Страсти по матфею бах описание. И

Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем, - один из самый почитаемых в христианстве святых. Именно поэтому его Рождество отмечается наравне с Рождеством Христовым и Рождеством Пресвятой Богородицы.

В этот день принято дарить подарки своим близким. Желательно, чтобы эти подарки были как-то связаны с верой. Это может быть крестик или, например, икона. Икона «усекновение главы Иоанна Предтечи» станет хорошим подарком, так как она помогает избежать клеветы, сохранить здоровье и удачу в делах.

Смысл и история праздника

Чтобы понять, почему Иоанн Креститель так важен для христиан, необходимо обратиться за помощью к библейской истории Иисуса Христа. Когда Мессии было примерно 30 лет, он отправился за принятием таинства крещения к Иоанну. Сначала отец Иоанн был искренне удивлен и обескуражен тем, что древнее пророчество сбывается, поэтому он отказался, сказав, что он недостоин крестить самого Сына Божьего, но Иисус возразил ему, что таково предначертание, которое следует исполнить.

После этого разговора Иоанн понял, что он должен сделать то, для чего он жил все свои годы. Когда Иисус вошел в священную реку Иордан, с небес спустился Святой Дух. Тому чуду сопутствовал глас Божий, нарекающий Иисуса спасителем мира и частью божественного начала.

Иоанн Предтеча не просто самым первым из всех людей увидел Христа как Бога и человека одновременно. Он видел сам процесс становления Христа Богом. После этого Христос отправился молиться в пустыню, а путь Иоанна лежал в другом направлении. Он стал распространять веру в Господа, за что поплатился жизнью. Разгневанный царь заточил его в темницу за проповеди, а его супруга попросила в день рождения царя голову святого Иоанна. Царь не хотел этого делать, но воля царицы должна была быть исполнена. Крестителю отрубили голову и принесли правительнице, как та и просила.

Праздник в честь рождения Иоанна Крестителя был установлен его матерью Елисаветой после смерти пророка. Дата менялась, но в православии это происходило лишь единожды. Сейчас праздник отмечается каждый год 7 июля. Это торжественный и очень важный день для каждого православного христианина. Празднество относится к числу великих. В честь святого установлено целых семь праздников, но этот является самым важным.

Рождество Иоанна Предтечи в 2018 году

В этом году, как и в любой другой, желательно прочитать дома молитвы для успокоения души , об исцелении больных . Считается, что 7 июля многие люди получают чудесное исцеление по воли Господа. Для этого следует помогать близким и совершать благородные поступки.

Постарайтесь посетить храм в этот день, потому что служба будет торжественной и яркой. Что точно нельзя делать в этот день, так это работать в огороде, убираться дома. Это светлый праздник, в который нужно радоваться и отдыхать. Этому могут поспособствовать традиции Ивана Купала, который тоже отмечается в этот день.

Церковь с осуждением относится к тем, кто проводит в этот день языческие обряды,а накануне этого для гадает на суженого. Единственное время, когда церковь закрывает глаза на народные и языческие верования, является масленичная неделя.

Иоанн Предтеча — не просто святой. Он является дальним родственником Иисуса Христа по женской линии. Его считают самым первым учеником Христа. Почтите его память чтением молитв дома или во храме Божьем. Уделите побольше времени добрым делам в этот великий праздник, посвященный самому восхваляемому святому в христианстве. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

06.07.2018 04:49

Иоанн Предтеча — первый проповедник, предсказавший пришествие Спасителя. Прародитель молитвы и святого таинства крещения, собственноручно окрестивший Иисуса Христа, ...

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57 — 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» — и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я — Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем — Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

7 января (по ст.ст.) вспоминается перенесение десной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Царьград (956 г.) и чудо святого Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956 г.), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV — начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796 — 1801 гг.) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. На этот праздник была составлена особая служба.

Первое (IV в.) и второе (452 г.) обретение главы Иоанна

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337 г., память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

Третье (ок. 850 г.) обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857 гг.) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Перенесение десной руки Иоанна Предтечи (1799 г.)

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году.

Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Описание праздника

  • Митрополит Симон (Новиков)
  • - Из "Жития святых святителя Димитрия Ростовского"

Когда Незаходимое Солнце правды - Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: "идет за мною Сильнейший меня" ().

И вот, когда исполнилось святой Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся, поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе: "всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и нетленную Деву соделать чистою Матерью". Потому-то чудесному рождению Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о "странном" рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое естество, «чин рождения препобедил естества уставы» .

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость - отнял у нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: "жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются" (). Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого самым событием рождения Предтечи, таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.

В 8 день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (). Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: "Иоанн имя ему" (). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, - изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, - как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона , в котором был дом Захарии.

Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном месте. "Горним градом" он назывался из-за высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название "горней страны", как о том написано в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: "Встав же Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету" ().

Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об этих событиях много дивились и с недоумением думали: "что будет младенец сей?" ().

И рука Господня была с новорожденным отроком, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему, говоря в себе "что будет младенец сей!" Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, - вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и стал размышлять: "не он ли будущий царь иудейский". Поэтому, терзаясь злобою, он задумал убить и его, и с этою целью нарочито послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.

Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить ее с отроком. И когда, с высоты гор, она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:

Гора Божия! приими матерь с чадом!

И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с отроком Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками. Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему "отдай мне сына твоего".

Святой Захария ответил:

Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, - того не знаю.

Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя, и с яростью говорили священнику Божию:

Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего.

Захария на это мужественно ответил:

Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу.

И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (). Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.

Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось. По прошествии 40 дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего Израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предъидет он пред лицом Господним, духом и силою Илииною, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За всё сие да славится Христос, Бог и Спас наш, со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей: странен приход этого человека, странно его обещание! Кто сей, что смело вступает в священный храм? Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного? Кто сей, что блестит образом чуждого вида? Кто сей? Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе человека; кто же это, что наполняет мою душу страхом? Кто се - светоносец по устам, говорящий великое, при закрытых устах? Кто этот - наблюдатель за моею чредою? Кто он, что препятствует моему ходатайству? Народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного, а этот задерживает меня внутри; чрез меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды; итак, перестань, кто бы ты ни был, устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом, то содействуй в моем деле, сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что за польза, если Елизавета станет кормить грудью дитя? Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди, устрашитель мой, кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время зачатия; погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения; юность не цвела, - как старость произрастит?

Так думал Захария. Ангел же говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария , не смущайся помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников у Царя небесного; исполняю повеление, - не по своей власти приказываю; я послан объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, а не в обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь; не бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость, и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар Божий, не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь творец человека, "и образовавший дух человека внутри него" (). Не веришь, Захария? А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден? Авраам в послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь! Неужели бессильно у Бога всякое слово, Захария? По своей старости ты возражаешь, старец, - телесное омертвение полагаешь сильнее Бога. Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно сомневался бы; ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему божественному обещанию, но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много получаешь. Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том, кто все племена приготовит к спасению.

Захария, услышав это, и, немного отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу: что ты говоришь, Ангел? Родит жена моя? Что же - об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы пред народом высказать свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и ужели сверх этого пожелаю разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения, неужели для Елизаветы обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав, не побьют меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них и не для общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я принял? Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о чем я молился, того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого; неужели же от времени не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха, и как теперь нам повелевают начать свое деторождение? Старость отвергает природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим, и будем нанимать кормилицу? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом природного сына? Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом, как с конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом? Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться в этом? Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы один был молод, а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное; теперь тело нас обоих дряхло; ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти, как зрелые колосья во время жатвы; если ты во всём истинен, что говоришь, владыка Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было знамение, вручи мне залог обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы, если бы не расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела; Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы солнце не отступило назад; чем мне убедиться в этом? Ты дай знамение, и я буду рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась легкомысленно, как Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны твои слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня свойственное Аврааму, то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу, исполненную тайны; Елизавета замесит три саты муки, предизображая церковь; спрашивай тельца, чтобы тебе одарить сыном. Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю прекрасное благовестие свыше? Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и исчисляешь добродетели еще не существующего? Покажи мне то, что свыше природы, чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо станет шатром, и я обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью; если солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется, и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, "по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" ().

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие? Чем мне убедиться в этом, - говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает? Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества. Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба? Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега? Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд? Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана? Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие? Не веришь, что может родить бесплодная? Что же - если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает? И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности, чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: "ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить" ().

О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление! Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык: "он объяснялся с ними знаками, и оставался нем" . Хорошо у Евангелиста записано и это - оставался ; молчание ожидает рождаемого голоса, Захария - Иоанна, старец - сына, иерей - пророка. Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога, то прими биченосное знамение в собственном своем теле: "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется" . Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария, чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания, то за это "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время" . Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

Только что услышал Захария эти слова, тотчас вышел из храма, с молчанием, наградою за неверие. О, чудо! Он вошел для освобождения других, и сам вышел осужденным; принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. Народ ждал услышать что-нибудь благое от него, а он выражал знаками: "никто пусть меня не спрашивает; я устрашаюсь Владычнего негодования". О, изумительные дела! Захария обуздывается, и Елизавета благоденствует; язык немотствует, и утроба беременеет; болезнь утробы переселяется на язык; речь обуздывается, и рождаемое освобождается; Захария молчит, и Иоанн играет.

Лишь только бесплодная увидела Деву, утренняя звезда заметила солнце, и сильно взыграл Иоанн в материнской утробе, обвиняя медлительность природы: я, говорит, проповедник Владыки, и зачем связан узами, подобно сорабам своим? Предварю время рождения, не буду ждать родов, чтобы не потерять своего течения, чтобы Владыка не опередил заключенного раба, чтобы последовательность природы не сделалась нарушением порядка; я узнал Присутствующего, и не переношу молчания; я узнал Предпославшего меня в путь пред лицом Своим, чтобы приготовить путь Его пред Ним; я поколеблю узы природы, потому что спешу проповедовать. О, изумительные дела и чудеса! О чем не ведали на небесах ангелы, узнал Иоанн, во утробе носимый, и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен, и, носимого во утробе приходящий Бог не опередил; от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве; и с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец. Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну; и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина, что Владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы находящегося во утробе, старался превзойти границы природы, говоря: я не знаю ограниченного природою Господа, и не буду ждать времени рождения; мне не нужны для рождения девять утробных месяцев; не нуждаюсь в этом теперешнем заключении; и почему не выйти из уз, удерживающих меня? Я выйду, кратко объявлю значение дивного дела; я печать божественного пришествия; я утроба воплотившегося Бога Слова; вострублю, и отцовский язык сделаю красноречивым; вострублю, и материнскую омертвелую утробу оживлю. Выйду, предтеку с проповедью, возглашу всем присутствующим: "вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (). Таково играние Иоанна, или лучше, слова.

"Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею" (). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот "жена твоя родит тебе сына; …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" ().

О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, - и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. - Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: "Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (). За мною - по времени; прежде меня - по престолу.

Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит - Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, - он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, - то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" ( ср. ) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали, как бы он желал назвать дитя, - потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем. И, дав имя ему, получил речь: отсюда "все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога" ().

О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил, и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается, что даже самое его имя вызывает голос: я "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает; Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился и весь мир возрадовался.

Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицанием: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему" (). Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь . Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством, и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул "благословен Господь Бог израилев" . О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею, достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему . Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Рождества Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. День Рождества св. Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне.

Книги, статьи, стихи

Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни.

7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий.Это о нем Христос сказал: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11, ср.: Лк. 7:28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей...

Цитата дня Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

1989 год. Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет.

Торжество считается великим, то есть менее значимым, чем двенадцать двунадесятых (повествующих о житие Христа и Богородицы). Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) отмечается церковью ежегодно 7 июля (н. ст.).

В этот день христианский мир вспоминает событие рождения будущего пророка в семье престарелых Захария и Елисаветы. Иоанну Предтече было суждено стать тем, кто возвестит о пришествии Божьего и Сына и лично крестить Его в реках священного Иордана.

Особенности праздничного богослужения

Дата торжества вычислялась на основе библейского свидетельства о том, что Креститель и Христос имели шестимесячную разницу в возрасте. Праздник Рождества Иоанна Предтечи приближен к летнему солнцестоянию, говорящему об уменьшении светового дня, а Рождество Спасителя - к зимнему (соответственно, увеличению световых часов в сутках).

Рождество Иоанна Крестителя отмечается в церковном календаре как праздничный день

Однако с переходом на новый стиль летоисчисления в России и многих других странах потерялось соответствие этих торжеств и солнечного стояния.

Событие чрезвычайно значимо для всей Европы, а в некоторых странах имеет статус государственного торжества. Оно является одним из немногочисленных праздников в календаре христианской традиции, когда отмечают именно рождение прославленной личности. Термин «рождество» употребляется всего лишь два раза в году - это праздники появления на свет Христа и Пречистой Девы.

В церквях по случаю празднования Рождения честного пророка Иоанна Крестителя проводится особенное богослужение.

  • Накануне этой символической даты проходит обряд всенощного бдения. Стихиры, которые исполняются во время богослужений, в разные периоды писали знаменитые гимнографы: Иоанн монах, отец Анатолий, А. Иерусалимский.
  • Первый канон для этого торжества в VIII веке сочинил И. Дамаскин, а второй - Андрей Критский. В этих произведениях говориться о том, что прежде бесплодная Елисавета сумела родить Предтечу, которому суждено стать исполнителем евангельских пророчеств. Далее, канон повествует о крещении Иоанном Христа в священной реке Иордан.
  • В тропаре торжества читается восхваление пророку Предтече, который появился на свет, несмотря на бесплодие своей матери. В этом кратком молитвенном песнопении ясно демонстрируется величие пророка Иоанна, который возвестил о Христе и вскоре крестил Его во благо верующего народа.
  • В конце богослужений церковь прославляет Предтечу и оказывает почтение его рождению от бесплодной женщины.
На заметку! Считается, что традиционный языческий праздник Ивана Купала на Руси слился с христианским Рождеством Иоанна Крестителя. Название славянского торжества ранее связывали с именем божества Купалы, но эта версия не находит подтверждения и часто критикуется, потому что самое первое упоминание об этом идоле начертано в летописях, созданных в XVII столетии.

Наиболее правдоподобным объяснением отождествления языческого и христианского праздников считается гипотеза, согласно которой название «Купала» является славянским вариантом имени Креститель («погружатель», «купатель»).

История торжества

Иоанн Предтеча - высокочтимый святой христианского мира, Иисус называл пророка величайшим из живших на земле. Креститель появился на свет в семье праведных родителей Захарии и Елизаветы. Иоанн являлся родственником Мессии по материнской линии и последним пророком, который предсказал Его пришествие. Святителя называют Предтечей, потому что он родился раньше Спасителя, а Крестителем - так как крестил Божьего Сына в реке Иордан.

Интересно! Престарелая Елисавета являлась родственницей Девы Марии. Однажды Богородица навестила будущую мать Иоанна Крестителя. В момент, когда Дева Мария приветствовала Елисавету, во чреве престарелой женщины взыграл младенец, а она сама преисполнилась Святого Духа, как упоминает апостол Лука.

События, связанные с рождение Предтечи

Чудесная история зачатия пророка Иоанна начертана в Евангелие от Луки. Архангел Гавриил предстал перед отцом Предтечи, престарелым священником Захарией, и возвестил благую весть о рождении сына. Небесный посланник сказал, что молитвы супругов услышаны, и Господь дает им ребенка, которого следует назвать Иоанном.

Святые Захария и Елисавета происходили из рода Ааронова

Гавриил предвещал большое счастье для родителей и народа, который узрит великого пророка в их сыне. Архангел перечислял все достоинства и подвиги святителя, прославляя его аскетизм и стремление обратить в истинную веру своих соплеменников.

  • Однако Захария сначала не поверил Гавриилу, потому что он и его жена Елисавета были уже немолодыми людьми, да еще и бесплодными. За такой образ мыслей священник был наказан немотой.
  • По словам апостола Луки, Предтеча родился на шесть месяцев раньше Христа. По закону Моисея, младенцу сделали обрезание на восьмой день. Елисавета назвала ребенка Иоанном, что несколько смутило близких, потому что никто в роду ранее не носил этого имени.
  • Захария обрел дар речи сразу, как только поддержал супругу и написал на табличке имя, о котором говорил Архангел Гавриил. Священник и его семья стали прославлять Господа и благовествовать о том, что этому младенцу суждено пророчествовать приход Спасителя.
  • После того, как родился Христос, и прошла весть о приказе Ирода на убийство всех вифлеемских младенцев, Елисавета испугалась и вместе с сыном убежала в пустыню. Отец Захария же, по преданиям, остался в Иерусалиме, чтобы исполнять великие обязанности священника. Посланцы Ирода желали выведать у него тайну о том, куда спрятались жена и сын. Однако мужественный отец не выдал свою семью и был убит прямо в стенах храма.
  • Елисавета и её сын жили в пустыне. Вскоре матерь Предтечи скончалась, а Иоанн продолжал закалять свой дух, читая ежедневные молитвы и соблюдая строжайший пост. Пророк готовился возвестить миру о скором сошествии Божьего Сына.

Смысл праздника Рождества Иоанна Крестителя

Торжество прославляет беспредельную добродетель и безукоризненное служение человека Творцу. Каждый верующий обязан стать тем, кто выведет себя самого из мрака и привлечет на свет собственное окружение. Житие Иоанна Предтечи - великий пример того, каким образом необходимо выполнять своё земное призвание, ведь в каждом из нас существует потенциал проповеди о принятии Христа.

Пустыня, в которой долгое время жил Креститель - это символическое место пустоты, которая часто преобладает в человеческих сердцах. Если сумеет христианин перебороть своё материальное одиночество и найдет опору в вере, он обязательно возвыситься до небесных высот и победит мрак.

Важно! Предтеча есть не просто пророк, но голос Господа, использующего тело Крестителя в целях благовещения. Ведь не говорят святые люди от себя самих, но несут слово Вседержителя, безгранично преданные Ему. Когда в каждом из нас возрастает образ Иоанна, мир становится ближе и целостнее, возвеличивая единство, как абсолютную истину.

Церковь празднует Рождение честного пророка Иоанна Крестителя 7 июля. Это торжество прославляет величайшую преданность вере и стойкость духа святителя, который последним оповещал народ о пришествии Мессии. В церковных богослужениях вспоминается житие Иоанна Предтечи, его чудесное рождение в семье бесплодных и престарелых родителей, а также событие Крещения Христа в священном Иордане.

Видео о рождестве Иоанна Предтечи. Протоиерей Артемий Владимиров

Седьмого июля Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи. Настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел напомнил читателя «Вестей» историю праздника.

Родители святого Иоанна – святые праведные Захария и Елисавета жили в одном из городов Иудеи, и будучи уже в преклонном возрасте, не имели детей. Праведный Захария был священником, и когда было время ему служить в храме, во время обряда воскурения ему явился архангел Гавриил, который прорек ему, что молитвы их (Захарии и Елисаветы) о даровании чада услышаны Господом, и вскоре родится у них сын, которого они должны наречь Иоанном (дать имя – Иоанн). Также архангел Гавриил предвозвестил, что Иоанн станет пророком, «не будет пить вина и сикера» (Лк 1.15) в знак особой посвященности Богу, многих сынов Израиля он приведет к вере.

Засомневался Захария в словах архангела Гавриила о возможности рождения в их семье сына, поскольку они были уже в преклонных летах. За сомнение в верности слов небесного благовестника – архангела Гавриила – и для вразумления, Захария в тот же момент стал глух и нем. И выйдя из алтаря к народу, он не мог сказать ни слова, а только объяснялся знаками, и народ понял, что ему было видение. В таком состоянии Захария пребывал до момента рождения сына. Вскоре Елисавета зачала, но долгое время никому не сообщала о беременности, радуясь, что Господь услышал их молитвы и снял с нее «поношение между людьми». Надо сказать, что еврейский народ в ожидании рождения Мессии ждал именно в своем роду Его появления. Поэтому семья, которая не могла иметь детей, была презираема всеми. Когда уже Елисавете настало время родить, то все родственники и соседи радовались с нею радостью великою, что Господь снял с нее поношение бесчадства (т.е. избавление от бесплодия). На восьмой день после рождения ребенка, все собрались у них, чтобы совершить согласно Закону Моисея обряд обрезания, который считался радостным семейным праздником.

Иоанн Креститель (македонская икона, XIV век)

При обрезании ребенку давали имя. И по обычаю нарекали в честь кого-то из сродников. И когда Елисавета, сказала, что нарекает его Иоанном, это вызвало недоумение у присутствующих, поскольку в их роду никого не было с таким именем. В Евангелии сказано, что это было внушением Святого Духа. И когда обратились к Захарии, то он написал на дощечке «Иоанн будет имя ему». Все удивились такому совпадению. Но в тот же момент Захария смог говорить и стал прославлять Бога за Его великие благодеяния. Также Захария поведал о словах, предсказанных архангелом Гавриилом – целях служения Иоанна, приготовлению людей к пришествии Мессии, что спасение состоит именно в прощении грехов.

Господь Божией милостью и Своей благодатью поставляет в то или иное время тех людей, которые необходимы для нашего с вами спасения. Господь посылает тех или иных светильников Своих, которые освещают человеческий жизненный путь. Таким примером, является пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Это последний из пророков и первый из мучеников, последний возвещающий о пришествии Христа и первый, я бы сказал, проповедник Евангелия и великой Божественной благодати. Но здесь главное другое, — что Господь выводит, поставляет людей, необходимых для нашего с вами спасения, когда Ему угодно. И не просто так. Жизнь родителей – Захарии и Елисаветы была строгой, в молитве, но Господь не сразу исполнил их просьбу о даровании им ребенка. Почему? Тем самым Он показывает нам, как мы должны усовершенствовать свою жизнь, чтобы достичь Тихой Пристани Царства Небесного. И когда улеглись человеческие страсти, когда человек уже не надеялся на свои силы (хотя он никогда не должен надеяться, потому что помощь наша всегда от Господа, сотворшаго небо и землю), тогда Господь вступает в действие Своей благодатью и Он дает возможность, чтобы мы поняли, что мы без Бога – никто и ничего. И в преклонном возрасте у Захарии и Елисаветы рождается Иоанн Предтеча.

Другой момент, очень важный – Господь заботиться и беспокоится о каждом человеке – согласно предания, Захария убит между жертвенником и алтарем, престолом. Праведная Елисавета уходит в пустыню, мы не знаем, как складывалась там ее жизнь, но есть предание, что до 40 дней она умерла, преставилась Богу.

На чьем попечении была жизнь Иоанна Крестителя? Кто был его воспитателем? Хочу отметить, что первый воспитатель у нас всегда Бог. Он пробуждает человеческое сердце, Он дает возможность увидеть Свою сильную и крепкую руку в нашей жизни. Второй важный момент – покровительство дала Иоанну пустыня. Наверное, его общение было со зверями (история знает множество примеров, когда подвижникам-пустынникам прислуживали звери), а пищей ему были дикий мед и акриды. Акриды – это насекомые, мошка, которые собирались роем. И сложно представить – ни горячей пищи, ни воды, ни одежды. И пустыня была его воспитателем. Он был строгий постник, и в то же время, молитва у него была от Самого Бога.

Встреча Христа с Иоанном Предтечей (миниатюра XV века)

Тем самым, Господь показывает, что никто не забыт у Бога, и, если лишь только мы хотим спастись, Господь всякими путями нам поможет спастись. Это касается, как раз, сегодняшнего времени, когда мы начинаем суетиться, пытаемся что-то сделать и думаем – вот это нужно сделать, туда пойти, то сказать… Вначале направьте свои стопы по-евангельски. Вначале прислушайтесь к голосу Иоанна Крестителя – покайтесь! Потому что Царство Божие, оно не в пустыне, не в царских палатах, а оно в нашем с вами сердце. И лишь только нужно свою жизнь вручить в руки Богу, тогда Господь пошлет и наставников, и учителей, и путеводителей. Потому, что Его благодать всегда будет сопутствовать, нашего ради спасения. Так Господь возлюбил мир, что посылает Своего Единородного Сына на крестные муки и страдания, чтобы всякий верующий в Него имел жизнь вечную.

Сегодня мы празднуем великий праздник, который не имеет ничего общего с так называемым праздником Ивана Купала. Ивана Купала – это не праздник, а языческие традиции, которые часто, к сожалению, сливаются с традициями Святой Православной Церкви. В этот день девушки хотят знать, выйдут они замуж или не выйдут, бросают венки на воду – естественно, венок поплывет, если есть сильное течение. А может быть, диавол где-то приостановит, чтобы мы поверили не Богу, вручая свою жизнь Господу, а вот этим языческим предсказаниям. Следующее языческое явление – это то, что в этот день прыгают через горящий костер. Если бы это были забавы и игры, то это не является унизительным для христианина. Потому что мы в детстве всегда прыгали через костер, когда пасли скотину, бросали венки просто так, не предавая этому какой-то магической силы или значения. Поэтому эти все языческие обряды не дают никакого счастья человеку, а наоборот заводят в заблуждение. Иоанн Креститель с этим ничего не имеет общего.

Иоанн Креститель (византийская икона, XIV век)

Конечно, к сожалению, это пошло с западных регионов Украины. Я, как выходец из региона Западной Украины понимаю и помню, как это было у нас. И я не участвовал никогда, но был зрителем этих событий. Я их не одобряю. Потому, что, еще раз повторюсь, если это ради спортивного интереса, то можно прыгать целый год через огонь и бросать венки. Но если мы хотим узнать свою судьбу, то она уже написана, мы ее делаем сами – своими поступками, делами добрыми или злыми, своим отношением к окружающим. Как мы постелим кровать, так мы и выспимся. Как мы назовем корабль, так он и плывет. Поэтому, не надо этому придавать большого внимания.

Но в этот день мы должны просить пророка и Предтечу Иоанна Крестителя, чтобы он пробудил нашу совесть своими словами покаяния – Покайтесь, потому что Царство Божие приблизилось к нам! Чтобы мы услышали голос, обличающий нашу жизнь, но не поступали, как поступил Ирод с Иродиадой и дочь их Соломия, которая плясала, и которой посоветовали в качестве награды за танец попросить голову Иоанна Предтечи. Принимать такие решения можно только в исступлении ума. Они попросили голову Иоанна Предтечи, но совесть свою они не заглушили. И получили возмездие – получили родители на тарелке голову своей дочери Соломии (переходя реку по тонкому льду, раскололся лед, и голову ей срезало льдиной). И земля расступилась и поглотила прямо в преисподнюю земли Ирода с Иродиадой. Это согласно предания – история их жизни. Поэтому, еще раз подчеркиваю, что Рождество Иоанна Предтечи нам дано для того, чтобы мы приготовили свой путь к пришествию Христа. Господь пришел, Он родился в мире, но сегодня нужно дать место Ему в своем сердце, в своей жизни. Предтеча – Предвестник Христа, он всегда взывает – покайтесь! И когда мы изменим свою жизнь – измениться общество. Когда мы изменим свою жизнь – Господь пошлет нам все блага, потому что все блага даны Высшему творению, Венцу творения – человеку. Господь сотворил видимый и невидимый мир, для служения человека. И Он хочет от нас не рабского повиновения, а хочет сыновней любви, уважения друг к другу, и чтобы мы помнили – Он – Отец, а мы – дети. А Церковь – наша мать, которая всегда спасала и спасает нас по жизни.

Есть еще мнение, что праздники православные установлены в противоречие языческим праздникам. Но хочу обратить ваше внимание, что все праздники языческие являют символику явления Христа Спасителя. Потому что все ждали какое-то Божество, все ждали какого-то изменения. Даже Иосиф Флавий говорит, что даже если бы Бог пришел во плоти, то не было бы красивее мальчика. Все ждали, что придет Бог. Поэтому делали божества. Например, поклонялись солнцу. В практике Церкви – Христос называется Солнцем Правды. Преподобный Антоний обращается к солнцу: «Солнышко, ты не восходи для того, чтобы я увидел Христа – Солнце правды, Который сотворил тебя и согревает меня Своей любовью».

То, что Иоанн Предтеча родился в этот день, этому есть исторические доказательства. А все заговоры, заклинания языческого мира – это жалкое подобие человека, который низводит себя в самую низшую степень творения. Не надо в это углубляться, а нужно жить по Евангелию и знать хоть немного историю.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ




Top