Турки-сельджуки. История Азии

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, философская школа в Древней Греции. Развила принципы Сократа в направлении последовательного гедонизма. Была основана Аристиппом из Кирены, его последователи - Арет и Аристипп-младший, затем Феодор, Гегесий, Анникерид. Основатель школы Аристипп, следуя Протагору, учил, что ощущения ничего не говорят о предметах внешнего мира, а соответствуют только нашим душевным движениям и потому всегда истинны. Так как нет какого-либо внешнего критерия для оценки душевных движений или чувствований, которые суть троякого рода: удовольствие, неудовольствие и безразличное состояние, то место понятия блага, центр, понятия сократовской этики, занимает удовольствие. Наслаждение выступает, таким образом, как цель человеческой жизни, что роднит Киренскую школу с . Последовательное проведение принципа индивидуального удовольствия либо сближает представителей Киренской школы с в пренебрежении к общепринятым нормам и религиозным установлениям...

Киренская школа (НФЭ, 2010)

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики (κυρηναϊκοί) – древнегреческая гедонистическая философская школа 4 – 1-й четверти 3 в. до н.э., возводившая свое учение к сократику Арастиппу из Кирены. К Киренской школе принадлежали, в частности: дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший (Метродидакт, «обученный матерью») и имевшие своих последователей Паребат, Анникерид, Гегесий и Феодор Безбожник.

Киренская школа отрицала науки о природе (иногда также логику и диалектику) как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Этика Киренской школы состояла из 5 разделов: учение о том, что предпочитают и чего избегают, о внутренних состояниях-ощущениях (πάθη), о поступках; физика же и логика фактически включались в этику на правах учения о причинах и о достоверности. Киренаики утверждали несопоставимость внутренних состояний людей и непостижимость в них общего: общими бывают только имена вещей. Человеку явлено лишь его индивидуальное состояние (πάθος), оно очевидно, истинно и постижимо: «Ощущение, которое возникает для нас, не показывает нам ничего, кроме себя самого...

Киренская школа (Подопригора, 2013)

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики [греч. …, от … - г. Кирена] - философская (так называемая сократическая) школа, развивавшая этическую сторону учения Сократа и подготовившая почву для эпикуреизма. Признавая существование внешнего мира вне сознания человека, Киренская школа отрицала возможность его полного познания. В вопросах этики Киренская школа проповедовала гедонизм, объявляющий целью жизни наслаждение. Основана учеником Протагора и Сократа Аристиппом (2-я половина V - начало IV века до н.

Киренаики

КИРЕНАИКИ - сторонники древнегреческой (сократической) философской школы (Северная Африка, 5 в. до н. э.), основанной Аристиппом из Кирены и проповедовавшей гедонизм, отождествлявшие счастье с чувственными наслаждениями. Киренаики - выразители идеологии рабовладельческой аристократии.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 190.

Киренаики (Конт-Спонвиль, 2012)

КИРЕНАИКИ (CYRENAIQUE). Основателем школы киренаиков был ученик Сократа Аристипп из Кирены. Единственным, в чем можно быть уверенным, он считал ощущение; единственным благом - удовольствие; единственным временем - настоящее. Отсюда его симпатичная, но недалекая мудрость, которую можно скорее назвать искусством наслаждаться, чем искусством быть счастливым. Учение киренаиков чем-то напоминает эпикуреизм, возникший раньше самого Эпикура, но это эпикуреизм, замкнутый в рамки тела и настоящего.

сельджукский правитель Конийского султаната

Оспаривал власть у своего старшего брата Кей-Кавуса I, ставшего султаном в 1211 году, но был им побеждён к 1213 г. и заключён в замок Гузер-пирт близ Малатьи . После смерти брата был освобождён эмирами и возведён ими на престол.

Уже в первые годы правления Кей-Кубад I показал себя дальновидным правителем и умелым военачальником. В то время как монголы вели завоевания в Средней Азии, он предусмотрительно укрепил Конью , Кайсери и Сивас , окружив их новыми стенами и башнями. В 1221 г. султан захватил у армянского Киликийского царства крепость Калонорос на средиземноморском побережье.

Протяжённость уже существовавших там оборонительных сооружений была увеличена, а порт перестроен. Важнейшей частью новых укреплений была башня Кызыл Куле, возведённая к 1224 году; она одновременно и защищала верфь и служила опорой для новых стен. Уникальный военный док располагался в туннеле из пяти сводчатых галерей; там можно было тайно строить новые корабли или укрывать имеющиеся.

Калонорос был переименован в Алайе (современная Аланья) - в честь Ала ад-Дина - и сделан зимней столицей. Сивас стал в этот период одним из важнейших торговых центров Леванта; крупное сельскохозяйственное производство налажено в Анатолии, на большей части которой выращивали овощи на продажу; во многих местах, в особенности в Алайе, были устроены предприятия, изготовлявшие сахар.

В год вступления Кей-Кубада на престол был подтверждён торговый договор с Венецией, подписанный ещё Кей-Хосровом I, а затем - Кей-Кавусом I. К прежним статьям договора, разрешавшим венецианцам свободное предвижение по стране и устанавливавшим двухпроцентную пошлину на их торговые операции, были добавлены новые условия. Освобождались от налога операции с хлебом, золотом, серебром и драгоценными камнями; венецианские корабли, захваченные каперскими судами султаната должны были быть отпущены без всякого ущерба; то же касалось венецианских граждан, оказавшихся на кораблях третьих стран; венецианцам однако было отказано в праве экстерриториальности. В свою очередь купцы султаната могли пользоваться аналогичными правами на территориях, контролируемых Венецией. Исключение составляло неустановление фиксированного процента торговой пошлины.

Около 1222 г. эмир Хусам ад-Дин Чупан по приказу султана, совершил морской поход из Синопа в Крым. Предлогом для похода стала защита прав румских купцов, жаловавшихся на притеснения.

Сельджуки разбили армию половцев и захватили подконтрольный им

Одними из самых грозных средневековых азиатских завоевателей были турки-сельджуки. Они за несколько десятков лет смогли создать огромнейшую империю своего времени, которая, впрочем, вскоре распалась. Но эти осколки империи дали жизнь ещё более могущественному государству. Давайте выясним, что собой представляли турки-сельджуки, кто они и откуда.

Этногенез сельджуков

Прежде всего нам нужно определить, откуда взялись турки-сельджуки. Их возникновение до сих пор содержит много загадок для историков.

По наиболее распространенной версии, они являются одним из ответвлений тюркской народности огузов. Сами огузы, скорее всего, являлись плодом смешения на территории местных угорских и сарматских племен с пришлыми тюрками, с численным и культурным преобладанием последних. Как и остальные тюркские народы, огузы занимались кочевым животноводством, а также набегами на другие племена. Первоначально они были вассалами могущественного Хазарского каганата, но затем обособились и организовали собственное государство по обе стороны Сырдарьи со столицей в Янгикенте, которым управлял ябгу.

Образование государства сельджуков

В IX веке знатный огуз Токак ибн Лукман из племени Кынык перешел вместе с подчиненными ему людьми на службу Хазарскому каганату. Но с упадком державы хазар он вернулся в Среднюю Азию, где стал служить огузскому ябгу Али, тем самым став вторым по значимости человеком в Государстве огузов.

Токак имел сына по имени Сельджук, который в свое время служил вместе с отцом у хазар. После смерти Токака Сельджук получил от ябгу титул сюбаши (командующий армии). Но со временем отношения между Сельджуком и правителем огузского государства разладились. Опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, Сельджук был вынужден в 985 году удалится с членами своего племени на юг в мусульманские земли, где принял ислам. Он перешел на службу к Саманидам, которые номинально считались наместниками Халифа в Средней Азии, а фактически были полностью независимыми правителями.

Затем, набрав людей, Сельджук под знаменем новой веры вернулся в государство огузов, возглавив борьбу против ябгу. Таким образом, личная вражда Сельджука и Али переросла в мусульманский джихад. Вскоре молодому полководцу удалось захватить крупный город Дженд и обосноваться тут. Он смог объединить другие тюркские народы, таким образом, основав собственное пока ещё небольшое государство. Столицей его стал город Дженд. А все вступившие под знамя Сельджука племена стали известны в истории как турки-сельджуки.

Укрепление государства

Тем временем в вначале XI века государство Саманидов пало под натиском другого могущественного тюркского союза - Караханидов. Изначально Сельджуки поддерживали в борьбе своих сюзеренов - Саманидов, за что получали большие льготы и самостоятельность в управлении своими землями, но после их падения перешли на службу к Караханидам.

После смерти Сельджука государством правили пятеро его сыновей: Исраил (тюркское имя Арслан), Микаил, Муса, Йусуф и Йунус. Главным был старший сын Исраил. Он ещё больше укрепил власть сельджуков в регионе.

Исраил был женат на дочери правителя Караханидов Али-тегина. Он послал в стольный город Бухару на службу к Али-тегину двух своих племянников, сыновей Микаила - Тогрула и Дауда (Чагры-бек), о великих завоеваниях которых мы поговорим ниже.

В это время в конфликт с Караханидами, поддерживаемыми сельджуками, вступил могущественный правитель Газны Махмуд. Ему удалось в 1025 году пленить Исраила, который в заточении и умер через семь лет. Это событие положило началу борьбе между Газневидами и Сельджукидами, главой которых стал Микаил, укрепившийся в Бухаре.

Великие завоевания

После смерти Микаила власть унаследовали его сыновья - Тогрул и Чагры-бек, главным из которых считался первый. Конфликт между ними и Газневидами все усугублялся, пока в 1040 году не разрешился великой битвой при Дандакане, в которой турки-сельджуки одержали полную победу. После заключения мира они получили в свое владение весь Хорасан, отнятый у Газневидов, а Тогрул с полным правом стал теперь именоваться султаном.

В ближайшие годы турки-сельджуки покорили Хорезм и весь Иран. В 1055 году была захвачена столица халифата - город Багдад. Но Тогрул, являясь верным мусульманином, оставил духовную власть халифу, а сам взамен от него получил высшую светскую власть и титул царя Востока и Запада.

Затем сельджуки начали свои набеги на Закавказье и Малую Азию, на тот момент принадлежавшую Византии. Одни области Тогрул непосредственно присоединял к своему государству, в других сажал на трон родственников, в третьих - оставлял власть местным правителям, приняв от них вассальную присягу.

Империя Сельджукидов

К концу жизни Тогрула образовалась настоящая Сельджукская империя, простиравшаяся от Аральского моря на востоке до Кавказа и пределов Малой Азии на западе. Умер великий полководец в 1063 году, передав верховную власть своему племяннику Алп-Арслану, который являлся сыном Чагры-бека.

Впрочем, Алп-Арслан не остановился на достижениях своего дяди, а продолжал расширять империю. Он сумел покорить Грузию и Армению, а в 1071 году не только нанес сокрушительное поражение Византии под Манцикертом, но и пленил её императора. Вскоре после этого почти вся принадлежала туркам-сельджукам.

В 1072 году, когда Алп-Арслан направлял свою армию против Караханидов, на него было произведено покушение. От полученных ран султан вскоре скончался, завещав престол своему несовершеннолетнему сыну Малик-шаху.

Несмотря на малолетство, новому султану удалось подавить вспыхнувшие мятежи. Он смог отобрать Сирию и Палестину у государства Фатимидов, которое не признавало власти Халифа, а также заставил признать Караханидов. При нем государство Сельджукидов достигло максимального могущества.

Упадок империи Сельджуков

После смерти в 1092 году Малик-шаха начался упадок великой империи, которая была фактически разделена между сыновьями этого султана, постоянно участвовавших в междоусобных войнах. Ситуацию усугубило начало Крестовых походов западноевропейских рыцарей с 1096 года, а также усиление Византии при династии Комнинов. Кроме того, от империи стали отпадать области, в которых правили боковые ветви Сельджукидов.

В конце концов после смерти других братьев остатки империи в 1118 году оказались в руках Ахмада Санджара. Это был последний верховный султан, которого признавали турки-сельджуки. История империи Сельджукидов заканчивается в 1153 году с его смертью.

Окончательный распад сельджукской державы

Ещё задолго до смерти Санджара от империи отпадали целые страны, которыми правили представители боковых ветвей династии Сельджукидов. Так, в 1041 году был основан Карманский султанат на юго-западе Ирана, который просуществовал до 1187 года. В 1094 году отделился Сирийский султанат. Правда, его существование ограничилось 23 годами. На 1118 год приходится основание Иракского султаната, падение которого датируется 1194 годом.

Но из всех осколков Сельджукской империи дольше всех просуществовал Конийский султанат (или Рум), расположенный в Малой Азии. Основателем этого государства является племянник Алп-Арслана Сулейман ибн Кутулмыш, который начал править с 1077 года.

Наследники этого правителя укрепили и расширили султанат, который достиг своего наивысшего могущества в начале XIII века. Но нашествие монголов в середине этого же столетия расшатало последнее государство сельджуков. В конце концов оно распалось на множество бейликов (областей), лишь формально подчинявшихся султану. Окончательно Конийский султанат прекратил существование в 1307 году.

Приход османов

Ещё до окончательной гибели Конийского султаната один из его правителей, Кей-Кубад, в 1227 году разрешил переселиться на территорию своего государства одному из огузских племен - кайи под предводительством Эртогрула. До этого данное племя обитало на территории современного Ирана.

Сын основал на территории Малой Азии новое турецкое государство, которое позже получило наименование Османской империи. При его наследниках эта держава захватила значительную часть Азии, Африки и Европы, территориально превысив размер империи Сельджукидов. Как видим, турки-сельджуки и турки-османы - звенья одной цепи сменяющихся государственных образований.

Значение завоеваний турок-сельджуков

Завоевания турок-сельджуков имели очень большое значение для истории. Именно они открыли период широкого проникновения тюркских племен в западную Азию. Они оказали значительное влияние на формирования целого ряда современных этносов: азербайджанцев, турок, кызылбашей и целого ряда других народов.

Кроме того, не стоит забывать, что фактическим продолжателем государства Сельджукидов стала великая Османская империя, которая оказала очень большое влияние на исторические процессы не только в Азии, но и в Европе.

Монумент завоевателю города Алания – султану Алладину Кейкубату I расположен в западной части города и является самым первым памятником, который приветствует туристов, прибывающих со стороны аэропорта.

Алладин был султаном сельджукской династии правивший Аланией в 13 столетии (1219-1236 годах). Он боролся за власть со своим старшим братом Кейкавусом I, ставшим султаном в 1211 году, но был побеждён им и заключён в замке Гузер-пирт, что возле Малатьи. Уже после смерти своего брата, Кейкубата освободили эмиры и он был возведён на престол.

С первых годов своего правления султан Алладин Кейкубат I проявил себя как удачливый военачальник и дальновидный правитель. Во время завоевания монголами Средней Азии, он предусмотрительно укреплял Конью, Сивас и Кайсери, окружая их новыми башнями и стенами. В 1221 году султан отбил на средиземноморском побережье крепость Калонорос, принадлежащую армянскому Киликийскому царству. И здесь по приказу султана была увеличена протяжённость уже существующих там оборонных сооружений, а порт был перестроен.

После пяти лет сражений сельджукский султан Алладин Кейкубат I захватил Аланию в 1221 году и приказал возвести монумент, который стал бы символом господства турков на морях, а также надёжно защищал бухту города. Таким образом Кейкубат оставил в истории города значимый след, закончив возведение замка Алании и соорудив мощную и красочную крепость, расположенную на высоком холме, именуемую Кызыл Куле (Красную Башню) в 1224 году.

Скульптор изобразил Кейкубата верхом на его коне, отдающего сельджукским войскам приказ атаковать неприятеля. Именно скульптура Алладина Кейкубата I позволила Алании добиться признания в качестве одного из памятников средневековой архитектуры. Постройки кейкубатовского периода фундаментальны и величественны.

Памятник, увековечивающий самого значимого «хозяина» города Алании расположен не на центральной городской площади, как это в большинстве случаев бывает, а на въезде в город «со стороны начальства», то есть практически на западной окраине в направлении к Анталии, административному районному центру всего региона, куда сейчас и входит Алания. Вот и получается, что каждый раз, когда кто-нибудь из районного руководства пожелает заглянуть в подведомственный городок, прославленный султан приветливо встретит его на въезде. Правда, не совсем на главной дороге, но недалеко от неё.




Top