Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова. Куликовская Битва: поединок Пересвета с Челубеем, неизвестные детали

Картины современных художников на исторические сюжеты нередко встречают критику ценителей: живописец не учел какие-либо детали далекой эпохи, приложил свое индивидуальное видение характеров, ситуации, не смог донести дух тех времен. Но вместе с тем существуют и образчики, перед которыми восторженно замирают даже строгие критики. Как пример тому - произведение отечественного художника Авилова "Поединок на Куликовском поле". Описание картины, ее историю и прочие интересные факты мы вам представим далее.

В двух словах

Картина, которую мы рассматриваем, считается знаковой в творчестве М. И. Авилова. Некоторые искусствоведы считают ее самым лучшим творением мастера. На полотне разворачиваются события славной Куликовской битвы.

Что изображено на картине Авилова "Поединок на Куликовом поле"? Былинно-исторический момент - сражение между двумя богатырями, русским Пересветом и татарским Челубеем. Произведение можно назвать не только героическим, но и трагическим - оба воина погибли в поединке. Но Пересвет удержался в седле, а Челубей рухнул с коня от удара русского воина. Этот в чем-то добрый знак и предсказал судьбу великой битвы на поле Куликовом.

История создания произведения: замысел

Забегая вперед, скажем, что время для написания героического полотна оказалось символическим - картина была создана в годы Великой Отечественной войны, во время обороны Сталинграда и важных сражений на Курской линии. Но задумал художник свое творение задолго до этого.

В 1917 году М. И. Авилов выставлял другое свое историческое полотно - "Выезд татарина Чели-бея на битву с Пересветом". Но художник не был удовлетворен своим детищем, ему казалось, что идея воплощена не так ярко, как он замышлял.

Когда началась война, Авилову было уже 60 лет. Однако он все равно пришел в военкомат с просьбой записать его в ряды Советской армии. Конечно, пожилому творцу отказали. Но предложили вести борьбу на другом фронте - поддерживать дух солдат своими животрепещущими героическими картинами.

Создание полотна

Работа началась осенью 1942 года, когда М. И. Авилов вернулся обратно в Москву из эвакуации. Надо сказать, в это нелегкое время для художника смогли найти подходящую для работы с масштабным холстом просторную мастерскую.

В декабре мастер приступил к созданию своего творения. Современники отмечают, что вдохновение не покидало его на всем продолжении работы. К процессу он подошел очень скрупулезно: делал большое число зарисовок реального оружия и костюмов той эпохи, что были сохранены в Государственном Историческом музее. Поэтому описание "Поединка на Куликовом поле" М. И. Авилова всегда получается очень распространенным: автор проработал буквально каждую деталь своего творения так, чтобы картина переносила даже самого просвещенного и искушенного зрителя в ту эпоху.

Эскизов произведения также было сделано Авиловым немалое число. В результате же мастер закончил свой труд за 6 месяцев.

А теперь перейдем к описанию картины Авилова "Поединок на Куликовом поле".

Описание главного плана

Сам художник отмечал, что композиция его произведения проста. Сразу приковывает внимание к ней динамичный передний план, который захватывает событие, длившееся не более нескольких секунд - взвившиеся на дыбы кони и тот момент судьбоносного удара русского богатыря. Мы замечаем также, что фигуры главных героев написаны ярко, детально, в то время как второй план умышленно бледен, размыт.

Могучие воины, мощные кони, сила удара, говорящий взгляд Пересвета - любое описание картины Авилова "Поединок на Куликовом поле" не оставит эту сцену без внимания. Однако, присмотревшись к главным героям, мы заметим, что они, как и их верные скакуны, сознательно преувеличены художником. И это имело под собой смысл - рост, мощь и сила воинов всегда приукрашались и восхвалялись в русских былинах.

Непримиримость, ненависть друг к другу двух противников автор показал интересным приемом - их кони и сами богатыри написаны наперекрест друг другу.

Кульминация

В описании картины Авилова "Поединок на Куликовом поле" также отметим, что живописец мастерски передал самый кульминационный момент единоборства. Все здесь подчеркивает неизбежность, трагичность и остроту развязки: устрашающие оскаленные пасти лошадей, их черные развевающиеся гривы, солнце, равнодушно сверкающее на доспехах и щитах воинов.

Вот этот момент, когда мчащиеся друг на друга враги столкнулись! Только-только копья, с легкостью пробив доспехи, вонзились в тела. Ни Пересвет, ни Челубей еще не почувствовали, не осознали, что их раны смертельны. Они живы битвой, ненавистью друг к другу.

Внимательный зритель сразу заметит тонкие намеки развязки: оба богатыря поддались назад из своих седел. Но по спадающему красному малахаю Челубея видно, что татарский воин через пару мгновений упадет на землю. Об исходе битвы и одобрении художника говорит и то, что к зрителю лицом изображен именно Пересвет. Он будет главным героем этого короткого сражения.

Второй план

Продолжаем описание картины Михаила Авилова "Поединок на Куликовом поле". Не менее важно упомянуть второй план картины. Языком цвета живописец смог передать настроение мучительно застывших в ожидании армий. Русская сторона исполнена в хладнокровной и спокойной серой цветовой гамме, а татарская - в пестрой, красной, олицетворяющей неуверенность, нарочитое бахвальство.

Присмотревшись, даже можно представить как незыблемо, словно скала, стоит русское войско. И как беспорядочно движется, мечется в беспокойстве его противник. Внимательный зритель разглядит также великого Дмитрия Донского на белом коне. Князь, как неподвижный исполин, застыл в ожидании исхода единоборства.

Описание и автор картины "Поединок на Куликовом поле" представлены в этом кратком анализе. В его ходе мы постарались описать всю экспрессию и напряженность картины, изображающей кульминацию судьбоносного противостояния двух воинов.

История создания

Описание и анализ

Историческая справка

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.

Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.

Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет (слева) и Челубей (справа).

Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.

Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.

Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.

Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.

Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.

Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.

Историческая справка

Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.

Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.

В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.

В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла. Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…

Battle of Kulikovo, 1380

Битва на Куликовом поле – сражение между объединенными русскими войсками под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и войсками Золотой Орды, подчинявшимися беклярбеку Мамаю . Эта битва во многих отношениях стала очень важной для истории и, вероятно, была крупнейшим сражением в четырнадцатом столетии и первой крупной победой русских над монголами.

Вторжение монголов на Русь

В 1237 году войска монголов под предводительством Батыя вторглись на территорию Рязанского княжества. Три года спустя большая часть Руси, за исключением Новгородского княжества, лежала в руинах. Вторжение монголов, как утверждают историки, задержало полноценное развитие Руси более чем на 2 столетия.

В отличие от монгольских кампаний в Европе, после окончания военных действий монголы завладели большей частью Руси и заставили местных жителей платить дань. Новгород, несмотря на то, что ему удалось избежать судьбы Киева и Владимира, также вынужден был платить большую дань монгольским ханам. Новгород так же подвергался многочисленным монголо-татарским набегам на протяжении 50 лет.

Направление начинает меняться

Противодействие монголам приняло другое направление в 1252 году, когда князь Андрей Ярославович повел свои войска против татар около Переславля-Залесского. Но, действительного результата удалось достичь в 1285 году, когда князь Дмитрий Александрович смог прогнать татар с Новгородских земель.

С 1269 года русские князья фактически начали вербоваться монголами в их армии, и русские сражались на стороне некоторых ханов Золотой Орды. Направление борьбы русских было все еще четко определено, и по состоянию на 1270 год численность русских войск существенно возросла. Европейские влияния становились все более очевидными, и сочетание боевых стилей способствовало постепенному успеху русской армии.

Так, например, конные лучники все еще оставались головной болью для многих западных армий, и очевидными примерами являются неудачные попытки немцев и скандинавов расширить свои владения за счет новгородских территорий. Европейские доспехи, оружие и артиллерия также стали важной составляющей в последующих столкновениях русских с монголами.

В начале четырнадцатого столетия оружие и доспехи монголов значительно устарели, в то время как русская военная мощь возрастала. Значение Москвы, как города, значительно возросло , а Киева – снизилось. Именно московиты под руководством нескольких вдохновляющих лидеров освободили Русь от монгольского ига.

В Куликовской битве объединенные русские войска под командованием Дмитрия Ивановича Московского столкнулись с гораздо большими татарскими силами, которыми руководил Мамай . Союзники Мамая, великий князь Олег Рязанский и великий князь Ягайло Литовский , опоздали к битве.

Куликово, 1380 год

Куликовская битва состоялась 8 сентября на Куликовом поле недалеко от реки Дон. Русские войска выстроились в традиционные три линии, резервы оставались в тылу, а элитная кавалерия Владимира Андреевича, князя Серпуховского (двоюродного брата Дмитрия), была спрятана в засаде. Мамай построил свои войска также в линию. В середине находилась пехота, состоявшая из наемников-генуэзцев. На флангах и позади пехоты располагалась ордынская кавалерия и другие наемники. За ними находился резерв.

Количество воинов, принимавших участие в битве, является предметом многочисленных дискуссий. Так, например, по некоторым оценкам силы монголов насчитывали порядка 250 000 воинов. Приемлемым считается число в 100-120 тыс. монголов и 70 тыс. русских, но более разумной цифрой является около 70 тыс. монголов и 36 тыс. русских. Как бы там ни было, эти цифры по-прежнему являются огромными для армий того времени.

А.П.Бубнов ” Утро на Куликовом поле”

Густой туман покрывал Куликово поле утром 8-го сентября 1380 года. Туман рассеялся только к 11 часам утра, после чего обе армии двинулись вперед, друг на друга.

Сражение началось с поединка между русским монахом Александром Пересветом и татарским витязем по имени Челубей . Оба убили друг друга копьями на первом проходе, хотя русская легенда говорит о том, что Пересвет не упал с коня в отличии от Челубея. После поединка началась битва и обе стороны понесли тяжелые потери. Пересвет впоследствии стал героем и нередко его образ становился примером мужества.

М. А. Авилов “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”

Генуэзская пехота при поддержке татарской кавалерии напала на передовой полк русских, но натиск был сдержан. После того как первая атака была отбита, остатки полка вернулись к основному русскому войску. Кавалерия Орды предприняла мощную лобовую атаку по всей линии русского фронта. Дмитрий сам сражался в первых рядах и получил несколько ударов по туловищу и голове и был дважды сброшен с лошади. Только броня европейского образца спасла ему жизнь.

Несмотря на жестокость атак, русские твердо стояли на своих позициях и заставили Мамая отправить свои резервы против русского левого фланга, надеясь разорвать их. Несмотря на ожесточенное сопротивление русских воинов, ордынцам удалось прорваться сквозь линии русских. Потеряв большую часть своих воинов, левое крыло начало отступать. Резервы не спасли ситуацию. Примерно в 2 часа ордынцы зашли русским в тыл, обойдя главные силы русской армии. Русские войска оказались в реальной опасности поражения.

В этот момент из засады кавалерия Владимира Андреевича Серпуховского во главе с Дмитрием Боброком – князем Волынским – с тыла атаковала кавалерию Орды. Это неожиданное подключение свежих русских войск кардинально изменило ситуацию. С этого момента русские войска перешли в наступление. Армия Мамая пустилась в бегство, и ее преследование продолжалось до поздней ночи. Тяжелая битва длилась около четырех часов и окончилась абсолютной победой русских. Войска Золотой Орды были полностью уничтожены. Мамай бежал в Крым, где впоследствии был убит своими врагами. Бразды правления Ордой перешли к Тохтамышу .

За победу было заплачена высокая цена. Двенадцать князей и 483 боярина (цвет русской армии) были убиты – это составляет 60% от всех военачальников русской армии – плюс значительная часть их армий. Потребовалось 7 дней, чтобы с честью похоронить всех павших в этой битве воинов.

После битвы Дмитрий Иванович получил прозвище Донской , а после был причислен к лику святых. Куликовская битва стала одной из наиболее крупных, если не крупнейшей битвой в средние века. В ней принимали участие более ста тысяч воинов.

Последствия битвы

Эта победа стала началом конца владычества монголов на Руси, которое официально окончилось в 1480 году большим Стоянием на реке Угре . Более важное значение Куликовская битва имела для объединения русских земель. По словам одного из историков, русские шли на Куликово поле как граждане различных княжеств, а вернулись единым русским народом.

Однако, до падения Золотой Орды было еще далеко. Всего два года спустя, в 1382, Тохтамыш напал на Русь и Москва была разграблена и сожжена практически до основания. Тохтамыш имел большой успех так как русские просто не смогли набрать достаточное количество людей для сражения с ним. Это говорит о том, что русские еще не смогли сполна восполнить потери, понесенные на Куликовом поле. Однако уже в 1386 году Дмитрий Донской смог повести солидную армию против Новгорода. Роковой конфликт с Тамерланом помешал Тохтамышу достичь дальнейших успехов в России. В 1399 году русские потерпели серьезное поражение от войск эмира Едигея в битве на реке Ворскле.

В конце концов, распри среди монголов и объединение русских привело к окончательному разгрому Золотой Орды и к падению ее столицы Казани . Одно из самых мощных государств, входивших в состав бывшей Золотой Орды – крымские татары – впоследствии во многих войнах даже становились на сторону русских.

Большое значение имеет не столько сама Куликовская битва, так как монголы достаточно быстро восстановили то, что потеряли. Скорее то, что она стала символом борьбы против монголов и была источником вдохновения для всех последующих компаний против них. Это было первое крупномасштабное сражение с монголами, в котором русские одержали полную победу. Куликовская битва разрушила миф о непобедимости монголов на Руси, так же как битва при Айн-Джалуте на Ближнем Востоке.

Место битвы отмечает храм-памятник, построенный по проекту Алексея Щусева. Воин-монах Александр Пересвет, который убил татарского витязя Челубея (известного также как Темир-Мирза), но сам погибший в этом поединке, после битвы стал героем.

Известный мастер исторических батальных сцен Михаил Авилов написал картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» в годы Великой Отечественной войны», чтобы поднять дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Русь всегда славилась своими богатырями. Имя Пересвета русский народ чтит до сих пор. Его бой с татарским воином Челубеем как раз и запечатлен художником как напоминание о Куликовской битве, которая имела огромное значение в борьбе русского народа с татаро-монгольским игом. Господство Золотой Орды наконец-то пошатнулось. В этом поединке и Пересвет, и Челубей погибли, но конь Пересвета довез своего седока до русских войск, а Челубей погиб выбитым из седла. Решающий момент битвы, изображенный художником, показывает силу ударов противников: щиты и кольчуги проткнуты копьями, вонзившимися в тела воинов. Но шлем на голове Пересвета не шелохнулся, тогда как красный малахай Челубея слетел с поверженной головы. Автору картины удалось показать, какой лютой ненавистью к врагу-захватчику переполнено сердце Пересвета. Явно не за свою жизнь беспокоится он, напряженность его фигуры говорит о гордости за свою страну и непобедимом желании защитить. У коней оскалены зубы, гривы развеваются, они своим свирепым видом будто подчеркивают весь ужас этого боя не на жизнь, а на смерть.

Слева и справа на заднем плане картины Авилов показывает войска противников. Их состояние передается игрой красок. Строгие серые тона указывают на выдержку, уверенность в победе русского войска. На белом коне увековечен князь Дмитрий Иванович Донской. Татаро-монгольское войско справа изображено пестро. Это говорит о беспокойстве. Действительно, им было о чем беспокоиться: пришедший с мечом должен был от меча и погибнуть!

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле художника Михаила Авилова на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Михаила Авилова Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом Поле: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Михаила Авилова на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Авилова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Михаила на натуральном холсте.

Авилов Михаил Иванович считается одним из лучших советских баталистов, мастер исторических сцен. Именно им создана картина «Поединок Челубея с Пересветом». Она была написана в годы Великой Отечественной войны с целью поднятия духа советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Он получил профессиональное образование, окончив школу Общества поощрения художников, продолжив обучение в студии Дмитриева-Кавказского, после окончил Императорскую Академию Художеств.
С 1922 г. по 1930 г. являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Репина в Ленинграде.
В настоящее время его картины находятся в самых известных музеях России, среди которых Русский музей, Третьяковская галерея и многие другие.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Михаила Авилова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Михаил Иванович Авилов - художник, который начал писать картины ещё во время Первой мировой войны. Знаменит он батальными картинами на историческую тематику. Когда слышишь фамилию Авилов, первая ассоциация, которая приходит в голову - это картина «Поединок Пересвета с Челубеем» или как многие её ещё называют «Поединок на Куликовом поле».

Полотно было написано в годы обороны Сталинграда. Скорее всего, автор хотел через эту картину обратить зрителя к истории. И напомнить, что на нашей земле всегда были герои. И какой бы трудный не был бой, он должен закончиться в пользу нашей страны.

На картине изображен бой двух всадников. Композиционно картина простая. В центре внимания Пересвет и Челубей. По бокам воинов стоит армия каждой из сторон в ожидании результата боя. Однако автор специально использовал более блеклые цвета для изображения армий, чтобы выделить главных героев картины.

Первое, что привлекает внимание на полотне, - это могущественные кони. Они вздыбились и, кажется, что не всадники, а они сами дерутся не на жизнь. Символичны цвета лошадей. У Пересвета грозный чёрный конь, а у Челубея – гордый коричневый.

Русский богатырь пронзает копьём щит татарского воина. Пересвет одет в кольчугу, на голове у него шлем. Он изображен практически анфас. Зритель может рассмотреть его сосредоточенное лицо, которое выражает внимание и смелость.

Челубей одет в яркие татарские одежды, голову его прикрывает шапка. Щит ярко красного цвета. Лицо повёрнуто в сторону, а копьё направленно на богатыря. Куда он целится трудно сказать, наконечник копья не виден за головой разъярённого коня. В этом заключается интрига картины. Зритель не знает, чем закончится бой, но может предположить.

Этот бой перед Куликовской битвой был решающим. Обе армии были сильны, и исход не мог предугадать никто. Оба воина погибли, однако Пересвет смог вернуться к своей армии в седле. Это обозначало, что он победил Челубея, выбив его из седла.




Top