Сколько лет легенде а именно егору марику. Егор Крид показал свой роскошный до неприличия дом

Антистресс в большом городе Царенко Наталья

Можно ли предотвратить суицид?

Иногда стрессовая нагрузка на психику так велика, что человек ломается окончательно и не видит другого выхода из ситуации, кроме как «нет человека – нет проблемы».

Увы, этот способ решения жизненных сложностей очень древний. На протяжении многих веков человек, не найдя выхода из жизненного тупика, задумывался, как избежать и душевной боли, и самой ситуации, и ее потенциального повторения, и приходил к фатальному выводу. Почему? Потому что не находил поддержки ни у кого в этом огромном пустом мире.

Что скрывать, мы с вами зачастую бываем слепы и глухи к проблемам наших ближних. Более того, даже когда нам впрямую сообщают об опасности ситуации, мы предпочитаем игнорировать сигналы: ведь так сложно и страшно брать на себя ответственность за чужую жизнь… И, тем не менее, бывают ситуации, когда от ответственности не уйти никак – в том случае, если опасности подвергаются наши близкие. Как же выявить тревожные признаки и как помочь человеку, оказавшемуся (на его взгляд) в тупике?

Во-первых, обратим внимание на факторы риска. К ним можно отнести:

– тяжелое заболевание, особенно сопровождающееся или грозящее в перспективе тяжелыми физическими страданиями,

– реальную или мнимую личностно значимую неудачу,

психические расстройства человека,

– имевшие место в прошлом суицидальны попытки,

– экстремальные, особенно маргинальные условия жизни (тюремное заключение, одиночество, утрата семейного и общественного положения),

– острые травмирующие ситуации (такие, как внезапная потеря родных и близких),

– наркомания и алкоголизм.

Также немаловажны и такие факторы, как сниженная устойчивость к эмоциональным нагрузкам, отсутствие настоящих друзей и полноценных семейных отношений, неадекватность самооценки (причем опасны обе крайности – как чрезмерно завышенная, так и неоправданно заниженная самооценка), утрата ценности жизни.

Во-вторых, существуют достоверные признаки готовящегося самоубийства, и если вы заметите в поведении близкого человека тревожные моменты, будьте готовы прийти на помощь. К таким признакам относятся:

– приведение своих дел в порядок (особенно если обычно человеку это не было свойственно),

– прощание, которое выражается в том, что человек благодарит различных людей, оказавших ему помощь на разных этапах жизни (опять же, особенно этот признак важен, если ранее человеку это не было свойственно),

– неожиданное умиротворение, состояние удовлетворенности, контрастирующие с предыдущей депрессией: это связано с облегчением от принятия (наконец-то!) решения,

– бессонница после наступления умиротворения – накануне готовящегося события,

– письменные или словесные указания – намеки, разговоры «об одном знакомом» и т. д. – особенно это характерно для подростков.

В обществе распространено немало мифов о самоубийстве, ничего общего не имеющих с действительностью и опасных тем, что они существенно затрудняют адекватную оценку сложности ситуации и тяжести процессов, происходящих в психике человека.

Так, в обществе распространен миф о том, что человек, говорящий вслух о самоубийстве, никогда его не совершит . На самом деле учеными было доказано, что такое представление является опасным: многие люди, пытавшиеся покончить с собой, напротив, пытались раскрыть свои намерения, говорили о самоубийстве вначале как об общей проблеме, затем – проецировали ситуацию на себя «вот если бы меня не стало», и делали это в явной (в беседе с близкими) или косвенной форме (в виде дневниковых записей, вырезок соответствующих материалов из газет и журналов – «неожиданно» попадавшихся их родным и близким незадолго до суицидальной попытки, или даже «просто» обращений к врачу с жалобами на апатию, депрессию и отсутствие сил и желания жить). По статистике, свыше 80 % людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своем намерении другим людям так или иначе.

Происходит это потому, что самоубийство, за редким исключением, не совершается спонтанно (хотя в результате внезапного возникновения непереносимой психотравмирующей ситуации такое возможно) – оно «зреет» в течение определенного периода, проходя последовательно стадии от замыслов к намерениям и только потом – к их реализации.

Истинная причина самоубийств – не желание прекращения самой жизни, а желание прекращения боли, возникшей в этой жизни, желание прекращения невыносимой ситуации, способ которого видится только в прекращении самого существования.

Из этого следует, что истинным мотивом любого самоубийства является крик о помощи . Именно послание: «Обратите, наконец, внимание на то, как мне плохо, помогите мне!» – лежит в основе суицида.

Другое дело, что далеко не все самоубийства являются истинными. Зачастую, особенно в юном возрасте, попытка лишить себя жизни является демонстративной , однако даже самое несерьезное заявление подростка на эту тему заслуживает самого пристального внимания, поскольку мысль, однажды поселившаяся в сознании, может развиться до намерения и его осуществления, а поступок, даже самый демонстративный и насквозь фальшивый, может неожиданно для всех, включая самого самоубийцу, завершиться, если так можно выразиться, «удачей» – когда все действительно «получится» и демонстративное повисание в петле на глазах у несправедливых родителей или стервы-жены закончится настоящей смертью в случае, если те, кому адресован спектакль, задержатся на несколько минут: застрянут в пробке, остановятся побеседовать с соседями по подъезду…

Кроме того, часто повторяемый трюк с угрозой самоубийства в конце концов делает человека заложником своих же угроз, рано или поздно он получит в ответ либо полное невосприятие всерьез его слов, либо даже подстрекательство к реальному действию: мол, столько раз говорил, а на самом деле врал? Слабо? В подростковом мире таких подначек оказывается достаточно для фатального шага.

Бытует еще одно заблуждение относительно личности решившихся свести счеты с жизнью: что это слабые, а то и душевно больные люди . В реальности это не так: душевно больных среди суицидентов не более 40–50 %, остальные – психически здоровые, однако попавшие в сложное положение и не нашедшие из него выхода в силу своих личностных особенностей люди. Самоубийцы – личности сильные, способные на решение, даже такое страшное. Именно поэтому своевременно оказанная помощь и поддержка могут стать спасительным мостиком из мира смерти в мир жизни, которым человек, попавший в трудную ситуацию, сумеет воспользоваться: просто без посторонней помощи он может не увидеть иных возможностей решения, кроме ухода.

Что же можно противопоставить суицидальным настроениям? На каких струнах души можно сыграть, к чему можно взывать, чтобы вытащить человека из пучины отчаяния? Как правило, это ресурсы самой личности. Использовать в качестве «союзников» в борьбе с тягой к саморазрушению можно все, что значимо и существенно для человека:

– глубокую эмоциональную привязанность к родным и близким;

– выраженное чувство долга;

– инстинкт самосохранения (боязнь причинения себе физического вреда, боли);

– значимость общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих;

– убеждение в неиспользованности всех жизненных возможностей;

– поиск ситуаций и людей, в которых и для которых этот человек действительно нужен и любим;

– наличие нереализованных пока творческих, семейных, профессиональных планов и замыслов, наличие значимых и еще не достигнутых жизненных ценностей и целей;

– наличие духовных, нравственных и религиозных ценностей, могущих выступить в данной ситуации в роли «тормозов»;

– и даже живописание внешнего вида после самоубийства – все это может выступить сдерживающими факторами, и даже стать «точками возврата».

Конечно, человеку, пережившему попытку самоубийства и даже находящемуся во власти пока лишь настроений и замыслов, необходима профессиональная помощь. Но и повседневное окружение неравнодушных и внимательных людей может оказать ему неоценимую услугу.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Конфликты в семье автора Курпатов Андрей Владимирович

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ МЕЗАЛЬЯНС? Племянница хочет выйти замуж за человека, который в два раза старше ее. Ей 22, а ему - 45. Никаких доводов слушать не хочет. Скажите, как ее переубедить? Светлана Борисовна, Барнаул Не скажу. Ваша племянница уже взрослый, самостоятельный человек

Из книги Диагностика кармы. Книга 2 автора Лазарев Сергей Николаевич

СУИЦИД В настоящее время все актуальней становится проблема суицида, то есть устойчивого нежелания жить. Происходит закономерный процесс, о котором я упоминал в первой книге. Когда смотрел матрицу человечества, то увидел, что с конца 1995 года может усилиться программа

Из книги Внетелесный опыт автора Аарон

3.3. Как предотвратить пробуждение В начале начинающие сталкиваются с трудностью - как остаться во сне, после того как добились ясности. Это препятствие не даёт многим осознать ценность ясного сна, поскольку опыт их ограничивается не более, чем вспышкой осознания, что они

Из книги Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства (фрагменты из книги) автора Лукас Кристофер

Глава 1, ЧТО ПРОИСХОДИТ С БЛИЗКИМИ ЧЕЛОВЕКА, СОВЕРШИВШЕГО СУИЦИД В большинстве культур и почти во все исторические эпохи отношение к самоубийству и убийству было в чем-то родственным: оба они запретны и вызывают ужас. Ирвинг Штенгель. «Суицид и суицидальная

Из книги Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть! автора Лисс Макс

Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД Суицид причиняет семье больше боли, чем любая другая смерть, и его труднее принять. Близкий человек часто страдает от чувств вины и стыда, которые мешают естественному переживанию горя. Гарвардская медицинская

Из книги Музыка простыней. Раскрывая секреты сексуальной близости в браке автора Леман Кевин

Глава 12, РЕАКЦИЯ НА ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД Для родителя суицид сына или дочери-подростка - ужасная трагедия. В приведенной ниже истории можно видеть страхи и гнев, чувство вины, боль, сделки и продолжающуюся скорбь, которые преследуют многих близких суицидентов, особенно

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Кризис нельзя предотвратить Желание воспрепятствовать кризисам бессмысленно, оно уводит человека в неверном направлении. Примером этого являются мой друг и его сестра. Ее ситуация не улучшалась после вмешательства брата, а скорее наоборот. Каждым своим действием он

Из книги Застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

ПРЕДОТВРАТИТЬ КОНФЛИКТЫ Гостиничный номер может оказаться кому-то из вас не по карману. Кстати говоря, в некоторых семьях даже мысль о том, что нужно приглашать няню, может вызвать тяжкий стон.Если это применимо к вам, то для вас оптимальное решение - найти молодую пару,

Из книги Суицидология и кризисная психотерапия автора Старшенбаум Геннадий Владимирович

ХРОНИЧЕСКОЕ САМОРАЗРУШЕНИЕ И СУИЦИД КАК “ОБРАЗ ЖИЗНИ” В DSM-III в разделе, посвященном диагнозу пограничного расстройства личности, подчеркивается, что суицидальные тенденции и склонность наносить себе повреждения являются одной из основных характеристик данной группы

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

11. Как предотвратить застенчивость в обществе Тема последней главы этой книги ясно звучит в одной истории, которую любил рассказывать мой дед.Однажды в приёмной сельской больницы на Сицилии трое пациентов спорили о достоинствах врачей.Сеньор Нинни утверждал: «Нет

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И СУИЦИД Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью. Франсуа Мориак Тенденция к саморазрушению часто связана с алкогольной и наркотической зависимостью. Суицидальный риск больных алкоголизмом и наркоманиями в десятки раз превышает риск

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%.

Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

Статистические данные

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  • Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Разберемся в терминологии

Разновидности суицидального поведения

Выделяют несколько разновидностей суицидального поведения (склонности к суициду):

Демонстративное поведение

При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.

Аффективное поведение

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.

Причины суицида

Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:

Отсутствие зрелого понимания смерти

Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

Нет в обществе признанной идеологии

В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.

Раннее начало половой жизни

Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

Психические состояния

Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

Физическое состояние

Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

Прочие

  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
  • Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.

Подростки, предрасположенные к суициду

Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск отмечается при наличии следующих обстоятельств:

  • парасуицид, то есть в анамнезе имеется неудачная (незаконченная) попытка самоубийства – вероятность повторной попытки суицида составляет 30%;
  • аутоагрессия – стремление к самоповреждению;
  • самоубийства среди родственников;
  • алкоголизм и наркомания (продолжительный прием алкоголя или наркотиков усугубляет депрессию, обостряет чувство вины и собственной никчемности) – у несовершеннолетних вероятность суицида составляет 25 – 30% и в ряде случаев возрастает до 50;
  • суицидальные угрозы (и прямые, и скрытые);
  • подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
  • депрессивные состояния, особенно затяжные;
  • сверхкриктика к самому себе;
  • наличие хронических или смертельных заболеваний;
  • перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
  • психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
  • проблемы в семье (развод родителей и прочее);
  • ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).

Что хочет показать подросток

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть . Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
  • Призыв . Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
  • Избежание наказания/страдания . Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание . Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Типичные признаки готовящегося суицида

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

Эмоциональные нарушения

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

  • утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
  • проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
  • постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
  • безразличие к собственной внешности;
  • постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
  • пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
  • отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
  • рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
  • мысли о смерти;
  • неопределенность в будущем;
  • неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
  • мотивированные или немотивированные страхи;
  • ненависть к благополучию окружающих.

Поведенческие признаки

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

  • наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
  • прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
  • удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
  • радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
  • изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
  • письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Признаки депрессии

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

  • снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
  • утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
  • вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
  • отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
  • ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
  • расстройства сна;
  • пессимизм в отношении будущего;
  • неадекватная реакция на похвалы;
  • ощущение горькой печали с переходом в плач;
  • расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
  • постоянные размышления о смерти/суициде;
  • потеря полового влечения.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Профилактика

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).

Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Профилактика самоубийства включает не только участие друзей и их заботу, но и своевременное распознавание признаков грядущей опасности (депрессия, суицидальная угроза, предшествующая попытка суицида, изменение поведения, беспомощность и безнадежность и прочее).

Восприятие суицидента как личности

Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства. Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.

Заботливые взаимоотношения

В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.

Умение внимательно слушать

Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного. Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.

Спорам – нет

Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.

Умение спрашивать

В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» - человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать. В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.

Участие, а не утешение

Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише. Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.

Предложение конструктивных подходов

Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит. Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.

Вселение надежды

Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.

Борьба с одиночеством

Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.

Помощь специалистов

Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов. В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.

Сохранение дальнейшей заботы и поддержки

Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств. Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка.

Подростку – суициденту

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

  • Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).
  • Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
  • Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
  • Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
  • Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
  • Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
  • Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
  • Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию. Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
  • Занимайся аутотренингом.
  • Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
  • Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
  • Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
  • Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
  • Займись спортом.

Вопрос – ответ

Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

Верно ли, что нельзя говорить с потенциальным самоубийцей о смерти и возможностях ухода из жизни?

Нет. Если человек желает жить, никакие разговоры о суициде не натолкнут на мысль его совершения. И, напротив, подросток, который задумался о желании покончить с собой, рад с кем-то обсудить этот вопрос и найти альтернативные способы решения.

Склонность к суициду действительно передается по наследству?

На данный вопрос сложно ответить, так как определенных доказательств еще не имеется.

Если человек говорит о самоубийстве, значит он никогда на это не решится?

Нет. Человек, задумавший уйти из жизни практически в 90% случаев хочет и пытается обсудить этот вопрос с окружающими. Задача близких состоит в способности услышать призыв о помощи и по возможности развеять мрачные мысли у потенциального суицидента.

Самоубийства всегда совершаются без предупреждения?

Нет. Те или иные признаки в поведении человека всегда присутствуют. Это необязательно разговоры о смерти и самоубийствах, но и изменения в поведении и даже физическом состоянии. Задача взрослых – вовремя распознать подобные проявления и предпринять меры.

Как предотвратить самоубийство?

Правда ли, что люди, которые говорят о самоубийстве или угрожа­ют убить себя, редко действительно пытаются покончить с собой?

Нет, это большое заблуждение, каждые 8 из 10 потенциальных самоубийц заранее предупреждают о самоубийстве. Человек, ко­торый грозится совершить самоубийство, должен восприниматься серьезно. Человек с мыслями о самоубийстве может не говорить ничего, кроме: «Иногда я чувствую себя гак, что луч­ше бы мне умереть».

Предупреждение о самоубийстве может по­ступить косвенным путем. Если друг возвращает вам кольцо и при этом говорит: «Вот, возьми, это мне больше не нужно», или заяв­ляет: «Я забыл проверить свои часы, но это теперь ни к чему», это может быть мольбой о помощи. Предупреждающие признаки, особенно если их рассматривать в со­четаниях, могут сигнализировать о надвигающейся попытке само­убийства.

Правда ли, что самоубийство нельзя предотвратить, что человек всегда найдет возможность его совершить?

Нет. Попытки самоубийства обычно совершаются тогда, когда че­ловек находится в одиночестве, в депрессии или когда он не спо­собен смотреть на вещи объективно. Вы должны вмешаться, если похоже, что кто-то попытается совершить самоубийство.

Как помочь

Что лучше всего сделать для предотвращения самоубийства

Полезно знать некоторые характерные особенности мыслей и чувств самоубийц. Эдвин Шнейдман называет некоторые из них.

1.Бегство. Каждый человек иногда чувствует себя как бы убе­гающим от тревожной ситуации. Бегство из дома, уход из шко­лы, отказ от вступления в брак - все это варианты ухода. Самоубийство - это, конечно, окончательный уход. Нужно объяснить человеку со склонностью к самоубийству, что есте­ственное желание убежать не обязательно должно выражаться в окончательном уходе.

2. Нестерпимая психологическая боль. Самоубийца пытает­ся убежать от эмоциональной боли. Тот, кто надеется предот­вратить самоубийство, должен поставить перед собой цель снизить боль любыми способами. Спросите у человека: «Что тебя беспокоит?"

3.Неосуществленные психологические потребности. Ча­сто можно предотвратить самоубийство, если понять и облег­чить неосуществленные потребности больного человека. Какие потребности были не удовлетворены? Это были поиски люб­ви, достижений, доверия, безопасности или дружбы?

4.Сужение выбора. Человек с мыслями о самоубийстве чув­ствует беспомощность и считает, что смерть - это единствен­ное решение. Человек сократил выбор решений, выбрав смерть. Задача спасающего в данном случае - расширить пер­спективы больному человеку. Даже если все предложенные ва­рианты выбора оказываются неприятными, человека, решив­шего совершить самоубийство, всегда можно заставить понять, что даже неприятный выбор лучше, чем смерть.

Знание подобных характерных особенностей поможет вам в раз­говоре с самоубийцей. Еще очень важно установить доверитель­ные отношения с больным. Вы должны предложить ему поддерж­ку, одобрение и разумную заботу.

Помните, что самоубийца ощущает себя непонятым. Попытайтесь принять и понять те чувства, которые он выражает. Приемлемое отношение должно распространяться и на саму идею самоубийства. Вполне допустимо спросить: «Вы подумываете о самоубийстве?"

Установления контакта с больными, склонными к самоубийству, может оказаться достаточно, чтобы провести их через трудный пе­риод. Может быть полезно день за днем получать у них согласие на то, чтобы позавтракать, прогуляться с вами. Дайте понять боль-кому, что вы надеетесь увидеть его там, куда вы его пригласили. Такие соглашения, пусть даже очень незначительные, могут быть достаточными, чтобы склонить чашу весов в нужную сторону, ког­да человек один и думает о самоубийстве.

Не прекращайте своих попыток слишком быстро. Для самоубий­ства опасным представляется тот момент, когда кажется, что че­ловеку вдруг стало лучше после глубокой депрессии. Часто это означает, что человек окончательно решил покончить со всем. Улуч­шение в настроении обманчиво, потому что оно исходит из ожида­ния, что страдания подходят к концу.

Вмешательство при кризисе.

В большинстве городов имеют­ся бригады или центры психического здоровья, которые осуществ­ляют вмешательство при кризисах. И в бригадах и в центрах име­ется персонал, обученный разговаривать с самоубийцами по теле­фону. Сообщите номер телефона одной из таких служб тому, кто проявляет суицидное поведение. Внушите больному, чтобы он или она позвонили вам или по другому телефону, когда им становится страшно или когда они становятся импульсивными. А еще лучше, помогите больному начать психологическое лечение.

Все вышесказанное можно применить только к тем людям, у кото­рых имеются лишь слабые мысли о самоубийстве. Если человек действительно грозится совершить самоубийство, вы должны дей­ствовать более решительно. Спросите, каким образом человек собирается сделать это. Человека, у которого есть конкретный, от­работанный план и средства для совершения самоубийства, сле­дует попросить пойти с вами в больницу для оказания неотложной помощи.

Если вам кажется, что человек находится на грани совершения са­моубийства, не бойтесь сделать лишнее: вызывайте полицию, кри­зисную бригаду или бригаду спасателей. Излишне говорить, что надо немедленно вызывать всех, если человек уже приступил к выполнению акта самоубийства или уже проглочены таблетки. Большинство попыток самоубийства совершаются при временном подавленном состоянии человека и могут никогда больше не по­вториться. Вмешайтесь, и вы спасете жизнь!

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта

20 июля не стало Честера Беннингтона, солиста группы Linkin Park. Он повесился в своем доме в день рождения музыканта Криса Корнелла, который ушел из жизни в мае этого года. Беннингтону был 41 год, у него было шестеро детей, и никто не мог предположить, что он убьет себя. Чаще всего самоубийства являются шоком для окружающих, потому что со стороны кажется, что у человека нет причин добровольно уходить из жизни. Как понять, что человек рядом задумался о суициде и как отговорить его от этого, не навредив? Мы задали этот вопрос психологам.

Кто совершает самоубийства?

Бытует мнение, что совершают суицид только люди, страдающие психическими болезнями. Однако сопоставлять понятия «психическая болезнь» и «суицид» не совсем верно.

«К суициду склонны люди совершенно разные. Общих случаев нет. Если бы можно было увидеть во всех случаях какой-то симптом, тогда проблема была бы не такая острая. В 20% случаев люди совершают суицид в состоянии аффекта, еще примерно 20% самоубийц — душевнобольные. Остальные к этому долго идут», — комментирует клинический психолог Михаил Хасьминский .

У 65% людей с суицидальным поведением диагностируют пограничное психическое и аффективные расстройства, невротические и депрессивные состояния. И 15% — это психически здоровые люди, так называемая условная норма. Исследования основателя отечественной суицидологии Айны Амбрумовой с соавторами убеждают в возможности суицидальных поступков у психически здоровых лиц. Эти данные подтверждаются и зарубежными работами сотрудников профилактических суицидологических центров.

Какова природа самоубийства?

Айна Абрумова определяет суицид как социально-психологическую дезадаптацию в условиях переживаемого конфликта.

«Человек по какой-то причине принял решение не продолжать свое существование в этом мире. И в этом ключе любопытнее как раз то, «по какой причине». В данном случае суицид выступает как решение проблемы, с которой человеку сложно встретиться или которую невозможно (как кажется!) решить, или тяжелое эмоциональное состояние, которое сложно преодолимо самостоятельно и многое другое. В любом случае - это что-то, что предшествовало самому самоубийству», — комментирует психолог-консультант Ольга Климова .

Сегодня практически все ученые признают, что суицид — это биопсихосоциальный феномен. Биохимические исследования выживших самоубийц показывают, что их психика работает по-разному. У людей, которые долго планируют суицид, обнаруживается дефицит функций дорсолатеральной префронтальной коры — зоны, которая отвечает за гибкость эмоциональных реакций. У людей с импульсивным суицидальным поведением (например, нанесение себе ран в ответ на сильный стресс) дисфункция базальных отделов лобных долей — повреждение этой зоны «растормаживает» психические процессы, и людям становится сложно контролировать эмоции. Генетические данные свидетельствуют , что родственники самоубийцы первой степени родства в 4 раза более склонны к суицидальному поведению, а риск самоубийства у одного из монозиготных близнецов возрастает в 20 раз после суицида сестры или брата.

Основоположник социологии Эмиль Дюркгейм полагал, что самоубийство — это социальное явление, и главная его причина — одиночество человека в условиях аномии, то есть тотального беззакония, безнормия, морального распада которое существует в современных больших городах. Существуют и менее глобальные факторы: возраст (молодые люди чаще совершают самоубийства, чем взрослые), пол (женщины чаще пытаются совершить суицид, чем мужчины, однако у них реже получается довести дело до конца). Также суициды чаще совершают одинокие (овдовевшие, разведенные, холостые) и бездетные люди.

Существует ли особый психотип людей, совершающих самоубийства?

Нет. Считается, что к самоубийствам склонны люди с определенной акцентуацией характера — то есть с сильно выраженными (но в пределах нормы) отдельными чертами, что делает их устойчивыми к одним психологическим воздействиям и одновременно уязвимыми для других. Вероятность велика при циклоидной, эмоционально-лабильной, эпилептоидной, истероидной и психастенической акцентуациях. Человек с лабильной акцентуацией качается на эмоциональных качелях: от повышенного настроения к подавленности и наоборот, смены состояния очень резкие. Это отличает их от людей с циклоидной акцентуацией, которые, хотя и переживают кардинальные смены настроения раз в несколько недель, в целом жизнерадостны. Эпилептоиды педантичны и раздражительны, склонным ко вспышкам ярости и поучениям, привязчивы. Люди с истероидным типом эгоцентричны, демонстративно себя ведут, панически боятся осмеяния и разоблачения и стремятся быть в центре внимания. Психастеники склонны к рефлексии, с трудом принимают решения и боятся ответственности. Обычно носители данных акцентуаций выбирают творческие профессии.

Один из основных факторов — неадекватная возможностям человека самооценка, а также напряженность его потребностей.

«Если у человека дисгармония в душе, он фрустрирован, то есть, не может достичь того, чего он хочет достичь, у него высокий уровень притязаний, жажды признания — он в группе риска», — комментирует Михаил Хасьминский.

К самоубийствам склонны импульсивные, эмоционально неустойчивые и внушаемые люди.Подростки часто видят в самоубийстве единственный выход из-за недостатка жизненного опыта, неумения планировать будущее и формировать психологические защитные механизмы.

Однако все эти признаки трудно учитывать, потому что реакция людей на события индивидуальна. Любой, даже самый уравновешенный человек может ощутить, что его жизнь не имеет смысла и ценности.

Как понять, что человек хочет покончить с собой?


Как правило, любое самоубийство вызывает состояние неожиданности у окружающих людей умершего.

«Уже после произошедшего, когда люди начинают возвращаться мысленно к тому, как вел себя человек, какие слова говорил, в каком состоянии пребывал, тогда начинает складываться некоторая картинка и возникают мысли: «Как же я не заметил?» В этой ситуации близкие люди могут сталкиваться с чувством вины за то, что они якобы не смогли вовремя предугадать и что-то сделать для умершего, чтобы предотвратить. И здесь уже важна помощь и поддержка близким людям, которые сталкиваются с этим сильным чувством, как бы беря ответственность за смерть на себя», — комментирует Ольга Климова.

Однако можно заметить некоторые признаки. По словам Михаила Хасьминского, люди, думающие о самоубийстве, так или иначе дают окружающим знать о своем состоянии. Часто они пытаются поговорить об этом, задавая туманные вопросы. Часто начинают торжественно прощаться с близкими, заканчивать дела, раздавать долги, дарить любимые вещи, делают генеральную уборку в квартире. Это терминальное поведение. Стоит насторожиться, если у человека резко изменились эмоциональные реакции: он стал реже улыбаться, выглядит вялым и заторможенным, выражает чувство вины и говорит о себе грубо, стремится к изоляции.

Будьте внимательны к людям, у которых сложная ситуация в жизни: расставание или смерть близкого человека (в частности, самоубийство), увольнение, тяжелые финансовые проблемы, серьезное заболевание. Кроме того человек, который уже пытался уйти из жизни, с большой вероятностью попытается сделать это снова.

Как помочь человеку, который задумался о самоубийстве, не навредив ему?

Состояние самоубийцы амбивалентно: он хочет лишить себя жизни и одновременно хочет, чтобы его остановили.

«Безусловно, стоит разделять, что самоубийство может быть как истинным, так и демонстративным. Разница в том, что демонстративное самоубийство - это, скорее» способ привлечь к себе и своим проблемам внимание, своего рода «просьба о помощи». А истинный суицид - это четко спланированное самоубийство. И тут основной целью является лишение себя жизни любой ценой»,- комментирует Ольга Климова.

Если вы слышите от человека завуалированные высказывания о желании уйти из жизни («Без меня будет лучше», «Никто не может меня понять», «Я не могу продолжать жить так»), спросите его об этом со всей прямотой, советуют психологи. Отнеситесь к этому максимально серьезно. Спросите его: «Мне показалось, что ты хочешь уйти из жизни?» В такой ситуации человеку важно понять, что о нем беспокоятся. Если человек ответил честно, развейте тему: «Как ты собираешься это сделать?» Скажите ему, что он для вас много значит и предложите свою помощь. Дайте ему понять

Никогда не говорите ему: «Брось думать о ерунде. Посмотри вокруг: светит солнышко, люди тебя любят, жизнь увлекательна». Вы обесцените его чувства, и он потеряет к вам доверие. Не дарите ему подарки: это заставит его чувствовать, что от него откупаются, и вызовет чувство вины. И не бойтесь упоминать при нем слово «суицид», чтобы не указать ненароком на возможный путь «решения» проблемы: скорее всего, человек уже неоднократно об этом задумывался.

Анализируйте, что он говорит. Если он признался, что подготовился к самоубийству (купил таблетки, добыл оружие) - постарайтесь перекрыть доступ и известить об этом близких, заручитесь помощью специалиста. Никогда не обещайте этому человеку хранить его слова в секрете.

Что делать, если меня посещают мысли о суициде?

Безусловно, необходимо обратиться к специалистам (психотерапевт, телефон доверия, форумы, группы встреч и др.) Мысли о самоубийстве нельзя держать в тайне.

Проблема молодежного суицида стала сегодня крайне актуальной. По статистике, каждый год 3000 молодых людей в России уходит из жизни по своей воле.

В чем причина самоубийств среди подростков и молодежи? Как предотвратить суицид? Об этом ответственный редактор портала «Православие и Мир» Виктор Судариков беседует с православным врачом-психотерапевтом Сергеем Анатольевичем Белорусовым.

Самоубийство молодых, только начинающих жить людей – это желание избавиться от страдания, это желание привлечь внимание к своим проблемам, чувствам, мыслям, или это все-таки всегда результат физического или душевного нездоровья?

– Я думаю, что самоубийства, которые являются результатом болезни, следствием биохимических изменений в коре головного мозга, когда человек уже не осознает своих действий – по сути, самоубийствами не являются, это особенный феномен. Это проблема медицинская, проблема врачей, которые вовремя не углядели болезнь, не успели помочь. Мы ведь знаем, что душевнобольных самоубийц Православная Церковь отпевает и хоронит по тому же чину, что и всех христиан.

Совсем иное дело - суицид, предпринятый при опознавании реальности такой, какая она есть. Здесь другая клиника, другая тематика, другое содержание. Если говорить о молодежи, то существует еще одна очень важная причина, которая не была упомянута вами. Для молодого человека во многом, а для ребенка – так почти всегда - суицид воспринимается не как уход, а как вход во что-то, как разновидность некоего путешествия за грань сознания.

У молодого человека обычно недостаточна сцепка с реальностью, отсутствует здравый смысл, здравое ощущение бытия. И для него грань между фантазией, сказкой и реальностью – хрупка и очень преходяща. Для ребенка всё как бы понарошку: «Я закрою глаза – меня нет», «Я пойду удавлюсь – взрослый что-нибудь сделает. Да, я знаю, это плохо, я просто пошалю». И для многих совсем молодых, в силу недостатка простого жизненного опыта и несклонности к рефлексии, то есть самоосознанию, суицид является либо шалостью, либо приключением. Ведь глубинные человеческие вопросы «Кто я? Откуда я? Зачем я?» мало кто задает себе в 10 лет. Но вот ответы на эти вопросы в 16-17 лет уже могут привести к суициду, и тут мы уже переходим к тем причинам, которые перечислили вы.


В психологии все мотивации принято делить на две большие группы. Все, что мы совершаем в мире, мы делаем по двум механизмам: либо от чего-то, либо для чего-то. Таким образом, и суицид может быть сделан либо от чего-то, чтобы что-то прекратить, скажем, прекратить ситуацию невыносимых страданий; а может быть сделан для чего-то – например, чтобы посмотреть, что там за гробом – раз; пытаться доказать, как инженер Кириллов романе «Бесы», что человек свободен – два, наконец, возможность взять и уйти без всяких оправданий, без всяких причин – просто потому, что так захотелось, ни перед кем ни расшаркиваясь. То есть, суицид может быть эмоциональным, может быть мировоззренческим, а может быть просто как «ловля кайфа».

– По последней статистике, у примерно 30% молодых людей были суицидальные мысли. Можно ли сказать, что мы наблюдаем битву за человеческую душу, которая может быть выиграна, если человек преодолевает суицидальные мысли, и проиграна, если он им поддается, что происходит, если в его жизни нет духовного наполнения, если человек лишен каких-либо знаний о Боге или сам закрыл свою жизнь от Бога?

Несомненно. Но я бы усложнил этот вопрос. Что есть суицидальные мысли, и всегда ли это плохо? Если под суицидальными мыслями понимать вопрос «А не прекратить ли мне эту мучительную маетную, суетную, полную неудобств жизнь?» и всякий раз давать на него позитивный ответ и выбирать жизнь – то это есть признак духовного роста и духовного бодрствования. Поэтому само по себе возникновения суицидальных мыслей для меня как психолога, психиатра, психотерапевта не является признаком патологии, а скорее признаком высоких духовных задатков в человеке. А способность всякий раз отвечать «Да» на вопрос «стоит ли мне жить?» - отвечать убедительно, позитивно, творчески, является для меня вообще поводом любоваться таким человеком. Потому что не задаваться вопросом – это удел автомата; удел человека – думать и сомневаться.

По «Добротолюбию» насчитывается восемь основных страстей. Сейчас мы, зная термины психотерапии, делаем усилия осмыслить их по совпадению с основными типами личностного устройства, типами патохарактерологии. Каждая из страстей: чревоугодие, гнев, сребролюбие и т.д. - доведенная до своего конца, приводит к самодеструкции, к разрушению человека. И человек, не вооруженный хотя бы элементарными знаниями о внутренней борьбе, о внутренней духовной брани, конечно, абсолютно уязвим и легко может попасться на обманку: «исчезло солнышко – и это уже призыв к тому, чтобы и меня не было».
Мы еще не рассмотрели тот факт, что суицид является коммуникацией. Ведь суицид может быть своего рода сообщением, привлечением внимания, потому что в современном обществе культ эгоизма, культ успешности, культ состоятельности, культ крутизны: тебя надо замечать, только тогда ты молод, красив, силен, богат, успешен. И общество дальтонично относительно того, кто выпадает из ценностей успеха. И тогда до человека докричаться возможно, только обратив на себя внимание, сказав, «а надо ли мне жить?». И на это надо обратить внимание.

Первая функция суицидальных мыслей – это, конечно, SOS: «Ребята, мне плохо. Ребята, я хочу отсоединиться от вас. Вы как живущие находите в этом смысл, и вам в своей компании хорошо. А мне – плохо, потому что вы не берете меня в свою компанию, вы меня отвергаете. Мне совсем уйти или вы меня все-таки примете?»

– В каждом человеке заложен сильнейший механизм самосохранения, человек всегда стремится сберечь свою жизнь. Если этот механизм оказывается преодолен, то нет ли в этом какого- то элемента болезненности? И если находится некая внутренняя сила, позволяющая преодолеть самосохранение– не значит ли это, что внутри что-то серьезно нарушено есть внутренняя болезнь, некая червоточина, пусть даже человек и не является сумасшедшим и невменяемым?

– Давайте поясним: когда мы говорим «человек» и употребляем по отношению к нему слово «механизм», пусть даже механизм самосохранения, это является некой редукцией богоподобия человеческого существа к биологической особи. Инстинкт самосохранения заложен в биологическую особь, животную часть человека. Мы же наполовину телесные, наполовину духовные. И я скажу, что люди, как правило, телесные и менее духовные меньше подвержены суицидальной угрозе.

Суицид – это дело чисто человеческое. До сих пор среди этологов (1), среди социологов обсуждается вопрос: есть ли суицид в природе или он является прерогативой человеческого существования? И некоторые ученые утверждают, что вообще способность совершить суицид есть только у человека именно в силу того, что он не биологичен, его поведение не детерминировано стремлением сохранить себя как особь, он может принести себя в жертву своим взглядам, какими бы порочными они ни были.
Поэтому, может быть, я скажу ужасную вещь, но суицид говорит о нашей человеческой природе, и чем более человек потенциально духовно одарен, тем более он склонен и к возможности этого. Заурядности и простые люди «от земли» не помышляют об этом – они пьют пиво, они купаются, они загорают, они наслаждаются. А к суициду ведет осознание себя не животным, а человеком.

Дальше сложнее: осознание себя человеком вступает в конфликт с возрастной, страстной или патологической неготовностью к принятию на себя бремени быть человеком, ответственности быть человеком, ответственности как благодарности. Не зря еще со времен Ветхого завета первая заповедь: «возлюби Бога». У аборигена, который впервые открыл Ветхий завет, возникает вопрос «почему, за что благодарить?». И если задаться этим вопросом, на него приходит только один вариант ответа: «За то, что ты есть». Он есть – и ты есть. Вот факт своего бытия, принятый с благодарностью, является фундаментальным условием плодотворного бытия человека, благодарного бытия человека, бытия человека вообще. Быть человеком – здоровым человеком, психологически, душевно и духовно – означает иметь в себе благодарность и выражать её согласно заповедям, чтя Бога, который обусловил твое бытие. Быть здоровым – это быть благодарным только за одно – за то, что ты существуешь, дышишь, за то, что ты есть. Не за то, что ты богат, красив, умен, много денег – а просто за факт бытия. И вот когда что-то ломается в человеке и им овладевает какая-то страсть (я имею в виду страсть в святоотеческом понимании, как искажение духовно-нравственного строя всей личности), то это и приводит к самоубийству. Итак, природа суицида не биологична, а духовна, поэтому она достойна рассмотрения именно с духовных позиций.

– Можно ли утверждать, что суицид бывает«заразен»? Ведь обычно суициды, казалось бы, не вызваны явным влиянием извне. А с другой стороны, есть Интернет-сайты с описанием способов самоубийства, есть готы с кладбищенским культом…

– Такой сложный вопрос я парирую контрвопросом: наркомания заразна? Игромания заразна? Вроде бы нет, а с другой стороны – да. Ведь человек – существо по природе общественное и по природе идентифицирует себя со средой. Когда мы говорим о молодежи, становление человека осуществляется двумя стратегиями – противопоставлением себя чему-то (как правило, старшему поколению, устаревшим ценностям) и идентификация себя с чем-то, что неприемлемо для взрослого окружения. И вот он попадает в среду, которая позиционирует себя в качестве протеста как не дорожащая жизнью: «Если для вас, стариков, жизнь есть высшая ценность, то для нас она никакая не ценность». И за право принадлежать этой среде он расплачивается своей склонностью к тому, чтобы следовать идеологии данной среды. Если в данной среде суицид рассматривается с интересом, с одобрением, с сочувствием, с состраданием – то, естественно, порог сопротивления суициду будет значительно снижен. Вот влияние среды, в которую попадает человек. По сути, это уже социальный и культурный вопрос.

– Да, молодые люди подвержены влиянию среды. Но ведь молодость – еще и время планов, радости, время, когда вся жизнь впереди…

Во второй половине XX века, то есть с тех времен, когда появилась молодежная субкультура, стал появляться культ юности. Отец Александр Шмеман в своих дневниках пишет, что время 70-х – 80х годов в современной ему Америке характеризовалось культом молодежи, что лучшим временем считалось время принципиальной незрелости, полной безответственности, житья исходя из собственных драйвов. Юность это самая золотая пора, молодежь - привилегированный класс, а те, молодость которых уже позади, должны смотреть на молодых с восхищением или стремиться как-то удержать свою молодость. Этот культ юности с девизом «Живи сейчас, а не размазывай все по жизни», провозглашенным, как мне помнится, певицей Дженис Джоплин - совершенно нездоровое, я бы даже сказал антихристианское, антитрадиционное явление последнего времени.

Во всех традиционных обществах почитается зрелость, мудрость – пусть даже юная мудрость, но мудрость как ответственность, как возможность отвечать за свои поступки, а не говорить «А вот я сделал это, потому что это Я, и все». А культ молодости связан с приверженностью к экстриму, легкости, бездумности. Обычно, это абсолютная безответственность, окрашенная драматическим пылом. Все эти «эмо» и «готы» – если довести их идеологию до конца, мы, по сути дела, придем к восхвалению суицида. Скажем, если для зрелого человека возможность контроля над эмоциями является неотъемлемой чертой, то эмо приветствуют открытость своих эмоций, у них отсутствие контроля над эмоциями, распространенное в бесконечность, приводит как раз к тому, что «если мне так плохо, то что мне делать в этом ужасном-ужасном мире? Пойду-ка я отсюда, привет-привет, друзья». Готический культ с его тематикой сам за себя говорит. Поэтому субкультура с превозношением молодого возраста является питательной средой для суицида – это еще отцом Александром Шмеманом замечено.

– Литература по психологии свидетельствует о том, что суицид редко бывает совсем спонтанным, так или иначе, человека посещают мысли о самоубийстве, и некоторые намеки о своем состоянии он сделать может. Вопрос в том, как распознать эти намеки, как их увидеть, пока не произошло страшное?

– Не надо пользоваться телескопом, очками – достаточно просто открыть глаза. Суицидент довольно четко озвучивает свое намерение хоть кому-то, хоть одной личности. Обычно если об этом говорится, то говорится довольно определенно. И тут важно понять, что это – ведь это может быть просто кокетство, просто попытка привлечь внимание – как у того мальчишки, который кричал «Волки! Волки!» просто потому, что ему стало скучно.

Поэтому тут скорее вопрос, как отличить истинный и игривый момент. Но даже игривый момент все равно плох и недопустим. Поэтому одна из задач профилактики суицидов – их деромантизация и внедрение в общественной морали мнения того, что это позорно и безобразно. Есть известная техника лечения суицида, когда описывается результат: «Да, милочка, а ты представь себе, как под тобою лужа мочи и кала растечется». Какая девчонка будет после этого вешаться? «Представь себе, как неаппетитно ты будешь выглядеть кучкой костей с волосами на тротуаре после падения с 14-го этажа! Тебя будет противно соскребать». Иногда именно намеренное возвращение человека к неэстетичности, разоблачение эстетики суицида очень хорошо действует!

– Согласно статистике, подросткам в большей части случаев самоубийство совершить не удается. Наглотавшись таблеток или порезав вены, они прибегают к врачу (либо им вызывают «скорую помощь»), и их успевают спасти. Значит, сила самосохранения пересиливает суицидальные намерения?

– А я сомневаюсь, что в таких случаях вообще были намерения совершить суицид. Даже в моей практике есть люди, которые говорят, что наложат на себя руки, потом они глотают таблетки или наносят себе глубокие порезы или демонстративно высовываются в окно, но на самом деле не имеют намерения уйти из жизни, это просто игра на публику. Это скорее сопоставимо с часто проявляющимися сейчас практиками нанесения шрамов, татуировок, всяких проколов и пирсинга. По сути дела, это самодеструкция, идущая от примитивных культур. Надо понимать, что хотя в обществе это почему-то считается приемлемым, по сути, это глубоко чуждо христианству, а тем более православию, не одобряющему никакую деструкцию, в том числе стигматы. Православие – это религия целостности, здоровья.

Кроме того, еще существует суицид исследователя, суицид от скуки. Суицид сродни , когда человеку нужен азарт. И он свойственен не столько молодым, сколько .

– Очень важный момент - осознание состояния ребенка, вообще каждого родного нам человека. Если мы поняли, что у кого-то из наших близких есть внутреннее неблагополучие, то как определить, есть ли риск суицида? Можно ли это распознать, даже если человек об этом ничего не говорит? Могут ли какие-то признаки в поведении насторожить?

Запомним - несоответствие между стремлением человека что-то выразить и минимумом информации, который он готов сообщить, является серьезным поводом насторожиться.

– Если ситуация развивается дальше и имеет вид некоего шантажа: «Если ты…, то я тогда…», как отличить: это кокетство и желание пошантажировать или это настоящая беда и надо идти к врачу, к психологу? Либо можно просто сказать: «Все это глупость, не бери в голову, иди, занимайся своими делами»?

– Реально может насторожить детализация намерений, когда человек начинает подыскивать способ, а не просто говорить: «Я уйду, меня не будет». Когда он стал выбирать технологию, когда включилось уже программа поиска конкретного варианта ухода из жизни – это уже серьезный сигнал. Если человек говорит о веревке, забирается на 14 – 18 этажи зданий. Потому что редко бывает, чтобы такие действия совершались просто так. Когда есть такие предварительные сигналы, то необходимо немедленно принимать меры.

– А если такого еще не произошло? Вот реальная история: старшеклассник шантажировал мать, требовал одно, другое, и говорил, что иначе повесится. Выпросил компьютер. Когда потребовал подключить компьютер к интернету, мать отказалась, сказав что не в состоянии этого сделать сама и предложила решить этот вопрос с отчимом. Когда она через 15 минут вышла из ванной, то увидела, что ребенок повесился в дверном проеме своей комнаты. Какая здесь была сделана ошибка? Или это совершенно непредсказуемо?

– Тут дело совершенно не в ребенке, здесь речь идет о диагнозе для всей семьи. В большинстве здоровых семей такое произойти вообще не может. Видимо, мать в своих отношениях с ушедшим отцом или с отчимом дала понять, что существуют такие способы достижения своей цели, как насилие и шантаж. Потому что ребенок обычно сам до этого не додумывается, а если он додумывается на ранних стадиях (3–4 года), то скорее пробует сначала ударить маму, ущипнуть, и только потом начнет соображать, что ей будет еще больнее, если он что-то сделает с собой. И если все это принималось, если в семью вошла возможность достижения целей путем насилия - физического, эмоционального или угрозы насилия - тогда уже запустилась программа, что это разрешено, это работает, это допустимо…

– Очень частое явление, когда молодому человеку, только вступающему в жизнь, ничего не интересно, у него постоянное , которое может сопровождаться эпатажем, а может быть просто унылым прозябанием, приводящим к пьянству, наркотикам и, может быть, суициду. Что делать родным? Стараться показать, что можно быть благодарным, что можно радоваться?

Если человек тебе действительно небезразличен: ты его родитель, или ты его брат, или ты с ним в одном приходе, то прежде всего следует начинать с того, чтобы идентифицироваться с ним, не «приподнимать» для начала его до себя, а побыть вместе с ним. Христос, прежде чем воскреснуть, спустился во ад. И для того, чтобы помочь кому-то реально, нужно спуститься в его страдания, и только оттуда начинать восхождение. Поэтому, для начала, человек, который хочет помочь такому , унылому, угрюмому, не интересующемуся ничем человеку, должен разделить с ним его угрюмость, причем реально – побыть с ним, поскучать с ним…

Если ты реально хочешь помочь человеку, ты побудь вместе с ним в его персональном аду и почувствуй, что он там видит, и тогда вместе с ним поищи какие-то просветы, что могло бы тебя и его заинтересовать. Пусть это будет для начала что-то простое, не являющееся высокой духовной ценностью, но с этим уже дальше можно работать, человек перестает быть глухим.

– Вопрос-то в том, что подросток или молодой человек с одной стороны, хочет что-то сказать, а с другой – очень часто отгораживается от людей, не идет на контакт, который бы позволил кому-то оказаться с ними рядом…Он окружает себя некой сферой, держит расстояние.

Конечно. Это беда, беда взрослых, это беда нас, родителей, что порой своими назиданиями мы уже воспитали аллергию на себя, что в нас они видят только «регуляторов» жизни, только «предписывателей», «указателей» и «рекомендателей» – и это в лучшем случае, а в худшем – просто безразличных чужих людей. Никогда не вредит с человеком посидеть сорок минут в одиночестве вместо того, чтобы сходить в кино. Побыть вдвоем в тишине и помолчать оказывается жутко сложно! Ни у кого из нас не находится времени побыть со своим ребенком, когда он ничего не делает. Мы стараемся его быстро чем-то занять и говорим: «Ну-ка сделай это, я в твои годы был вот таким, а ты вот, посмотри, какой» - то есть, мы начинаем предлагать некие заменители внутренней работы, которые для него неубедительны. Потому что учить и выводить из таких состояний, по сути, имеет право тот, кто их сам испытал и нашел выход. Если родители этого делать не умеют – это беда родителей.

Если же родители уже испортили отношения до той степени, что они не являются для ребенка дорогими, милыми, не дают базовой теплоты, фундаментального неравнодушия – тогда этим приходится заниматься друзьям. Дай Бог, чтобы они оказались настоящими друзьями, а не стали бы взаимно обмениваться отрицательными впечатлениями: «Тебе плохо? О, а мне еще хуже! (и в ответ еще больше эпатажа и драматизма)». И между друзьями начинается игра – кто кого переплюнет в гадливом отношении к жизни.

– Передо мной текст, написанной 18-летней девушкой из культурной семьи в своем Интернет-дневнике. Начиная со слов о хорошей летней погоде, девушка перечисляет массу собственных проблем от «я могу встать и упасть в обморок» и «я кричу по ночам» до «у меня чудовищные проблемы с общением вне сети» и «я никого не люблю», причем сдабривая все это изрядным числом нецензурных слов. Впечатление чудовищное. Можно ли сказать, что делать, как предотвратить сползание человека в группу риска?

Да, по такому тексту мы можем кое-что сказать об этом человеке. Прежде всего, он находится в ситуации страдания, которая является для него неразрешимой; при этом он намеренно растравляет свои раны, усугубляет свои страдания, привнося в жизнь постоянное переживание контраста: «вот лето, чудесно, замечательно, а у меня всё плохо». Причем человек принципиально не ищет выхода. Здесь нет и намека: «а может быть, мне что-то сделать?», «А может быть, мне что-то изменить?» То есть, нет никакого конструктива, кроме одного: озвучивания всего этого. Такая позиция свидетельствует о том, что человека не слышат, что ему одиноко, что он ищет помощи.

И поэтому для начала человека надо услышать, надо установить контакт с ним в его поле: дать ему понять, что его message достиг цели. Поэтому, приди ко мне этот человек на личный прием с таким же набором жалоб и с такой же лексикой, я бы сказал: «Понятно, чего ты не хочешь, девочка. Я не понял, что ты хочешь?»

И если убрать её с пути «как все плохо» на линию «чего я могу хотеть?», «куда идти?» и помочь избавиться от физических проблем с бессонницей, то все окажется не так уж плохо.

Далее, надо постараться дать понять, что хотя в жизни очень много гадости, но в жизни есть и место радости, есть условие, при котором ты скажешь «спасибо» жизни, судьбе, промыслу, Богу, родителям – одним словом, благодарность тому, что ты есть, что ты родилась. Надо сделать так, чтобы она прониклась тем, что для чего-то нужно и это лето, и она, и институт, и здоровье…

И с другой стороны – человеку надо помочь хоть что-то захотеть. То есть от «Пошли вы все на фиг, мне плохо!» перейти к «А что сделать, чтобы было хорошо?». И тогда уже можно начинать выправлять ценности человека, думать, к чему можно стремиться.

Множество проблем растворится само собой, когда человек будет что-то делать, как мы говорили, не от чего-то, а для чего-то. И вот тогда мы поможем этой девчонке и вытащим ее.

– К сожалению, сейчас очень типична ситуация, когда родители и подросшие дети начинают жить в разных мирах, соприкасаются лишь за столом, в каких-то домашних делах и не более. В остальном же, ребенок живет совершенно своей жизнью. Каковы здесь самые типичные ошибки, совершаемые родителями?

Тут абсолютно четко работает евангельская истина: смерть вообще и суицид в частности побеждается только одним – любовью, именно родительской любовью. И беда в том, что нас не учат или мы сами не знаем, не прислушиваемся к тому, как правильно любить детей. Потому что любить можно совершенно по-разному.

Любить можно удушающе и капризно: у меня есть сорокалетние пациентки, которые каждый час должны отзваниваться маме, где они находятся, потому что мама чуть что угрожает: «Дочка, я так волнуюсь, что у меня разорвется сердце, если ты мне не позвонишь и не будешь дома ровно через 43 минуты после того, как закончится твой рабочий день». Это злоупотребление, это насилие, это подлинной родительской любви.

Другое искажение – замена сопричастности баловством, т.е. «возьми все, что хочешь, а только душевно от нас отстань. Дай нам пожить для себя, мы живем хорошо, а ты делай вид, что ты счастлив. Что тебе нужно для этого? Приставку игровую? Ладно, подожди, к Новому году купим, учись пока хорошо». И вместо любви получается торговля и полная духовная глухота.

Итак, самое плохое, что мы можем сделать – это начать предписывать и указывать либо откупаться, будучи на деле разделенными и равнодушными.

По сути дела, все мы должны учиться любви, потому что любящий не совершает самоубийства и не умирает. И не надо напоминать про Ромео и Джульетту.

– Мы рассмотрели разные этапы духовной брани, приводящей к самоубийству. Что делать, если мы уже знаем, что родной нам человек замыслил самоубийство, что он сейчас где-то находится один и в любой момент может покончить с собой, но мы сможем с ним связаться, скажем, по телефону. Что мы ему скажем?

Если бы близкий мне человек по каким-то причинам – из-за болезни или из-за отчаяния – находился в таком состоянии, я бы удержал его словами «Я хочу быть с тобой. Подожди меня». Здесь требуется снять первичный порыв, нужно выиграть время, для того, чтобы человек пришел в себя. И второе – я уверен, что человек, который может опереться на чью-то любовь, который действительно знает сладость любви - такой, какая она есть - любви как принятия, как неравнодушия, как знания, что кому-то будет очень больно, если он уйдет из жизни - он не переступит через любовь, не уйдет.

На одном Интернет-форуме была история, когда суицид начался буквально в прямом эфире. Каждый говорил свое: «Где ты?» или «Не делай этого!» или даже «А слабо ли тебе сделать это?», но никто не сказал «Мы вместе», никто не попытался солидаризоваться с ним и не сказал «Я тебя люблю». И человек никому не поверил и ушел.

Любое наше психологическое намерение должно быть сформулировано позитивно. Вместо «Не делай этого» надо было говорить «Сделай что-то другое», нацелить человека на действие – иди, спроси, или иди, накорми бабушку, иди, что-то другое сделай, что действительно нужно. Потом вернешься, если тебе это так надо. А мы говорим: «Ой, постой, остановись, только не это, только не делай…» И это «не» работает хуже, чем если бы мы нашли любую, пусть даже самую странную, альтернативу.

В любом случае задача близких – вывести человека из этого состояния отчаяния в состояние действия?

Да, но только не в виде указаний: «Учись! Зарабатывай деньги! Делай карьеру! Добивайся успеха!», а виде сопричастности. Любая сопричастность человеку имеет в основе любовь. Для себя понятие любви я формулирую очень просто – это радость за бытие другого человека. Если ты счастлив, что этот человек есть на свете – значит, ты его любишь, и нужно для начала порадоваться тому, что этот человек есть и передать ему эту радость.




Top