Происхождение слова гопник. Гопники: история возникновения и обычаи

Эту статью перевел
Почитаем?

Уже несколько месяцев наши зарубежные читатели донимают нас вопросом: "А гопники – это кто?". О внешности гопников у них есть смутные представления благодаря нашей рубрике Face Control: дескать, это такие русские ребятки типа "палец в рот не клади" с прыщавой кожей и тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!". Эти парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить кожаные гангстерские кепки 1920-х годов с шиком – все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Чего-чего, а "аутентичности" у них не отнимешь. В эпоху, когда "аутентичность" – самое ценное и редкостное качество, гопники занимают верхнюю ступеньку иерархии крутизны в мире. Доказательство аутентичности гопников – их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика, наглость которого и во сне не приснится даже самому авангардному-разавангардному из западных "продвинутых людей" – в их буржуазных белых ручках он мигом обернется безобидным китчем. Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь говенные песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков из числа белого населения всего белого света.

Но история российских гопников – отнюдь не незамысловатый гимн в честь вида аутентичной крутизны, который пока не открыла для себя буржуазия. Напротив, это трагедия, достойная по своему масштабу большой литературы. Подобно Старому Югу у Фолкнера или уходящим в прошлое дворянам-помещикам у Толстого, российские гопники – герои трагического сказания о вымирающей породе людей, когда-то столь гордых собой.

Чарльз Портис замечает: когда в путеводителе какой-то народ называют "гордым", это обычно эвфемизм, означающий "скорее звери, чем люди". Что касается гопников, то они действительно до людей вряд ли дотягивают, и именно в этом состоит их похабное очарование. Взять хоть само слово "гопник": мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. Это слово веселит и приватной поездке – когда вы надежно забаррикадировались в своей машине, стекла подняты, дверцы заперты, нога на педали газа, а дети и жена в ужасе вопят: "Только не останавливайся на "красный"!"

Как и когда возникла культура гопников?

Слово "гопник" не было остроумным изобретением поэта. В его основе, как и в основе многих других чудесных русских слов, лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" – и новый биологический вид готов.

А родился он, если верить легендам, после большевистского переворота. Согласно самым надежным источникам, которыми мы располагаем (а это мнение вокалиста группы "Ленинград" Шнура), гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной. Они вываливались толпами из поездов и при везении находили себе пристанище в недавно перестроенных общежитиях, где превращались в первых local ghetto gangstas Советской России.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания – Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", которую советские власти сделали общежитием для приезжих пролетариев, а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо. Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов".

Со временем, когда специфическая мода, сленг и мировоззрение гопников распространились среди низших классов населения страны, значение слова изменилось. Теперь выражение "гопник" обозначало не крутого деревенского парня из здания, где потом разместилась гостиница "Октябрьская", а любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и бессмертной кепке-таблетке. Так же можно было назвать любого парня, который сидит на корточках во дворе, одетый в спортивный костюм и тапочки, отхлебывает из горла "Жигулевское" и лузгает семечки, а иногда орет на жену, чтобы она заткнулась, потому что у нее-то никаких забот нет – знай только вывози ребенка на прогулку в подержанной турецкой коляске, которую он увел от чужой хаты...

В 1990-х казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши на нашей планете. Гопники правили бал во всех прославленных 11 часовых поясах России – от холла ныне снесенной гостиницы "Интурист" всего в паре сотен метров от Красной площади до окаймленной коммерческими киосками набережной во Владивостоке и во всех географических точках между ними. Гопники – или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, – нахлынули во все сферы жизни, от "biznes" где они играли роль шестерок и пушечного мяса, до политики, где в качестве депутатов от ЛДПР они образовали ядро сопротивления западному влиянию.

Вся нация ушла в гопники: бритые головы, суровые лица, на которых читалось: "я зону топтал!" и необыкновенный дар выбирать самую безвкусную одежду, сколько бы она ни стоила. Некоторые сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss. Но они не могли удержаться от соблазна дополнять все это блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами, которые, при всей их подлинности, так блестели золотом, что казались скорее грошовой вьетнамской подделкой. Самое же замечательное, что 1990-м годам вторил идеальный гопнический саундтрек: говенное техно, нон-стопом гремевшее из каждого ресторана, каждого киоска с шаурмой, из каждых "жигулей" или угнанного "мерса", из каждого гостиничного номера, приспособленного под "ofis". Куда бы тебя ни заносило в России 1990-х, от плохого техно просто не было спасения.

Но никто тогда не осознавал, да и сегодня осознают лишь немногие, что 1990-е годы были не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

В прошлый уик-энд мы решили устроить Гопник-Сафари – осуществить полевую антропологическую экспедицию, чтобы познакомить с миром гопников вас, читатели eXile. Мы расспросили наших русских друзей, куда лучше всего отправиться для наблюдений за гопниками в их естественной среде обитания. Советы были самые разные: "Да их везде полно!", "Езжайте в любой русский город наугад!", "Даже из Москвы не надо выезжать: выйдите из метро на любой станции снаружи кольцевой линии, и они сами вас найдут".

Самый интересный ответ дала наша журналистка Вика Брук, когда-то писавшая для нас колонку Generation Elitny: "Смотайтесь в Великие Луки. "Большие Головки Лука". Там как бы живут типа все-все мои родственники – тетка моя работает на текстильной фабрике, ее муж-алкоголик, мой двоюродный брат Максим – он охранник, мой другой двоюродный брат Алексей – он тоже охранник, в банке, и моя двоюродная сестра Наташа – она разводится со своим мужем, он подлец и бездельник, мой дядя Александр – он торгует китайской обувью на рынке, и его сын Александр – он служит в армии, и его второй сын Эдуард – этот вообще непонятно, чем занимается. В-общем, гопников до фига – у меня вся родня гопники".

Увы, Большие Головки Лука находятся в Псковской области, а нам требовалось что-нибудь поближе. Среди городов Московской области ни один не может потягаться по мрачной репутации с Люберцами, рабочим предместьем на юге Москвы сразу по ту сторону МКАД. В 1990-х Люберцы слыли столицей гопников. Уголовщина была там таким же распространенным явлением, как спортивные костюмы и шелуха от семечек. Одна девушка, родившаяся и выросшая в Люберцах, а в начале 1990-х переехавшая в Москву, сказала нам: "Все парни, которых я там знала, были гопники. Если вы туда поедете, то наверняка увидите их повсюду, но точно сказать не могу – с тех пор я там не бывала". Когда мы спросили, не может ли она позвонить кому-то из друзей детства, она сообщила: "Не могу. Почти все умерли, кто от наркотиков, кого-то застрелили, кого-то прирезали. Остальные выбрались оттуда и сменили место жительства, как я. Я там больше никого не знаю".

Ранним вечером в субботу мы поехали в Люберцы на такси. На улице было жарко, жарче, чем обычно в это время года. Мы рассудили так: хотя часть гопников наверняка расслабляется у какой-нибудь впадины, где плещутся ядовитые промышленные отходы (именуемой местными "пляжем" или "озером"), мы увидим предостаточно особей на корточках у киосков и во дворах, чтобы наши антропологические чаяния сбылись. Но мы сделали неожиданное открытие. Мы медленно проехали по центру Люберец, ожидая увидеть если не свежие трупы – материал для нашей колонки Death Porn – то, по крайней мере, пятна крови, свидетельствующие о недавних событиях такого типа. Но в действительности город оказался... э-э-э... пусть кто-нибудь нас ударит по морде мокрой рыбиной за то, что мы сейчас скажем, но город оказался... э-э-э... довольно-таки приятный, в духе семейной идиллии. Тенистые улицы, много зелени, чистые тротуары, прогуливающиеся парочки и семейства. На одном отрезке одной из центральных улиц мы насчитали как минимум четыре японских ресторана, а также несколько стандартных ресторанов сети "Росинтер" и Torgovie Tsentri, разгороженных на клетушки для хомячков.

Правда, в Люберцах было меньше мегадорогих иномарок, зато недорогих – полным-полно. Даже "жигули" были аккуратные и чистые. Нам попалась всего одна "лада" с тюнингом в стиле "диско-тачка" – с мигающими красными огоньками. Если в Америке есть "Rice Rockets", то у этой Нации Гопников непременно должны быть свои "Шаурма-шаттлы" ("Shawarma Shuttles"). Однако мы заметили один-единственный "Шаурма-шаттл" в целом море буржуазных автомобилей. Гулять по Люберцам было бессмысленно. Если мы хотим найти гопников, то должны и мыслить как гопники. Куда они пойдут? В парк! И не просто в парк, но в то место в парке, где вокруг киоска, изрыгающего хриплое техно 1990-х, расставлена пластмассовая садовая мебель. Это, говоря на языке гопников, "кафе". Гм...

Не будем затягивать наш рассказ. Парк мы нашли. И "kafe" с пластмассовой садовой мебелью тоже. Взяли пива. Сели. И провалиться нам сквозь землю, если мы увидели вокруг себя хоть одного гопника за все время, пока там прохлаждались. Собственно, kafe было весьма цивилизованное: техно не гремело, пиво было холодное, посетители не совались в чужие дела – причем среди них даже была парочка инди-готов. Сначала мы стали жаловаться во весь голос, печалясь, что остались без материала. Но затем разочарование начало перерастать в тревогу. Что случилось с гопниками? Может, они все куда-то уехали на выходные? Или погода для них слишком жаркая? Или они покинули Люберцы ради более злачных мест?

Мы решили уйти из цивилизованного "kafe" и пройтись по парку, среди унылой коллекции ржавых детских аттракционов советских времен, которым не хватало только таблички: "Если вы желаете сделать аборт, хотя все сроки прошли, посадите ребенка в кресло на этом аттракционе, отойдите подальше, дайте нам пять рублей, и мы сделаем все остальное". В парке мы приметили компанию обнаженных до пояса мужчин, которые куролесили у турника. Но, подойдя поближе, осознали, что это вовсе не гопники, а кавказцы, "черножопые", диаметральная противоположность гопников. Прошатавшись несколько часов по Люберцам, мы наконец сдались. Если уж тут гопников нету, где же их искать, мать их за ногу?

Тогда мы выбрали один из самых зловещих районов Москвы, Братеево, само имя которого синонимично понятию "гопник". Это один из отдаленных районов, где каждый квадратный дюйм земли уставлен 17-этажными белыми панельными домами – огромными, кошмарными, сложенными из грязно-белых бетонных плит. Когда подъезжаешь к Братеево по МКАД, кажется, что панельные дома натыканы там так тесно и хаотично, что непонятно, как вообще между ними можно протиснуться – наверняка солнце здесь не светит и вся растительность зачахла. Но, увы, не все золото, что блестит.

И вновь, вооружившись пивом и направившись в самое говнище, мы обнаружили себя лицом к лицу с кем-то намного похуже, чем бригады сидящих на корточках гопников – среди полчищ людей, которых с гопниками ничто не объединяло. И вновь семьи, детские коляски, хорошие машины, подростки, одетые по новой моде – этакие готы попсового розлива, красивые девушки, выгуливающие собачек. На деле Братеево стало столь космополитичным, что, хотя мы нарочно громко говорили по-английски, на нас никто и внимания не обратил. Нас проигнорировали даже бродячие собаки. Осталось заглянуть лишь в местную бильярдную. Если где и искать гопников – хоть один осколок старины – то только там. Что ж, угадайте с трех раз, кого мы там не нашли.

Если вы следите за русской блогосферой, то вам покажется, что в России гопники настолько вездесущи, что вот-вот расплодятся сверх всякого предела, хлынут через границы и захватят Китай. Куда ни ткни, на сайтах издеваются над русскими гопниками или осмеивают их так рьяно, что это уже переходит в славословие. Нам следовало бы заранее знать, исходя из нашего западного опыта, что происходит всякий раз, как продвинутые люди открывают для себя какую-нибудь "аутентичную" субкультуру низшего класса. Считай, что субкультура мертва, сдохла, пошла прахом. Собственно, в этом и смысл нашей статьи: мы хотим не только познакомить мир с Гопником, но заодно и известить о его, Гопника, трагической смерти. Ибо как только нечто столь крутое входит в моду, жди беды.

Что же сталось с гопниками? Большинство источников сходятся на том, что их вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие. Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания. Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников. Русские стыдились гопников и глядели на них с омерзением, и лишь год-два тому назад, когда было уже поздно, осознали, что гопники были великим национальным богатством, "русской идеей" в человеческом обличье, единственными, кто не опускался до показухи.

Когда-то юные русские "крутые" романтизировали гопников, но теперь они берут пример с рэпперов (предпочтительно белых). Неопатриоты путинской эпохи тоже больше не нуждаются в гопниках, хотя гопники всегда были самыми ярыми русскими патриотами. В эпоху Путина патриотично настроенная молодежь выглядит скорее по-европейски, одевается скорее по-европейски, слушает музыку в европейском и даже в американском стиле. Единственный рудимент гопник-гена – в том, что даже самый квазизападный на вид молодой русский парень (или молодая русская девушка) носит в сердце классическое мировоззрение гопника: слепой шовинизм, антиамериканизм, ненависть к темнокожим и, конечно, склонность к гопническим выходкам на рейсах "Аэрофлота", где даже у самого богатого и много путешествовавшего русского включаются рецессивные гопнические гены, заставляя его (ее) нарядиться в спортивный костюм и тапочки, глушить коньяк "Московский", громко петь песни и перегибаться через кресла соседей – если не валиться на самих соседей.

Но точно так же, как могучий Tyrannosaurus Rex путем эволюции превратился в голубя, прямо у нас на глазах происходит стремительная деградация гопника, его превращение в существо, котороe можно назвать лишь "тощий парень с жидким коком, который всем представляется как брэнд-менеджер, а на самом деле работает в киоске "Евросеть", где сумел прикарманить достаточно денег на покупку подержанного "Ниссана Альмера", который он любит больше всего на свете".

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников". Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников – дом 10 по Лиговскому проспекту – сегодня не что иное, как трехзвездочный отель, где ночь в самом дешевом номере обойдется в 100 долларов.

Как и в случае со Старым Югом Фолкнера и вымирающими дворянами-помещиками Толстого, мы славим и оплакиваем русских гопников только сегодня, когда уже поздно, и они могут быть для нас разве что эстетическими объектами, символами ушедшей эпохи, которая была намного чище нашей, не страдала закомплексованной ироничностью и глубоко вторичной крутизной, эпохой, где не было унылой офисной жизни, все больше затягивающей россиян в эпоху Путина.

Что говорят о гопниках политики

Олег Лавров, глава московского отделения ЛДПР:

"Мы считаем, что гопники – самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют".

Анатомия гопника

Кепка-таблетка – ключевой элемент наряда гопника. Кожаные – для тяжких убийств, полоски – для всяких пустяков типа изнасилования на даче.

Уши – обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль.

Шашлык – гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем.

Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.

Обувь – гопники предпочитают а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки.

Стакан – всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек.

Куртка – будь у него на бампере наклейка, там было бы написано "Не думайте, кожаная куртка у меня есть".

Лоб – выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков – людей.

Окраина города. Уличные фонари, конечно же, не горят, и вы держите в руках телефон, освещая им бетонную тропинку. Стемнело, опустело, похолодало — желание оказаться в теплой уютной квартире велико как никогда. Вдруг из недр детской площадки доносится залихватский свист. «Соловей-разбойник?» — думаете вы. Но присмотримся внимательно: кто же это зовет нас сиплым голосом и неприветливо требует подойти к нему?

Гопники, гопы, гопари. Собирательно — гопота, гопьё. Мы встречались во дворах, на остановках общественного транспорта, в подземных переходах. Со временем из названия самой распространенной субкультуры это стало именем нарицательным. Выругался матом в маршрутке — гопник. Не выбросил окурок в урну — гопник. Пьешь алкоголь на улице, громко смеешься на людях — гопник. Но мало кто задумывается над тем, какова история этой культуры, какие у нее есть правила и характерные особенности. Мы решили развеять дымку неизвестности своим историческим экскурсом и рассказать все.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

История гопников начинается не с лихих 90-х, как многие думают, а с конца XIX века. В дождливом и зябком Петрограде, на Лиговском проспекте создают Государственное общество призора. Сокращенно — ГОП. В него прибывают беспризорники и попавшиеся на мелком хулиганстве и краже дети. Чуть позже, после Октябрьской революции 1917 года, Общество призора переименовали в Государственное общежитие пролетариата. Функция не изменилась, только юных нарушителей закона стало в несколько раз больше. Жители города начали звать воспитанников общежития «гопниками», а в обиходе появилось выражение: «Количество гопников измеряется в лигах». А у невоспитанных людей спрашивали: «Вы что, на Лиговке живете?»

После Великой Отечественной войны, когда гопники еще не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах окраинных районов орудовала советская шпана. Их банды делились по районам и враждовали друг с другом, постоянно устраивая массовые потасовки. Милиция не вмешивалась, потому что шпана обходилась без серьезной уголовщины и не поддерживала связей с миром криминала.

Широкую известность термин «гопник» получил в конце 1980-х, в период перестройки. Это была единственная субкультура, которая не «забивала» за собой определенные музыкальные жанры и не противопоставляла себя массам. Но культурное воздействие в итоге взяло свое — гопники начали использовать «бандитскую феню», придерживались «тюремных понятий» и чувствовали сердцем блатную воровскую романтику — грязную, но честную и пацанскую. К лихим 90-м они стали полноценной частью культуры — с шансоном, позаимствованным у сидевших, спортивной одеждой, обусловленной дешевизной и огромным количеством подделок на районных рынках, а также аутентичными правилами и привычками.

ПРАВИЛА

Гопник гопнику рознь, не все придерживались установленных канонов. Всего несколько важных пунктов отличают гопника от обычного уличного хулигана и беспредельщика:

  • Правило #1: «Противники дерутся один на один». Нападение толпой — то, на что шли в исключительных случаях.
  • Правило #2: «Не звать на помощь старших и не жаловаться им». Так как это проявление слабости и трусости, которое порицалось и наказывалось.
  • Правило #3: «У драки должна быть причина». Бить без причины — беспредел, который наказывается старшими.
  • Правило #4: «Бить можно, калечить нельзя». Дрались до первой крови и никогда не били человека, который решил разнимать дерущихся.
  • Правило #5: «Нельзя хвастаться тем, чего не делал». У человека всегда могли потребовать доказательства его геройских подвигов. В случае обмана хвастуну гарантировано всеобщее презрение.
  • Правило #6: «Не трогать влюбленных». Даже если «чужак» с другого района провожает свою девушку по чужой территории. Но стоит девушке переступить порог дома, как начинается разборка.
  • Правило #7: «Нельзя бить или оскорблять девушек». Но это правило не распространялось на девушек «легкого поведения» или тех, кто курит сигареты.
  • Правило #8: «Друзей сдавать нельзя» — никогда, ни под каким предлогом.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

  • Спортивная одежда, прическа «ёжиком», четки, кепка с козырьком или черная спортивная шапка на затылке (наиболее вероятная версия, что гопники копируют привычку дембелей, которые перед гражданкой носили фуражки подобным образом; другая легенда гласит, что во времена Киевской Руси мужчины таким образом показывали, что готовы к драке).
  • Исковерканные «тюремные понятия» — по «тюремным понятиям» нельзя называть представителем нетрадиционной сексуальной ориентации человека, который к ней не принадлежит. Более того, к гомосексуалистам нельзя притрагиваться, чтобы не «зашквариться».
  • Развязная речь, девиантное поведение, «патриотизм» — гопники принципиально предпочитают автомобили отечественного производителя.
  • Сидение на корточках — и очень важно, чтобы пятки не отрывались от земли. Так заключенные в местах лишения свободы отдыхали во время прогулок во дворе, чтобы не сидеть на холодном бетоне.

Как вести себя с гопником, который хочет спровоцировать конфликт?

Как упоминалось в статье, чтобы не сойти за «беспредельщика», нельзя драться без причины. Потому конфликт нужно создать. Дальнейшее напоминает либо нехитрую шахматную партию, либо словесную дуэль. И каждый в состоянии ее выиграть, следуя простым советам :

  1. Не подходите если вас зовут: с чего вы должны выполнять его указания?
  2. Не здоровайтесь за руку: по «тюремным понятиям» вы не должны жать руку незнакомца. А если это не правильный пацан, а петух — и вы зашкваритесь?
  3. Не оправдывайтесь: ваше «но» будет расценено как слабость.
  4. Не переживайте: слабость только провоцирует их на агрессию.

Куда пропали гопники?

Возможно, вы задавали сами себе этот вопрос. Отвечая на него, процитируем сатирический журнал для гопников и четких пацанов:

«Точно так же, как могучий тираннозавр путем эволюции превратился в голубя, гопник на наших глазах деградировал в тощего чувака с дурацкой стрижкой, который всем представляется как бренд-менеджер, а на самом деле работает в киоске «Евросеть», где сумел прикарманить достаточно денег на покупку подержанного «Ниссана Альмера», который он любит больше всего на свете».

Культура гопников появилась на фоне послевоенного детства, бедности и народного единства, когда культивировался дух братства и взаимовыручки. Своеобразный кодекс чести, стиль одежды, предпочтения в музыке и образе жизни — все это формировалось на протяжении века, трансформировалось и мутировало, пока не исчезло под современными, чаще всего политизированными, течениями. А что будет дальше — покажет время.

На сегодняшний день никого не удивляют фразы вроде: «гопники», «гопари», «гопье». Реже употребляют понятия «гоп-компании», «гопотень», «гопстер». Различные названия скрывают одну и ту же семантику. Это человек определенного социального статуса, с определенной внешностью, поведенческими и речевыми привычками.

При этом для разных граждан значение слова «гопник» будет несколько разнится в зависимости от опыта опрашиваемого. Чтобы не теряться в заблуждениях и понять существуют ли гопари на самом деле, предлагаю рассмотреть данную статью.

Когда и почему появилось гопничество?

Точная дата появления гоп-группировки незафиксированная. Однако в 1980 году встречалось явление достаточно часто. Компании представляли собой людей с отсутствием моральных качеств, агрессивно настроенных к обществу.

Что характерно, проявлялась агрессия не ко всем гражданам, а лишь тем, что социальное положение или черты были противоположными ихним.

Под эту категорию попадали предприниматели, представители так называемых «белых воротничков», высоко образованная часть населения. Другими словами, целевой аудиторией гопника являются все, кто, по его мнению, имеет более высокий статус.

В 1990 году положение несколько переменилось. Название «гопники» заменили на «гопы». Понятие характеризовало людей с устойчивой жизненной философией , основанной на неспособности положительно себя зарекомендовать. Процент жителей, подходящий под данную характеристику на 1/3 больше предыдущего.

На сегодня в России гопничеством занимается около 25% молодежи. Под «гопничеством» понимается отсутствие отдаленные целей, смысла жизни и, как следствие, нахождение себя только в кругу подобных. В 85% случае гопник не видит себя без таких же, как он. Так как его идентичность сформирована слабо, она подкрепляется внешне.

Кто становится гопником?

В 1975-1980 г. большую часть представителей субкультуры составляли лица криминального контингента, ведь к тому времени, когда осужденные покидали зону, у них был сформирован набор соответствующих стандартов поведения.

Даже находясь в атмосфере городской жизни, они продолжали делать все то же, что делали в период заключения. Чтобы избежать повторного наказания, гопники ограничивались мелкими грабежами. В страхе, что об их нарушениях доложат, гопари запугивали жителей.

По этой причине за относительно короткий срок у граждан возникла боязнь перед образом гопника.

В наши дни основную аудиторию гоп-компаний составляет молодежь возрастом от 13 до 25 лет. Причиной существования данных группировок считается негативизм, вызванный чрезмерным давлением на личность, которая еще недостаточно развита.

Классический пример, когда родители проявляют чрезмерную озабоченность моральным воспитанием подростка. Если он не может соответствовать требуемым стандартам, то начинает их отвергать. Так, появляется группа людей, которая принимает молодого человека и способна высоко оценить его личность.

В таком случае, целью создания криминального образа является не избежание наказание путем запугивания, а сам процесс, предполагающий ощущение власти над кем-либо . Здесь для гопника будет важно правильно выбрать жертву. Это скорее будет человек, достигший того положения, которого сам гопник воображаемо достичь не способен.

Зачастую гоп-молодежь со временем поглощается собственным образом и действительно попадает за решетку , однако это только повышает их уровень статуса.

Кем себя определяют гопники?

Учитывая, что окружение воспринимает статус представителей субкультуры крайне негативно , для них чрезвычайно важен высокий авторитет. Себя они воспринимают как более крутых и подчеркивают это всевозможными способами, начиная от одежды и заканчивая побоями.

Противопоставляют себя гопники так называемым «лохам». Что интересно, зачастую гопник не может дать точного определения этому понятию. По сути, «лохами» являются все, кто не есть гопником.

Зеркальная ситуация с бытовым восприятием гопников гражданами, ведь в 1990-2000 г. Гопниками считались все, чья мораль несколько отличается от распространенных взглядов. Четкого определения субкультуры не было, несмотря на это к гопью приписывалось 38% граждан.

Что ставится в ценность?

Хотя и считается, что мораль у гопников развита слабо , у них также есть множество поведенческих критериев, позволяющих определить статус. Допустим, для гопника важно чтобы жертва имела высокое положение. Это может быть высокий достаток, престижная должность, уважение в обществе – то есть все положения, которые могут спровоцировать ощущение ущербности.

Если жертвой махинаций гопника становится человек с низким, по их мнению, положением, гопарь опускается до его уровня . Поэтому большинство представителей опасаются любых видов контакта с обладателями статуса гомосексуалиста.

Го́пники (также — гопы́, гопари́, собирательно — гопота́, гопоте́нь, также самоназвание — пацаны) — жаргонное слово русского языка, уничижительное обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца ХХ века), часто малообразованной, происходящей из неблагополучных семей

Происхождение и значения слова «гопник»

Российский писатель А. А. Сидоров, пишущий под псевдонимом Фима Жиганец, анализируя происхождение слова гопник, ссылается на Владимира Даля, в словаре которого слово гоп «выражает прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить». По мнению А. А. Сидорова, словом «гопник» (или «гопстопник») обозначают уличного грабителя. То же следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, где словом «гопник» обозначен грабитель. По версии справочной службы российского «Справочно-информационного портала Грамота.ру» слово «гопник» относится к жаргонным словам русского языка и обозначает «мошенника, налётчика; погромщика, хулигана».

А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей». По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» — губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП, которое расшифровывается как «Городское Общество Призрения» (от слова призор — забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призрения занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством. Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка» (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник — «человек из социальных низов; босяк». Согласно толково-словообразовательному словарю русского языка кандидата филологических наук Т. Ф. Ефремовой, словом «гопник» обозначают «опустившегося человека, бродягу».

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте, было организовано Государственное Общество Призрения, куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное Общежитие Пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников, промышлявших в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда, затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?»

А. А. Сидоров отмечает, что в конце 1920-х годов «босяцкая братия» словом «гоп» называла ночлежки, а их обитателей — «гопниками», или «гопой». Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп — жаргонного слова нищих, впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке».

Сидоров обращает внимание на сюжет повести Л. Пантелеева и Г. Г. Белых «Республика ШКИД», в котором учительница, желая пригрозить воспитанникам, прикрикивает на них: «Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!». Рассказывая о странствиях одного из героев повести, авторы пишут: «Королёв всё лето „гопничал“, ездил по железным дорогам с солдатскими эшелонами, направлявшимися на фронт».

Анализируя происхождение слова, Сидоров также обращает внимание на распространённое и ассоциирующееся со словом «гопник» выражение гоп-компания, которое обозначает «весёлое сборище людей не слишком серьёзных и надёжных, на которых лучше не полагаться в ответственном деле».

По мнению Е. Н. Калугиной (Ставропольский государственный аграрный университет), словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека». Социолог Альбина Гарифзянова под гопниками понимает «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно нетолерантных».

Близкие по значению понятия: хулиганы, шпана, уличные пацаны, дворовые банды, люмпены.

У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав» (анг. — chav) — широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом, который обычно носит «брендовую» спортивную одежду, что также характерно для гопников.
Характеристика представителей

Как устойчивое выражение слово появилось в конце 1980-х годов по отношению к представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было не столько профессиональным промыслом, сколько, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа криминализованного сообщества, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Бессонова отмечает, что «для современного гопа, по преимуществу, важнее напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги». Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.

В социальном отношении представители субкультуры, главным образом, родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из бедных, неблагополучных семей.

Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег.

Представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированных на западную культуру «неформалов»), а также пренебрежительно относятся к т. н. лохам — всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» — негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.

Как отмечает Рамиль Ханипов (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева), «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“».

Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии: Мы считаем, что гопники — самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» — это не менее 25 процентов современной молодежи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных.

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панков, ролевиков), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения, из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.

В большинстве молодёжных субкультур характерно неприязненное отношение к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.

Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из молодежной среды, кто не увлекался никакой музыкой. Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг, группа «Бутырка»). Также многие предпочитают попсу (поп-музыку) и «пацанский» рэп.

Наверное, любой человек, живущий на постсоветском пространстве, хотя бы раз слышал слово "гопники". Субкультура появилась ещё в двадцатом веке и стала крайне распространённой после распада Советского Союза.

Чаще всего гопниками называют молодых людей, однако заметные черты данной социальной группы можно наблюдать и у более возрастных категорий. Из-за отсутствия чёткой самоидентификации и отрицания самими гопниками принадлежности к определённой субкультуре, довольно трудно назвать количество "гопов" в странах СНГ. Некоторыми российскими политиками высказывались предположения, что четверть молодёжи России - гопы.

Зарождение

Ещё в начале 20-го века появилось Субкультура тогда ещё не была чётко сформирована и применялось только в пределах Санкт-Петербурга. В 20-х годах на окраине города (который уже носил название Ленинград) был район для беспризорных детей и подростков-хулиганов. "Городское общежитие пролетариата" среди жителей города именовалось по аббревиатуре ГОП. Отсюда и пошло название, которое постепенно распространилось по всему Советскому Союзу.

Распространение

Уже в конце 80-х годов среди молодёжи крупных городов стали чётко выделяться гопники. Субкультура была наиболее распространённой среди молодёжных движений. Однако сложность детального её исследования заключается в том, что сами гопники не связывают себя с принадлежностью к определённой социальной группе. Более того, подобное обобщение вызывает у них агрессию. Появление гопов связано с крушением Советского Союза. Вместе с жестоким экономическим кризисом произошло и кардинальное изменение системы ценностей. В 90-х годах резко ухудшилась Многие люди предпочитали зарабатывать нелегальным путём. И чаще всего имели отношение к криминальному миру, живущему по так называемым зоновским понятиям.

Желание самоутвердиться вызвало у малообразованных и бедных слоёв населения стремление быть похожими на "авторитетов", именно так и появились гопники. Субкультура тут же приобрела определённые черты. Чаще всего все молодёжные движения имеют определённые внешние признаки, которые выделяют их на фоне других членов общества. Это в первую очередь стиль одежды, причёска, сленг, манеры.

Кто такие гопники: внешний вид

Гопники имеют определённый стиль одежды. Из-за массовости и отсутствия самоидентификация как члена определённой социальной группы не существует специальных магазинов или брендов для гопников (как в ситуации с панками, реперами и другими культурами). Одежда является противопоставлением опрятности и "интеллигентности" - принятых в обществе канонов одежды. Любой человек, одетый в излишне, по мнению гопников, стильную одежду вызывает у них агрессию. Сами же гопы надевают преимущественно спортивные вещи. Это штаны и олимпийка (иногда с капюшоном). В качестве обуви - кроссовки или (нередко именно под спортивный костюм). Из-за низкого материального положения они не могут себе позволить дорогостоящей одежды известных брендов. Поэтому чаще всего носят поддельные вещи таких брендов, как "Адидас", "Найк", "Рибок" и других.

Символом "чёткости" также является классическая чёрная кожаная куртка, которую носят поверх спортивного костюма. Данный стиль пришёл из криминальных кругов, с которыми себя гопы ассоциируют. гопники отрицает и презирает любые модные причёски. Поэтому в качестве стрижки выбирают себе незамысловатые причёски. Чаще всего это "бокс" или просто Девушки же, напротив, одеваются излишне контрастно и вызывающе, чтобы подчеркнуть свой гендер.

Поведение

Кто такие гопники стало известно благодаря их чертам поведения. Чаще всего они находятся на улице в пределах своего района. В крупных городах нередко происходили драки между представителями разных районов по надуманным поводам. Гопы гуляют группами из нескольких человек. Любимые места - это плохоосвещённая местность с наличием лавок или столиков. В качестве развлечения гопники употребляют алкогольные напитки и курят сигареты. Пластиковая бутылка дешевого пива, упаковка подсолнечных семечек и сигарета за ухом - неизменные атрибуты типичного гопника.

Образ жизни

Особым видом времяпрепровождения являются драки и мелкие грабежи. Гопы нападают группой на так называемых лохов (немаргиальных членов общества) с целью присвоения их имущества - мобильных телефонов, карманных денег, драгоценных украшений. Чаще всего нападения происходят не ради получения прибыли, а ради самоутверждения. Неустойчивое эмоциональное состояние в среде гопников нередко приводит к конфликтам внутри их же группы. Главное для гопов - это мнимое уважение, которое, по их суждениям, можно достичь, продемонстрировав своё физическое превосходство над другими людьми.

Образ жизни гопников нашёл своё отражение в В первую очередь - это музыка, в которой присутствует жаргон гопников. Любимые жанры - шансон, "пацанский" рэп, примитивный поп.




Top