Русские народные рисунки карандашом. Как нарисовать герб россии поэтапно карандашом - пошаговое описание и рекомендации

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Резьба по дереву – древний вид искусства. Его высокую популярность до наших дней объясняет доступность материала, красота результата. Примитивные рисунки, которые можно найти на работах наших предков, со временем превратились в изящные узоры и орнаменты. Благодаря возможностям сети Интернет, найти эскизы для резьбы по дереву не представляет особой трудности.


Что такое орнамент

Для декорирования изделий из дерева издревле использовались различные орнаменты. Орнамент представляет собой особый ритмически расположенный узор, выполненный из различных изобразительных элементов.

Существует несколько основных, базовых разновидностей орнамента. Остановимся на некоторых видах подробнее.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент, как правило, состоит из множества простых фигур, сочетание которых создает удивительный фантазийный образ.

Отдельные элементы геометрического орнамента могут применяться самостоятельно:

  • точка (в совокупности приобретает декоративный эффект);
  • линии (используются в качестве разграничителей отдельных сюжетов на изделии);
  • ломаные линии (несут в себе сакральный смысл, так, например, зигзаг – символ воды);
  • квадраты и ромбы (выступают в качестве рамок для сюжетов);
  • многоугольники (традиционные узоры восточных мотивов);
  • кресты (в древности – символы разнообразного строения);
  • спирали, винты;
  • круги.


Наибольшее распространение геометрический орнамент получит в геометрической и контурной резьбе.


Деревья и цветы

Окаймляют основной орнамент композиции, либо являются самостоятельным орнаментов. Изображаются деревья, цветы, плодоносящие растения. Является одним из самых излюбленных орнаментов разных народов.

Самые распространенные формы – лотос, плющ, виноград, дуб.


Дикие животные

Как следует из названия, зооморфный орнамент основан на повторении изображения разных животных. Чаще всего их вид сильно упрощен. Зачастую животные связаны с мифологией.

Используется в сочетании с растительным и геометрическим орнаментами.


Встречается в любом виде резьбы (от плоскорельефной до скульптурной).

Изображение человека

Как правило, человек в резьбе по дереву изображается схематично, вкупе с растительным и животным орнаментом.

Комплексные орнаменты

Самые разнообразные элементы, несущие декоративную функцию (надписи, иероглифы, арабская вязь, геральдика, символы).


В зависимости от места расположения и формы орнамента, выделяются следующие его разновидности:

  • кайма;
  • гирлянда (волнообразный орнамент);
  • розетка (отдельная фигура орнамента);
  • пальметта (веерообразный орнамент);
  • арабеска (сложный, витиеватый орнамент);
  • венок;
  • панно.

Этапы при подготовке

Прежде чем вырезать понравившийся орнамент, необходимо найти его эскиз. После чего необходимо будет вырезать шаблоны.

Далее, перенести его на заготовку при помощи копировальной бумаги (кальки) и простого карандаша. И только потом настанет время вырезать орнамента (ножом, лобзиком, фрезером или другими подходящими инструментами).

Новичкам не следует браться за сложные, витиеватые орнаменты. Для начинающих хорошо подойдет контурная резьба, художественные мотивы.

Шаблон должен быть подходящим для конкретного вида резьбы. Для плоскорельефной резьбы и геометрической существуют одни шаблоны, для прорезной – другие.

Вот несколько несложных в исполнении эскизов (фотографии и рисунки):



Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву - это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

Разновидности резьбы

Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:

  1. Контурная резьба - пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
  2. Геометрическая резьба - самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.

  1. Плосковыемчатая резьба - технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.

Разновидностью этой методики считается также сквозная резьба, при которой в заготовке формируют не только углубления, но и отверстия.

  1. Скульптурная резьба (объемная) - самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма. Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.

Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.

Что нужно для работы?

Инструменты резчика

Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:

Иллюстрация Инструмент Назначение

Нож-косяк Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ.

Стамески Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
  • плоские;
  • полукруглые;
  • уголковые;
  • скобчатые.

Клюкарзы Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением.

Ложкорезы Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины.

Цена профессиональных инструментов для резки достаточно высока. И все же начинающему мастеру не стоит экономить: лучше приобрести несколько ножей и стамесок приличного качества. Тогда первый опыт не будет испорчен, и можно будет сосредоточиться на освоении приемов и техник резьбы.

Выбор древесины

Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:

  1. Липа - идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
  2. Ольха (красная и черная) - тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус - сложно найти!

  1. Береза - более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
  2. Дуб - отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.

  1. Груша - древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.

Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости - обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.

Приемы и методики при геометрической резьбе

По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:

  1. Подготовка - выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
  2. Собственно резьба - нанесение рельефного узора.
  3. Финишная обработка - устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.

Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:

Иллюстрация Этап работы

Нанесение рисунка.

На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву.

Во втором случае эскиз распечатываем и переносим на основу, делая проколы шилом в точках пересечения линий.


Прорезка контуров.

Ориентируясь на рисунок, резцом прорезаем контурные линии. При этом соблюдаем глубину и направление подрезки.


Вырезание треугольных элементов.

После базовой прорезки переходим к основной части работы. Каждый треугольник подрезаем на клин с двух сторон. После этого вырезаем третью сторону, извлекая фрагмент древесины.


Вырезание остальных элементов.

После того как будут выбраны все треугольники, переходим к другим деталям резьбы - скосам, плоскостям, дугам и т. д. Прорезаем их, стараясь не повредить уже обработанный участок.


Чистовая прорезка.

После завершения основных операций острым резцом обрабатываем проблемные участки, удаляя дефекты и формируя ровные четкие линии.

Плоскости тщательно шлифуем, стараясь не снять рельеф.


Морение/лакировка

Обрабатываем изделие морилкой или лаком, либо применяем декоративную пропитку с тонирующим эффектом.

Заключение

Ни в коем случае не хочу сказать, что резьба по дереву - это просто. Для достижения результата нужно учиться и практиковаться, желательно под руководством наставника. Но советы и видео в этой статье помогут вам сделать первые шаги, а в комментариях вы можете получить ответы на все интересующие вас вопросы.


Едва научившись держать в руках предметы, у маленького человечка проявляется тяга к творчеству. Со временем перед ним откроется возможность попробовать себя в различных видах мастерства: рукоделие, лепка, оригами, резьба по дереву, рисование. Конечно, для этого пригодятся определенные навыки, которые ребенок получил в раннем детстве. Порой простое увлечение постепенно переходит в хобби, а затем, стает делом всей жизни. Так много столетий назад на Руси одним из главных видов творчества была резьба по дереву. И в XXI веке она по-прежнему вызывает у людей неподдельный интерес.

Популярные виды замысловатого искусства

На протяжении долгого времени люди украшали свои жилища деревянными предметами из резьбы. Разного рода картины, кухонная утварь, предметы культа, детские игрушки считались ценными вещами для любой семьи. Возможно, поэтому и появились различные виды резьбы по дереву. Наиболее популярными считаются такие варианты:

  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • прорезная;
  • скульптурная;
  • рельефная;
  • ажурная;
  • накладная.

К счастью список на этом не заканчивается, ведь этот вид творчества распространен по всей нашей необъятной стране. Рассмотрим лишь некоторые из них.


Геометрическая резьба по дереву предусматривает использование в работе различных фигур. Это треугольники, окружности, квадраты и многогранники. Она применяется для изготовления элементов мебели, домашней утвари, а также настенных поделок. Древнейшим видом такой резьбы является трехгранно-выемчатая резьба. Это один из самых простых методов, поскольку выполняется лишь одним инструментом – ножом косяком. Для такой резьбы по дереву потребуются простой набор предметов:

  • липовая доска;
  • специальный нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Сначала на доску наносят эскизы из геометрических фигур либо готовый орнамент. Начинающим дилетантам лучше не использовать сложные рисунки, чтобы работа получилась безупречной. Для первых работ подойдет материал из лиственных деревьев, поскольку на нем удобней проводить ровные линии острым ножом.

Деревянная поверхность должна быть максимально гладкой. Это достигается путем строгания доски. При этом ее не нужно шлифовать наждачной бумагой. Иначе резьба не получится четкой и аккуратной, а инструмент быстро затупится.

Плосковыямчатый метод применяется для вырезания на плоскости углублений различной величины и формы. Это могут быть овальные контуры и всевозможные выпуклости.

Прорезной вид резьбы также считается довольно простым. Он выполняется при помощи лобзика. Нанесенный на деревянную плоскость эскиз любой фигуры выпиливается по контуру. В результате выходят симпатичные поделки. Применяется прорезная резьба для изготовления фоновых предметов, через которые видно другие плоскости. Часто ее называют ажурной резьбой, и применяется она для украшения мебели в стиле барокко. Также это могут быть элементы буфетов, оконные наличники, двери, а иногда декоративные ширмы. Если поделки прикрепляют к специальному основанию, то такой вид резьбы считается накладным.

Процесс работы прорезным способом начинается с эскиза, который наносится на заранее отшлифованную заготовку. Его переносят на поверхность с помощью специального шаблона или прозрачной белой бумаги. Затем на контурах делают отверстия и с помощью тонкой пилки лобзика вырезают на рабочем столе.


Рельефная резьба включает в себя два основных метода: плоский и глухой. К тому же глухой вариант подразумевает низкий либо выпуклый рельеф. Суть заключается в том, что рисунок образуется благодаря основному фону поверхности.

Плоскорельефный метод выполняется так, что узор и окружающий его фон выполнены на одной глубине по всей площади основы. Глухая резьба характеризуется выпуклым узором, который не имеет плоских очертаний. Такие изделия ценятся за высокую декоративность и богатство композиции. Ведь на плоскости создается своеобразный миниатюрный ландшафт с возвышенностями, углублениями и впадинами. Чтобы создавать такие шедевры, мастера применяют элементы практически всех видов резьбы по дереву. Поэтому новичкам следует освоить каждый способ отдельно, чтобы применять навыки при более .

Первые шаги на пути к мастерству

История показывает, что дерево традиционно использовалось для украшения жилого помещения. В наше время различные фотографии, рисунки и эскизы резьбы по дереву выставлены в краеведческих музеях или печатных изданиях. Это говорит о том, что смышленые люди, готовые учиться, способны освоить этот вид искусства. Древесина – это чудесный природный материал, из которого можно создавать декоративные композиции, картины, элементы мебели и кухонную утварь. Освоив азы древнего искусства, некоторые стали настоящими мастерами резьбы по дереву, посвятив этому всю жизнь.

Народная мудрость говорит: «Лиха беда – начало». Так оно и есть, если ничего не делать. Практические советы резьбы по дереву для начинающих открывают дверь смелым людям в мир великолепных поделок своими руками. Для начала необходимо подготовить инструменты и разобраться в основных нюансах ремесла.

Новичкам желательно выбирать качественное и прочное снаряжение для работы, чтобы приобретать ценные навыки мастерства.

Для резьбы по дереву необходимо подготовить следующие инструменты:

  • острый нож;
  • стамеска;
  • лобзик;
  • долото;
  • сверла;
  • надфили;
  • ложкорез;
  • бруски;
  • фрезеровальная машина.

Конечно, новичкам будет достаточно приобрести специальный набор инструментов для резьбы по дереву, в который входит нож, лобзик и шило. С их помощью очень удобно осваивать навыки древнего мастерства.

Следующий шаг – выбор сырья. Именно от этого зависит качество изделия. В природе существует два вида древесины: твердая и мягкая. К первой группе относятся красное дерево, дуб и бук. Ко второй – , осина, сосна, ель, береза. Безусловно, легче работать с мягкой древесиной, но при одном неверном движении она быстро портится. Несмотря на это она считается самым подходящим сырьем для новичков.

Твердые породы древесины используют профессионалы, поскольку они очень дорого стоят.

Кроме прочности материала ключевую роль играет и цвет древесины. Подходящее сырье, чтобы учится мастерству – береза. Она чудесно поддается резке и сверлению в любом направлении. Выбирая рисунки для резьбы по дереву, следует учитывать, что березовая древесина со временем темнеет. Несмотря на это с ней очень легко работать.

Когда узор выбран, его необходимо перенести на деревянную заготовку. В век технологий можно воспользоваться готовыми фотографиями или рисунками, которые предоставлены специалистами. Тематика изображений самая разная, но каждое имеет свою неповторимую красоту. Когда все готово можно приступить к созданию собственных шедевров. Неоценимой помощью для начинающих являются тематические уроки резьбы по дереву.

Мастер класс простой поделки

Когда смотришь на готовые поделки, создается впечатление, что сделать их вовсе не сложно. Поэтому многие любители народного ремесла взяли в свои руки инструмент и приступили к делу. Чтобы вырезать обыкновенный цветок необходимо приготовить такой набор предметов:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш двойной мягкости;
  • калька;
  • стамески.

Необходимо учитывать, что подойдут лишь специальные стамески для резьбы по дереву. Они должны быть v-образного характера, узкие и полукруглые. Следующий этап – рисунок. Его можно взять из Интернета. Для этого к экрану прикладывают лист бумаги, перерисовывают схему, а затем наносят ее на деревянную плоскость.

Начинают работу с центральной части эскиза, аккуратно вырезая круг. Затем с помощью v-образной стамески вырезают по контуру лепестки. Отходы древесины между ними удаляют по ходу работы. Если такой стамески нет, подойдут профессиональные ножи для резьбы по дереву, которыми не хуже орудовать в этом ремесле.

Полукруглой стамеской вырезают внешнюю часть лепестка. Он становится похож на контур сердечка, но это не страшно. Затем делают надрезы во внутренней части лепестка, соединяя его с центром цветка. Осталось только закруглить его и цветок готов. Теперь можно полюбоваться первым творением своих рук. Неоценимой помощью для новичков является тематическое видео резьбы по дереву, которое побуждает незамедлительно браться за работу.

Современная техника для опытных мастеров

В современном мире многие работы уже давно выполняются механическим способом. Не отстает в этом и прикладное ремесло. Применение техники дает возможность мастерам экономить свои силы и драгоценное время. Станки для резьбы по дереву дают возможность быстро и качественно подготовить исходный материал к работе. Единственный недостаток таких устройств – дороговизна, но люди, для которых резьба не просто хобби, готовы их приобретать.

Пантограф

Устройство предусмотрено для работы с любыми деревянными поверхностями. Оно выполняет операции различного рода, как объемные, так и на плоскости. Пантограф используют для обработки дугообразных, согнутых или вращающих деталей. Так с помощью станка вырезают различные элементы мебели, статуи либо панно.

Бормашина

Отличное устройство для работы с деревом твердых пород. При этом важно учитывать свойства и расположение волокон природного материала. С помощью бормашины мастера затачивают инструменты, шлифуют древесину, а при надобности и полируют.

Для работы с бормашиной подходят породы деревьев с плотной древесиной, у которых нет тенденции к скалыванию.

Фрезерный станок с программным управлением

Такая техника, в основном применяется для производства деревянной мебели с резным украшением. Станок предусмотрен для работы с фанерой любого вида и деревом. Он отличается высокой функциональностью и техническими возможностями. При работе на таком оборудовании важно использовать специальные средства защиты – очки и перчатки. Также придерживаться инструкции по эксплуатации прибора.

Как показывает практика, такие станки упрощают процесс резьбы по дереву. Они дают возможность создавать огромное количество изделий за короткое время. Применяются устройства не только в промышленности, но и для личной мастерской.

В любом случае изделия, сделанные своими руками, приносят человеку подлинное удовлетворение. Они создают в доме приятную атмосферу, помогают выразить чувства мастера к своим близким, и долго служат на благо домочадцам. Деревянные поделки долго сохраняют свою естественную красоту и никогда не выходят из моды. Резьба по дереву – это искусство, которое передается из поколения в поколение. Она доступна для любого, кто пожелает освоить это ремесло. Главное не боятся неудач, а с готовностью учиться, брать в руки инструменты и творить шедевры.

Видео-урок резьбы по дереву для начинающих


Самым древним искусством считается резьба по дереву. Она может украшать дом и элементы интерьера. Много различных простых узоров стали превосходными, которые привлекают своей элегантностью и точностью.

В качестве декора орнаменты для резьбы по дереву используются достаточно давно. Орнаментом является узор, который имеет сочетания различных форм: геометрических, растительных, животных, птиц, человека и т. д. Элементы, которые его составляют, могут повторяться или чередоваться. Более сложные составляющие можно упростить для более хорошего восприятия деталей.

Геометрический орнамент характеризуется различными простыми узорами , при сочетании которых можно получить удивительные рисунки, завораживающие своей красотой. Чаще всего представлены в виде украшений полосы, звездочки, розетки и т. д. Другие деревянные элементы также имеют смысл и придают великолепный вид. Среди прочих геометрических узоров выделяют :

  • Точка - элемент, который применяется отдельно, а повторно находит применение как декор.
  • Линия — часто употребляемый узор, предназначенный в основном для разделения.
  • Зигзаг или ломаная линия символизирует воду.
  • Ромб или квадрат ограничивают пространство, заполненное узорами.
  • Многоугольники (шестиугольники, восьмиугольники и т. д.) часто применяют в восточной резьбе по дереву.
  • Крестики означают создание, строение чего-либо и т. д.
  • Витые или спиральные, или другие криволинейные элементы.
  • Круг заполнен узором и отвечает за отдельную композицию.

Описание растительных орнаментов

Выполняются в разных разновидностях или повторяются отдельно . Могут представить собой превосходную композицию, на которой могут быть рисунки дерева, плодового растения, цветка и т. д. Флористика изображается натурально или в упрощенном либо стилизованном виде. Считается самым популярным после вида геометрического орнамента. Еще с древнейших времен самыми частыми в использовании были деревянные виноградины, дубы, лавры, лотосы, плющи и т. д.

Галерея: резьба по дереву (25 фото)


















Свойства животного (зооморфологичного) орнамента

Данный резной орнамент показывает рисунки различных животных, которые могут являться выдуманными, а также настоящими. Часто их стилизуют. Это очень древние рисунки. Среди узоров имеются не только целые деревянные элементы, но и отдельные части тела животных (головы, крылышки, лапы и т. д.). Достаточно часто используют в сочетании с разными видами орнаментов. Применять можно для разной резьбы .

Орнамент с изображением человека

В резьбе по дереву деревянного человека можно изобразить схематически или более реалистично. Используют его для декоративных деталей интерьера. Превосходно сочетается с разными видами узоров.

Среди всех орнаментов резьбы по дереву можно выделить такие деревянные декоративные или символические типы изображения, например :

  1. Иероглифы, надписи и т. д.
  2. Эмблемы, гербы и т. д. (геральдика).
  3. Разные символы (инь-янь, лотос, крест и т. д.)

Главные формы разных узоров

Зависит все от того, какой из них применяется. Различают следующие формы :

  • Ленточная форма или кайма, которая проходит по краешку или обрамляет изделие.
  • Гирлянда — волнистая форма (в основном используется с растительными орнаментами).
  • Розетка — самостоятельная форма в виде цветка, многоугольника и т. д.
  • Пальметта — веерная форма с декором.
  • Арабетка — сложный узорный элемент, составляющий из геометрических, растительных форм.
  • Венок используют в растительном виде орнаментов.
  • Плетенка делается с переплетающими составляющими (полосы, ленты, стебли и т. д.).
  • Ажурный орнамент требует выполнения техники пропиленной резьбы (изготовление сквозного фонового изображения).

Эскизы(альбом) для формирования узоров

Первоначально, перед тем как приступить к резьбе по дереву, нужно сделать эскиз на бумаге (можно в своем альбоме для работ) таких же размеров. Можно это сделать на принтере или ксероксе (уменьшить, увеличить и т. д.). Также можно вырисовывать от руки, используя клетки для линейного масштабирования. На дерево этот резной орнамент дублируют при помощи простой копировальной бумаги. Для сквозной резьбы можно сделать простой шаблон, вырезав его ножницами, чтобы дальше его прикладывать и обводить карандашом на заготовке . Специальные шаблоны можно купить или отыскать изображения в интернете, очень красивым и древним является славянский узор.

Начинающим в этом деле не следует выбирать суперсложный шаблон, и подбирать нужно для определенной техники резьбы. Трафареты из альбома необходимо как можно точнее и правильнее перенести на заготовку, так как это позволить создать действительно красивый рисунок. Резьба по дереву является отдельным направлением, которое достаточно давно возникло и с каждым разом все наиболее усовершенствовалось и привносить всем нам чувство прекрасного и вечного единения с природой.




Top