 4 основных принципов: профессионально и добросовестно выполнять свои обязанности; соблюдать дисциплину и принципы военного братства с товарищами по оружию; служить Франции и ее ценностям и поддерживать крепкие связи с гражданским обществом.




Top