Культурные гопники. Кто такие гопники? Использование в качестве политического клише

Го́пники (также гопы́ , гопари́ , собирательно - гопота́ , гопоте́нь , гопьё, гопна́, гопша́ , часто может взаимо-подменяться более общим понятием быдло , или даже сброд ) - жаргонное слово русского языка, обозначающее представителей городской прослойки низкого социального статуса, малообразованной и не имеющей моральных ценностей, агрессивно настроенной молодёжи (подростки), обладающей криминальными чертами поведения (реже близкой к криминальному миру), часто происходящей из неблагополучных семей , и объединяющейся по признакам контркультуры (неформальной субкультуры), в виду необходимости компенсации собственного комплекса неполноценности . Термин широко употребляется в России и странах бывшего СССР (с конца ХХ века ).

Характеристика

В социальном отношении представители субкультуры главным образом родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из неблагополучных, бедных семей. Им чужды такие моральные ценности как честность, преданность, уважение, вежливость, трудолюбие. Они ушлы и меркантильны, плутливы, склонны к подлостям, предательству, заискиванию, лицемерию и пакостности. Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивный костюм также были переняты подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством, вымогательством денег, грабежами и избиениями случайных прохожих (особенно в ночное время).

Сами себя «гопниками» не называют, и обычно характеризуются самоназванием «нормальные пацаны», «реальные пацаны» или «правильные пацаны». Слово "гопник" в отношении к себе считают унизительным. Себе гопники противопоставляют т. н. «лохов», однако в среде гопников чёткого определения «лоха» не существует. В связи с этим, название «лох» используется гопниками, в зависимости от того, выгодно ли это гопнику или нет, и может применяться даже по отношению к другим гопникам. Помимо этого, представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, имеющих более высокое социальное положение , по сравнению с гопниками, а также других представителей общества, чье мировоззрение ориентированно на прогрессивный образ жизни, интеллигенцию и т. н. «западные ценности » (например, против ориентированных на западную культуру «неформалов », «оппозиционеров »).

Слово получило широкое распространение в конце 1980-х годов по отношению к тем представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета» . По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе» . Однако, Бессонова отмечает, что в отличие от уголовников, «для современного гопа, по преимуществу, важнее попытаться напугать и унизить человека, совершить попытку испытать над ним свою власть, а потом уже - присвоить его деньги » . Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи , панков , рокеров), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения , из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру .

Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из субкультур молодёжной среды, кто не увлекался никакой музыкой . Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг , группа «Бутырка» , Сергей Наговицын). Также многие предпочитают «попсу » (поп-музыку), «памп » (pumping house) и «пацанский рэп ».

Как отмечает кандидат социологических наук Рамиль Ханипов, «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“» .

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение » Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» - это не менее 25 процентов современной молодёжи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся людей, без каких-либо моральных ценностей, находящих себя в массе себе подобных .

Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:

Мы считаем, что гопники - самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.

Характерные черты

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте , было организовано Государственное общество призора (ГОП), куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда , затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?» .

  1. агрессивно настроенный подросток
  2. примитивный, необразованный молодой человек
  3. ученик класса «Г» (на жаргоне школьников)

С ней согласна филолог Е. Н. Калугина, отмечающая, что словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека » . Социолог Альбина Гарифзянова характеризует гопников как «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно не толерантных » . Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп - жаргонного слова нищих , впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке» .

А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей » . По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» - губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП , которое расшифровывается как «Городское общество призора» (от слова призор - забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призора занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством . Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка » (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник - «человек из социальных низов; босяк » . Филолог Т. Ф. Ефремова , словом «гопник» обозначает «опустившегося человека, бродягу » .

Близкие по значению понятия: урла, хулиганы , шпана, дворовые банды, люмпены . [ ]

У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав » (анг. - chav) - широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом , который обычно носит «брендовую » спортивную одежду , что также характерно для гопников на постсоветском пространстве.

Кроме того, существует версия, что слово «гопники» взято из культовой для самиздата фантастической повести «Путешествие на Чёрную Ухуру» , в которой описывается «планета гопников» как олицетворение мирового зла. Популяризатор этого слова в конце XX века Майк Науменко в одном из интервью прямо сказал, что почерпнул это слово из произведения А. Старцева и А. Дидейкина. [ ]

Использование слова в качестве политического клише

С конца первой декады XXI века в СМИ, в выступлениях российских журналистов, писателей, а также оппозиционных политиков стало звучать новое идеологическое клише «ликующая гопота». При помощи этого эпитета они характеризовали участников различных молодёжных массовых организаций, поддерживающих политический курс властей. Впервые оно появилось 29 января 2008 года в газете «Коммерсантъ » в статье о движении «Наши » .

2 февраля 2008 года писатель и теле- и радиоведущий Виктор Шендерович в своей авторской радиопрограмме «Плавленый сырок», в ироническом ключе обыгрывает новый эпитет :

Активисты «Гринпис » всерьез озабочены ситуацией в российской глубинке, - информирует читателей журнал «Хомячки на марше». Одомашненные, но выброшенные бывшими хозяевами на улицу так называемые «Наши » бродят теперь по лесам и окраинам городов, сбиваются в стаи и проводят шумные митинги на опушках. Отлов бродячей гопоты и последующие попытки приучить их к чтению, письму и полезному труду результатов пока не принесли

Словосочетание активно использовалось позднее СМИ, политиками и блогерами, причем, если первоначально оно употреблялось лишь в негативном ключе в отношении движения «Наши», то затем стало употребляться шире.

19 сентября 2009 года в статье колумниста Павла Святенкова под «ликующей гопотой» подразумевается «реакционная сила, стоящая на пути переворота» .

10 октября 2009 года на ряде региональных порталов появляется статья, посвященная конфликту редакции калининградского информационного сайта с бывшим руководителем местного отделения молодёжного движения «Идущие вместе » и участником форума «Селигер 2009» Константином Миничем, которая была озаглавлена как «Контроль над „Калининград. Ru“ пытается получить „ликующая гопота“» .

Отражение в массовой культуре

В фильмах

  • «Пацаны » - фильм 1983 года.
  • «Американка » - фильм 1997 года.
  • «Меня зовут Арлекино » - фильм 1988 года .
  • «Одиссея 1989 » - фильм 2003 года .
  • «Бумер. Фильм второй » 2006 года.
  • «Парни из стали» - российский сериал 2004 года.
  • «Рэкетир » - фильм 2007 года.
  • «Чужая » - фильм 2010 года.
  • «Реальные пацаны » - российский телесериал 2010 года. Данный сериал вызывает большое количество споров, касательно того, был ли он снят для гопников, или же является сатирой на их жизнь. Создатели сериала заняли нейтральную позицию заявив что «реальные пацаны», являются «реальными», потому что «живут по реальным, а не вымышленным, жизненным сценариям».
  • «Даёшь молодёжь! » - российское скетч-шоу (персонажи Башка и Ржавый).
  • «Гоп-стоп » - фильм 2010 года.
  • «Зимний путь » - фильм 2013 года.
  • «Закон каменных джунглей » - российский криминальный телесериал 2015 года .
  • «Всё и сразу» - фильм 2014.
  • Документальный фильм из цикла «Следствие вели… » под названием «Жажда смерти», посвященный бойцу, который убивал хулиганов и гопников.

В литературе

В музыке

Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников отмечено в песне Леонида Утёсова «Гоп со смыком » из его репертуара 1929-1933 годов.

Широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк » (). Один из куплетов песни описывает поведение гопников:

Среди повествующих о гопниках песен:

«Гопота» - название музыкальной группы из Санкт-Петербурга.

Иностранные аналоги

  • Чав - в Великобритании
  • Дресяры - в Польше
  • Аззи (сокр. от асоциальный) - в Германии
  • Нэкеры - в Ирландии
  • Боганы - в Австралии
  • Кани - в Испании
  • Ньеро - в Колумбии
  • Ракаи - во Франции
  • Янки - в Японии
  • Арсы - в Израиле

См. также

Примечания

  1. , Гопота, -ы, ж., собир. Агрессивно настроенные подростки, с. 55.
  2. , Гопник, -а, м. 1. чаще мн. Агрессивно настроенный подросток. 2. Примитивный, необразованный молодой человек. 3. Шк. Ученик класса „Г“, с. 55.
  3. , с. 114.
  4. Елена Бессонова. Не говори «гоп», пока его не перепрыгнешь… // www.rasklad.ru
  5. Павел Каныгин. Гопники // Новая Газета , № 33, 12 Мая 2008 г.
  6. Ханипов Р. А. «Гопники» - значение понятия, и элементы репрезентации субкультуры «гопников» в России // «Social Identities in Transforming Societies»
  7. Современная молодёжь // Говорит Москва , 16 октября 2009 года
  8. Марк Эймс и Яша Левин. В поисках гопников: Exile устраивает сафари в России // The Exile, перевод InoPressa.ru, 07 июня 2007

Го́пники (также — гопы́, гопари́, собирательно — гопота́, гопоте́нь, также самоназвание — пацаны) — жаргонное слово русского языка, уничижительное обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца ХХ века), часто малообразованной, происходящей из неблагополучных семей

Происхождение и значения слова «гопник»

Российский писатель А. А. Сидоров, пишущий под псевдонимом Фима Жиганец, анализируя происхождение слова гопник, ссылается на Владимира Даля, в словаре которого слово гоп «выражает прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить». По мнению А. А. Сидорова, словом «гопник» (или «гопстопник») обозначают уличного грабителя. То же следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, где словом «гопник» обозначен грабитель. По версии справочной службы российского «Справочно-информационного портала Грамота.ру» слово «гопник» относится к жаргонным словам русского языка и обозначает «мошенника, налётчика; погромщика, хулигана».

А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей». По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» — губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП, которое расшифровывается как «Городское Общество Призрения» (от слова призор — забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призрения занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством. Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка» (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник — «человек из социальных низов; босяк». Согласно толково-словообразовательному словарю русского языка кандидата филологических наук Т. Ф. Ефремовой, словом «гопник» обозначают «опустившегося человека, бродягу».

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте, было организовано Государственное Общество Призрения, куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное Общежитие Пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников, промышлявших в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда, затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?»

А. А. Сидоров отмечает, что в конце 1920-х годов «босяцкая братия» словом «гоп» называла ночлежки, а их обитателей — «гопниками», или «гопой». Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп — жаргонного слова нищих, впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке».

Сидоров обращает внимание на сюжет повести Л. Пантелеева и Г. Г. Белых «Республика ШКИД», в котором учительница, желая пригрозить воспитанникам, прикрикивает на них: «Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!». Рассказывая о странствиях одного из героев повести, авторы пишут: «Королёв всё лето „гопничал“, ездил по железным дорогам с солдатскими эшелонами, направлявшимися на фронт».

Анализируя происхождение слова, Сидоров также обращает внимание на распространённое и ассоциирующееся со словом «гопник» выражение гоп-компания, которое обозначает «весёлое сборище людей не слишком серьёзных и надёжных, на которых лучше не полагаться в ответственном деле».

По мнению Е. Н. Калугиной (Ставропольский государственный аграрный университет), словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека». Социолог Альбина Гарифзянова под гопниками понимает «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно нетолерантных».

Близкие по значению понятия: хулиганы, шпана, уличные пацаны, дворовые банды, люмпены.

У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав» (анг. — chav) — широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом, который обычно носит «брендовую» спортивную одежду, что также характерно для гопников.
Характеристика представителей

Как устойчивое выражение слово появилось в конце 1980-х годов по отношению к представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было не столько профессиональным промыслом, сколько, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа криминализованного сообщества, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Бессонова отмечает, что «для современного гопа, по преимуществу, важнее напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги». Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.

В социальном отношении представители субкультуры, главным образом, родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из бедных, неблагополучных семей.

Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег.

Представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированных на западную культуру «неформалов»), а также пренебрежительно относятся к т. н. лохам — всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» — негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.

Как отмечает Рамиль Ханипов (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева), «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“».

Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии: Мы считаем, что гопники — самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» — это не менее 25 процентов современной молодежи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных.

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панков, ролевиков), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения, из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.

В большинстве молодёжных субкультур характерно неприязненное отношение к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.

Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из молодежной среды, кто не увлекался никакой музыкой. Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг, группа «Бутырка»). Также многие предпочитают попсу (поп-музыку) и «пацанский» рэп.

В 1990-х казалось, что “гопники” завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши.

"Гопники” правили бал во всех 11 часовых поясах России. Гопники - или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, - нахлынули во все сферы жизни, от "бизнеса", где они играли роль пехоты, до политики, где они образовали ядро сопротивления западному влиянию…

Гопник - (нормальный пацан, гопер, гопарь, гоп, гопoта, шпана, гопсон) в постреволюционном Петрограде — житель Городского Общежития Пролетариата (нынешняя гостиница «Октябрьская», по свидетельству современников, поголовно ходившие в красных носках и по ним идентифицируемые, оттуда и пошло) — низшее многоклеточное, пехота от уголовного мира, а на самом деле — шпана, мелкий уличный уголовник, основным хобби которого, является отжимание у прохожих денег и мобильников, ну и конечно, попинать эмо и прочих представителей менее агрессивных субкультур.

Внешность гопников типична и предсказуема: русские ребятки типа "палец в рот не клади" с тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!".

Этим парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить гангстерские кепки 1920-х годов с шиком, все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Они очень "аутентичны". Доказательство этого - их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика. Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков в мире.

История слова, культура гопников. О слове. Мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. В основе слова "гопник" лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" - и новый биологический вид готов. Появились гопники после революции. Первые гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания - Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо.

Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов". Позже значение слова изменилось, и выражение "гопник" обозначало любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и кепке-таблетке.

Некоторые гопники сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss, но не смогли устоять дополнить это великолепие блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами и прочим. Культуру гопников в 90-х сопровождала музыка в стиле техно. Однако 1990-е годы оказались не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

Дожили ли гопники до наших дней?
Большинство источников сходятся на том, что их практическому вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие.
Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания. Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников.

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть (возможно уже открыл, не знаю) в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников". Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников - дом 10 по Лиговскому проспекту - сегодня не что иное, как трехзвездочный отель.

Анатомия гопника. Кепка-таблетка - ключевой элемент наряда гопника. Кожаные - для тяжких убийств, полоски - для всяких пустяков. Уши - обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль. Шашлык - гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем. Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.


Обувь. Гопники предпочитают - а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки. Стакан - всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек. Куртка кожаная, в альтернативе - олимпийка. Лоб - выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков - людей.

Гид по гопникам разных стран

Выезжая за границу, русские туристы порой решают, что в других странах исключительно интеллигентные, доброжелательные, стильно одетые законопослушные граждане. Разве вы видели в Японии гопников? Нет? На самом деле вы их упустили из поля зрения только потому, что не знали, как они выглядят. Из этого материала вы узнаете, кого опасаться или, наоборот, рядом с кем можно присесть на корточки и поговорить за жизнь за границей…

Начнём с классики.

«Chav» происходит от цыганского слова «сhavvi», что в переводе значит «ребёнок». Как правило, это представители неблагополучных семей, которые живут на пособие по безработице. Из-за этого они и становятся объектами презрения: британцы жалуются, что бездельники живут на их налоги, не принося пользы обществу. В одежде чавы предпочитают спортивный стиль, хотя за занятиями спортом замечены редко.
Девушки-чаветты носят обтягивающие майки с логотипами известных брендов, узкие джинсы или короткие юбки, угги или кроссовки, но особенно выделяются своими прическами: обесцвеченные волосы с отросшими корнями стягиваются в тугой хвост, а уши украшают большими сережками в форме колец. Чаветты вообще любят блестящую бижутерию, имитирующую золото. И мужчины, и женщины редко выпускают из рук банку пива и сигарету, поэтому их можно смело причислить к деталям гардероба.
Из музыки чавы предпочитают хип-хоп и R&B, несмотря на то, что не гнушаются бытового расизма. Чавы очень любят автомобили, но недостаточно терпеливы (или слишком авантюрны) для того, чтобы подкопить денег и купить хорошую машину. Предпочитают брать сильно подержанную и тратить время и деньги на её тюнинг. Общаются на характерном сленге с сильным акцентом, лексика богата матерными словами.


Ирландское слово «knacker», помимо местного аналога «гопника», используется ещё для описания человека, который покупает старый или больной скот, чтобы убить его и продать мясо. Можно предположить, что оскорбительная коннотация распространяется на все его значения. Помимо этого, ирландские некеры немногим отличаются от британских чавов — тот же внешний вид и образ жизни. Сокращение «ned» расшифровывается как «non-educated delinquent», в переводе с английского — «необразованный преступник». От английских чавов отличаются в основном акцентом и пристрастием к фальшивым кепкам марки Burberry. Часто курят гашиш, который измельчают и сворачивают в самокрутки. Эта привычка настолько распространенная, что понадобилось специальное слово для дырок в одежде, прожженных пеплом сигарет с кусочками гашиша — «боммерс».


Внешний вид боганов радикально отличается от стиля других гопников: они носят фланелевые рубашки, чёрные джинсы или легинсы, чёрные шерстяные свитера и угги. Боганы разъезжают на подержанных Holden Commodore или Ford Falcon. В отличие от других гопников мира, боганы носят длинные волосы или на худой конец длинные чёлки.
Нельзя сказать, что они крайне агрессивны или пытаются «отжать мобилу», но в сознании австралийцев боганы занимают место необразованных, аморальных элементов общества. Боганы собираются в пабах, где смотрят с обожанием австралийский футбол и изредка устраивают потасовки. Девушки-боганы считаются намного более агрессивными и неуправляемыми. Они коротают время, прогуливаясь по торговым центрам и супермаркетам с бутылкой пива, постоянно прикрикивая и задирая других женщин.


В разных автономиях Испании субкультура молодёжи рабочего класса называется по-разному. Общее название — кани, но в действительности их больше двух десятков: сурманито и уилли в Севилье, буррако в Малаге, дончо в Гранаде, гаррульо в Каталонии, уесо в Альмерии, макой в Эстремадуре, покеро в Мадриде и множество других названий в разных автономиях, городах и селах. Если говорить о стиле одежды, тут всё зависит от возможностей каждого отдельно взятого кани. Если у кани есть пуховик El Niño, то он не станет его снимать даже в августе. Под пуховиком обязательно должен быть спортивный костюм. Если же у парня рельефный торс, то заставить его надеть футболку можно будет только перед Рождеством. И те и другие обожают солнечные очки и носят их, не обращая внимания на время года и количество солнечного света.
То же касается и бейсболок. В общественном транспорте любят включать музыку с мобильного телефона, чаще фламенко, раггатон или бакалао — местный подвид клубной музыки. Разумеется, в общественном транспорте можно встретить только тех, у кого нет собственного средства передвижения. Как правило, это скутер Yamaha Jog-R с заменённым глушителем — фабричный ведёт себя слишком тихо. Особым шиком считается заменить как можно больше запчастей скутера, чтобы он мог ехать быстрее и шуметь громче.


Ньеро (также известные как турро в Аргентине, надо в Мексике и тукки в Венесуэле) отличаются от кани прежде всего прической — на южноамериканском континенте до сих пор в почете маллеты (или «семёрки», как их называют колумбийцы). По свидетельствам местных, наибольшая концентрация ньеро наблюдается в городе Медельине, который в последние годы укрепляет свой статус столицы наркоторговли.
Примером для подражания ньеро выбрали Эль Зарко, героя одноименного романа мексиканского писателя Игнасио Мануэля Алтамирано и фильма, снятого по его мотивам. Эль Зарко — лидер криминальной группировки, молодой и красивый, но агрессивный и беспощадный. Как и у кани, униформа ньеро — поддельные спортивные костюмы Nike, Puma и Adidas. Иногда её дополняют ладанками или образами, которые вешают на шею, и собакой, которая сидит у ног. Чем злее и больше пёс, тем лучше. Часто стреляют у прохожих сигаретку, полтос и телефон. Слушают обычную латиноамериканскую попсу, иногда латиноамериканский хип-хоп.
Помимо мелкого воровства и распространения наркотиков иногда зарабатывают на жизнь весьма необычным способом: торгуют сладостями в автобусах, придумывая себе трагичную историю или заимствуя её из теленовеллы (жена брата-близнеца моего отца убила его, семья осталась без кормильца). Ньеро постарше работают помощниками водителя, сидят на приставной табуреточке и собирают деньги с пассажиров, а самые взрослые становятся водителями и украшают своё рабочее место иконами, флажками и брелоками. В свободное время ньеро любят играть в мини-футбол, обязательно с голым торсом, фотография себя на мобильный телефон, как обычные русские цыпочки.


Ракаи выделяются из общей массы спортивным костюмом Lacoste (иногда Sergio Tacchini или Airness) и привычкой заправлять штаны в носки. Поверх спортивного костюма надевается поясная сумка (тоже Lacoste), а мобильный телефон висит на шнурке вокруг шеи. Как и испанцы, французские гопники любят слушать музыку в общественных местах, не используя наушники, но плейлист у них несколько отличается: они предпочитают хип-хоп, R&B и всеми забытый тектоник.
Ракаи передвигаются на мопедах, что позволяет некоторым их них ловко вырывать сумки из рук прохожих прямо во время езды. Особая территория ракаев — это пригородные поезда RER. Они похожи на наше метро, только вагоны двухэтажные и очень грязные, а станции длиннее. Там они собираются огромными группами в 15-20 человек, зажимают девушек, налетают всей компанией на какого-нибудь хилого француза, чтобы отобрать деньги или телефон, качаются на поручнях и плюют на пол.

В Японии «янки» называют не американцев, как в остальном мире, а японскую молодёжь рабочего класса с антисоциальными повадками. О них часто говорят как о будущих членах якудзы, но янки гораздо безобиднее и из преступлений ограничиваются мелким воровством, хулиганством, вандализмом и драками. Янки могли бы отлично поладить с простыми русскими пацанами: и те и другие предпочитают общаться, сидя «на кортах».


Слово «дрес» появилось в 1990-х благодаря спортивным костюмам (dres), которые наводнили рынки. Предполагается, что раньше в единую субкультуру дресов никто не объединял и назывались они по-простому хулиганьём или уголовниками. Ареал обитания — спальные районы больших городов, так же как и у нас застроенные многоэтажными домами. Поэтому иногда дресы гордо именуют себя blokersi, то есть «пацанчики с района». На шее у уважающего себя дреса всегда красуется псевдозолотая цепь с крестом. В бабершопы дресы не заглядывают, а предпочитают бриться с помощью друзей налысо или укладывать волосы назад, обильно поливая голову гелем. Из машин предпочитают немцев, в основном могут позволить себе только старенькие Volkswagen, Opel, Audi. Поднявшиеся karki (шея, бычья шея, братки) ездят на подержанных BMW. Совсем молодые, без опыта уличных грабежей вынуждены передвигаться на автобусах. Тут тоже своя культура: дресы, вне зависимости от количества братков, занимают последние шесть мест.
Тем, кому по уровню не положено сидеть, висят на поручнях, раскачивают автобус и пристают к горожанам. Иногда, если встречается особо ворчливый дед, могут уступить ему место. Вообще, престарелые люди находятся вне понятия лохов, поэтому их не бьют и не «кидают на мобилу». Что интересно, дресы, в отличие от наших худощавых гопников, посещают качалки. Также часто заводят собак бойцовских пород (стаффордширские терьеры и питбули).


Если в городских кварталах честь гопников отстаивают всем известные чернокожие гангста, то в провинции для всего отребья существует широкое понятие «white trash». «Белым мусором» ещё в XIX веке начали называть бедных белых рабочих, которые наравне с чёрными рабами собирали урожаи на плантациях. Сейчас white trash называют малообразованных бедных американцев, чьё поведение не укладывается в рамки общепризнанной морали. Хоть внешне они не похожи на гопников других стран, однако воспринимаются именно как деклассированные элементы.

Самый распространённый образ белого мусора — это белый мужчина, который живёт в трейлере или хотя бы ездит на пикапе, имеет свое оружие, носит прическу маллет, на его теле множество татуировок, сделанных в домашних условиях дружками. Если и работает, то зарабатывает крайне мало, а полученные деньги сразу тратит на «новый телик» вместо еды детям, а чаще просто получает пособие по безработице. Развлекается посещением «деревенского клуба», где обязательно устроит драку. Среда обитания — по всей стране, но наибольшая концентрация таких людей — на юге. Отличается рьяным патриотизмом и межнациональной ненавистью.

В маленьких городках очень часто образуются банды из молодых людей, которых тоже можно отнести к белому мусору. В каждом поселении обычно несколько воюющих группировок, которые борются за авторитет и влияние на жителей. Они очень хорошо организованны, подчиняются самому старшему участнику банды, который младшим членам раздаёт задания. Обычно это мелкое уличное хулиганство, выжимание денег из «пацанчиков и лохов» или кражи со взломом. Из домов выносят чаще всего стереосистемы и оружие. Иногда торгуют наркотиками и оружием. Интересно, что в таких бандах существуют свои кодексы. Например, одно из правил — все, что происходит в банде, не должно затрагивать семьи участников.


Слово «арс», по всей видимости, происходит от марокканского «сутенёр». Арсы — это молодые люди, беззаботно шатающиеся стаями под палящим израильским солнцем и пристающие к девушкам. Они отличаются агрессивным поведением в общественных местах, не стесняются говорить очень громко по телефону среди незнакомых людей (видимо, чтобы показать свое превосходство), предпочитают нарезать круги по городу на машине с открытыми окнами, из которых все могут слышать рэп или арабскую музыку.
Арсы собираются в псевдогреческих кафе, где пьют дешёвое вино и ругаются с официантами и парнями за соседними столиками. Одеваются арсы в штаны с мотнёй и носят золотые гигантские цепи — чем больше цепей на шее, тем лучше. Носят короткие причёски «под горшок». Отличаются арсы ещё и крайне пренебрежительным отношением к женскому полу, при этом каждый арс стремится обзавестись своей (или хотя бы одной на двоих) фрехой. Слово «фреха» переводится с арабского как «радость», им называют девушек без выдающихся умственных способностей. Израильские «фрехи» отличаются прежде всего откровенными нарядами.

Наверное, любой человек, живущий на постсоветском пространстве, хотя бы раз слышал слово "гопники". Субкультура появилась ещё в двадцатом веке и стала крайне распространённой после распада Советского Союза.

Чаще всего гопниками называют молодых людей, однако заметные черты данной социальной группы можно наблюдать и у более возрастных категорий. Из-за отсутствия чёткой самоидентификации и отрицания самими гопниками принадлежности к определённой субкультуре, довольно трудно назвать количество "гопов" в странах СНГ. Некоторыми российскими политиками высказывались предположения, что четверть молодёжи России - гопы.

Зарождение

Ещё в начале 20-го века появилось Субкультура тогда ещё не была чётко сформирована и применялось только в пределах Санкт-Петербурга. В 20-х годах на окраине города (который уже носил название Ленинград) был район для беспризорных детей и подростков-хулиганов. "Городское общежитие пролетариата" среди жителей города именовалось по аббревиатуре ГОП. Отсюда и пошло название, которое постепенно распространилось по всему Советскому Союзу.

Распространение

Уже в конце 80-х годов среди молодёжи крупных городов стали чётко выделяться гопники. Субкультура была наиболее распространённой среди молодёжных движений. Однако сложность детального её исследования заключается в том, что сами гопники не связывают себя с принадлежностью к определённой социальной группе. Более того, подобное обобщение вызывает у них агрессию. Появление гопов связано с крушением Советского Союза. Вместе с жестоким экономическим кризисом произошло и кардинальное изменение системы ценностей. В 90-х годах резко ухудшилась Многие люди предпочитали зарабатывать нелегальным путём. И чаще всего имели отношение к криминальному миру, живущему по так называемым зоновским понятиям.

Желание самоутвердиться вызвало у малообразованных и бедных слоёв населения стремление быть похожими на "авторитетов", именно так и появились гопники. Субкультура тут же приобрела определённые черты. Чаще всего все молодёжные движения имеют определённые внешние признаки, которые выделяют их на фоне других членов общества. Это в первую очередь стиль одежды, причёска, сленг, манеры.

Кто такие гопники: внешний вид

Гопники имеют определённый стиль одежды. Из-за массовости и отсутствия самоидентификация как члена определённой социальной группы не существует специальных магазинов или брендов для гопников (как в ситуации с панками, реперами и другими культурами). Одежда является противопоставлением опрятности и "интеллигентности" - принятых в обществе канонов одежды. Любой человек, одетый в излишне, по мнению гопников, стильную одежду вызывает у них агрессию. Сами же гопы надевают преимущественно спортивные вещи. Это штаны и олимпийка (иногда с капюшоном). В качестве обуви - кроссовки или (нередко именно под спортивный костюм). Из-за низкого материального положения они не могут себе позволить дорогостоящей одежды известных брендов. Поэтому чаще всего носят поддельные вещи таких брендов, как "Адидас", "Найк", "Рибок" и других.

Символом "чёткости" также является классическая чёрная кожаная куртка, которую носят поверх спортивного костюма. Данный стиль пришёл из криминальных кругов, с которыми себя гопы ассоциируют. гопники отрицает и презирает любые модные причёски. Поэтому в качестве стрижки выбирают себе незамысловатые причёски. Чаще всего это "бокс" или просто Девушки же, напротив, одеваются излишне контрастно и вызывающе, чтобы подчеркнуть свой гендер.

Поведение

Кто такие гопники стало известно благодаря их чертам поведения. Чаще всего они находятся на улице в пределах своего района. В крупных городах нередко происходили драки между представителями разных районов по надуманным поводам. Гопы гуляют группами из нескольких человек. Любимые места - это плохоосвещённая местность с наличием лавок или столиков. В качестве развлечения гопники употребляют алкогольные напитки и курят сигареты. Пластиковая бутылка дешевого пива, упаковка подсолнечных семечек и сигарета за ухом - неизменные атрибуты типичного гопника.

Образ жизни

Особым видом времяпрепровождения являются драки и мелкие грабежи. Гопы нападают группой на так называемых лохов (немаргиальных членов общества) с целью присвоения их имущества - мобильных телефонов, карманных денег, драгоценных украшений. Чаще всего нападения происходят не ради получения прибыли, а ради самоутверждения. Неустойчивое эмоциональное состояние в среде гопников нередко приводит к конфликтам внутри их же группы. Главное для гопов - это мнимое уважение, которое, по их суждениям, можно достичь, продемонстрировав своё физическое превосходство над другими людьми.

Образ жизни гопников нашёл своё отражение в В первую очередь - это музыка, в которой присутствует жаргон гопников. Любимые жанры - шансон, "пацанский" рэп, примитивный поп.

Субкультура гопников примечательна тем, что появилась именно в СССР, хотя, по сути, гопники – это прослойка рабочей молодёжи из малообеспеченных семей, и аналогичные прослойки можно найти буквально в любой стране в тот или иной период. К примеру, британские панки 1930-х (не путать с субкультурой панков 1960-1970х годов), о которых подробнее можно прочитать в статье, посвящённой панкам. Однако отечественные гопники – явление поистине уникальное.

Существует несколько версий происхождения слова «гопник». По первой из них термин появился на рубеже XIX – XX веков, а дело обстояло так: в Санкт-Петербурге было устроено Государственное общество призрения, куда помещали беспризорников, занимавшихся воровством и хулиганством. Возможно, слово «гопник» стало употребляться по отношению к этим самым беспризорникам. Другой вариант: в здании этого Государственного общества после революции 1917 года было организовано Гражданское общежитие пролетариата, которое использовалось в тех же целях, что и предшествующее общество. И в том и в другом случаях слово «гопник» пошло от аббревиатуры данных учреждений. Еще одна версия гласит, что слово «гопник» пошло из воровского жаргона. По этой версии гопниками называли воров, занимающихся гоп-стопом (по примеру других преступных «специализаций»: карманник – «щипач», убийца – «мокрушник» и т.д.). Некоторые утверждают, что «гопник» походит от аббревиатуры «гражданин опасного поведения». Однако во всех этих случаях гопником называется любой асоциальный тип с воровскими замашками. Особенно остро гоповская субкультура проявилась в 1970-1980-е годы. Гопники заявили о себе в многочисленных драках с тогдашними советскими неформалами – панками и металлистами . С тех пор слово «гопник» прочно вошло в наш с вами лексикон.

Среди музыкальных предпочтений у гопников – блатной шансон, рэп и низкосортная попса. Свои коллективные прогулки гопники не мыслят без прослушивания любимой музыки. Советские гопники слушали музыку на кассетных магнитофонах, работающих на батарейках. Гопник, носивший с собой «мафон», был в особом почёте среди «кентов». В наше время гопники слушают музыку с мобильных телефонов. Нынешние гопники являются страстными поклонниками творчества таких групп, как «Фактор-2», «Сектор Газа», «Бутырка», «Ленинград», «Каста», «Мальчишник» и исполнителей Ноггано, рэпера Сявы и т.д.
Таким образом, налицо все признаки отдельной субкультуры гопников – свои идейные принципы, музыкальные вкусы, свой стиль в одежде, а также ни с чем не сравнимый стиль поведения. Низкий уровень морального и эстетического развития, невысокий духовный уровень гопников определяет соответствующее поведение. Молодые люди, желающие жить «по понятиям», одевают «чёткий» спортивный костюмчик и идут пить пиво с «пацанчиками». И что самое печальное – число таких желающих ничуть не уменьшается.




Top