Сценарии музыкальных досугов в подготовительной группе. Музыкальное развлечение в форме концерта для детей средних и старших групп «Музыкальная капель

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы

« Музыкальный магазuн»

По мотивам сказки Люцины Легут

Подготовила музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Горячева Светлана Юрьевна

МБДОУ № 25 «Алёнушка», с. Осиново, Зеленодольский район, РТ.

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.
Участники: Воспитанники подготовительной группы МБДОУ № 25 «Аленушка»

С. Осиново, Зеленодольского района, РТ
Возраст:6-7лет
Цели и задачи совместной деятельности:
Воспитательные цели: Воспитывать умение детей работать в сотрудничестве друг с другом и педагогом, умение слышать ответы товарищей. Организовать на занятии простейшую проблемно-исследовательскую деятельность. Воспитывать творческие проявления, доброжелательные отношения между детьми. Образовательные цели : Обобщить представления детей о музыкальных инструментах. Закрепить знания о профессиях. Вызвать положительный эмоциональный отклик на желание помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации. Активизировать словарный запас детей. Развивать музыкальные способности с помощью разных видов музыкальной деятельности. Добиваться лёгкости, непринуждённости и естественности исполнения в танцах, песнях и играх.
Закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Расширять словарный запас.
Развивающие цели : Развивать воображение, внимание, слуховую и зрительную память, мелкую моторику рук.

Оборудование:

Музыкальный центр, CD с аудиозаписями
Треугольники, колокольчики, металлофоны, арфы, барабаны, маракасы.

Вед у щий: воспитатель;
Муха: воспитатель;

Сверчки Ми - Соль , ля - бемоль: дети;
Мухины дети Том, Тошка: дети

Вед:

Вед:

Вед:

Муха:

Жили - были 2 сверчка, 2 веселых толстя ч ка ,
Звали первого Ми - Соль, а второго Ля бемоль,
Пиджачки они носили, белые воротнички;

В общем, дети, это были очень милые сверчки.
На двоих у них один был чудесный магазин .
Магазин тот не простой - уникальный,
Назывался магазин - музыкальный
.

Что ж там, дети, продавалось,

Вы, наверно, догадались? (дети отвечают).

Правильно!

На витрине магазина инструментов всех не счесть:

Балалайка, мандолина, пианино даже есть;
Скрипка, флейта, органола, бубенцы , труба, триола,
Инструменты хороши, выбирайте от души

Но случилось как - то раз... Вот об этом наш рассказ!
(Раздается звонок, появляется Муха с двумя сыновьями) .
Инструменты муха покупать пришла ,

Двух сынков с собою муха привела .

Отворяйте, поскорей, покупатель у дверей!
Познакомьтесь: Том и Тошка! Гениальнейшие крошки!
Как мелодии жужжат, у обоих есть талант!

Нам сейчас необходимо для моих сынков любимых
Инструменты подобрать, чтоб могли они играть!
Чтобы звук у инструмента был не шумный и не резкий,
Был приятен для ушей, не пугал бы малышей.

Муха: Мы этот инструмент возьмем, он очень нам подходит.

Сегодня мы концерт даем, пусть весь народ приходит!

Вед: И, забрав металлофон, с этими словами,
муха вылетела вон вместе с сыновьями.

Ми - Соль: Как сегодня? А учиться?

На концерт? Без репетиций?
Ля - бемоль: Без умения? Без нот?

Кто ж такой концерт даёт?

Вед: Поглядим.... А в это время появились объявленья .

Прочитаем «Тошка с Томом со своим металлофоном
Ровно в 3 дают концерт, не забудьте взять билет!»

Вед: Все собрались к 3 часам, все расселись по местам.

Вот зажгли на сцене свет -
Начинается концерт!

Муха (объявляет): Музыканты Том и Тошка будут здесь играть для вас,

И мелодией хорошей вас порадуют сейчас!

(По команде мухи Том и Тошка как попало стучат по металлофону, муха
бегает, поправляет, громко жужжит).

Зрители: Что такое? Стыд и срам!

Неприятно слушать нам!

Разойдемся по домам! (затыкают уши).

Муха: Вот извольте, доигрались! Все кто слушал, разбежались!

Сдам обратно инструмент! Пусть другой дадут взамен!

Муха с Томом и Тошкой летят в магазин, обращается к сверчкам:

Муха: Это просто возмутительно!
Инструмент ваш отвратительный!
Мои дети так старались,

Зрители же - разбежались....

Ми-Соль:

Муха:

Вам не следует сердиться, инструмент не виноват!
В школу - музыке учиться, лучше вам отдать ребят.

Что? Учиться? Ну, уж нет!
Для талантов это вред!
Нужен только подходящий,
Самый лучший, настоящий
Музыкальный инструмент.
Этот мы хотим вернуть,
Есть другой какой - нибудь?

ля - бемоль : Вот, вам, дудочка, мой друг, у неё приятный звук,
Как на ней играть начнут - ноги сами в пляс пойдут!

Муха:

Вед:

Ми-Соль:

ля бемоль:

Вед:

Вед:

Браво! Это то, что ну - ж - ж - ж - но,
Так сказала муха дружно,

За покупку расплатилась и поспешно удалилась.

Что нам делать? Как нам быть?
Как нам муху убедить?

Что играть на инструментах надо деток научить!
(пожимают плечами, уходят)

Опустилась ночь на крыши,
Тихо бродит тишина....
Звезд веселый хоровод

На небе танец свой ведет

« Танец звезд» муз П. Морuа

Ночь прошла, проснулось солнце,
Что же видим за оконцем?

Видим, Мухины афиши снова в городе висят:
«Том и Тошка - виртуозы,

Музыкантов лучше нет!

Всех желающих сегодня

Приглашают на концерт!»

Все спешат на представленье - любит музыку народ!
С нетерпеньем выступленья музыкантов юных ждет.
Том и Тошка дудки взяли, сильно щёки надували,
Но играли невпопад, не пошла игра на лад!

(Том и Тошка громко дуют в дудки)

Зрители: Что такое? Стыд и срам!

Неприятно слушать нам!

Разойдемся по домам! (затыкают уши)
(Том и Тошка плачут).

Муха (сердито): Вы совсем не музыканты,

Видно нет у вас таланта (с досадой)
Пожужжите-ка, вы лучше,

Там, над мусорною кучей. (Плачут вместе).

Муз. руководитель: Уважаемая муха!

Невозможно петь без слуха,
Без терпенья и труда не сыграешь никогда. Обращается к Тому и Тошке:

Значит вам, мои друзья, надо постараться,
Музыкою каждый день будем заниматься.
Мы изучим нотную грамоту начальную,
Приглашаю вас к себе в школу музыкальную.

Муз. рук - ль:

Муз. рук - ль:

Муз. рук - ль:

К. Орф « Марш - Знакомство»

Мир без музыки, без песен, скучен и неинтересен.
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку,
Что такое это музыка? Расскажите мне скорей.

Песня «Музыка» муз. Романовой

Четкий ритм очень важен,
Это мы сейчас покажем,
Палочки вы разбирайте,
Дружно, весело играйте.

Музыкально ритмическая игра «Ди - дили » Динамическое упражнение «Прыг - скок», «Эхо»

Том и Тошка не ленились,
В школе музыке учились,
Нотной грамоте и пенью -
Распростились оба с ленью.

Песня «Нотки - озорницы» муз. З.Роот

Муз. рук - ль: Я сейчас для вас, ребятки, загадать хочу загадку:

«Белый камушек разбился, богатырь на свет родился,

Богатырь на курьих ножках, в красных, лаковых сапожках. (Цыпленок).

Музыкально - дидактическая игра «Найди друга»
Канон «Божья коровка» (детский фольклор)

Муз. рук - ль: За учебой и за делом быстро время пролетело.
Уважаемые зрители! Дорогие родители!

Сегодня музыкальная школа, покажет вам концерт весёлый.

Песня «Вместе весело шагать»
муз. В. Шаинского (переделанная)

Муз. рук - ль: Выступают Том и Тошка - замечательные крошки!
И другие музыканты покажут вам свои таланты!

Оркестр «Танец Анитры» муз. Э.Грига
Другие музыкальные номера по выбору музыкального руководителя

Вед: Радость муха не сдержала и на сцену прибежала,
Без конца благодарила, всем «Спасибо» говорила.

Муха обращается к сверчкам:

Вы, сверчки, меня простите,
Очень строго не судите.

С вами я груба была,

Лишь теперь я поняла:

«Без терпенья и ученья

Не приходит к нам уменье»

Песня «Отличное настроение» муз. Л. Старченко

Дети выходят из зала.

(Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В зал входят парами дети старших групп, занимают места у боковых стен зала.)

Ведущий:

Тихо, тихо сядем рядом.

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речкой пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой!

(Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Апрель».)

Ведущий: Я, думаю, что вы все сразу узнали пьесу П.И. Чайковского. (Дети отвечают.)

П.И. Чайковский - великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, концерты, где как бы соревнуется один исполнитель с целым оркестром, знают и любят люди разных стран. Уже в детстве проявилось увлечение Чайковского музыкой. Юный композитор учился в Петербурге, затем он переехал в Москву и занимался там педагогической работой: учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует взрослых и детей всего мира.

Льется музыка рекой,

Вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Послушайте произведение П.И. Чайковского «Сладкая греза». Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.

(Звучит фрагмент аудиозаписи музыкального произведения.)

Ведущий: Что вы услышали в музыке? (Ответы детей.)

На смену суровой зиме спешит, торопится весна-красавица! В музыке П.И. Чайковского можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется теплому весеннему солнышку каждая травинка и цветок. Сейчас все ребята превращаются в цветы, и под эту чудесную музыку будут раскрываться цветочки, качаться на ветру, а потом тянуться к солнцу.

(Пластическая импровизация на тему «Волшебный цветок».)

Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Признайтесь, всем нам хочется больше бывать на улице, чувствовать, как ласковый ветерок касается нашей щеки, а лучи солнышка согревают все живое...

Послушайте, а чье же это пение раздается в тишине.

(Звучит пьеса «Песня жаворонка» из «Детского альбома». Дети называют произведение.)

Ведущий: Да, прозвучало произведение П.И. Чайковского «Песня жаворонка» из «Детского альбома». Композитор П.И. Чайковский услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал об этом.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Пропел свою песню жаворонок, лучики солнышка коснулись стен нашего детского сада, и вот раскрылись прекрасные цветы.

(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети исполняют танец-импровизацию с букетиками цветов.)

Ведущий : Вы догадались, какое произведение П.И. Чайковского прозвучало сейчас? Что это песня, танец или марш? Какой танец, как он называется? Правильно, это вальс. В переводе с французского языка слово «вальс» означает «кружиться».

Слушая эту музыку, чувствуешь чередование 3-х звуков. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, то есть кружась.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

П.И. Чайковский проявлял интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Для своего племянника П.И. Чайковский написал «Детский альбом», в который вошли замечательные детские пьесы.

Не простой он, музыкальный,

То веселый, то печальный,

Сочиненный для ребят

Много лет тому назад.

(Ведущий открывает 1-ю страничку альбома, на которой изображены солдатики.)

Итак, страничка первая открывается,

Что за музыка у нас начинается?

(Звучит аудиозапись фрагмента произведения «Марш деревянных солдатиков».)

Ведущий: Вы, конечно, догадались, что это за произведение?

Протрубите нам фанфары,

В гости к нам идут гусары!

(Мальчики исполняют «Танец гусаров». Используются маршевые движения с перестроениями.)

Ведущий: Снова наш альбом открыт, и снова музыка звучит... (Звучит аудиозапись пьесы «Новая кукла».)

Ведущий:

Игрушек много есть на свете,

А мы в гостях у кукол, дети!

(Под музыку «Польки» девочки исполняют «Танец кукол».)

Ведущий:

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех!

(Звучит пьеса «Камаринская» из «Детского альбома».) Ведущий: Сейчас, ребята, возьмите инструменты, какие вам понравятся, и мы все вместе исполним «Камаринскую».

(Шумовой оркестр. Использовать: бубны, марокасы, погремушки, трещетки, киндер - сюрприз, колокольчики.)

Ведущий: Я открываю последнюю страничку нашего альбома. На картинке изображен ребенок на лошадке.

(Звучит пьеса «Игра в лошадки».)

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам,

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

И еще я добавлю: «Мимо волшебного ящика».

Ведущий: Что-то наши гости заскучали, видно долго не играли. (Открывает волшебный ящик. Ведущий предлагает детям достать из волшебного ящика предмет, а воспитатели узнать произведение:

1. Цилиндр - звучит фрагмент из оперы «Евгений Онегин».

2. Веретено - звучит фрагмент из балета-сказки «Спящая красавица».

3. Птичьи перья - фрагмент из балета «Лебединое озеро».)

Ведущий : Музыка вдруг смолкла, но то так ли это?

Кажется, сейчас она звучит, и будет еще долго звучать для каждого из нас. Будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой-дугой. Как будто бы нам жар-птицу в руки дали и напоили всех живой водой.

Приобщение детей к русской народной культуре - важная часть воспитания. Как жили наши предки? Какие праздники были у них? Что для них было важным в жизни? - дети узнают ответы на эти вопросы, играя. Проводя праздники в русских традициях, мы - хотя бы частично - можем восстановить связь времен, научить детей любить и ценить свои корни. Играя, дети познают мир, и в наших силах научить детей играть, играть в те игры, в которые испокон веков играли наши предки. Наша задача - сохранить традиции, знакомить детей с праздниками и обычаями русского народа, чтобы наши дети не выросли "Иванами, родства не помнящими".

Предварительная работа с детьми:

  1. Знакомство детей с обычаями и традициями зимних посиделок.
  2. Разучивание частушек, колядок, танца,

Зал украшен в стиле деревенской избы - половики, салфетки и пр.

Стульчики стоят по периметру зала.

Хозяйка встречает гостей.

За дверью слышится шум, смех, звуки погремушек, бубнов и др. шумовых инструментов.

Хозяйка. Кто это там? Никак колядовщики пожаловали?

Заходят дети - ряженые

Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!

По деревне всей пройдем,
Коляду-авсень споем!

Хозяйка В старину на Руси был такой обряд. Назывался...

Все (хором). Коляда!

Хозяйка. С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...

Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!

Хозяйка Медведем...

Медведь (мотает головой). Р-р-р!

Хозяйка Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.

Гость 1. (с озорством).

С праздником, господа!
А кричать ли коляда?

Хозяйка. Кричите!

Запевают колядку

Сею-вею, посеваю,
С новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
Со пшеницей, с овсецом,
Эй, хозяин-мужичок,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок,
Нам на орешки,
Вам на потешки!

Хозяйка. Проходите, люди добрые, будьте гостями желанными!

Дети усаживаются на стульчики.

Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Припасла я для вас забавушек на всякий вкус. Кому шутку, кому правду, кому пляску русскую!

Дети поют частушки:

Я частушек много знаю,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

У милашки русы косы
Ниже пояса вились,
Как за эти русы косы
Мы с товарищем дрались!

Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Всё равно ребята любят,
Хоть и маленькая!

Моя милка маленька,
Чуть побольше валенка
В валенки обуется-
Как пузырь надуется!

Как на Катин день рожденья
Принесли бидон с вареньем.
Так наелись я и ты -
Разболелись животы

У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая -
Вся семья весёлая!

Мы частушки вам пропели -
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали!

Танец "Пойду ль я"

Хозяйка. Вот попели, поплясали - можно и отдохнуть!

Я загадки загадаю - вы отгадывайте!

Без рук рисует,
Без зубов кусается. (Мороз.)

Текло, текло,
И легло под стекло. (Река подо льдом.)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела,
Стала улица бела. (Метель.)

Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)

Везут Сенька с Санькой
Соньку на санках.
Санки вбок,
Сеньку с ног
Саньке в лоб,

Все в сугроб!
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)

Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят. (Снежинки.)

Не бриллиант, а светится. (Лед.)

Хозяйка. А теперь пора и поиграть! "Колечко, колечко, выйди на крылечко!"

Игра "Колечко, колечко, выйди на крылечко"

Описание игры:

Водящий кладёт колечко в сложенные "лодочкой" ладони и "раздаёт" колечко участникам в сложенные таким же образом ладони, стараясь как можно незаметнее оставить колечко одному из игроков. После того, как водящий обошел всех, отходит назад и кричит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!". Тот игрок, у которого оказалось кольцо, выбегает, а его соседи стараются его задержать. Если не удалось задержать - он становится водящим, удалось - водящий остаётся прежним.

"Вейся, вейся, капустка"
Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая,
Как мне, капустке не виться,
Белою вилою не ломиться.

Описание игры:

Дети берутся за руки, ведущий заводит круг, уходя внутрь "улиткой", к концу игры получается плотный "комок"-капуста. Когда двигаться становится некуда - руки отпускаются - комок "рассыпается".

Ну, гости дорогие, пора и честь знать, хозяюшке пора отдыхать.

Гость 1. Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой!

Гость 2. В дому у вас хорошо. Сердца ваши приветливы.

Гость 3. Спасибо этому дому, пойдем к другому.

Тема занятия "Симфонический оркестр"

Описание материала: Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (5-7 лет) по теме «Симфонический оркестр». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и музыкальным руководителям. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: Углубить представление о симфоническом оркестре, о его группах (внешний вид инструментов, тембровая окраска). Познакомить с музыкальными темами персонажей сказки «Петя и Волк» С.С. Прокофьева
Задачи:
Образовательные:
-обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности,
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под аккомпанемент.
Воспитательные:
-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Ход занятия:
Педагог: Меня зовут Виктория Юрьевна, и это занятие у вас проведу я. Подравнялись, встали правильно, поздороваемся музыкально. Музыкальное приветствие. Присаживайтесь, ребята.
Давайте повторим нотки. Ребята, что мы здесь видим?
Дети: скрипичный ключ.
Педагог: а как же называются пять линеек и скрипичный ключ?
Дети: нотный стан.
Педагог: давайте вспомним стихотворение о нотном стане.
Пять линеек нотной строчки мы назвали «нотный стан»
И на нем все ноты-точки разместили по местам.
А теперь так же в стихах вспомним ноты, которые мы уже знаем.(называем расположение нот и выстраиваем их)

Где живешь ты, нота ДО?
«Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке».

Возле первого окошка мы задержимся немножко
Под окошком на заре поселилась нота РЕ.

Дружит со взрослыми,
Дружит с детьми, славная нота по имени МИ.

Нота фа сидит в окошке нота фыркает немножко,
Фа-фа-фа видим ноту из окна.

Произвольно выстраиваю ноты и дети называют. Исполнение полученной мелодии.
Вот такая небольшая мелодия у нас получилась.

Педагог: продоложим занятие и немного поиграем «Угадай-ка».
Дети: Выходит один ведущий, встает спиной к ребятам. Остальные ребята по -одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ребенка, не видя его, а слыша только голос.
Педагог: Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?
Дети: По голосу.
Педагог: Правильно, а каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал? Дети: голоса мальчиков отличаются от голосов девочек. У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Педагог: То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Давайте повторим новое слово тембр.
Дети: Тембр
Педагог: ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА. Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Дети: да.
Педагог: А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
Педагог: ребята, посмотрите на экран, что на нем изображено?
Дети: Много инструментов
Педагог: А где мы можем услышать звучание этих инструментов одновременно?
Дети: В оркестре.
Педагог: А кто знает. Что такое оркестр?
Дети: это музыканты, которые играют музыку
Педагог: ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различны музыкальных инструментах. А какие виды оркестров вы знаете?
Дети: оркестр русских народных инструментов, симфонический.
Педагог: правильно, а еще оркестры бывают эстрадные, духовые, камерные, шумовые. А кто же управляет оркестром?
Дети: дирижер
Педагог: Да. И сегодня мы остановимся на инструментах симфонического оркестра. Ребята, посмотрите на картинку, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети: барабан, скрипка, флейта, труба.
Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми инструментами оркестра, которые звучат в симфонической сказке. А как вы думаете, почему сказка называется симфонической?
Дети: потому что в ней звучат инструменты симфонического оркестра.
Педагог: симфоническая сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев.

Композитор, создавая сказку, хотел познакомить детей с миром симфонической музыки. Многим, даже взрослым людям, симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Главным героем сказки является мальчик Петя и его озвучивает струнно-смычковая группа, в том числе и скрипка. Давайте послушаем, как композитор изобразил мальчика и ответим на вопрос: какой характер у Пети?
Слушание. Тема Пети
Педагог: какой характер у Пети?
Дети: веселый, задорные, сказочный, озорной, жизнерадостный.
Педагог: Мальчик идет, что-то напевает и попрыгивает. Ребята, а как мы узнаем, что эту музыку исполняет скрипка?
Дети: по тембру
Педагог : и какой же тембр этого музыкального инструмента?
Дети: мягкий, напевный.
Педагог: правильно, тембр скрипки действительно мягкий и напевный. Давайте еще раз послушаем тембр струнно-смычковых инструментов и изобразим, как играют на скрипке.
Имитирование игры на скрипке под музыку.
Педагог: Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает жизнерадостный характер мальчика.
Далее, появляется следующий персонаж сказки –это птичка.

И ее исполняет деревянный духовой инструмент. Послушаем тему этого героя сказки и определим какой же инструмент звучит, каков его тембр?
Слушание. Тема птички
Педагог: какой же инструмент мы услышали?
Дети: флейта
А какой у него тембр?
Дети: ясный, прозрачный, звонкий, высокий.
Педагог: ребята, а в каком темпе звучит музыка?
Дети: в быстром.
Педагог: а что подсказывает нам быстрый темп музыки? Какая птичка?
Дети: он маленькая, шустрая, веселая.
Педагог: Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, изображая птичий щебет, порханье Птички. А теперь немного отдохнем, встаньте, разомкнитесь повторяем движения за мной.
Я возьму трубу свою
Я возьму трубу свою,
Громко, громко запою: (Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола.)
Тру- у-у, у- у- у.
Громко, громко запою. (С поворотом туловища направо, затем налево, руки согнуты вперед-кверху, «сыграть на трубе».)
Ты, труба, труби, труби,
На переменку всех зови. (Руки согнуты вперед, ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы.)
Тру- у- у, у- у- у,
Переменку объяви. (Повторить «игру на трубе», а затем расслабленно потрясти пальцами.)
Педагог: посмотрите, где ваши стульчики и присаживайтесь. Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент- гобой.

Давайте послушаем тему утки и определим тембр гобоя.
Слушание темы.
Педагог : какой же тембр гобоя?
Дети: гнусавый
Педагог: Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря». Какой изображает утку музыка?
Дети: неповоротливая, неуклюжая,
Педагог: Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя. Петя приехал отдыхать в гости к Дедушке

(показать дедушку на экране). Мелодию какого характера вы бы сочинили для Дедушки?
Д
ети: медленную, строгую, грустную
Педагог: Послушайте тему Дедушки и определите характер, который передал композитор.
Слушание темы дедушки
Итак, ребята, какой характер передает музыка?
Дети: ворчливый, строгий
Педагог: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Какой голос у фагота – высокий или низкий?
Дети: низкий
Педагог: ребята, а как вы думаете можно ли флейтой исполнить роль дедушки?(звучание флейты)
Дети: нет.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что характер и тембр музыки не соответствует
Педагог: Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Педагог: так же одним из главных героев сказки является-волк.

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Послушаем эту тему и определим какова музыка по характеру.
Слушание темы Волка.
Педагог: итак, ребята, какова музыка по характеру?
Дети: ответы детей
Педагог: злая, радостная, или завораживающая, сказочная, строгая, опасная.
Педагог: Волк положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Дети: отрицательный
Педагог: Какой голос у валторны?
Дети: низкий, резкий
Педагог:давайте вспомним, к какой группе симфонического оркестра относится валторна?
Дети: медно-духовые.
Педагог: Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожной музыки.
Педагог: Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Сейчас
внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.
Дети: барабан, литавры
Педагог: правильно, это ударные инструменты. А какой же у них тембр?
Дети: насыщенный.
Педагог: Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман.
Давайте ребята поиграем с вами. Представьте, что вас, заколдовали в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.
Выбор дирижера.
Ребята, а теперь мы должны стать точно так как располагаются инструменты в симфоническом оркестре. (Струнные, деревянные, медные, Ударные)


Педагог: Молодцы, ребята, у нас получился настоящий оркестр. А теперь мы с вами разучим песню о музыкальных инструментах. Послушайте ее, и подумайте какие из инструментов входят в состав симфонического оркестра?
Дети: скрипка, барабан.
Педагог: Правильно. Разучивание песни/ куплета (в зависимости от времени)
Приготовились к пению, послушайте первую фразу.
Разучивание, исполнение стоя с имитацией игры на инструменте.
Педагог: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. А что же такое оркестр?
Дети: коллектив музыкантов играющих на разных инструментах музыку
Педагог: Давайте повторим какие группы входят в состав оркестра?
Дети: Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные.
Педагог: а какие инструменты мы сегодня слушали?
Дети: скрипка, фагот, флейта, гобой, валторна.
Педагог: правильно, а какое средство музыкальной выразительности помогает нам различать инструменты, голоса.
Дети: тембр.
Педагог: Молодцы ребята, очень постарались, мы многое узнали и научились. А теперь попрощаемся тоже музыкально. Музыкальное прощание.

Сценарий музыкально-познавательного развлечения для детей «Путешествие в деревню Ложкино»

музыкальный руководитель МБДОУ №6 пгт. Яшкино Кемеровской области

Цель : Формирование ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать развитию метроритмических навыков детей.

2. Развивать умение детей сочинять песенки-приветствия.

3. Развивать мелкую моторику, рифмодекламацию при помощи пальчиковых игр.

4. Продолжать формировать умение двигаться и менять последовательность движений в соответствии с частями музыки, заканчивать его по окончании музыки, четко переключаться с одного движения на другой.

5. Развивать чувство ритма при игре на ложках и в музыкально-дидактической игре.

6. Учить детей петь под фонограмму слаженно: слушать аккомпанемент, согласовывать движения с пением

7. Добивать выразительности движений, дружного совместного исполнения коммуникативных упражнений

8. Развивать творческие умения, фантазию в придумывании подражательных движений и статических поз.

9. Способствовать развитию эмоциональной сферы.

10. Воспитывать чувство толерантного поведения друг к другу.

11. Формировать желание открывать в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность

Дети входят в зал, здороваются с музыкальным руководителем

М. Р . Ребята, утром я шла в детский сад и думала, как можно с вами интересно поздороваться и придумала. Посмотрите.

◆ Показ ритмической модели «Добрый день»,

(в конце произносит слово здравствуйте, разбив его по слогам).

М. Р . А как ещё можно поздороваться при помощи жестов, кто нам покажет?

◆ Дети выполняют ритмическую модель, предложенную ребенком

М. Р . теперь давайте поздороваемся с гостями и познакомимся с ними.

(Дети здороваются со взрослыми и знакомятся песенкой, возвращаются в строй, идут по кругу, проходят парами через центр зала и останавливаются в две шеренги).

Как дружно вы здороваетесь!

Вы, наверное, так же дружно играете?

И так же дружно отгадываете загадки?

И даже дружно поете и танцуете? (Заговорщически).

А скажите, вы так же дружно и шалите?

Я догадалась! В этом зале все друзья?

Ну, сейчас мы это проверим.

А ну-ка все дружно повторяйте за мной.

(Все движения ребята повторяют за музыкальным руководителем)

1. В нашем зале все друзья!

(дети хлопают в ладоши — 1-2-3, 1-2-3).

Вы и мы, и ты, и я!

Да-да-да! (1-2-3, 1-2-3).

Здравствуй друг, который справа!

(Повернулись вправо, поклон головой).

Здравствуй друг, который слева!

(Повернулись влево, поклон головой).

Мы — одна семья!

(Хлопки)

2. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Руку дай, тому, кто справа!

Руку дай, тому, кто слева!

Мы — одна семья!

3. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Улыбнись, тому, кто справа!

Улыбнись, тому, кто слева!

Мы — одна семья!

4. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Напугай, того, кто справа!

Напугай, того, кто слева!

Мы — одна семья!

5. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Потолкай, того, кто справа!

Потолкай, того, кто слева!

Мы — одна семья!

6. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Пожалей, того, кто справа!

Пожалей, того, кто слева!

Мы — одна семья!

7. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Обними, того, кто справа!

Обними, того, кто слева!

Мы — одна семья!

8. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты и я!

Поцелуй, того, кто справа!

Поцелуй, того, кто слева!

Мы — одна семья!

М.Р. вижу, вижу, слышу, слышу! Вы — действительно дружные ребята.

Сегодня мне приснился удивительный город, очень красивый и необычный. В нем я побывала в магазине «Удивительных вещей». Вы не верите? Посмотрите, там я купила эту шляпу. Сейчас я её примерю на воспитателя.

Воспитатель. «Внимание, внимание со станции детский сад «Родничок» отправляется скорый поезд. Следующая по маршруту деревня Ложкино. Поезд отправляется через несколько минут.

М. Р: вы когда-нибудь были в деревне Ложкино? Хотите побывать? Тогда нам нужно спешить. Ведь поезд отправляется через несколько минут.

1. «Ходьба с остановкой на шаге» венгерская народная мелодия

(Дети врассыпную двигаются по залу, выполняя семь четких шагов, начиная с правой ноги. На счет восемь дети разворачиваются в другую сторону).

М. Р. Ребятки, мы уже опаздываем. Давайте поторопимся.

2. «Бег и прыжки с хлопками». «Пиццикато» музыка Делиба

(Дети выполняют четыре шага бега, затем три прыжка на месте с хлопками в ладоши).

М. Р.: ну вот, мы добрались на станцию, вот наш поезд. Проводник? Где проводник? Поезд есть, проводника нет. Как же мы попадем внутрь. Ребята, подумайте…

(Дети подсказывают, что нужно надеть «превращательную шляпу» на воспитателя. Воспитатель надевает шляпу и превращается в проводника. Она говорит, изменив голос).

Воспитатель: здравствуйте, товарищи пассажиры! Вот ваши билеты, занимайте места согласно билетам.

(Детям раздаются карточки с графическим изображением различных ритмов, точно такие же изображения прикреплены к стульчикам. Дети садятся на соответствующие стульчики и прохлопывают свои ритмы. Музыкальный руководитель проверяет правильно ли дети заняли свои места.

По желанию дети выкладывают большими и маленькими колокольчиками свой ритмический рисунок на фланелеграфе и прохлопывают его).

М.Р. Можно отправляться в путь.

(Звучит музыкальное сопровождение).

М.Р . Скучно просто так ехать и я предлагаю вам поиграть нашими пальчиками.

Цветок (модель пальчиковой игры)

Движения

Цветок всегда смеется

Левая рука стоит на ладошке правой в виде склоненного колокольчика. На слово «смеется» ладошку раскрыть

Если дождь на него прольется

правая рука поднимается над левой со щелчками

Если бабочка на него сядет

правая рука отводится в сторону и, шевеля пальчиками, приближается к левой

Если ветер его погладит.

правая рука, не прикасаясь к левой, гладит цветок

Цветок всегда смеется,

правой рукой сделать колокольчик

Цветок ни с кем не дерется,

запястья и локти соединяются, кисти поворачиваются

Он послушный, совсем не упрямый

кулачки сжать и разжать

Хорошо быть его мамой.

ладошки разворачиваются к себе и ложатся на грудь

М.Р.: - давайте послушаем, как стучат колеса поезда. Большие колеса стучат вот так (прохлопывает четверти), а маленькие колеса стучат вот как (восьмые).

(Педагог предлагает детям прохлопать предлагаемые ритмические рисунки: мальчики на пластмассовых палочках, а девочки на кастаньетах).

М. Р: - теперь, наши колеса будут звучат одновременно. Эта группа детей будет изображать большие колеса, а эта маленькие.




Top