Русская история в литературе 30 х годов.

Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.

Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.

С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.

Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы - Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» - стали настоящем достоянием советского кинематографа.

Арендный блок

В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам) . В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП (б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения. В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий. В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриализации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда. Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка. Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М. Исаковский) , «Широка страна моя родная… » (В. Лебедев–Кумач) , «Каховка» (М. Светлов) и многие другие. На рубеже 20–30–х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А. Малышкина, «Ветром» Б. Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В. Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья А. Фадеева «Долой Шиллера!» , направленная против романтического начала в литературе. Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немедленного отклика на происходящие события. Но раздавались голоса и в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о грамотности» , где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпроссе, которая бракует произведения, находя в них элементы фантастики и романтики. Журнал «Печать и революция» публикует статью философа В. Асмуса «В защиту вымысла» . И, тем не менее, лирико–романтическое начало в литературе 30–х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико–романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А. Твардовский, Д. Кедрин, И. Сельвинский) . Период 40-х годов внёс в русскую литературу новое течение - натурализм и реализм. Приёмы этого литературного течения отразились в произведениях этого периода. Особенно ярко оно нашло отражение в повести. Этим литературным жанром пользовались многие писатели.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)

Герои ранних рассказов М. Горького

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Основные мотивы лирики Б. Пастернака.

Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение.

Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воланд и его свита.

Булгаковская Москва (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Историческое время романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Судьбы казачества в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Признаки жанра романа-эпопеи в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Судьба Андрея Соколова в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека».

Послевоенная ситуация в стране и в литературе.«Оттепель».

Поэзия 60-х годов - творчество одного из поэтов «шестидесятников» .

Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Гражданский процесс».

Бизнес-архивы

Храмовые архивы государств Древнего Востока, Древнего Египта, Древнего мира, Западной Европе, Новое время. Вопросы и ответы по бизнес архивам. Центры хранения данных. Университет архивы США в 20 в.

Об’єкт та база оподаткування акцизним податком

Підакцизні товари. Ставки акцизного податку. Пільги при стягненні акцизного податку. Порядок нарахування і сплати акцизного податку.

Энергоэффективность в строительстве

Энергетическая эффективность достигается рядом мероприятий, предусмотренных проектом. Требования к ограждающим конструкциям. Требования к размещению оборудования. Требования к воздуховодам. Требования к системе отопления.

Муниципальное образовательное учреждение

Курумканская средняя общеобразовательная школа №1

Реферат

На тему: литературный процесс 30-х начала 40-х годов 20века

1.Литература 30-х годов 20 века………………………3-14

2 .Литература 40-х годов 20 века………………..........14-19

1.Литература 30-х годов 20 века.

1.1. Первый съезд советских писателей и утверждение литературы социалистического реализма

В 30-е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков,А.Платонов, О.Мандельштам), происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

В августе 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

Выражение «социалистический реализм» прозвучало лишь в 1932 году, но многие проявления этого метода очевидны были уже и в 20-е годы. Писатели, входившие в литературную группу РАПП, выступили с лозунгом «диалектико-материалистического метода». Писатель Алексей Толстой отстаивал идею «монументального реализма». Определения нового метода, данные рапповцами и А.Толстым, не синонимичны, но общее между ними было: восхищенное отношение к социальным сторонам жизни личности и забвение гуманистической исключительности, неповторимости каждого индивида.

Метод социалистического реализма очевидно перекликался с классицизмом: его персонаж – гражданин, для которого интересы государства – единственная и всепоглощающая забота; все личные чувства герой соцреализма подчиняет логике идейной борьбы; как и классицисты, создатели нового метода стремились создавать образы идеальных героев, воплощающих всею своею жизнью торжество утверждаемых государством социальных идей.

Метод революционной литературы, несомненно, был близок и реализму ХIХ века: пафос обличения мещанской морали был присущ и соцреализму. Но накрепко связанные с господствующей в то время государственной идеологией, революционные писатели отошли от традиционного для критического реализма постижения общечеловеческих аспектов гуманизма и сложного духовного мира личности.

На первом съезде Союза советских писателей председательствовал А.М.Горький.

А.М.Горький на трибуне I Всесоюзного съезда советских писателей. Фотография 1934 года

С речью перед собравшимися выступил ответственный партийный функционер Андрей Жданов. Он высказал мысль о том, что идеологическая, политическая направленность художественного произведения – определяющее качество при оценке его литературных достоинств. Приоритет классового сознания в характере персонажа подчеркнул в своей речи и М.Горький. Докладчик В.Кирпотин высказал мысль о том, что советских драматургов должна интересовать «тематика коллективного труда и коллективной борьбы за социализм». Возвеличивание большевистской тенденциозности, коммунистической партийности, политической образности в литературе определяло пафос большинства выступлений и докладов на съезде.

Подобная направленность писательского форума не была случайной. Коллективная борьба за социализм не была бы возможна при личностном подходе гражданина к исполнению своего жизненного назначения. Человек же, в подобной ситуации, лишался права на сомнения, духовную неповторимость, психологическое своеобразие. А это означало, что и литература не имела достаточной возможности развивать гуманистические традиции.

1.2. Основные темы и черты литературы 30-х годов

Приоритетными в словесном искусстве 30-х годов стали именно «коллективистские» темы: коллективизация, индустриализация, борьба героя-революционера с классовыми врагами, социалистическое строительство, руководящая роль коммунистической партии в обществе и т.д.

Однако это вовсе не означает, что в «партийных» по духу произведениях не проскальзывали нотки писательской тревоги о моральном здоровье общества, не звучали традиционные вопросы русской литературы о судьбе «маленького человека». Приведем всего один пример.

В 1932 году В.Катаев создал типично «коллективистский», индустриальный роман «Время, вперед!» о том, как на строительстве магнитогорского металлургического комбината был побит мировой рекорд по замесу бетона. В одном из эпизодов описана женщина, несущая доски.

«Вот, например, одна.

В розовом шерстяном платке, в сборчатой деревенской юбке. Она еле идет, тяжело ступая на пятки, шатаясь под тяжестью рессорно гнущихся на ее плече досок. Она старается идти в ногу с другими, но постоянно теряет шаг; она оступается, она боится отстать, она на ходу быстро вытирает концом платка лицо.

Ее живот особенно высок и безобразен. Ясно, что она на последних днях. Может быть, ей остались часы.

Зачем она здесь? Что она думает? Какое отношение имеет ко всему окружающему?

Неизвестно».

Об этой женщине в романе больше не говорится ни слова. Но образ создан, вопросы поставлены. А читатель умеет думать… Почему эта женщина работает вместе со всеми? Из каких соображений люди приняли ее в коллектив?

Приведенный пример – не исключение. В большинстве значительных произведений «официальной» советской литературы 30-х годов, можно встретить столь же потрясающе правдивые эпизоды. Подобные примеры убеждают в том, что сегодняшние попытки представить предвоенный период в литературе «эпохой молчащих книг» не совсем состоятельны.

В литературе 30-х годов наблюдалось многообразие художественных систем. Наряду с развитием социалистического реализма было очевидным развитие традиционного реализма. Он проявлялся в произведениях писателей-эмигрантов, в творчестве живших в стране писателей М.Булгакова, М.Зощенко, и др. Явные черты романтизма ощутимы в творчестве А.Грина. Не были чужды романтизму А.Фадеев, А.Платонов. В литературе начала 30-х годов появилось направление ОБЕРИУ (Д.Хармс, А. Введенский, К.Вагинов, Н.Заболоцкий и др.), близкое к дадаизму, сюрреализму, театру абсурда, литературе потока сознания.

Литературе 30-х годов присуще активное взаимодействие разных родов литературы. К примеру, библейский эпос проявил себя в лирике А.Ахматовой; роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» многими своими чертами перекликается с произведениями драматургическими – прежде всего с трагедией И.В.Гёте «Фауст».

В означенный период литературного развития трансформируется традиционная система жанров. Возникают новые виды романа (прежде всего так называемый «производственный роман»). Сюжетная канва романа часто состоит из серии очерков.

Писатели 30-х годов весьма разнообразны в используемых ими композиционных решениях. «Производственные» романы чаще всего изображают панораму трудового процесса, связывая развитие сюжета с этапами строительства. Композиция философского романа (в этой жанровой разновидности выступалВ.Набоков) связана, скорее, не с внешним действием, а с борьбой в душе персонажа. В «Мастере и Маргарите» М.Булгаков представляет «роман в романе», причем ни один из двух сюжетов не может считаться ведущим.

Писатели А.Толстой и М.Шолохов

1.3. Жанр эпопеи в литературе 30-х годов

Психологическая картина революции представлена в эпопее М.Шолохова«Тихий Дон» (1928-1940). Книга богата картинами исторических событий, сценами казачьего быта. Но главное содержание произведения составляет все то, что метафорически выражено в самом его названии – «Тихий Дон» – символ вечности, природы, родины, любви, гармонии, мудрости и строгого суда совести. Недаром на берегу Дона повстречались Григорий и Аксинья; в волнах Дона решила окончить свою неправедную жизнь Дарья Мелехова; в воды тихого Дона выбросил в конце романа свою винтовку отказавшийся от войны Григорий Мелехов. Гремят революции, люди схватываются в братоубийственных войнах, а Дон остается тихим и величественным. Он – главный учитель и судья людей.

Их всех персонажей эпопеи М.Шолохова ближе всех к извечному величию тихого Дона оказывается Аксинья Астахова. Любимый ею Григорий в своей человечности не последователен и часто неоправданно жесток. Михаил Кошевой, вошедший в семью Мелеховых, в своем революционном фанатизме совершенно удален от гармонии тихого Дона. И на этой тревожной ноте оканчивается роман. Но есть в эпопее и надежда: Дон навсегда останется учителем для людей.

Таким образом, ведя речь о гражданской войне, М.Шолохов высказал мысль о приоритете морального начала в общественной жизни перед политическими соображениями. Злоба развязывает войны, но оканчивает их любовь.

В литературе 30-х годов одной из важных тем была тема места интеллигенции в жизни общества. Разнообразная трактовка этого вопроса в различных произведениях сводилась, по сути, к одному вопросу: соглашаться с революцией или нет.

А.Толстой в трилогии «Хождение по мукам» (1941) проводит своих героев – интеллигентов через адовы муки гражданской войны. В конце концов, Иван Ильич Телегин, Вадим Петрович Рощин, Катя и Даша Булавины приходят к полному согласию с советской властью. Рощин, часть гражданской войны прошедший в рядах белой гвардии, но окончивший ее красным командиром, говорит Кате: «Ты понимаешь – какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь…»

Сегодня, когда мы знаем, как в советской стране складывались судьбы бывших белогвардейцев, на самом деле нам становится ясно: Рощину не удастся перестроить мир для добра. Сложность будущих судеб тех, кто воевал на стороне белых, была литературе понятна еще в 20-е годы. Прочитаем финал пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных» (1926):

Мышлаевский. Господа, слышите? Это красные идут!

Все идут к окну.

Николка. Господа, сегодняшний вечер – великий пролог к новой исторической пьесе.

Студинский. Кому – пролог, кому – эпилог.

В словах капитана Александра Студинского – правда о проблеме «интеллигенция и революция». Реальная встреча с революцией для врача Сартанова (В.Вересаев «В тупике») окончилась «эпилогом»: врач покончил с собой. Интеллигенты из пьесы М.Булгакова «Бег» также оказались в различных пунктах исторической «композиции»: Сергей Голубков и Серафима Корзухина возвращаются из эмиграции на родину и надеются на «пролог»; эмигранту генералу Чарноте из «эпилога» уже не выбраться. Может быть, его ожидает такой же трагический финал, как и профессора Сартанова.

1.4. Сатира в литературе 30-х годов

К теме «интеллигенция и революция» в литературе 30-х годов, несомненно, близки книги, содержащие в себе сатирическое изображение быта. Наиболее популярными из этого ряда стали романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931).

Центральные персонажи этих произведений лишь на первый взгляд кажутся беззаботными, понятными, безмятежными юмористами. На деле писателями использован прием литературной маски. Остап Бендер весел потому, что грустен.

В романах И.Ильфа и Е.Петрова представлена обширная галерея нравственных монстров: взяточников, конъюнктурщиков, воров, пустословов, накопителей, развратников, тунеядцев и т. д. Это Ипполит Воробьянинов, отец Федор Востриков, вдова Грицацуева, «голубой воришка» Альхен, Эллочка Щукина, Авессалом Изнуренков («Двенадцать стульев»), Александр Корейко, Шура Балаганов, старик Паниковский, Васисуалий Лоханкин, чиновники организации «Геркулес» («Золотой теленок»).

Остап Бендер – опытный авантюрист. Но эта сторона его личности, столь многообразно представленная в романах И.Ильфа и Е.Петрова, явно не отражает всей подлинной сложности характера «потомка янычаров». Завершает дилогию фраза О.Бендера, ставшая крылатой: «Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы». Известно, что Эдмон Дантес из романа А.Дюма «Граф Монте-Кристо» замечателен не столько своими несметными богатствами; он романтический одиночка, наказывающий негодяев и спасающий праведных. «Переквалифицироваться в управдомы» для Бендера – значит отказаться от фантазии, романтики, полета души, погрузиться в быт, что, по сути, для «великого комбинатора» равносильно смерти.

1.5. Романтическая проза в литературе 30-х годов

Замечательной страницей литературы 30-х годов стала романтическая проза.

С нею связывают обычно имена А.Грина и А.Платонова. Последний рассказывает о людях сокровенных, понимающих жизнь как душевное преодоление во имя любви. Таковы молодая учительница Мария Нарышкина («Песчаная учительница», 1932), сирота Ольга («На заре туманной юности», 1934), молодой ученый Назар Чагатаев («Джан», 1934), жительница рабочего поселка Фрося («Фро», 1936), муж и жена Никита и Люба («Река Потудань», 1937) и др.

Романтическая проза А.Грина и А.Платонова объективно могла восприниматься современниками тех лет как духовная программа для революции, преобразующей жизнь общества. Но программа эта в 30-е годы далеко не всеми воспринималась как сила подлинно спасительная. В стране проходили экономические и политические преобразования, проблемы промышленного и сельскохозяйственного производства выходили на первый план. Не стояла в стороне от этого процесса и литература: писатели создавали так называемые «производственные» романы, духовный мир персонажей в которых определялся их участием в социалистическом строительстве.

Сборка грузовых машин на конвейере Московского автозавода. Фотография 1938 года

1.6. Производственный роман в литературе 30-х годов

Картины индустриализации представлены в романах В.Катаева «Время, вперед!» (1931), М.Шагинян «Гидроцентраль» (1931), Ф.Гладкова «Энергия» (1938). О коллективизации в деревне повествовала книга Ф.Панферова «Бруски» (1928-1937). Эти произведения нормативны. Персонажи в них четко разделены на положительных и отрицательных в зависимости от политической позиции и взгляда на возникшие в процессе производства технические проблемы. Прочие особенности личности персонажей хоть и констатировались, но считались второстепенными, сущность характера не определяющими. В романе М.Шагинян «Гидроцентраль» об одном из персонажей сообщается:

«Главный инженер Мизингеса (…) терпеть не мог литературы, – честно сказать, он вовсе не знал литературы и смотрел на нее, как большие на занятия маленьких, считая в порядке вещей даже нескончаемую неграмотность газетных заметок, путавших турбины с напорными трубами.

Он вел большие дела».

Никаких комментариев к подобному наблюдению писательница не дает, да и сам главный инженер строительства гидроэлектростанции на реке Мизинке в Армении видное место в сюжете романа не занимает.

Усиленное внимание «производственной литературы» к явлениям узко техническим входило в противоречие с гуманистической ролью искусства как воспитателя человеческой души. Авторам подобных произведений это обстоятельство было, конечно, очевидно. М.Шагинян в финале своего романа замечает:

«Читатель устал быть может (…). И автор (…) с горечью сердца чувствует, как сохнет внимание читателя, как слипаются глаза и говорят книге: «Довольно», – не для всякого ведь технический инвентарь подобен пригоршне драгоценных камней, которые перебираешь и не в силах насладиться досыта».

Но особенно удивительны заключительные слова «Гидроцентрали». Инженер Гогоберидзе говорит: «Нам надо пройти через практику, накопить груду опыта по проектировке бетона, и только теперь мы и знаем, с чего начинать в бетоне… Так оно и с проектом. Так оно и со всей нашей жизнью». Слова «Так оно и со всей нашей жизнью» – попытка писательницы хоть и под занавес вывести свое многостраничное произведение к общечеловеческим проблемам.

Нормативной была и композиция «производственных романов». Кульминационный пункт сюжета совпадал не с психологическим состоянием героев, а с производственными проблемами: борьба с природной стихией, авария на строительстве (чаще всего ставшая следствием вредительской деятельности враждебных социализму элементов) и т.д.

Такого рода художественные решения проистекали из обязательного в те годы подчинения писателей официальной идеологии и эстетике социалистического реализма. Накал производственных страстей позволял писателям создавать канонический образ героя-борца, утверждавшего своими деяниями величие социалистических идеалов.

Доменный цех Кузнецкого металлургического завода. Фотография 1934 года

1.7. Преодоление художественной нормативности и социальной заданности в творчестве М.Шолохова, А.Платонова, К.Паустовского, Л.Леонова.

Однако художественная нормативность и социальная заданность «производственной темы» не смогла сдержать стремлений писателей высказываться своеобразно, неповторимо. К примеру, совершенно вне соблюдения «производственных» канонов созданы такие яркие произведения, как «Поднятая целина» М.Шолохова, первая книга которой появилась в 1932 году, повести А.Платонова «Котлован» (1930) и К.Паустовского «Кара-Бугаз»(1932), роман Л.Леонова «Соть» (1930).

Смысл романа «Поднятая целина» предстанет во всей сложности, если учесть, что поначалу это произведение было озаглавлено «С кровью и потом». Существуют свидетельства о том, что название «Поднятая целина» было навязано писателю и всю жизнь воспринималось М.Шолоховым враждебно. Стоит посмотреть на это произведение с точки зрения его первоначального названия, как книга начинает раскрывать новые, ранее не замеченные горизонты гуманистического смысла, основанного на общечеловеческих ценностях.

В центре повести А.Платонова «Котлован» не производственная проблема (строительство общепролетарского дома), а горечь писателя по поводу духовной несостоятельности всех начинаний героев-большевиков.

К.Паустовский в повести «Кара-Бугаз» также занят не столько техническими проблемами (добыча глауберовой соли в заливе Кара-Бугаз), сколько характерами и судьбами тех мечтателей, которые посвятили исследованию загадок залива свою жизнь.

Читая «Соть» Л.Леонова, видишь, что сквозь канонические черты «производственного романа» в нем проглядывают традиции произведений Ф.М.Достоевского, прежде всего – его углубленный психологизм.

Плотина Днепрогэса. Фотография 1932 года

1.8. Исторический роман в литературе 30-х годов

Развивается в 30-е годы исторический роман. Имея тематически многообразную традицию – и западную (В.Скотт, В.Гюго и др.), и отечественную (А.Пушкин, Н.Гоголь, Л.Толстой и др.) жанр этот в литературе 30-х годов модифицируется: в соответствии с потребностями времени писатели обращаются исключительно к теме социально-политической. Героем их произведений становится прежде всего борец за народное счастье или же человек с прогрессивными политическими воззрениями. В.Шишков повествует о крестьянской войне 1773-1775 годов (эпопея «Емельян Пугачев», 1938-1945), О.Форш пишет роман «Радищев» (1939).

Строительство Большого Ферганского канала. Фотография 1939 года

1.9. Роман воспитания в литературе 30-х годов

Литературе 30-х годов оказались близки традиции «романа воспитания», развивавшегося в эпоху Просвещения (К.М.Виланд, И.В.Гёте и др.). Но и здесь проявила себя соответствующая времени жанровая модификация: писатели обращают внимание на становление исключительно социально-политических, идейных качеств юного героя. Именно о такой направленности жанра «воспитательного» романа в советское время свидетельствует название главного произведения в этом ряду – романа Н.Островского «Как закалялась сталь» (1934). Книга А.Макаренко «Педагогическая поэма» (1935) также наделена «говорящим» названием. В нем отражена поэтическая, восторженная надежда автора (да и большинства людей тех лет) на гуманистическое преобразование личности под воздействием идей революции.

Следует заметить, что упомянутые выше произведения, означенные терминами «исторический роман», «воспитательный роман», при всей своей подчиненности официальной идеологии тех лет заключали в себе и выразительное общечеловеческое содержание.

Таким образом, литература 30-х годов развивалась в русле двух параллельных тенденций. Одну из них можно определить как «общественно-поэтизирующую», другую – как «конкретно-аналитическую». Первая основывалась на чувстве уверенности в прекрасных гуманистических перспективах революции; вторая констатировала реальность современности. За каждой из тенденций – свои писатели, свои произведения и свои герои. Но порой обе эти тенденции проявляли себя в пределах одного произведения.

Строительство Комсомольска-на-Амуре. Фотография 1934 года

10. Тенденции и жанры развития поэзии 30-х годов

Отличительной особенностью поэзии 30-х годов являлось бурное развитиепесенного жанра, тесно связанного с фольклором. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев-Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.

Поэзия 30-х годов активно продолжала героико-романтическую линиюпредшествующего десятилетия. Ее лирический герой – революционер, бунтарь, мечтатель, опьяненный размахом эпохи, устремленный в завтра, увлеченный идеей и работой. Романтичность этой поэзии как бы включает в себя и ярко выраженную привязанность к факту. «Маяковский начинается» (1939) Н.Асеева, «Стихи о Кахетии» (1935) Н.Тихонова, «Большевикам пустыни и весны» (1930-1933) и «Жизнь» (1934) В.Луговского, «Смерть пионерки» (1933) Э.Багрицкого, «Твоя поэма» (1938) С.Кирсанова – не похожие по индивидуальной интонации, но объединенные революционным пафосом образцы советской поэзии этих лет.

В ней звучит и крестьянская тематика, несущая свои ритмы и настроения. Произведения Павла Васильева с его «удесятеренным» восприятием жизни, необычайной сочностью и пластикой рисуют картину ожесточенной борьбы в деревне.

Поэма А.Твардовского «Страна Муравия» (1936), отражая поворот многомиллионной крестьянской массы к колхозам, эпически повествует о Никите Моргунке, безуспешно ищущем счастливую страну Муравию и находящем счастье в колхозном труде. Стихотворная форма и поэтические принципы Твардовского стали этапными в истории советской поэмы. Близкий к народному, стих Твардовского ознаменовал частичное возвращение к классической русской традиции и вместе с тем внес существенный вклад в нее. Народность стиля сочетается у А.Твардовского со свободной композицией, действие переплетается с раздумьем, прямым обращением к читателю. Эта внешне простая форма оказалась весьма емкой в смысловом отношении.

Глубоко искренние лирические стихи писала М.Цветаева, осознавшая невозможность жить и творить на чужбине и вернувшаяся в конце 30-х годов на родину. В конце периода видное место в советской поэзии заняли моральные вопросы (Ст.Щипачев).

Поэзия 30-х годов не создала своих особых систем, но она весьма емко и чутко отразила психологическое состояние общества, воплотив и мощный духовный подъем, и созидательное вдохновение народа.

1.11. Героико-романтическая и социально-психологическая драма 30-х годов

В драматургии 30-х годов господствующее положение занимали героико-романтическая и социально-психологическая драма. Героико-романтическаядрама изображала тему героического труда, поэтизировала массовый повседневный труд людей, героизм во время гражданской войны. Такая драма тяготела к масштабному изображению жизни.

Вместе с тем пьесы подобного типа отличались односторонностью и идеологической направленностью. В истории искусства они остались как факт литературного процесса 30-х годов и в настоящее время не пользуются популярностью.

Более художественно полноценными были пьесы социально-психологические. Представителями этого направления в драматургии 30-х годов были А.Афиногенов и А.Арбузов, призывавшие художников исследовать то, что происходит в душах, «внутри людей».

2.Литература 40-х годов 20 века

Литература периода Великой отечественной войны развивалась в сложных условиях. Ведущей темой в литературе (во всех ее жанрах) стала тема зашиты Родины. Развитию литературы во многом способствовала критика, которая на первых порах войны ратовала за развитие малых жанров. Появились попытки узаконить их в литературе, это - очерк, памфлет, фельетон. К этому, в частности, призывал И. Эренбург, который в эти годы успешно работает в таком жанре, как публицистическая статья.

В активизации литературного процесса в годы войны большую роль сыграли дискуссии, которые проходили на страницах журналов. Большое значение имели критические выступления и дискуссии, в которых осуждались ложная патетика и лакировка в изображении войны некоторыми писателями, попытка эстетизировать войну. Критике подверглись в журнале "Знамя" (выступление Е. Книпович "Красивая неправда о войне") некоторые рассказы о войне К. Паустовского, В. Каверина, Л. Кассиля, за надуманность, красивость и несоответствие жизненной правде. В книге рассказов Паустовского "Ленинградская ночь" отмечено отсутствие подлинного накала испытаний, через которые прошли осажденные Ленинград и Одесса, где люди умирали не в шутку.

Многие произведения, в которых дана была суровая правда войны, подверглись несправедливой критике. В пессимизме, нагнетании мрачных подробностей при описании блокадного быта, в любовании страданиями были обвинены О. Бергольц и Вера Инбер.

2.1«Сороковые,роковые…».Расссвет поэзии

Поэзия в период ВОВ была ведущим жанром литературы.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе Родины, народа - вот основные мотивы поэзии этих лет. В дни войны обострилось чувство отчизны. Представление о Родине как бы опредметилось, приобрело конкретность. Поэты пишут о родных деревенских проселках, о земле, на которой родились, выросли (К. Симонов, А. Твардовский, А. Прокофьев).

Лирическая исповедальность в сочетании с широтой объективной картины мира характерна для стихотворения К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Для лирического героя Родина - это прежде всего народ на трагических дорогах отступлений. Душа лирического героя изнывает в печали и скорби, полна прощальных слез и раскаяния

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами га русских могил.

В стихотворении "Родина" поэт, возвращаясь к теме земли, нации, народа, конкретизирует понятие родины, сводит его к "клочку земли, припавшему к трем березкам.".

Видоизменяется в лирике военных лет и характер лирического героя. Он стал интимно близким. Конкретные, личные чувства и переживания несли в себе общезначимое, общенародное чувство. В характере лирического героя выделены две основные национальные черты: любовь к Отечеству и ненависть к врагу. В поэзии военных лет выделяются три основные жанровые группы стихов: собственно-лирические (ода, элегия, песня), сатирические и лиро-эпические (баллады, поэмы).

Набат и призыв становятся одним из основных мотивов одической поэзии: А. Сурков - "Вперед!", "В наступление!", "Назад ни шагу!", "Порази в черное сердце черного зверя", А. Твардовский - "Ты враг! И да здравствует кара и месть!", О. Бергольц - "Опрокинь врага, задержи!", В. Инбер - "Бей врага!", М. Исаковский - "Наказ сыну".

К одическим стихам можно отнести многочисленные послания городам-героям: Москве, Ленинграду, обращения и призывы, наказы.

Поэтика одических стихотворений во многом традиционна: большое количество риторических фигур, восклицаний, обилие метафор, аллегорий, гипербол. "Убей его!" К. Симонова - лучшее из них.

Большую популярность приобрели в годы войны лирические стихи поэта. В центре внимания лирики К. Симонова - моральная проблематика. Честность бойца, верность его товариществу, прямота, откровенность раскрываются Симоновым как категории, определяющие как сам боевой дух человека, его стойкость, так и его преданность своему полку, Родине ("Дом в Вязьме", "Другу", "Смерть друга").

Большой популярностью пользовались стихи из цикла "С тобой и без тебя". Наиболее выразительно стихотворение из этого цикла "Жди меня".

Жанровое многообразие отличает песню военных лет - от гимнической и маршевой ("Священная война" А. Александрова, "Песня смелых" А. Суркова) до интимно-любовной. Выделяется несенная лирика М. Исаковского, связанная с войной, ее тревогами, обострившимся чувством любви к родине ("В прифронтовом лесу", "Ой туманы, мои растуманы", "Где вы, где вы, очи карие?"), с любовью, молодостью ("Лучше нету того цвету, когда яблоня цветет", "Услышь меня, хорошая. ").

Анна Ахматова в первые дни войны пишет "Клятву", "Мужество". В дни блокады Ленинграда пишет стихотворение "Птицы смерти в зените стоят", где говорит о великом испытании Ленинграда. Стихи А. Ахматовой полны трагедийного пафоса.

"И вы, мои друзья военного призыва,

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!"

На первом плане у Ахматовой, как и во всей поэзии ВОВ, общечеловеческие ценности, которые призваны были защищать советские люди: жизнь, дом, семья (внуки), товарищество, Родина. В стихотворении "Памяти Вани" Ахматова обращается к погибшему во время ленинградской блокады сыну соседки по квартире. В Ленинграде Ахматова провела первые месяцы войны, откуда ее в сентябре 1941 г. эвакуировали в Ташкент. Впечатления, полученные в средней Азии, породили такой цикл, как "Луна в зените", стихотворение "Когда лежит луна куском чарджуйской дыни", "Ташкент зацветает", где поэтесса затрагивает тему человеческого тепла, и др. В августе 1942 года Ахматова заканчивает первую редакцию "Поэмы без героя" (начатую в конце декабря 1940 г.)

Примечателен цикл стихов Б. Пастернака "На ранних поездах". Стихи этого цикла посвящены людям фронта и тыла, прославляют выдержку, внутреннее достоинство и благородство народа, подвергшегося суровым испытаниям.

Получает развитие жанр баллады. Ее острая сюжетность, напряженность конфликта отвечали стремлению не только запечатлеть "состояние души", но и художественно воспроизвести войну в ее контрастно-событийных проявлениях, передать ее драматизм в реальных жизненных коллизиях. К балладе обращались Н. Тихонов, А. Твардовский.А. Сурков, К. Симонов.

П. Антокольский тяготеет в балладах к созданию обобщенного образа ("Ярославна").А. Твардовский создает тип баллады психологической ("Баллада об отречении", "Баллада о товарище").

Для поэзии послевоенных лет характерно стремление к фи-лософско-историческому осмыслению действительности. Поэты не ограничиваются выражением патриотического чувства, а стремятся глубже осознать недавнее прошлое, уяснить истоки победы, видя их в верности героическим, национальным традициям. Таков пафос стихотворений "Отчизне", "Кремль зимней ночью" Я. Смелякова.

Славную историю России воспевает поэт в стихотворении "Пряха", где создает аллегорический, сказочный образ пряхи, которая плетет нить судеб, соединяя настоящее и прошедшее.

Образ воина-патриота, отстоявшего свою страну в борьбе, создает М. Исаковский в стихотворении "Летят перелетные птицы". Трагедийным пафосом отмечено его же стихотворение "Враги сожгли родную хату". С ним по пафосу перекликаются стихотворения А. Твардовского "Я убит подо Ржевом" и "Сыну погибшего воина".

Плеяда фронтовых поэтов заявила о себе сразу после войны. Их творческое самоопределение совпало с ВОВ. Это С. Орлов, М. Дудин, С. Наровчатов, А. Межиров, С. Гудзенко, Е. Винокуров. Тема войны, тема подвига, солдатской дружбы - ведущие в их творчестве. Эти поэты стремились осмыслить в своем творчестве место и роль своего поколения, поколения, вынесшего на своих плечах всю тяжесть жестокой войны.

Мерилом нравственной оценки человека для поэтов этого поколения становится участие его в войне (Луконин: "Но лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустой душой. ").

В стихотворении "Мое поколение" С. Гудзенко говорит о нравственной стороне подвига, о высокой правде солдатского долга:

Нас не нужно жалеть.

Ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией

И в трудное время чисты.

С. Гудзенко именно с войной связывает рождение своего творчества, настоящего творчества, способного зажигать людские сердца. Для стихов поэтов этого поколения характерны напряженность ситуации, романтический стиль, интонации реквиема, высокая символика, что помогало выявить глобальный характер деяний простого солдата.

"Его зарыли в шар земной., а был он лишь солдат." (С. Орлов).

Несправедливым нападкам были подвергнуты многие поэты. Критика считала, что поэты должны писать не о личном, пережитом, а об общенародном, забывая, что общее можно выразить через глубоко личное.

Значителен цикл "По войне" Ю. Друниной, где преобладает тема трагедии войны, тема мужания поколения на войне. Эти же темы находят отражение и в стихах М. Луконина (Пролог") и А. Межирова (цикл "Ладожский лед").

2.2.Проза

1.Жанровое многообразие прозы.
а) публицистика (И. Эренбург, М. Шолохов, А. Платонов);
б) эпос (К. Симонов, А. Бек, Б. Горбатов, Э. Казакевич, В. Панова, В. Некрасов)
2.Стилевое своеобразие прозы 40-х годов.
а) тяготение к героико - романтическому изображению войны (Б. Горбатов, Э. Казакевич);
б)тяготение к изображению будней войны, рядовых участников войны
(К. Симонов, А. Бек, В. Панова, В. Некрасов);

Урок № 92

Дисциплина: Литература

Курс: 1.

Группа:

Тема учебного занятия: Советская литература 1930-1940-х гг. Обзор.

Вид учебного занятия: Текущая лекция.

Цели урока

Обучающая: показать студентам сложность и трагичность эпохи 1930-1940-х гг.; обнаружить взаимосвязь литературы и общественной мысли 30-х – 40-х годов с историческими процессами в стране и их взаимовлияние; вызвать интерес к произведениям 30-40-х годов XX века и творчеству писателей данной эпохи;

Развивающая: совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гуманности.

    Организационный момент.

    Вводный этап урока.

    Актуализация.

    Изучение нового материала.

А. Общественно–политическая ситуация 30–х годов.

Б. Основные темы литературы 30-40-х годов 20 века.

В. Внимание «компетентных органов» к литературе.

    Закрепление.

    Подведение итогов. Выставление оценок. Постановка домашнего задания.

Ход урока

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».

I . Организационный момент: Подготовка студентов к работе. Приветствие; выявление отсутствующих; организация учебного места.

II . Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. Сообщение темы.

III . Актуализация. Постановка целей урока.

Вступительное слово:

Мы познакомимся сегодня с литературой 30-40 годов 20 века. Очень сложно разобраться в истории этого периода. Еще совсем недавно считалось, что эти годы наполнены исключительно художественными достижениями. В наши дни, когда открываются многие страницы истории России 20 века, видно, что 30-40 годы – это время как художественных открытий, так и невосполнимых потерь.

Мы рассмотрим не всю литературу названного периода, а лишь вспомним тех авторов, которые не вписывались в новую идеологию. Они понимали, что отрицать новое время – нелепо. Поэт должен его выразить. Но выразить – это не значит воспеть…

Чтение стихотворения:

Писатель,- если только он

Волна, а океан – Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

«Когда поражена свобода».

Яков Петрович Полонский – русский поэт 19 века.

Какое впечатление произвели на Вас эти строки, что Вы можете о них сказать?

IV . Изучение нового материала.

Лекция преподавателя с элементами беседы.

А. Общественно–политическая ситуация 30–х годов.

- Ребята, что Вы можете сказать о времени 30-40-х годов 20 века?

(Работа с эпиграфом).

Годами бурного социалистического строительства стали 30-40-е годы 20 века. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», - это не просто строка из популярной в 30-е годы песни, это девиз эпохи. Советские люди, действительно, творили сказку, творили своим трудом, своим энтузиазмом. Воздвигалось здание могучей социалистической державы. Строилось «светлое будущее».

В наши дни уже как легенда звучат названия Комсомольск-на-Амуре, Турксиб, Магнитка, Днепрострой. Вспоминается имя А. Стаханова. Довоенные пятилетки ликвидировали вековую отсталость России и выводили страну на передовые рубежи производства, науки и техники.

Экономические и политические процессы сопровождались коренной ломкой отживших представлений, перестройкой человеческого сознания. Советское крестьянство «с кровью рвало пуповину», соединявшую его с собственностью. Новые социалистические представления о роли труда в жизни, новые нравственные и эстетические ценности стали объектом пристального внимания советского искусства.

Все это находило отражение в литературе и того времени.

Б. Основные темы литературы 30-40-х годов 20 века.

Новые темы 30-х годов.

    производственная тема;

    коллективизация сельского хозяйства;

    бурный всплеск исторического романа.

1.Производственная тема.

Производственный роман - это такое литературное произведение, где всё действие описывается на фоне какого-то производственного процесса, все герои так или иначе в этот процесс включены, решение производственных проблем создает какие-то нравственные коллизии, героями решаемые. При этом читатель вводится в курс производственного процесса, он включается не только в человеческие, но и в деловые, рабочие отношения героев (запись в тетрадь) .

30-е годы – время напряжённейшего труда по коренному преобразованию индустриального облика страны.

Роман Ф. Гладкова «Цемент» (первое произведение на эту тему, 1925);

«Соть» Л. Леонова;

«Гидроцентраль» М. Шагинян;

«Время, вперёд!» В. Катаева;

Пьесы Н. Погодина «Аристократы», «Темп», «Поэма о топоре».

Жанр романа воспитания

«Педагогическая поэма» А. Макаренко. В своём автобиографическом повествовании автор весьма наглядно показал, каких результатов добивается педагог, если он умело сочетает разумно организованный труд колонистов с принципом коллективизма, когда воспитанники как бы сами, без назойливого вмешательства извне решают все проблемы на основе демократического самоуправления.

Романы о самовоспитании новой личности

«Как закалялась сталь» Н. Островского (о преодолении болезни);

«Два капитана» В. Каверина (о преодолении своих недостатков).

Особое место занимают произведения А. Платонова «Котлован». «Чевенгур», «Ювенильное море».

2. Тема коллективизации.

В полной мере отразить трагические стороны «великого перелома» в деревне, производимого сверху и повлекшего страшный голод во многих областях страны, перегибы раскулачивания – всё это в той или иной мере будет затронуто лишь позднее, после разоблачения культа Сталина.

«Поднятая целина» М. Шолохова;

«Бруски» Ф. Панфёрова;

«Лапти» П. Замойского;

«Ненависть» Н. Шухова;

«Девки» Н. Кочина;

поэма «Страна Муравия» А. Твардовского.

3.Жанр исторического романа.

В. Шишков «Емельян Пугачёв»;

О. Форш «Радищев»;

В. Ян «Чингиз-хан»;

С. Бородин «Дмитрий Донской»

А. Степанов «Порт-Артур»;

И. Новиков «Пушкин в Михайловском»;

Ю. Тынянов «Кюхля»;

Центральное место занимает роман А. Толстого «Пётр Первый».

В.Внимание «компетентных органов» к литературе.

усиление репрессивных мер против неугодных литераторов: Б. Пильняк, М. Булгаков, Ю. Олеша, В. Вересаев, А. Платонов, Е. Замятин;

Постановление ЦК «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 г.;

Утверждение в качестве творческого метода социалистического реализма – первый съезд Союза писателей СССР 1934г.

V . Закрепление.

Единообразие советской культуры

Доминирование романа с трафаретными сюжетными ходами и системой персонажей, обилием риторики и дидактики.

Изменения в образах героев

Герой действующий, не знающий нравственных мук и слабостей.

Шаблонные персонажи: сознательные коммунист, комсомолка, бухгалтер из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант.

Борьба с «формализмом».

Усредненность литературы.

Уход писателей из «большой литературы» в пограничные сферы (детская литература).

«Потаенная» литература: А. Платонов «Котлован», «Чевенгур», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» - «возвращенная литература» в 60-80-е гг.

VI . Подведение итогов. Выставление оценок. Постановка домашнего задания.

- Итак, ребята время 30-40-х годов 20 века – это очень сложное время. Но все же оно не прошло бесследно для истории литературы, а оставило свой след.

Лучшие прозаические произведения 30-40-х годов

Романы М. Шолохова «Тихий Дон» 1928-40, «Поднятая целина» 1932-60

Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» 1925-36

Роман А. Толстого «Петр Первый» 1930-45.

Домашнее задание: Прочитать повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», отметить на основе ранее изученного материала как нашла свое отражение советская эпоха в данном произведении. Ответить на вопрос: «Почему повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а напечатана лишь в 1987?»

Уже к концу 20-х годов в советской литературе стали нарастать тревожные тенденции, свидетельствовавшие о том, что писательский труд все больше начинает привлекать к себе «заботливое» внимание и властей, и верных им «компетентных органов». В частности, это выразилось в усилении репрессивных мер против неугодных литераторов. Так, в 1926 году конфискуется номер журнала «Новый мир» с повестью Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны»: история командарма Гаврилова, главного героя повести, слишком напоминала судьбу Михаила Фрунзе, одного из крупнейших деятелей революции и Гражданской войны, под давлением партии вынужденного пойти на ненужную ему операцию и погибшего под ножом хирурга. В том же году производится обыск на квартире М. Булгакова, изымается рукопись повести "Собачье сердце". В 1929 году устраивается настоящая травля целого ряда авторов, в том числе Ю. Олеши, В. Вересаева, А. Платонова и др. Особенно разнузданно ведут себя рапповцы, почувствовавшие свою безнаказанность и не останавливающиеся ни перед чем в стремлении очернить своих противников. В 1930 году, затравленный, не сумевший распутать клубок личных и творческих проблем, кончает с собой В. Маяковский, а отлученный от своего читателя Е. Замятин с трудом добивается разрешения оставить родину.

Запрет литературных объединений и создание ССП

В 1932 году постановление Центрального Комитета партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП. Именно по этой причине многими писателями постановление было воспринято с радостью, к тому же все писатели объединялись в единый Союз советских писателей (ССП), берущий на себя все бремя забот по обеспечению их всем необходимым для творчества. Первый пленум оргкомитета писательского союза стал важнейшим шагом в сторону унификации всей советской литературы. Объединение творческих сил страны в единый Союз не только упростило контроль над ними — отлучение от него означало отлучение от литературы, от читателя. Лишь члены ССП имели возможность печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и в санатории, остальные же были обречены на нищенское существование.

Утверждение метода социалистического реализма

Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М. Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др. Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства. «Тенденциозный» — идеологическая заданность. «Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм). Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»). «Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности. «Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений. Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».

Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения. При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи. Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).

Преобладание романа в прозе

От многообразия идейно-стилевых течений советская культура пришла к навязываемому ей единообразию и единомыслию: в эпических формах начинает доминировать роман — большое эпическое полотно, с трафаретными сюжетными ходами, системой персонажей, обилием риторических и дидактических вкраплений. Особенно популярна так называемая «производственная проза», зачастую включающая в себя элементы «шпионского» романа (названия произведений говорят сами за себя): Ф. Гладков. «Энергия»; М. Шагинян. «Гидроцентраль»; Я. Ильин. «Большой конвейер» и др. Активно публикуется и проза, посвященная становлению колхозной жизни, и тоже говорящие заглавия: Ф. Панферов. «Бруски»; П. Замойский. «Лапти»; В. Ставский. «Разбег»; И. Шухов. «Ненависть» и др.

Герой мыслящий уступает место герою действующему, не знающему слабостей и сомнений, нравственных мук и даже объяснимых человеческих слабостей. Из романа в роман кочует стандартный набор шаблонных персонажей: сознательный коммунист, сознательная комсомолка, бухгалтер-«недобиток» из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант, приехавший в советскую Россию под маской специалиста-консультанта...

Борьба с «формализмом»

В середине 30-х годов 20 века развернулась борьба с «формализмом», под которым понимался любой поиск в области художественного слова, любой творческий эксперимент, будь то сказ, орнаментальность или просто склонность автора к лирическим медитациям. Советская литература заболела тяжелой болезнью усредненности — естественного следствия унификации. Несмотря на звездопад государственных премий и наград, все меньше публикуется произведений, которые без натяжки могут быть названы крупными событиями в литературе.

Отрыв литературы от реальности

Само развитие метода социалистического реализма показало невозможность управлять живым процессом творчества, не убивая самого главного — творческого духа. От официальных критиков требовались сложные пируэты мысли, чтобы «пристегнуть» к официальному методу советской литературы лучшие произведения тех лет — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М. Шолохова, эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, роман «Петр Первый» А. Толстого и др.

Литература переставала отражать реальность, отвечать на действительно насущные вопросы. Как результат — писатели, не приспособившиеся к новым правилам игры, нередко уходили из «большой литературы» в пограничные сферы. Одной из таких сфер стали детские книги. Произведения для детей Б. Житкова, А. Гайдара, М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина, Ю. Олеши, писателей группы ОБЭРИУ (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского и др.) нередко затрагивали проблемы, недоступные для «взрослой» литературы тех лет, детская поэзия оставалась чуть ли не единственным легальным способом работать с экспериментальными художественными формами, обогащая русский стих. Другой областью «внутренней эмиграции» для многих авторов стала переводческая деятельность. Следствием того, что многие крупные художники, среди которых Б. Пастернак, А. Ахматова, С. Маршак, А. Тарковский, в этот период имели возможность заниматься только переводами, стало создание высочайшего уровня русской переводческой школы.

"Потаенная" литература

Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от всевидящего ока властей создавалась еще одна литература, получившая название «потаенной». Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые выстраданные произведения, откладывали их до лучших времен: другие изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время, сразу же писали «в стол», для потомков. Подводная часть айсберга советской литературы вполне соотносилась по своей значимости и мощи с массивом официально разрешенных произведений: среди них такие шедевры, как «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др. Своего читателя эти книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой «возвращенной литературы». Однако не следует забывать, что эти произведения создавались в тех же условиях, под влиянием тех же исторических и культурных факторов, что и произведения «разрешенные», и потому они являются органической частью единой русской литературы 20—30-х годов.

Литература русского зарубежья

Картина русской литературы послереволюционных десятилетий все равно будет также неполной, если не упомянуть еще и литературу русского зарубежья. Страну в то время покинуло множество замечательных писателей и поэтов, среди которых И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева и др. Своей миссией они видели сохранение России такой, какой они ее запомнили: даже за много тысяч верст от Родины авторы старшего поколения в своем творчестве обращались к родной земле, ее судьбе, традициям, вере. Многие представители молодого поколения, эмигрировавшие еще совсем юными или же мало кому известными авторами, стремились сопрягать традиции русской классики с новыми веяниями европейской литературы и искусства, присматривались к опытам советских литераторов. Некоторые писатели, как, например, М. Горький или А. Толстой, впоследствии вернулись из изгнания, однако в целом литература русской эмиграции первой волны стала значительнейшим явлением мировой и отечественной культуры, ее неотъемлемой частью. Не случайно первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии в 1933 году стал И. Бунин.

Не все писатели русской эмиграции сумели сохранить и преумножить свой талант в изгнании: лучшее, что было создано А. Куприным, К. Бальмонтом, И. Северянином, Е. Замятиным и другими писателями и поэтами, — произведения, написанные на Родине.

Судьба значительной части мастеров слова, оставшихся в России, сложилась трагично. В поминальном списке русских писателей, погибших в застенках и лагерях НКВД, имена Н. Гумилева, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама, Н. Олейникова, Б. Пильняка, Д. Хармса и многих других замечательных авторов. В число жертв эпохи можно включить и А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаеву... Впрочем, ни репрессии, ни официальное забвение не смогли изъять из русской культуры творческого наследия лучших представителей отечественной словесности.

Картина живого литературного процесса 20— 30-х годов 20 века будет неполной без творчества писателей, искренне веривших в идеалы социалистической революции и победу коммунизма, тех, кто под гнетом идеологического диктата пытался сохранить свою творческую индивидуальность, нередко ценою свободы и даже жизни, и тех, кто вдали от родины с болью и любовью вспоминал о ней, имея полное право повторить вслед за 3. Гиппиус: «Мы не в изгнании, мы — в послании». Русская литература едина, несмотря на разделившие ее идеологические барьеры и даже государственные границы.




Top