«Трагедия гражданской войны в "Конармии" И.Э. Бабеля (на примере рассказа "Смерть Долгушова")

Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» — это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя.

Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии большевиков. Своей умной, правдивой и жестокой книгой Бабель разрушил этот миф. По праву очевидца и участника исторических событий, писатель показал ужас братоубийственной войны. Он искренне верил, что большевики несут людям свободу, но увиденная им правда жизни не позволила ему промолчать. Это был настоящий поступок честного человека, который не простили Бабелю маршалы Буденный и Ворошилов, обвинившие писателя в злостной клевете на героическую армию.

Бабель был поражен всем, увиденным на войне. Совсем не такой представлялись ему и сама война, и воюющие люди. Казаки приходили на службу со своими конями, снаряжением и оружием. Они должны были сами обеспечивать себя едой, лошадьми и кормом для них. Делалось это за счет мирного населения и часто приводило к кровопролитию: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей».

Стиль Бабеля в рассказах — это стиль корреспондента, прежде всего собирающего факты. Тон повествования у него подчеркнуто ровный, что делает повествование еще трагичнее и страшнее. Автор никого не выделяет, у него нет героев или злодеев. Гражданская война растлила всех, сделала убийство обыденным, а жестокость привычным делом. Жизнь человека не стоит ничего. Изо дня в день наблюдая проявления среди бойцов грубости, жестокости, анархизма, издевательств друг над другом, автор задается вопросом: «Почему у меня непроходящая тоска?» И сам себе отвечает: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава… разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде».

Первый рассказ «Переход через Збруч» начинается с описания радости по случаю успешного взятия города. Картины мирной природы контрастируют с действиями людей: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи…» Победа получена благодаря жестоким и страшным поступкам людей. Напряжение и тревога в рассказе нарастают: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», «запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу». Рассказ заканчивается трагедией: спящий сосед зарезан.

Рассказ «Письмо» потрясает читателя равнодушным отношением к святым для человека понятиям. Юный боец, Василий Курдюков, диктует письмо матери, в котором сообщает ей, как его брат Сенька «кончал» «папашу»-белогвардейца, который убил своего родного сына Федю. Автор видит на этой войне злобу, месть и лютую ненависть. Здесь воюют за власть, а не за родину.

Законы военного времени порождают произвол и безнаказанность. Комбриг Маслак из рассказа «Афонько Бида» приказывает эскадрону идти в атаку на деревенских жителей, которые помогали им в борьбе с поляками. За убитого коня Афонько уходит мстить в одиночку. Он поджигает деревни, расстреливает старост, чинит разбой. Для мирного населения одинаково опасны и красные, и белые. Материал с сайта

Никита Балмашев, герой рассказа «Соль», пишет письмо в редакцию. Он с чувством исполненного долга описывает случай из своей жизни. Когда бойцы конармии отправлялись на фронт, он из жалости пустил в вагон женщину с ребенком, в пути охранял ее. Когда выяснилось, что в свертке не ребенок, а соль, Балмашев выбросил женщину из вагона и расстрелял ее. Заканчивалось письмо словами: «…я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».

Бабель был коммунистом, но честным человеком и писателем. Он выполнил свой гражданский долг, написав правду о революции и гражданской войне. В 1939 году его арестовали, обвинив в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», а в 1940 году расстреляли. Книга «Конармия» на долгие годы была запрещена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • высказывания и афоризмы из рассказа конармия
  • книги и рассказы о гражданской войне
  • Изображение событий гражданской войны в книге рассказов Бабеля «Конармия»
  • тема гражданской войны бабеля конармия
  • Реферат постигая правду о гражданской войне(изображения гражданской войны в произведениях исака бабеля,булгакова,шолохова)

Сочинение

Сборник рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны, далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных. Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые - отнюдь не только злодеями. Однако главное для писателя - не доказательство правоты или неправоты белых или красных, а показ читателям трагичности гражданской войны, трагичности всякого насилия, даже применяемого как будто в благих целях. Это хорошо видно на примере рассказа «Смерть Долгушова». Здесь автор, Кирилл Лютов, - интеллигент, вследствие осознанного выбора оказавшийся на стороне красных, попадает в сложное моральное положение. Смертельно раненный конармеец, телефонист Долгушов, просит, чтобы его добили, избавив от мучений и возможного надругательства со стороны поляков: «- Патрон на меня надо стра-тить, - сказал Долгушов. Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки ползли на колени и удары сердца были
видны.
- Наскочит шляхта - насмешку сделает. Вот документ, матери отпишешь, как и что...
- Нет, - ответил я и дал коню шпоры.
Долгушов разложил по земле синие ладони и осмотрел их недоверчиво...
- Бежишь? - пробормотал он, сползая. - Бежишь, гад...» Бабель демонстрирует нам страшные подробности войны, натуралистические детали умирания человека. Жуть берет, когда удары сердца не слышно, а видно. Бабелевский интеллигент не в состоянии выполнить просьбу умирающего солдата. У него не хватает решимости убить человека, пусть и без того обреченного на мучительную смерть. Лютов не может преодолеть сидящего в глубине его души отвращения к убийству, морального запрета на лишение жизни себе подобного. Хотя по сути выстрел для Долгушова - это благо, избавляющее от нестерпимой боли и пр^бли-жающее желанную смерть. Долгушова добивает друг Лютова Афонька Вида - простой казак, не отягощенный интеллигентской рефлексией. Он спрятал в сапог красноармейскую книжку и спокойно выстрелил умирающему прямо в рот. Тут между Бидой и автором происходит очень выразительный диалог: « - Афоня, - сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, - а я вот не смог.
- Уйди, - ответил он, бледнея, - убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку...
И взвел курок».
От гибели Лютова спасает другой красноармеец, Грищук, схватив Виду за руку. Однако тот продолжает выкрикивать угрозы в адрес Кирилла: «Холуйская кровь!.. Он от моей руки не уйдет...» И Лютов понимает, что потерял Афонькину дружбу. Грищук же Лютова не осуждает за проявленную слабость и угощает яблоком, говоря ласково: «Кушай... кушай, пожалуйста...» Этими словами рассказ заканчивается.
Сам факт выбора, который приходится делать Лютову, глубоко трагичен. Убить человека - нарушить внутренний нравственный закон. Не убить - значит обречь его на более медленную и мучительную смерть. Как будто Афонька Вида совершает акт милосердия, добивая Долгушова и тем самым творя добро. Однако казака уже заразила страсть к убийству. Он готов убить своего друга Лютова только потому, что ему видится в словах Кирилла невысказанный укор. Сам Бабель сознавал, что не правы тут оба. Лютов из-за чувства жалости не может прекратить мучения Долгушова. Вида же готов расправиться с другом только за то, что неспособность Лютова к убийству вынудила Афоню взять грех на себя. Писателю ближе всего позиция Грищука, способного предотвратить бессмысленное убийство и пожалеть «очкастого», перенесшего, наверное, самое сильное потрясение в своей жизни.
Жестокость гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только Долгушов, страдают и Лютов и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель. И тот же Афонька Бида предстает у него то почти как святой, «обведенный нимбом заката», то почти как дьявол, несущий «холод и смерть»

Другие сочинения по этому произведению

В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия — «Не пролей крови ближнего своего» (по рассказам И. Бабеля) Величие и ужас гражданской войны в рассказах И. Бабеля. Герои гражданской войны к книге «Конармия» Изображение ужасов войны в книге И. Э. Бабеля «Конармия» Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века Рецензия на рассказ Бабеля «Соль» Рецензия на рассказ И. Бабеля «Соль» Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия») «Я не хочу и не могу верить чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (По книге Бабеля «Конармия») Характеристика образа Дьякова Сочинение о всех рассказах «Конармии» Бабеля О романе И. Бабеля "Конармия" Гуманизм и жестокость в "Конармии" И.Э. Бабеля (на примере рассказа "Соль") Изложение новеллы «Измена» из произведения Бабеля «Конармия» Характеристика образа Лютова Интеллигенция и революция в произведении И. Бабеля «Конармия» Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром») Характеристика образа Акинфиева Ивана Характеристика образа Галин Характеристика образа Гедали Характеристика образа Лёвки "Конармия" И.Бабеля Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в "Конармии" И. Э Ббеля

Стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя.
Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии большевиков. Своей умной, правдивой и жестокой книгой Бабель разрушил этот миф. По праву очевидца и участника исторических событий, писатель показал ужас братоубийственной войны. Он искренне верил, что большевики несут людям свободу, но увиденная им правда жизни не позволила ему промолчать. Это был настоящий поступок честного человека, который не простили Бабелю маршалы Буденный и Ворошилов, обвинившие писателя в злостной клевете на героическую армию.
Бабель был поражен всем, увиденным на войне. Совсем не такой представлялись ему и сама война, и воюющие люди. Казаки приходили на службу со своими конями, снаряжением и оружием. Они должны были сами обеспечивать себя едой, лошадьми и кормом для них. Делалось это за счет мирного населения и часто приводило к кровопролитию: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей».
Стиль Бабеля в рассказах – это стиль корреспондента, прежде всего собирающего факты. Тон повествования у него подчеркнуто ровный, что делает повествование еще трагичнее и страшнее. Автор никого не выделяет, у него нет героев или злодеев. Гражданская война растлила всех, сделала убийство обыденным, а жестокость привычным делом. Жизнь человека не стоит ничего. Изо дня в день наблюдая проявления среди бойцов грубости, жестокости, анархизма, издевательств друг над другом, автор задается вопросом: «Почему у меня непроходящая тоска?» И сам себе отвечает: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава… разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде».
Первый рассказ «Переход через Збруч» начинается с описания радости по случаю успешного взятия города. Картины мирной природы контрастируют с действиями людей: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи…» Победа получена благодаря жестоким и страшным поступкам людей. Напряжение и тревога в рассказе нарастают: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», «запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу». Рассказ заканчивается трагедией: спящий сосед зарезан.
Рассказ «Письмо» потрясает читателя равнодушным отношением к святым для человека понятиям. Юный боец, Василий Курдюков, диктует письмо матери, в котором сообщает ей, как его брат Сенька «кончал» «папашу»-белогвардейца, который убил своего родного сына Федю. Автор видит на этой войне злобу, месть и лютую ненависть. Здесь воюют за власть, а не за родину.
Законы военного времени порождают произвол и безнаказанность. Комбриг Маслак из рассказа «Афонько Бида» приказывает эскадрону идти в атаку на деревенских жителей, которые помогали им в борьбе с поляками. За убитого коня Афонько уходит мстить в одиночку. Он поджигает деревни, расстреливает старост, чинит разбой. Для мирного населения одинаково опасны и красные, и белые.
Никита Балмашев, герой рассказа «Соль», пишет письмо в редакцию. Он с чувством исполненного долга описывает случай из своей жизни. Когда бойцы конармии отправлялись на фронт, он из жалости пустил в вагон женщину с ребенком, в пути охранял ее. Когда выяснилось, что в свертке не ребенок, а соль, Балмашев выбросил женщину из вагона и расстрелял ее. Заканчивалось письмо словами: «…я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».
Бабель был коммунистом, но честным человеком и писателем. Он выполнил свой гражданский долг, написав правду о революции и гражданской войне. В 1939 году его арестовали, обвинив в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», а в 1940 году расстреляли. Книга «Конармия» на долгие годы была запрещена.

- 57.00 Кб

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

РЕФЕРАТ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В «КОНАРМИИ» И.БАБЕЛЯ

Выполнила :

Проверил :

Москва 2010

История создания романа………………………………………………………3

Своеобразие стиля………………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………… …………………8

Использованная литература…………………………………………………. ..10

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

«конармия»

Цикл рассказов, созданных на основе дневниковых записей Бабеля, сделанных в период его пребывания в Первой Конной армии (1920) в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист», где он часто печатался под псевдонимом К. Лютов. В политотделе Конармии писатель также прибыл с документами на имя Кирилла Васильевича Лютова, выданными ему секретарем Одесского губкома С. Ингуловым. Первоначально публиковавшаяся в московских, одесских и ленинградских периодических изданиях, отдельной книгой «Конармия» вышла в Госиздате в конце мая 1926 г.

В книгу вошли тридцать четыре рассказа. Редактором ее был Д.А. Фурманов – писатель, автор знаменитого романа «Чапаев». По его свидетельству, Бабель предлагал включить в нее 50 названий. После обсуждения «Конармии» в доме печати, где в адрес писателя прозвучали критические замечания, Бабель, по словам того же Фурманова, сказал следующее: «Что я видел у Буденного – то и дал. Вижу, что не дал я там вовсе политработника, не дал вообще многого о Красной Армии, дам, если сумею, дальше».

Книга Бабеля стала значительным литературным событием и вызвала многочисленные отклики литературной критики. С 1926 по 1933 г. «Конармия» выдержала восемь изданий.

Широкому кругу читателей Бабель стал известен в 1924 году, когда Маяковский напечатал в «Ледове» несколько новелл молодого автора. Вскоре после этого вышла в свет «Конармия». Ее перевели на двадцать языков, и Бабель стал известен далеко за пределами страны. Для советских и зарубежных читателей он был одним из самых примечательных писателей своего времени. Бабель ни на кого не был похож, и никто не мог походить на него. Он всегда писал о своем и по-своему; от других авторов его отличала не только своеобразная писательская манера, но и особое восприятие мира. Все его произведения были рождены жизнью, он был реалистом в самом точном смысле этого слова. Он замечал то, мимо чего другие проходили, и говорил так, что его голос удивлял. Бабель рассказывал необычайно о необычном. Длинную жизнь человека, в которой исключительное, как эссенция водой, разбавлено буднями, а трагичность смягчена привычкой, Бабель показывал коротко и патетично. Из всех человек наиболее обнажается, может быть поэтому темы любовной страсти и смерти с такой настойчивостью повторяются в его книгах.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.

Большая часть книги (23 из 34 новелл) написана в манере личного повествования - от автопсихологического героя, свидетеля и участника событий. Лишь в четырех случаях он назван Лютовым. В остальных новеллах это просто «я» с не всегда совпадающими биографическими деталями. В такой же манере исполнен и позднейший «Аргамак».

В семи новеллах Бабель демонстрирует классическую сказовую манеру. Перед нами слово героя, живописный парадоксальный характер, создаваемый не просто действием, но и чисто языковыми средствами. Это знаменитое «Письмо» Васьки Курдюкова о том, как «кончали» врагов отца и сына (вариация «Тараса Бульбы»); другое письмо мрачного и загадочного Соколова с просьбой отправить его делать революцию в Италии («Солнце Италии»); еще одно письмо и объяснительная записка Никиты Балмашова следователю («Соль», «Измена»); обмен посланиями между Савицким и Хлебниковым («История одной лошади», «Продолжение истории одной лошади»); рассказ-исповедь Павличенко («Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»).

Фактически чужим словом оказывается примыкающий к книге поздний «Поцелуй», героем которого обычно считают Лютова. На самом деле персонаж-повествователь имеет существенные отличия от «очкастого» (он командир эскадрона, «ссадил в бою двух польских офицеров», щеголяет кровожадностью) и должен рассматриваться как объективный герой с интеллигентским, а не просторечным сказом. В новелле «Прищепа» повествователь ссылается на рассказ героя, но воспроизводит его от себя, изображая сознание, но не речь центрального персонажа.

Наконец, три новеллы («Начальник конзапаса», «Кладбище в Козине», «Вдова») и вовсе обходятся без личного повествователя и рассказчика. Они исполнены в объективной манере, от третьего лица. Но и здесь чистый анекдот о хитреце Дьякове (самая светлая и «беспроблемная» новелла книги) резко отличается от стихотворения в прозе, лирического вздоха на еврейском кладбище (самая короткая и бесфабульная новелла).

Бабель мобилизует скрытые возможности малого жанра, испытывает его на прочность, разнообразие, глубину.

«Конармия» начинается «Переходом через Збруч». В этом полуторастраничном тексте экспонированы почти все темы и мотивы, ставшие структурной основой книги. За сухой строкой военной сводки открывается мир нечеловеческой красоты и шекспировских страстей.

Первыми убийцами в книге оказываются поляки, номинальные враги. Но дальше все смешивается, расплывается, превращается в кровавую кашу. В «Конармии» нет ни одной естественной кончины (внезапно, но без чужой помощи умрет лишь старик в позднем рассказе «Поцелуй»). Зато множество пристреленных, зарезанных, замученных. В 34 новеллах крупным планом даны 12 смертей, о других, массовых, упоминается мимоходом. «Прищепа ходил от одного соседа к другому, кровавая печать его подошв тянулась за ним следом. - Он поджигал деревни и расстреливал польских старост за укрывательство».

Папаша режет сына-красноармейца, а другой сын кончает папашу («Письмо»), Павличенко топчет бывшего барина («Жизнеописание Павличенки...»). Конкин крошит шляхту, потом вместе с однополчанином снимает винтами двоих на корню, еще одного Спирька ведет в штаб Духонина для проверки документов, наконец, рассказчик облегчает гордого старика-поляка («Конкин»). Никита Балмашов с помощью верного винта тоже кончает обманщицу-мешочницу («Соль»). Трунов всунул пленному саблю в глотку, Пашка разнес юноше череп, потом неприятельские аэропланы расстреляли из пулеметов сначала Андрюшку, потом Трунова («Эскадронный Трунов»). Бельмастый Галин, сотрудник «Красного кавалериста», со вкусом расписывает насильственные смерти императоров. «В прошлый раз, - говорит Галин, узкий в плечах, бедный и слепой, - в прошлый раз мы рассмотрели, Ирина, расстрел Николая Кровавого, казненного екатеринбургским пролетариатом. Теперь перейдем к другим тиранам, умершим собачьей смертью. Петра Третьего задушил Орлов, любовник его жены. Павла растерзали придворные и собственный сын. Николай Палкин отравился, его сын пал первого марта, его внук умер от пьянства... Об этом вам надо знать, Ирина...» («Вечер»).

В мире «Конармии» трудно спастись и выжить не только людям. «Я скорблю о пчелах. Они истерзаны враждующими армиями. На Волыни нет больше пчел» («Путь в Броды»), «Опаленный и рваный, виляя ногами, он вывел из стойла корову, вложил ей в рот револьвер и выстрелил» («Прищепа»).

Большинство страниц книги окрашены в самый яркий цвет - красный. Потому и солнце здесь похоже на отрубленную голову, и пылание заката напоминает надвигающуюся смерть, и осенние деревья качаются на перекрестках, как голые мертвецы.

Кровь и смерть уравнивают своих и чужих, правых и виноватых. «...Он умер, Пашка, ему нет больше судей в мире, и я ему последний судья из всех» («Эскадронный Трунов»).

«Что такое наш казак? - записывает Бабель в дневнике. - Пласты: бара-хольство, удальство, профессионализм, революционность, звериная жестокость. Мы авангард, но чего?»

В «Конармии» новеллы-кадры монтируются на контрасте, противоречии - утешительных связок и успокаивающих размышлений. Один раздевает пленных и трупы; другой грабит костел; третий мучит несчастного дьякона, своего неузнанного двойника; четвертый героически гибнет в схватке с аэропланами; пятый видит измену даже в госпитале среди лечащих врачей; шестой мгновенно становится умелым комбригом с «властительным равнодушием татарского хана»; седьмой мечтает убить итальянского короля, чтобы разжечь Икона Аполека.

Из «критического романса» о Бабеле Виктора Шкловского (1924), в целом весьма проницательного, самым известным сделался афоризм: «Смысл приема Бабеля состоит в том, что он одним голосом говорит и о звездах, и о триппере». Он односторонен, неточен. В «Конармии», помимо прочего, удивляет как раз диапазон интонаций, архитектоническая структура книги. Ровный тон разговора об ужасном, так поражавший современников (кое-кто видел в этом нарочитый эстетизм), сочетается со стилем рапорта или протокола, комическим сказом, высокой риторикой, экзальтированной лирикой «стихотворения в прозе».

СВОЕОБРАЗИЕ СТИЛЯ

Стиль писателя, собственно, и выделивший его сразу как яркую художественную индивидуальность, требовал труда кропотливейшего, чтобы благополучно пройти рифы вычурности и цветистости, не впасть в чрезмерную литературность. Как верно отметил А. Холковский, конфликт между «точностью» и «пышностью», фактографией и литературностью – ведущая ось бабелевского стиля. Именно конфликт, напряжение между двумя полюсами, а не простое решение в пользу «правды» или чистого художества.

Сам Бабель говорил об особенностях своего труда: «…Полученные от действительности впечатления, образы и краски я забываю. И потом возникает одна мысль, лишенная художественной плоти, одна голая тема…я начинаю развивать эту тему, фантазировать, облекать ее в плоть и кровь, но не прибегая к помощи памяти…но удивительное дело! То, что кажется мне фантазией, вымыслом, часто впоследствии оказывается действительностью, надолго забытою и сразу восстановленною этим неестественным и трудным путем. Так была создана «Конармия», причем даже фамилии героев, которые, казалось мне, я придумал, оказались подлинными именами людей».

Роман И. Бабеля “Конармия” - это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна. В ”Конармии”, несмотря на ужасы войны и свирепый климат тех лет, показана вера в революцию и вера в человека Автор рисует пронзительно-тоскливое одиночество человека на войне. И, увидев в революции не только силу, но и “слезы и кровь”, вертел человека так и этак, анализировал его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В центре «Конармии» - одна из основополагающих проблем бабелевского реализма: проблема человека в революции, человека, вступившего в борьбу за новое начало. Стремлением понять человеческое в революции, ее гуманистическое содержание, проникнуты многие страницы «Конармии». Человек и борьба, свобода и революционная необходимость, насилие и так называемая «социалистическая законность», пролетарская диктатура и пролетарский гуманизм, возвышенное и низменное в человеке - вот, пожалуй, те основные стержневые вопросы, которые в той или иной мере присутствуют в каждой новелле цикла «Конармия».

В «Конармии» нет адвокатской защиты революции. Герои «Конармии» подчас жестоки, порой смешны; в них много бурного, военного разлива. Однако правотой дела, за которое они умирают и сражаются, проникнута вся книга, хотя ни автор, ни герои об этом не говорят. Для Бабеля бойцы «Конармии» не были теми схематическими героями, которых мы встречаем в нашей литературе, а живыми людьми с достоинством и пороками. В «Конармии» - поток, лавина, буря, и в ней у каждого человека свой облик, свои чувства, свой язык.

В главах “Письмо” и “Берестечко” автор показывает разные позиции своих героев на войне. В “Письме” он пишет о том, что на шкале жизненных ценностей героя, история о том, как “кончали” сначала брата Федора, а потом папашу, занимает второе место. В этом заключается протест самого автора против убийства. А в главе “Берестечко” Бабель старается уйти от реальности, потому что она невыносима. Описывая характеры героев, границы между их душевными состояниями, неожиданные поступки, автор рисует бесконечную разнородность действительности, способность человека одновременно быть возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим и убивающим. Бабель мастерски играет переходами, колеблясь между ужасом и восторгом.
Заключение………………………………………………………………………8

Использованная литература…………………………………………………...10

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

____________________________________________________________________________

Мирсаева Гузель Габтулловна

Трагедия человека в гражданской войне

(по «Донским рассказам» М.А.Шолохова

и «Конармии» И.Э.Бабеля)

Научный руководитель Ашуркина Т.И.,

учитель русского языка и литературы

г.Губкинский

2006

1.Введение………………………………………………………………………………3

2.Тема гражданской войны в литературе ………………………………………….5

3. Гражданская война как трагедия народа в «Конармии» И.Бабеля ………....8

4. Гражданская война в изображении Шолохова………………………………....10

5. Сравнительный анализ изображения гражданской войны в произведениях

М.Шолохова и Бабеля…………………………………………………………….. 12

6. Заключение…………………………………………………………………………..16

7. Библиографический список………………………………………………………..19

Введение

Тема моего реферата «Трагедия человека в гражданской войне» по произведениям М.Шолохова и И.Бабеля.

Почему я выбрала эту тему?

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи.

Перешагнув рубеж 21 века, мы не должны забывать события начала 20 века, попытаться разобраться в них. История повторяется, когда мы забываем ее уроки. Литература в изображении этих событий многолика и противоречива.

Цель реферата: сравнить изображение гражданской войны и красноармейцев в произведениях Бабеля и Шолохова.

Задачи:

    Изучить произведения М.Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия».

    Изучить критическую литературу по данным произведениям.

    Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает.

Предмет исследования: рассказы И.Бабеля из сборника «Конармия»; рассказы М.А.Шолохова из сборника «Донские рассказы».

Субъект исследования: герои рассказов Шолохова и Бабеля.

Методы исследования: чтение рассказов Шолохова и Бабеля, изучение критической литературы по данному вопросу, подбор и группировка материала, сравнительный анализ произведений.

Анализ литературы

«Донские рассказы» М.Шолохова литературной критикой были приняты сразу и безоговорочно. А.Серафимович, отмечая их высокое художественное достоинство, писал: « Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко…Огромное знание того, о чем рассказывает… Умение выбирать из многих признаков наихарактернейшие». Рецензент «Нового мира» писал: « Книга «Донские рассказы» займет далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны». Мне близки обе точки зрения.

С публикацией рассказов из цикла «Конармия» творчество Бабеля стало предметом серьезных споров. Легендарный командарм С.Буденный выступил с гневным протестом против очернительства и окарикатуривания своих бойцов, утверждал, что «Конармия» -«поэзия бандитизма», клевета на Красную Армию.

В.Полонский и А.Вронский, одни из лучших критиков, старались оградить писателя от подобных обвинений. Оба критика писали, что Бабель приветствует революцию, несмотря на все ее противоречия и перехлесты. А.Вронский считал, что писателю важнее всего «выразить свое художественное мироощущение». Сам Бабель объяснял, что создание героической истории Первой конной не входило в его намерения. На защиту Бабеля встал и М.Горький, открывший литературный талант писателя. Горький говорил о том, что Бабель изобразил красноармейцев живописнее, чем Гоголь запорожцев. И все же напряжение вокруг имени Бабеля сохранялось, хотя «Конармия» непрерывно переиздавалась (в 1930 очередное издание разошлось в течение семи дней, и Госиздат приступил к подготовке очередного выпуска).

Прочитав критические статьи В.Шкловского, А.Воронского, А.Лежнева и В.Полонского, написанные о Бабеле, я сделала вывод, что они в целом дают творчеству Бабеля положительную оценку. В частности, о Бабеле говорили как об основоположнике такого писательского жанра, который только начинал появляться во времена Республики Советов, жанра индивидуального, который, как утверждали критики, все остальные писатели могли лишь повторять. Только С.Буденный говорил о нем как о писателе, не знавшем целей военных действий в стране, следовательно, как он полагал, Бабель клеветал на Первую конную.

Но мне наиболее близким показалось высказывание А.Лежнева. Он говорит о Бабеле как о «…мастере, выдерживающем годами, как вино в подвалах, свои новеллы под спудом. Бабель краток, насыщен, ясен и выразителен. Он не похож ни на одного из своих современников». Критик восхищается бабелевским стилистическим истоком, его русско-еврейским, одесским жаргоном, который был введен в литературу Юшкевичем.

По моему мнению, Бабель как настоящий художник слова изобразил революцию так, как чувствовал и видел. Он ни в коем случае не шел против народа, образ которого с такой яркостью и натурализмом нарисован в его рассказах.

В начале своей работы я выдвигаю в качестве рабочей следующую гипотезу : гражданская война, как и любая другая, является испытанием для народа, изменяет его ценности, внутренний мир, психологию и судьбу. Приемы изображения данного исторического события обусловлены рядом причин: социальным статусом писателя, его отношением к событию, его мировоззрением, образованием, воспитанием.

Тема гражданской войны в литературе

Революция - огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. Лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Эта проблема изначально подразумевала два выхода: или писатель принимал революцию и автоматически становился ее верным певцом, или не принимал, в результате чего оказывал ей явное или тайное сопротивление.

Писатель всегда ждет от мощного политического события эстетического взрыва и обжигается на чудовищных моральных последствиях. "Слушать музыку революции" всегда опасно; она завораживает, но в итоге дает слишком сильные звуковые эффекты.
Семнадцатый год разбудил и юридически оформил колоссальный всплеск насилия, сделав его движущей силой отечественной культуры на много лет вперед.

Октябрьская революция - важнейший этап в истории человечества - породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Много произведений было написано о революции и контрреволюции. Писатели старались понять, что двигало народом в переломный момент истории, в чем заключалась та правда жизни, которую они защищали. Почему народ направил свою ненависть даже по отношению к тем, кто пытался разбудить его на протяжении столетий, боролся за его независимость - против интеллигенции?

Писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

В числе писателей, отразивших эти переломные моменты в истории страны, были те, которые «к штыку приравняли перо»: А. Фадеев, написавший роман «Разгром»; Н.Островский, воплотивший опыт революции и гражданской войны в романе «Как закалялась сталь»; М.Шолохов, которому принесли известность «Донские рассказы»; И.Бабель, «Конармия» которого была неоднозначно принята литературными критиками.

Свое видение революции и гражданской войны показано в романе М.Булгакова «Белая гвардия», в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Революцию приветствовали и воспевали в разные периоды своего творчества В.Маяковский, А.Блок, С.Есенин.

В романе М.Горького «Мать» показано, как революция изменяет внутренний мир человека, способствует нравственному пробуждению человека.

Революционное настоящее показано в романе А.Платонова «Котлован», а будущее тоталитарного общества - в романе Е.Замятина «Мы».

В своей работе я хочу обратиться к творчеству И. Бабеля и М. Шолохова, выяснить, как изобразили эти два писателя в своих произведениях крах старого мира и зарождение общества нового типа. Как изображены события и герои революции и гражданской войны? Что изменилось в жизни людей, в их характерах, психологии, мировоззрении?

Что мне дает право провести сравнительный анализ произведений о гражданской войне именно этих авторов? Что же у них общего?

Об этом я буду говорить по ходу работы. Сейчас хотелось бы сказать несколько объяснений по поводу своей позиции.

Оба писателя восторженно встретили революцию.

Оба – участники, свидетели описываемых ими событий. В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Он приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» - Кирилл Васильевич Лютов, русский. Двигаясь с частями, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий.

М. Шолохов участвовал в гражданской войне и установлении Советской власти на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистом, делопроизводителем, продовольственным инспектором. Работал в комбедах по изъятию хлеба, и в 1922 был осужден условно на 1 год за превышение власти.

Таким образом, о событиях, которые изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что происходило у них на глазах.

Рассказы данных писателей объединяет не только общая историческая основа, но и герои. Это казаки.

Сборники состоят из рассказов, объединенных общей темой, но в качестве героев выступают каждый раз новые. Особенно это касается «Донских рассказов» М.Шолохова. Рассказы из «Конармии» И.Бабеля объединены образом рассказчика.

И «Донские рассказы» М.Шолохова, и «Конармия» И.Бабеля не остались не замеченными критиками и общественностью.

Если рассказы Шолохова были приняты с единодушным одобрением, то отношение к рассказам Бабеля было противоречивым. Долгое время они были под запретом в связи со смертью Бабеля в сталинских застенках.

Почему же такая разная судьба у писателей и их рассказов?

Постараемся выяснить это в работе.

Итак, моя задача разобраться, почему произведения Шолохова были приняты властью, а произведения Бабеля сначала запрещены, а затем все же забыты. Ведь ответом на этот вопрос может послужить изображение гражданской войны и главных ее героев.

Трагедия человека в гражданской войне в «Конармии» И.Бабеля

И. Бабель был одним из известных революционных писателей, сложных в человеческом и литературном понимании. Складывается такое впечатление, что и после его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен.

И. Э.Бабель родился в 1894 году в Одессе, на Молдаванке, в состоятельной и образованной еврейской семье. Как вспоминал позднее Бабель, дома его заставляли заниматься множеством наук, и до шестнадцати лет он « по настоянию отца», изучал еврейский язык, Библию, Талмуд.

В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Его первые рассказы о Конармии вызвали бурную отрицательную реакцию самого Буденного. Это и неудивительно: уже тогда нарождался стиль воспевания побед

большевиков и различных их свершений, критика была недопустима. Бабеля его собственный командарм обозвал так: «... дегенерат от литературы, Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти» конармейцев. Но помог М. Горький, который знал цену таланту этого писателя. Возражая Буденному, М. Горький очень высоко оценил бабелевскую “Конармию” и даже сказал, что писатель изобразил героев своей книги красочней, «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Но мы знаем, что Горький сам вступил в конфликт с тоталитарным режимом Сталина, и
Бабель потерял последнюю защиту. В 1939 году Бабель был арестован и вскоре погиб.
Во времена «хрущевской оттепели» о Бабеле вновь заговорили. Вышла его книга “Избранное”. Но официальная литературная реабилитация Бабеля шла медленно. «Оттепель» закончилась, и писатель вновь подвергся резкой критике в стиле буденновской, но теперь ему вменяли в вину антинаучные взгляды и концепции.
В чем же состояли его так называемые антинаучные взгляды? Мне кажется, прежде всего, в том, что советская цензура той поры отодвигала в тень произведения о революции и гражданской войне тех писателей, которые откровенно говорили о своей эпохе.

Сейчас, когда русскому читателю полностью возвращено творческое наследие этого замечательного писателя, мы видим, как были неправы те, кто обвинял его в измене собственному народу.
Во всех своих произведениях о революции и гражданской войне Бабель обличал несправедливые обвинения, стоившие жизни многим неповинным людям, настигшие и его самого.

Роман «Конармия» занимает ведущее место в творчестве Бабеля. Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Роман состоит из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой - Кирилл Васильевич Лютов. Под этим именем Бабель сражался в рядах Красной Армии. Лютов выражает взгляды писателя.

Герой-рассказчик попадает в мир людей малообразованных, невежественных, одичавших от войны. Бабель лишает описываемые им события героического ореола, как это было принято в официальной литературе, обнажает ужасающий лик войны. Сочувствие автора на стороне жертв гражданской войны, местных жителей тех деревень и городов, по которым проходят казаки Первой конной армии.

Изображая красноармейцев жестокими садистами, Бабель нарушает установленную традицию в изображении революционных, а значит справедливых войн. Герой, сражающийся на стороне красных, должен наделяться всеми мыслимыми добродетелями. С какой целью делает это Бабель?

Для него любая война, даже гражданская, противоестественна по своей сути. Ни в коем случае он не обвиняет своих героев, что они такие, какие есть. Ведь культура и нравственность не даются с рождением, они вырабатываются в течение всей жизни. Более того, даже культурный человек, попадая в ситуацию войны, не способен в полной мере сохранить свое человеческое лицо.

Заслуга И.Бабеля в том, что он остается последовательным в своем творчестве, как писатель-гуманист отвергает любую войну и изображает картину событий и ее героев в том виде, какой она ему представилась. Рисуя правду, он совершает человеческий и гражданский подвиг. Именно такими соображениями руководствовалась Анна Политковская, журналист, глазами которой мы видели правду войны в Чечне. Насколько честной была эта правда, подтвердила судьба журналиста и ее заказное убийство.

Автор не случайно сделал главным героем человека чужеродного, интеллигентного, образованного, так как только такой человек мог осмыслить и понять всю трагичность революции. Для Бабеля трагедия гражданской войны заключается в том, что она убивает душу человека, размывая грань дозволенного, обесценивает главные человеческие ценности и качества: жизнь, человечность, милосердие. За братоубийственные войны человечество платит слишком высокую цену, уничтожая гуманистические традиции, веками накапливаемые народом.

Изображение человека в гражданской войне в рассказах М.А.Шолохова.

М. Шолохов родился на Хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшая революция и гражданская война помешали продолжить образование. Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. В конце 1922 г. приезжает в Москву, чтобы учиться. Но пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем. В 1924 г. увидел свет его первый рассказ «Родинка», опубликованный в «Молодом комсомольце».

В 1925 г. состоялась встреча с А.Серафимовичем, к которому Шолохов сохранит благодарность на всю жизнь.

В газетах и журналах того времени появляются рассказы, впоследствии объединенные в сборник «Донские рассказы». Эти рассказы получили в критике положительную оценку. «Это не только проба пера, но и прекрасный дебют писателя», -говорил биограф писателя И.Лежнев. Рецензент «Нового мира» считал, что «Донские рассказы» займут далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны. Сам Шолохов признавался, что в «Донских рассказах» он старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало его, было злобой дня для партии и народа . Известный факт из его биографии, что Шолохов был осужден за превышение власти при изъятии хлебных излишек, говорит о многом.

Чувствуется, что «Донские рассказы» написаны по горячим следам и заслуживают внимания как документы истории. Шолохов рассказывает о самом ужасном, трагическом в жизни народа в тот период. В рассказах много смертей, нечеловеческих мук.

Все рассказы о столкновении белого и красного казачества. Что существенно в принципах изображения Шолохова, «красные» у него действительно красные, а белые - белые. Все, кто борется за правое дело, за счастье народа, согреты теплом шолоховского сердца. Писатель верит свом героям, поддерживает их в трудную минуту жизни, поскольку видит, что все эти люди норовистые, упрямые, встанут на защиту человека даже тогда, когда смерть глядит им в лицо.

В «Донских рассказах» Шолохова умело сочетается изображение образа молодого современника, борющегося со злом, расчищающего дорогу к будущему, с жестокой правдой жизни.

Шолохов прожил долгую и полную испытаний жизнь. Он лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, в Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из главных улиц станицы была названа Шолоховской. Он был обласкан всеми властителями советского времени - Сталиным, Хрущевым, Брежневым.

Но это только внешние стороны жизни великого писателя. В письмах к Сталину раскрывается его ощущение трагедии того времени, когда повсеместно вершились суды без следствия… В этих письмах он выступает народным заступником. И не раз он сам находился под ударом, проводил бессонные ночи в ожидании ареста. Спасали его лишь личное мужество и народная любовь.

К теме изображения гражданской войны Шолохов обратится в романе «Тихий Дон». Это говорит о том, что эта тема не была для проходящей, временной, а очень важной, наболевшей.

Сравнение рассказов М.Шолохова и И.Бабеля

Для сравнения изображения человека в гражданской войне я выбрала рассказы Шолохова «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя» и расскаы Бабеля «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча».

В основу этих рассказов положены сходные ситуации, которые имели место сплошь и рядом в то трагическое время: ненависть сталкивает в войне людей, родных по крови. Отцы в силу своего возраста и опыта прожитой жизни защищают старое время и старые порядки, сыновья сражаются на стороне новых хозяев молодой страны большевиков,т.е. отцы на стороне белых, а сыновья - на стороне красных.

Главный герой рассказа «Родинка» - Николка Кошевой. Он командир эскадрона, член РКСМ, и ему всего 18 лет.

Отец-казак пропал в германскую, мать умерла. До пятнадцати лет мыкался по работникам, потом ушел с красными на Врангеля.

Ликвидировал без урона две банды. Полгода водил эскадрон в бои.

Он устал от войны, мечтает об учебе. «Опостылело все… Опять кровь, я уж уморился так жить…». Эти слова Николки подчеркивают его человечность, его душа сопротивляется жизни, которая несет смерть и кровь.

Но рыщут еще по земле белогвардейские банды, и не пришло еще время сесть Николке за парту и научиться, как управлять молодой республикой.

Гоняясь за бандой, Николка не знает, что атаман банды - пропавший в германскую его отец.

Перевес в этом бою на стороне банды. Суждено Николке погибнуть от руки его отца. Но отец не знает, на кого замахивается своей острой шашкой. Описание убийства атаманом командира эскадрона Николки Кошевого в бою лаконичное: «…шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь».

Стаскивая с убитого красного командира сапоги, атаман « …на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» и понял, что убил своего сына.

Но не испытывает он в эту минуту торжества победы над врагом, над изменником своей веры и правды: « Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта… , всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

Сынок!..Николушка!.. Родной! Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…»

Развязка рассказа: « К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» трагическая. Жизнь отца потеряла смысл, когда он убил собственного сына.

Пейзаж в рассказе Шолохова созвучен трагедии героев: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отерханный, упали плывущие тени».

Послесловие рассказа говорит читателю о том, что жизнь не стоит на месте, опять землю топчут конные, а значит опять где-то лютует банда: « А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе».

В основе рассказа И.Бабеля «Письмо » лежит сходная ситуация: отец служит белым, сыновья - за красных. Жанр рассказа - письмо, написанное мальчиком Курдюковым своей матери. Василий сообщает матери, что служит в красной Конной армии товарища Буденного. Просит мать выслать ему посылку. Справляется насчет своего коня Степы. И только во вторых строках своего письма описывает матери, как папаша «порубали брата Федора Тимофеевича Курдюкова тому назад с год времени». Чем это можно объяснить? Прошел год: чувства притупились или у человека отсутствует зов родной крови. Другой брат, Семен Тимофеевич, мстит за убитого брата, своими руками убивает отца, хотя отец уже находился в тюрьме и ожидал суда и следствия. И Васька с сожалением пишет матери, что не может описать матери, «как кончали папашу». В образах Курдюковых писатель изображает хладнокровие, с которым один убивает отца, а другой сообщает об этом. Война ожесточила их сердца, приучила их жить сегодняшним днем, заботами о хлебе насущном, о физической составляющей своего тела: « Давали нам хлеб по два фунта в день, мяса полфунта и сахару подходяще»; «…в обед я заходил к брату Семен Тимофеевичу за блинами или гусятиной и опосля этого лягал отдыхать».

В рассказе Шолохова «Продкомиссар » главный герой рассказа - Игнашка Бодягин. Назначен окружным продкомиссаром. Отец выгнал его из дома в четырнадцать лет, когда Игнаха, увидев, как отец ударил работника по зубам за то, что сломал зубец у вил, сказал:

Сволочь ты, батя…

Отец испорол сына до крови чересседельней и велел идти по миру.

И вот спустя шесть лет Игнаха оказался в родном селе продкомиссаром. Двух казаков, в том числе отца Игнахи за сопротивление, оказанное при обыске, решено было расстрелять.

Встретившись спустя шесть лет, не испытывают к друг другу ничего, кроме ненависти. Отец расстрелян. В приведении приговора о расстреле в действие нет злорадства, упоения местью, лишь слышно звучат последние слова сына: «Не серчай, батя…» Игнаха просто не может поступить иначе, ведь он назначен окружным комиссаром. Если бы на нем не лежала такая ответственность, может быть, он и поступил иначе.

Игнаху тоже находит смерть. Его убивают восставшие против Советской власти казаки. Но перед смертью Игнаха спасает замерзающего у дороги мальчишку, что стоит ему собственной жизни. В образе этого молодого человека, строителя будущего, Шолохов подчеркивает самопожертвование и доброту, мужество и стойкость .

В рассказе Шолохова « Шибалково семя » казачка Дарья, которую из жалости приютил отряд, оказалась шпионкой, подосланной бандой Игнатьева. Шибалок, пулеметчик при отряде, прикипел к ней, но узнав, что из-за ее донесений погибали его товарищи, понимает, что Дарья должна умереть, несмотря на то, что Дарья родила от него сына. Казаки сначала хотели самого Шибалка прикончить, если он не прикончит Дарью и ее малыша. Шибалок умолил оставить сына в обмен на смерть Дарьи. Он собственноручно исполняет приказ.

Смерть Дарьи здесь оправдана всем ходом повествования, автор понимает поступок героя и поддерживает его. Идет война, не может быть полутонов. Если ты оказался врагом - получи пулю. Шибалок показан как настоящий красноармеец, у которого классовая совесть не дремлет. Когда Дарье нужна была помощь, он проявил сострадание, взаимопомощь, он даже полюбил ее. Но простить предательство он не в силах. Шибалок открывается нам как любящий и заботливый отец, он лишь до времени, когда окончатся военные действия, отдает младенца в детский дом.

В рассказе « Соль» И.Бабеля также женщина оказывается жертвой революционно настроенных масс. Сюжет рассказа таков: красноармейцы посадили в свой вагон на станции женщину с ребенком. При прошествии времени красноармейцам показалось странным, что же это за ребенок такой: есть не просит, не плачет… Развернув пеленки, они увидели «добрый пудовик соли». Разговор с врагами Советской власти, с мешочниками короток: « И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики». Чем обусловлен этот поступок? « …вы, гнусная гражданочка, есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам …» Герой не просто видит мешочницу, но « несказанную Рассею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и товарищей, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются…» Вот такое видение поступка героини заслоняет от него саму виновницу его расстройства, реальность происходящего и, самое главное, человечность, законы нравственности.

В рассказе И.Бабеля «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча » бывший пастух а нынче генерал Матвей Родионович рассказывает, как отомстил за все притеснения барину Никитинскому потому, что ему не заплатили за работу. От его слов веет первобытной жестокостью, неистовством, бесчеловечностью: « И тогда я потоптал барина моего Никитинского. Я час его топтал или более часу… Стрельбой, - я так выскажу,- от человека только отделаться можно: стрельба - это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я, бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь узнать, какая она у нас есть…» Человеческая жизнь обесценилась, людьми, которые строят новый мир, овладела ничем не оправданная жестокость. Так и слышится сквозь строчки голос автора: «Ненавижу войну».

Заключение

Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть проявляется особенно остро.

Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, чему стали подтверждением рассказы Бабеля и Шолохова. Трагизм изображаемых событий здесь предельно обнажен.

Гражданская война стала испытанием не только для людей, по судьбам которых проехалось красное колесо истории, но и для писателей. Одним из них она стоила жизни, другим сделки с собственной совестью.

В результате работы над темой своего исследования я пришла к следующим выводам :

1. История ворвалась в жизнь людей. Век 19 с его традициями, укладом жизни сменяет век 20, наполненный событиями бурными и трагическими.

2. В рассказах Бабеля и Шолохова отражена жизнь в экстремальных условиях, ведь война - даже за прекрасные идеалы революции - это всегда условия, отличные от нормальной жизни. Люди, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные, политические, объединяются в белых и красных и начинают убивать друг друга, искренне веря, что совершают благие дела.

3. У Шолохова нет полутонов. «Красный» действительно красен, а белый бел. Молодость не помеха храбрости и стойкости в образе Николки Кошевого, героя рассказа «Родинка»; Шолохов восхищается человечностью Игната Бодягина, героя рассказа «Продкомиссар»; оправдывает поступок Митьки из рассказа «Бахчевник». Образы врагов революции поражают неоправданной жестокостью, ненавистью, бесчеловечностью (отец Игната Бодягина, издевавшийся над своими работниками, оказавший сопротивление Советской власти; отец Митьки и Федора, назначенный комендантом при военно-полевом суде и при поддержке белого казачества расправлявшийся с красноармейцами; забивший до смерти свою жену).

4. И.Бабель изображает казаков, служивших в армии Буденного, ненавидевших местных жите­лей только за то, что у них был другой быт, язык, культура, презиравших их за принадлежность к другой национальности, за то, что они евреи, поляки или украинцы, за то, что они хотят сохранить прежний уклад жизни. Его герои, вопреки сложившейся традиции изображать красноармейцев только с положительной стороны, очень противоречивы. Писатель показывает наряду с героизмом грубость и даже жестокость солдат конармии Буденного по отношению к мирному населению. Насилие стало для них обычным делом. Читатель видит много, очень много крови ни в чем не повинных людей. Для бабелевских красноармейцев не остается никаких запретов, они уже ничего не боятся, их ничто не сдержива­ет (рассказ «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»). Автор не идеализирует своих героев, как это было принято в советской литературе.

5. Герои Шолохова молодые. Николке Кошевому 18 лет, Григорию Фролову из рассказа «Пастух» - 19 лет, его сестре Дунятке - 17 лет. Случайно ли это? Для них, молодых, устраивается новая жизнь, когда они не будут испытывать нужды в хлебе, станут учиться. А значит, рассказы Шолохова проникнуты оптимизмом: преодолеются все невзгоды, утихнет боль утрат, начнется новая справедливая жизнь.

6. В рассказах Бабеля нет такой уверенности. Бабель, окунувшись в страстную стихию революции, не понимает, где правда, где ложь, одно ему понятно: «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». Бабель не оправдывает подоб­ную жестокость, мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь в новую жизнь.

7. Шолохов через поступки и мысли своих героев дает понять, что другой дороги нет, революция, пусть с кровью, жестокостью - един­ственный способ что-то изменить на земле. Шолохов объясняет причины революции и гражданской войны картинами нищенской жизни людей, голодом, эксплуатацией и жестокостью (рассказ «Алешкино сердце»).

8. Бабель видит отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Подчас Бабель использует, как мне кажется, силу гиперболизации, как Салтыков-Щедрин, с художественной целью. С помощью художественного преувеличения показывает опасность переделки мира любыми способами.

9.У Бабеля и Шолохова есть существенные отличия и в характеристике героев . Так, например, Бабель пишет об истинном большевике: «...молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахоль­щик, беспечный сифилитик, неторопливый враль» («Прищепа»). Совсем другого человека мы видим в описании Николки Кошевого, командира эскадрона, храброго, лихого, преданного рево­люции: « Мальчишка ведь, пацаненок, а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!» («Родинка»).

Задачи и цели, поставленные в начале работы, можно считать выполненными. Мне удалось на основе изучения произведений, критической литературы, знакомства с творческой и личной биографией писателей провести сравнительный анализ изображения гражданской войны, образов красноармейцев в рассказах М.Шолохова «Донские рассказы» и в рассказах И.Бабеля из «Конармии».

Можно с очевидностью утверждать, почему удалась жизнь Шолохова и так трагически оборвалась жизнь Бабеля. Писатели жили во время жестокой классовой борьбы, когда не допускалось различий в трактовке образов красноармейцев и значения гражданской войны, когда господствовал принцип социалистического реализма в литературе. Точка зрения Шолохова на происходящее в то время в стране совпала с общепринятой, а честный взгляд Бабеля обрек его на смерть и забвение.

Это сейчас мы понимаем, что каждый писатель индивидуален, каждый видит жизнь

по-своему. Возможно, кто-то сделает упрек Шолохову за некоторый схематизм его героев, а Исаака Бабеля упрекнет в из­лишнем натурализме. Но для нас, читателей, их произведения как бы допол­няют друг друга. И полные надежды на прекрасное будущее «Донские рассказы», и запутанный, сложный, но одновременно очень правдивый и честный сборник рассказов «Конармия» представляют слож­ную картину революционного времени.

Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. В том числе для Шолохова (как покажет роман «Тихий Дон») и для Бабеля.

Результаты моего исследования могут стать вспомогательным материалом при изучении темы гражданской войны на уроках литературы.

Следующим этапом работы над этой сложной темой может стать сравнительный анализ изображения человека в гражданской войне по «Конармии» И.Бабеля и роману А.Фадеева «Разгром».

.

Библиографический список

1. Бабель И.Э. Избранное.-М.: Олимп; Издательство АСТ,1996.

2. Бабель И.Э. Статьи и материалы. Под редакцией Б.К.Казанского и Ю.Н.Тынянова.Л., 1996.

3. Петелин В.В. М.Шолохов. Страницы жизни и творчества.- М., 1990.

4. Шолохов М.А. Рассказы.- М.: Дрофа: Вече,2002




Top