Родился семен петрович бабаевский.

Семен Бабаевский

Собрание сочинений в пяти томах

Том первый

Писатель и его герои

Семен Петрович Бабаевский родился в 1909 году в бедной многодетной семье в селе Кунье на Харьковщине, а детство, отрочество и юность провел в верховьях Кубани, куда Бабаевские переселились в поисках земли и лучшей доли. Четыре года странствовали они по Кубанским станицам, пока весной 1914 года не купили хатенку и клочок земли на хуторе Маковском. Здесь семья Бабаевских встретила революцию, а в гражданскую войну, спасаясь от белых, уехала «в беженцы», но вскоре вернулась в Маковский, где Семен, уже будучи подростком, окончил трехклассную школу, но учиться дальше ему не довелось. Отец решил обучить младшего сына ремеслу, печному делу, и повел на заработки по хуторам и станицам, это длительное хождение помогло юноше выйти за пределы замкнутого и привычного мирка, окунуться в поток неведомой до того жизни. Домой Семен вернулся повзрослевшим парнем, с обещанной отцом и купленной на заработанные деньги двухрядной гармонью, но уже тогда томило его, покою не давало желание высказаться, хотелось писать и писать, укрывшись от людских глаз. Да и все происходившее вокруг требовало осмысления и выражения. Лето 1926 года для будущего писателя памятно двумя событиями: на хуторе была создана комсомольская ячейка, ее возглавил Семен, и одновременно родилась сельскохозяйственная коммуна «Стальной конь», в которую вступила и семья Бабаевских. В Маковском в то время не было еще коммунистов, и комсомольцы стали основной опорой коммунаров. Спустя три года, в разгар коллективизации, Семен Бабаевский был послан заведовать избой-читальней в одну из кубанских станиц, а еще через два года комсомольский вожак, коммунар и начинающий крестьянский писатель, как сообщила о нем газета «Советский пахарь», после окончания курсов пропагандистов идет работать в печать и становится «одним из тех, кто словом и делом прививал людям вкус к коллективному труду», кто еще до вступления в литературу прошел школу народной жизни.

Одновременно с работой в газете С. Бабаевский сдает экстерном экзамены за десятилетку, заочно оканчивает Литературный институт им. А. М. Горького (1934–1939); выходит его первый сборник рассказов «Гордость» (1936), в следующем году цикл «Кубанских повестей», замеченных сразу же М. Шолоховым и Л. Фадеевым и опубликованных в московских изданиях в самый канун войны.

Газете С. Бабаевский отдал пятнадцать лет, не переставая учиться у народа, строившего социализм. Карту родного края разъездной корреспондент изучил «на местности» от Дербента до Темрюка, и за месяц до начала войны опубликовал очерк «Сила народная» - о начале скоростного строительства Невннномысского канала, по которому кубанские воды должны были устремиться в засушливые степи Ставрополья. Лишь через двадцать лет, уже после завершения стройки С. Бабаевский вернется к этому событию в романе «Сыновний бунт», а неколебимая вера в силу народную уже никогда не оставит писателя.

С первых дней войны С. Бабаевский - военный корреспондент, прикомандированный к Кубанскому казачьему полку, вместе с Э. Капиевым он пишет книгу очерков «Казаки на фронте» (1942). Позже работает в дивизионной, а затем и фронтовой газете «Боец РККА» и «как офицер и военный корреспондент делал все, что в годы войны делали все военные корреспонденты». Устойчивая многолетняя связь С. Бабаевского с газетой рвется лишь в год окончания войны, когда молодой писатель захвачен и поглощен работой над первым своим романом о возвращении фронтовика с победно завершенной войны в родной колхоз к мирному труду.

До этого в повестях «Гусиный остров» (1945), «Белая мечеть» (1945), «Сестры» (1946) С. Бабаевский писал о трудной поре восстановления колхозной жизни в освобожденных районах руками женщин, оказавшихся среди пепелищ и развалин один на один с землей и разрухой. «Бабочки! Сестры наши родные!.. Казачки-колхозницы! Вы теперь у нас главные хозяйки. За станицей стоит подбитый нами в бою немецкий танк… Берите этот трофей и обрабатывайте поля», - с такой вот обезоруживающе прямой и короткой речью обратился к жителям освобожденной станицы безымянный командир артиллерийского полка.

Героини этих повестей - колхозницы-казачки, что пахали на коровах и немецких танках, ютились с детьми и стариками в землянках, уцелевших хатах, недоедали, недосыпали, получали похоронки, чернели от горя и усталости, но с великим мужеством и терпением несли, казалось бы, непосильную ношу. Среди этого женского воинства уже тогда появлялись редкие и оттого особенно приметные фигуры бывших фронтовиков в поношенных шинелях и фуражках, с худыми, восковыми, без единой кровинки лицами - механик МТС Григорий Цыганков или взявшийся за восстановление черепичного завода Григорий Миронец, - они отвоевали свое, но, едва поднявшись с госпитальной койки, принимались за дело.


И все-таки главная книга С. Бабаевского о советском воине Сергее Тутаринове, вернувшемся после одержанной победы к созиданию мира, задуманная в декабре сорок четвертого года, была еще впереди. С. Бабаевский уже не мог ее не написать, потому что родилась она из силы и веры народной, из бабьих слез, надежд и ожиданий, из подвижничества израненных фронтовиков и тоски солдата-крестьянина по земле, по доброму осмысленному труду, с поразительной силой выраженному писателем в одном из лучших очерков военных лет «Хозяин» (1942). Должно быть, поэтому столь стремительно воплощается замысел романа о Сергее Тутаринове и его земляках - «Кавалер Золотой Звезды» (1947), а свое дальнейшее развитие и завершение находит в романе «Свет над землей» (1949).

Трудно найти в советской литературе первых послевоенных лет крупное прозаическое произведение, получившее больший политический, общественный и литературный резонанс, чем роман писателя-кубанца «Кавалер Золотой Звезды». Роман выдержал рекордное количество изданий у нас в стране и за рубежом, был переведен на двадцать девять языков, экранизирован, инсценирован, по мотивам романа была создана опера, он стал объектом научных исследований.

Дилогия «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей», отмеченная Государственными премиями за 1948, 1949 и 1950 годы, вызвала и бурный отклик читателей: более восемнадцати тысяч писем получил С. Бабаевский от колхозников, рабочих, сельской интеллигенции, солдат и офицеров. Читатели обращались не только к автору, но и к его героям - Сергею Тутаринову, родителям Сергея, сестре Анфисе, невесте и жене Ирине, к односельчанам. Письма были дружеские, лирические, но иной раз в них выражалось желание вступить и в деловую переписку с таким опытным и рачительным хозяином, как председатель Стефан Рагулин. Более того, читательские конференции по роману нередко заканчивались практическими решениями, о чем свидетельствуют тексты телеграмм, хранящихся в архиве писателя: «методами Кавалера Золотой Звезды осуществили электрификацию и благоустройство района». Произведение С. Бабаевского увлекло читателя и мобилизовало морально, а значит, отражая происходящее, активно и благотворно воздействовало на жизнь общества.

С момента появления дилогии С. Бабаевского прошло тридцать лет, утихли споры, сгладились полемические заострения, и теперь стоит, вероятно, задуматься над причиной подлинного и несомненного успеха этих его романов. С. Бабаевский на исходе войны во многом предвосхитил и угадал тему возвращения вчерашнего фронтовика к мирному труду, прозвучавшую в послевоенной литературе с особой силой, ведь об этом писали П. Павленко и П. Грибачев, Г. Николаева и А. Недогонов, А. Платонов и В. Овечкин, но при всей значимости этих разномасштабных произведений, пожалуй, ни одно не вызвало у читателя такого непосредственного и действенного отклика, какой вызвал роман «Кавалер Золотой Звезды».

Так в чем же все-таки состоит незабываемый «эффект Сергея Тутаринова», сделавший героя С. Бабаевского не только жданным, желанным, но и просто необходимым читателю послевоенной поры, который верил ему, просил совета и помощи, следовал его жизненному примеру. Отчего бы читателю, многое пережившему и повидавшему, не усомниться в «вероятности» самой фигуры Сергея Тутаринова, а заодно и в искренности автора: очень уж удачлив бывший танкист и дело у него спорится, недаром, видно, светит с гимнастерки звезда Героя. Но читатель доверился таланту автора, который подвластными ему средствами воссоздавал образ современника, стремясь выразить в нем не только правду дня, по и правду века.

Бывший танкист Сергей Тутаринов, механик-водитель знаменитой «тридцатьчетверки», включается в мирную жизнь станицы, что называется, на пятой скорости и в отведенное ему романное время вместе со своими земляками успевает совершить многое, начиная с утверждения пятилетнего плана развития станицы, приобщения колхозников к передовой технике, кончая посадкой лесополос и электрификацией района. Но если вспомнить о темпах и сроках послевоенного строительства, то здесь нет и доли преувеличения.

В сборник из серии "У пионерского костра" вошли рассказы С. Бабаевского, А. Мусатова, Н. Носова и Б. Емельянова.

В романе "Кавалер Золотой Звезды", написанном в 1947-48 гг. (книги 1-2), изображено восстановление разрушенного войной колхоза.
За роман "Кавалер Золотой Звезды" автору присуждена Сталинская премия первой степени за 1948 год.

Повесть "Сестры" посвящена возрождению колхозной жизни в одной из кубанских станиц сразу же после изгнания фашистских оккупантов, когда вся тяжесть страды деревенской лежала на плечах женщин и подростков.
В романе "Кавалер Золотой Звезды" дана картина восстановления разрушенного войной хозяйства в деревне после победного завершения войны.

Удостоенный Государственной премии роман "Свет над землей" продолжает повествование о Сергее Тутаринове и его земляках, начатое автором в романе "Кавалер Золотой Звезды". Писатель рассказывает о трудовых подвигах кубанцев, восстанавливающих разрушенное войной сельское хозяйство.

Главная книга Семёна Бабаевского о советском воине Сергее Тутаринове, вернувшемся после одержанной победы к созиданию мира, задуманная в декабре сорок четвертого года, была еще впереди. Семён Бабаевский уже не мог ее не написать, потому что родилась она из силы и веры народной, из бабьих слез, надежд и ожиданий, из подвижничества израненных фронтовиков и тоски солдата-крестьянина по земле, по доброму осмысленному труду, с поразительной силой...

Роман посвящен острым проблемам современности. В основе сюжета - раздумья о жизни старого большевика Алексея Фомича Холмова, по-ленински беспокойного и деятельного, для которого всегда и во всем интересы народа, Родины превыше всего. Это произведение о коммунистической нравственности, о стиле партийного руководства, о том, каким должен быть тот, кто облечен высоким доверием народа.

В том вошли: роман "Родимый край", где воссозданы картины далекого прошлого, настоящего и будущего Кубани, и роман "Современники", посвященный сегодняшним насущным проблемам колхозного кубанского села.
Романы роднит не только место действия, но и единство темы - любовь к родной земле и советский патриотизм.

В романе "Станица" изображена современная кубанская станица, судьбы ее коренных жителей - и тех, кто остается на своей родной земле и делается агрономом, механизатором, руководителем колхоза, и тех, кто уезжает в город и становится архитектором, музыкантом, журналистом. Писатель стремится как бы запечатлеть живой поток жизни, те радикальные перемены, которые происходят на селе.

Бабаевский Семен Петрович (25.05.1909 - 28.03.2000), писатель, участник Великой Отечественной войны. Родился в г. Кунье Изюмского р-на Харьковской обл. Окончил Литературный институт им. М. Горького в 1939. Автор романов «Кавалер Золотой звезды» (1947), «Свет над землей», «Сыновий бунт» (1961), «Родимый край» (1964), «Белый свет» (1968), «Станица» (1976), «Приволье» (1980) и др. повестей и рассказов.

Произведения Бабаевского окрашены оптимистической романтикой, что дало повод просионистской критике обвинять писателя в «лакировке действительности». Однако все его творчество пронизано духом патриотизма, национальной гордости и чести. Его герои - простые русские люди, одаренные духовным богатством, творческим созидательным инстинктом, природной добротой и человеколюбием, душевной щедростью и неприязнью ко всякому злу и порокам. По его произведениям создан фильм «Кубанские казаки», пользующийся небывалым успехом у зрителей уже многие десятилетия.

В годы горбачевско-ельцинского лихолетья писатель преклонного возраста находился в строю патриотов - активных борцов с антирусским режимом, который клеймил и разоблачал в патриотических СМИ.

Шевцов И.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Бабаевский Семён Петрович - прозаик.

В 1910 семья Переехала в верховья Кубани. Детские и юношеские годы писателя прошли на хуторе Маковецком, который позднее был отражен в его творчестве. Семья Бабаевских вступила в сельскохозяйственную коммуну, которая была организована в 1926. Бабаевский работал избачом в одной из станиц, учился у отца печному ремеслу, был литературным сотрудником районной газ. на станции Отрадная, как разъездной корреспондент исходил станицы и хутора в верховьях Кубани. От начальных лет творчества неопубликованными остались 2 повести.

Первая публикация состоялась весной 1929 в газете «Советский пахарь» (Ростов-на-Дону): рассказ «В учениках». С конца 1920-х сотрудничает в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону). Печатается в сборнике произведений рабочих авторов «Сдаем пробу» (М., 1933), в сбортнике «Вступаем в строй» (М., 1934).

В 1935 поступает на заочное отделение Литературного института им. М.Горького, которое оканчивает в 1939.

В 1936 в Пятигорске выходит сборник рассказов Бабаевского «Гордость». Перед войной публикует рассказ «Карагач-Тау» в журнале «Молодая гвардия», состоялись также публикации в пятигорском и московском альм.

Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газете «Молодой ленинец», затем «Ставропольской правды». С писателем Эффенди Капиевым побывал в Кубанском кавалерийском полку, в 1942 два автора издали книгу очерков «Казаки на фронте». После войны в 1945-46 в Ставрополе и Москве публикует рассказ «Лилико», повести «Белая мечеть», «Казачки», «Чумаки» (другое название «Митино счастье»), издает книгу «Гусиный остров».

Увлеченный общим для тех лет пафосом восстановления мирной жизни, преодоления невиданной по своим масштабам разрухи, принесенной войной, Бабаевский видел беду литературы в том, что писатели «живут лишь сегодняшним днем... Не живут будущим. Поэтому многие произведения выходят какими-то бескрылыми...» (цит. по: Пухов Ю. Живые родники. М., 1968. С.91). Бабаевский решается на произведение, которое бы помогало современникам крепить веру в радость наступающей жизни. Вспоминая послевоенные годы, Бабаевский позже писал: «Это было время небывалого душевного подъема, время радостных надежд и свершений... Мы, живые свидетели тех лет, хорошо помним: над Кубанью, над Ставропольем, как и над всей нашей страной, витал тогда дух Победы. Он-то, дух Победы, и создавал у людей настроение праздничное, приподнятое...» (Творчество // Ставрополье. 1982. С.29-30). Так в 1947 появился роман «Кавалер Золотой Звезды», принесший автору широкую известность. Роман был инсценирован в Ставропольском драматическом театре, в Ленинградском гастрольном театре; по роману в 1951 был поставлен художественный кинофильм (сценарий Б.Чирскова). Автору удалось передать радость возвращения воина домой, его увлеченность мирным трудом. Однако общее оптимистическое настроение все же заслонило многие реальные жизненные трудности послевоенной деревни. Образ главного героя лишен временной глубины, воспоминания о драматизме еще недавней войны его не тяготят, а новые трудности он преодолевает без особых усилий. После первых лет похвал в адрес «Кавалера Золотой Звезды» началась полоса резкой критики. Как писал Ф.Абрамов в статье «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», Бабаевский обычным практическим делам противопоставил прекраснодушные вымыслы (Новый мир. 1954.№4. С.218).

Не оставляя темы поднимающегося из руин села, энергичного восстановления народного хозяйства, Бабаевский в 1948-50 публикует письмо из статьи Зеленчукской «Сельские электрики», статьи «В степях Ставрополья», «Приметы времени» - об электрификации колхозов на Кубани. Оптимистическая устремленность в будущее опиралась здесь на факты реальной действительности. Но в романе «Свет над землей» (1949-50) недостатки «Кавалера Золотой Звезды» как бы усугубились, воссоздаваемые в нем конфликты из жизни деревни имели умозрительный характер, что и отмечалось в печати (Нева. 1957. №9. С.199).

В 1952-54 публикуется роман «Знамя жизни», завершивший трилогию («Кавалер Золотой Звезды», «Свет над землей»).

В середине 1950-х Бабаевский совершает поездки в Венгрию, Румынию, Иран, Бирму, Китай. Появляются очерки «На румынской земле», книги очерков о жизни и работе китайских крестьян «Лицо земли» и «Ветви старого вяза» (1957). Выходят новые книги повестей и рассказов о родной стороне: «Кубанские повести» (1956), «Родниковая роща» (1956), «По путям-дорогам» (1958), «Сухая Буйвола» (1958). Как бы отвечая на критику в свой адрес, Бабаевский пишет новый роман «Сыновний бунт» (I960), где показывает, как вчерашний герой начинает тормозить движение жизни вперед.

Бабаевский переезжает в Москву, но связь с Кубанью и Ставропольем не прерывает. «Натура мне нужна - люди, станицы, хутора, поля и степи»,- говорит он (цит. по: Пухов Ю. Живые родники. С. 97).

В 1965 был издан роман «Родимый край».

В 1970 роман в двух книгах «Белый свет». Затем последовали романы «Современники» (1976) и «Приволье» (1980). Художественное исследование жизни кавалера двух Золотых Звезд Ивана Тихоновича Дрозденко, председателя колхоза в кубанской станице, привело Бабаевского к созданию нового произведения «Как жить?», названного автором поэмой (1985).

Критика отмечала: «Семён Бабаевский создал убедительный образ положительного героя... На вопрос, поставленный в заголовке произведения, автор дает исчерпывающий ответ: жить надо так, чтобы и после смерти твоей люди равнялись на твою совесть» (Ставрополье. 1985. №4. С.108). Романы «Кавалер Красной Звезды» и «Свет над землей» были изданы не менее чем на 29 иностранных языках.

Р.В.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 143-145.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собрание сочинений: в 5 т. М., 1979-81;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1971;

Кавалер Золотой Звезды: роман. М., 1964, и др. изд.;

Станица: роман. М., 1978, и др. изд.;

Приволье: роман. М., 1983, и др. изд.;

Сыновний бунт: роман. Как жить?: поэма. М., 1985;

Сельские повести. М., 1986;

Автобиография // Советские писатели: Автобиографии. Т.5. М., 1988. С. 65-72;

Доброта: повести, рассказы. М., 1989;

Родимый край. Роман газета. № 2, 1965.

Литература:

Иншаков П. Новый роман Семена Бабаевского // Кубань. 1961. №3;

Стрыгин А. Глазами современника // Ставрополье. 1985. №4;

Пухов Ю. Вровень с веком. М., 1983. С. 222-223;

Асеев С. Не поле перейти... // Октябрь. 1985. №9;

Юдин Ю. Достоевский и Бабаевский: стратегия пародии // Достоевский и современность. Кемерово, 1996. С. 109-118;

Варжапетян В. Он вышел из бекеши Гоголя: Доброе слово о Семене Бабаевском // Литературная газета. 2001. №7.

БАБАЕВСКИЙ, СЕМЕН ПЕТРОВИЧ (1909–2000), русский советский писатель. Родился 24 мая (6 июня) 1909 в с.Кунье Харьковской губернии в бедной семье. Окончил начальную школу. Один из основателей и секретарь комсомольской ячейки хутора Маковского на Кубани (1925), активный участник движения ликвидации безграмотности, в период коллективизации заведовал избой-читальней. С 16 лет писал рассказы (Молотилка – о вредительстве кулаков), под влиянием творчества и биографии М.Горького твердо решив стать писателем. В мае 1929 в ростовской газете «Сельский пахарь» напечатал под псевдонимом «антиалкогольный» рассказ Водка довела . По окончании курсов пропагандистов (Армавир, 1930) работал в печати; экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Первые крупные публикации – сб. рассказов Гордость (Пятигорск, 1936), цикл Кубанские рассказы (1937).

В 1939 заочно окончил Литературный институт им. А.М.Горького, был разъездным корреспондентом газет «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда». Во время Великой Отечественной войны состоял в кубанском кавалерийском полку (кн. Казаки на фронте , совм. с Э.Капиевым, 1942), работал в дивизионной, позже фронтовой газете «Боец РККА», опубликовал рассказы и повести По станицам (1940), Белая Мечеть (1943), Гусиный остров (1944), Сестры (1945), обращенные к жизни современников и проникнутые мыслью о неизменной благотворности вмешательства партийных функционеров не только в деятельность, но и в личную жизнь колхозников (рассказ Яман Джалга , 1940, где удержать любимую жену колхознику помогает секретарь райкома, и др.).

Настоящая слава пришла к Бабаевскому с дилогией Кавалер Золотой Звезды (кн. 1–2, 1947–1948, Государственная премия, 1949) и Свет над землей (кн. 1–2, 1949–1950, Государственные премии за обе книги, 1950, 1951), официально признанной лучшим произведением о фронтовике, организующем подъем в послевоенном селе. Романы дилогии переведены на множество языков страны и мира; Кавалер Золотой Звезды экранизирован и инсценирован, по его мотивам создана опера.

Тем не менее уже в 1950-е годы романы Бабаевского рассматривались в качестве образцового воплощения теории бесконфликтности в литературе (несмотря на неоднократные заявления Бабаевского о реальной основе и прототипах). Слабости особенно отчетливо проявились в романе Свет над землей , и с этих пор постоянная политическая ангажированность уже никогда не помогала Бабаевскому добиться признания критики и читательской популярности (повесть Друзья , 1955; кн. очерков Ветви Старого Вяза: Из китайских дневников , 1957; «оттепельные» романы Сыновний бунт , 1961, и Родимый край , 1964; «антиволюнтаристский», с учетом критики Н.С.Хрущева , роман Белый свет , 1967–1968; посвященный работникам советского и партийного аппарата роман Современники , 1973; рассказывающий о реформах на селе роман Станица , 1971–1976; романы о симптомах социальных перемен Приволье , 1980, и Как жить ?, 1983; сб. рассказов и повестей Доброта , 1989, отстаивающий тезис об особой гуманности людей утраченного социалистического общества).

СЕМЕН БАБАЕВСКИЙ

РОДИМЫЙ КРАЙ

Край ты мои, родимый край, Конский бег на воле…

А. К. Толстой

СЕМЕН БАБАЕВСКИЙ

Есть в новом романе Семена Бабаевского „Родимый край лирическое раздумье автора о прошлом, настоящем и будущем Кубани: „Все было, все видела Кубань и все испытала и пережила. Как сын твой, склоняю голову, люблю и не перестану любить… Помню и никогда не забуду… Да и как же можно не любить то, что вошло в жизнь, и как же можно забыть то, что прильнуло к сердцу и теперь, издали и с годами, становится еще милее и роднее!

Признание в сыновней любви к родной земле звучит на страницах романа как задушевная, рвущаяся из сердца песня. Тема родины всегда была близка и дорога Семену Бабаевскому, и прошла она сквозь все творчество писателя. Уже в ранних, Кубанских рассказах (1935–1940), написанных во время учебы в Литературном институте им. А. М. Горького, в романах „Кавалер Золотой Звезды (1948), „Свет над землей (1960), „Сыновний бунт (1961) видна эта давняя и прочная привязанность писателя к родным местам.

Родители Семена Петровича Бабаевского были типичными украинцами с Харьковщины. И родился будущий писатель в 1909 году в украинском селе Кунье, близ Изюма. Но настоящей его родиной стал хутор Маковский на Кубани, где прошли его детство, отрочество и юность. Здесь он окончил трехклассную школу, здесь занимался самообразованием и, готовясь в Литературный институт, сдавал экстерном экзамены за десятилетку. На хуторе же Семен Бабаевский вступил в комсомол, стал селькором. На хуторе писал он и первые свои рассказы. И вот перед нами „Родимый край, впитавший в себя богатый творческий опыт автора, его долголетние наблюдения и раздумья о жизни современного колхозного села. Это роман все о тех же, издавна полюбившихся писателю тружениках кубанских станиц - от Беломе-четинскэй до Сторожевой. Коммунист Петр Светличный, председатель колхоза Степан Онихримчуков, учитель Семен Маслюков, механизатор Илья Голубков…

Сердечно и просто пишет о них Семен Бабаевский. Кубань населяют не только казаки, но и горцы, поэтому в „Родимо^ крае писатель отводит немало страниц обычаям черкесов, крепнущим при Советской власти связям между горцами и казаками. Прекрасно выписан образ Кулицы, матери Хусина. Но всю свою любовь и нежность писатель отдает главной героине романа - простой казачке Евдокии Ильиничне Голубковой, „тете Голубке, как ласково называют ее станичники. Нелегкую жизнь прожила Евдокия Ильинична, много видела горя и слез. Дочь кулака, она порвала со своей семьей и пошла в колхоз. В трудные годы одна воспитывала пятерых детей. И сейчас Евдокия Голубкова по-прежнему видит смысл своей жизни в служении народу. И как не полюбить эту благородную, бескорыстную женщину-труженицу, как не сказать ей вместе с одним из героев романа: „Спасибо тебе, казачка наша милая! Спасибо тебе за твои труды, за твою душевность, за твою любовь к людям…Судьба Евдокии Голубковой рисуется в книге на конкретном историческом фоне.

Семен Бабаевский обращается к прошлому, к началу коллективизации, чтобы как можно ярче показать истоки тех социальных преобразований в деревне, которые дают сейчас свои ощутимые результаты. Но главным для художника остается отражение того нового, что появилось в деревне за последние годы. Писатель выдвигает на первый план лучших людей чудесного казачьего края, воспевает нравственную чистоту советского человека. Неторопливо, размеренно ведет свой рассказ Писатель, но эта неторопливость несет в себе внутреннюю динамику, способствующую более глубокому раскрытию закономерностей жизни. В романе много юмора, чудесны, полны лирики описания неповторимых кубанских просторов. Эпиграфом ко второй части романа взяты строки Н. А. Некрасова: „Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

У каждого писателя, то ли в Сибири, то ли на Украине, на Волге или Смоленщине, есть свой близкий сердцу родимый край. Не случайна поэтому творческая привязанность Семена Бабаевского к станицам и людям Кубани, ибо здесь и есть начало всему, что уже сделано и что еще предстоит сделать. И мы признательны писателю за то, что он берет нас с собой в путешествие и показывает свой родной край, бурную реку Кубань и хороших людей, населяющих ее берега.

Л. ВЛАСЕНКО

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Многоводная, раздольная, Разлилась ты вдаль и вширь.

Из старинной песни кубанских казаков

Как все горные реки, Кубань осенью пряталась в берега, искала покоя. Мелело русло, стыдливо оголялись камни. Вода становилась синей, прозрачной - не вода, а стекло, и текла она спокойно, шумела только на перекатах, да и то лишь в лунные ночи. В низовьях и вовсе замедляла бег, успокаивалась, и то тут, то там блестели по степи, как зеркала в желтых рамах, густо поросшие камышами лиманы и заводи.

Нет, и Кубань молчит потому, что тоже ничего не знает. На всем пути от верховья до низовья ей встречаются казачьи поселения, а она проносится мимо, мимо, шумит грозной волной, и что ей до жизни станиц и хуторов! Хорошо, если промчится и не подточит берег, не затопит сады и огороды. Хутор-то Прискорбный, бедняга, как пострадал! Не посмотрела Кубань, что стоял он на красивом месте, вблизи гор, весь утопая в зелени. Вырвавшись из ущелья, река сразу же своими бурунами налетала на при-скорбненские сады и огороды. Издали, если смотреть с хуторской улицы, кажется, что это уже не буруны, а вздыбленные, гривастые кони. На полном скаку налетали они на обрывистый берег. Сверху берег на метр укрывался черноземом, а ниже, до воды, желтел спрессованный со щебнем песок. Легко уносила Кубань и чернозем, и щебень, и песок. Так с годами она подобралась к садам, с корнем вырвала яблони, груши, черешни - на стремнине, высоко над водой, поднимались ветки, точно руки, скорбно взывающие о помощи. Потом Кубань подошла к хатам, и те люди, жилью которых угрожала беда, уводили со двора живность, уносили домашний скарб. День-два, а то и неделю семьями ютились на берегу, слушали грозную песню реки, поджидали, когда рухнут со стоном стены, и только тогда, утирая слезы, навсегда покидали хутор.




Top