Творческий и жизненный путь шолохова михаила александровича. Творческий и жизненный путь М.А

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.) - знаменитый прозаик, публицист. Родился на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы Вешенской. Мать Шолохова была родом из крестьянской семьи, отец - выходец из Рязанской губернии, выращивал пшеницу на покупной казачьей земле; служил приказчиком, управляющим паровой мельницы. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы.

Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. В 1912 г. поступил в Каргинское начальное училище, в класс, который вел Михаил Григорьевич Копылов (впоследствии Шолохов изобразил его под своей фамилией в романе "Тихий Дон"). Вскоре после этого Михаил Шолохов тяжело заболел воспалением глаз, и отец отвез его в глазную лечебницу в Москву, в ту самую снегиревскую больницу, в которую попадает и главный герой "Тихого Дона" - Григорий Мелехов. Не окончив Каргинского училища, Шолохов поступил в подготовительный класс Московской гимназии Шелапутина, а через три года продолжил учение в Богучаровской гимназии. В годы учебы Шолохов с увлечением читал книги русских и зарубежных писателей-классиков. Особое впечатление на него произвели рассказы и романы Льва Николаевича Толстого. Среди наук, преподаваемых в гимназии, Шолохова больше всего интересовали литература и история. Отдавая предпочтение литературе, он в юношеском возрасте начал пробовать свои силы в стихах и прозе, сочинял рассказы, юмористические сценки.

Перед революцией семья Шолоховых поселилась на хуторе Плешакове Еланской станицы, где отец писателя работал управляющим паровой мельницей. Летом Михаил приезжал к родителям на каникулы, и отец часто брал его с собой в поездки по Дону. В одной из таких поездок Шолохов встретился с Давидом Михайловичем Бабичевым, вошедшим в "Тихий Дон" под именем Давыдки-вальцовщика, который работал на плешаковской мельнице с двенадцати лет. В это же время на плешаковской мельнице работал пленный чех Ота Гинс, который в романе "Тихий Дон" изображен под фамилией Штокман. Здесь же, в Плешках, Шолохов-гимназист познакомился с семьей Дроздовых. Судьбы братьев Алексея и Павла сложились трагически, что было связано с развернувшейся на Дону гражданской войной. Старший брат Дроздовых Павел погиб в первых же боях при вступлении частей Красной Армии в хутора Еланской станицы. Павел Дроздов погиб почти так же, как Петр Мелехов в "Тихом Доне".

Когда в июне 1918 г. немецкая кавалерия вошла в тихий придонский уездный городок Богучары, Шолохов был у отца, на хуторе Плешакове, расположенном напротив Еланской станицы. В это время на Дону развернулась острая классовая война. Летом 1918 г. белоказаки заняли Верхний Дон; в начале 1919 г. в район хуторов Еланской станицы вступили части Красной Армии, а ранней весной того же года вспыхнуло Вешенское восстание. Эти трагические события разворачивались на глазах у Михаила Шолохова. В период восстания он жил в Рубежном и наблюдал паническое отступление повстанцев, был очевидцем их переправления через Дон; находился в прифронтовой полосе, когда в сентябре на Левобережье Дона вновь вступили войска Красной Армии. К концу года белоказаки, разгромленные под Воронежем, бежали с верховьев Дона.

В 1920 г., когда на Дону окончательно установилась Советская власть, семья Шолоховых переселилась в станицу Каргинскую. Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г. он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых на хуторе Латышеве; с середины года - журналистом Каргинского станичного Совета, затем - учителем в начальной школе; с середины 1921 г. - станичным статистиком в станице Каргинской; с января 1922 г. - делопроизводителем станичной конторы, а спустя некоторое время - производителем станицы Букановской.

В конце сентября 1920 г. в пределы округа вступил многотысячный отряд Махно. Однажды ночью банды заняли станицу Каргинскую и разграбили ее. Коммунистам и комсомольцам пришлось несколько дней скрываться в зарослях камыша по Чиру. Во время боя под хутором Коньковом бандиты взяли в плен Шолохова. Допрашивал его Нестор Махно. В случае новой встречи он пригрозил юноше виселицей.

1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым - засушливым и голодным. На Дону действовали местные банды Федора Мелихова, Кондратьева, Макарова, прорывались из соседней Воронежской губернии бандитские отряды Маслакова, Курочкина, Колесникова. Особенно жестоко зверствовала банда Якова Фомина, не раз занимавшая и грабившая станицу Каргинскую. В это время Шолохов принимал активное участие в борьбе с бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были полностью разгромлены.

В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. А за плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону. Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». В 1924 г. в журналах стали печататься рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Темы этих рассказов - гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, преобразования в деревне. Первый сборник - «Донские рассказы» - не принес Шолохову особой популярности, но показал, что в русскую литературу вошел писатель, способный заметить в обычной жизни важные веяния своего времени.

В 1924 г. Шолохов вернулся на Дон в станицу Вешенская, где с этого времени жил постоянно. Здесь он начал писать роман "Тихий Дон" (1928-1940), изображающий донское казачество в годы Первой мировой и гражданской войн. Следующим значительным произведением Шолохова стал роман «Поднятая целина» (1932-1960), повествующий о революционном переломе в жизни деревни.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом. Уже в первые месяцы войны в периодической печати были опубликованы его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Большой популярностью у солдат пользовался рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-44 гг. начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант этого произведения вышел в свет в 1969 г.). Заметным явлением в литературе стал рассказ Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в котором трагическая история жизни показана в ее неразрывной связи с испытаниями в жизни народа и государства. Судьба Андрея Соколова воплощает страшное зло войны и одновременно с этим утверждает веру в добро. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны. Андрей Соколов - мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др. Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего, связь с народом. «Книга - дело выстраданное», - говорил он на II Съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была; о том, что к оценке художественного произведения следует подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мнению писателя, право на жизнь имеет только то искусство, которое служит интересам народа. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии в 1965 г.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел, но держался стойко. Даже врачи удивлялись его терпению. Он перенес два инсульта, диабет, потом рак горла. И, несмотря ни на что, продолжал писать. Творчество Шолохова внесло огромный вклад в литературу. В его произведениях поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным началами, между человеком и окружающим миром. В его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем многообразии и богатстве типов и характеров, в такой полноте нравственной и эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд образцов мировой литературы.

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Шолохов Михаил Александрович, лауреат Нобелевской премии, советский писатель и деятель родился в мае 1905 года (10) на х. Кружилин в Донецком округе.

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей. Жизненный и творческий путь Шолохова Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины.

В начале 1-й мировой войны Шолохов учился в Москве, а затем продолжил учебу в Воронежской губернии, в Вёшенской, закончив всего четыре класса гимназии.

В период 1920 - 1922 гг. Шолохов жил и работал в станице Каргинской, занимался делопроизводством и преподавал, участвовал в программе переписи населения. В 1922 году Шолохов решил продолжить образование в Москве и попробовать себя в писательстве. Не имея направления комсомола и трудового стажа, Шолохову не удалось поступить на рабочий факультет. Пришлось работать каменщиком, грузчиком, разнорабочим. Параллельно с тяжелым физическим трудом, Михаил Александрович занимается и своим духовным развитием: входил в литературное общество «Молодая гвардия», посещает занятия О. Брик, В. Шкловского, Н. Асеева.

Первые юмористические и прочие рассказы были напечатаны в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в том числе и рассказ «Родинка», ставший в последствии широко известным. В декабре 1923 года Шолохов возвращается в Каргинскую, а затем в Букановскую станицу, где в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Огромную известность в России и за её пределами принёс Шолохову роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940 году, но написанный, однако, намного раньше – с 1928 по 1932 годы. В 1941 году «Тихий дон» перевели на Европейские и восточные языки. Жизненный и творческий путь Шолохова А за свое произведение «Поднятая Целина» Михаил Александрович получает Ленинскую премию в 1960-м.

Военные произведения писатели имели не меньшую известность, не смотря на то, что публиковались они отрывками.

Эти произведения появились под впечатление работы корреспондентом в военные годы. В послевоенное время Михаил Александрович занимается патриотической публицистикой, пишет «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Борьба продолжается» и прочие произведения патриотической тематики. До конца жизни Шолохов жил в Вёшенской, где его дом стал впоследствии музеем. Обе премии он потратил на благотворительность, передав Сталинскую премию в оборонный фонд, а Нобелевскую премию – на постройку Вёшенской школы. С 1960х годов отошёл от литературы, увлёкся охотой и рыбалкой. Жизненный и творческий путь Шолохова

Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Реферат по теме:

Творчество М.А. Шолохова

План

Введение

1. Биография М.А. Шолохова

2. Творческий путь писателя

3. Своеобразие творчества М.А. Шолохова

Заключение

Список литературы

Введение

Михаил Александрович Шолохов - один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события - революцию, становление советской власти, реалии нового быта, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне. Все написано, безусловно, с позиций идейных, коммунистических, классово, идеологически выверенных. Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий.

Цель работы - рассмотреть творчество М.А. Шолохова.

1. Биограф ия М.А. Шолохова

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской, области Войска Донского (теперь Ростовская область). Его официальная биография выглядит так. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской губернии, с молодых лет работал по найму, кочуя по донским хуторам и станицам. Мать Анастасия Даниловна, дочь крепостного украинского крестьянина Черниговской губернии, с двенадцати лет вплоть до замужества работала в помещичьем имении Ясеновка, находившемся неподалёку от хутора Кружилина. Малограмотная женщина обладала острым природным умом, живой, образной речью, душевным богатством, и эти качества унаследовал будущий писатель.

Однако в последние годы стали известны другие факты. На самом деле сын приказчика 1-го класса и внук купца 2-й гильдии (высшей для станицы Вешенской) в комсомол вовсе не мог быть принят как выходец из семьи эксплуататоров, оружие тогда давали только комсомольцам, естественно.

Его творчество автобиографично лишь в самой малой мере. И если верно предположение его старшего друга Е.Г. Левицкой: «В шатаниях Григория (Мелехова) есть, безусловно, много автобиографического...» - то уж совсем не приходится сомневаться в стремлении Шолохова оттолкнуться от прошлого, как бы начать совершенно новую жизнь; а такое стремление составляет основу коммунистической идеологии. В 1933 г., насмотревшись на безобразия и преступления периода коллективизации, Шолохов, далеко не все показавший в «Поднятой целине», лишь укрепляется в коммунистической вере и просит Сталина в письме прислать в край «доподлинных коммунистов, у которых хватило бы смелости, невзирая на лица, разоблачать всех, по чьей вине смертельно подорвано колхозное хозяйство района. Левицкая, член партии с 1903 г. (Шолохов - с 1932), в 1935 г. восхищается им: «Из травимого врагами и «друзьями» (в кавычках!) Шолохов превратился в писателя с мировым именем... Из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Это - после писем Шолохова о людях, умирающих от голода целыми хуторами. Шолохов действительно надеялся на лучшее.

В 17 лет он был назначен продовольственным комиссаром в станицу Букановскую Царицынской губернии. В 1923 году М.А. Шолохов приехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом домоуправлении и не оставлял мечту стать писателем. В комсомольской газете “Юношеская правда” появляются фельетоны, подписанные псевдонимом “М. Шолох”. Вскоре литература стала его основной профессией. В конце 1924 года был напечатан его первый рассказ “Родинка”, а затем повесть “Путь-дороженька”. Шолохов примкнул к литературной группе “Молодая гвардия”, в которую входили М. Светло, Ю. Лебединский, А. Фадеев и другие писатели. В 1925 г. Шолохов уже публикует рассказ за рассказом в периодике, пять из них выходят отдельными книжками. Всего рассказов набирается два с половиной десятка. В том же году Шолохов включает 19 из них в первый свой сборник «Донские рассказы», который немедленно переиздается с дополнениями под названием «Лазоревая степь» (1926). Шолохова признали. Осенью 1926 г. он начал «Тихий Дон» заново - с описания довоенной жизни донского казачества. Когда само слово «казак» вызывало ожесточение, и мало кто представлял себе, какие они, эти казаки, Шолохов решил показать их всем не как полицейскую силу царизма, а как целый мир, мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир интереснейших личностей и сложнейших человеческих отношений.

В 1932 году Шолохов начал писать «Поднятую целину». Во время Великой Отечественной войны полковой комиссар, затем полковник М.А. Шолохов - военный корреспондент, автор злободневных публицистических очерков и статей. Перу Шолохова принадлежит роман «Они сражались за Родину» (не закончен).

Шолохов не был безусловным фаворитом вождей. В 1944 г. управление пропаганды ЦК ВКП(б) выдвигало его на пост ответственного редактора «Нового мира», но от поста он отказался. Написанная в 60-ом вторая часть «Поднятой целины», по отзывам критиков, признается слабым произведением. Вершиной творчества писателя остается «Тихий Дон».

2. Творческий путь писателя

шолохов фельетон роман дон

Когда в 1925 году появились “Донские рассказы” двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришёл яркий талант. А первая и вторая книги “Тихого Дона”, напечатанные в 1928 году в журнале “Октябрь”, поставили его в ряд лучших писателей Советской страны. В «Тихом Доне» и довоенная жизнь далека от идилличности, а мировая и гражданская войны приводят к поистине катастрофическим последствиям. Роман создавался как бы в свете фольклорной песни о Тихом Доне, которую Шолохов не смог использовать непосредственно на его страницах, «В песне Тихий Дон изображается осиротевшим, оставшимся без „ясных соколов - донских казаков“». И это уже не было гиперболой. Шолохов. настольной книгой которого в то время была «Война и мир», с самого начала строил свое произведение как роман-эпопею, в которой «ширь» и «глубь» не исключает друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы.

Эпическое приятие мира неизбирательно, субстанциональные начала жизни устойчивы и проявляются во всем - в большом и в малом. Жизнь ценна сама по себе, вне проекции на какие-то отвлеченные идеалы. Связь событий в эпосе осуществляется не сюжетом, а всем мироотношением, в котором выражается примат общего над индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь, в отличие от романа с концентрическим сюжетом, нужны не только для чего-то последующего, но и в его собственном, самодостаточном содержании.

Роман «Тихий Дон» вызывал много кривотолков об авторстве Шолохова. Обнаруженные журналистом Л.Е. Колодным рукописные оригиналы первых частей «Тихого Дона» делают основания для сомнений в авторстве Шолохова, возникших сразу после появления в печати первых двух книг романа-эпопеи, крайне зыбкими. Сомнения вызывала способность 22-летнего провинциала с четырехклассным образованием (что, впрочем, больше, чем у первого русского нобелевского лауреата Бунина, не говоря уже о Горьком) написать столь масштабное произведение, требовавшее, помимо всего прочего, широчайших и разносторонних познаний. Но Шолохов действительно вырос - колоссально и стремительно. В то время были доступны многие источники, включая мемуары белоэмигрантов. Во всяком случае, до коллективизации можно было выспрашивать оставшихся участников первой мировой и гражданской войн, Верхнедонского восстания. Известный курьез - наличие, согласно роману, в Восточной Пруссии «города Столыпина», - использовавшийся как аргумент против авторства Шолохова, может говорить и в пользу такового: это типичный случай народной этимологии, какой-нибудь неграмотный казак переиначил на привычный лад непонятное название и так сообщил его любознательному юноше. Что же касается быта и нравов казаков, то до Шолохова просто не было писателя, который бы их так хорошо знал и понимал.

В 1930 г., сразу по завершении первого варианта третьей книги «Тихого Дона», Шолохов начал писать и в 1932 г. опубликовал первую книгу «Поднятой целины». В основу сюжета был положен конфликт явно архаичный, но объективно предваряющий будущие повсеместные поиски «врагов народа», - противостояние заговорщиков и строителей новой жизни. Первая книга начинается приездом в Гремячий Лог Половцева и Давыдова (по хронологии событий раньше приехал двадцатипятитысячник, но показан первым приезд врага),

Конечно, в первой книге колхозного романа немало крамольного для тех лет материала. Но довольно скоро «Поднятая целина» была объявлена произведением образцовым для всей советской литературы. Сталина устраивали смелость и острота в пределах дозволенного, а высокое художественное качество книги как бы доказывало плодотворность коммунистической идеологии в искусстве. Шолохов, несмотря ни на что, все-таки безусловно на стороне своих героев-коммунистов. Образы их рельефны, легко запоминаются со многими деталями, живут, подобно героям «Тихого Дона», в читательском сознании, как реальные люди. Очевидна авторская установка на сопереживание именно им. Утопическое, нормативное осмысление глобальных социально-исторических обстоятельств парадоксально сочетается с реализмом характеров и поступков персонажей.

В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны рассказывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм. Отношение советского народа к фашистам характеризует разговор, который передаёт писатель в очерки “На юге”. Во время перестрелки с окружённой немецкой частью молодой боец сказал: “Видно, это идейные фашисты, товарищ лейтенант. Смотрите, не хотят сдаваться, а вот прибьём их тогда и посмотрим что у них за идея, ответил лейтенант. После боя в захваченном обозе оказались тюки с детской обувью, отрезами материи, женскими пальто и другими награбленными вещами. На убитой территории врага лейтенант увидел хозяйничанья гитлеровцев и был ошеломлён проявлением неслыханного человеконенавистничества. “Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…” А рядом - залитые кровью ученические тетради и учебники…

Непередаваемые мучения перетерпел Герасимов, когда его раннего, взяли в плен гитлеровцы. Но он всё вынес, бежал из плена и вернулся в строй. Чтобы мстить врагам до победного конца. В самый разгар Великой Отечественной войны писатель начал работу над новым романом - “Они сражались за Родину”. С 1943 года главы романа печатались сначала в газетах, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах романа описан первый период войны когда, Советская Армия отступала под натиском превосходящих сил противника. С тяжёлыми боями отходили русские воины, насмерть стояли они на подступах к Сталинграду. В романе просто и правдиво воспроизведены героизм советских солдат, фронтовой быт товарищеской беседы, скрепление кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего - шахтёра Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетова, лейтенанта Голощекова, повара Петра Лисичко.

В романе “Они сражались за Родину” глубоко раскрыт русский национальны характер, ярко проявляющийся в дни тяжёлых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата “русский Иван”. Шолохов писал в одной статей: «Символический русский Иван - это человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару, осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели».

1 января 1957 г. в «Правде» появляется «Судьба человека». Этот рассказ - настоящая «целина», поднятая писателем. Здесь он в своей истинной стихии: показывает в трагических обстоятельствах человека, величественного в своей простоте. Как и в «Тихом Доне», в центре произведения один человек, а проблематика глобальная, общечеловеческая, и банальное заглавие рассказа разрастается до символа. Писатель вновь сумел показать, какую огромную - и непонятую - ценность может представлять собой самый обыкновенный, бесхитростный человек. Это истинный герой, но в отличие от привычного соцреалистического героя, который брал рекорды в труде и косил врагов как траву (вспомним шолоховского же Герасимова), героизм его едва ли не ярче всего проявляется в том, как он пьет водку на пиру немецких офицеров. Это было неслыханно ново для 1956 г. Судьба человека» - важнейшая веха на пути трансформаций представлений о герое литературы, концепции личности.

3. Своео бразие творчества М.А. Шолохова

Советская литература мыслилась, прежде всего, рабоче-крестьянской. Этому критерию творчество Шолохова отвечало в наибольшей степени. Его художественный мир демонстративно «антиинтеллигентен». В четырехтомном «Тихом Доне» среди центральных героев интеллигент (в широком смысле) только один - Евгений Листницкий, причем предполагается, что это герой скорее отрицательный, чем положительный. В двухтомной «Поднятой целине», где речь должна была идти о подъеме народного сознания, которое Шолохов был вынужден отождествить с «целиной», интеллигенция совершенно ни при чем, только мелькает не имеющий почти никакого значения образ учительницы. В незаконченном романе «Они сражались за родину» один из главных героев, Николай Стрельцов, - агроном, интеллигент от земли, и не случайно он абсолютно на своем месте в качестве рядового красноармейца, а образ его брата-генерала был присочинен позже и во многом сыграл роль рупора автора по отношению к проблеме «культа личности». В единственном рассказе Шолохова, имеющем очень большое литературное значение, - «Судьбе человека» - образ врача эпизодичен и человек этот дан в восприятии шофера. В большинстве своих произведений Шолохов старается не уводить действие далеко (или надолго) от берегов родного Дона, от мест, где он прожил почти всю жизнь и которые действительно хорошо знал.

Главная тема романа “Тихий Дон” - судьба народа в годы революции и гражданской войны. В предисловии к английскому изданию романа “Тихий Дон” Шолохов писал: “Я был бы счастлив, если бы за описанием чуждой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции”.

Эпопея Шолохова народна, прежде всего, в смысле «простонародности», но без упрощения, и при своей общезначимости она вместе с тем именно донская эпопея. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному. Не раз он (Григорий) в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях метелку полыни, нюхал и с тоской думал: «Нет, не то, чужое...».

Заслуга Шолохова именно в этом сохранении своеобразного, ни на что не похожего родного ему мира, который он смог сохранить на страницах своих произведений.

Заключение

Основная заслуга Шолохова-художника состоит в возведении на высшую степень искусства той творческой задачи, которую впервые поставил И.С. Тургенев в «Записках охотника», - выявления в самом простом человеке яркой индивидуальности, иногда выдающейся личности, превращения этого человека в запоминающийся до малейших черточек, легко представимый, убедительный, действительно живой образ. В «Тихом Доне», отчасти и в других произведениях это достижение успешно сопряжено с другим - наиболее масштабным и глубоким в литературе XX века воплощением грандиозных общественно-исторических событий.

Список литературы

1. Гордович К. История отечественной литературы ХХ века. СПб.:1997.

2. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. (Под редакцией С.И. Кормилова). М., 2003.

3. Лейдерман Н., Барковская Н., Липовецкий М. Русская литература ХХ века. Екатеринбург, 1995.

4. Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.

5. Огнев А.М. Шолохов и наше время. Тверь.:1996.

6. Очерки истории русской литературы ХХ века. Вып.1. М.: 1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм "Тихого Дона". Отражение гражданской войны в романе.

    реферат , добавлен 31.08.2007

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    "Тихий Дон" М. Шолохова – крупнейший эпический роман XX века. Последовательный историзм эпопеи. Широкая картина жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Боевые действия на фронтах войны 1914 года. Использование народных песен в романе.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Еще при жизни он получил звание академика, Героя Социалистического Труда, стал Лауреатом Государственной и Ленинской премий, получил престижную Нобелевскую премию. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта. Жизнь и творчество гармонично «вписывалась» в биографию страны социализма.

Биография Шолохова кратко

Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского. Детство и юность Михаила полны противоречивых фактов, предположений, вплоть до самых фантастических, которые писатель при жизни никогда публично не опровергал, но и не подтверждал. Собственно, в этот период, известные, публичные люди в нашей стране не любили рассказывать о личной жизни, да это было и не принято. Широкой публике недавно стало известно, что Миша Шолохов был внебрачным ребенком, хотя до 8 лет носил фамилию казака Кузнецова и даже имел надел земли как сын казака. Но в 1913 году родной отец купец А.М.Шолохов его усыновил, и мальчик потерял все казачьи привилегии и стал просто сыном мещанина. Все эти события, конечно, наложили отпечаток на характер Шолохова. Он старался отстаивать справедливость и, по возможности, избегать лжи. Семье нелегко пришлось во время Гражданской войны: для красных они были эксплуататоры, а для белых – "иногородние”.

В 20-х годах, после окончания 4-х классов гимназии, Михаил оказался в Москве. Работал грузчиком, чернорабочим и делопроизводителем. Познакомился с членами литературного кружка и начал пробовать себя как писатель.

Творчество Шолохова

Как и многие молодые писатели 20-х годов, Михаил Александрович начал с писания фельетонов. Потом написал несколько рассказов и в 1925 году выходит сборник "Донские рассказы”, а в 1926 году еще один – "Лазоревая степь”. Эти рассказы полны острого драматизма, который доходит, порой, до трагизма. Нельзя назвать эти произведения талантливыми или высокохудожественными, но они были созвучны происходящим социальным переменам. Не смотря на свою молодость, он успел много повидать, поэтому события его произведений основаны на реальных событиях, а их герои были написаны с живых, а не выдуманных людей. Но, то ли юношеский максимализм, то ли желание стать как можно скорее своим среди победивших, делают его героев несколько схематичными, четко делят их на красных и белых. Красные при этом всегда положительные, а белые – отрицательные персонажи. Наиболее популярный сюжет у молодого писателя – смертельное противостояние между отцом и сыном, или между родными братьями, которое обязательно заканчивается кровью, пытками и смертью.

Эпопея "Тихий Дон”

На фоне этих не слишком сильных произведений, выход в 1928 году первых частей романа-эпопеи "Тихий Дон” позволил возникнуть сомнениям в авторстве, и Шолохову пришлось предоставлять рукопись романа, черновики на экспертизу, которая подтвердила авторство Михаила Александровича. Вплоть до настоящего времени эту идею плагиата опять начинают муссировать. Чаще всего некоторые сомнения возникают из-за того, что произведение такого масштаба требует не только больших знаний, но и большого опыта. При этом совершенно упускают из вида, что молодой писатель был очень энергичным, имел феноменальную память, а в 20-е годы были доступны воспоминания даже белых генералов. Быт, нравы, обычаи донских казаков он знал не понаслышке. Многие, близко знакомые с его жизнью, считают, что этот роман во многом автобиографичен. Особенно это проявилось в метаниях ее главного героя Григория Мелихова, который всегда старается быть честным и пытается отыскать справедливость.

"Поднятая целина”

Коллективизация крестьянства, которая не обошла и казачество, отодвинула окончание "Тихого Дона” на неопределенный срок. Развернувшиеся события раскулачивания произвели на Шолохова огромное впечатление. Он даже написал письмо Сталину, в котором излагал все негативные моменты этого периода. Свое видение коллективизации, несколько в смягченном варианте, он излагает в романе "Поднятая целина”, которая становится программным произведением при изучении современной литературы. К 1940 году Шолохов заканчивает Тихий Дон и уже ничего такого же мощного и талантливого не выйдет из- под его пера. Все оставшиеся годы он будет заниматься государственной и общественной деятельностью, постоянно живя на своем любимом Дону. Умрет он там, где и родился – в станице Вешенской, Ростовской области, в 1984 году.

Михаил Александрович Шолохов - крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее “Тихий Дон” - одном из вершинных явлений литературы XX в.

Шолохов родился на Дону, был внебрачным сыном украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов и получал надел земли как “сын казачий”. В 1913 г., после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став “сыном мещанина”; окончил четыре класса гимназии (что больше, чем у первого русского нобелевского лауреата в области литературы И.А. Бунина).

Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были “иногородние”, для красных - “эксплуататоры”. Юный Михаил не отличался страстью к накопительству (как и один из его будущих героев, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир. Служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга, за что был под судом. Его старший друг и наставница (“мамуня” в обращенных к ней письмах), член партии с 1903 г. (Шолохов - с 1932 г.) Е.Г. Левицкая, которой впоследствии была посвящена “Судьба человека”, полагала, что в “шатаниях” Григория Мелехова в “Тихом Доне” много автобиографического 11, с. 128]. Юноша сменил большое количество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 г. Закрепившись в литературе, он обосновался на Дону в станице Вешенской.

В 1923 г. Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 г. - рассказы, насыщенные уже не поверхностной фельетонностью, а острым драматизмом и трагизмом с оттенком мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники “Донские рассказы” (1925) и “Лазоревая степь” (1926). За исключением рассказа “Чужая кровь” (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают изрубленного коммуниста-продотрядника, начинают любить его как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях Шолохова герои в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас “беспримесных” злодеев (белые, “бандиты”, кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует; смерть, кровь, пытки, муки голода он представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет молодого писателя, начиная с “Родинки” (1923), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев. Свою верность коммунистической идее неофит Шолохов неизменно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора над любыми человеческими отношениями, включая семейные. В 1931 г. он переиздал “Донские рассказы”, дополнив ранний сборник новыми, в которых превалировал комизм; одновременно в “Поднятой целине” совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно. Потом четверть века рассказы не перепечатывались, сам автор оценивал их невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить хорошо забытое старое.

В 1925 г. Шолохов начат было произведение о судьбах казаков в 1917 г., во время Корниловского мятежа, под названием “Тихий Дон” (а не “Донщина”, согласно распространенной легенде). Этот замысел он быстро оставил, но уже через год заново приступил к “Тихому Дону”, широко развертывая картины довоенной жизни казачества и событий мировой войны. Две первые книги романа-эпопеи вышли в 1928 г. Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 20-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о “германской” и Гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал как никто.

События коллективизации (и непосредственно предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе И.В. Сталину, Шолохов пытался раскрыть истинное положение вещей в новом обществе: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Ho саму идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям - коммунистам, показал процессы коллективизации на примере хутора Гремячий Лог в первой книге “Поднятой целины” (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания, фигура “правого уклониста” Разметнова и т.д. были для властей и официозных литераторов весьма подозрительны; в частности, журнал “Новый мир” отклонил авторское заглавие романа “С кровью и потом”. Ho в целом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, создавал иллюзию свободы творчества в СССР. “Поднятая целина” была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма.

Успех “Поднятой целины” прямо или косвенно помог Шолохову продолжить работу над “Тихим Доном”, печатание третьей книги (шестой части) которого было задержано по причине весьма сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 г. С помощью М. Горького Шолохов добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги в полном виде (1932) и в 1934 г. в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без влияния ужесточившейся политической атмосферы. В двух последних книгах “Тихого Дона” (седьмая часть четвертой книги печаталась в 1937-1938 гг., восьмая - в 1940 г.) появилось множество публицистических, нередко дидактически однозначных пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Ho это отнюдь не подтверждает теорию “двух авторов” или “автора” и “соавтора”, выработанную скептиками, не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын). По всей вероятности, Шолохов сам был своим “соавтором”, сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 30-х. Хотя в 1938 г. писатель чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, он тем не менее нашел в себе мужество закончить “Тихий Дон” полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова - правдоискателя, раздавленного колесом жестокой истории.

В “Тихом Доне” талант Шолохова выплеснулся во всю мощь - и в значительной мере исчерпался. Рассказ “Наука ненависти” (1942), проникнутый ненавистью к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из “Донских рассказов”. Выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 гг. глав из романа “Они сражались за Родину”, задуманного как трилогия, но так и не оконченного (в 60-е гг. Шолохов написал “довоенные” главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 г. в духе уже кончившейся “оттепели”, они были напечатаны с купюрами). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

В период “оттепели” Шолохов создал произведение высокого художественного достоинства - рассказ “Судьба человека” (1956). Вторая же книга “Поднятой целины”, опубликованная в 1960 г., осталась в основном лишь знаком переходного исторического периода. “Утепление” образов Давыдова (внезапная любовь к Варюхе-горюхе), Нагульнова (слушание петушиного пения и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей) и других было подчеркнуто “современным” и не вязалось с суровыми реалиями 1930 г., оставшимися основой сюжета.

Правозащитница Л.К. Чуковская предсказала Шолохову творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за литературные произведения (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Ho написанное Шолоховым в лучшую его пору - высокая классика литературы XX в.




Top