Проблема веры и безверия на дне. 

«На дне» не только и не столько социальная драма, сколько философская. Действие драмы, как особого литературного жанра, завязано на конфликте, остром противоречии между действующими лицами, которое дает автору возможность за короткий срок полностью раскрыть своих героев и представить их на суд читателю.

Социальный конфликт присутствует в пьесе на поверхностном уровне в виде противостояния между хозяевами ночлежки Костылевыми и ее обитателями. Кроме того, каждый из героев, оказавшихся на дне, пережил в прошлом свой конфликт с обществом. Под одной крышей живут шулер Бубнов, вор Пепел, бывший аристократ Барон, рыночная стряпуха Квашня. Однако в ночлежке социальные различия между ними стираются, все они становятся просто людьми. Как замечает Бубнов: «...все слиняло, один голый человек остался...» Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, обрести человеческое достоинство - на эти вопросы ищет ответ автор пьесы «На дне». Таким образом, основным предметом изображения в пьесе оказываются мысли и чувства ночлежников во всей их противоречивости.

В драме основным средством изображения сознания героя, передачи его внутреннего мира, а также выражения авторской позиции становятся монологи и диалоги героев. Обитатели дна затрагивают в своих разговорах и живо переживают множество философских вопросов. Основным лейтмотивом пьесы становится проблема веры и безверия, с которой тесно переплетается вопрос о правде и вере.

Тема веры и безверия возникает в пьесе с приходом Луки. Этот персонаж оказывается в центре внимания обитателей ночлежки потому, что разительно «отличается от всех них. К каждому, с кем он заводит

разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Для Луки характерна речь с использованием ласкательных имен, пословиц и поговорок, простонародной лексики. Он, «ласковый, мягкий», Анне напоминает ее отца. На ночлежников Лука, по выражению Сатина, действует «как кислота на старую и грязную монету».

Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Сначала вера понимается узко - как христианская вера, когда Лука просит умирающую Анну поверить в то, что после смерти она успокоится, Господь отправит ее в рай.

По мере развития сюжета слово «вера» обрастает новыми смыслами. Актеру, который потерял веру в себя из-за того, что «душу пропил», старичок советует лечиться от пьянства и обещает сказать адрес лечебницы, где пьяниц лечат даром. Наташу, которая не хочет бежать из ночлежки с Васькой Пеплом, потому что никому не верит, Лука просит не сомневаться в том, что Васька - хороший парень и сильно ее любит. Самому Ваське советует отправиться в Сибирь и завести там хозяйство. Над Настей, которая пересказывает любовные романы, выдавая их сюжет за реальные события, он не смеется, а верит ей, что у нее была настоящая любовь.

Основной девиз Луки - «во что веришь, то и есть» - можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, стремиться к тому, чего они желают, потому что их желания есть, реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».

Герои пьесы «На дне» разделяются в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда». За то, что Лука пропагандирует ложь во спасение, Барон называет его шарлатаном, Васька Пепел - «лукавым старцем», который «истории рассказывает». Бубнов остается глух к словам Луки, он признается, что он не умеет врать: «По-моему - вали всю правду, как она есть!» Лука же предупреждает, что правда может оказаться и «обухом», и в споре с Бубновым и Бароном о том, что такое правда, говорит: «Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...» Клещ, который на первый взгляд является единственным персонажем, не теряющим веру в себя, во что бы то ни стало стремится вырваться из ночлежки, вкладывает в слово «правда» самый безысходный смысл: «Какая - правда? Где - правда?.. Работы нет... силы нет! Вот-правда!.. Жить - дьявол-жить нельзя... вот она - правда!..»

Тем не менее слова Луки находят теплый отклик в сердцах большинства героев, потому что он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и не видит причину неудавшейся жизни в них самих. По словам Луки, покинув ночлежку, он собирается отправиться «в хохлы», поглядеть, какую люди открыли там новую веру. Он считает, что люди когда-нибудь найдут «как лучше», надо только ^помогать им и уважать их. Об уважении к человеку говорит и Сатин.

Сатин защищает старика, потому что понимает, что если тот и врет, то только из жалости к обитателям ночлежки. Мысли Сатина не во всем совпадают с идеями Луки. По его мнению, ложь «утешительная», ложь «примиряющая» нужна и поддерживает тех, кто слаб душою, и одновременно прикрывает тех, кто «питается чужими соками». Девизу Луки Сатин противопоставляет свой девиз: «Правда - бог свободного человека

Позицию автора по отношению к утешительной проповеди Луки невозможно трактовать однозначно. С одной стороны, нельзя назвать ложью то, что Лука указывает Пеплу и Наташе путь к честной жизни, утешает Настю, убеждает Анну в существовании загробной жизни. В его словах больше человечности, чем в отчаянии Клеща или пошлости Барона. Однако словам Луки противоречит само развитие сюжета. После внезапного исчезновения старичка все происходит не так, как хотелось бы верить героям. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, осужденный за убийство Костылева. Наташа, потрясенная предательством сестры и убийством ее мужа, отказывается верить Ваське. Актер обвиняет старичка в том, что он не оставил адрес заветной лечебницы.

Вера, которую Лука разбудил в душах героев «На дне», оказалась непрочной и быстро угасла. Обитатели ночлежки неспособны найти в себе силы противопоставить свою волю действительности, изменить окружающую их реальность. Главное обвинение, которое автор адресует героям пьесы, - это обвинение в пассивности. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критичное отношение к ней и в то же время полную неготовность что-либо предпринять, для того чтобы изменить эту реальность. Поэтому уход Луки оборачивается для обитателей настоящей драмой - вера, которую разбудил в них старичок, неспособна найти внутреннюю опору в их характерах.

Философская позиция Луки наиболее полно выражается в притче, рассказанной им обитателям ночлежки. В притче говорится о человеке, который верил в существование праведной земли, и эта вера помогала ему жить, вселяла в него радость и надежу. Когда же приезжий ученый убедил его в том, что по всем его верным картам и планам «праведной земли вовсе нигде нет», человек удавился. Этой притчей Лука высказывал ту идею, что человека до конца нельзя лишать надежды, пусть даже иллюзорной. Причудливым образом сюжет притчи обыгрывается в четвертом акте драмы: потеряв надежду, вешается Актер. Судьба Актера показывает, что именно ложная надежда может привести человека в петлю.

С образом Актера связана еще одна трактовка вопроса о правде, а именно проблема соотношения правды и художественного вымысла. Когда Актер рассказывает Наташе о лечебнице, он многое добавляет к тому, что услышал от Луки: «Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища...» Получается, что для Актера вера - эта приукрашенная правда, этот герой не разводит два понятия, а сливает их в одно на границе между реальностью и искусством. Стихотворение, которое, неожиданно вспомнив, цитирует Актер, является определяющим для конфликта правды и веры и одновременно содержит в себе возможное разрешение этого конфликта:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Трагическая концовка «На дне» показывает, что «золотой сон» человечества может подчас оборачиваться кошмаром. Самоубийство Актера - это попытка изменить реальность, уйти от спасительной веры в никуда. Для остальных обитателей ночлежки его попытка кажется отчаянной и абсурдной, на что указывает последняя реплика Сатина: «Эх... испортил песню... дур-рак!» С другой стороны, песня здесь может трактоваться как символ пассивности героев пьесы, их нежелания что-либо менять в течении своей жизни. Тогда эта реплика выражает то, что смерть Актера окончательно нарушает привычное течение жизни обитателей ночлежки, и первым это чувствует Сатин. Еще раньше слова Луки заставляют его произнести монолог, в котором дается ответ на вопрос о правде: «Что такое правда? Человек - вот правда!» Так, по замыслу автора, сливаются воедино «вера» Луки и «правда» Сатина, утверждая величие человека и его способность противостоять жизненным обстоятельствам, даже находясь на дне.

  1. «Дно жизни» в романе.
  2. Нет веры, нет и будущего.
  3. Чему верят и на что надеются обитатели «дна»?

Пьеса М. Горького "На дне" по праву является одним из лучших драматических про-изведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображённых характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. "Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?" - это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы "На дне" способствовала также удач: ная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Данченко писал М. Горькому: "Появление "Дна" одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в "На дне" образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра".

М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.

Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это "подвал, похожий на пещеру". Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом "дне" общества. Сначала пьеса называлась "На дне жизни", но потом Горький поменял название - "На дне". Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вар, проститутка - представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на "дне" моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. "Дно жизни" это течение жизни не захватывает.

Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надежду вырваться отсюда.
Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.
В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.

Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на "дно". Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что "ниточки-то гнилые".

Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.

Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса "На дне" является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на "дно", спорят о философских проблемах бытия.

М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека ("ни одна блоха не плоха, все черненькие"), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.

Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примирйет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.
Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.

Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова - чудодейственный бальзам на их измученные души.
Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.

Настя Тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.

Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.

Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: "Человек может добру научить..."

Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуще-ствующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.

В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: "человек - это звучит гордо!", "человек выше сытости", "не жалеть..., не унижать его жалостью... уважать надо". Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.

Пьеса М. Горького "На дне" является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

Пьеса М. Горького “На дне” является одним из лучших драматических произведений писателя. Оно написано о человеке, о его месте и роли в жизни. Можно сказать, что вера в данной пьесе является средством достижения цели. Автор хочет доказать, что вера необходима в любой даже самой отчаянной и как уже кажется безысходной ситуации.

Начиная знакомиться с пьесой, понимаешь, что у большинства персонажей даже нет имен, одни клички – Пепел, Актер, Кривой, Клещ, Татарин и другие. Утрата имени – утрата личности. Сатин же занимает какую-то промежуточную позицию. Все эти люди когда-то имели совершенно разное социальное положение, но в данный момент их объединяет та настоящая жизнь, к которой каждый из них пришел по-своему. На первый взгляд можно сказать, что жизнь их размерена, но на самом деле это далеко не так.

Людям дна скучно жить, жизнь их пуста и бессмысленна, и они ищут успокоения каждый по-своему: Актер – в водке, Настя – в чтении дешевых романов, Сатин – в ироническом цинизме.

Действие пьесы начинается с появления нового персонажа – Луки. Он, имеющий имя, а не кличку, обладает совершенно другим стереотипом поведения.

У “людей дна”, уже, наверняка, никогда не изменится отношение к жизни, их не волнует ни прошлое, ни будущее, даже настоящее потерялось в их рассудке, чтобы отыскать его следует хоть немного окунуться в их образ жизни. Они ничего не хотят, ни к чему не стремятся и давно уже пустили свою жизнь под откос.

А Лука в свое время появился, чтобы протянуть руку помощи и вытащить хоть кого-то из круговорота серости и безверия в лучшую жизнь.

Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование, а начать жить.

На протяжении всей пьесы Лука утешает людей, говорит им добрые, ласковые слова, которые режут слух и действуют, как бальзам на израненную пустотой душу. Лука знает, насколько важна для человека вера, надежда на возможность и реальность лучшего. Те люди, которые по-настоящему осознают свое положение, тянутся к Луке, как к долгожданному солнцу после долгой холодной зимы.

Там, где “люди дна” грызутся и скандалят, оскорбляют и унижают друг друга, Лука ласков и приветлив, он хочет внести надежду в их сердца, разжечь ту искру, которая впоследствии стала бы пламенем веры. Но как бы человек не был доброжелателен, он не сможет вселить надежду без такого далекого желания “жителей дна”. Ведь сложнее всего не вести человека по пути добра и счастья, а пробудить в нем непосредственное желание, исходящее с его стороны.

А надежды и веры у “людей дна” действительно нет. Анна смертельно больна, Актер – хронический алкоголик, Пепел – уголовник, и ему не избежать тюрьмы.

Лишь Сатина вполне устраивает его жизнь. Сатин – типичный для раннего Горького персонаж. Он – главный идеологический противник Луки, равный ему по силе духа и так же трезво оценивающий ситуацию. Сатин придерживался своего личного мнения, которого “сладкими речами” не мог изменить Лука.

Сатин был человеком, верившим не в личную жизнь, а в собственные доводы, которыми он гордился, и которые имеют для него немаловажное значение. Но в то же время он никому их не навязывал, и поэтому считал себя другим человеком, который был не похож ни на “жителей дна”, ни на доброжелательного Луку.

(No Ratings Yet)

  1. Пьеса “На дне”, по словам Горького, явилась итогом “почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся...
  2. Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни”. В начале...
  3. КЛАССИКА ПРОБЛЕМА ЛЖИ И ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” И В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ “ГНУСНЫЙ ОБМАНЩИК” Концепция пьесы М. Горького “На дне” основана на двух понятиях – лжи...
  4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Драма “На дне” написана М. Горьким, когда он перестал осознавать окружающую действительность в рамках романтического конфликта. Это одно из первых произведений,...
  5. МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” В интервью, которое дал М. Горький в 1903 году, говорится: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что...
  6. “Человек – это великолепно! Это звучит… гордо!” Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя М. Горького. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о...
  7. Пьеса М. Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных...
  8. I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1....
  9. Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно...
  10. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в...
  11. Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но...
  12. Великий немецкий литератор Бертольт Брехт своему всемирному признанию обязан именно театру и драматургии. Одной из самых известных драм, в которой Брехт поднял моральную ответственность человека за все то, что в...
  13. Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у...
  14. Роман “Мать” – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и...
  15. Бертольд Брехт – писатель с именем, которого, связан новый взгляд на драматургию. Он всю свою творческую карьеру пытался приблизить публику к искусству, заставляя ее рассуждать, оценивать и анализировать поднятые вопросы....
  16. В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира...
  17. Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,...
  18. Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме...
  19. Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты...
  20. М. Горький – это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия. Алексей Максимович Пешков. Он известен как русский писатель, публицист. В романе “Мать” (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в...
  21. Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем...
  22. Максим Горький родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде. Раннее детство писателя прошло в семье деда. С десятилетнего возраста маленький Алеша Пешков вынужден был жить “в людях”. Он работал “мальчиком”...
  23. Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой-либо значительной цели.... “Песня о буревестнике” – финальная часть рассказа “Весенние мелодии”, который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено... Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я...
  24. Тема гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Тема гражданской войны появилась в русской литературе в 20-е годы XX века. Осмысление этого явления шло в двух направлениях. Одни...
Тема веры и безверия в драме М. Горького “На дне”

Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне»

Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих?..

Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми,- что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)?

Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться. И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие »… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными. В конце произведения Сатин даже защищает Луку:

«Клещ: Правды он.. Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем…

Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми!..

…Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев. Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь. Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер ? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку. Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам»?..

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2013-10-26 Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне»
Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих?..
Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми,- что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)?
Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться. И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие »… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными. В конце произведения Сатин даже защищает Луку:
«Клещ: Правды он.. Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем…
Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми!..
…Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев. Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь. Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер ? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку. Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам»?..


Top