Сказка "заяц и лиса" - произведение для самых маленьких. Отзыв о сказке «Лиса, заяц и петух
Главный герой сказки «Лиса, заяц и петух» — беззащитный зайчик, живущий в лубяной избушке. Неподалеку от него жила Лиса, избушка которой была сделана из льда. Но когда зима закончилась, жилище Лисы растаяло. Она, не долго думая, выгнала Зайца из его лубяного домика и сама стала в нем жить.
Заяц ничего не мог сделать с Лисой. Пошел он, куда глаза глядят. Встретилась ему Собака. Рассказал Заяц ей про свою беду. Пошла Собака к Лисе и потребовала вернуть домик Зайцу. А Лиса и в ус не дует, да еще и грозится, что выйдет и расправится с Собакой. Собака испугалась и убежала.
Точно так же Лиса запугала Медведя и Быка, которые хотели помочь Зайцу вернуть избушку. И они, испугавшись угроз Лисы, убежали прочь.
Но через какое-то время повстречался Зайцу Петух, у которого была с собой коса. Заяц и ему рассказал про свою беду. Петух решительно пошел к лубяной избушке и, подойдя к ней, потребовал от Лисы освободить захваченное жильё, а иначе грозился снести Лисе голову с плеч своей острой косой. Лиса испугалась и убежала. А Заяц с Петухом стали в лубяной избушке жить.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Лиса, заяц и петух» состоит в том, что для победы над врагом одного авторитета мало. Собака, Медведь и Бык считали, что Лиса в любом случае их испугается, и не прикладывали особых усилий к освобождению избушки. А вот Петух грамотно построил свою речь и дал Лисе понять, что у него есть оружие против захватчицы. Лиса глупой не была и правильно оценила степень угрозы, тут же покинув лубяную избушку. Сказка «Лиса, заяц и петух» учит быть не только храбрым и сильным, но еще и умным. Надо знать, как наиболее эффективно воздействовать на противника, чтобы с наименьшими потерями добиться победы.
В сказке мне понравился Петух, который, хоть и не считается грозным лесным зверем, сумел одними лишь грамотно построенными речами выгнать Лису из домика Зайца. Да и наличие острой косы у Петуха сыграло немалую роль в его победе над Лисой.
Какие пословицы подходят к сказке «Лиса, заяц и петух»?
Не сможешь защитить свой очаг - завладеет враг.
Ум дает силу, сила дает храбрость.
Смекнешь да схитришь — врагов победишь.
Целевые установки урока:
- формирование понятия об отличительных особенностях сказки;
- развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
- расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.
Оборудование:
- М/м презентация.
- Видеофильм.
ХОД УРОКА
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Мотивация к учебной деятельности
Слайд №1. «Страна Литературия»
– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.
Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»
– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают
со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду
способ!»).
– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а
потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное
настроение, он вновь пришёл к нам на урок
получать новые знания. Покажите какое у вас
настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно,
вперёд за знаниями.
2. Актуализация знаний.
– С чего начнём работу? (С повторения).
Слайд №3. «Устное народное творчество».
– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки,
считалочки, сказки, скороговорки, частушки –
это («устное народное творчество».)
Слайд №4. «Устное народное творчество».
– А как по другому называют «Устное народное
творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном
творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное –
значит из уст в уста;
Народное –
то, что создал народ;
Творчество
– создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа, опыт
предшествующих поколений, отражающий сущность
их жизни. Оно возникло задолго до того, как
люди овладели письменной речью. Они передавали
свое творчество последующему поколению из уст
в уста. Отсюда и произошло название. Устное
народное творчество придает языку яркость,
красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из
любимых вами жанров устного народного
творчества, а какому вы догадаетесь сами.
Слайд №5. «Слова»
Прочитайте слова и скажите из какого из жанров
они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это
сказка.
– Совершенно верно, это,конечно же, сказка.
– А что такое сказка? Сказка – это
вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки,
чем она отличается от таких жанров как рассказ,
повесть? В сказках есть мораль, волшебство,
мудрость, главная идея – добро побеждает зло,
наличие реальных и нереальных героев, волшебных
предметов; троекратные повторы подвигов,
действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности
сказок?
– Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)
– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и
медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По
щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро
козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С.
Пушкин, Конст.Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан
Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие
другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её
автора.
Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.
Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».
– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в
библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку?
(Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно
определить по названию?
Работа с учебником
– Давайте откроем учебник на стр.66 и
рассмотрим иллюстрации.
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на
иллюстрации?
– Что можно рассказать о героях русской народной
сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?
Основная часть урока
Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»
– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки
цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях
сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они
вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка»,
чем они похожи и чем отличаются?
Сходство
– сюжет и композиция, язык,
идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и
конец сказки.
Отличие
– название сказки, больше
героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти
сказки? Сказки очень похожи, потому что они
народные, люди рассказывали их друг другу,
передавали из поколения в поколение, при этом
каждый автор мог добавить что-то своё, даже
изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно
так, может быть её можно было бы назвать
по-другому, например, «Лиса и заяц».
Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»
Выборочное чтение.
– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»?
Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса
да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал
сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои,
заявленные в заглавии. Между ними
разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в
сказке еще действуют собаки и медведь – они
выполняют второстепенную роль.
Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.
Итак, главные и второстепенные герои сказки –
животные. Причём животные необычные, они
наделены человеческими качествами, они ведут
диалог, владеют как человек речью, а значит, у них
есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев
сказки, чертами, которые характеризуют наших
героев.
Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.
– А теперь давайте поработаем в парах, проведём
исследовательскую работу: выполним задание на
поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые
характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения,
которые характеризуют героев сказки.
Выборочное чтение.
Работа в парах.
Продолжаем
работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев.
Подтвердите свой ответ текстом.
Слайд №12. «Словарь качеств».
«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).
Лиса | Заяц | Собаки | Медведь | Петух |
Хитрая Смелая Добрая Отзывчивая Злая Храбрая Глупая Трудолюбивая Умная Находчивая Трусливая Ленивая Уверенная в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Хитрые Смелые Добрые Отзывчивые Злые Храбрые Глупые Трудолюбивые Умные Находчивые Трусливые Ленивые Уверенные в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый Уверенный в своих силах |
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в
своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый,
трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.
уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих
силах.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в
своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми
качествами?
Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и
хитрый.
– Почему же Петух побеждает? Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.
Слайд №13. «Физкультминутка».
Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».
Работа над сюжетом и композицией сказки.
– Давайте проанализируем, как построена
сказка, какова её композиция.
– Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней
повествуется? (В сказке рассказывается, как
петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки
восторжествовала справедливость.)
– Можно ли сказку разделить на части? В сказке
можно выделить несколько частей.
– Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз
сказку и определите сюжетную линию, тоесть
разделите на смысловые части: определите
завязку, развитие действия и развязку.
Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.
– Проверяем, на какие части можно разделить
сказку?
– С чего начинается сказка? Начинается сказка с
завязки – это часть сюжета, которая намечает
исходную ситуацию: время, место действия, героев
произведения, их взаимоотношения.
– Прочитайте, какими словами заканчивается
первая часть.
1 часть – … да его из избушки и выгнала.
– Какое событие лежит в основе развития сюжета,
действия?
– Как это событие представлено в сказке?
Развитие сюжета начинается почти сразу, как
только лиса попросилась к зайчику ночевать. В
сказке начинает развиваться конфликт между
зайцем, который остался без своего домика, и
лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
– Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть– Развязка.
– Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать
лису? Почему? Помогают зайчику другие герои
сказки: собака и медведь, но никто из
представителей ни домашних, ни диких животных не
может решить созданную проблему. Сумел помочь
зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый,
лису выгоняет из домика.
Слайд № 15. Исследование языка сказки.
– А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.
Работа в группах.
Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, вторая – образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки), третья – повторы.
Проверка.
Вывод: Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, в ней много исконно русских слов, выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.
Напевность
Много исконно русских слов, выражений
Заклички, приговорки.
Слайд №16-25. « Иллюстрации к сказке». Инсценирование отрывка из сказки.
Слайд №26. Обобщение по теме урока.
– В основу сказки положено одно событие – лиса
отняла домик у зайца, поскольку ее дом,
построенный не на совесть, растаял. Для
восстановления справедливости необходимо
вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры.
Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет
особое начало - присказку, зачин; именно это
начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В
ней четко разграничены положительные и
отрицательные персонажи, и заканчивается она
торжеством добра над злом. Именно в это всегда
верил народ.
– Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух»,
что «справедливость в ней царит»?
– Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в
победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок».)
Чему нас учит сказка?
(Сказка учит:«Поступай по справедливости – и
победа будет обязательно за тобой».)
- Я могу назвать героев сказки.
- Я могу назвать качества характера героев сказки.
- Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
- Я могу пересказать сказку.
– Найти в домашней библиотеке книгу с русскими
народными сказками.
– Прочитать одну из сказок.Рассказать взрослым,
какое произведение было прочитано в классе и кто
автор.
– Нарисовать иллюстрации к понравившемуся
эпизоду.
Слайд №29. Настроение.
Людмила Степанова
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»
Целевые установки урока :
1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки ;
2. развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;
3. расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №1. «Страна Литературия » .
Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии .
Слайд №2.
Как мы будем строить свой урок ? (Дети читают со слайда : «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!» ).
Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.
У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.
3. Актуализация знаний.
С чего начнём работу? (С повторения) .
Слайд №3. «Устное народное творчество » .
Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки , скороговорки, частушки – это («устное народное творчество » .)
Слайд №4. «Устное народное творчество » .
А как по другому называют «Устное народное творчество » (Фольклором) .
А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве ? Почему «Устное народное творчество » ?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то , что создал народ ;
Творчество – создание чего то нового.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества , а какому вы догадаетесь сами.
Слайд №5. «Слова» .
Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка , … - это сказка .
Совершенно верно, это,конечно же, сказка .
А что такое сказка ? Сказка – это вымышленная история.
Назовите отличительные особенности сказки , чем она отличается от таких жанров как рассказ , повесть? В сказках есть мораль , волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.
Какие вы знаете жанровые разновидности сказок ?
Слайд №6. «Сказки – народные , авторские» .
Верно, сказки делят на авторские и народные . Уже из названий понятно, что авторские - это сказки , которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником , а народные – те , которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)
Назовите народные сказки ?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка –ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная , По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль .
Назовите имена самых известных сказочников ?
Самыми известными сказочниками являются А . С. Пушкин, Конст. Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.
Постановка учебной задачи.
Молодцы, много знаете сказок .
Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора .
Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка» . Прослушивание аудиозаписи.
А кто запомнил как называется сказка ? («Заюшкина избушка» .)
Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой .
Слайд № 8. Тема урока : «Лиса , заяц и петух » .
Прочитайте название сказки . Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку ? (Народные сказки или авторские сказки ) .
Совершенно, верно –это русская народная сказка .
О ком будет рассказываться в этой сказке ? Можно определить по названию?
Работа с учебником.
Давайте откроем учебник на стр. 66 и рассмотрим иллюстрации.
Кто, кроме лисы, зайца, петуха , изображён на иллюстрации?
Что можно рассказать о героях русской народной сказки ?
Кто в сказке оказывается хитрым , глупым, злым?
Основная часть урока .
Слайд №9. «Иллюстрация к сказке » .
Давайте прочитаем сказку . Чтение сказки цепочкой .
Понравилась вам сказка ?
Оправдались ли ваши предположения о героях сказки ?
Назовите всех героев сказки . Почему не все они вынесены в название сказки ?
Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка» , чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки .
Отличие – название сказки , больше героев.
А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки ? Сказки очень похожи , потому что они народные , люди рассказывали их друг другу , передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки .
Как вы думаете почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц » .
Работа по анализу сказки «Лиса , заяц и петух »
Выборочное чтение .
Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц » ? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц .)
Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь - они выполняют второстепенную роль.
Слайд №10. «Характеристика героев сказки » . Работа над характеристикой героев русской народной сказки .
Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные . Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит у них есть характер.
Давайте поработаем над характерами героев сказки , чертами, которые характеризуют наших героев.
Слайд №11. «Исследовательская работа» . Работа в парах.
А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу : выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.
Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки .
Выборочное чтение .
Работа в парах. Продолжаем работу в парах.
Соотнесите качества и сказочных героев . Подтвердите свой ответ текстом.
Слайд №12. «Словарь качеств» .
«Словарь качеств» . (раздаточный материал на парту) .
Лиса Заяц Собаки Медведь Петух
Отзывчивая
Трудолюбивая
Находчивая
Трусливая
Уверенная в своих силах Хитрый
Отзывчивый
Трудолюбивый
Находчивый
Трусливый
Уверенный в своих силах Хитрые
Отзывчивые
Трудолюбивые
Находчивые
Трусливые
Уверенные в своих силах Хитрый
Отзывчивый
Трудолюбивый
Находчивый
Трусливый
Уверенный в своих силах Хитрый
Отзывчивый
Трудолюбивый
Находчивый
Трусливый
Уверенный в своих силах
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод :
Лиса – хитрая , умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые. уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.
Петух - хитрый , умный, находчивый, уверенный в своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
Лиса - умная и хитрая , и Петух - умный и хитрый .
Почему же Петух побеждает ? Петух побеждает , потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.
Слайд №13. «Физкультминутка» .
Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки » .
Работа над сюжетом и композицией сказки .
Давайте проанализируем, как построена сказка , какова её композиция.
Расскажите, что происходит в сказке . О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается , как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)
Можно ли сказку разделить на части ? В сказке можно выделить несколько частей.
Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз сказку и определите сюжетную линию , тоесть разделите на смысловые части : определите завязку , развитие действия и развязку.
Самостоятельное чтение сказки . (Жужжащее чтение .) Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.
Проверяем, на какие части можно разделить сказку ?
С чего начинается сказка ? Начинается сказка с завязки - это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию : время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.
Прочитайте, какими словами заканчивается первая часть.
1 часть -…да его из избушки и выгнала.
Какое событие лежит в основе развития сюжета, действия?
Как это событие представлено в сказке ? Развитие сюжета начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть- Развязка.
Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? Помогают зайчику другие герои сказки : собака и медведь, но никто из представителей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчику крикливый петух . Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.
Слайд № 15. Исследование языка сказки .
А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.
Работа в группах.
Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке , вторая - образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки, третья – повторы.
Проверка.
Вывод : Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка , в ней много исконно русских слов , выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ .
Напевность
Много исконно русских слов , выражений
Заклички, приговорки.
Слайд №16-25. «Иллюстрации к сказке » . Инсценирование отрывка из сказки .
Слайд №26. Обобщение по теме урока .
В основу сказки положено одно событие - лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных , как и другие виды сказок , имеет особое начало - присказку , зачин; именно это начало позволяет сказать , что мы читаем сказку . В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ .
Можно ли сказать о сказке «Лиса , заяц и петух » , что «справедливость в ней царит» ?
Вспомним, сказка-то народная . Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка - ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок ».)
Чему нас учит сказка ?
(Сказка учит :«Поступай по справедливости - и победа будет обязательно за тобой» .)
Я могу назвать героев сказки .
Я могу назвать качества характера героев сказки .
Я могу объяснить, почему победу одержал петух , а не лиса .
Я могу пересказать сказку .
Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?
Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.
К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»
С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.
Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.
Читаем сказку.
Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…
Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.
Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.
Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.
Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).
Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?
Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .
Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).
В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.
Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).
Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).
У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.
А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».
В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.
В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».
Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.
Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия – «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.
Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).
Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…
Ирина Захарова
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».
Тема : Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц » .
Цели : - продолжить знакомство с жанрами русского фольклора ;
Вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц » ;
Развивать связную речь детей; навыки правильного звукопроизношения;
Развивать воображение, активность и творчество;
Обогащать словарный запас детей;
Учить подбирать синонимы к словам;
Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными
полными предложениями;
Совершенствовать интонационную сторону речи;
Закреплять использование в речи детей простых и сложных распространённых
предложений.
Материалы : магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц » , книжка с русской народной сказкой , маски героев.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям , а поможет нам в этом русская народная сказка .
Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки ? (народ )
Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним.
(«Колобок» , «Теремок» , «Гуси- лебеди» , «Курочка ряба» , «Маша и медведь» и т. д.)
Молодцы,ребята! Много русских народных сказок вы знаете . Сегодня мы познакомимся ещё с одной . Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом-ушки торчком. (заяц )
Это что за зверь лесной
Встал,как столбик под сосной? И стоит среди травы –
Уши выше головы? (заяц )
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут её(лиса ) .
Как называется сказка ? («Лиса и заяц » )
Вспомните потешки про лису и зайчика.
Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку, выкупала Ваньку.
Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.
Зайчишка- трусишка по полю бежал,
В огород забежал. Морковку нашёл,
Капустку нашёл. Сидит, грызёт.
Иди прочь- хозяин идёт.
3. Чтение сказки .
4. Работа по сказке .
Вам понравилась сказка ? Чем она вам понравилась? Чему нас учит эта сказка ? (доброте, дружбе, справедливости)
Подумайте, какие пословицы подойдут?
(Друзья познаются в беде.
В настоящей дружбе так- сам пропадай, а друга из беды выручай.
Кто дрожит- тот и бежит.
Лиса хитростью берёт .
Друга ищи, а найдёшь- береги.)
Подбор синонимов к словам из сказки :
Как можно сказать по- другому ?
(лубяная избушка- сделанная из дерева;заревел- зарычал;
плакать-рыдать,хныкать,заливаться слезами.)
Ласковые слова : заяц- зайчонок ,заюшка, зайчишка,зайка,зайчоночек.
лиса- лисичка , лисонька.
На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.
Физминутка. «Заяц и кочан капусты » .
Встал зайчишка рано,
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шёл и большой кочан нашёл.
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты.
Хруст- хруст, хруст- хруст.
Съел, свалился под куст и уснул.
Проснулся, сладко потянулся.
Влево, вправо наклонился и бегом домой пустился.
5. Беседа по вопросам.
Как начинается сказка ?
Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?
Что случилось весной?
Что сделала лиса ?
Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?
Объясните слова «пойдут клочки по закоулочкам»
Смогли они ему помочь?
Кто помог зайчику выгнать лису?
Объясните слова «без памяти выскочила» .
Какую песенку пел петух?
Чем закончилась сказка ?
Пальчиковая гимнастика : «В гостях у зайки» .
В гости к зайчонку зверята пришли,
Зайке в подарок они принесли :
Медведь- голубику, лисичка- чернику,
Волчонок- бруснику, а маленький ёжик принёс землянику.
Подарки зайчонок свои получал,
И мёдом с малиной друзей угощал.
6. Пересказ сказки с опорой на картинки.
7. Инсценировка сказки .
8. Итог занятия.
Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку , расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы. играли в игру, пересказывали сказку )