Пьяный ельцин дирижирует оркестром. По главной улице с оркестром

Посещенные места: Соловки Хибины

Продолжительность путешествия: 11 дней

Путешествие на Кольский полуостров

В эту поездку мы собирались целый год. Ну конечно нельзя сказать что мы круглый год тем и занимались что рисовали маршрут и паковали вещи. Год назад Геныч кинул идею поехать в карелию. Глянув на карту куда мы собрались я подкинул идею съездить еще и в горный массив Хибины. И вот на протяжении 8-9 месяцев мы периодически заговаривали о поездке и меняли маршрут. Еще в начале лета нас было только двое. Изначально было решено ехать двумя машинами , Паджеро Спорт с лебедой, лифтованный и на мадах, и Паджеро Вагон в стоке на АТ-шной резине. По 3 человека в машине. Больше не комфортно , меньше - большие затраты на бенз. В июне был наконец-то взят старт по проработке маршрута и поиска оставшихся людей. Костяк поездки собрали быстро. Я, Геныч, Жук (он же Дима) и Созик (он же Вован). Остальные люди вроде тоже определились , но за 2 недели до намеченной даты отказались . Начались активные поиски 2-х людей. Обзвонив всех своих знакомых , поняли что найти 2-х человек за 2 недели до поездки нереально. Ну что ж, едем по двое в машин е . Тоже в этом есть свой плюс. Не нужны боксы на крышу.
Окончательно проработали маршрут. Киев - Кемь - Соловки - Хибины - мыс Немецкий, самая северная точка европейской части России. Начались закупки. И тут на мои уговоры плюнуть на все и ехать согласилась Даша. Отлично! Остается неделя до выезда. Звонок. Тимсон на проводе. Говорят у вас еще место есть? Ага. Тогда я с вами!. Все. Экипажи сформированы в полном составе и готовы к выезду.


День первый

Выезд наметили на 29 августа на вечер. Пока собирались, перепаковывали вещи, перекидывались боксами - наступила полночь. Выезд. На часах 00-01. На выезде из Киева забрали скучающего, в окружении «помятых» девиц легкого поведения Созика и погнали дальше. Надеемся что это не Вовчик их помял. Но руки на всякий случай протерли антибактерицидными салфетками. По окружной Броваров притопили 120 км\ч. Бортовой комп показал 18,5л расхода. Блин, нехило так. Сбросили до сотни и комп немного успокоился на 14,6. Мда… Забегая наперед скажу - обнаружил что расходомер на моей машине врет на 3 литра. Это порадовало…….

Граница. Послушали совета бывалого Тимсона, который недавно вернулся из Питера и не поехали через пункт пропуска Новая Гута, сделав крюк в 80 км прошли через Комарин. Полтора часа две таможни. Вещи никто не досматривал, так открыли багажник и посмотрели. Мы в Белоруссии! Первую заправку мы пропустили, на второй отказались брать рубли, доллары, евро, гривну. Расчитались карточкой. Больше за ночь ничего интересного не было. Гайцев нет. Дороги хорошие. Скучно… Хорошо иногда по радейкам переговаривались не давая заснуть.

Утро встретило нас солнышком и вот такими интересными «скульптурами» из собранного сена.

Стоят себе вдоль дороги и глаз радуют. Фото на память и дальше в путь. Прошли границу с Россией. Вернее просто ее проехали сфоткавшись на память.

Нет там границы. Весь первый день мы ехали. Ночью 31-го были уже возле Петрозаводска. На подъезде к Медвежьегорску силы окончательно покинули всех. Хотелось спать. Заехали на заправку и решили покемарить пару часиков. На градуснике +6. Т.к. по плану мы должны были приехать в Кемь только 31-го вечером, а мы были практически на месте, то решили заехать в Беломорск посмотреть Петроглифы.

День второй. Петроглифы.

Когда-то очень давно, примерно 5 тыс. лет назад, когда мужчина приходил уставший с охоты на оленя или рыбной ловли, пообедав супчиком с куском мяса который ему приготовила жена, уходил на отдых. Так как натура у древнего человека была художника, а бумаги тогда не было, то приходилось долбить камень. Что у кого болит, тот о том и говорит. А рисовали, тьху, выдалбливали тогда преимущественно сценки из охоты. Много людей на лыжах и пешком, которые охотятся на всякую живность. Есть сценки из домашней жизни. Жизни племени. Заказали экскурсовода. Отдали 500 рублей. Было интересно.

Ну все, экскурсия окончена поехали в Кемь. Добрались. Поселились.

Мда…. Сразу видно, место туристическое и конкуренции нет. Номер трех-местный 2550рублей сутки. 80 у.е! А в санузел страшно зайти! Парковка машины 500рубасов (16у.е.) в сутки! Я в шоке! Катер на Соловки и обратно 50 у.е. В бар даже страшно было заходить. Нафиг. Достали газовую горелку, плитку, поставили все это в ванной. Достали котелок. Вован разжег под ним огонь. Минут через 5 послышался запах дыма. Откуда? Только этого не хватало, домики деревянные, оборудованные сигнализацией дымовой. Поиски увенчались успехом. Вредитель Вован (как потом оказалось настоящий вредитель) разжег под котелком огонь и не налил в него воды. Срочно проветрили помещение. Проверять работает ли сигнализация не хотелось.
Шикарный ужин.

Спать!

День третий. Соловки.

Как же хочется спать……. Но фиг там, подъем. Катер ждать не будет. 10-00 отправление. Ровно через 2 часа причалили к пристани на Соловках. 12-00 . Отправление назад в 17-00. Мало. Как же мало времени. На будущее отметили для себя, приезжать в Кемь надо к отправлению катера, идти на нем на Соловки и там снимать жилье. Во-первых дешевле, а во-вторых что бы хоть немного посмотреть, там надо провести как минимум 2-3 дня.

Выгрузились. Защелкали затворы фотоаппаратов.

Подошли в экскурсионное бюро, наняли экскурсовода. Без него в монастыре делать нечего. Все двери закрыты, вход по карточке. Можно сделать осмотр снаружи и во внутреннем дворике и все. Экскурсия 3 часа. Интересно. Узнали и увидели много нового, хотя все это есть на просторах интернета, но увидели все это своими глазами. Впечатляет.

День четвертый и пятый. Хибины.

6-00 Подъем. Сборы. Завтрак. Выезд. По дороге в планах заскочить в Кандалакшу. Там надо встретиться с местным Лешей (Карпом), узнать у него места интересные. Заодно скупиться в местном супермаркете. Красота вдоль дорог восхищает.

Останавливаешься сходить по малому и находишь кучу грибов. Насобирали большой пакет. Вечером приготовим.
Проехали полярный круг.

Подъезжаем к Кандалакше. Связи с Лешей нет. Ну ничего, скупились, позвонили еще одному товарищу Андрею Наутилусу. Он выехал из Киева на несколько дней позже, будут на катамаранах по Белому морю ходить. Оказалось он в часе езды от нас. Пока ждали, нашли живописную полянку на берегу озера, пообедали. Как обычно после обеда нашли кучу грибов. Встретились с Андрюхой. Погнали дальше.

Апатиты. Город произвел неизгладимое впечатления. Похож на Припять. Разваленные здания, полуразрушенные строения. Это то что успели заметить вдоль дороги.

Хибины. Это ни с чем не сравнимые горы. Есть Карпаты, есть Крым, есть Кавказ, а таких гор я еще не видел. Описывать не буду, смотрите!

Дорога до базы КСС проходима абсолютно. Номера на базе есть «люкс» по 750 рублей чел и есть… скромные. В которых мы и поселились потому как люкс был занят.

Ээээ в палатке ночевать приятнее. Пришлось покурить кальян, нажарить грибов с луком, картошки, что бы хоть как-то перебить въевшийся запах пота.


Нет, ну понять конечно можно, это ночлег для туристов которые спускаются с гор несколько дней не мывшись, сушат там свои вещи. Да и цена более чем адекватна за такой ночлег 150 руб чел. Познакомились с ребятами москвичами, как оказалось они уже ходят по Хибинам неделю и через день собираются ехать на полуостров Рыбачий. Туда, куда собираемся и мы. Пригласили их на ужин.

Хорошая компания оказалась. Под украинскую водку и сало умяли вместе всю закуску. Гена, Димыч и Вован ушли париться в баню, а мы продолжили банкет. Эх, хорошая водочка «Тарас Бульба». Сшибает на ура! Некоторых пришлось в буквальном смысле уносить в палатку. А мы улеглись спать на верхних полках. Лучше бы мы ночевали в палатках. Духота жуткая. Пришедшие из бани парни подкинули еще дровишек в печь и ночь превратилась в кошмар. Утром еле встали. Погода испортилась и вместо солнышка небо закрыли тяжелые тучи из которых сыпалась какая-то мряка. Позавтракали. Пришел Михаил, вчерашний гость и «обвинил» нас что мы споили вчера его девушку Катю, ей сегодня тяжело и мы обязаны на ней жени… нет, попросил если можем отвезти ее в Кировск и оставить ее в пансионате. Хорошо, пусть остается. А мы поехали на озеро Гольцевое. Красота!!!


На озере поменяли планы и решили не оставаться на ночь на базе, а двигаться в сторону Кировска и переночевать на малом Вудьявре. Фотосессия на озере и едем на базу за вещами. Приехали, Кати нет. Значит «выздоровела» и ушла с группой. Быстро собрали вещи, упаковались и собрались выезжать. И тут приходит Катя. Оказывается она пошла с группой, но не выдержала темп и вернулась обратно. Как же тебе повезло. Иначе топать бы тебе в ночь 25 километров по ущелью и дай Бог что бы не попались на встречу никакие придурки. Забрали Катю и двинулись в сторону озера по пути заезжая куда только можно и фотографируя все подряд.

Доехав до пансионата попытались определить туда нашу попутчицу, но на «рецепшене» стояла тетка из прошлого, которая умилялась с того что отказала в поселении. Никакие доводы что девушке некуда идти, одна в чужом городе, что здесь назначена встреча с группой не помогли. И это при том что в пансионате есть места и ей надо переночевать только одну ночь. Совок. Отвезли Катю в город в гостиницу за 1800руб ночь. Круто. Тимсон отдал ей еще и свою зарядку от телефона, потому как ее телефон почти сел, а зарядное она не брала потому что это лишний вес. Пипец полный! Если уж ты не берешь зарядное так вырубай телефон и пользуйся им только в крайних случаях! Хорошо хоть деньги с собой взяла.

Все, отдыхать, на озеро! Приехали, нашли хорошее место, начали готовить пельмени купленные ребятами в магазине. Они в это время поехали искать гостиницу чтобы переночевать там. В итоге мы все-таки убедили их ночевать на озере. Здесь красивее. Ужин.


Спать.

День шестой. Мурманск, КПП в Титовке, ФСБ.

Проснувшись рано утром и позавтракав, мы двинули в сторону Мурманска к цели нашего путешествия, полуостров Рыбачий, мыс Немецкий. Крайняя северная точка европейской части России. Какие же виды открывались нам из окна машины…… Настоящая золотая осень. Это что-то невероятное!
Мончегорск.


Проехали Мурманск. На выезде из города на КП тормознули гаишники, проверка документов, расспросы куда и откуда. Сделали замечание по поводу тонировки, посоветовали не заезжать в города, потому как там могут и номера снять и штраф впаять. На этом общение с российскими гаишниками было исчерпано. Больше нас не тормозили. Может нам повезло, а может тут все поменялось, но если ты не нарушаешь правил, то тебя никто не останавливает. Мы не нарушали. Проехали еще 80км и КПП Титовка. Погранцы. Направо и налево от КПП колючка.

Пропуска?

Так нам сказали что снят пост.

Ага, было, теперь опять стоит. Пропуск!

Дык где ж его взять-то?

Обращайтесь в ФСБ Мурманска.

Все ясно. Ну все равно возвращаться, может успеем в ФСБ? Пришлось притопить немного. Успели. Из одного отдела ФСБ перенаправили в другой, там сказали, что пишите заявления, через три недели прийдете за пропусками. Спасибо. Ну что ж, одна из целей нашего путешествия не достигнута. Обидно. Но зато есть повод еще раз сюда приехать.

По пути назад Даша сообщила, что у нее есть родственники возле Мурманска, которых она никогда не видела и хотела бы хоть одним глазком взглянуть. Ну что ж делов-то на час. Пока Даша общалась с родственниками, мы изменили немного наш маршрут и решили ехать в Умбу и далее на Варзугу. Пока стояли я почистил лобовое стекло, обнаружил трещину. Пришла Даша, поехали дальше. На подъезде к Кандалакше созвонились с Карпом, договорились встретиться возле супермаркета. Встретились, познакомились так сказать воочию. Леша подсказал нам много интересных для посещения мест. Спасибо тебе Алексей. Заночевали возле Кандалакши. Крутой спуск, ужин.

Спать.

День седьмой. Умба, тоня Тетрина, Варзуга.

Сырое промозглое утро. Дождь. Холодно. Вставать не хочется. Но…. Подъем! Завтрак на скорую руку и в путь.

До Умбы каких-то 120 км. Пустяки по сравнению с общим пробегом. По дороге заехали в село Колвица посмотрели водопад.

Как потом оказалось это не тот водопад и мы до него не доехали. Погнали дальше.

Проехали Умбу. Маленький такой городок с единственной заправкой. Все дальше только горючее что остается в баках. По координатам нашли место о котором говорил Леша Карп.

тоня Тетрина. Музей под открытым небом. Музей рассказывающий о жизни поморов и лопарей. Познакомились с хозяином Александром Борисовичем. Нам он показал два жилища в которых можно было ночевать. Но посоветовал приехать к нему завтра на уху и баню. Решено. Едем на Варзугу и северную пустыню. Пока выбирались, в очередной раз поменяли планы. Решили все-таки съездить на Варзугу и вернуться ночевать к Борисовичу. Первые километров 15 трассы был асфальт, потом он закончился и пошел довольно приличный грейдер, местами можно было разогнаться больше сотни. Заехали в деревню Кашкаранцы. Посмотрели на маяк. Ветер сумашедший. Дождь. Деревня произвела удручающее впечатление. Хотя есть интересные моменты.


Следующая остановка месторождение аметистов. Выезд к берегу.

Дождь. Ветер. Естественно даже не пытались ничего найти.

Конечная остановка пустыня на берегу реки Варзуга.

Порезвившись в песках повернули обратно.


100 км грейдера и мы опять у Борисовича. Поселились. Сварили ужин. Познакомились с парой из Мончегорска. В разговоре Даша упомянула что мечтала увидеть северное сияние. Тю, так вот же оно!


И ребята показали на свечение в небе. Мечта сбылась! Слезы радости мешали говорить. Наконец-то все успокоились, выпили по рюмке чая и пошли спать.

День восьмой. Отдых у Борисовича.

Утро. Наконец-то мы отоспались! Проснулись часов в 9. Море успокоилось, из-за туч проглядывало солнце. Ляпота….. Ночевали в одном из домиков-музеев. На стенах шкуры, рога, возле входа столик, под стеклом лежат минералы. Музей! Но все можно потрогать руками. Посмотреть, повертеть. Прекрасное место! Очень рекомендую к посещению. Рассказывать не буду смотрите фото.



Потом была баня, которую вредитель Вова чуть не спалил. Ну говорил же тебе Борисович, нельзя топить баню когда там уже люди парятся, так нет растопил. Причем со словами, тю епт, так там же дров нет, все сгорело! Накидал по самое нихочу. Мультик про Вовку в Тридесятом Королевстве смотрели? Как он печку топил видели? Так это про нашего Вовку. Точно так же запихнул в печку дрова, аж из дверцы торчали и поджег. А там баня устроена не как у всех, а камни лежат прямо в топке и сначала открывается заслонка, накаляются камни, дрова выгорают, закрывается заслонка, открываются камни и можно их поливать водой. И если разжечь опять огонь, то весь дым пойдет внутрь парилки. Пришлось выбрасывать все дрова и проветривать помещение.

Димон с Генычем в это время ловили рыбу в море с лодки. Борисович в это время берал по берегу и все причитал, мол горе рыбаки, увидели лодку схватили снасти и помчались на ловлю. Наживку забыли, черпак, вычерпывать воду забыли. Вот увидишь, говорит, сейчас приплывут и скажут фиговое место, рыбы нет. Но не такие у нас рыбаки! Рыбу голыми руками в море поймают! Часа полтора и привезли штук 5 трески, которую выпотрошили и пожарили.

Вообщем если будете в этих краях, очень рекомендую посетить тоня Тетрина и пообщаться с его хозяином Александром Борисовичем. Для желающих дам координаты градусы минуты секунды 66 33 28,86N 34 39 04.34 E это по озику.

Эх… Близится к завершению наш отдых. Тут наши пути со вторым экипажем расходятся. Еще в Киеве мы предусматривали такой вариант. Ребята остались у Борисовича ловить рыбу, а мы часов в 11 вечера двинули в сторону Петрозаводска.

День девятый. Петрозаводск. Онежское озеро

Всю ночь мы опять сменяя с Тимсоном друг друга ехали в Петрозаводск. Утром прибыли на место. Захотели смотаться в Кижи посмотреть на всемирно-известный архитектурный ансамбль Кижского погоста. Примчались на пристань. Мда…… На то он и всемирно-известный. Да еще и в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цена на катер 2500рублей! И это еще без входных билетов в разные музеи! Нехило так. Кроме того катер ушел 15 минут назад, а следующий будет только завтра. Отказать! Пришлось затариться сувенирами. Кстати сувениры из карельской березы я вам скажу оооочень недешевы. Неужели такое ценное дерево? Но красивое зараза! А мы его в хибинах выловили из озера (уже мертвое дерево) и сожгли на костре. Знал бы домой забрал. Решили искать место на Онежском озере. Закупились в супермаркете и поехали. Отъехали от Петрозаводска километров 40, но так и не обнаружили нормальных съездов к озеру. Пока нам не попался местный мужичек, который подсказал где свернуть. Спасибо тебе огромное. Приехали. Шикарное место. Все оборудовано, есть и столы и каркас для навеса, которым мы и воспользовались. Чисто, как будто тут и не отдыхают вовсе. Решили что сегодня и завтра проведем здесь.




Насобирали грибов «не отходя от кассы». Обнаружили что масло подсолнечное оставили у ребят причем 2 бутылки. Ну ничего, пожарили на сале. Мда… ну есть короче можно. Никогда не жарьте грибы на сале. Разложили палатку, поужинали и легли спать.

День десятый. Ладога.

Проснувшись утром, поняли, что уже не можем сидеть на одном месте. Решили двигаться дальше и заехать на Ладожское озеро. Насобирали опять грибов, решили сварить супчик. Сказано - сделано. Пока варили суп, подошли местные грибники, увидели киевские номера. Расспросы, расспросы. И тут вдруг выясняется, что у одной из женщин дочь живет в Киеве. Попросила передать гостинцев дочери. Да конечно, какие проблемы. Вот так вот, в глуши, за 2000 километров от дома, найти людей которые передадут в Киев передачу.

Вообщем пообедали и выехали в сторону Ладоги. По навигатору присмотрели место где свернуть на озеро. Ужасная грунтовка. Ехали не более 20 км\ч. И это в каких-то 140 км от Питера. На севере в самой глуши мы не встречали таких дорог. Но это было только начало. Смеркалось. На место, в село Воронов приехали на закате. Быстро нашли место ночевки, на берегу Ладожского озера. Закат прекрасен! На этом наши хорошие впечатления закончились. Мусор! Больше всего поразило обилие мусора. Такое впечатление что попали на свалку. Кое-как нашли более-менее чистую поляну. Пока мы с Тимсоном занимались лагерем, Даша вооружившись мусорным пакетом убирала поляну. Ну не привыкли мы к такой грязи. Тем более что в 50-ти метрах от нас стояли мусорные баки. Убрав поляну и приготовив королевский ужин состоявший из тушенки разбавленной лапшей, мы улеглись спать. Палатку не ставили. Спали в машине. Да, хочу заметить, что мы за все время отдыха ночевали в палатке всего два раза. Я оборудовал свою машину великолепным спальником, разложив который там легко помещалось три человека во весь рост.

День одиннадцатый. Дорога назад.

Утром я проснулся раньше всех. Выспался. Пошел побродить. Мда… опять мусор. Никуда он не исчез. Поразило даже не обилие мусора, а то что на выезде стояли шесть! пустых мусорных баков, а рядом метрах в 30-ти выкопана свежая яма, в которую сброшен мусор. Я такого еще не видел. Что бы рыть яму когда стоят баки. Можно предположить, что баки поставили недавно, но нет хорошо видно, что баки стоят тут давно. Люди, не будьте свиньями! Прочь от сюда! Разбудил Дашу и Тимсона, разогрели завтрак и отправились домой. Отъехав от места ночевки километров пять, Даша попросила остановить авто. На обочине лежал снег! Везде в лесу лежал снег толщиной сантиметра три. Вот это да! Ладно, надо ехать. Проехали Питер, Россию, Белоруссию. Обратно проходили границу в Новой Гуте. Тридцать минут и обе границы пройдены. А на встречу стояло около пятидесяти машин. И это в два часа ночи. Как хорошо что в Россию мы ехали через Комарин. А то прокуковали бы на границе часов пять как минимум.

Все. Украина. На градуснике +1. Иней на деревьях. Красота.

Вот и закончилась наша поездка. Мы в восторге. По ночам снится кольский. Ждет, когда мы вернемся. И мы еще вернемся туда. Север притягивает магнитом.

Если вы заблудились ночью в лесу – посмотрите на
Полярную звезду. Она куда меньше ваших проблем.
©интернет

Пролог, или как мы под Вязьму не поехали

Взяли и не поехали… Хотя на самом деле мы ничего не брали, да и поехать туда хотелось очень. Как показывает практика – никогда, то есть от слова совсем, не надо посещать сервис перед поездкой с просьбой «провести диагностику, а то мне ехать далеко». И уж тем более не стОит подробно спрашивать о результатах этой самой диагностики. Выброшенные нервы и ничего более.
Практике я, естественно, не внял. Сервис мне пересказал «Войну и мир» в части войны Толстого и немного Достоевского. Если точнее – «Идиота». Тормоза, амортизаторы, рулевые тяги – до того дня я не знал, что великие русские классики писали про такую фигню. Видимо, в сервисе есть своя библиотека с изданиями из параллельного мира.
В самом конце августа, когда детальки уже почти приехали, внезапно наступил канун первого сентября. Вместе с ним Ведьме-Младшей канунил первый учебный день, мне – командировка в Питер, после которой всему экипажу и машинке светила… Нет, не Полярная звезда, а Северный Полярный круг, другими словами – отпуск на Кольском полуострове.
На экстренном совещании экипажа (стенограмма утеряна) было принято важное решение поэкономить машину перед отпуском, и пропустить Вязьму. Второе важное решение – купить вкусностей Ведьме-Младшей – я не буду здесь публиковать, ибо к делу оно имеет весьма и весьма косвенное отношение.
Через несколько попыток забрать детали перед выездом в Питер (и починить машину там) наступила дата выезда. Детали так и не наступили, поэтому вместо них на машине в районе заднего бампера появилось желтое ведерко. На этом подготовка была признана законченной.

Часть 1, командировочная

Если долго-долго-долго
Долго-долго собираться
То забыть надеть ботинки
Шансы очень велики ©

Перед выездом мы запаслись всем необходимым в дороге – креслами, столиком, газовой плиткой и парой канистр с бензином. Изначально я предполагал, что пара канистр – это на несколько раз прогреть машину. Теперь я точно знаю, что это так. А еще они красиво смотрятся на крыше
Работа предоставила мне уникальную возможность проверить расход бензина по дороге в Питер. Цифры довольно сильно порадовали – 16.5 литров при крейсерской 93-95 км/ч (по GPS). Таким образом, на полном (с горкой) баке (~100л) можно доехать до Питера всего с одной дозаправкой. Характерная особенность заправки заключается в том, что долив крайних 20 литров занимает довольно продолжительное время – дополнительный (штатный) топливный резерва.. резервуар устроен в этом плане довольно странно.
Вдоволь поработав в Питере…

… Я собрался ехать в сторону Петрозаводска, где на воскресенье, 7 сентября, была назначена встреча с экипажем. Но перед этим нужно было восстановить благополучно забытую дома газовую плитку. Для этих целей был выбран торговый комплекс MEGA на КАД. После этих целей была выбрана промежуточная стоянка у коллеги на даче, дабы с утра по городу не толкаться. В традиционном месте (OBI) плиток не оказалось, в магазине «Экспедиция» для экспедиции, кажется, можно купить только фляжку, граммофон и настенные часы. Кукушку к часам предлагается поймать в лесу и установить самостоятельно. «Спортмастер» тоже не порадовал. Через некоторое время замешательство и любопытство завели меня в «Ашан», где этих плиток было количество несметное. И баллонов тоже, за что им отдельное спасибо. Купив, как мне казалось, годовой запас газа (аж 12 баллонов), после ночевки на даче у коллеги я отправился навстречу неизвестности и на встречу с экипажем…

Часть вторая, накольская

Наколи мне, кольщик © М. Круг

Встреча в Петрозаводске состоялась в центральной части города. Перед этим было ~500 километров идеально ровной дороги (местами с ремонтами и реверсивным движением), завтрак в одноименном населенном пункте Паша, туман до полудня и пост ДПС на въезде в Карелию. Добрый дядя в погонах вежливо поинтересовался, как именно мы используем штурманский столик – не для пулемета ли? Ничтоже сумняшеся (не знаю как это, но мне это удалось) я ответил, что в салоне пулемет – громко, а на крышу нельзя, поэтому я вооружен только системой навигации. На этом мы и расстались, довольные друг другом.

Гостиница в этом славном городе называется «Гнездо».

И мы сманились. Как выяснилось, озеро там действительно есть…

Часть третья, за полярным кругом

Увезу тебя я в тундру © песня

Позавтракав ощутимо более континентально, мы немного задумались и решили, что просто так из гостиницы не уедем. Договорившись с персоналом, что мы выпишемся не в 12, а попозже, мы отправились по магазинам, оставив отступающую вирусную инфекцию и её носителя в номере смотреть на телевизор. В результате мы обзавелись новыми джинсами, термобельем и классным чайником в оранжевом чехле.
На выезде из Кандалакши мы чуть не проскочили газораспределительную станцию. Довольно потрепанная вывеска была, а цепи на въезде не было, видимо, это нас и смутило. Несмотря на странный внешний вид, компрессор выглядел на удивление ухоженным, и газ там почему-то был. Вдоволь заправившись, мы поехали на смотровую площадку и далее, в сторону Умбы.

По дороге в Умбу -

Часть четвертая, камешки и песочек

Сидит девочка в песочнице… © анекдот

Три дня и три ночи стоял наш лагерь… Ведьма-Младшая благополучно поборола недуг, и утром первого дня на Терском берегу мы втроем отправились гулять по отливу в поисках камешков. Утром второго дня мы отправились гулять по отливу в поисках камешков. Утром третьего дня мы взяли найденные камушки, выбрали те, которые в Москву не повезем, и поехали вместе с ними в сторону пустыни. Но перед этим произошла довольно неожиданная встреча…
Людей там действительно не ожидаешь встретить. В какой-то момент создается ощущение, что отсутствие контактов с внешним миром – это нормально, и появление других людей производит какое-то странное впечатление. Особенно, если эти люди перемещаются на подготовленном УАЗе с Краснодарскими номерами. Как бы там ни было, описанный УАЗ материализовался в середине второго дня. На задней двери традиционно была наклейка про Полную Чухлому, а экипаж состоял из семейной (кажется) пары. Мы рассказали этим людям, куда тут можно съездить, и они немедленно туда направились.
Часов через пять-шесть мы снова встретились, примерно на том же самом месте. Ребята рассказали, что уже объехали все рекомендованные достопримечательности, и спросили, где тут можно встать лагерем. Мы предложили соседнюю с нашим лагерем площадку (метров сто от нас), но эти люди вознамерились отъехать подальше. Вознамерились, но не отъехали – аккурат напротив посоветованного места УАЗ заглох. За одну неспешную сигарету пилот поменял бегунок трамблера, и машина ожила. Но дальше они в тот день не поехали
Дядя в магазине не обманул – самый тру-джиперский заезд в пустыню реально происходит по полосе отлива. Мы попробовали её как-то объехать, но уперлись в заболоченную местность (её мы проехали) и в ручей. При виде ручья мы ощутили острую мостовую недостаточность. Лебедка-то у нас есть, но вот цеплять её там особо не за что. Деревья на берегу встречаются, но зацепить лебедку за елку или березу – задача нетривиальная. Дело в том, что… Хотя, лучше, смотрите сами – на верхнем фото машина в прибрежной березовой роще. Ну и еще немного прибрежной растительности, для понимания

Брусника (Рост Годзиллы порядка 6 см)

А вдалеке – нормальный лес

А тут можно позвонить

Поэтому мы аккуратно развернулись, и поехали кататься по отливу.

Выбравшись с песка на песок, мы довольно нервно перекурили (стрёмное все-таки дело, ехать там, где через несколько часов будет много соленой воды), и отправились в сторону села Кузомень.

Потому что все дороги в пустыне так или иначе идут через него. В самом селе мы останавливаться не стали, а устроили небольшой привал на границе пустыни. Такой большой песочницы я еще не встречал. Вдоволь наколбасившись, попив кофе и оставив ненужные камушки, мы отправились дальше.

Вернувшись в лагерь, мы с зарождающейся ностальгией посмотрели на окрестности, и пошли отдыхать – назавтра нас ждала Карелия.

Часть пятая, все еще заполярная

Для того дорога и дана © Ю. Визбор

На лагерь наступило утро. Для полноты ощущений оно притащило с собой необходимость собираться, паковаться, и ехать. По прямой от Терского берега до Красной губы – километров, пожалуй, пятьдесят. Но по прямой – это морем, а мы так пока не умеем. В объезд моря, по ощущениям, получается раз в пять длиннее.
Собрав лагерь, мы поехали… Правильно, ну не по прямой же? Сначала мы собрали мусор, оставленный, судя по всему, уродами рыбаками в естественном укрытии от ветра – еловых зарослях. После этого наше любопытство очередной раз победило здравый смысл, и мы поехали берегом в сторону часовни и дальше, в населенный пункт с умилительным названием Кашкаранцы. К тому же, «девятка» с подозрительными типами наверняка успела сменить дислокацию.

Часовня оказалась реальной часовней, со всеми атрибутами. По легенде, поставили её по просьбе усопшего преподобного Безымянного инока Терского. [ссылка ]. Внутри – чисто, местами даже уютно. Там же написано про родник, который пробился неподалеку от часовни, но его мы не нашли. Через некоторое время мы добрались до Кашкаранцев. Там оказался маяк, метеостанция, и ветер. Ветра там особенно много – бОльшая часть поселка расположена на мысе. Как они там живут зимой – загадка.

Кашкаранцы:

Через некоторое время мы выбрались на асфальт, накачали колеса обратно до 2,2 атм, и поехали в сторону Умбы. Там нас совершенно не ждали, и это было нам на руку. В этой самой руке у нас был маленький сувенир для хозяина магазина «Аметистовый берег» – рисунчатый флюорит. Сюрприз удался чуть более, чем полностью. Хозяина магазина мы отловили на крыльце, в знаменитой позе индийских йогов «мужик с ведрами». Поблагодарив за рассказ о хитростях выезда (въезда?) в пустыню, мы вручили ему «сувенир» и уже начали разворачиваться, чтобы ехать дальше, однако не тут-то было… На финальной стадии разворота дядя ненавязчиво постучал в окошко и предложил повесить на бампер «ведерко посолиднее». По дороге мы остановились в Кандалакше – купить сковородку и картошку. Сковородку для грибов, а картошку для попробовать сварить в морской воде. Заодно и пообедали.

Кусочек трассы “Кола”

А брусника здесь уже настоящая

И тут есть отлив, но в него лучше не заезжать

Эта “дорога” полностью закрывается приливом

Часть шестая, дорогой длинною да ночкой лунною

Мы в город изумрудный идем дорогой трудной
Идем дорогой трудной, дорогой непрямой
©из мультфильма «Волшебник изумрудного города»

В этот раз уезжать не хотелось еще сильнее. Потому что отъезд символизировал начало дороги домой. Но вариантов особо не было – приближался конец отпуска, а с ним еще одна моя командировка, на этот раз – самолетом. Заехав попрощаться в поселок Хетоламбина, мы направились в сторону любого магазина в Чупе, чтобы запастись напитками местного производства. После этого ехать «просто до Питера» нам показалось скучным и неправильным, и мы направились в объезд, то есть по северному берегу Ладоги и дальше через Приозерск. Дополнительными мотиваторами выступали город Питкяранта, и бывший мраморный карьер, а ныне национальный парк Рускеала. Но сначала мы благоразумно решили проехать ~650км до Петрозаводска, заправиться и переночевать в гостинице. Решение оказалось очень правильным – километров через 200 после выхода на трассу у нас закончился СУГ (были бы мы поближе к Москве – я бы написал «закончился пропан»).

Тогда мы еще не знали… И вы пока не узнаете.
В Питкяранте мы не нашли того, что искали, и отправились дальше, в сторону Рускеалы и Большого Мраморного Карьера. Да, я не ошибся, его весь надо писать с заглавных букв, потому что он на самом деле Большой и довольно Мраморный.

Вдоволь по нему побродив и спустив Ведьму-Младшую с обрыва…

Одни из самых копытных в зоопарке животных

Вечерело. Номер в гостинице Питера уже был заказан, и мы начали поторапливаться в соответствующую сторону. В какой-то момент по СМС от операторов сотовой связи стало понятно, что заднее сиденье успело побывать в Финляндии. Телефоны на передних сиденьях туда почему-то не попали… Дорога снова начала напоминать серпантин, и мы устремились в сторону Приозерска… В первый раз асфальт украли примерно в районе Лахденпохьи. Украли его с размахом – километров двадцать. Вместо него оставили грейдер. Ну то есть как оставили… Голосованием экипажа по 5-ти балльной шкале грейдер был единогласно оценен на -2. В какой-то момент мы оказались за автобусом, который по местным меркам неистово валил – он держал порядка 15 км/ч, иногда доходя до 20. За ним мы и поехали, подумав, что раз он так неистово гонит, то знает фарватер. И не обманулись. Через некоторое время автобус, а потом и мы, догнали спортивное купе Mercedes. Видимо, он тоже решил, что классному серпантину нельзя простаивать, и поехал по нему получать удовольствие. Водителя было по-человечески очень жалко – у него больше 5 км/ч ехать получалось не особо. Когда его обогнал автобус, он еще держался. Потом его обогнали мы. Он не выдержал и попробовал побороться с нами за второе место (первое было безоговорочно отдано автобусу). Но тут же сдался, как только понял, что для борьбы надо разгоняться. Видимо, подвеска и колеса все-таки дороже понтов. Справедливости ради надо отметить, что обогнал он нас минут через 30 после того, как стабильно начался асфальт. Стабильно – это второй раз, так как после первого начала асфальта довольно быстро наступила вторая часть грейдера, еще километров на пять-семь-десять… Мы к тому моменту уже никуда не торопились, и просто наслаждались пыльными пейзажами трассы (а это таки трасса) и окрестностей.

И все равно красиво…

В Приозерске мы остановились перекусить (кажется, адрес – Ленинградское шоссе, 35). Кафе называлось как-то нейтрально, вроде «у Петровича» или «у Васильича», зато внутри… Представьте себе трапезную какого-нибудь шаха или султана средней руки – настоящая восточная роскошь, но без кичливости и пошлости. Музыкальное сопровождение тоже в национальном стиле, но не вызывающе-национальное, а какое-то… Я не могу назвать попсу на любом языке изысканной музыкой, но в этом случае данный эпитет подходит лучше всего. Кухня так же оказалась на высоте.
Через какое-то время мы продолжили путь. А еще через какое-то время нас остановил сотрудник ГИБДД. Первыми его словами было «извините, у меня к вам претензий нет, но у нас с дачи украли генератор, это наверняка не вы, но если можно, то давайте посмотрим». После столь внезапного обращения отказать ему было совершенно невозможно. Мы с ним дошли до багажника, убедились, что если бы там и был генератор, то видно бы его не было, потому что палатка, спальники, еда и прочее, и он попросил меня сходить через дорогу записаться, что нас проверили. И я пошел… В машине сидела сотрудница полиции, которая записывала проверенных в какой-то журнал. После стандартных «фамилия / модель машины / номер» последовал вопрос «зачем вы, откуда и куда». Я честно рассказал, что «туристы, в Питер, из Варзуги», понадеявшись упоминанием этого населенного пункта отбить тягу к дальнейшим расспросам. Хренушки… Ответом мне был удивленный взгляд и комментарий «Варзуга? Это ж далеко!». Выяснилось, что у этой сотрудницы в Варзуге знакомые вертолетчики. Еще через некоторое время нас дописали, и мы двинулись дальше, очередной раз удивляясь круглости мира.
Гостиница в Питере называется «Адмиралтейская», и находится возле одноименной верфи. Номер эконом-класса, да еще и при заказе через интернет, стОит вполне вменяемых денег. Парковка на территории только немного маловата, но рядом есть целая длинная пустая улица. Чем мы и воспользовались.

Часть седьмая, культурная столица

Балагое – это место, где бордюр окончательно переходит в поребрик
© народная мудрость

Культурная столица поражала своей многолюдностью, разнообразностью и культурой. Здесь было непривычно ярко, непривычно шумно и вообще как-то после Кольского стремно.
Оставив машину где-то, где удалось, мы отправились на метро к истоку Невского проспекта, дабы показать город Ведьме-младшей то, что называется «лицом».
Стремительная прогулка по самому знаменитому проспекту Ленинграда принесла нам еще немного сувениров, сотню-другую фотографий и массированную атаку нытьем от Ведьмы-Младшей. Стоически пережив все это, мы мельком глянули на Дворцовую площадь, пересекли Неву по мосту, утоптали Заячий остров (кстати, там теперь есть как минимум 1 заяц) и усталые, но довольные (во взрослой части экипажа) отправились обнаруживать машинку и обед. Отдельно стоит заметить, что, после северных путешествий, в Питере было просто-таки чрезвычайно жарко (аж целых ок. 12-ти градусов). Обед нашелся в японском кафе, откуда мы неспешно двинулись в сторону коллеги Хомякадзе, чтобы что-то у него забрать. По дороге планировалось пополнить образование Ведьмы-Младшей крайней в списке достопримечательностью – Крейсер Аврора.
Немного поискав искомое, мы растерялись, включили радио и обнаружили, что как раз именно в этот день Крейсер Аврору крали. Больше ничто нас в Питере не держало…

Представитель кампании Хомякадзе по Северо-западному региону грамотно обладает дачей непосредственно в приделах КАД. На даче обнаружились, помимо хозяина, представитель компании-партнера, вкусные шашлыки, вкусное пиво, замурчательная кошка, ремонт и сорящая яблоками яблоня. В этой теплой дружеской обстановке мы и провели оставшиеся часы до отъезда в Москву. Про в Москву писать не хочется совсем. После Карелии и Кольского полуострова дорога Питер-Москва выглядит мрачно и не интересно. Поэтому скажем коротко: до Москвы мы доехали. Без особых приключений и с постоянным жутким желанием вернуться туда, где нам было так хорошо предыдущие 2 недели.

А закончим мы, как и полагается, рисунком котика, точнее, кошки, которая с дачи в пределах КАД

,

Вы можете следить за ответами к этой записи через .
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Кольские дороги

Не хочется отнимать ваше время рассказом о подготовке, сборе информации о местах маршрута и т.д. На самом деле никакого сбора не было. Ожидалась погода, без дождя, хотя бы пару дней. Еще некоторое время было уделено машине, но без фанатизма, так по мелочам, просто, чтобы была запаска, и ничего не оторвалось по дороге. Даже защита картера не ставилась. Начался маршрут, как обычно, из Санкт-Петербурга. Заехал в Сортавала. Забрал друга и его сына, необходимые вещи и в путь. Первая остановка была в Петрозаводске. По идее мы должны были забрать еще пару человек, но обстоятельства сложились так, что в поход мы отправились втроем. Первоначальный маршрут лежал в Тереберку на Ледовитом, а на обратном пути Хибины, но после того, как нам поведали про п-ов Рыбачий, было решено заехать и туда.

Из Петрозаводска в Мончегорск


Петрозаводская набережная


Мончегорский пейзажи

Где-то в районе 10 утра мы стартанули из Петрозаводска в сторону Мурманска, никуда особо не спеша и стараясь не нарушать различные правила. Доехав до района Гирваса, заехали на заправку. Там есть шиномонтаж и мы решили отбалансировать колеса. Проехали мимо Медгору, Сегежу, Кемь. Для первой остановки выбрали Мончегорск. Нашли пару гостиниц. Выбрали поскромнее, и решили «подзаправиться» в магазине. Были очень удивлены, что «горящее» продается до девяти. Прямо в магазине мы узнали, где можно закупить «все остальное». Утром, отдохнувшие, мы решили осмотреть город и местные достопримечательности. Город новейшей истории, поэтому чего-то особенного или старинного здесь нет, самое старое в Кольских городах – природа, на которую можно любоваться вечно. Правда местные города добавляют красотам природы колорит урбании в виде дымящих труб, но в некоторых случаях это даже красиво и символично.

Мончегорск - Мурманск - Рыбачий


Мончегорск

Далее, совсем скоро, на горизонте, появился Мурманск. На этом этапе пути Мурманск был только подготовительной базой, поэтому загрузившись провиантом, проверив оборудование, телефоны и т.д., мы двинули в сторону Норвегии.

Хотелось бы пару хороших слов сказать о дороге, никаких нареканий. От Сортавала и до съезда на п-ов Рыбачий дорога отличная. Единственное место, где местами нет асфальта (2015), - район Кеми, но там всегда некие «аномалии». Думаю, скоро доделают. Хорошие дороги даже в городах.

Теперь, мы добрались до места, где хорошая дорога заканчивается. Отворотка сразу за предварительным пограничным постом. Минут 15-20 было ощущение, что повернули не туда, но сомнения мгновенно улетучились, когда навстречу пошли «вездеходы» с приветственно поднятой шоферской рукой за «лобовухой». Проезжая вдоль реки Титовка, дорога периодически «зазывала вильнуть» к реке или к очередной стоянке. На очередной стоянке люди в большом количестве праздновали приезд на эти земли и приветствовали новеньких, т.е. нас. Стало понятно, что это совершенно другой мир, свободный, без ограничений и гаишников, но полный улыбающихся людей, готовых в любой момент прийти тебе на помощь. Приятно, черт побери.


Авто-пейзажи

Погода быстро испортилась, и густой туман окутал перевал. Коньяк быстро развеял грусть-тоску и мы поехали дальше. Наш путь лежал на Вайда-Губу. В принципе можно и не забираться так далеко, красивых мест полно, но нас понесло. Туман не давал возможности увидеть всех красот и пейзажей, дорога немного утомительна, дождь и сумерки сделали свое дело. Я просто задолбался ехать. Прибыв в район Вайда-Губа и уткнувшись в погранчасть, мы посчитали, что на сегодня хватит. Проблема в том, что ставить палатку в лужи не было никакого желания, поэтому было принято решение забраться в бывший гараж, бывшей погранчасти, недалеко от действующей, поставить палатку под крышей, ужасной, но крышей.


Попа мира

Спокойно развели костер, растянули «подложку», поставили палатку, поужинали и отрубились. Утром, проснувшись, я осознал, что машина стоит на куче железа, гвоздей, битого стекла, торчащей арматуры и колеса целы. Это уже радовало, но туман никуда не делся, и видимость не превышала 150 метров. Плотненько позавтракав, было принято решение неспешно выдвигаться в обратный путь. Вчера, уже ночью, при подъезде к точке привала мы проехали по пляжу, вот туда мы и решили поехать, ждать у моря погоду и надеяться, что там мы и познакомимся с Ледовитым океаном. Как я уже позже понял, что мы до самого севера не доехали буквально чуть-чуть. В следующий раз обязательно доедем.


Вдоль Ледовитого

Итак, мы отправились в обратный путь. До пляжа ехать оказалось совсем не долго, туман начал потихоньку рассеиваться и нашему взору открылись суровые виды. Мне это напомнило Норвегию в горах, правда вид океана придает еще большей «мощности» пейзажу. Неподготовленному человеку такие красоты могут сильно попортить психику. Я не раз видел «больных севером», для этого мне достаточно посмотреться в зеркало.


С видом на Ледовитый океан

Соорудив «плацдарм», мы отправились на изучение местности, благо ветерок разогнал тучки и туман, все более раскрывая ландшафт. Уже видно острова, мыс п-ова Средний, а за ним Норвегия. Мощь и масштаб изображения, которое открывается взору поистине впечатляющее. Вот плывут какие-то огромные плавники, толи косатки, толи еще кто. Постоянно носятся пограничные катера, какие-то яхты буржуинов. То есть, «движуха» есть и на воде. На суше можно за весь день не увидеть ни одной машины, приезжие стараются перемещаться по полуострову группами. Я был свидетелем автоколонны из 32 машин. Это не по мне, я специально уезжаю в такие края, чтобы никого не видеть, а тут минигород на колесах. Каждому свое. И это правильно. Хотя, с другой стороны, такими толпами выезжать значительно веселей и если эти люди проверенны и уравновешены, то и безопасней. Глупость наверное сказал.


Северное солнце

Ладно, не будем ударяться в философские беседы, а лучше попробуем разобраться, что же так манит людей в эти края? Может в нас говорят гены, гены предков, которые осознавали отступление Ледника, возрождение жизни, полное очищение, чувствовали край реального холода и теплоты жизни. Неужели человеку нравиться жить на краю? Похоже на то, в этом и есть «прелесть жизни». Мы не будем поддаваться прелести, а ПОСМОТРИМ, именно посмотрим. То, что я увидел здесь, «цивилизованным гламурианинам» не понять. Кофе с круассанами здесь не подают. А для некоторых это чуть не смысл жизни, нет, конечно, не жизни, но «правильного» утра.

Машина, друзья, дороги, где не терпят понтов, братство, взаимовыручка, первозданная красота природы севера, героическая история, вот, что такое полуострова Средний и Рыбачий. Да, и еще, редко встретишь настолько точные названия, полуостров Средний таким и является, а у Рыбачьего невероятная рыбалка.


Дыхание Севера

Налюбоваться местными красотами не возможно, осознавая данный факт, пришлось «сниматься с якоря» и отправляться в обратный путь, пока в сторону Мурманска. Возвращались, останавливаясь через каждые пять минут и запечатлевали невероятности местной природы. В отсутствие тумана, мороси и темноты, обратный путь был поистине первым посещением здешних красот. Великолепно, замечательно, прекрасно, здорово, все эти эпитеты только малая толика тех впечатлений, которые охватили наши души, сердца.

Мурманск

Выезжали с Рыбачьего практически целый день, наверное, нужно было остаться там на ночь в палатке, но я уже «уперся» в руль и решил доехать до Мурманска. Дорога по асфальту показалась утомительней, чем до этого мы ехали по ухабам полуостровов. В Мурманск мы приехали в районе полночи. Не сразу нашли ночлег, но нашли, расположились. Я настолько устал, что еда не вызывала ничего, кроме отвращения, поэтому через силу укусив сосиску и умывшись, отправился спать. Выспавшись, мы отправились изучать город, вернее решили посмотреть на знаменитый и первый атомный ледокол «Ленин», затем посмотреть одну из церквей, коих не так и много а этих краях.


Атомный ледокол Ленин

Что можно сказать про «Ленина»? Вечно жив, однозначно. Намытый, почищенный, ухоженный, короче, – хоть прямо сейчас в путь. Господи, как я завидую тем людям, которые ходили на этой посудине. Вот уж действительно приключения. Героические походы. И, если кому-то кажется, что это запросто, пускай, хотя бы ГТО сдадут.

Посетив один из самых исторически важных кораблей мира, я направил всех «в русло» поиска религиозных памятников архитектуры, далеко не все меня поддержали, но мне, как фотографу, хоть «костьми ляг», но запечатлей узнаваемые достопримечательности места, где побывал. К слову сказать, когда мы нашли церковь, она оказалась не только подворьем, но и деревянным, а мой друг, Алексей, специализируется на древесине, поэтому меня еще и поблагодарили, что я настоял на поисках. Немного сумбурно объяснил, но такой сумбурной и вся поездка была.

Между горами и озером. Ловозеро - Кировск, вдоль Умбозера


Пейзажи Ловозерья


Село Ловозеро

Закончив с Мурманском, мы отправились в сторону Ловозера. Благо ехать не очень далеко. С этого момента «рулил» процессом напарник. Правда за реальным рулем оставался я. Ему очень хотелось посетить центр саамской культуры, куда мы благополучно не попали. Здесь бы мне задуматься, но я окончательно расслабленный солнышком и прекрасной погодой и дорогой, напрочь потерял «нюх». Алексей, когда-то бывавший в этих краях, «заманил» меня рассказами о совершенно невероятном каньоне или горном провале. Я уже даже не помню чего именно, «конечно поехали», - сказал я. И мы поехали, от Ревды, вдоль Умбозера, и Ловозерскими сопками-горами. Сначала мы ехали по дороге. Которая постепенно превратилась в лесную дорогу со множеством препятствий. И когда мы окончательно решили развернуться, а до места отворотки нам, якобы, оставалось 4 километра, мы решили выехать на бывшую железную дорогу, с которой сняли шпалы, и иногда появлялась возможность ехать километров 10 в час. Доехав до «точки», где должна была быть дорога и не обнаружив ее, мы принимаем роковое решение ехать дальше. И так потянулись километр за километром, периодически мы съезжали с бывшей «железки» и пробовали проехать по предлагаемому пути. Где-то получалось, где-то нет, но мы всегда возвращались на «железку». Иногда приходилось возвращаться, чтобы попасть на то место «железки», откуда съезжали на дорогу (трудно называть ЭТО, похожее на болото или реку, усеянное камнями, дорогой), но что делать?


Аццкая дорога


В Кировск

Не веря своим глазам, мы устремляемся по этой дороге, которая становится все лучше и лучше, и, наконец, превращается в полноценную асфальтированную дорогу. В Кировск мы въезжаем с одной только мыслью - найти гостиницу, помыться, поесть и просто отдохнуть. Сначала перекусили в Кировске, затем нашли гостиницу подешевле (она оказалась в 10 километрах от Кировска, Апатиты), сняли номер в санатории. Разместились, выполнили обряд омовения, обжирания и т.д. Я замечательно выспался, потом мы решили познакомиться с городом, который нас порадовал достаточной ухоженностью и обилием инфраструктуры. Погода была серой, но это не убило в нас любви к северным городкам. Есть в любом городе свой цимус, надо просто не полениться его найти.

Хибины


Едем в Хибиня

Прекрасно выспавшись, на следующее утро мы отправились в Кировск и немного познакомившись с городом, отправились на поиски базы КСС, «Куэльпорр». Удивительно, но далеко не многие в Кировске знают сею станцию, которая как бы одиночка в центре Хибинских гор. Дорога в КСС это, в основном, дно речки, которая бежит по ущелью. Сначала я немного дрейфил ехать по непонятной дороге, но потом увидел, как какая-то шевралюшка без зазрения совести прет напропалую. Мне стало стыдно, и я перестал опасаться напороться на каменюку голым картером. НОРМАЛЬНАЯ ДОРОГА. Сотню ехать не желательно, но половину едется спокойно. Вокруг красота, поэтому останавливался часто и фотографировал. Познакомились с местными, они, конечно, насмотрелись этого безобразия в виде диких туристов, но изо всех сил стараются отвечать вежливо, культурно. Про места в домиках мы даже не помышляли, нас интересовало забраться как можно выше, в горы, ближе к Господу. Шучу, конечно.


Отличное местечко для пикника

Заехали мы достаточно высоко, далее деревья кончались, а соответственно и дрова, вокруг никого. Пока мы стояли, не людей не машин не видели. Место для первого привала выбрали изумительное, речка, ущелье, горизонт, похожий на кардиограмму. Между пиками красиво садится солнце. Благодать, парни решили пройтись повыше, «потрогать снег», а мне захотелось посмотреть, куда дорога идет дальше и есть ли хотя бы какая-то возможность проехать выше. В одну сторону я шел около часа, постоянно останавливаясь в попытках просчитать маршрут для моей машины, дошел до места, где я точно бы уже не проехал и повернул назад, посредине пути погода «заплакала», а когда я сел в машину тучи полностью закрыли небо и дождь полил «как из ведра». Прошло еще полчаса, а мои попутчики все не возвращались. Я немного переживал за них, видимость нулевая, скалы мокрые, сыну Алексея только 8 и он первый раз в горах. Прошло еще полчаса и мои опасения еще усилились, я периодически стал выходить из машины и звать их, чтобы они смогли ориентироваться хотя бы по голосу. Когда в очередной раз я услышал их отзыв, тут же завел машину и включил печку на полную мощность. К их приходу в машине была температура около 60 градусов, как в бане. Они быстро разделись, быстро просушились и отправились спать. Первый наш день в Хибинах закончился.


Затянуло тучами

На следующий день было принято решение выдвигаться в обратную сторону и если будет такая возможность, остановится еще где-нибудь в красивом месте. Дорога, как следует, промокла, и реки чуть расширились и углубились. В связи с эти обратная дорога по времени была немного дольше. Как и на Рыбачем, погода в Хибинах меняется через каждые пять минут. Ну, может не через пять, но через пятьдесят, точно. Пока мы доехали до базы КСС, погода опять улучшилась, показалось солнце и нам показалось, что непременно надо остаться еще на ночь. Мы нашли прекрасное место, не очень далеко от основной дороги, и, в принципе, по наличию красот, такое же, как и предыдущее. Мы стали лагерем, но палатку благополучно не поставили, так как решили ночевать только при наличии хорошей погоды. Мои сопалаточники отправились в очередной поход в горы. Не знаю, мистика это или нет, но как только они отходили подальше от лагеря, погода начинала лить крупную «слезу». На этот раз они ушли так надолго, что я успел все собрать, разобрать в машине, послушать музыку, попить пивка и сделать обед на горелках. Два слова о горелках, какая все-таки хорошая придумка, Для тех, кто еще не приобрел, берите две, лучше с лепестками, чтобы не было лишних мыслей, «задуло или нет?». Газовые баллоны берем минимум по одному на человека, на неделю. Это при условии, что у вас все же будет возможность готовить не только на газу. Алексей, «прожженный» походами научил поддерживать огонь в костре, пока поливает «как из ведра».


Вторая стоянка

Итак, они (Леша и Мартин), вернулись в лагерь опять «до нитки», я их встретил, просушил, накормил. Разумеется, погода дала нам понять, что наши хибиняковские приключения на этот раз окончены. Печально, но пришлось уезжать. Честно говоря, мы и планировали так, поэтому покидали гостеприимные Хибины без слез. На обратном пути к Кировску, я увидел снег и предложил парням потрогать, наконец-таки это снежное чудо, а то они, бедолаги, до зимы потерпеть-то не могли. Шучу конечно, вспоминаю как в первый раз побежал помацать снег в горах летом, когда на улице плюс двадцать, высота две тысячи и снег лежит и не тает, удивительно.

Обратный путь


Снег


Отметины

Случилась досадная поломка, мое, шоферское стекло остановилось на полпути к закрытию, и даже тщательный осмотр с вскрытием ничего не дал, не стали заморачиваться и залепили стекло целлофаном, получилось не очень, достаточно шумно, но мы уже мчали в сторону Кеми. Километров 200 от Апатит лило «стеной». Почему в строну Кеми? Во-первых, по дороге, во-вторых, решили там заночевать. Прибыли поздно ночью, слава Богу, администраторы нашли комнату, которая рассчитана на одного и поселили нас там втроем, но нам было совершенно все равно, разместились, поужинали, вырубились. Утром позавтракали и поехали дальше. Накопившаяся усталость, огромное количество приключений даже не подразумевало отправиться на «Кузова» или «Соловки». Парни там не были в отличие от меня, но мне кажется, в этот раз им было достаточно, «Кузова» в следующий раз.


До Петрозаводска практически «долетели», сделали дела, очень круто пообедали, уже совершенно не думая экономить. Заклеили окно скотчем и отправились в Сортавала. Там я оставил парней, племяшка починил стекло, и я поехал в Питер.

Никому ничего советовать не буду, в такого рода путешествиях главным критерием является неожиданность, не программируемость задачи. Проблемы, конечно, можно и из пальца «высосать», но самое прикольное решать задачи «на лету», по мере, иногда, лавинообразного поступления.

Абсолютно искренне желаю вам удачи и здоровья. Не терять присутствие духа. Желаю вам верного друга рядом. Увидимся на дорогах Мира.




Top