Примеры жанров литературы. Литературный жанр

Видеоурок 2: Литературные роды и жанры

Лекция: Литературные роды. Жанры литературы

Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.


Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы - по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр . Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).


Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.


Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

    Эпос – о событии рассказывается

    Лирика – событие переживается

    Драма – событие изображается


Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика

Структурные разновидности

автобиографический
притча
исторический
фельетон
авантюрный
памфлет
сатирический
роман в стихах
философский
эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман - эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.


Повесть прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.


Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

    кратковременность событий,

    малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),

    одна проблема,

    одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.


Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.


Поэзия


Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.


Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века, жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.


Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанралирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.


Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчестванародные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор - профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).


Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.


Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.


Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.


Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.


Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:


Трехстрочник. Развязка


Трехстрочник. Намечается развязка

Четверостишие. Развитие экспозиции


Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.


Комедия, трагедия, драма


Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?

Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

    «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.

    Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.

    Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.

Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры - героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр - трагикомедия .

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.




Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

Рассказ - это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Краткая история жанра рассказ

В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

Единство времени

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них - единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить "Смерть Ивана Ильича" (автор - Лев Толстой) и Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской "Попрыгунье" изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Единство действия и места

Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством - действия. Рассказ - это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Единство персонажа

Еще одна особенность рассказа - единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко - несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ - это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе "Челкаш" Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском "Спать хочется" и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

Единство центра

Как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, "стягивающего" все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Основной принцип построения рассказа

Вывод из размышлений о "единствах" сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.

Роль мотивов в рассказе

Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

Особенности композиции

Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.

Место рассказа в мировой литературе

Рассказ - который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого "Три смерти" и "Смерть Ивана Ильича", тургеневские "Записки охотника", произведения Чехова "Душечка" и "Человек в футляре", рассказы Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" и др.

Преимущества рассказа перед другими жанрами

Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом "на деревню дедушке", полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе "Рождение человека" М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи - утверждении ценности жизни.

Литература - понятие амебическое (равным счетом, как и виды литературы): на всем протяжении многовекового развития человеческой цивилизации она неизбежно менялась как по форме, так и по содержанию. Можно уверенно говорить об эволюции данного вида искусства в глобальном масштабе или же строго ограничиваться определенными периодами времени или же конкретного региона (античная литература, Средних веков, русская литература ХІХ в. и другие), тем не менее нужно воспринимать ее как истинное искусство слова и неотъемлемую часть всемирного культурного процесса.

Искусство слова

Традиционно, говоря о литературе, индивидуум подразумевает художественную литературу. Данное понятие (нередко используется синоним - «искусство слова») возникло на благодатной почве устного народного творчества. Однако в отличие от него, литература в данное время существует не в устной, а в письменной форме (с лат. lit(t)eratura - дословно «написанное», от lit(t)era — дословно «буква»). Художественная литература использует в качестве единичного материала слова и конструкции письменного (естественного человеческого) языка. Литература и другие виды искусства схожи между собой. Но ее специфика определяется в сопоставлении с видами искусства, которые используют другой материал вместо языкового-словесного (изобразительное искусство, музыка) или вместе с ним (песни, театр, кинематограф), с иной стороны - с другими типами словесного текста: научным, философским, публицистическим и др. Помимо этого, художественная литература объединяет любые авторские (анонимные в том числе) произведения, в отличие от однозначно не имеющих конкретного автора творений фольклора.

Три основных рода

Виды и роды литературы - это значительные объединения по разряду отношения «носителя речи» (высказывающегося) к художественному целому. Официально выделяют три основных рода:


Виды и жанры литературы

В самой распространенной классификации все виды художественной литературы распределяются в рамках Они могут быть эпическими, в которые входят повесть, роман и рассказ; к лирическим относятся стихотворения; баллады и поэмы являются лироэпическими; драматургические можно разделить на драму, трагедию и комедию. Литературные виды можно отличить друг от друга по количеству героев и сюжетных линий, объёму, функциям и содержанию. В различные периоды истории литературы один вид можно представить в разных жанрах. К примеру: философские и психологические романы, детективные романы, социальные и плутовские. Теоретически разделять произведения на виды литературы начал Аристотель в своём трактате под названием «Поэтика». Его работу продолжили в Новое время французский поэт-критик Буало и Лессинг.

Типизация литературы

Редакционно-издательскую подготовку, т. е. отбор письменных сочинений для последующих изданий, обычно осуществляет издательский редактор. А вот обычному пользователю довольно тяжело безошибочно ориентироваться в безмерном море Целесообразнее воспользоваться системным подходом, а именно - нужно четко различать виды литературы и их назначение.

  • Роман - внушительная форма произведения, имеющая огромное количество героев с довольно развитой и тесно связанной системой взаимоотношений между ними. Роман может быть историческим, семейно-бытовым, философским, приключенческим и социальным.
  • Эпопея - серия произведений, реже одиночное, неизменно освещающее значительную историческую эпоху или значимое масштабное событие.
  • Новела - первостепенный жанр повествовательной прозы, значительно короче, чем роман или повесть. Совокупность рассказов принято называть новеллистикой, а писателя - новеллистом.

Не последние из значимых

  • Комедия - творение, которое высмеивает индивидуальные либо общественные недостатки, акцентируя внимание на особо несуразных и нелепых ситуациях.
  • Песня - древнейший вид поэзии, без которого категория «виды художественной литературы» была бы не полной. Произведение представляет собой стихотворную форму с многими куплетами и припевами. Бывают: народными, лирическими, героическими и историческими.
  • Басня - прозаическое, но чаще стихотворное, произведение моралистического, нравоучительного и сатирического характера.
  • Рассказ - литературное произведение определенного, чаще небольшого, размера, которое повествует об отдельном событии в жизни персонажа.
  • Миф - повествование также входит в раздел «виды литературы» и несет будущим поколениям представление предков о мироздании, героях и богах.
  • Лирическое стихотворение - выражение эмоциональных переживаний автора в удобной ему поэтической форме.
  • Очерк - повествование, подвид эпоса, который достоверно рассказывает о реальных событиях, фактах.
  • Повесть - произведение, сходное по структуре с рассказом, но отличающееся объемом. Повесть может рассказывать сразу о нескольких событиях из жизни главных героев.
  • Мелодрама - заслуженно продолжает перечень категории «виды литературы», это повествовательное драматургическое произведение, отличающееся категоричным разделением героев на положительных и отрицательных.

Литература и современность

Сама жизнь с каждым днем все настойчивее убеждает всех и каждого в том, что уровень согласованности и единства книжных изданий, газетно-журнальных материалов - один из основных критериев эффективности образования общества. Естественно, начальный этап знакомства с литературой (не считая детской) стартует в школе. Поэтому любые для учителей словесности содержат разнообразные по литературе, которые помогают в доступной для восприятия ребенка форме донести необходимые знания.

Индивидуальный выбор

Трудно переоценить роль литературы в жизни современного человека, ведь книги воспитали не одно поколение. Именно они помогали людям постичь и окружающий мир, и самого себя, побуждали стремление к истине, принципам морали и знаниям, учили уважать прошлое. К сожалению, литература и другие виды искусства в современном обществе часто недооцениваются. Есть определенная категория индивидуумов, которые заявляют о том, что литература уже изжила себя, ее полноценно заменили телевидение и кино. Но воспользоваться ли возможностью, которую предоставляют книги, либо нет - индивидуальный выбор каждого.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Определим его особенности и на примере рассказа А.П.Чехова » Хамелеон» рассмотрим их.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

Пример.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.
« Хамелеон».1945 г.

Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»

  • Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.
  • Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов. Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
  • Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина.
  • Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
  • Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
  • Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
  • Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему, в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
  • Рассказ написан в 1884 году, в период расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.

Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.

В школе на уроках литературы изучают рассказы, повести, романы, эссе, элегии. В кинотеатрах демонстрируют различные фильмы – боевики, комедии, мелодрамы. А как все эти явления объединить одним термином? Для этого придумано понятие «жанр».

Давайте разберемся, что такое жанр в литературе, какие их виды существуют и как определить, к какому направлению относится то или иное произведение.

Деление произведений по родам известно еще со времен античности. Что такое жанр в античной литературе? Это:

  • трагедия;
  • комедия.

Художественная литература была практически неотделима от театра, а потому набор ограничивался тем, что можно воплотить на сцене.

В Средние века список расширился: теперь сюда вошли новелла, роман и повесть. К Новому времени относится появление романтической поэмы, романа-эпопеи, а также баллад.

XX век с его огромными по значению переменами, то и дело происходившими в жизни общества и отдельного человека, породил новые литературные формы:

  • триллер;
  • боевик;
  • фантастика;
  • фэнтези.

Что такое жанр в литературе

Совокупность некоторых особенностей групп литературных форм (признаки могут быть как формальными, так и содержательными) – это и есть жанры литературы.

Согласно Википедии они подразделяются на три большие группы:

  • по содержанию;
  • по форме;
  • по родам.

Википедия называет не менее 30 различных направлений. В их число входят (из самых известных):

  • рассказ;
  • повесть;
  • роман;
  • элегия,

и другие.

Существуют и менее общеупотребительные:

  • скетч;
  • опус;
  • стансы.

Как определить жанр

Как определить жанр произведения? Если речь идет о романе или оде, то мы не запутаемся, а вот нечто более сложное – скетч или стансы – могут вызвать затруднения.

Итак, перед нами раскрытая книга. Сразу можно верно назвать известные литературные формы, в определении которых мы даже не нуждаемся. К примеру, мы видим объемное творение, описывающее большой промежуток времени, в котором фигурирует много персонажей.

Сюжетных линий несколько – одна главная и неограниченное число (по усмотрению автора) второстепенных. Если все эти требования соблюдены, то каждый школьник-старшеклассник с уверенностью скажет, что перед нами роман.

Если это небольшое повествование, ограничивающееся описанием какого-либо события, при этом отношение автора к тому, о чем он говорит, явственно видно, – то это рассказ.

Сложнее, например, с опусом.

Толкование понятия неоднозначно: чаще всего так обозначают нечто вызывающее насмешку, то есть эссе, повесть или рассказ, достоинства которого сомнительны.

В принципе, многие литературные произведения могут быть отнесены к понятию «опус», если не отличаются ясностью слога, богатством мысли, проще говоря – бесталанны.

А что такое стансы? Это своеобразное стихотворение-воспоминание, стихотворение-размышление. Вспомните, например, пушкинские «Стансы», написанные им в долгой зимней дороге.

Важно! Чтобы правильно классифицировать то или иную литературную форму, обязательно учитывайте и внешние признаки, и содержание.

Попробуем свести литературные жанры воедино, а для этого соберем известные нам виды произведений в таблицу. Конечно, охватить все нам не удастся – наиболее полно литературные направления представлены в серьезных филологических трудах. Но небольшой список можно составить.

Таблица будет выглядеть следующим образом:

Определение жанра (в общепринятом значении) Характерные признаки
Рассказ Точный сюжет, описание одного яркого события
Очерк Разновидность рассказа, задача очерка – раскрыть духовный мир героев
Повесть Описание не столько события, сколько его последствий для душевного мира персонажей. В повести раскрывается внутренний мир героев
Скетч Короткая пьеса (чаще всего состоящая из одного акта). Действующих лиц минимальное количество. Рассчитана на постановку на сцене
Эссе Небольшой рассказ, где немалое место отводится личным впечатлениям автора
Ода Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию

Виды жанров по содержанию

Прежде мы касались вопроса о форме написания и делили роды литературы именно по этому признаку. Однако направления можно трактовать шире. Очень важно содержание, смысл написанного. При этом термины в обоих списках могут «перекликаться», пересекаться.

Скажем, рассказ попадает сразу в две группы: рассказы можно выделить по внешним признакам (короткий, с явно выраженным отношением автора), и по содержанию (одно яркое событие).

Среди направлений, разделяемых по содержанию, отметим:

  • комедии;
  • трагедии;
  • ужасы;
  • драмы.

Комедия – это, пожалуй, одно из наиболее древних направлений. Определение комедии многопланово: она может быть комедией положений, комедией характеров. Различают также комедии:

  • бытовые;
  • романтические;
  • героические.

Трагедии тоже были известны еще античному миру. Определение этого жанра литературы – произведение, исход которого непременно будет печальным, безысходным.

Жанры литературы и их определения

Список литературных жанров можно найти в любом учебнике для студентов-филологов. Кому важно знать, по каким направлениям выделяются литературные формы?

Эта информация нужна следующим специалистам:

  • писателям;
  • журналистам;
  • педагогам;
  • филологам.

При создании художественного произведения автор подчиняет свое творение определенным канонам, и их рамки – условные границы – позволяют отнести созданное к группе «романы», «эссе» или «ода».

Это понятие имеет отношение не только к творениям литературы, но и к другим видам искусства. Википедия объясняет: этот термин можно употреблять также по отношению к:

  • живописи;
  • фотографии;
  • кино;
  • ораторскому искусству;
  • музыке.

Важно! Даже игра в шахматы подчиняется своим жанровым стандартам.

Однако это очень большие отдельные темы. Нас же сейчас интересует, какие жанры есть в литературе.

Примеры

Любое понятие стоит рассматривать с примерами, и виды литературных форм – не исключение. Ознакомимся с примерами на практике.

Начнем с самого простого – с рассказа. Наверняка все помнят со школы чеховское произведение «Спать хочется».

Это страшная история, написанная нарочито простым, будничным слогом, в основе ее – преступление, совершенное тринадцатилетней девочкой в состоянии аффекта, когда ее сознание затуманилось от усталости и безысходности.

Мы видим, что Чеховым соблюдены все законы жанра:

  • описание практически не выходит за рамки одного события;
  • автор «присутствует», мы чувствуем его отношение к происходящему;
  • в рассказе – одна главная героиня;
  • по объему сочинение небольшое, можно прочесть за несколько минут.

В качестве примера повести можно взять «Вешние воды» Тургенева. Автор здесь больше рассуждает, словно помогая читателю сделать выводы, ненавязчиво подталкивая его к этим выводам. В повести важное место отводится вопросам морали, этичности, внутреннему миру героев – все эти проблемы выходят на первый план.

– тоже вещь достаточно конкретная. Это своеобразная зарисовка, где автор высказывает собственные мысли по конкретному поводу.

Для эссе характерны яркая образность, оригинальность, откровенность. Если вы читали когда-нибудь Андре Моруа и Бернарда Шоу, то поймете, о чем идет речь.

Романы и их характерные черты – протяженность событий во времени, множественные сюжетные линии, хронологическая цепочка, периодические отступления автора от заданной темы – не позволяют спутать жанр с каким-либо другим.

В романе автор затрагивает множество проблем: от личных до остросоциальных. При упоминании о романах на ум сразу приходят «Война и мир» Л. Толстого, «Отцы и дети» , «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Грозовой перевал» Э. Бронте.

Виды и группировки

Кроме группировки по содержанию и форме, мы можем воспользоваться предложением филологов и подразделить все созданное писателями, поэтами и драматургами по родам. Как определить жанр произведения – к какому роду оно может относиться?

Можно сформировать такой список разновидностей:

  • эпические;
  • лирические;
  • драматические.

Первые отличаются спокойным повествованием, описательностью. Эпическим может быть роман, очерк, стихотворение. Вторые – это все, что связано с личными переживаниями героев, а также с торжественными событиями. Сюда относят оду, элегию, эпиграмму.

Драматические – это комедия, трагедия, драма. По большей части «право» на них выражает театр.

Резюмируя сказанное, можно применить такую классификацию: в литературе существует три крупных направления, охватывающих все, что когда-либо было создано прозаиками, драматургами и поэтами. Делятся произведения по:

  • форме;
  • содержанию;
  • родам написанного.

В рамках одного направления может быть много совершенно разноплановых сочинений. Так, если брать деление по форме, то сюда мы отнесем рассказы, романы, эссе, оды, очерки, повести.

Определяем принадлежность к какому-либо направлению по «внешнему строению» произведения: его размеру, количеству сюжетных линий, отношению автора к происходящему.

Деление по родам – это лирические, драматические и эпические произведения. Лирическим может быть роман, рассказ, очерк. К роду эпических относят поэмы, сказки, былины. Драматические – это пьесы: комедии, трагикомедии, трагедии.

Важно! Новое время вносит коррективы в систему литературных направлений. В последние десятилетия получил развитие жанр детектива, зародившийся в XIX в. В противоположность роману-утопии, возникшему в период позднего Средневековья, зародилась антиутопия.

Полезное видео

Подведем итоги

Литература в наши дни продолжает развиваться. Мир меняется с огромной скоростью, а потому претерпевают изменения формы выражения мыслей, чувств, скорость восприятия. Возможно в будущем сформируются новые жанры – настолько необычные, что пока нам трудно представить их себе.

Не исключено, что они будут находиться на стыке сразу нескольких видов искусства, например, кино, музыки и литературы. Но это – в будущем, а пока наша задача – научиться разбираться в том литературном наследии, которое у нас уже есть.




Top