Рассказ об илье муромце описание его внешности. Мой любимый литературный герой - илья муромец

Название "красный угол" (он же "большой", "святой", "Божий" и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с красным углом. Иногда приходится слышать, что это – дальний от входа угол по правую руку. Но стоит заглянуть в книги учёных-этнографов, и легко убеждаешься, что это мнение оказывается верным далеко не всегда.
Причём, как выяснилось, поиски красного угла надо начинать опять-таки "от печки".
Так ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа чётко прослеживались четыре разные типа внутренней планировки крестьянского жилища.
Для "восточного южнорусского типа" (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. "Западный южнорусский тип" (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене.
В "западнорусском" типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Латгалии, на востоке Литвы, частично в Карелии. При "северно-среднерусском" типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене.


XIX век

При этом все авторы единодушно указывают, что красный угол располагался по диагонали от печи. То есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери. Какие же законы управляли взаимным расположением в избе красного угла и печи? Ибо, конечно, расположение это – отнюдь не случайно. Древние люди вообще крайне редко делали что-либо случайно, "абы как". Буквально всё, вплоть до мельчайших деталей вышивки на одежде, было исполнено глубокого смысла. А строительство жилья – и подавно!



XIX век

Мы уже видели, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землёй, "нижним миром" и сторонами света. При этом со сторонами света связывались вполне определённые понятия. О них, как и о многом другом, здесь едва затронутом, опять-таки можно писать новую книгу. Заметим только, что восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами.
Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.
Причём в буквальном смысле этого слова. До появления окон единственным отверстием, посредством которого древнее славянское жилище сообщалось с окружающим миром, была дверь. А мы уже говорили о том, что древнейшие (VI–IХ веков) избы и полуземлянки славян, изученные археологами, были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели простое желание осветить жилище.
Мы говорили также, что печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне: жильё топилось по-чёрному, и дым, прежде чем выйти сквозь дверь, плыл через весь дом. Неужели у наших предков не хватало соображения переместить печь поближе к двери, как это делали в позднейшие времена?
Не забудем, однако, что стена, противоположная входу, смотрела на север. То есть туда, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло.
Начиная с Х века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Впрочем, окна ещё в ХIХ веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. Вот тогда-то, в Х веке, и начали формироваться те четыре типа внутренней планировки жилища, о которых только что говорилось, – но расположение печи в северной части дома осталось неизменным.
Итак, красный угол, известный нам по этнографическим данным, располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило.
О священной силе печи, о том, что она была одним из "центров святости" дома, на этих страницах говорилось уже неоднократно. Святость красного угла тоже в доказательствах не нуждается.
Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию "свет – тьма", где в роли "тьмы" выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце Х века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние – языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.
Что же до печки… подумаем серьёзно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы – Домовой, – могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жильё.

7 ОСОБЕННЫХ МЕСТ В РУССКОЙ ИЗБЕ
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу - «стол божья ладонь», в огонь
(печь) не плевать - эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом - микрокосм в макрокосме,
свое, противостоящее чужому. Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому
каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим
его миром.

1.ДВЕРИ


Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина
дверь - не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним
и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть
в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» - замок должен
был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система
символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки
косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не
войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога -
ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось
переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом
и пускать вперед себя.

2. ПЕЧЬ

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником
тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых
различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою
олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом
без печи - нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить,
истопить». Основная функция печи - приготовление пищи - осмысливалась не только как
хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось
в вареное, освоенное, чистое.

СКОЛЬКО УГЛОВ В ИЗБЕ


Печь, поставленная в одном из углов избы, образовывала запечье, а другой стороной была
обращена к кутам — углам избы.

Угол, около которого находилось устье печи, считался женским. Обычно его отгораживали
занавеской от остальной части избы. С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский,
кут, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты
и другое «мужское» хозяйство.

Примерно на рубеже XVIII-XIX веков избу начали разгораживать на несколько помещений. Прежде
всего появилась перегородка, отделившая печное устье и место приготовления пищи. Остальное пространство
избы называлось «чистой». Здесь вся семья сходилась во время приемов пищи. В будничные дни женщины
пряли, ткали, шили, вышивали. Здесь же находились дети, вешалась колыбель. В праздничные дни чистая изба
являлась главным местом обрядовых ритуалов, праздничных трапез, приема гостей.

Количество углов в избе, следовательно, определялось их функциональным назначением. Так особенности
уклада крестьянина определили строение его жилища.

3. КРАСНЫЙ УГОЛ

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть
иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков - те объекты, которым придавалась высшая
культурная ценность. Красный угол - священное место в доме, что подчеркивается его названием:
красный - красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший,
почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были
обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением,
свадьбой, похоронами.

4. СТОЛ


Неотъемлемая часть красного угла - стол. Уставленный яствами стол - символ изобилия,
процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь
человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю,
что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол,
так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска»). В различных обрядах особое значение
придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае
пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом
загоревшиеся строения.

5. ЛАВКИ


Вдоль стола, вдоль стен - обратите внимание! - лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для
женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной
угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь,
дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось
12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка
должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого
момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться
невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название
потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6. МАТИЦА


Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка,
- матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы
- один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и
хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между
внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на
лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться
за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под
матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7. ОКНО

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома
(окно - око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда
угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было
нежелательным: если залетит в окно птица - быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных
детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было
желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит»,
«Барыня на дворе, а рукава - в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах
наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Мой любимый былинный герой - Илья Муромец

Илья Муромец – главный герой киевских былин. Илья Муромец – один из великих русских богатырей, он силён телом и духом, он добрый, и в то же время независимый, очень предан своей родине и своему народу, он защищает бедных и не даёт в обиду слабых людей.

Сила и храбрость Ильи Я думаю каждый богатырь обладает силой, но также неотъемлемыми качествами богатырского характера является хитрость, сила воли, храбрость. В Илье Муромце сочетаются внешняя и внутренняя мощь. Он не отступает перед препятствиями и не боится трудностей. Ни свист Соловья-разбойника, ни множество врагов – ничто не страшно богатырю. Чем мне дорог Илья Муромец?

Примеры из текста У того ли города Чернигова Нагнано‑то силушки черным‑черно, А и черным‑черно, как черна ворона; Так пехотою никто тут не похаживат, На добром кони никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал‑то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую.

А й тут старыя казак да Илья Муромец Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чисту полю, Мимо гнездышка повез да соловьиного. Примеры из текста

Илья Муромец и Соловей-разбойник Автор показывает силу не только героя-богатыря, но и противника Ильи, для того чтобы показать насколько Илья Муромец могущественен: Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному - Так все травушки-муравы уплеталися, Дай лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися.

Соловей - разбойник

Бескорыстие Ильи, его любовь к Руси Богатырь – это прежде всего защитник родины, причём не наемный и просто исполняющий свою работу за плату, а совершенно бескорыстный и независимый человек, который, действительно, предан своему народу и оотечеству.

Илья – защитник бедных, слабых, обиженных. Богатырь всегда помогает именно тем, кто нуждается в его помощи, защищает тех, кто сам не в состоянии себя защитить от разбойников и грубиянов.

Независимость Ильи. Илья Муромец и князь Владимир. С самого начала пребывания Ильи в стольном Киев – граде, богатырь ведёт себя по-учёному, соблюдая все правила, относясь к князю со всем почтением и уважением.

А й тут старыя казак да Илья Муромец Становил коня да посередь двора, Сам идет он во палаты белокаменны. Проходил он во столовую во горенку, На пяту он дверь-то поразмахивал. Крест-от клал он по-писаному, Вел поклоны по-ученому, На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся, Самому князю Владимиру в особину, Еще всем его князьям он подколенныим.

Илья Муромец и князь Владимир. А когда князь обвиняет богатыря во лжи, сомневается в силе Ильи Муромца, думает, что не мог он проехать через Чернигов – град, Илья не унижается перед князем и не соглашается с ним, а доказывает Владимиру свою правоту.

Говорил ему Владимир таковы слова: Ай же мужичища-деревенщина, Во глазах, мужик, да подлыгаешься, Во глазах, мужик, да насмехаешься! Как у славного у города Чернигова Нагнано тут силы много множество… Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын. Говорил ему Илья да таковы слова: - Ты, Владимир-князь да стольно-киевский! Соловей Разбойник на твоем дворе. Ему выбито ведь право око со косицею, И он ко стремени булатному прикованный…

Илья Муромец – любимый былинный герой русского народа. Русские люди любят и чтят богатыря Илью Муромца, так как в нём сочетаются качества хорошего человека и сильного воина, он защищает слабых, он бескорыстен, очень любит свою родину и свой народ.

В рамках школьной программы учащиеся изучают характеристику Ильи Муромца в 7 классе. Это один из главных героев былин о древней Киевской Руси, защищавших родину от нашествия иноплеменных врагов, мужественно сражавшихся за родную землю. Илья Муромец в русской литературе олицетворяет силу, отвагу, мужество и честь. Реальность этого персонажа давно изучена и доказана, что не оставляет сомнений о действительной жизни и подвигах славного героя.

Исцеление героя

Родился Илья в селе Карачарово, близ города Мурома, был единственным сыном в семье родителей-крестьян. От своего рождения он не мог владеть ни руками, ни ногами.

Былины об Илье Муромце повествуют о том, что до тридцати трех лет он оставался физически слабым, пока однажды в дом не зашли три старца. В избе больше никого не было, и они попросили Илью подать им воды. Хозяину очень хотелось напоить путников, он опустил свои ноги на пол и вдруг почувствовал в них силу, смог встать на них. Подал путникам чашу с водой. Старцы не стали пить сами, но сказали, чтобы он сам сделал это. Вода оказалась целебной, выпив ее, Илья оказался полностью здоров. Он пьет воду еще раз и чувствует в себе огромную нечеловеческую силу. Тогда старцы велели отпить еще воды, чтобы уменьшить ее.

Обретение своего служения

После исцеления старцы отправляют богатыря для служения князю Владимиру в Киев, на защиту родины, предсказывают ему великое будущее и многочисленные победы над врагами.

Также они предрекают богатырю, что тот должен отыскать огромный камень на своем пути в Киев и сдвинуть его с места.

Родители очень обрадовались чудесному исцелению своего сына и благословили его на верное служение Киевской Руси, на охрану ее от нашествия иноплеменных врагов.

Отправившись в Киев, Илья отыскал огромный валун, о котором говорили старцы. Сдвинув его, он обнаруживает под ним прекрасные доспехи и оружие. Тут же к нему прискакал вороной богатырский конь, который становится настоящим другом, преданно и верно служит Илье, помогая ему в великих подвигах.

Внешние данные

Описание внешнего вида Ильи Муромца в былинах даны очень скромно. Однако известно про его большой рост (более ста восьмидесяти сантиметров), могучее телосложение.

У богатыря было мужественное, доброе лицо с крупными волевыми чертами, борода с сединой. Описывается в образе Ильи Муромца также его острый взгляд под черными бровями, кудрявые волосы, предположительно светло-русого оттенка.

Вооружен и одет богатырь в такие доспехи:

1. Кольчуга - длинная рубаха - состоящая из металлических колец, которая защищала от ранений, наносимых холодным оружием.

2. Шлем, защищающий голову от попадания стрел и снарядов.

3. Палица - тяжелая деревянная дубина, состоящая из рукояти и металлической ударной части.

4. Щит для обороны от ударов орудий и стрел.

5. Копье - колющее деревянное оружие с металлическим наконечником.

Все это снаряжение было необходимым для сражения и защиты воинов того времени.

Черты характера

Для того чтобы составить в 7 классе характеристику Ильи Муромца, необходимо знать каким была не только его внешность, но и внутренний дух. Все те долгие годы, которые пришлось герою пролежать неподвижно в своей постели, не только не ослабили, а наоборот, закалили его характер, сделали его терпеливым и выносливым.

Сказания об Илье Муромце описывают его, как очень мужественного, отважного воина, не жалеющего свою жизнь для того, чтобы постоять за свою родину. Храбро и бескорыстно защищал он простой народ от набегов половцев, печенегов, хазар. Спокойный, добрый, уверенный, сильный не только телом, но и духом. За его качества и отвагу был назначен князем Владимиром старшим среди всех богатырей.

Былины повествуют о том, что он был верующим христианином. По некоторым источникам, после того как богатырь закончил свое служение стране, из-за тяжелого ранения в возрасте пятидесяти лет он стал проводить свои дни в монастыре, постригшись в монахи.

Это был преданный, бесстрашный защитник, имеющий безграничную любовь к своей родине, народу и своему служению.

Ратные подвиги богатыря

При составлении характеристики Ильи Муромца в 7 классе важно знать его отважные подвиги.

После того как герой отправляется служить Великому князю, на его пути встает захваченный город Чернигов. Здесь совершается первый подвиг - освобождение города от кочевников. Народ предостерегает Илью, рассказывая о том, что на пути к Киеву его ждет другая опасность - Соловей-разбойник. Но храброго и отважного богатыря не пугает это известие. Он отправляется к указанному месту, чтобы сразить разбойника.

Увидев богатыря, Соловей начинает кричать и свистеть с невероятной силой, так что даже верный конь не в силах справиться с этой круговертью. Но неустрашимый герой пускает в него стрелу, которая попадает и ранит врага. После такой победы богатырь отправляется в Киев вместе с захваченным Соловьем, где казнит его по приказу князя.

Богатырь одерживал эти и другие многочисленные победы над своими врагами, но никогда не хвастался этим.

Не смотря на преувеличение и удивительные события, о которых рассказывают в былинах, все происходящие действия пересекаются с реальными событиями того времени, имеют под собой истину.

Вероятно, противники в лице Соловья-разбойника, Идолища Поганого, Калина-царя и других - это собирательные образы, подразумевающие всех разбойников, а также иноплеменных врагов, с которыми приходилось сражаться славному герою.

Значение в русской культуре

Количество былин, написанных об Илье Муромце, характеризует его как смелого и доблестного героя.

Образ Ильи Муромца выражен не только в литературных произведениях. За многовековую историю отвага и доблесть героя нашла отображение в архитектуре, культуре, искусстве, музыке.

Отображение силы и отваги русских богатырей нашли в прекрасных картинах известных художников В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина, М. А. Врубеля, И. Я. Билибина.

Величественные памятники доблестному герою украшают город Муром Владимирской области, Екатеринбург, Владивосток, город Ижевск республики Удмуртия, другие города России и Украины.

Подвиги русского богатыря прекрасно иллюстрированы в документальных, художественных, мультипликационных произведениях многих режиссеров, которые позволяют не только прочесть о славных делах богатыря, но и увидеть их в исполнении актеров и рисованных персонажей.

Все эти факты жизни и подвигов позволят составить полную характеристику Ильи Муромца в 7 классе, раскрыть личность, внутренний стержень героя.

Славный русский богатырь и герой древнерусских сказаний и былинных историй - Илья Муромец знаменит не только в нашей стране, но и в сопредельных государствах. К слову, в поэмах Германии, относящихся к 13 веку, встречается упоминание о могучем витязе Илье Русском.

Между тем речь идет вовсе не о сказочном персонаже, а о реально жившем в то время человеке, чьи останки находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Илью Муромца русская православная церковь канонизировала и с тех пор 1 января в календаре - это день его памяти. В наши дни Ракетные войска стратегического назначения РФ почитают богатыря своим небесным покровителем, к нему принято обращаться за поддержкой в трудную минуту.

Характеристика героя

(По происхождению Илья Муромец - крестьянский сын. Отец - Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна )

Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине - вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами внутренними (разбойниками и лихими людьми) и внешними (печенегами, половцами, хазарами).

(Знаменитая картина "Три богатыря" В.М. Васнецова )

Былины описывают Илью, как человека могучего телосложения и роста (больше 180 см), с русыми кудрями, черными бровями, бородой с проседью. Его облачение - традиционное для того времени: шлем и кольчуга, а из оружия - палица, копье и щит. За высокий воинский дух и боевые качества назначил князь Илью Муромца старшим над всеми богатырями своими.

(Сокрушение Соловья-разбойника )

Самые известные подвиги - это победа над Соловьем-разбойником (объединяющий образ бандитов, промышлявших на дорогах), Идолищем Поганым, Калином-царем и другими врагами земли русской. Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.

Образ героя

(Илья Муромец - доблестный богатырь, защитник народа на Руси )

Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.

Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

(Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью )

Примечательно, что семьи в обычном понимании - жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа (как в случае с Соловьем-разбойником), то и отпускал на все четыре стороны. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.




Top