Смысл имен в пьесе вишневый сад. Смысл названия пьесы А

Тема уходящих в прошлое идиллически прекрасных «дворянских гнезд» встречается в творчестве разных представителей русской культуры. В литературе к ней обращались Тургенев и Бунин, в изобразительном искусстве – Борисов-Мусатов. Но только Чехову удалось создать такой емкий, обобщенный образ, каким стал описанный им сад.

О необыкновенной красоте цветущего вишневого сада говорится уже в самом начале пьесы. Один из его хозяев Гаев сообщает, что сад упоминается даже в «Энциклопедическом словаре». Для Любови Андреевны Раневской вишневый сад связан с воспоминаниями , об ушедшей молодости, о времени, когда она была так безмятежно счастлива. В то же время, вишневый сад – это и хозяйственная основа имения, некогда связанная со страданиями крепостного крестьянства.

«Вся Россия – наш сад»

Постепенно становится очевидным, что вишневый сад для Чехова – это воплощение всей России, оказавшейся на историческом переломе. На протяжении всего действия пьесы решается вопрос: кто же станет хозяином вишневого сада? Сумеют ли сохранить его Раневская и Гаев как представители старинной дворянской культуры или он попадет в руки Лопахина – капиталиста новой формации, который видит в нем лишь источник дохода?

Раневская и Гаев любят свою усадьбу и вишневый сад, но они совершенно не приспособлены к жизни и не могут ничего изменить. Единственный человек, который пытается помочь им спасти продающуюся за долги усадьбу, – это богатый купец Ермолай Лопахин, чьи отец и дед были крепостными. Но Лопахин не замечает красоты вишневого сада. Он предлагает вырубить его и сдавать освободившиеся участки в аренду дачникам. В конечном итоге, именно Лопахин становится хозяином сада, и в финале пьесы слышится звук топора, безжалостно вырубающего вишневые деревья.

Среди персонажей чеховской пьесы есть и представители молодого поколения – это дочь Раневской Аня и «вечный студент» Петя Трофимов. Они полны сил и , но им нет дела до судьбы вишневого сада. Ими движут другие, абстрактные идеи о преобразовании мира и счастье всего человечества. Однако за красивыми фразами Пети Трофимова, как и за пышными разглагольствованиями Гаева, не стоит никакой конкретной деятельности.

Название пьесы Чехова исполнено символики. Вишневый сад – это вся Россия в переломную эпоху. Автор задумывается о том, какая судьба ожидает ее в будущем.

Видео по теме

Источники:

  • Сочинения по произведению Чехова "Вишневый сад

Обычно жанр того или иного произведения определить бывает достаточно просто при прочтении. Сложности возникают, когда сам автор дает своему творению оценку, которая не вяжется с впечатлением, производимым на читателя. Примером может служить пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», которую автор назвал комедией.

Можно ли назвать «Вишневый сад» трагедией?

Большинство современников Антона Павловича Чехова восприняли «Вишневый сад» как трагическое произведение. Как же тогда понимать самого автора пьесы, который называл это произведение комедией и даже фарсом? Можно ли однозначно утверждать, что нашумевшая в свое время может быть однозначно отнесена к определенному жанру?

Ответ можно поискать в определениях разных жанров литературы. Считается, что трагедию можно охарактеризовать следующими особенностями: она отличается особенным состоянием обстановки и внутреннего мира героев, ей свойственны терзания и неразрешимый конфликт между главным действующим лицом и окружающим его миром. Очень часто трагедию венчает плачевный , например, трагическая смерть героя или полный крах его идеалов.

В этом смысле пьесу Чехова нельзя считать трагедией в чистом виде. Герои произведения не годятся на роль трагических персонажей, хотя их внутренний мир сложен и противоречив. Однако в пьесе при описаниях героев, их размышлений и действий то и дело проскальзывает легкая ирония, с которой Чехов относится к их недостаткам. Общее состояние мира, в котором находятся пьесы, конечно, можно назвать переломным, но в нем нет ничего по- трагического.

Комедия с привкусом драмы

Исследователи творчества Чехова сходятся во мнении, что большинство его комедий отличаются неоднозначностью и своеобразием. К примеру, пьеса «Чайка», которую также отнес к комедиям, в большей степени напоминает драму, в которой речь идет о сломленных судьбах людей. Иногда создается ощущение, что Чехов намеренно вводит своего читателя в заблуждение.

Можно предположить, что писатель, называя свои пьесы комедиями, вкладывал в этот этого жанра другой смысл. Речь, возможно, идет об ироническом отношении к течению человеческих судеб, которое наполнено желанием не посмешить публику, а заставить ее задуматься. В итоге читатель и зритель мог сам определить свою позицию по отношению к действию пьесы, которое временами противоречило заявленному жанру.

С этой точки зрения «Вишневый сад» – произведение с «двойным дном». Его можно назвать пьесой с двусторонней эмоциональной окраской. Воспоминания о трагических страницах героев переплетаются здесь с выраженными фарсовыми , например, с досадными промахами Епиходова или неуместными замечаниями Гаева, которые и в самом деле выглядят комично на фоне , разворачивающейся вокруг вишневого сада, ставшего символом уходящей в прошлое дворянской России.

Написанием сочинений по художественному произведению заканчивается система уроков по творчеству любого выдающегося писателя. Последнюю пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад» изучают в 10 классе средней школы. Этим произведением автор как бы подытожил устойчивую тему русской литературы второй половины XIX века – судьба дворянских гнезд. Авторский замысел произведения сложно воспринимается школьниками, еще большую трудность представляет для них создание сочинения.

Инструкция

Начинайте работу над сочинением с краткого анализа прочитанного текста пьесы. Для этого письменно ответьте на вопросы:
В чем состоит жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад»?
Каковы отличия в организации сюжета пьесы от традиционной драмы?
Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей?
Какие приемы использует Чехов в создании характеров своих героев?
Какими средствами создается подтекст в произведении?
Какие образы-символы можно найти в пьесе?

Соотнесите полученный материал с предложенными темами сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше всего разобрались и сможете выразить свои мысли.

После выбора темы приступайте к составлению развернутого плана. Записанный материал поможет вам озаглавить каждый пункт плана и «выстроить» логику рассуждения.

Прежде чем начать написание сочинения, выявите основную идею своей творческой работы. Раскрытие выбранной темы должно привести к ее изложению в заключении. Определение главной мысли необходимо, чтобы не потерять «нить» рассуждения от начала речевого произведения до его завершения. Например, раскрытие темы «Жанровое своеобразие пьесы Чехова» может привести вас к такой идее: «Характерной особенностью чеховского произведения является тесное переплетение драматического и комического начал, поэтому рядом с трагизмом переживаний героев активно сосуществует легкомысленный водевиль и грубый фарс».

Композиционное построение сочинения является традиционным: вступление, основная часть, заключение. Отсутствие одного из структурных элементов рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Изложите во вступительной части общие сведения о той проблеме, которая, по вашему мнению, стоит за выбранной темой. Например, в начале сочинения по теме «Приемы создания характеров в пьесе Чехова» вы можете рассказать о новаторстве автора в организации драматического действия и его отказе от деления персонажей на главные и второстепенные.

Источниками для написания основной части могут явиться ваши письменные ответы и критические статьи известных литературоведов. Избегайте подробного пересказа сюжета произведения, изложения сведений, не имеющих отношения к теме. Если вы пишете, например, о понятии «комического» в пьесе «Вишневый сад», отметьте его проявление в произведении: рассмотрите характеры Епиходова, Симеонова-Пищика; проанализируйте прием пародийного снижения сюжетных ходов в сценах рокового аукциона и фокусов Шарлотты; приведите в

Уяснить авторскую позицию в последней пьесе а. П. Чехова; сформировать у учащихся дальнейшее представление о специфике драмы как явлении искусства, о своеобразии драматургического таланта а. П. Чехова; освоить на новом для учащихся уровне понятие «символ» в сопоставлении с понятиями «образ» и «аллегория»; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей. учебник, текст пьесы, иллюстрации к пьесе, литературоведческий словарь.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; дают собственную оценку героям; раскрывают идейный смысл пьесы; отмечают жанровое своеобразие чеховской драмы; приводят примеры; выделяют в тексте изученной драмы фрагменты, содержащие психологический подтекст. Форма проведения: урок-беседа. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Слушание нескольких творческих работ (см. задание предыдущего урока) Предполагаемые ответы Гаев.

Став служащим в банке, попытается изменить свою прежнюю жизнь, начнёт трудиться. Но работа покажется ему наказанием (нужно рано вставать, выполнять чужие поручения). Поработает он недолго - выгонят за безответственность. После чего Гаев осознает свою беспомощность, поймёт, что не способен ни к чему, продаст оставшиеся вещи, чтобы купить билет в Париж.

Но денег ему не хватит. Поставит всё на кон в бильярд: если проиграет - напьётся, застрелится или повесится. Выиграет - поедет в Париж, где встретится с Раневской. Её к этому времени окончательно обберёт, а затем бросит любовник, после чего она поселится в маленькой квартирке, за которую платить будут очень близкие «друзья». При встрече с братом расскажет, как они её любят, и как она любит их; затем расплывётся в нежной улыбке, а потом зарыдает, уже искренними слезами, от безысходности (ведь работать - это так пошло, простите). Посмотрит на её жизнь Гаев, вспомнит, что было раньше.

Покажется ему прошлое красивым сном, но очень неясным. Подумает о будущем, задавшись вопросом: «а есть ли оно? » Напьётся, застрелится, или повесится: «Дуплет в угол… Круазе в середину!

» Лопахин. У Ермолая Алексеевича всё будет хорошо. Срубит вишнёвый сад, отдаст землю под дачи и заработает на этом состояние.

Он будет гордиться тем, что изменил жизнь, уничтожил прошлое. Лопахин станет примером того, как крестьянин благодаря своему трудолюбию и деловитости сумел стать крупным землевладельцем, начал управлять на своей земле не хуже, а может, и лучше любого помещика. Ермолай Алексеевич будет рад тому, что сможет изничтожить прошлое, но он так и не поймёт, к чему это может привести.

Станет строить в мечтах своих будущее (и много к тому времени появится таких лопахиных). Но однажды перед смертью приснится ему сон о том, как огромный великан-человек будет рубить топором всё, что попадётся ему под руку, пока не очистит землю для строительства будущего. Потом посмотрит и поймёт, что строить уже некому, не для кого, и неизвестно, что нужно строить. Закружится голова от высоты, упадёт великан-человек и увидит корни, вымытые кровью. III.

Постановка цели и задач урока . Мотивация учебной деятельности Учитель. По воспоминаниям К.

С. Станиславского, а. чехов однажды сообщил ему, что нашёл чудесное название для пьесы - «Вишнёвый сад»: «Из этого я понимал только, что речь шла о чём-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса антона Павловича». через несколько дней чехов объявил Станиславскому: «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад». «антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный… «ё» в слове вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе.

На этот раз я понял тонкость: - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. такой сад нужен и теперь.

Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов.

Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого». Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад - образ и персонаж, сад - время и сад - символическое пространство. Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизированный а. П. чеховым и идеализированный связанными с ним действующими лицами) сад, вне сомнений,- один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов.

IV. Работа над темой урока 1. Беседа ♦ Как образ вишнёвого сада пронизывает все действия пьесы? ♦ Найдите описания вишнёвого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? ♦ можно ли сказать, что вишнёвый сад - центральный персонаж?

почему? ♦ В чём его символичность?

♦ Как с образом вишнёвого сада связаны герои пьесы? ♦ «раневская - сад в прошлом. лопахин - в настоящем. Петя трофимов - в прекрасном будущем» (З. Паперный).

Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату? 2. Коллективная работа над понятиями «символ» и «подтекст» С привлечением справочной литературы (литературоведческого Словаря) и с опорой на ранее изученный материал (Запись в тетрадях.) Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием ♦ В чём проявляется взаимосвязь понятий символ - аллегория? (Перевод образа в иносказательный план) ♦ В чём состоит принципиальное отличие этих понятий? (Тяготение аллегории к однозначности, многозначность символа) ♦ Выразите мысль, вставив в предложение с пропусками слова «символ» и «аллегория»: «В <…

> (аллегории) <…> единичное привлечено для наглядного показа общности, а в <…

> (символе) <… > наглядная картина иллюстрирует какую-либо общность» (А. Ф. Лосев). ♦ В связи с этим вспомните пьесу а.

Н. Островского «Гроза». Какова символика центрального образа, вынесенного в название драмы? (Гроза как тирания, как возмездие, как освобождение и как очищение, «благодать».

) ♦ Назовите центральный образ-символ пьесы а. П. чехова «Вишнёвый сад» и дайте максимальное количество его интерпретаций, обосновав все трактовки. 3. Слово учителя Комментарий. работа учащихся заключается в доказательстве тезисов, данных учителем, в подборе соответствующих примеров, в оформлении лаконичных, схематичных записей по ходу объяснения учителя.

Чеховское определение жанра пьесы имеет символический подтекст. Слово «комедия» может быть понято в бальзаковском смысле слова: «человеческая комедия». Комедия - панорама жизни. Обобщённо-символический подтекст заложен в системе образов: ♦ представлены все основные сословия, три поколения; ♦ герои делятся на «людей фразы» и «людей дела», вычленяются в системе образов «жертвы и хищники, несчастные и счастливые»; ♦ все герои так или иначе могут быть названы «недотёпами». В пьесе есть система символических противопоставлений (мечта - реальность, счастье - беда, прошлое - будущее). В речи героев встречаются традиционные символы, слова-эмблемы.

(Трофимов: «Мы идём неудержимо к яркой звезде».) Авторские ремарки порой переводят действие в условный план. (Петя завораживает Аню громкими словами, которые исполнены ве рой в прекрасное будущее: «Я предчувствую счастье…, я уже вижу его…» В авторской ремарке не случайно упоминается Епиходов, который «играет на гитаре ту же грустную песню». Так проявляется авторское сомнение в справедливости предчувствий Пети.

) Сюжетные повороты в пьесе а. П. чехова часто приобретают символический подтекст. (Финал пьесы. Вина за трагическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных героев пьесы.

) V. Рефлексия . Подведение итогов урока 1. обобщающая беседа ♦ Определите хронологические рамки действия пьесы. В чём состоит особенность пространственно-временной организации «Вишнёвого сада»? ♦ Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей? ♦ В чём, на ваш взгляд, внутренний конфликт пьесы?

♦ Драмой или комедией представляется вам пьеса а. П. чехова «Вишнёвый сад»? ♦ Кто виновен в гибели «Вишнёвого сада»? ♦ Как влияет окружение раневской, соседство с другими героями пьесы на отношение читателя к драме любови андреевны? ♦ О чём заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Вишнёвый сад» а. П.

чехова? ♦ Каковы ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека?

Изменилось ли что-то в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого? 2. Заключительное слово учителя - Конец жизни чехова пришёлся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. таков неумолимый закон жизни: тот, кто когда-то был молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой - юной и сильной жизни… За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарование в жизни сменяют надежды, ожидание перемен. Пьеса а.

П. чехова «Вишнёвый сад» отражает именно такую переломную эпоху - время, когда старое уже умерло, а новое ещё не родилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла… Кто знает, быть может, это - затишье перед бурей?

Значение пьесы «Вишнёвый сад»

А.И.Ревякин. "Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова"
Сборник статей "Творчество А.П.Чехова", Учпедгиз, Москва, 1956 г.
OCR сайт

9. Значение пьесы «Вишнёвый сад»

«Вишневый сад» заслуженно считается самым глубоким, самым благоуханным из всех драматических произведений Чехова. Здесь ярче, нежели в какой-либо другой пьесе, раскрылись идейные и художественные возможности его обаятельного таланта.
В этой пьесе Чехов дал в основном верную картину предреволюционной действительности. Он показал, что поместное хозяйство, связанное с крепостническими условиями труда, а также и его владельцы являются пережитками прошлого, что власть дворянства несправедлива, что она препятствует дальнейшему развитию жизни.
Чехов противопоставил дворянству буржуазию, как класс жизнедеятельный, но при этом подчеркнул ее грубо эксплуататорскую сущность. Писатель наметил и перспективу будущего, в котором должна отсутствовать и крепостническая, и буржуазная эксплуатация.
Пьеса Чехова, выпукло очертившая контуры прошлого и настоящего России и выразившая мечты о ее будущем, помогала тогдашним зрителям и читателям осознавать окружающую их действительность. Её высокий идейный, патриотический, моральный пафос содействовал и прогрессивному воспитанию читателей и зрителей.
Пьеса «Вишнёвый сад» принадлежит к тем классическим произведениям дооктябрьской литературы, объективное значение которых было много шире писательского замысла. Многие зрители и читатели воспринимали эту комедию, как призыв к революции, к революционному ниспровержению тогдашнего социально-политического режима.
Известный интерес в этом смысле представляют письма к Чехову Виктора Бориковского, студента 3 курса естественного отделения Казанского университета.
«С неделю тому назад, - писал В. Н. Бориковский 19 марта 1904 года, - я услышал в первый раз поставленную здесь на сцене Вашу последнюю пьесу «Вишневый сад». Раньше я не имел возможности достать её и прочесть, точно так же как и предшествующий по времени Ваш рассказ «Невеста». Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, новой жизни, не к мёртвой, все разлагающей и уничтожающей, призыв к деятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе, - и дальше до самого конца пьесы,- я не могу передать Вам этого на словах, но я испытал такое наслаждение, такое счастие, такое неизъяснимое, неисчерпаемое блаженство! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствовавших на спектакле такие сияющие, радостные и весёлые улыбки, такое оживленное, счастливое выражение! Театр был полным полон, подъем духа был громадный, чрезвычайный! Не знаю, как мне и благодарить Вас, как выразить свою сердечную и глубочайшую признательность за то счастье, которое Вы дали мне, ему, им, всему человечеству!» (Рукописный отдел Библиотеки имени В. И. Ленина. Чехов, п. 36, 19/1 - 2).
В этом письме В. Н. Бориковский сообщал Чехову, что он хочет написать о пьесе статью. Но в следующем письме, написанном 20 марта, он уже отказывается от своего намерения, считая, что его статью никто не напечатает, а главное, она может оказаться губительной для автора пьесы.
«В предыдущий раз я, - пишет В. Н. Бориковский,- написал Вам, что хочу напечатать статью о Вашем «Вишневом саде». Немного же подумавши, я пришел к заключению, что это будет совершенно бесполезно, да и неосуществимо, потому что никто, ни один орган не решится поместить мою статью на свои страницы.
...Я понял все, все от первого слова до последнего. Какого же дурака сваляла наша цензура, допустивши к представлению и напечатанию такую вещь! Вся соль в Лопахине и студенте Трофимове. Вы ставите вопрос что называется ребром, прямо, решительно и категорически предлагаете ультиматум в лице этого Лопахина, поднявшегося и сознавшего себя и все окружающие условия жизни, прозревшего и понявшего свою роль во всей этой обстановке. Вопрос этот - тот самый, который ясно сознавал Александр II, когда он в своей речи в Москве накануне освобождения крестьян сказал между прочим: «Лучше освобождение сверху, чем революция снизу». Вы задаете именно этот вопрос: «Сверху или снизу?»...И решаете его в смысле снизу. «Вечный» студент - это собирательное лицо, это все студенчество. Лопахин и студент - это друзья, они идут рука об руку к той яркой звезде, которая горит там... вдали... И еще я мог бы много сказать об этих двух личностях, но все равно, не стоит, Вы сами отлично знаете, кто они, что они, а я, - я тоже знаю. Ну, с меня достаточно и этого. Все лица пьесы суть аллегорические образы, одни вещественные, другие отвлеченные. Аня, например, - это олицетворение свободы, истины, добра, счастья и благоденствия родины, совесть, нравственная поддержка и оплот, благо России, та самая яркая звезда, к которой неудержимо идет человечество. Я понял, кто Раневская, я понял всё, всё. И очень, очень благодарен Вам, дорогой Антон Павлович. Вашу пьесу можно назвать страшной, кровавой драмой, которая не дай бог, если разразится. Как жутко, страшно становится, когда раздаются за сценой глухие удары топора!! Это ужасно, ужасно! Волосы становятся дыбом, мороз по коже!.. Как жалко, что я не видел Вас никогда и никогда не сказал с Вами ни одного слова! Прощайте и простите, дорогой, любимый Антон Павлович!
Вишневый сад - это вся Россия» (Рукописный отдел Библиотеки имени В. И. Ленина. Чехов, п. 36, 19/1 - 2).
В. Бориковский не напрасно упомянул о цензуре. Эта пьеса сильно смущала цензуру. Разрешая ее к постановке и к печати, цензура исключила из речей Трофимова следующие места: «...у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати - по сорока в одной комнате».
«Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так, что ваша мать, вы, дядя уж не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней» (А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем, т. 11, Гослитиздат, стр. 336 - 337, 339).
16 января 1906 года пьеса «Вишневый сад» была запрещена для представления в народных театрах как пьеса, изображающая «в ярких красках вырождение дворянства» («А. П. Чехов». Сборник документов и материалов, Гослитиздат, М., 1947, стр. 267).
Пьеса «Вишнёвый сад», сыгравшая огромную познавательную и воспитательную роль в пору своего появления, не утеряла социально-эстетического значения и в последующее время. Исключительную популярность она приобрела в послеоктябрьскую эпоху. Советские читатели и зрители любят и ценят ее как замечательный художественный документ предреволюционной поры. Им дороги ее идеи свободы, гуманности, патриотизма. Они восхищаются её эстетическими достоинствами. «Вишнёвый сад» - это высокоидейная пьеса, заключающая образы широкого обобщения и яркой индивидуальности. Она отличается глубокой оригинальностью и органическим единством содержания и формы.
Пьеса сохраняет и долго будет сохранять огромное познавательное, воспитательное и эстетическое значение.
«Для нас, драматургов, Чехов всегда был не только близким другом, но и учителем... Многому нас учит Чехов, чего мы ещё никак не можем достигнуть...
Чехов оставил нам эстафету борьбы за светлое будущее» («Советская культура» от 15 июля 1954 г.), - справедливо писал советский драматург Б. С. Ромашов.

“Вишневый сад” Чехова представляет собой сочетание комедии - “местами даже фарса”, как писал сам автор, с нежной и тонкой интригой. Соединение этих двух начал позволяет Чехову неоднозначно оценивать происходящее, давать двойственную, трагическую характеристику героям. Высмеивая их слабости и пороки, автор одновременно сочувствует им. Среди героев “Вишневого сада” нет ни одного чисто комического персонажа. Так, постаревший ребенок Гаев в иные минуты своей сценической жизни вызывает жалость и сострадание. Епиходов не только смешон со своими бесконечными неудачами, он и в самом деле несчастен! Все у него некстати, любовь его отвергнута, самолюбие его постоянно страдает. Персонажей “Вишневого сада” Чехов не делит на положительных и отрицательных, все они одинаково несчастны, одинаково недовольны своей жизнью.
Драму своих героев Чехов видит именно в их повседневной жизни, поэтому главное внимание он уделяет изображению будней, а события отодвигаются на второй план. Сюжет и композиция в пьесе носят чисто внешний, организующий характер. Само событие продажи вишневого сада является неотвратимым. Между Раневской, Гаевым и Лопахиным не возникает конфликта. Раневская и Гаев практически добровольно отказываются от вишневого сада и после его продажи даже чувствуют некоторое облегчение.
“В самом деле, теперь все хорошо, - говорит Гаев. - До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже”. Имение как бы само плывет в руки Лопахину. Петя Трофимов и Аня даже и не пытаются препятствовать этому. Свой “вишневый сад” они видят только в мечтах. Таким образом, Чехов изображает все события в их закономерном развитии, сами эти события не содержат в себе конфликта. Главный же конфликт развивается в душах героев. Он заключается не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве своей жизнью, невозможности соединить мечту и реальность. Поэтому после покупки вишневого сада Лопахин не становится счастливее, он так же, как и остальные герои пьесы, мечтает о том, чтобы скорее “изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.
Особенности конфликта повлекли за собой изменения в изображении драматургических характеров. Герои пьесы выявляют себя не в поступках, направленных к достижению цели, а в переживаниях противоречий бытия. Поэтому в пьесе отсутствует напряженное действие, оно сменяется лирическим раздумьем. Герои “Вишневого сада” не реализуют себя не только в действии, но и в слове. Каждая произнесенная фраза обладает скрытым подтекстом. Возникает так называемое “подводное течение”, несвойственное классической драме. Примером тому может служить следующий диалог героев:

“Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идет...
Аня (задумчиво). Епиходов идет...
Гаев. Солнце село, господа.
Трофимов. Да”.

В данном случае слова значат гораздо меньше, чем чувство неустроенности своей жизни, скрывающееся за обрывками фраз.
Таким образом, именно в лирическом подтексте отражается сложная, противоречивая духовная жизнь героев. В пьесе “Вишневый сад” Чехов создает особую лирическую атмосферу. Автор не дает резкой индивидуальной речевой характеристики героям, скорее, их речь сливается в одну мелодию. С помощью этого эффекта автор создает ощущение гармонии. И, несмотря на то что Чехов разрушает сквозное действие, которое явилось организующим началом в классической драме, его пьеса не утрачивает внутреннего единства. Важно и то, что общее построение пьесы - это и настроение каждого героя. Поэтому все персонажи внутренне очень близки друг другу. На это общее настроение откликается в драме каким-то трагическим звуком: “...все сидят, задумавшись, тишина, слышно только, как тихо бормочет Фирс, вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий и печальный”. В финале к этому звуку прибавляется и другой, еще более безотрадный: “Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву”.
Новаторство Чехова-драматурга заключается в том, что он отходит от принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только проблемы, но и показывает психологические переживания героев.

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу. Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка. Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Пьеса Чехова"Вишнёвый сад "- это нравственное завещание умирающего писателя потомкам.Именно такой (как показал в пьесе) автор видел Россию.её прошлое,настоящее и будущее.И в этом изображении российской действительности можно увидеть глубокий символический смысл.Нам представлена Россия прошлого (Раневская и Гаев),Россия настоящая (Лопахин) и Россия будущего (Аня и Петя Трофимов)В этой пьесе автор изображает обычную жизнь обычных людей.В ней нет каких -то ярких событий (кроме продажи вишнёвого сада) ,и все разговоры как раз и ведутся вокруг судьбы сада Обычная жизнь и обычный уклад(быт) дворянской усадьбы - это уходящая натура.Герои - дворяне больше живут воспоминаниями об ушедшей счастливой поре,когда сад давал огромное количество вишни,её и продавали,и запасали,и варили.Сейчас не то.Баре пытаются жить по - прежнему - устроить бал,отдать прохожему последние деньги,кутить и бездельничать.Но старый уклад трещит и рушится под действием новой жизни. Главный герой пьесы - это вишнёвый сад И это тоже символ.Символ красоты,величия,спокойствия и былого величия и благополучия И основной конфликт произведения связан с отношением героев к вишнёвому саду.Сад - это и аллегория,и мечта,и сожаление...Сам Чехов любил сады,и много их посадил за свою недолгую жизнь.Для него - сад -это целый живой мир.Интересно,что в пьесе нет большого внешнего конфликта между героями,Он заменён драматизмом переживаний персонажей пьесы.(это один из приёмов писателя)Он хотел,чтобы жизнь шла,как идёт.Мы же в жизни редко устраиваем большие конфликты и скандалы.Так и здесь. Весь конфликт заключён в том,как герои относятся к судьбе вишнёвого сада.И тут спорят между собой (конфликтуют) неявно интересы уходящего дворянского уклада и нарождающегося нового - буржуазного.Дворяне - это Раневская и её брат Гаев.Она промотала всё состояние на содержание парижского любовника,а Гаев,как судачат,проел состояние на леденцах.Их поведение говорит о никчёмности,легкомыслии и беспечности А слова расходятся с делом.Они толкуют о спасении сада,о том,как им хорошо жилось среди этой красоты.Но не принимают искреннего совета Лопахина по реальному спасению сада,который им так дорог.Фальшивая спесь не позволяет им сдавать сад в аренду дачникам.Уж лучше пусть пропадает.Деньги,присланные бабушкой для уплаты процентов (Ане) ,Раневская цинично присваивает и опять стремится в Париж,к человеку,который её обобрал и обманул.Другой участник скрытого конфликта - Ермолай Лопахин,не сумев убедить симпатичных и дорогих ему хозяев сада,неожиданно для себя на торгах сад покупает.Казалось,конфликт разрешён.Но Лопахин - временный хозяин сада.Он добр,великодушен,но неотёсан,мало образован.Его внутренний конфликт(который,кстати сказать,имеется у каждого героя) во внешнем благополучии и внутренней низкой самооценке.И всё же конфликт разрешён - буржуазия торжествует.Хотя в пьесе есть указание на то,что существуют и другие претенденты на сад.Именно Аня с Петей Трофимовым(молодое поколение),по мнению Чехова, способны превратить Россию в сад (Так они и говорят: "Вся Россия наш сад) Но герои эти нежизненны и слабы.Петя - резонёр (только лозунги способен выдавать) Он нигде не служит,хотя горд и чванлив...Символом бессмысленности "вечного студента" служат галоши,которые он ищет в конце пьесы.Они тоже не нужны,как и он.Чехов этого не утверждает.Но,показав честно этого "революционера " ,развенчивает его.Невольно вспоминаешь формулу революций:"Революцию замышляют романтики,осуществляют фанаты (вот вам - Петя) ,а пользуются её плодами - подлецы Кстати,он тоже есть в пьесе.Его угадал гениальный Чехов.Это слуга Яша,который с матерью не изволил повидаться.В нём будущие Шариковы и Швондеры...Таким образом,можно сделать вывод,что автор в пьесе "В.с " создал символическую картину Росси и ее представителей на начало 20 века,века страшного и несправедливого.Драматург почувствовал.угадал и предсказал в символической форме грядущие роковые события в истории своей Родины.




Top