Школьный этап олимпиады по литературе 7. Олимпиада по литературе (школьный этап)

Екатерина Рублева. Биография

Екатерина Борисовна Рублева родилась 10 октября 1985 года в Одессе. Ее родители - знаменитые фигуристы Б. Рублев и С. Бакина. На льду девочка оказалась в возрасте 5 лет.

Партнером Кати Рублевой в танцах на льду становится И. Шефер. В 1994 году они образовали пару, руководила которой Е. Рублева. Впоследствии их начинает тренировать О. Рябинина.

Спустя годы дуэт переедет в столицу и будет продуктивно работать под опекой Е. Кустаровой. Спустя четыре года фигуристы переходят к И. Жук и А. Свинину.

Изнуряющая интенсивная работа вскоре увенчалась успехом: итоговая бронза национального чемпионата и 12 позиция в ЧЕ. В следующем спортивном сезоне дуэт Екатерины Рублевой завоевывает серебро на чемпионате страны, далее следует 13 позиция в ЧЕ и 15 место в ЧМ.

Период 2008-2009 годов дарит спортсменам еще одну серебряную награду на национальном чемпионате. В дальнейшем пара Екатерины Рублевой выступила не так успешно - на ЧЕ фигуристы становятся лишь восьмыми.

Следующий спортивный сезон принес спортсменам третье место на чемпионате страны. Однако, оттого, что в состязании не участвовала более сильная пара (Хохлова-Новицкий), Рублева с партнером не сумели пробиться в национальную сборную команду не только на ЧЕ, но и на Олимпиаду.

Из-за того, что сразу после Олимпийских игр знаменитая пара Домнина - Шабалин приняли решение завершить профессиональный путь в спорте, дуэт Екатерины Рублевой сумел выступить в ЧМ, заняв итоговое 13-е место.
Несколько лет назад фигуристы заявили о том, что прекращают выступать. В дальнейшем Катя начинает тренерскую деятельность совместно с И. Жук и А. Свининым.

В настоящее время вкупе со своим недавним партнером И. Шефером занята подготовкой и воспитанием подрастающего поколения будущих чемпионов в области фигурного катания.

Фото Екатерины Рублевой

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018

Школьный тур 7 класс

Время выполнения заданий – 2 часа Максимальное количество баллов – 52

I

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

В) «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»

Г) « Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын её Викула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезла из печки,скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле».

Д) «- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.

А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».

15

2. Блиц-опрос

1) «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу…» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Кто же выполз на пень греться?

2 ) Что прислала Лидия Михайловна из рассказа В.П. Распутина «Уроки французского» мальчику в первой посылке, что во второй?

3) О ком идет речь? «До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор»

4) В какие дни для Тургенева русский язык становится «опорой и поддержкой»? (выберите правильный ответ)

а) Во дни сомнений и раздумий б) В дни тревоги в) В дни войны г) В праздничные и будничные дни

5) Кто главный герой рассказа Чехова «Хамелеон»?

А) Овсов б) Денис Григорьев в) Очумелов г) Прохор

Максимальное количество баллов – 5

II

1. В 1820 году А.С.Пушкин получил в подарок портрет известного литератора с дарственной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя». Назовите имя литератора и известные вам его произведения.

Максимальное количество баллов – 2

2. Какой литературный псевдоним был у Чехова в молодости?

    Твен 2) Человек без селезёнки 3) Саша Чёрный 4) Грин

Максимальное количество баллов – 1

3. Назовите имена писателей, с которыми связаны следующие места нашей области:

Б) музей-заповедник Щелыково (Костромская область) и г. Кинешма

В) дом-музей Ново-Талицы

Максимальное количество баллов – 3

III . Знание теории литературы.

1. По определению назовите термин, приведите свои примеры:

определение

Максимальное количество баллов – 10

2. Выбери правильный ответ:

1.Какой художественный приём использует Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

а) Гиперболу б) Антитезу в) Олицетворение г) Аллегорию

2. Как в произведении называется изображение внешности персонажа?

а) Характеристика б) Биография в) Портрет г) Описание

3. Какому из стихотворных отрывков соответствует схема: _ / _ / _ / _ /

а) Мороз и солнце – день чудесный…

б) …Не пылит дорога,

Не дрожат кусты,

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

в) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана…

4. Сколько стоп в данной строке:

Уж близок полдень, жар пылает…

Количество баллов – 4

IV

1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким произведением перекликается сюжет картины?

Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная девочка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Она задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие пальцы рук крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени.

Максимальное количество баллов – 2

V . Проба пера

Предлагаем вам написать фантастический, или остросюжетный, или авантюрный, или мистический, или приключенческий рассказ с одним из предлагаемых заглавий:

«В тумане»;

«Назад в будущее»;

«Осторожно! Двери закрываются!»;

«Кто следующий?»;

«На абордаж!»;

«Когда поет ветер».

Максимальное количество баллов – 10

ОТВЕТЫ

I . Знание текстов художественных произведений.

За каждое задание обучающийся получает по 3 балла максимально (при верном определении героя произведения, автора и названия) 1+1+1, итого 15 баллов.

А) «Повесть о Петре и Февронии» Муромских. Феврония. Древнерусская литература.

Б) И.А.Тургенев « Бежин луг».Федя.

В) А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Самсон Вырин.

Г) Н.В.Гоголь « Ночь перед Рождеством».Солоха.

Д) Н.Лесков «Левша». Левша.

Количество баллов – 15

2.Блиц-опрос

1) «На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц;четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетали ночевать»

2) В первой посылке были макароны, несколько кусков сахару и две плитки гематогена. Во второй посылке – макароны и три красных яблока

3) М.В. Ломоносов

Количество баллов – 5

II . Историко-литературные задания.

1. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Светлана» и др. Количество баллов – 2

2. 2) Человек без селезёнки Количество баллов – 1

3. А) К. Бальмонт Б) А.Н. Островский в) М.И. Цветаева Количество баллов – 3

III . Знание теории литературы.

определение

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

Метафора

2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы...

Гипербола

3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами

Олицетворение

4) Построение произведения, расположение его частей.

Композиция

5) Художественное образное определение.

Количество баллов – 10

2. Выбери правильный ответ:

1. б 2. в 3. а 4. 4 Количество баллов – 4

IV . Литература и другие виды искусства

В. Васнецов «Аленушка». Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Количество баллов – 2

V . Проба пера

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Творческая работа оценивается в 10 баллов .

Общее количество баллов 52

В учебном году (120 минут).

Тур 1 Анализ художественного текста. 50б

Напишите отзыв о стихотворении в прозе «Два богача».

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Тур 2 История и теория литературы, культура.

1. Соотнесите жанры фольклора и древнерусской литературы , заполнив таблицу.

1. Древнерусская литература. А. сказка Е. сказание

2. Фольклор Б. повесть Ж. поучение

В. частушка З. житие

Г. пословица И. песня

Д. моление К. скороговорка 10 б

2.Найдите фактический ошибки, напишите правильный ответ.

1) В основе поэмы «Песнь о вещем Олеге» лежит фольклорный источник (устное сказание)». __________________________________________________________ 2 б

2) «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»,- сказал Маленький принц своему другу Лису. ___________________________________________________ 2 б

3) Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» принадлежат и взяты из басни «Лебедь, Рак да Щука».

__________________________________________________________________________ 2 б

а) «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос. …. как дерево растет на плодородной земле».

б) «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; …и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни..»

в) «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая хорошая клюква - сладкая, как у нас говорят, - бывает, когда она перележит зиму под снегом».

г) «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. …Божественная ночь! Очаровательная ночь!

д) «Итак, все кончено,- сказал он сам себе; - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты».

4. Кто из перечисленных героев былин лишний?

а) Микула Селянинович; б) Тугарин - царь;

в) Илья Муромец г) Василий Буслаев 3 б

5. писал: «Во внутренней одежде в пословицах наших можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения». Назовите художественные средства, использованные в пословицах.

1) Его голыми руками не возьмёшь. __________________________________

2) Сытое брюхо к ученью глухо. __________________________________

4) Богатый что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. _________________

6. Прочитайте отрывок из стихотворения тульского поэта В. Ходулина. О каком тульском памятнике в нем идет речь, где памятник установлен и почему?

Он летит на холеном коне у Невы.

Он идет по Кронштадту

В заморском камзоле,

Но такого, как в Туле, не встретите вы,

Чтоб с кувалдою царь,

Чтобы руки в мозолях.. 6 б

7. Закончите фразу.

1) Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в _________________________________, где провел большую часть жизни, откуда ушел за десять дней до своей смерти.

2) Сыном тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи был _______________________________________ , которому впоследствии посвятил строки:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

3) Многие литературоведы считают, что наш земляк Алексей Михайлович Сурнин (1был прототипом легендарного _____________________. 6 б

8.Определите размер стихотворения.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

9.Узнайте произведение по его началу, укажите автора.

1) Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна.

2) У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом… 3 б

Тур 3 Литературно - творческая работа.

Напишите басню, использовав в качестве морали пословицу «На языке - мёд, а на сердце - лёд».

Ключи к заданиям для 7 класса.

Тур1 50 баллов

Тур 2. 50 баллов

Б, Д, Е, Ж, З

А, В, Г, И, К

2) это слова Лиса

3) правильное название басни «Лебедь, Щука и Рак», слова же из басни «Квартет»

а) «Муму»

б) «В дурном обществе»

в) «Кладовая солнца»

г) «Майская ночь, или Утопленница»

д) «Дубровский»

1) метафора

2) метонимия

3) антитеза

4) сравнение (или еще метафорический эпитет)

6. Памятник Петру I установлен возле оружейного завода, так как этот царь и является основателем завода.

1) Ясной Поляне

2) Василий Андреевич Жуковский

1) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2) поэма «Руслан и Людмила»

Тур 3. 50 баллов

Всего 150 баллов

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания этапа Олимпиады.

Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.

Критерии оценивания

Тур 1 (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются :

Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.

Тур 3 (литературно-творческая работа)

При оценке заданий этого варианта учитываются:

Правильность, точность и полнота ответа – до 20 баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 10 баллов;

Глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка – до 20 баллов

Общая сумма - 50 баллов

Задания для проведения школьной олимпиады в 7 классе по литературе сгруппированы по трём этапам. Каждый включает 5-7 заданий. Внизу есть ответы на некоторые задания.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

7 КЛАСС

1 этап

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.

№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой; 2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 8) Ася гуляла по Бежину лугу?

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:

  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец;
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.

После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

№5. По словам А. Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.

№6. Напишите небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком .

2 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта ХIХ века А.А. Фета (1820 -1892).

Ещё весны душистой нега

К нам не успела снизойти,

Ещё овраги полны снега.

Еще зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях.

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

№2. Опишите своего любимого литературного героя , не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения .

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера .

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пёстрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».

№5. С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.

№6. Назовите 3-4 писателей , с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях, о вечном и преходящем. Что вы знаете об их творчестве?

№7. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

3 этап

№1. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в вашей домашней библиотеке? Как характеризуют книги членов вашей семьи? Назовите 3-5 ваших любимых авторов и их книги. Объясните свой выбор.

№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 10-12 предложений.

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.

№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот. Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные повести о ваших ровесниках . Когда и почему вы их запомнили? Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В. КРУПИН

СБРОСЬ МЕШОК!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.

Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «смотри, Машенька, какие облака».

  • Понравился ли вам рассказ? Что помогло героине победить усталость?
  • От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
  • Что же объединяет три поколения этой семьи? Прокомментируйте название рассказа.

№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Слухают ракиты посвист ветряной…»? С каким чувством рассказывает поэт о родине? Какие ещё стихотворения о родине вы знаете? Назовите.

С. ЕСЕНИН

* * *

Топи да болота,

Синий плат _____.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных ______,

Тёмным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз -

Суховатой ______

Пахнет от колёс.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,




Top