Сергей худиев биография. К наездам на евреев

Являющийся главной и самой знаменитой достопримечательностью города, а также главным историко-художественным и общественно-политическим центром, Нижегородский кремль представляет собой самую грандиозную и величественную из сохранившихся в центральной части России средневековых крепостей. В настоящее время комплекс единственный среди всех имеющихся в стране крепостных сооружений включен в список 14 чудес России . Будучи одним из наиболее совершенных и не имеющим аналогов инженерно-фортификационных сооружений средневековья, кремль в Нижнем Новгороде и сегодня поражает своим величием и внешней неприступностью. Грандиозность постройки подчеркивает тот факт, что общая длина крепостной стены превышает два километра, а укрепляют её в различных местах 13 башен , при этом все башни Нижегородского кремля являются уникальными: имеют своё название, архитектурные особенности, предназначение и многовековую историю.

Георгиевская башня

По основной версии, своё название Георгиевская башня получила от существовавшей поблизости и не сохранившейся до наших дней одноименной посадской церкви Святого Георгия Победоносца. Угловое расположение башни, прямо на краю уходящего к Волге откоса, вынудило в процессе её строительства прибегнуть к сооружению мощных контрфорсов. В плане квадратная Георгиевская башня Нижегородского кремля изначально была проездной, при этом проезд внутрь кремля во избежание сквозного прострела из пушек оборудован под углом. В результате подсыпки грунта в 19 веке видимая нынче высота фасада башни уменьшилась на несколько метров, а сами ворота оказались практически засыпанными и сегодня можно увидеть лишь верхнюю часть их свода. Отличительными чертами данной четырехъярусной башни Нижегородского кремля являются узкие боковые бойницы, зубчатый четвертый ярус и шатровая кровля.

Борисоглебская башня

Расположенная на крутом склоне холма Борисоглебская башня, как и Георгиевская, обязана своим современным названием когда-то функционирующей рядом церкви Св. Бориса и Глеба. Второе название - Духовская – башня обрела в 1584 году, когда рядом был основан одноименный монастырь, просуществовавший в стенах кремля 190 лет.

Из-за постоянно происходивших оползней, грозивших башне обрушением, она неоднократно перестраивалась, а в 1785 году была полностью разобрана. Только в 1966 году в результате раскопок были обнаружены фрагменты фундамента Борисоглебской башни, а ещё спустя 6 лет четырехъярусная круглая башня с 11 зубцами на верхнем ярусе была восстановлена.

Зачатьевская башня

Завершение в 2012 году работ по возведению Зачатьевской башни и прилегающих к ней участков крепостной стены ознаменовало полное восстановление комплекса, который спустя 125 лет вновь обрел вид полностью замкнутого пояса. В отличие от большинства других башен Нижегородского кремля, Зачатьевская лишь внешне идентична своему первоначальному облику: элементы фортификации являются имитацией, а конструкция башни и прилегающие к ней стены пустотелые и сооружены на современном свайном фундаменте. Отличительной особенностью Зачатьевской башни является использование во время строительства нижнего яруса не только кирпича, но и белого известняка. В настоящее время в башне расположена экспозиция музея, включающая, в том числе, и найденные во время раскопок фрагменты древней башни.

Белая башня

Белой называют круглую четырехъярусную башню Нижегородского кремля, расположенную в его подгорной (нижней) части. Отличительная внешняя особенность башни – хорошо сохранившаяся белокаменная облицовка обращенного к Волге нижнего яруса. От других круглых башен Нижегородского кремля Белая отличается меньшей толщиной стен, что в свою очередь внесло коррективы в сооружение перекрытий и переходов между её отдельными ярусами. Современный вид, максимально приближенный к первоначальному, башня приобрела после реконструкции в 60-х годах 20 века.

Ивановская башня

Одна из крупнейших башен Нижегородского кремля и основная в его подгорной части. Для обороны торгового посада города и стоящих на рейде Волги кораблей, Ивановская башня была оснащена самым мощным вооружением , которое периодически заменялось на ещё более современное. В плане башня имеет квадратную форму и отличается от других четырех квадратных башен Нижегородского кремля большей высотой основания и его увеличенной площадью. Наиболее заметным внешним отличием башни является и ступенчатое построение, при котором площадь самого верхнего яруса под крышей меньше площади предыдущих ярусов. В настоящее время в башне функционирует музейная экспозиция.

Часовая башня

Единственная из всех угловых башен Нижегородского кремля, сооруженная уступом внутрь, что автоматически переводило её в разряд не слишком важных в оборонном смысле построек, без которых крепость вполне могла обойтись. Поэтому башня изначально выполняло скорее роль основного сторожевого поста, ведь расположена она на самой вершине кремлевского холма, откуда открывался великолепный обзор.

А благодаря «часовой избе» - дополнительной деревянной надстройке с часами, установленными на башне в 16 веке, Часовая башня Нижегородского кремля выполняла и продолжает выполнять до сих пор ещё и эстетическую функцию. Установленные на башне часы долгое время были главными городскими.

Северная башня

Северная башня крепости, расположенная в северо-западном углу её нагорной части и выходящая внешним фасадом на волжский скат, является одной из хорошо сохранившихся круглых башен Нижегородского кремля . Первоначально называвшаяся Ильинской (из-за расположения, близкого к церкви Ильи Пророка), в конструктивном плане Северная башня мало отличается от соседних круглых башен Нижегородского кремля: четыре яруса, небольшое количество боевых окон, квадратные зубцы в верхней части. Два входа оборудованы в центральные помещения Северной башни, а чтобы войти в её нижний ярус, необходимо воспользоваться специальным переходом в толще стены рядом с башней.

Тайницкая башня

Ещё одна круглая башня Нижегородского кремля, возвышающаяся над крутым скатом Почаинского оврага. Башню назвали Тайницкой благодаря сооруженному рядом с ней тайному подземному проходу под крепостными стенами к речке Почайна, некогда протекавшей по дну оврага и позволявшей незаметно от осаждавшего кремля неприятеля пополнить запасы питьевой воды.

Долгое время Тайницкая башня служила местом хранения используемого для защиты крепости пороха, который изготавливался в овраге рядом. Имея схожую конструкцию с прочими круглыми башнями Нижегородского кремля, Тайницкая оборудована большими по размеру бойницами, что свидетельствует о былой установке в ней более мощного вооружения, позволяющего вести огонь по неприятелю на дальние дистанции.

Коромыслова башня

Угловая круглая башня Нижегородского кремля, возведенная в цепи нагорного отрезка крепостных стен, у места соединения речки Почайна с искусственным оборонительным рвом. Согласно двум различным легендам, своим названием башня обязана захороненной под её основанием молодой девушке с коромыслом. По другой версии башня вместе с самыми длинными во всем кремле пряслами (крепостными стенами) издалека напоминает коромысло. Главное отличие башни от других - использование для строительства и обустройства внутренних помещений белого известняка. Среди всех прочих круглых башен Нижегородского кремля именно Коромыслова, которую венчает зеленая шатровая крыша, сохранилась лучше всего до наших дней в первоначальном виде.

Никольская башня

Проездная квадратная в плане башня, названная в честь построенной неподалеку церкви Св. Николая Чудотворца, отличается от других наличием размещенной на крыше дополнительной башенки - дозорной вышки, благодаря чему общая высота этой башни Нижегородского кремля составляет примерно 30 метров. Когда-то попасть в крепость через Никольскую башню было возможно только при помощи опускаемых на цепях подвесному мосту через крепостной ров. В 80-х гг. прошлого века через Зеленский съезд сооружен пешеходный мост, который ведет прямо в частично заложенные в начале 18 века проездные ворота. Изначально нижний ярус Никольской башни был выполнен из белого камня, однако во время реконструкции в середине 20 века утративший прочность камень заменен кладкой из красного кирпича.

Кладовая башня

Именно с Кладовой башни началось возведение кремля более 500 лет назад в том облике, в котором крепость можно увидеть сегодня . Широкая круглая башня Нижегородского кремля, в настоящее время выходящая фасадом на городскую площадь Минина и Пожарского. Свое нынешнее название башня получила благодаря тому, что длительное время её нижние ярусы использовались в качестве места хранения оружия и боеприпасов к нему, масла для уличных осветительных столбов и других полезных в городском хозяйстве вещей. Башня кажется меньшей, чем есть на самом деле, ведь практически весь её нижний ярус нынче расположен под землей. Однако наличие в его стенах боевых камер с амбразурами свидетельствует о том, что во время постройки уровень почвы был значительно ниже. Главным отличием верхней части Кладовой башни от других круглых башен Нижегородского кремля является отсутствие зубцов на четвертом ярусе выходящего во внутренний двор фасада и сооруженные в толще плоской задней стене переходы между отдельными ярусами.

Дмитриевская башня

Благодаря своему расположению в центре нагорного участка Нижегородского кремля, квадратная Дмитриевская башня занимает в нем главенствующее положение. Фасад этой мощной башни вместе с крышей имеет высоту 33 метра. С самого окончания постройки, ворота Дмитриевской башни служили главным входом в крепость, а установленное в ней многочисленное вооружение превосходило по мощи вооружение других башен и делало Дмитриевскую главным центром обороны всей верхней части кремля. По различным сведениям, первоначально главная башня имела от 4-х до 6-ти ярусов, но из-за капитальной реконструкции в конце 19 века башня не сохранила первоначальный облик. И в настоящее время Дмитриевская выделяется среди прочих башен Нижегородского кремля рядом отличительных черт: наклонными бойницами, расширенной надстройкой в верхней части, наличием оборудованного в верхнем ярусе «верхнего света», необходимого для качественного освещения размещенных внутри башни экспонатов музея. С 1965 года на шпиле башни установлен герб Нижнего Новгорода – позолоченный шагающий олень.

Замок, укрепленное жилище - укрепленное жилище средневекового феодала. В эпоху феодализма каждому надо было думать самому о своей безопасности. Ответом на эту потребность явились замки, где могли укрываться от нападений феодалы и отдавшиеся под их защиту вассалы. Первые замки были просто обнесенные тыном усадьбы (villae); посередине строили еще башню на возвышении, окруженном рвом (la motte). Такие укрепленные усадьбы стали звать лагерями (castra, castellum, castel, château). Башня, где позднее жили владельцы Замков, называлась doryon (dominium - дом господина) . Скоро эти первобытные укрепления усовершенствовались: на труднодоступном от природы месте строили главную башню и обносили ее высокой стеной, по углам которой строили еще башни. Кроме стены, замок был защищен еще глубоким рвом и крепким тыном. Двор замка был разделен надвое внутренней стеной. С одной стороны ее помещались службы и во время осады располагались лагерем вассалы, с другой стояла башня, где жил владелец замка. Он мог, таким образом, замкнуться в своей башне не только от неприятеля, но и от своих союзников в случае измены. Особенно укреплен был типичный для средневекового замка подъемный мост. Он помещался между двух башен и представлял собою как бы отдельную крепостцу. Перед ним по ту сторону рва устраивали еще деревянное укрепление. Кроме того, было еще двое или трое запасных ворот, крепко окованных железом, обыкновенно спускавшихся сверху на цепях. Если замок стоял на высоте и все известные тогда меры обороны были приняты, он был почти неприступен и овладеть им можно было почти исключительно путем долгой осады. Осажденным надо было, значит, обеспечить себя провиантом. Для этого в замке устраивались обширные погреба, где можно было поместить провианту на целый год. Главная башня, где протекала вся жизнь феодала и его семьи, состояла из двух или трех зал, расположенных одна над другой. Разделялись эти залы бревенчатым или дощатым потолком. Только позднее во избежание пожаров стали делать каменные своды. Одна из зал считалась главной; здесь происходили пиршества, устраивались хороводные танцы под песни дам и жонглеров; здесь же в зимние вечера, у довольно первобытных, но роскошно разукрашенных каминов, жители замка заслушивались заезжих трубадуров. Внутренних комнат было немного: спальня, склад для оружия, комната женских рукоделий, кухня. Иногда в главной башне помещалась и часовня. Мрачность башен происходила от малого количества окон; их нельзя было делать много из-за оборонительных целей. Вследствие громадной толщины стен перед каждым из двух-трех окон залы были просторные амбразуры, на ступеньку или две выше пола. Здесь пряли жены феодалов свои бесконечные пряжи, уныло напевая особые "песни прях" о несчастной любви Аэлиз или Идуан. Позднее рядом с главной башней стали строить и дома (salles, halls). Дома герцогов и графов, где происходил феодальный суд, назывались дворцами (palatium = palais). Но и дома не были поместительнее: внутренних комнат было также мало; так, во дворце Генриха II Плантагенета была, кроме залы, только одна спальня. Внутреннее убранство в XII и XIII веках становится очень роскошным: камины, окна, двери разукрашиваются лепными и резными украшениями разных видов готики (см.) . Стены и потолки расписывались или украшались резьбой; на колоннах, поддерживавших своды, развешивалось дорогое оружие, на полу лежали ковры с причудливыми аллегорическими рисунками. Население замков было довольно большое, так как дети вассалов воспитывались в доме сюзерена. В З. жилось скучно и однообразно. Кроме войны, охоты, игры в шахматы и трик-трак никаких занятий у феодалов не было.

- (франц. donjon, сред. век. лат. donjo). Прежде главная башня в древних замках и крепостях; теперь башня укрепления для обороны; как же башенка, павильон на домах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

донжон - а, м. donjon m. Главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке, находившаяся в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении врага. БАС 2. Донжоны, суть старинныя крепосцы похожия на замок или на цитадель. 1777. Кург. Инж. сл … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (франц. donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля. Донжон (на заднем плане) замка Лоше (Франция;… … Художественная энциклопедия

- (французское donjon), главная, отдельно стоящая башня средневекового замка, круглая или 4 угольная в плане, расположенная в самом недоступном месте и служащая последним убежищем осажденных … Современная энциклопедия

- (франц. donjon) отдельно стоящая главная башня феодального замка, круглая или четырехугольная в плане, последнее убежище защитников замка … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 башня (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Четырехугольная башня в старофранцузских, особеннонормандских замках … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Отдельно стоящая главная башня феодального замка, круглая или четырехугольная в плане, последнее убежище защитников замка. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

донжон - Главная башня в средневековом замке, служившая хранилищем ценностей и последним убежищем во время осады [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN donjon DE Donjon FR … Справочник технического переводчика

Донжон - (французское donjon), главная, отдельно стоящая башня средневекового замка, круглая или 4 угольная в плане, расположенная в самом недоступном месте и служащая последним убежищем осажденных. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • , . Что такое донжон? Кто совершил первый воздушный перелет? Кто выиграл бородинскую битву? Как играть в гольф? . На эти и другие вопросы ответит иллюстрированная энциклопедия для мальчиков, в…
  • Иллюстрированная энциклопедия для мальчиков , . Что такое донжон? Кто совершил первый воздушный перелет? Кто выиграл бородинскую битву? Как играть в гольф? На эти и другие вопросы ответит иллюстрированная энциклопедия для мальчиков, в…

Под будущий замок. Пришло время приступать к проектированию! Увы, в отличие от современных панельных многоэтажек, замки нельзя строить по единому шаблону. Каждое укрепление обязано отвечать в первую очередь функциональным требованиям: в зависимости от ландшафта, типа почвы, окружения и множества других факторов архитектурный ансамбль замка приобретает совершенно уникальные черты. Как бы то ни было, типовые составные элементы являются общими для всех замков — о них мы сегодня и поговорим.

Холм

Замок Плесси-Бурре стоит на высоком насыпном холме

Как уже было сказано, лучшее место для замка — это возвышенность. Если под рукой нет подходящего холма, можно насыпать его силами батраков: для этого грунт часто перемешивали с гравием и торфом, а также перекладывали жердями и хворостом. Такое примитивное армирование придавало конструкции устойчивость и позволяло ей не проседать под тяжестью каменных зданий. Форма холма может разниться, но чаще всего он выполнялся в форме, близкой к кругу или квадрату, что соответствовало форме крепостных стен или главного здания замка. История знает так называемые курганно-палисадные замки (иначе «мотт и бейли», от Motte-and-bailey), особо популярные во Франции и Англии после нормандского завоевания: французское слово motte означает «холм», а английское bailey — «внутренний двор». По факту, это просто насыпной холм с донжоном, обнесенный деревянным частоколом. Знаменитый Виндзорский замок, к примеру, носит явные черты подобной раннесредневековой архитектуры.

Донжон


Донжон замка Ньюкасл выполнен в строго прямоугольной форме…

Донжон — главная башня замка. Чаще всего он окружен как минимум одним рядом крепостных стен, но не связан с ними напрямую, так что получается своего рода двойная линия обороны. Несмотря на то, что «замком» называют обычно именно эту часть, донжон отнюдь не был самым важным элементом архитектурного ансамбля. Помещения в нем узкие и тесные, а потому они использовались преимущественно для военных целей или просто как дань традиции. Донжон мог стать последним убежищем для осажденных, к тому же в нем, как правило, размещались стратегически важные помещения: продовольственные склады, колодцы, оружейные и подвалы. Как самая высокая башня, донжон служил неплохим наблюдательным пунктом, а в небольших замках без крепостных стен и вовсе был единственным фортификационным сооружением. Сначала донжоны строили преимущественно квадратными, но с развитием осадных технологий и военной инженерии главные башни стали все чаще возводить в форме круга или правильного многоугольника — это позволяло лучше выдерживать прямое попадание снаряда.


…А вот Венсенский замок намного богаче на круглые башенные пристройки и напоминает нарядный свадебный торт

Крепостная стена

Каждый здравомыслящий феодал старался обнести свой замок толстыми крепостными стенами, игравшими роль основного оборонительного сооружения. Первоначально на их месте был обычный частокол: даже такая слабая преграда лучше, чем полное ее отсутствие. Со временем стены стали строить из глиняных и известковых блоков, а позже — из настоящего камня. Стена должна быть достаточно высокой, чтобы нападавшие не смогли взобраться на нее по лестницам или с помощью осадных башен, но главным утилитарным фактором все равно оставалась толщина . Вопреки расхожему мнению, пробить брешь в правильно сложенной стене — дело весьма непростое. До изобретения артиллерии и мощных пушек камнеметные машины и тараны подходили разве что для разрушения периферических строений. Даже знаменитые требюшеты годились только на то, чтобы обрушивать кровлю башен или разбивать крепостные зубцы, за которыми прятались стрелки. Учитывая неторопливость и отсутствие возможности нормально прицелиться в одну и ту же точку, стену обычно проламывали силами солдат, которые орудовали кирками как заправские шахтеры.


Периметр крепостной стены Авилы составляет порядка 2500 метров, а общее число крепостных башен — 88!

На вершине стены обычно прокладывали боевой ход , благодаря которому войска могли свободно перемещаться по периметру всего замка и вести заградительный огонь. Стена обстреливалась со всех позиций: там, где вниз стрелять было неудобно, имелись выступающие вперед башни , усеянные бойницами и мостками. Эти же башни служили для укрепления углов — самой слабой точки стены, поскольку именно в углах крепости можно сосредоточить больше всего вражеских сил и меньше всего сил обороны. Чаще всего стену не проламывали, а брали штурмом или устраивали подкоп. Чтобы предотвратить последний, наиболее предприимчивые феодалы укрепляли стены каменными отмостками.

Стены служили естественной границей для внутреннего двора замка. В нем обычно размещались жилые помещения для феодала, гостей и прислуги, церкви и ремесленные мастерские. Часто структура замка подразумевала несколько рядов стен, что дополнительно осложняло жизнь штурмующим и позволяло организовать несколько линий обороны.


Внутренние галереи служили для обстрела неприятеля в том случае, если ему удалось прорваться за крепостные стены

Ворота

Ворота — самая слабая точка замковых фортификаций, но они же играли важнейшую роль во всем средневековом быте. Это был основной и часто единственный способ осуществить вход и выход на окруженную крепостными стенами территорию. Помимо контроля движения, ворота также играли фортификационную роль и нередко усиливались целым комплексом защитных сооружений. Зная, что в первую очередь враг попытается прорваться за стены через главный вход, феодалы устанавливали по бокам от входа сторожевые башни: вход перед воротами — это слепое пятно, а потому обстрел в случае нападения следует вести с более удобных позиций.


Вход в замок защищали прочные ворота, а массивные сторожевые башни обеспечивали дополнительный обзор для оборонявшихся

Часто проход через замковые ворота искусственно удлиняли, чтобы как можно больше осложнить жизнь нападавшим. Помимо того, что им предстояло пробиться через железную решетку и массивные двери из толстого дерева, проход часто представлял собой «клетку смерти »: в потолок были вделаны решетки, сквозь которые обороняющиеся метали стрелы и копья, кидали камни и лили кипяток или раскаленную смолу. Находясь в ограниченном пространстве, окруженный со всех сторон противник часто был вынужден отступить под страхом смерти.


Барбаканы краковских замков — настоящее произведение искусства

Говоря о воротах, нельзя не упомянуть барбакан . Он представлял собой отдельную башню, вынесенную за периметр стен замка и служащую для охраны подступов ко входу, будь то ворота или мост. Часто барбакан был не отдельным зданием, в пристройкой (т. н. ронделем), защищавшей мост через ров.

Ров


Ров Королевской стены в Сеуте — отличный пример того, как сделать свой замок неприступным

Для тех, кому мало крепостных стен и железных решеток на входе, архитекторы придумали еще одно сооружение, замечательное по своей простоте и функциональности. Широкая и глубокая искусственная канава, часто соединенная с естественным водным руслом, окружала замок и служила дополнительной системой защиты. Переоценить ее сложно: в том случае, если ров был заполнен водой, единственным проходом в замок оставался лишь узкий мост, по которому одновременно может пройти лишь небольшое количество вооруженных человек. К стенам, окруженным водой, не подкатить таран, да и не всякая метательная машина докинет до них камень. К тому же, водный ров практически полностью предотвращал возможность подкопа.

Конечно, ров приходилось обслуживать. Чтобы вода в нем не застаивалась и не цвела, его необходимо периодически очищать от мусора — дешевая цена за дополнительную гарантию безопасности. Даже в том случае, если воды во рву нет, он может стать дополнительной преградой для пехоты и особенно конницы: усеяв дно острыми кольями, феодал значительно осложнял жизнь наступавшим.

Заключение

Не нужно думать, что этим бесхитростным списком исчерпывается многообразие фортификационной архитектуры. Со временем замки становились все более крупными и совершенными, обрастали бастионами, капонирами и дополнительными пристройками. Конец эпохе замкостроения положила тяжелая артиллерия, ровнявшая с землей крепостные стены и высокие башни. В наши дни большинство сохранившихся замков стали музеями и превратились в популярные туристические объекты, но даже сейчас такое сооружение может послужить неплохой защитой — по крайней мере до тех пор, пока бомбардировка не превратит их в груду живописных руин.

Может ли национальная принадлежность человека быть чем-то ценным в очах христианина? Да. Не существует сферических людей в вакууме; у любого человека есть отец и мать, родной язык, культура, в которой он вырос, и это важная часть его личности.

Для вечности воскреснут реальные, а не абстрактные люди, а у реальных людей есть национальность. В раю преподобный Андрей Рублев остается русским, а Джотто - итальянцем.

Между святыми в раю нет разделений; они пребывают в совершенном единстве. Но это органическое, а не механическое единство, в которое люди входят как органы в тело, а не как песчинки в кучу песка.

Поэтому мы можем говорить о соборе Русских Святых, которые пребывают с нами, русскими христианами, в особых отношениях.


Не потому, что святые других народов нам менее родные - но потому, что русские святые имеют, по воле Божией, особое попечение о России.

Здесь, на земле, где нам заповедано любить ближнего, который тоже не является сферическим ближним в вакууме - он является членом нашего народа, жителем нашей страны, находится под властью нашего государства, и забота о его благе предполагает заботу о состоянии этих больших общностей.

Процветание, благоустройство и безопасность отдельных людей зависит от благоустройства страны в целом. Поэтому, разумеется, у христианина есть обязательства по отношению к своей стране и своему народу. Раз промысел Божий соделал нас гражданами России, значит Богу угодно, чтобы именно здесь мы и служили Ему и ближнему.


Национальная идентичность, таким образом, является частью Божьего творения, а любовь и забота по отношению к своим согражданам - благим и прямо заповеданным делом.

Национализм первоначально обозначает себя как именно такую любовь и такую заботу - но очень скоро мутирует во что-то другое.

Выясняется, что нашему народу мешают жить злые враги, которые несут ответственность за все наши беды, и любить свой народ - это значит ополчаться на этих врагов. Любая созидательная деятельность предполагается невозможной и бессмысленной до полной победы над врагами. Более того, вскоре выясняется, что значительная часть людей своей же нации и даже этнической группы - тоже враги, продавшиеся неприятелю за его грязные подачки.

В Руанде, где в июне 1994 года произошел известный геноцид между народностями хуту и тутси, национальный поэт хуту Саймон Бикинди сложил песню «Нанга абахуту» («Ненавижу тех я хуту»), в которой он выражает крайнее негодование на тех своих собратьев-хуту, которые не проявляют должного рвения к резне тутси.

Приведем пару строк в прозаическом переводе. «Я ненавижу тех хуту, тех чванных хуту, надменных, что пренебрегают другими хуту, дорогие товарищи! Как это можно пренебрегать своими?… Ненавижу я их и не буду за это извиняться!»

Если ты любишь свой народ, ты должен пойти и вырезать семью соседа, потому что, как сказал тот же поэт , «Тутси - это жестокие звери, гнуснейшие гиены, хитрее носорога…»


Ничего специфически африканского, тут нет - хорваты и сербы, например, несомненно, европейские народы с древними и высокоразвитыми культурами. А немцы так и вовсе были культурнейшим народом на свете.

Национализм очень быстро превращается в религию ненависти и выстраивает такой образ нации, в котором ее главными символами и героями оказываются не ее святые, не поэты, не ученые, не художники, а наиболее мрачные головорезы, которых только можно отыскать в национальной истории.

Что-то человеческое, теплое, вроде национальных традиций празднования Рождества или народных песен, которые поют девушки летними вечерами, остается за пределами этого национализма, весь его пафос - а пафосом он преисполнен - это пафос борьбы с подлыми врагами и подлыми предателями, которые не хотят с ними бороться.

Конечно, с определением национализма как религии ненависти охотно согласится всякий националист - в отношении национализма соседа.

Соседский национализм - это тяжкое, гнусное безумие, воплощение худших национальных качеств соседа. Его герои - людоеды, его версия истории - собрание нелепых выдумок, его песни - гнусный вой орков.

А вот наш национализм - это совсем другое дело. Это выражение воли нашего народа к достойной жизни, которой мешают коварные враги. Со стороны, однако, разницу усмотреть трудно.

На спине написано: "Я русский". Хотя точнее было бы - "Я предатель".

Почему так происходит? Мы, люди, нуждаемся в общности со своими ближними. Мы так созданы. Грех привел к утрате этой общности, человеческий род разбит и расколот; но люди испытывают глубочайшую потребность в этом единстве.

Книга Деяний Апостольских описывает проблеск рая в первохристианской общине: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32).

Однако, как браку противостоят извращения, как подлинной радости противостоит эйфория наркомана, так и единству, которое дает Святой Дух, противостоит единство, которое дает совсем другой дух. Человек ищет хороших вещей - радости, удовольствия, единства - и хватается за бесовские подделки, потому что ему кажется, что они ближе, доступней и дешевле.

Человек грешен, и в качестве объединяющей и мобилизующей силы ненависть работает лучше.


Люди, которые вместе противостоят кому-то, ненавидят кого-то, переживают эйфорическое чувство единства. Они - вместе, они - боевые товарищи, они братья. Это чувство братства покупается ценой ненависти к врагам - коварным иностранцам, подлым инородцам, проклятым предателям — но оно реально.



Это уже не русские. И никогда больше не станут.

В реальности, правда, братство держится недолго - вскоре боевые товарищи могут начать выяснить отношения между собой - но упоение единством какое-то время работает.

Строить отношения с людьми, учиться доверять и оправдывать доверие - трудно. Это узкий путь усилий и разочарований, в себе и в людях, требуется решимость, чтобы продолжать идти по нему. Национализм создает быструю иллюзию общности - чувство братства без тех трудов, которых бы потребовало созидание подлинного братства.

Националистические шествия (всех наций) всегда производили на меня впечатление какой-то черной мессы; потом я понял, в чем дело. Колонна, хором отзывающаяся на ритмичные выкрики ведущего, действительно пародирует ектенью. Только вместо обращения к Богу тут происходит обращение к кому-то другому, и вместо призывания милости - призывание смерти на тех или иных врагов.

Конечно, не каждый националист - Саймон Бикинди; это духовная болезнь, которая имеет свои стадии и в разной степени поражает принявший ее организм. Но приводит она именно к тому, к чему приводит - в Руанде, в Югославии, в Нагорном Карабахе, везде.


Ненависть - быстрый, эффективный и дешевый способ мобилизации сторонников. Те, кто прибегают к нему, в короткой перспективе выигрывают, а долгая их не интересует.

Людей трудно мобилизовать на что-то доброе; если бы люди бросались на помощь ближнему, или хотя бы на благоустройство территории, с таким же энтузиазмом, как на борьбу с врагами, мы жили бы почти в раю. Но это, увы, не так.

Побудить людей делать то, что Вы хотите, склонить их встать под Ваши знамена, «чувства добрые пробуждая», очень трудно. Гораздо проще пробуждать самые мутные и звериные инстинкты. Человек грешен, ему всегда легко превратиться в Истинного Хуту.

Второй фактор, благодаря которому национализм очень быстро мутирует из чего-то безобидного, вроде любви к национальным костюмам, в полноценную религию ненависти - это его притязания на абсолютную преданность и повиновение. «Нация превыше всего»; она - или, вернее, от ее имени - требуют убивать и умирать. Это идолослужение; и как всякое идолослужение оно разрушает душу. Чего только не сделаешь ради нации? Какой только гнусности не совершишь?

Может ли христианин быть националистом? На ранних стадиях, еще да - пока бес еще не требует человеческих жертвоприношений, а медленно и осторожно внушает жертве такую картину мира, в которой они будут уместными и оправданными.

Но рано или поздно наступает момент, когда от человека начинают требовать преступить заповедь, сначала молча смириться с явным беззаконием, провозглашаемым и творимым во имя нации, потом публично одобрить его, потом принять в нем участие.

Тогда ему приходится выбирать - между требованиями слова Божия и требованиями, выдвигаемыми от имени нации. Происходит разрыв либо с национализмом - нет, вот этого я одобрять и делать не буду - либо с христианством.

При этом формально, конечно, человек может оставаться христианином - вон, хорватские усташи были чрезвычайно набожны - но для него нация гораздо важнее Христа.


Существует ли здоровое национальное чувство? Конечно, и входя в православный храм мы присоединяемся в молитве к нашему народу - так молились русские люди на протяжении долгих столетий нашей истории, здесь они находили поддержку и утешение, веру и надежду, то, что наполняло их жизнь смыслом.

Более того, наши предки в вере, те, кто прошел путем Православия до нас, пребывают здесь, с нами и молятся за нас, в лике святых, прославленных Церковью - или известных только на Небесах.

Но этот опыт принадлежности к народу чужд ненависти к кому бы то ни было и не нуждается во врагах; мы объединяемся не против кого бы то ни было - а вокруг Христа. Мы знаем, что вокруг Него собраны люди из всех народов — и радуемся этому, и молитвенно почитаем святых из всех уголков земли.

Тогда для нас любовь к Родине и своему народу проявляется в упорном труде ради их блага - ради утверждения добрых нравов, мира, взаимного доверия, и более всего - ради вечного спасения наших сограждан.

А вот в ненависти к кому бы то ни было она проявляться не может - ненависть не приносит ничего, кроме разрушения, и более всего она разрушает тех, кто ей предается.

Как показывает неоднократный опыт, национализм оказывается злейшим врагом именно той нации, от имени которой он берется выступать. Таковы неизбежные плоды ненависти и идолослужения.




Top