Символ фашистов италии. Почему фашисты сделали свастику своим символом

Один российский турист, побывав в Юго-Восточной Азии, сообщил в социальных сетях о своих впечатлениях. В Бангкоке он увидел человека, на футболке которого спереди и сзади красовалась большая свастика.

Туристу кровь бросилась в голову. Он хотел тут же объяснить глупому аборигену, что за гадость тот носит на себе. Но, чуть поостыв, россиянин решил воздержаться от общения: а может быть, местный житель просто ничего не знает о «немецком фашизме»? Все же потрясение от увиденного было столь велико, что, вернувшись домой, он обратился к посетителям форума с вопросом: «Что делать в подобной ситуации?»

Свастика в прошлом и настоящем

Действительно, большинство жителей Азии не знают, кто такой Гитлер. Кое-кто, возможно, слышал о Второй мировой войне. Но сказать точно, кто с кем воевал и из-за чего, вряд ли смогут даже наиболее образованные люди. Зато в Индии практически каждый хорошо знает, что свастика - символ благополучия, солнца, знак благоприятных предначертаний. Ни одна свадьба в Индии, Непале, Южной Корее не обходится без этого символа.

Свастика появилась в древности и была широко распространена по всей Евразии. Она является неотъемлемой частью буддизма, с которым попала в Китай, Сиам и Японию. Используется этот символ и другими религиями. В конце XIX - начале XX века в связи с увлечением культурой Востока свастика стала весьма популярной в Европе.

Летом 1917 года Временное правительство России даже разместило большую свастику на 250-рублевой купюре, на фоне двуглавого орла. Свастику помещали на своих погонах некоторые отряды белых. Большевики тоже не избежали общего поветрия и использовали свастику как революционный символ.

Особенно впечатляюще смотрится сегодня печать Московского губернского совета рабочих и крестьянских депутатов 1919 года в виде свастики. Красная нарукавная нашивка красноармейцев Юго-Восточного фронта со звездой и свастикой тоже впечатляет. В конце концов, нарком Луначарский в жесткой форме прекратил это «безобразие» в 1922 году.

В настоящее время европейцы воспринимают свастику только как символ нацизма (национал-социалистической партии Германии) со всеми его ужасами. Сегодня трудно представить, что наши далекие и не очень предки находили нечто привлекательное в этом символе, настолько он кажется нам зловещим.

Отрицание свастики накрепко впаялось в сознание большинства европейских народов. Но человечество состоит не только из европейцев, и с этим приходится считаться, особенно в зарубежных поездках. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Фасция у фашистов

Символ фашизма, фасция, в отличие от свастики, не является знаком, вызывающим раздражение на постсоветском пространстве. Да и в Европе к нему относятся весьма толерантно. Одна из причин, по-видимому, кроется в том, что фашисты не натворили столько бед, как нацисты. По крайней мере, они собирались «всего лишь» покорять другие народы, но отнюдь не уничтожать их.

Фасции на фасаде Центрального вокзала, Милан.

Здесь необходимо отметить различное понимание термина «фашизм» в бывшем СССР и остальном мире. По инициативе И. Сталина Коминтерн (международное объединение коммунистических партий, находящихся под контролем советского руководства) предложил именовать национал-социалистов «немецкими фашистами». Фашисты - это члены итальянской радикальной партии, созданной Б. Муссолини.

Дело в том, что тогда наметились определенные трудности в идентификации врага. Партия Гитлера, НСДАП, числилась и социалистической, и рабочей, имела флаг красного цвета и праздновала пролетарский праздник 1 Мая. Объяснить не очень грамотным людям, чем гитлеровский социализм отличается от сталинского, было задачей просто неподъемной. А с термином «немецкие фашисты» проблем не было. В Советском Союзе.

Но в Европе он не прижился, несмотря на все старания Коминтерна. Люди там просто не понимали, о чем идет речь, когда вместо привычного слова «наци» они слышали длинное и неудобоваримое «немецкий фашизм». Поэтому европейские компартии, чтобы их поняли соотечественники, вынуждены были использовать общепринятый термин -«наци».

Фасция - символ власти в Древнем Риме

Сам термин «фашизм» произошел от слова «фасция». Фасция была символом власти в Древнем Риме. Она представляла собой пучок березовых прутьев, в который был воткнут топор. Фасции носили ликторы - сопровождающие лица и заодно охранники высокопоставленных чиновников.

Ликтор с фасциями

Позднее в геральдике фасции стали символом государственного и национального единства, символом защиты государства. Этот символ широко используется и в наши дни. Фасция присутствует в символике российских федеральных служб исполнения наказаний и приставов. Есть она и на эмблеме Украинского МЧС. А в гербе Франции фасция даже является центральным элементом.

Муссолини использовал фасцию на знамени фашистской партии как символ единства государства и народа, всех слоев общества - от богатых и знатных до самых бедных. В общем, что-то похожее на известный лозунг «Народ и партия едины».

Конечно же нельзя называть все структуры и тем более государства фашистскими из-за наличия фасций на их знаменах и гербах. Фасции повезло больше, чем свастике. - она не вызывает такого отторжения. Хотя на территории Москвы с 1997 по 2002 год действовал закон, предусматривавший наказание за пропагандирование фасции.

Красная звезда

Очень популярным символом является красная звезда. После Октябрьской революции, когда возник вопрос о символике Красной армии, остановились на пятиконечной красной звезде. Красная звезда в мае 1918 года была официально, по приказу Троцкого, объявлена эмблемой Красной армии. В этом приказе она именовалась «марсова звезда с плугом и молотом».

Бог войны Марс в тогдашней советской традиции считался защитником мирного труда. Плуг через некоторое время заменили на серп. Носить краснозвездную эмблему полагалось на груди. Но позднее звезду стали носить на головных уборах, вместо кокарды.

Пятиконечная звезда (пентакль, пентаграмма) известна почти 6000 лет. Она была символом безопасности и охраны от всяческих невзгод. Пентаграмму использовали разные религии и народы. Но во времена инквизиции отношение к пентаграмме в Европе изменилось в корне, и ее стали называть «нога ведьмы». Позднее последовало уточнение, что символом сатаны является только перевернутая звезда - когда один луч направлен вниз, а два луча, смотрящие вверх, образуют как бы рога.

А звезда, «стоящая на двух ногах», вполне угодна Богу. «Пылающая» пентаграмма, с языками пламени между лучами звезды, является одним из главных символов масонов. Уже с начала XIX века звездочки «забрались» на эполеты и погоны.

На американском флаге звездочки были поначалу восьмиконечные. Но под влиянием местных масонов очень быстро были заменены на пятиконечные. Вооруженные силы США, подобно своим советским коллегам, используют пентакль для обозначения национальной принадлежности военной техники.

«Георгиевская ленточка»

В последнее время у красной звезды, единственного символа Советской армии и ее побед, появился конкурент - оранжево-черная «георгиевская ленточка». При всей ее внешней привлекательности и даже сходстве с георгиевской лентой называть ее так неправомерно. На настоящей георгиевской ленте - три черные и две желтые полосы, что символизирует три смерти и два воскрешения святого Георгия Победоносца.

С 1917 и до 1992 года георгиевская лента не использовалась ни в одной советской награде. Но она была задействована в Белой армии и Русском корпусе, воевавшем на стороне Гитлера. Человек с такой лентой, в годы войны попавший в руки НКВД или Смерша, в лучшем случае был бы отправлен в концлагерь. Нынешняя «георгиевская ленточка» повторяет цвета колодок ордена Славы и медали «За победу над Германией» и никак не относится к жизни и смерти Георгия Победоносца.

В любом случае ленточка россиянам понравилась и воспринимается сегодня как символ Великой Отечественной войны. Так же ее воспринимают и в Белоруссии. А вот в Украине восприятие этого символа неоднозначное.
Люди, испытывающие ностальгию по СССР, хотя и утверждают, что это символ минувшей войны, все же воспринимают ленточку как символ советского прошлого. Другая часть населения относится к ленточке резко отрицательно, считая ее элементом «имперской» пропаганды, наряду с другими советскими символами.

Анатолий ПОНОМАРЕНКО

"Тайны ХХ века"

Символы были сильным оружием в нацистском преобразовании общества. Ни до, ни после этого в истории символы не играли столь важной роли в политической жизни и не использовались столь сознательно. Национальная революция, по мысли нацистов, не только должна была быть осуществлена - ее должно было быть видно.

Нацисты не только уничтожили все те демократические общественные институты, заложенные во время Веймарской республики, они свели на нет и все внешние признаки демократии в стране. Национал-социалисты поглотили государство еще больше, чем это удалось сделать Муссолини в Италии, и партийные символы стали частью государственной символики. Черно-красно-желтое знамя Веймарской республики сменилось на нацистское красно-бело-черное со свастикой. Немецкий государственный герб был заменен новым, а свастика заняла в нем центральное место.

Жизнь общества на всех уровнях была пропитана нацистской символикой. Недаром Гитлер интересовался методиками влияния на массовое сознание. Опираясь на мнение французского социолога Густава Ле Бона о том, что контролировать большие группы людей лучше всего с помощью пропаганды, направленной на чувства, а не на интеллект, он создал гигантский пропагандистский аппарат, который должен был донести до масс идеи национал-социализма в простом, понятном и эмоциональном виде. Появилось множество официальных символов, каждый из которых отражал часть нацистской идеологии. Символы работали так же, как и остальная пропаганда: однотипность, повторяемость и массовая продукция.

Стремление нацистов к тотальной власти над гражданами проявлялась и в знаках отличия, которые надлежало носить людям из самых разных сфер. Члены политических организаций или администрации носили нашивки из ткани, почетные знаки и приколотые значки с символами, которые были одобрены Министерством пропаганды Геббельса.

Знаки отличия использовали и для того, чтобы отделить «недостойных» для участия в строительстве нового рейха. Евреям, например, ставили в паспорта штамп с буквой J (Jude, еврей), чтобы контролировать их въезд и выезд из страны. Евреям же было предписано носить нашивки на одежде - желтую шестиконечную «звезду Давида» со словом Jude («еврей»). Наибольшее распространение такая система получила в концлагерях, где узников разделяли на категории и заставляли их носить нашивки, обозначавшие их принадлежность к той или иной группе. Часто нашивки были треугольными, как предостерегающие дорожные знаки. Разным категориям узников соответствовали разные цвета нашивок. Черные носили умственно неполноценные, алкоголики, ленивые, цыгане и женщины, отправленные в концлагеря за так называемое антисоциальное поведение: проституцию, лесбиянство или за применение контрацептивов. Мужчины-гомосексуалисты были обязаны носить розовые треугольники, члены секты свидетелей Иеговы - лиловые. Красный, столь ненавидимый нацистами цвет социализма, носили «враги государства»: политзаключенные, социалисты, анархисты и масоны. Нашивки могли комбинироваться. Например, еврей-гомосексуалист был вынужден носить розовый треугольник на желтом треугольнике. Вместе они создавали двухцветную «звезду Давида».

Свастика

Свастика - самый известный символ немецкого национал-социализма. Это один из древнейших и наиболее распространенных в истории человечества символов, который использовался во многих культурах, в разное время и в разных частях света. Его происхождение спорно.

Наиболее древние археологические находки с изображением свастики - это наскальные рисунки на керамических черепках, найденные в юго-восточной Европе, их возраст - более 7 тысяч лет. Свастика встречается там как часть «алфавита», который использовался в долине Инда в бронзовом веке, то есть 2600-1900 до н.э. Подобные находки бронзового и раннего железного века обнаружены и при раскопках на Кавказе.

Археологи находили свастику не только в Европе, но и на предметах, найденных в Африке, Южной и Северной Америке. Вероятнее всего, в разных регионах этот символ использовался совершенно независимо.

Значение свастики может быть различно в зависимости от культуры. В Древнем Китае, например, свастика обозначала число 10 000 и далее бесконечность. В индийском джайнизме она обозначает четыре уровня бытия. В индуизме свастика, в частности, символизировала бога огня Агни и бога неба Диауса.

Многочисленны и ее названия. В Европе символ называли «четырехножкой», или cross gammadion, а то и просто gammadion. Само слово «свастика» пришло из санскрита и его можно перевести как «нечто, приносящее счастье».

Свастика как арийский символ

Трансформация свастики от древнего символа солнца и удачи к одному из самых ненавистных знаков в западном мире началась с раскопок немецкого археолога Генриха Шлимана. В 70-е годы XIX века Шлиман начал раскопки руин античной Трои вблизи Хисарлыка на севере современной Турции. На множестве находок археолог обнаружил свастику, символ, знакомый ему по древней керамике, найденной при раскопках Кенингсвальде в Германии. Поэтому Шлиман решил, что нашел недостающее звено, связывающее германских предков, Грецию эпохи Гомера и мифическую Индию, воспетую в «Махабхарате» и «Рамаяне».

Шлиман проконсультировался с востоковедом и теоретиком расового учения Эмилем Бюрнауфом, который утверждал, что свастика - это стилизованное изображение (вида сверху) горящего алтаря древних ариев. Поскольку арии поклонялись огню, то свастика и была их главнейшим религиозным символом, делал вывод Бюрнауф.

Находка вызвала сенсацию в Европе, особенно в незадолго до того объединенной Германии, где идеи Бюрнауфа и Шлимана встретили горячий отклик. Постепенно свастика потеряла свой первоначальный смысл и стала считаться исключительно арийским символом. Ее распространение считали географическим указанием того, где именно древние «сверхлюди» находились в той или иной исторический период. Более трезвомыслящие ученые сопротивлялись такому упрощению и указывали на случаи, когда свастику обнаруживали и вне региона распространения индоевропейских языков.

Постепенно свастике стали придавать все более антисемитское значение. Бюрнауф утверждал, что евреи не принимали свастику. Польский писатель Микаэль Змигродски в 1889 году опубликовал книгу Die Mutter bei den Völkern des arischen Stammes, которая изображала арийцев чистой расой, не допускавшей смешения с евреями. В том же году на Всемирной ярмарке в Париже Змигродски устроил выставку археологических находок со свастикой. Спустя два года немецкий ученый Эрнст Людвиг Краузе написал книгу Tuisko-Land, der arischen Stämme und Götter Urheimat, в которой свастика выступала как очевидно антисемитский символ народного национализма.

Гитлер и флаг со свастикой

Национал-социалистическая партия Германии (НСДАП) формально приняла свастику в качестве партийного символа в 1920 году. Гитлер тогда еще не был председателем партии, но отвечал в ней за вопросы пропаганды. Он понимал, что партия нуждается в чем-то, что отличало бы ее от конкурирующих группировок и вместе с тем привлекало бы массы.

Сделав несколько эскизов знамени, Гитлер остановил свой выбор на следующем: черная свастика в белом круге на красном фоне. Цвета были заимствованы у старого императорского знамени, но выражали догмы национал-социализма. В своей автобиографии «Майн кампф» Гитлер затем пояснял: «Красный цвет - это социальная мысль в движении, белый олицетворяет национализм, а свастика - символ борьбы арийцев и их победы, которая является, таким образом, победой идеи творческого труда, которая сама по себе всегда была антисемитской и всегда будет антисемитской».

Свастика как национальный символ

В мае 1933 года, всего через несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, был издан закон о защите «национальных символов». По этому закону свастика не должна была изображаться на посторонних предметах и запрещалось также коммерческое использование знака.

В июле 1935 года немецкое торговое судно «Бремен» вошло в порт Нью-Йорка. Нацистский флаг со свастикой развевался рядом с государственным флагом Германии. Сотни членов профсоюзов и американской компартии собрались на пристани на антинацистский митинг. Демонстрация переросла в беспорядки, возбужденные рабочие взобрались на борт «Бремена», сорвали флаг со свастикой и его бросили в воду. Инцидент привел к тому, что четыре дня спустя немецкий посол в Вашингтоне потребовал от американского правительства официальных извинений. Американцы отказались извиняться, ссылаясь на то, что неуважение было проявлено не к государственному флагу, а всего лишь к флагу нацистской партии.

Нацисты сумели использовать этот инцидент в собственных интересах. Гитлер назвал его «унижением немецкого народа». А чтобы впредь подобного не случалось, статус свастики был повышен до уровня национального символа.

15 сентября 1935 года вступил в силу первый из так называемых Нюрнбергских законов. В нем были узаконены цвета немецкого государства: красный, белый и черный, а флаг со свастикой стал государственным флагом Германии. В ноябре того же года это знамя было введено в армии. Во время Второй мировой войны оно распространилось на все оккупированные нацистами страны.

Культ свастики

Однако в Третьем рейхе свастика была не символом государственной власти, а прежде всего выражением мировоззрения национал-социализма. За время своего правления нацисты создали культ свастики, который скорее напоминал религию, чем обычное политическое использование символов. Грандиозные массовые сборища, организованные нацистами, походили на религиозные церемонии, где Гитлеру отводилась роль верховного жреца. Во время партийных дней в Нюрнберге, например, Гитлер со сцены восклицал «Хайль!» - и сотни тысяч нацистов отвечали хором: «Хайль, мой фюрер»! Затаив дыхание, огромная масса наблюдала, как под торжественную барабанную дробь медленно разворачивались огромные знамена со свастикой.

В этот культ входило и особое почитание знамени, сохраненного со времени «пивного путча» в Мюнхене 1923 года, когда несколько нацистов было застрелено полицией. Легенда утверждала, что несколько капель крови упало на полотнище. Десять лет спустя, после прихода к власти Гитлер приказал доставить этот флаг из архива баварской полиции. И с тех пор каждый новый армейский штандарт или флаг со свастикой проходил особую церемонию, во время которой новое полотнище прикасалось к этому окропленному кровью знамени, ставшему реликвией нацистов

Культ свастики как символа арийской расы должен был со временем заменить христианство. Поскольку нацистская идеология представляла мир борьбой между расами и народами, христианство с его иудейскими корнями было в их глазах еще одним доказательством того, что ранее арийские регионы были «завоеваны» евреями. К концу Второй мировой войны нацисты разработали далеко идущие планы по преобразованию немецкой церкви в «национальную». Все христианские символы должны были быть заменены в ней нацистскими. Идеолог партии Альфред Розенберг писал, что все кресты, Библии и изображения святых должны быть изъяты из церквей. Вместо Библии на алтаре должна лежать «Майн кампф», а слева от алтаря - меч. Кресты во всех церквях должна быть заменены «единственным непобедимым символом - свастикой».

Послевоенное время

После Второй мировой войны свастика в западном мире была до такой степени связана с жестокостями и преступлениями нацизма, что это совершенно заслонило все другие толкования. Сегодня на Западе свастика ассоциируется прежде всего с нацизмом и правым экстремизмом. В Азии же знак свастики по-прежнему считается позитивным, хотя, некоторые буддистские храмы с середины XX века стали украшать только левозакрученными свастиками, хотя ранее использовались знаки обоих направлений.

Национальные символы

Точно так же, как итальянские фашисты представляли себя современными наследниками Римской империи, нацисты стремились доказать свою связь с древней германской историей. Гитлер недаром называл задуманное им государство Третьим рейхом. Первым масштабным государственным образованием была Германо-римская империя, просуществовавшая том или ином виде почти тысячу лет, с 843 до 1806 год. Вторая попытка создания германской империи, предпринятая в 1871 году, когда Бисмарк объединил северогерманские земли под главенством Пруссии, потерпела крах с поражением Германии в Первой мировой войне.

Немецкий национал-социализм, как и итальянский фашизм, был крайней формой национализма. Это выражалось в заимствовании ими знаков и символов из ранней истории германцев. К ним относится и комбинация красного, белого и черного цветов, а также символов, которые использовала милитаристская власть во времена Прусской империи.

Череп

Изображение черепа - один из самых обычных символов в истории человечества. В разных культурах он имел разное значение. На Западе череп традиционно ассоциируется со смертью, с течением времени, с конечностью жизни. Рисунки черепа существовали еще в античные времена, однако стали заметнее в XV веке: они во множестве появились на всех кладбищах и массовых захоронениях, связанных с эпидемией чумы. В Швеции на церковных росписях смерть изображали в виде скелета.

Ассоциации, связанные с черепом, всегда были подходящим символом для тех группировок, которые хотели либо напугать людей, либо подчеркнуть собственное презрение к смерти. Всем известный пример - пираты Вест-Индии XVII и XVIII веков, которые использовали черные флаги с изображением черепа, часто комбинируя его с другими символами: мечом, песочными часами или костями. По тем же причинам череп с костями стали использовать для обозначения опасности и в других областях. Например, в химии и медицине череп с костями на этикетке означает, что препарат ядовит и опасен для жизни.

Эсэсовцы носили металлические значки с черепами на головных уборах. Такой же знак использовался в лейб-гусарских частях прусской гвардии еще во времена Фридриха Великого, в 1741 году. В 1809 году «Черный корпус» герцога Брауншвейгского носил черную форму с изображением черепом без нижней челюсти.

Оба эти варианта - череп и кости или череп без нижней челюсти - существовали в немецкой армии в период Первой мировой войны. В элитных частях эти символы означали боевую отвагу и презрение к смерти. Когда в июне 1916 года саперный полк Первой гвардии получил право носить белый череп на рукаве, командующий обратился к солдатам со следующей речью: «Я убежден, что этот знак отличия нового отряда всегда будут носить в знак презрения к смерти и боевого духа».

После войны немецкие части, которые отказались признать Версальский мир, выбрали череп своим символом. Некоторые из них вошли в личную охрану Гитлера, которая позже превратилась в СС. В 1934 году руководство СС официально утвердило тот вариант черепа, который и сегодня используется неонацистами. Череп был также символом танковой дивизии СС «Мертвая голова». Эту дивизию первоначально набирали из надзирателей концлагерей. Перстень с «мертвой головой», то есть с черепом, был и почетной наградой, которую Гиммлер вручал отличившимся и заслуженным эсэсовцам.

И для прусской армии, и для солдат императорских частей череп был символом слепой верности командиру и готовностью пойти за ним на смерть. Это значение перешло и к символу СС. «Мы носим череп на черных фуражках как предостережение врагу и как знак готовности пожертвовать жизнью ради фюрера и его идеалов», - такое высказывание принадлежит эсэсовцу Алоизу Розенвинку.

Поскольку изображение черепа широко использовалось в самых разных областях, то в наше время оно оказалось наименее связанным с нацистской идеологией символом. Наиболее известная современная нацистская организация, которая использует череп в своей символике, - британская Combat 18 .

Железный крест

Первоначально «Железным крестом» назывался военный орден, учрежденный прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в марте 1813 года. Сейчас так называют как сам орден, так и изображение креста на нем.

«Железный крест» разных степеней вручали солдатам и офицерам четырех войн. Сначала в войне Пруссии против Наполеона 1813 года, затем во время Франко-прусской войны 1870-1871 года, а затем и в ходе Первой мировой войны. Орден символизировал не только храбрость и честь, но был тесно связан с германской культурной традицией. Например, во время прусско-австрийской войны 1866 года «железным крестом» не награждали, так как она считалась войной двух братских народов.

С началом Второй мировой войны Гитлер возродил орден. В центр креста была добавлена, цвета ленты изменены на черный, красный и белый. Тем не менее, сохранилась традиция указывать год выдачи. Поэтому на нацистских вариантах «Железного креста» проставлен год 1939. Во время Второй мировой войны было вручено примерно 3,5 миллиона «Железных крестов». В 1957 году, когда в Западной Германии запретили ношение нацистских символов, ветеранам войны дали возможность сдать ордена и получить обратно такие же, но без свастики.

Символика ордена имеет длинную историю. Христианский крест, который стал использоваться в Древнем Риме в 4 веке до н.э., первоначально означал спасение человечества через мученическую смерть Христа на кресте и воскресение Христово. Когда в эпоху Крестовых походов в XII и XIII веков христианство милитаризировалось, значение символа расширилось и стало охватывать такие достоинства крестоносцев, как храбрость, верность и честь.

Один из многих рыцарских орденов, возникших в то время, был Тевтонский орден. В 1190 году во время осады Акры в Палестине купцы из Бремена и Любека основали полевой госпиталь. Два года спустя Тевтонский орден получил формальный статус от папы римского, наделившего его символом: черным крестом на белом фоне, который называется cross patté. Крест равносторонний, перекладины его изогнуты и расширяются от центра к концам.

Со временем Тевтонский орден численно вырос и его значимость увеличилась. Во время крестовых походов на Восточную Европу XIII и XIV веков тевтонские рыцари завоевали значительные территории на месте современных Польши и Германии. В 1525 году орден подвергся секуляризации, а принадлежавшие ему земли вошли в состав Прусского герцогства. Черно-белый крест рыцарей существовал в геральдике Пруссии до 1871 года, когда его стилизованная версия с прямыми линиями перекладин стала символом немецкой военной машины.

Таким образом, железный крест, как и многие другие символы, которые использовались в гитлеровской Германии, является не нацистским политическим символом, а военным. Поэтому он не запрещен в современной ФРГ в отличие от чисто фашистских символов и по-прежнему используется в армии бундесвера. Однако неонацисты стали использовать его во время своих сборищ вместо запрещенной свастики. А вместо запрещенного знамени Третьего рейха используют военный флаг императорской Германии.

Распространен железный крест и среди группировок байкеров. Встречается он и в популярных субкультурах, например, у серфингистов. Варианты железного креста встречаются в логотипах различных фирм.

Волчий крюк

В 1910 году немецкий писатель Герман Лёнс издал исторический роман под названием «Вервольф» («Оборотень»). Действие в книге происходит в немецкой деревушке во время Тридцатилетней войны. Речь идет о борьбе крестьянского сына Гарма Вольфа против легионеров, которые, подобно ненасытным волкам, терроризируют население. Герой романа делает своим символом «волчий крюк» - поперечную перекладину с двумя острыми крюками на концах. Роман стал необыкновенно популярен, особенно в националистических кругах, из-за романтического образа немецких крестьян.

Лёнс был убит во Франции во время Первой мировой войны. Однако его популярность сохранилась и в Третьем рейхе. По приказу Гитлера в 1935 году останки писателя были перенесены и захоронены на немецкой земле. Роман «Вервольф» неоднократно переиздавался, и на обложке часто изображался этот знак, вошедший в число санкционированных государством символов.

После поражения в Первой мировой войне и распада империи «волчий крюк» стал символом национального сопротивления против политики победителей. Его использовали разные националистические группировки - Jungnationalen Bundes и Deutschen Pfadfinderbundes, а один добровольческий корпус даже взял себе название романа «Вервольф».

Знак «волчий крюк» (Wolfsangel) существовал на территории Германии много сотен лет. Происхождение его не вполне ясно. Нацисты утверждают, что знак языческий, ссылаясь на его сходство с древнескандинавской руной i, но доказательств этого нет. «Волчий крюк» вырезали на зданиях члены средневекового цеха каменщиков, разъезжавшие по Европе и строившие соборы еще в XIV веке (из этих ремесленников и образовались затем масоны или «вольные каменщики»). Позже, начиная с XVII века, знак входил в геральдику многих дворянских семей и городских гербов. По некоторым версиям, форма знака напоминает орудие, которое использовали для подвешивания волчьих туш после охоты, но, вероятно, эта теория основана на названии символа. Само слово Wolfsangel впервые упоминается в геральдическом словаре Wapenkunst 1714 года, но обозначает совсем другой символ.

Разные варианты символа использовались молодыми «волчатами» из гитлерюгенда и в военном аппарате. Наиболее известны примеры использования этого символа: нашивки с «волчьим крюком» носили вторая эсэсовская танковая дивизия Das Reich, Восьмой танковый полк, Четвертая моторизированная пехотная дивизия СС, нидерландская добровольческая гренадерская дивизия СС Landstorm Nederland. В Швеции этим символом в 30-е годы пользовалась молодежное крыло движения Линдхольма «Молодежь Севера» (Nordisk Ungdom).

В конце Второй мировой войны нацистский режим стал создавать своего рода партизанские группы, которые должны были бороться с врагом, вступившим на немецкую землю. Под влиянием романов Лёнса эти группы тоже стали называть «Вервольф», а в 1945 году их отличительным знаком стал «волчий крюк». Некоторые из этих групп продолжали борьбу против войск союзников и после капитуляции Германии, за что сегодняшние неонацисты стали их мифологизировать.

«Волчий крюк» может быть изображен и вертикально, с остриями, указывающими вверх и вниз. В таком случае символ называется Donnerkeil - «молния».

Символы рабочего класса

До того, как во время «Ночи длинных ножей» Гитлер избавился от социалистической фракции НСДАП, партия использовала и символику рабочего движения - прежде всего, в штурмовых отрядах СА. В частности, как и у итальянских фашистских боевиков десятилетием ранее, в начале 30-х годов в Германии встречалось революционное черное знамя. Иногда оно было совершенно черным, иногда комбинировалось с такими символами, как свастика, «волчий крюк» или череп. В настоящее время черные знамена встречаются почти исключительно у анархистов.

Молот и меч

В Веймарской республике 20-х годов существовали политические группы, которые пытались совместить социалистические идеи с идеологией фёлькише. Это отразилось в попытках создания символов, сочетавших элементы этих двух идеологий. Чаще всего среди них встречались молот и меч.

Молот был почерпнут из символики развивавшегося рабочего движения конце XIX - начала XX века. Символы, прославлявшие трудящихся, были взяты из набора обычных инструментов. Наиболее известными стали, естественно, серп и молот, которые в 1922 году были приняты в качестве символов только что образованного Советского Союза.

Меч традиционно служил символом борьбы и власти, а во многих культурах еще и был неотъемлемой принадлежностью различных богов войны, например, бога Марса в римской мифологии. В национал-социализме меч превратился в символ борьбы за чистоту нации или расы и существовал во множестве вариантов.

В символе меча была заложена идея будущего «единства народа», которого рабочие и солдаты должны были достичь после революции. Несколько месяцев 1924 года левый радикал, а впоследствии националист Зепп Эртер издавал газету под названием «Молот и меч», в логотипе которой использовался символ в виде двух скрещенных молотков, пересекающихся с мечом.

И в НСДАП Гитлера существовали левые движения - в первую очередь представленные братьями Грегором и Отто Штрассерами. Братья Штрассер издавали книги в издательствах «Рейн-Рур» и «Кампф». Обе фирмы использовали молот и меч в качестве эмблемы. Символ встречался также на ранних этапах существования гитлерюгенда, до того, как в 1934 году Гитлер расправился со всеми социалистическими элементами в нацистском движении.

Шестерня

Большинство символов, использовавшихся в Третьем рейхе, существовало в той или иной форме сотни, а иногда и тысячи лет. А вот шестеренка относится к гораздо более поздним символам. Ее начали использовать лишь после промышленной революции XVIII и XVIII веков. Символ обозначал технику вообще, технический прогресс и подвижность. Из-за прямой связи с промышленным развитием шестеренка стала символом фабричных рабочих.

Первым в гитлеровской Германии стал использовать шестеренку в качестве своего символа Технический отдел (Technische Nothilfe, TENO, ТЕНО), основанный еще в 1919 году. Эта организация, где внутри шестеренки помещалась буква Т в форме молотка и буква N, осуществляла техническую поддержку различных правоэкстремистских групп. ТЕНО отвечала за эксплуатацию и охрану таких важных отраслей, как водоснабжение и газ. Со временем ТЕНО влилась в военную машину Германии и стала подчиняться непосредственно Гиммлеру.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году в стране были запрещены все профсоюзы. Вместо профсоюзов рабочих объединили в Немецкий трудовой фронт (DAF, ДАФ). В качестве символа была избрана все та же шестеренка, но со свастикой внутри, и рабочих обязали носить эти значки на одежде. Похожие значки, шестеренка с орлом, вручались работникам технического обслуживания авиации - «Люфтваффе».

Сама по себе шестеренка не является нацистским символом. Его используют организации рабочих разных стран - как социалистического направления, так и не относящиеся к нему. Среди движения скинхедов, восходящего к британскому рабочему движению 1960-х годов, это также обычный символ.

Современные неонацисты используют шестеренку, когда хотят подчеркнуть свое рабочее происхождение и противопоставить себя «манжетникам», то есть чистоплюям из служащих. Для того чтобы их не путали с левыми, неонацисты комбинируют шестеренку с чисто фашистскими, праворадикальными символами.

Ярким примером является международная организация скинхедов «Хаммерскинс» (Hammerskins). В центр шестеренки они помещают цифры 88 или 14, которые используются исключительно в кругах нацистов.

Символы древних германцев

Многие символы нацистов были позаимствованы из оккультного неоязыческого течения, которое существовало в виде антисемитских сект еще до образования нацистских партий в Германии и Австрии. Помимо свастики, в эту символику входили знаки из дохристианской эпохи истории древних германцев, такие как «ирминсуль» и «молот бога Тора».

Ирминсуль

В дохристианскую эпоху у многих язычников в центре селения стояло дерево или столб, вокруг которого совершались религиозные обряды. У древних германцев такой столб назывался «ирминсуль». Это слово состоит из имени древнегерманского бога Ирмин и слова «суль», обозначающего столб. На севере Европы имя Jörmun, созвучное «Ирмин», было одним из имен бога Одина, и многие ученые предполагают, что германский «ирминсуль» связан с Древом мира Иггдрасиль в древнескандинавской мифологии.

В 772 году христианин Карл Великий сровнял с землей культовый центр язычников в священной роще Экстернштайне на территории современной Саксонии. В 20-е годы XX века, с подачи немца Вильгельма Тойдта, возникла теория, что важнейший ирминсуль древних германцев находился именно там. В качестве доказательства приводился рельеф, высеченный в камне монахами XII века. На рельефе виден ирминсуль, согнутый под изображением Святого Никодемуса и креста - символ победы христианства над язычеством.

В 1928 году Тойдт основал Общество по изучению древнегерманской истории, символом которого стал «выпрямленный» ирминсуль с рельефа в Экстернштайне. После прихода нацистов к власти в 1933 года Общество попало в сферу интересов Гиммлера, и в 1940 году вошло в состав Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков (Аненербе).

«Аненербе», созданная Гиммлером в 1935 году, занималась изучением истории германских племен, однако результаты исследований, которые не укладывались в национал-социалистическое учение о чистоте расы, не могли быть опубликованы. Символом «Аненербе» стал ирминсуль, и многие сотрудники института носили маленькие украшения из серебра, воспроизводившие рельефное изображение. Этот знак и по сей день используется неонацистами и неоязычниками.

Руны

Нацисты считали Третий рейх прямым продолжателем древнегерманской культуры, и им было важно доказать право называться наследниками арийцев. В погоне за доказательствами их внимание привлекли руны.

Руны - это знаки письма дохристианской эпохи народов, населявших север Европы. Так же, как буквы латинского алфавита соответствуют звукам, каждый рунический знак соответствовал определенному звуку. Сохранились рунические письмена разных вариантов, высеченные на камнях в разное время и разных регионах. Предполагается, что каждая руна, как и каждая буква алфавита, имела свое название. Однако все, что мы знаем о рунических письменах, добыто не из первоисточников, а из более поздних средневековых записей и еще более позднего готического шрифта, поэтому неизвестно, верны ли эти сведения.

Одной из проблем для нацистских исследований рунических знаков было то, что в самой Германии таких камней не слишком много. Исследования в основном основывались на изучении камней с руническими надписями, найденных на европейском Севере, чаще всего в Скандинавии. Ученые, которых поддерживали нацисты, нашли выход: они утверждали, что широко распространенные в Германии фахверковые постройки с их деревянными стойками и раскосами, придающими зданию декоративно-выразительный облик, повторяют способ написания рун. Подразумевалось, что таким «архитектурно-строительным способом» народ якобы сохранял секрет рунических надписей. Такая уловка привела к обнаружению на территории Германии огромного количества «рун», смысл которых можно было истолковывать самым фантастическим способом. Однако балки или бревна в фахверковых конструкциях, конечно, нельзя «читать» как текст. Нацисты решили и эту проблему. Без всяких на то оснований было объявлено, что каждая отдельная руна имели в древности некий скрытый смысл, «образ», прочесть и понять который могли только посвященные.

Серьезные исследователи, которые исследовали руны только как письменность, лишились субсидий, поскольку стали «отщепенцами», отступниками от нацистской идеологии. В то же время квазиученые, которые придерживались санкционированной сверху теории, получили в свое распоряжение значительные средства. В результате почти вся исследовательская работа была направлена на поиски доказательств нацистского взгляда на историю и, в частности, на поиски ритуального смысла рунических знаков. В 1942 году руны стали официальными праздничными символами Третьего рейха.

Гвидо фон Лист

Главным представителем этих идей был австриец Гвидо фон Лист. Сторонник оккультизма, он посвятил полжизни возрождению «арийско-германского» прошлого и был в начале XX века центральной фигурой в среде антисемитских обществ и объединений, занимавшихся астрологией, теософией и другой оккультной деятельностью.

Фон Лист занимался тем, что в оккультных кругах называлось «медиумным письмом»: с помощью медитации погружался в транс и в этом состоянии «видел» обрывки древнегерманской истории. Выйдя из транса, он записывал свои «видения». Фон Лист утверждал, что верой германских племен была некая мистическая «природная религия» - вотанизм, которой служила особая каста жрецов-«арманов». По его мнению, эти жрецы пользовались руническими знаками как магическими символами.

Далее «медиум» описывал христианизацию Северной Европы и изгнание арманов, вынужденных скрывать свою веру. Однако их знания не исчезли, а тайны рунических знаков сохранялись немецким народом веками. С помощью своих «сверхъестественных» способностей фон Лист мог находить и «считывать» эти скрытые символы повсюду: из названий немецких населенных пунктов, гербов, готической архитектуры и даже названий разных видов выпечки.

После офтальмологической операции в 1902 года фон Лист в течение одиннадцати месяцев ничего не видел. Именно в это время его посетили самые сильные видения, и он создал собственный «алфавит» или рунический ряд из 18 знаков. В этот ряд, не имевший с научно принятым ничего общего, были включены руны из разных времен и местностей. Но, несмотря на его антинаучность, он сильно повлиял на восприятие рунических знаков не только немцев вообще, но и нацистских «ученых», занимавшихся исследованием рун в «Аненербе».

Тот магический смысл, который фон Лист приписывал руническим письменам, используется нацистами от времен Третьего рейха до сегодняшних дней.

Руна жизни

«Руна жизни» - нацистское название пятнадцатого в древнескандинавском ряду и четырнадцатого в ряду рун викингов рунического знака. У древних скандинавов знак назывался «маннар» и обозначал мужчину или человека.

Для нацистов он обозначал жизнь и использовался всегда, когда речь шла о здоровье, семейной жизни или рождении детей. Поэтому «руна жизни» стала эмблемой женского отделения НСДАП и других женских объединений. В сочетании с крестом, вписанным в круг, и орлом этот знак был эмблемой Союза немецких семей, а вместе с буквой А - символом аптек. Эта руна заменила христианскую звезду в газетных объявлениях о рождении детей и возле даты рождения на надгробных камнях.

«Руна жизни» широко использовала на нашивках, которыми награждали за заслуги в самых разных организациях. Например, девушки Службы здоровья носили эту эмблему в виде овальной нашивки с красной руной на белом фоне. Такой же знак выдавали членам гитлерюгенда, прошедшим медицинскую подготовку. Все медики вначале пользовались международным символом врачевания: змея и чаша. Однако в стремлении нацистов реформировать общество вплоть до мельчайших деталей в 1938 году и этот знак был заменен. «Руну жизни», но на черном фоне, могли получать и эсэсовцы.

Руна смерти

Этот рунический знак, шестнадцатый в ряду рун викингов, стал известен среди нацистов как «руна смерти». Символ использовался для прославления убитых эсесовцев. Он заменил христианский крест в газетных некрологах и объявлениях о смерти. Его стали изображать и на могильных плитах вместо креста. Ставили его и на местах массовых захоронений на фронтах Второй мировой войны.

Этот знак использовали и шведские правые экстремисты в 30-е - 40-е годы. Например, «руна смерти» напечатана в объявлении о смерти некоего Ханса Линдена, который воевал на стороне гитлеровцев и был убит на Восточном фронте в 1942 году.

Современные неонацисты, естественно, следуют традициям гитлеровской Германии. В 1994 году в шведской газете под названием «Факел свободы» под этой руной был опубликован некролог на смерть фашиста Пера Енгдаля. Годом позже в газете «Вальхалл и будущее», которую выпускало западношведское движение нацистов НС Гетеборг, под этим символом был опубликован некролог на смерть Эскиля Иварссона, который в 30-е годы был активным членом шведской фашистской партии Линдхольма. Нацистская организация XXI века «Фонд Салема» и сейчас продает в Стокгольме нашивки с изображениями «руны жизни», «руны смерти» и факела.

Руна Хагал

Руна, означающая звук «х» («h»), в древнем руническом ряду и в более новом скандинавском выглядела по-разному. Нацисты использовали оба знака. «Хагал» - старая форма шведского «хагель», что означает «град».

Руна «хагал» была популярным символом движения фёлькише. Гвидо фон Лист вкладывал в этот знак глубокий символический смысл - связь человека с вечными законами природы. По его мнению, знак призывал человека «объять Мироздание, чтобы овладеть им». Это значение было позаимствовано Третьим рейхом, где руна «хагал» олицетворяла абсолютную веру в нацистскую идеологию. Кроме того, издавался антисемитский журнал под названием «Хагал».

Руна использовалась эсэсовской танковой дивизией «Хохенштауфен» на флагах и значках. В скандинавском виде руна была изображена на высокой награде - эсесовском перстне, а также сопровождала свадьбы эсэсовцев.

В наше время руна использовалась шведской партией «Хембюгд», правоэкстремистской группировкой «Хаймдаль» и небольшой нацистской группировкой «Народные социалисты».

Руна Одал

Руна Одал - последняя, 24-я руна древнескандинавского ряда рунических знаков. Ее звучание соответствует произношению латинской буквы О, а форма восходит к букве «омега» греческого алфавита. Название - производное от названия соответствующего знака в готическом алфавите, которое напоминает древнескандинавское «имущество, земля». Это один из самых распространенных знаков в нацистской символике.

Националистический романтизм XIX века идеализировал простую и близкую к природе жизнь крестьян, делая упор на любви к родной деревне и родине в целом. Нацисты продолжали эту романтическую линию, и руна Одал получила особое значение в их идеологии «крови и почвы».

Нацисты считали, что между народом и землей, где он живет, существует некая мистическая связь. Эта мысль была сформулирована и развита в двух книгах, написанных членом СС Вальтером Дарре.

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дарре был назначен министром сельского хозяйства. Двумя годами раньше он возглавил подотдел СС, который в 1935 году превратился в государственное Центральное управление по вопросам расы и переселения Rasse- und Siedlungshauptamt (RuSHA), задачей которого было практическое применение основной идеи нацизма о расовой чистоте. В частности, в этом заведении проверяли на чистоту расы членов СС и их будущих жен, здесь определяли, какие дети на оккупированных территориях достаточно «арийские», чтобы их похитить и вывезти в Германию, здесь решали, кто из «неарийцев» должен быть умерщвлен после сексуальной связи с немцем или немкой. Символом этого ведомства была руна Одал.

Одал носили на воротниках солдаты добровольческой горной дивизии СС, куда как вербовали добровольцев, так и забирали силой «этнических немцев» с Балканского полуострова и из Румынии. В годы Второй мировой войны эта дивизия действовала в Хорватии.

Руна Зиг

Руну Зиг нацисты считали знаком силы и победы. Древнегерманским названием руны было sowlio, что означает «солнце». Англосаксонское название руны sigel также значит «солнце», однако Гвидо фон Лист ошибочно связал это слово с немецким словом «победа» - «зиг» (Sieg). Из этой ошибки возникло то значение руны, которое до сих пор бытует среди неонацистов.

«Зиг-руна», как ее называют - один из самых известных знаков в символике нацизма. Прежде всего потому, что этот удвоенный знак носили на воротниках эсэсовцы. В 1933 году первые такие нашивки, разработанные в начале 1930-х годов эсэсовцем Вальтером Хекком, текстильная фабрика Фердинанда Хоффстаттерса продала частям СС по цене 2,50 рейхсмарок за штуку. Чести носить двойную «зиг-руну» на воротниках униформы была первой удостоена часть личной охраны Адольфа Гитлера.

Носили сдвоенную «зиг-руну» в сочетании с изображением ключа и в сформированной в 1943 году танковой дивизией СС «Гитлерюгенд», вербовавшей молодежь из одноименной организации. Одинарная «зиг-руна» была эмблемой организации «Юнгфольк» (Jungfolk), которая обучала основам нацистской идеологии детей от 10 до 14 лет.

Руна Тир

Руна Тир - еще один знак, который был позаимствован нацистами из дохристианской эпохи. Произносится руна как буква Т и обозначает также имя бога Тира.

Бог Тир рассматривался традиционно как бог войны, следовательно, руна символизировала борьбу, сражение и победу. Выпускники офицерской школы носили на левой руке повязку с изображением этого знака. Символ использовался также Добровольческой танковой гренадерской дивизией «30 января».

Особый культ вокруг этой руны был создан в гитлерюгенде, где вся деятельность была направлена на индивидуальное и групповое соперничество. Руна Тир отражала этот дух - и собрания членов гитлерюгенда украшали руны Тир колоссальных размеров. В 1937 году были созданы так называемые «школы имени Адольфа Гитлера», где наиболее способных учеников готовили к важным позициям в администрации Третьего рейха. Ученики этих школ носили сдвоенную «руну Тира» в качестве эмблемы.

В Швеции 30-х годов этот символ использовала организация «Молодежь Севера», подразделение шведской нацистской партии НСАП (NSAP).

Версия о том, что именно Гитлера осенила блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения принадлежит самому фюреру и озвучена в Mein Kampf. Вероятно, впервые свастику девятилетний Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики пользовался популярностью с древнейших времен. Крест с загнутыми концами фигурировал на монетах, бытовых предметах, гербах еще с восьмого тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Снова увидеть свастику Гитлер мог в Вене на эмблеме австрийских антисемитских организаций.

Окрестив архаичный солярный символ хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе приоритет первооткрывателя, хотя идея свастики как политического символа пустила корни в Германии до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, предложив красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого хищно раскинула крючья черная свастика.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам, пользовавшимся им же. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на эмоции. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер производил «перевербовку».

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как антисемитский.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Идея же использования символики тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иное содержание в расшифровку символов. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - символ невиновности за развязывание первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В трактовке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» из биографии не вычеркнешь, и свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

Меня недавно назвали неофашистом, за мое высказывание что свастика не является символом фашизма, что это солярный (солнечный символ) и к фашизму она не имеет никакого отношения. После обвинений в неофашизме, мне рассказали душещипательную историю, о том что Адольф Гитлер, перевернул солярный символ, обратив его во зло. Я долго смеялся, чем и обидел человека. Хотя смешного конечно в этом ничего нет, это преподают в школе. А на самом деле... На самом деле все не так. Люди разучились выходить за рамки тех знаний которые дают в школе. А жаль... Давайте разбиратся.

Неофашизм — термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.

Фашизм был в Италии, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Эстонии, Латвии. К фашистским также относят «сословное государство» Дольфуса-Шушнига в Австрии (австрофашизм). В Германии фашизма не было! В германии была национал-социализм! А в СССР был интернационал-социолизм. Чувствуете разницу?

Фашизм подразумевает диктатуру, основанную на идеологии РЕЛИГИИ и ЦЕРКВИ. А СОЦИАЛИЗМ этого не допускает! Символ фашизма - пучок стрел, перевязанных посередине, как например флаг испанской фашистской фаланги:

А символ Германии был - СВАСТИКА! Свастическими символами делали нашивки на военных мундирах РУССКИХ солдат времен ВОВ, особенно в рядах сибирских полков. А нам что говорят? Что свастика - это символ фашизма! БРЕД! СВАСТИКА - СВА-С-ТИК-А - пришедшая с небес. Что, вся Вселенная фашистскими символами разрисована?

Любое антинародное оккупационное правительство всегда стремится обрезать, извратить или запретить историю народа, который оно оккупировало. Еврейские коммунисты, незаконно и силой захватив власть в России в 1917 г., изгалялись над русской историей как могли. Запрещали и извращали её безбожно. Сегодняшние так называемые демократы картавой национальности творят те же надругательства над историей, памятью, совестью и честью русского рода.

В настоящее время еврейская мафия и их холуи развязали массированную кампанию по запрещению ряда исконных, многовековых русских национальных символов и в первую очередь Свастики.

Вся эта грязная и беспринципная кампания проводится "под соусом" борьбы с фашизмом. Причём с русским фашизмом. А почему с русским, а не с еврейским фашизмом? Давайте бороться с еврейским фашизмом, который развела в России еврейская мафия, скромно называемая русской мафией, хотя в её составе одни евреи. Мы двумя руками "За" борьбу с еврейской мафией и с еврейским фашизмом.

26 мая 1999 г. Московская городская Дума приняла закон "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы. 14 июля 1999 года закон о запрещении нацистской символики принят Московской областной Думой. 29 марта 2000 г. Законодательным Собранием С. Петербурга был принят одноимённый закон. Война против русской истории прекрасно камуфлируется. В качестве ширмы используется фальсифицированная история Второй мировой войны. Указанные законы Москвы и С. Петербурга якобы вытекают из Федерального закона "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

В этом Федеральном законе в статье 6 сказано: В РФ запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах. Слова "в любой форме" мягко говоря смешны. Во всех советских кинофильмах о периоде Великой Отечественной войны нацистская символика всех видов присутствует хотя бы в форме Гитлеровских военных. Следовательно, надо запретить все военные фильмы? Вот эти запрещения и есть оскорбление памяти о реальной истории Великой Отечественно войны.

Нацистская символика не есть то, что можно запретить или разрешить. Она часть уже прошедшей истории, тесно переплетённой с нашей историей. Вот историю можно запретить, фальсифицировать и извратить, чем и занимаются враги русского народа, в каком бы обличье они не выступали: в форме ли Гитлеровских оккупантов или в красивых пиджаках псевдонародных депутатов сегодняшней оккупационной власти.

Что касается непосредственно Свастики, то тут ситуация ещё абсурднее. В Федеральном законе слов "Свастика" нет. В московском законодательстве слово "Свастика" появилось. Вся эта крысиная война идёт под крики о Гитлере, которого используют как жупел.

Для обоснования этого запрещения приводится масса дешёвых аргументов. Но основной аргумент один: Гитлер использовал Свастику и под этим символом резал и душил "бедных и несчастных" евреев. Аргументация конечно смехоподобная.

А как на самом деле дело обстоит? А на самом деле ситуация следующая.

Свастика - очень древний символ, являющийся общим символом для разных стран. Свастика естественно не Гитлером придумана. Свастика старше Гитлера на многие десятки и сотни тысяч лет.

Гитлер пришёл к власти в Германии в 1933 г. А Вы посмотрите на денежные знаки России 1917 г. до прихода к власти коммунистов и 1918 г, когда коммунисты уже были при власти. И на тех и на других русских деньгах (и до советской власти и после) напечатана Свастика, один к одному как у Гитлера. Только Гитлер в это время был ещё никто и ничто. А Свастика была в России. И была не на заборе нарисована, а ни много, ни мало на государственных денежных знаках. На 250-рублёвой купюре одна Свастика в центре. На 1000 (смотри фото слева), 5000 и 10000-рублёвых купюрах - по три Свастики. Одна в центре и две по краям.


Наличие Свастики на денежных знаках говорит об одном принципиальном факте: Свастика была государственным символом России! Это фактическое положение нашей русской истории, которую надо уважать или хотя бы знать вне зависимости от того, нравится этот факт или нет.

Конечно, основная масса этих так называемых народных депутатов об этом факте не знает. А они вообще мало что знают и понимают. Их используют как марионеток, дёргают за ниточки их глупых эмоций с помощью дешёвых ярлыков (борьба с Гитлером, фашизм, экстремизм и т. д.) и они послушно протягивают свои ручонки при голосовании. А кто-то за эти голосования может быть и деньги получает.

Заглянем в Эрмитаж С. Петербурга, где Свастиками расписан мозаичный пол очень много и в паркете, на мраморном полу, и в рисунках на вазах, росписях барельефа. И вся эта Свастика была воплощена в одном из лучших русских музеев за несколько сотен лет до Гитлера. Может быть "народные" депутаты Питера, Москвы и Московской области с пилами и ломами пойдут ломать Эрмитаж под лозунгом борьбы с Гитлером и "русским" фашизмом? Это в духе бредовых законов, принимаемых этими антирусскими депутатами.

Храмы наверное тоже надо разрушать, они ведь фашисткие?

Фактов присутствия Свастики на Руси в разных формах и видах огромное количество. В Свято-Троицком монастыре г. Рязани Свастика запечатлена в иконе Казанской Божьей матери 19 век. Свастика присутствует во множестве русских церквей и монастырей. В старинной русской одежде, в утвари, предметах искусства и т. д.

При чём здесь Гитлер и Вторая мировая война? Всё это внешний камуфляж для слабоумных, за которым скрываются коварные планы по унижению и оскорблению русского рода и его истории.

Гитлер использовал нашу Свастику. Ну и что из этого? Не мы у него взяли, а он у нас.

Гитлер использовал арифметику и, уничтожая "бедных" и "несчастных" евреев, вёл подсчёты при помощи арифметики и арабских цифр. По логике московских и питерских нардепов надо запретить арифметику и арабские цифры? Так что ли?

Свастика не только старинный исконный русский национальный символ. Свастика многие тысячи лет существует украшает жизнь и в Индии, и в Тибете, и в Иране, и в Китае и во многих других странах и даже как ни странно в Израиле. В одной из самых старых израильских синагог Айн Жеди присутствует свастика.

Попробовали бы наши запретители поехать в Израиль и в синагоге Айн Жеди пикнуть о запрещении свастики. Целыми бы они оттуда не вышли. Камнями бы их закидали.

Свастика - не просто знак, это божественный религиозный символ. Запрещать такие божественные знаки могут только сатанисты. Запретить Свастику это аналогично тому, что запретить христианский крест. Собственно Свастика и есть крест, только вращающийся.

Из древних религий известно, что Свастика подарена людям Богами и принесена на Землю с небес. Древние религии описывают её как "скопление знаков благополучия", обладающая десятью тысячью благотворных свойств. В наиболее частом смысле Свастика - это религиозный символ солнца, знак света и щедрости.

Самое раннее из дошедших до нас описаний свастики дано на санскрите. "Свасти Аста" на санскрите - "Да будет благо всем". Солнце светит всем. Поклонение свастике в первую очередь означало поклонение Солнцу - источнику всей жизни на земле. На Руси свастику именовали "КОЛОВРАТ" (солнцеворот), Солнце тоже движется по часовой стрелке ВПРАВО, или "ПОСОЛОНЬ" (рассеивание, засевание полей производится броском руки ВПРАВО). Свастика - очень красивый, прекрасный и энергетически мощный символ.

ПРАВОСТОРОННЯЯ СВАСТИКА - СИМВОЛ ЖИЗНИ И СОЗИДАНИЯ.

ЛЕВОСТОРОННЯЯ СВАСТИКА - СИМВОЛ ЖАТВЫ (взмах серпа справа налево).

Вообще любые кресты - это символы Солнца, а любые звёзды - символы Луны.

Те, кто борется со Свастикой - борется не с Гитлером, а с Богом. Управляет этими "борцами" Сатана.

Да будут прокляты враги Свастики! Да покарают этих сатанистов Русские Боги!

В отличие от Свастики коммунистическая, масонская пятиугольная звезда не имеет на Руси глубокой истории. Эту звезду в Россию ввёл в 1918 г. отъявленный мерзавец, сатанист, масон очень высокой степени, педераст и коммунистический вождь Л.Д.Троцкий. То, что он был махровым евреем, надеюсь знают все.

Почему-то сегодняшние российские законодатели не запрещают коммунистическую масонскую пятиугольную звезду, под которой в России преступный жидокоммунистический режим устроил чудовищный геноцид и уничтожил более 60 миллионов человек.

Посмотрим сейчас на всю эту ситуацию юридическими глазами.

Во всеобщей декларации Прав человека, утверждённой ООН, в статье 19 записано "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ" . Примерно то же самое записано к Конституции России в статье 29.

Любые символы и знаки - это информация. В соответствии с нормами международного и Российского права мы имеем права распространять Свастику любыми средствами. А тех, кто пытается нам это запретить следует считать преступниками, прикрывающими свою преступную деятельность депутатскими мандатами. Решения московских и питерских депутатов грубо попирают Права человека, противоречат нормам международного права, незаконны и должны быть отменены.

Почему же молчат наши рьяные защитники Прав человека? Потому, что большинство этих защитников Прав человека - это управляемые марионетки, которые поднимают вой только тогда, когда их кукловоды будут дёргать за верёвочки и указывать им, когда надо кричать, а когда надо помалкивать.

Ещё раз отметим, что Свастика является исконным русским национальным символом. Не знать этого могут только невежды. Среди нардепов невежд и дураков предостаточно. Но не надо думать, что все там дураки и всё это делается сдуру. Это не так. Задают тон далеко не дураки, а откровенные враги русского народа.

На самом деле запретители свастики имеют чёткие политические и идеологические цели. Их главная цель - уничтожить русскую историю, запретить русскую религию и русское самосознание, унизить национальное достоинство русского рода. Это они (все эти прошечкины) разжигают национальную и религиозную вражду. Их действия полностью подпадают под их любимую 282 статью Уголовного кодекса РФ.

Единственной канонической звездой в православном христианстве является восьмиугольная звезда Лады Богородицы, или Андрея Первозванного, первым принёсшего христианство на Русь. А на главный храм Христа спасителя на каждый крест каждого купола сегодняшняя жидократия повесила по 12 шестиугольных звёзд Давида - официальных символов государства Израиль. Эта наглая еврейская выходка олицетворяет превращение России в колонию Израиля. Это выдающееся унижение русского национального достоинства. Это плевок в лицо русскому роду. И это сделал полуеврей Алексий второй (настоящая фамилия Ридигер) и его поповское окружение предателей России.

Сколько мы Русичи можем терпеть такие надругательства над нашим родовым достоинством? Мы не только обязаны защищать свои национальные символы. Мы обязаны призвать к ответу тех, кто хочет нас унизить, оскорбить и наплевать нам в лицо. Необходимо немедленно возбудить по статье 282 УК РФ уголовные дела и против прошечкиных всех мастей и против Алексия второго. Пусть они ответят за те грязные оскорбления, которые они наносят русскому роду.

Мы требуем немедленной отмены этих антинародный законов московской и питерской Думы! Мы требуем наказания тех, кто под лживыми ширмами борьбы с Гитлером, с фашизмом занимается оскорблением и унижением русского народа!

Происхождение любых культурных явлений, особенно если их возраст насчитывает не одно тысячелетие, следует искать далеко за рубежами "нашей эры", ведь именно в Древности сокрыты многие невидимые глазу причинно-следственные нити. Рассматриваемый нами случай не есть исключение, и на поиски истоков мысленно перенесёмся в Гиперборею - легендарную северную прародину Арийской расы, в земли, лежащие "за северным ветром" (а именно так дословно и переводится название "Гиперборея"). Теперь эта территория покрыта водами Северного Ледовитого океана. Предположительно столица Гипербореи располагалась непосредственно в районе точки географического полюса Земли. Есть сведения о том, что город этот именовался Пола ("Покой"). Не отсюда ли пошли слова "полис" ("город") и Полюс - как вершина Земли? Пола не представлял собой город в современном понимании этого слова. Он был единой системой примерно двадцати четырёх сооружений-замков по берегам внутреннего моря - Великого Вращающегося озера. Ось - Мировое Древо (или Древо Миров) - была неким сакральным символом гипербореев (жителей тогдашнего "крайнего" приполярья). Известно его начертание: круг, описываемый около средоточия перекладин. Так обозначалась планетарная Ось - мистический центр планеты. Уже в этом символе можно легко обнаружить черты свастики - характерная четырёхчастность, симметрия и замкнутость. Причём любопытно, что начертание этого знака предопределено формой самого континента Гипербореи. Сохранилась карта Г. Меркатора 1595 г., наиболее известного картографа всех времён, основанная на древних географических представлениях. На ней Гиперборея изображена достаточно подробно - в виде архипелага из 4 огромных островов, отделённых друг от друга полноводными реками. Не удивительно, что символом Духовной традиции Арктиды (одно из названий Гипербореи) являлся Замкнутый Крест.

Главный храм Полы располагался прямо над Полюсом, являясь средоточием духовной Силы. Существует легенда о том, что эта каменная постройка не стояла на земле, а висела в воздухе благодаря магическому искусству зодчих, отбрасывая тень на гигантский водоворот под собой. Тень эта имела вид креста, форма которого дошла до нас. Вероятно, в те времена он означал Вращающееся озеро и Храм-Крест над ним. Именно так порой ничего не значащие на первый взгляд предания разных народов спустя много веков открывают свои секреты. Затем в результате изменения климата люди были вынуждены покинуть обетованные земли. Новый приют был найден на территориях уже хорошо известных нам материков и континентов - Евразии, Америки, Африки и Австралии. Но в их сознании жила память о прародине и её символах. Именно поэтому сегодня археологами по всему миру фиксируется огромное количество спиралевидных рисунков. Лишь немногие видят в них символы самоидентификации местного населения как выходцев из Гипербореи. Именно это обстоятельство и объединяет самые различные народы земного шара. К таким же общим мотивам относится и изображение Солнца, движущегося в поднебесье. Ведь и мы, и древние люди видели на небе одно и то же - солнечный диск. А это, пожалуй, единственное место, где сходятся взгляды людей из разных эпох.

Естественно, такой многогранный культурный феномен как свастика исключает любую возможность однозначного толкования. Это же относится и к происхождению этого символа. Весьма сложно прийти к единой точке зрения в вопросе о корнях и причинах появления свастики. Тем не менее, авторами в данной работе предпринимается попытка рассмотреть наиболее распространённые и вероятные мнения, ведь кроме упомянутой в разделе "Предыстория" связи свастики с северной прародиной человечества, Гипербореей, существует множество иных концепций зарождения этого явления.

Прежде всего, необходимо упомянуть точку зрения, высказанную Томасом Вильсоном в его серьёзном труде о свастике, который был издан в 1894 году. В этой книге он ссылается на Шлимана, исследователя Трои, который рассказывает о культе птиц в системе верований троянцев. Птичьи следы на земле и силуэты птиц в полёте напоминают символ свастики. Подобные знаки были широко известны не только троянцам.

Целый ряд взглядов на появление свастики связан с Древней Индией. Во-первых, свастика считается символическим обозначением палочек для добывания огня, что указывает на её связь с огненным божеством Агни. Во-вторых, свастика видится связанным с Гарудой, птицей из космоса, персонификацией кометы, летящей по направлению к Земле. В-третьих, существует достаточно необычная теория о том, что древнеиндийским мудрецам удалось познать структуру атома углерода. Беспорядочное движение электронов приводит к образованию т.н. "электронных облаков", которые в атоме углерода расположены в виде тетраэдра. Хотя электроны движутся хаотично, недавние исследования подтверждают, что в электронных облаках существуют зоны, в которых электроны бывают чаще. Эти зоны имеют вид спирали вокруг каждого из облаков, имеющих каплеобразную форму. Символы, которыми древнеиндийские мудрецы обозначали эти спирали, назывались Аумкара и Свастика, причём последняя являлась двумерной проекцией Аумкары. Интересно, что под другим углом зрения эти фигуры напоминают греческие буквы "альфа" и "омега", которые в свою очередь являются сакральными символами западной веры, христианства, что наводит на мысли о единстве всех религиозных систем, которые отличаются лишь "углами зрения", то есть являются разными аспектами познания истины.

Небезынтересны также и астрономические аспекты появления свастичной символики. Для возможного объяснения мысленно перенесёмся к рубежу пятого - четвёртого тысячелетия до нашей эры. Племена трипольской культуры в разное время проживали на территории от Дуная до Днепра. Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели стройную систему религиозных и мировоззренческих представлений. В дальнейшем их миропонимание явилось основой философии древнейших мировых цивилизаций. Среди достижений трипольской культуры можно упомянуть счёт, начальные астрономические знания и предположительно письменность. Воззрения трипольцев нашли своё воплощение в великолепных многоцветных росписях культовой и бытовой керамики. Что касается бытовой утвари, то её освящение объясняется достаточно просто. Во все времена пища для людей была даром свыше. Особенно ярко это верование выражалось в древнем обществе. В добывании пищи немалую роль играли боги-помощники, вот и появились их символы на вместилищах для даров. Однако вернёмся к теме главы. Во время появления свастики северный небесный полюс находился примерно в одном градусе от звезды альфа созвездия Дракона. Через несколько сотен лет, во времена строительства Великих пирамид, северный полюс совпадёт с этой звездой. Ещё через пару тысячелетий она получит название Тубан, что по-арабски означает Дракон.

Вокруг небесного полюса совершается как суточное вращение небосвода, так и годовое. Суточное вращение для человека незаметно, поскольку днём звёзды не видны. А вот годовое при достаточном терпении и способности делать простейшие эскизы вполне можно увидеть. Трипольские жрецы выбирали на ночном небе какое-либо созвездие и зарисовывали его положение в одно и то же время суток четыре раза в год: осенью, зимой, весной и летом. В тот период северный небесный полюс, как уже было отмечено, находился около звезды Тубан. Направление на полюс задаётся линией, проведённой через звёзды "гамма" и "эта" созвездия Малой Медведицы. Если зарисовать положения этого созвездия в 22.00 в один из дней октября, января, апреля и июля, и соединить линиями центр и часть звёзд малого ковша и рукоятки, то получится свастика, первоначально значение которой, согласно этой версии - цикличность изменения времён года (схема). Кроме того, на китайском изображении комет на шёлке, возраст которого приблизительно 2300 лет, можно видеть всё ту же свастику, что также говорит о ней, как о форме, в которую часто облекались астрономические представления древних. Таким образом, мы получаем достаточно логичное объяснение использования свастики в качестве символа, обозначающего круговорот бытия.

Что касается собственно солярной концепции, связывающей свастику и Солнце, то согласно этой теории свастика рассматривается как результат эволюции первоначального солнечного символа - круга в крест с дальнейшим приданием ему динамики путём изображения его вращающимся с целью передачи движения Солнца по небосводу. Солнечный диск был первым, что увидел древний человек, подняв голову. Солнце давало свет, тепло и урожай - неудивительно, что Оно испокон веков ассоциируется в человеческом сознании с понятиями блага, добра, удачи, света и тепла, как физического, так и духовного. С другой стороны, человек давным-давно осознал цикличность бытия, круговорот рождения-смерти, зимы-лета и так далее. С незапамятных времён люди пытались спроецировать вселенские законы на предметы, окружавшие их в жизни. Передачей положительного значения Солнца и попыткой призвать Его живительную силу всегда была солнечная (иначе солярная) символика. Любые знаки, так или иначе связанные с кругом, симметрией, вращением тем или иным образом подпадают под данную категорию.

Катящийся по небосводу солнечный диск нашёл своё воплощение в свастике, и в данной работе мы будем исходить именно из солярности свастики. Трудно найти такой же распространённый, но в то же время такой неоднозначно воспринимаемый культурный символ. Естественно, упомянутыми версиями вовсе не исчерпывается весь диапазон взглядов на происхождение этого символа. Однако цель этой работы иная - к сожалению, этот древнейший знак для большинства людей имеет крайне негативную окраску и является сейчас в их понимании лишь фетишем германских национал-социалистов. Возраст этого символа - как минимум 6 - 7 тысячелетий, а количество народов, придававших свастике религиозное и иное значение, не поддаётся исчислению.

Кому интересно, есть pdf с более полной информацией по этому вопросу: (cкачиваний: 97)

Источник не указан

Нет, это не фейк и не замануха провокационным заголовком. Здесь речь пойдёт буквально о фашистской символике, буквально на эмблеме Российской государственной службы.
Итак, дорогие мои читатели, представляю вашему вниманию эмблему Федеральной Службы Судебных Приставов России

Нас интересуют предметы которые держит двуглавый орёл в лапах, ведь это не просто предметы - это символы! Давайте спросим у Википедии, что она расскажет об этих предметах?
Смотрим вот сюда https://ru.wikipedia.org/wiki/Флаг_ФССП_России и что же мы там видим?
Золотой двуглавый орёл с поднятыми вверх крыльями, увенчанный одной большой и двумя малыми коронами. Короны соединены тёмно-зелёной лентой. В правой лапе орла - серебряный свиток с печатью, в левой - серебряный ликторский пучок. На груди орла фигурный щит с полем тёмно-зелёного цвета. В поле щита - золотой «столп Закона». Ну всё понятно: "столп Закона" - достойный символ, свиток серебряный, да ещё и с печатью - тоже вполне достойно, ликторский пучек... А это что такое?
Уж не тот ли это пучек, который носили древнеримские ликторы? Пучек берёзовых прутьев, перетянутый лентой, символизирующий право ликтора добиваться исполнения решений силой? Так это же фасции, или как меня в школе учили ФАШИИ!!! Те самые фашии, которые стали символом политической радикальной организации Бенито Муссолини - Fascio di combattimento - «Союз борьбы»


Те самые фашии, благодаря которым, членов той партии стали называть фашистами, а всё что они делали, фашизмом!

Вот приходят к вам люди в униформе графитово-черного цвета с фашистской символикой на рукаве... Думаете это гестаповцы, или какие другие эсэсовцы? Нет, это государственные служащие Российской Федерации. Да нет же, вам не мерещится! Это не экстримисты, не неонацисты - это госслужащие, они к вам по делу, по серьёзному делу, они на работе. На работе, понимаете?! И всем своим видом они должны олицетворять государство. То самое государство, которое ценой десятков миллионов загубленных жизней, через невозможно, через... А значит они, вот именно они должны выглядеть подобающим образом. Ване Пупкину можно по пьяни со свастикой по городу прогуляться. Зигануть пару раз, пока в морду не дадут. Он может для того эту свастику и нацепил, чтоб по морде получить, чтоб на сутках отсидеть за пропаганду нацистской символики, а потом всем рассказывать какой он герой, как он против кровавой гэбни стойку держал. Но эти то на государственой службе... В форме утверждённой ни много ни мало постановлением Правительства Российской Федерации № 540 от 26 июля 2010 года.

В соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге, к преступным организациям были отнесены кроме прочих: Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista), Фашистская республиканскую партия Италии (Partito Fascista Republicano) и ранее описанная Fasci di Combattimento, а руководящий состав этих организаций был признан военными преступниками. Принимая во внимание решения Нюрнбергского трибунала, к нацистской (фашистской) символике можно отнести атрибутику всех выше перечисленных организаций. А если это так, то почему буквально фашистская символика, буквально является, буквально символом российской государственной службы. Да не одной! Вот вам эмблема ФСИН, Федеральной Службы Исполнения Наказаний.

Тот же пучек у орла в лапе... Но как к этому относиться? Как это понимать, при условии что речь идёт о государстве, считающим себя ярым противником, антиподом фашизма?




Top