Проблемные ситуации при формировании межкультурной толерантности. Толерантность в межкультурной коммуникации

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.

В социальной психологии используется немало специфических терминов, среди которых можно встретить конформизм. Это обозначение, применяемое для людей, которые приспосабливаются к малым социальным сообществам, подчиняясь установленным в них правилам, даже если они отличаются от первоначальных взглядов и принципов человека.

Склонность человека менять модель поведения для к правилам группы называется конформностью, одним из проявлений которой является изучение и усвоение поведенческих правил и норм, обусловливающих процесс социализации.

Интерпретация основных терминов

Социальная психология рассматривает понятие конформности в качестве обозначения склонности человека поддаваться, подчиняться и принимать под давлением группы другие правила, существующие в его воображении или реально. Такая модель поведения личности сопровождается в большинстве случаев изменениями принципиальных устоев человека в соответствии с навязываемой сообществом позицией, представляющей мнение большинства.

И конформизм, и конформность – термины, которые имеют непосредственное отношение к внушению одних объектов другими, психическим заражениям эмоционального характера и подражанию. Подобные критерии являются основой сходства и единообразного поведения группы лиц. Несмотря на свое подобие, термины «конформность» и «конформизм» отличаются масштабностью распространения.

В то время как конформное поведение – это характерная для психологического аспекта личности черта, конформизм – явление социальное, распространенное среди группы людей. Поэтому важно понимать и различать эти понятия.

Впервые определение конформности человека появилось благодаря экспериментам в области социальной психологии, которые проводил Соломон Аш с целью изучения подверженности личности влиянию стандартов окружающего ее большинства. Его исследования были яркой демонстрацией того, что социальный компонент имеет огромное значение для системы взглядов индивида. Эти экспериментальные работы впоследствии стали предлогом для проведения других научных исследований в психологии личности.

Результаты экспериментов С. Аша показали, что к конформистскому поведению склонны 30% населения. То есть 30% людей согласны изменить своим принципам, если они расходятся с идеей группы. Такая форма поведения может вырабатываться под влиянием сообщества. В частности, конформность зависит от:

  • Численности людей в группе (чем меньше группа, тем выше склонность к подчинению индивида).
  • Согласованности (вероятность конформности ниже, если в сообществе есть хотя бы 1 человек, не желающий принимать идею большинства).

Из факторов, которые оказывают воздействие на склонность личности к конформистскому поведению, основными являются:

  • Возраст человека (чем больше человеку лет, тем ниже его подверженность конформизму).
  • Половая принадлежность (если верить статистике, то у представительниц слабого пола сильнее выражена склонность к конформизму).

Конформизм, значение которого в обществе огромно, но малозаметно, имеет три основных аспекта, демонстрирующих слабые стороны личности и представляющих данный термин в отрицательном контексте:

1. Слабость характера индивида, обусловливающая выраженное отсутствие личного мнения, принципов, идей, убеждений.

2. Изменение поведения и ориентация на ценности большинства ради достижения индивидуумом конкретной цели.

3. Полное подчинение под воздействием мнения большинства, что приводит к принятию индивидуумом норм и поведенческих манер, пример которых демонстрирует группа. То есть, поддавшись давлению участников сообщества, человек начинает совершенно по-другому думать, действовать, воспринимать.

Учитывая это, применяемый к человеку термин «конформистский» означает, что он беспринципный, пассивный перед господством других людей, поддающийся воздействию общества. Суть понятия выражает перевод слова «конформизм» (conformis) с латинского языка – «подобный», «сообразный».

Противоположное понятие

Если конформность и конформизм некоторые считают синонимами, но нонконформность – их антоним. Это понятие является противоположностью конформизма и произошло от слияния двух латинских слов: non («не, нет») и conformis.

Таким образом, определение нонконформности означает неприятие идей, принципов или традиционных ценностей, преобладающих в группе. Этот термин применяется по отношению к человеку, который готов в острой форме отстаивать собственное мнение в условиях согласованности окружения.

В некотором смысле нонконформностью можно считать проявление протеста человека против внешних условий. Упорно протестующим против законов и норм (воображаемых или реальных) можно назвать человека, намеренно не желающего закрывать дверь, на которой висит табличка с просьбой закрывать ее после себя.

Наиболее выраженным нонконформным поведением характеризуются лица, пребывающие в переходном возрасте. Примером тому можно считать распространенные неформальные культуры и субкультуры. Среди взрослых людей проявлением такой формы поведения можно назвать добровольное присоединение к политической партии оппонента.

Применение с целью характеристики личности

В научной сфере познания личности конформизм служит характеристикой человека, позволяющей раскрыть его чувство солидарности и согласованности в отношении окружающего его социума. Направление социальной среды служит параметром, по которому могут быть определены убеждения, ценности, идеи, принципы и приоритеты человека, взаимодействующего с социальным кругом.

Склонные к конформности индивиды присутствуют в любом сообществе. Отличительной их особенностью является то, что они мыслят, как все, и думают, что должны быть похожими на остальных. Подобное поведение может стать причиной проявления чрезмерной требовательности к другим людям. Среди таких индивидов часто встречаются очень дерзкие персоны, расисты, гомофобы и пр.

Конформность человека может развиваться под влиянием целого ряда факторов. К ним можно отнести возможность самостоятельного принятия решений, социальный статус личности, отношение к определенной возрастной категории, физиологическое здоровье, психологический потенциал, а также прочие ситуативные условия. В связи с этим можно выделить два типа моделей поведения склонного к конформности человека:

  • Внутренняя конформность – это когда индивид пересматривает свои жизненные устои, принципы, суждения.
  • Внешняя – выражается в сравнении личностью себя с окружающим ее обществом при одновременном избегании противопоставления ему и без изменения собственных устоев и принципов.

Уточняя, что такое конформность, многие интересуются, какова природа возникновения такого поведения – врожденная или приобретенная? Стоит отметить, что оба предположения верны. Существуют индивиды, которые от рождения обладают склонностью к конформизму. Наряду с ними есть лица, которых невозможно отнести к бунтарям, но и нельзя назвать конформистами – их считают адекватными, здравомыслящими личностями. Автор: Елена Суворова

Что такое Конформизм? Значение и толкование слова konformizm, определение термина

1) Конформизм - (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

2) Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

3) Конформизм - - соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

4) Конформизм - (лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

5) Конформизм - (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Конформизм

(от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

(от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

Соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

(лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

(лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

КОНФОРМИЗМ

КОНФОРМИЗМ

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КОНФОРМИЗМ

(от позднелат. conformis - подобный, сообразный) , морально-политич. , обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринципное и некритич. следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет , традиции и т. п.) . В совр. бурж. обществе К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологич. воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. В отличие от К., Социалистич. предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознат. усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств. поведения с интересами коллектива, общества.

От К. следует отличать конформность (конформные реакции) , изучаемую социальной психологией. Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей - необходимый социализации личности и нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как , социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и его к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, его самооценок, уровень самоуважения, тревожность , интеллект, в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин) , групповых (положение индивида в группе, её для него, степень сплочённости и ценностно-ори-ентационного единства группы) , ситуационных ( задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, суждений и т. д.) . Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определ. типом личности, её нельзя считать самостоят. личностной чертой; её соотношение о другими соци-ально-психологич. явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др. , требует дальнейших исследований.

Кон И. С., Социология личности, М., 1967 , с. 83-100; его же, Открытие «Я», М., 1978 ; Психологич. коллектива, М., 1979 ; Андреева Г. М., Социальная , М., 1980 , с. 261 - 67; М с G u i r e W. J., Personality and susceptibility to social influence, в кн. : Handbook of personality theory and research, ed. E. F. Borgatta and W. W. Lambert, CM., 1968 ; Moscovici S., Social influence and social change, L.- N. Y. , 1976.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КОНФОРМИЗМ

КОНФОРМИЗМ (от позднелат. confonnis- подобный, сообразный) - некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. Конформистская вырабатывается давлением социального окружения на субъекта, осуществляемым в явной или скрытой форме на фоне ослабленности рационально-критического мышления субъекта, его самосознания, угнетенности эмоциональных и волевых проявлений личности. В то же свойственный субъекту конформизм может достаточно отчетливо осознаваться им, не вызывая у него протеста. При этом для субъекта характерно стремление оправдать свой конформизм внешними обстоятельствами, перенести за свои действия на внешнее окружение.

Еще А. де Токвиль замечал, что в условиях “демократического деспотизма” (см. Уравнительность) люди каждый день жертвуют государству новую частицу своей личной свободы; те, кто время от времени опрокидывает троны и попирает королей, все легче и легче, не оказывая никакого сопротивления, подчиняются любому желанию государственного служащего. В современной цивилизации, утверждает Г. Маркузе, настолько интроецирован, что индивидуальный протест становится практически невозможным; личностное индивида, где сосредоточена негативного мышления, критическая сила разума, постепенно сужается и утрачивается, результатом чего становится не приспособление, а , непосредственная индивида с обществом как целым.

Наряду с понятием “конформизм” в социальной психологии есть “конформность”, под которой понимается либо механизм согласования мнений и поведения индивида с мнением и поведением группы или ее большинства, и проявление социализации личности, либо один из аспектов взаимоотношений индивида и группы, наряду с нонконформностью (негативизмом) и активным самоопределением в группе на основе осмысленного отношения к ее целям, ценностям и нормам.

Конформизм и конформность связаны с такими процессами, как внушение (усвоение психических состояний и образований - идей, представлений, установок и т. д., одного субъекта другим без должного сознательного контроля, осмысления и рационально-критического отношения к ним), психическое заражение (распространение эмоционального состояния одного субъекта на другого как в связи с передачей значений и смыслов, так и независимо от нее) и подражание (следование какому-либо образцу), которые обеспечивают схожесть или единообразие в поведении людей.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОНФОРМИЗМ" в других словарях:

    Приспособленчество, беспринципность Словарь русских синонимов. конформизм приспособленчество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Лат.Conformis подобный податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Различают внешний и внутренний… … Словарь бизнес-терминов

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    конформизм - а, м. conformisme m. <п. лат. conformis подобный, сходный. Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. СИС 1985. По его мнению < Реми де Гурмона > самый тяжкий грех для писателя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от позднелатинского conformis подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование кого либо образцу … Современная энциклопедия

    - (от позднелат. conformis подобный сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей… … Большой Энциклопедический словарь

    КОНФОРМИЗМ, а, муж. (книжн.). Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям. | прил. конформистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация в мире, рост религиозного фундаментализма и воинствующего национализма создают предпосылки, затрудняющие утверждение отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности.

И здесь возникает потребность в консенсусе, который предполагает направленность на понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно лишь только при учете интересов другого.

Это означает, что взаимодействие различных культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь понимания и согласованности путем диалога и сотрудничества.

Быстро изменяется мир, а новое развитие общества в нынешних рыночных условиях ставит свои проблемы перед образованием, нами учителями. Мы живем в мире, который представляет собой непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом.

В этом общении большинство людей в отношении к другим людям, в поведении, в образе жизни руководствуются ценностями и нормами своей культуры, и редко задумываются о том, что поведение представителей других культур определяется иными ценностями и нормами.

Каждая культура отражает лишь часть опыта, накопленного человечеством.

При общении с представителями других культур необходимо иметь представление об их традиционных особенностях, не следует спешить с умозаключениями и оценками, когда другие люди делают что-то странное, а постараться понять их культуру.

Это возможно только через формирование межкультурной толерантности, компетентности, в которой переплетаются открытость, терпимость, способность позволять другому существовать рядом с тобой.

«Толерантность» имеет широкий спектр трактовок и интерпретаций.

В разных культурах ее понимание не однозначно. В современном мире «толерантность» рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание норм поведения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, признания прав другого человека. Она является необходимым компонентом жизненной позиции зрелой индивидуальности, имеющей свои ценности и интересы.

Психолого-педагогические исследования доказали, что развитие личности происходит в ее собственной деятельности, с перевода школьника с позиции объекта обучения в позицию субъекта самоуправления.

В плоскости сегодняшних требований современного образования должен быть ученик, развитие его личности, содействие его успешной социализации.

Наиболее важными личностными качествами, характеризующими зрелость личности, на развитие которых мы обращаем внимание являются:

  • сформированность адекватной самооценки, которая позволяет ребенку оценить свои сильные и слабые стороны;
  • сформированность волевой сферы обучения, обеспечивающей управление своим поведением.

Каждый из нас способен отличать хорошее поведение от дурного. Это качество развивается в процессе практического общения людей. Толерантность формируется в процессе межкультурного общения, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим людям, их традициям, ценностям.

Поведение людей, принадлежащих к различным культурам, поддается изучению и прогнозированию. Для этого требуется специальная подготовка к межкультурной коммуникации. Огромное значение имеют методы активного вовлечения учащихся в различные ситуации межкультурного общения, одним из которых является образовательный практикум по формированию межкультурной толерантности.

В гимназии № 2 создана учебная программа образовательного практикума по формированию межкультурной толерантности, разработанного мною совместно с психологом гимназии Дацко Н.Б. Занятия проводятся один раз в неделю, всего 34 часа в год. Специфика практикума состоит в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов: лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психотренинги. Основные методы и формы обучения определяются требованиями возрастных особенностей учащихся, развитием и саморазвитием личности.

Приглашая подростков на занятия, мы ставим их в ситуацию личностного риска что является толчком, стимулятором саморазвития и помогает конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы внутреннего развития.

В ходе реализации программы образовательного практикума мы решаем задачи:

1. Дать подростку знания межкультурной толерантности, научить его получать эти знания самостоятельно.

2. Дать информацию о мире профессий.

3. Помочь ученику стать более адаптированным к окружающей действительности.

4. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития.

5. Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.

6. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы.

7. Изучить совместно со школьным психологом склонности и способности через простое наблюдение, анкетирование, тестирование, информировать о полученных результатах детей и их родителей.

8. Проводить с психологом консультации, которые помогут выработать ребенку правильную самооценку. В итоге дифференцировать учащихся по их склонностям.

В результате усвоения практикума «Моя межкультурная толерантность» учащиеся должны:

  • осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
  • уметь дать ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании будут получены; какие ценности будут использованы для усвоения полученных знаний.

Структура учебных занятий представляет собой последовательный цикл отдельных занятий, которые логически связаны между собой темой, целями и задачами практикума.

В процессе работы установлено, что оптимальное количество участников практикума не должно превышать 18 человек, так как в группах с такой численностью создаются наиболее благоприятные условия для групповой работы, каждому участнику представляется возможность проявить свои способности, знания, умения и навыки, активно участвовать в заданиях, упражнениях, дискуссиях.

Занятие 1.

Что такое межкультурная толерантность?

Цели проведения:

  • Формирование понятия «межкультурной толерантности», форм и способов ее проявления в современных условиях, практические последствия.
  • Возможность каждому участнику сформулировать определение межкультурной толерантности.
  • Показать возможности ее проявления.
  • Констатация актуальности темы практикума, ее практическое значение.

1.1. Вступительное слово руководителя о целях практикума, вопросах его проведения и правилах поведения на занятиях.

Особая ответственность руководителя заключается в том, чтобы с самого начала работы заложить основы поведения каждого члена группы путем уважительного отношения к каждому участнику и его мнению

1.2. Знакомство участников практикума.

Знакомство проходит в форме представления друг другу, каждый из них называет имя соседа, описывает характер и дает психологический портрет.

Главным моментом для участников является запоминание имен, это создает непринужденную обстановку для всей работы.

Если в высказывании членов группы заметил какие либо различия в высказывании, то он останавливается на этих аспектах, указывает мнение каждого участника по этим вопросам.

В заключении повторяется процедура представления: вначале руководитель представляется сам, а затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя и так далее. В конце ознакомительного этапа проводится упражнение «Зеркало».

Цель проведения этого упражнения – способствовать вовлечению группы в совместную деятельность, создать атмосферу взаимной ответственности, помочь лучше узнать друг друга. Участники разбиваются на пары, в каждой паре один игрок - № 1, второй игрок - № 2.

По команде руководителя вторые номера обращаются в зеркало. Это превращение требует от них определенного изменения поведения и выполнения определенных обязанностей.

№ 1 – это человек перед зеркалом. Он выполняет простые физические упражнения в спокойном темпе. № 2 вместе с № 1 пытаются максимально точно пристроиться друг к другу, войти в суть действия, понять эмоциональный настрой. Пары работают пять – семь минут.

Руководитель переходит от пары к паре, контролирует ход упражнения. Затем номера меняются ролями.

В конце упражнения каждый участник должен сказать, кем было проще быть в этом упражнении, удалось ли ему почувствовать своего партнера.

Рефлексивный момент занятия.

Необходимо добиваться, чтобы каждый участник сформулировал свое мнение.

Занятия 2.

Моя межкультурная толерантность.

Вступление – разминка.

«Знаете ли Вы этого человека?». Каждому участнику дается по одной разной фотографии. В течение 10-15 минут необходимо дать ответ на поставленные вопросы, которые позволяют составить характеристику изображенного человека, затем результаты ставятся на обсуждение. При составлении характеристики изображенного человека постарайтесь определить его фамилию, имя, отчество, возраст, национальность, профессию, семейное положение.

Важно также ответить на следующие вопросы, как он (она) проводит свободное время, как называется его любимая книга, фильм.

Обсуждая результаты, мы рассматриваем следующие вопросы:

  1. Какие трудности вызвало выполнение этого задания?
  2. Что конкретно повлияло на формирование Вашего мнения?
  3. Какие факторы указали на имя, происхождение человека, изображенного на фотографии.
  4. Насколько верными оказались Ваши выводы о культурной принадлежности человека, сделанные на основании его внешности?

Цель данного занятия - определить степень межкультурной компетентности каждого участника, развить у них способность к самоанализу.

После этого руководитель предлагает участникам проделать следующую работу: раздает бланки с таблицами, состоящими из двух частей: мои лучшие черты и способности; мои достижения.

Это упражнение является решением одной из главных проблем: умение взглянуть на себя и свою культуру другими глазами.

Упражнение «Какое слово здесь пропущено?».

Участникам дается листок бумаги с выражениями, в которых пропущено одно слово, и им предлагается заполнить пробелы:

  1. Упрям, как __________________________________.
  2. Горячие _____________________________________ парни.
  3. __________________________________________ дело тонкое.
  4. Чисто _____________________________________юмор.
  5. ________________не читатель, ___________________писатель.
  6. Какой _____________________________не любит быстрой езды?

Результаты выносятся на обсуждение. В ходе его отвечают на следующие вопросы:

  • Часто ли употребляются данные выражения в разговорной речи?
  • Какая оценка представителей других культур в них содержится?
  • Приходилось ли Вам общаться с представителями упомянутых культур?
  • Знаете ли Вы подобные выражения у других народов?

В результате этого упражнения развитие межкультурной компетенции происходит в двух направлениях: расширение знаний о своей культуре и о другой культуре.

Прирост межкультурной компетенции происходит путем сопоставления знаний о своей культуре и о другой культуре в межиндивидуальном общении.

Рефлексивный компонент

Заключительная часть данного занятия проводится в виде упражнения «Какой Я?».

Цель этого упражнения дать возможность каждому участнику осознать себя и увидеть, насколько соответствует «Я – образ» тому, каким видят его окружающие. Каждый из них делит чистый лист бумаги на четыре равные части. В первой части участник дает пять ответов на вопрос: «Какой Я?», во второй части – пять ответов на вопрос: «Какой Я в глазах близкого человека?», в третьей части каждый записывает ответы на вопрос: какой «Я в глазах моего соседа слева?». Затем участники сворачивают листы так, чтобы ответов не было видно, и передают соседу слева.

Следовательно, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему пять характеристик. Листы собираются и из них по очереди зачитываются характеристики последнего столбика, группа должна угадать о ком идет речь.

После этого идет обсуждение о согласии группы с этим портретом. Затем все листы возвращаются участникам, они сами сравнивают наборы ответов, анализируя совпадения и различия.

Проводимые нами практические занятия представляют собой сбалансированную систему дидактических приемов и заданий, основывающуюся на идее приобретения соответствующего опыта для межкультурной коммуникации.

Основную задачу для повышения эффективности практикума мы видим в постоянном совершенствовании его программы и механизме реализации, поиске оптимальных условий его проведения, а так же в разработке новых подходов, дающих хороший результат, так как в ходе практических занятий участники практикума воздействуют и влияют друг на друга, при этом ускоряют или тормозят приобретение этого опыта.

И каждый раз возникает необходимость новых решений для достижения поставленных целей практикума. Предлагаемая программа практикума может рассматриваться как базовая, но она может быть доработана и усовершенствована в соответствии с новыми целями и задачами, которые возникают каждый раз в новом цикле реализации образовательного практикума.




Top