Творчествоанриматисса. Анри Дюнан — основатель Движения Красного Креста

Работы Анри Матисса впечатляют своей экспрессией, интенсивными цветами и простыми методами живописи. Его скульптуры и картины поражают воображение при минимальном наборе изобразительных средств, впечатляют своими формами и локальными цветами. Один из создателей фовизма, Матисс прошел долгий путь, «перебрав» множество стилей и направлений, в конце концов найдя себя в движении «диких», запомнившись потомкам как автор запоминающихся неординарных произведений.

Годы жизни

Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов , в Пикардии. Он был старшим ребенком в семье достаточно благополучного торговца зерном, и должен был стать наследником его дела. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Однако он пришел к этому не сразу - сначала ему пришлось пройти обучение в Школе юридических наук в вопреки воле отца, который видел его своим преемником. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.

После удаления аппендицита, будущий известный художник долго болел и с легкой руки матери увлекся рисованием. Он решил стать художником и учился в разных школах, стремясь поступить в парижскую Школу изящных искусств, куда не попал.

Обучаясь в Школе декоративных искусств, он познакомился с , вместе с которым поступил в Школу изящных искусств в класс . В это время он познакомился с другими учениками, которые в будущем также стали известными художниками.

Развитие таланта

Обучение в Школе включало в себя обязательное копирование полотен известных мастеров старой школы. На Матисса особое влияние оказали полотна , а также художников его времени и классическая японская живопись и графика.

В 1894 году его модель родила ему дочь Маргариту, которую Матисс признал и впоследствии воспитывал в своей семье.

Знакомство с Джоном Питером Расселом коренным образом изменило мировоззрение Анри Матисса как художника. Он увлекся импрессионизмом, подружился с , выставлялся и пользовался популярностью у поклонников и покупателей.

В 1899 году Матисс познакомился с Андре Дереном и другими художниками, которые повлияли на его дальнейшее развитие и становление. В следующем году он начал заниматься скульптурой, проходя обучение в Академии де ля Гран-Шомьер на курсах Антуана Бурделя. Семья начала испытывать серьезные материальные трудности, а художник впал в депрессию, даже подумывая об отказе от карьеры художника.

До 1905 года Матисс активно искал себя, создавая полотна и скульптуру в стиле импрессионизм, а также экспериментируя с другими направлениями. Но по-настоящему он нашел себя в движении фовистов, или диких, лидером которого вместе с Андре Дереном он стал. Несмотря на короткий период популярности течения и неприятие его реакционной критикой, именно фовистский период дал нам того Матисса, которого мы знаем и любим.

Скандальный успех произведений мастера дал ему возможность продолжить работу и основать Академию Матисса, подарившую миру более 100 художников.

Матисс постепенно приобрел всемирную популярность, во многом благодаря русским меценатам и коллекционерам, а также работам над эскизами для Балета Дягилева. Последние годы жизни, даже время Второй Мировой Войны, художник провел в Ницце, где и скончался в 1954 году.

Полюбоваться Матиссом периода фовизма можно в

Начала XX века - Анри Барбюс. Лучшие книги прославили его как антивоенного автора, пацифиста, противника насилия в любой его форме. Он стал одним из первых, кто максимально реалистично и натуралистично описал все ужасы Первой мировой войны.

Первые шаги

Анри Барбюс родился в 1873 году в северо-западном пригороде Парижа, небольшом городке Аньер-сюр-Сен, после революции ставшим весьма популярным у русских эмигрантов.

Он появился на свет в интернациональной семье француза и англичанки. Его отец также был литератором, поэтому неудивительно, что сын поступил и успешно окончил литературный факультет в Сорбонне. Первыми шагами Барбюса в литературе стал сборник стихотворений "Плакальщицы", изданный в 1895 году. Так же как и написанные несколькими годами позже романы "Ад" и "Умоляющие", произведения проникнуты пессимизмом. При этом большой популярностью они не пользовались.

На фронте

В 1914 году жизнь Анри Барбюса резко изменилась. Он добровольцем ушел на фронт, сражаться против Германии. В 1915 году был ранен и комиссован по состоянию здоровья. За участие в боевых действиях награжден Военным Крестом, но главное, что он вынес с передовой, - это личные эмоции и переживания, которые легли в основу его самой извесной книги "Огонь".

Замысел этого произведения появился еще на фронте, в перерывах между боями. О нем Барбюс рассказывает в письмах к своей жене. Воплощать идеи в жизнь начал в госпитале в самом конце 1915 года. Книга была довольно скоро закончена и в августе 16-го уже начала печататься в газете "Творчество". Отдельным изданием произведение вышло в середине декабря того же года в издательстве "Фламмарион". Там же было указано о присуждении Анри Барбюсу Гонкуровской премии - самой престижной французской литературной награды.

"Огонь" - главный роман Барбюса

В первой главе романа произведение сопоставляется с "Божественной комедией" Данте, что придает книге поэтический характер. Герои "Огня" как бы шествуют от рая к последним кругам ада. При этом религиозные нотки исчезают, а империалистическая война предстает ужаснее самой фантастической выдумки любого писателя. Книга "страшна своей беспощадной правдой", так о романе Барбюса в предисловии к первому русскому изданию пишет Максим Горький.

Проблески прозрения героев появляются уже в самой первой главе "Видение". В ней рассказывается о земном "раю" в швейцарских горах. Там нет войны, а живущие в нем люди, представители разных народов, уже пришли к пониманию ненужности и ужаса войны.

К такому же выводу приходят и главные герои романа - солдаты. В финальной главе "Заря" они пробуждаются. Биография Барбюса Анри тесно связана с событиями, описываемыми в романе. Его главный посыл - неизбежный приход широких народных масс к революционным идеям. Катализатором этого является участие практически всех стран Европы в империалистической войне.

Роман написан в форме "дневника одного взвода". Это позволяет автору сделать повествование максимально реалистичным, следуя за героями, читатель оказывается то под огнем на передовой линии фронта, то в глубоком тылу, то в гуще сражения, когда взвод идет в атаку.

Барбюс и Октябрьская революция

Октябрьскую революцию в России Анри Барбюс воспринял как ключевое событие в мировой истории, активно поддержав ее. По его мнению, она бы позволила всем европейским народам освободиться от капиталистического гнета.

Во многом эти идеи получили свое отражение в романе "Ясность" 1919 года. Вдохновившись социалистической революцией в России, членом французской Коммунистической партии становится Анри Барбюс. Цитаты писателя, посвященные событиям тех лет, утверждают, что "мир - это спокойствие, вытекающее из труда". Так, автор действительно верил, что, усердно работая на благо всего общества, люди могут добиться счастья в любом государстве.

С тех пор Анри Барбюс вел активную общественно-политическую жизнь. В частности в 1924 году выступал против репрессий предводителей Татарбунарского восстания в Румынии. Тогда поднялось вооруженное крестьянское восстание в Южной Бассарабии против действующих властей, поддержанное большевистской партией.

Критика капитализма

Книги автора Барбюса Анри, список которых дополняют романы "Свет бездны", "Манифест интеллектуалов", вышедшие во Франции в 20-х годах, посвящены резкой критике капитализма. Писатель также не признавал буржуазной цивилизации, настаивая только на том, что в ходе социалистического строительства в государстве возможно построить честное и справедливое общество. За пример Барбюс брал события, происходившие в Советском Союзе, в частности действия, предпринимаемые Иосифом Сталиным. В 1930 году даже вышло его эссе "Россия", а через 5 лет, уже после его смерти, сочинение "Сталин". В этих произведениях как раз и были подробно изложены эти идеи. Правда, на родине социализма книги вскоре были запрещены, так как многие герои, упоминаемые в них, к тому времени были репрессированы.

"Сталин - это Ленин сегодня" - афоризм, который принадлежит перу Барбюса.

Барбюс в СССР

Советский Союз Барбюс посетил 4 раза, впервые в 1927 году. 20 сентября французский прогрессивный автор выступил в Колонном зале Дома Союзов в Москве с докладом "Белый террор и опасность войны". В том же году он совершил целое путешествие по строящемуся социалистическому государству, побывав в Харькове, Тифлисе, Батуми, Ростове-на-Дону и Баку.

В 1932 году Барбюс приезжает в Советский Союз уже как один из организаторов международного антивоенного конгресса, который состоялся в августе в Амстердаме. На нем он произнес свою знаменитую речь "Я обвиняю".

Его следующий визит совпал с избранием почетным членом Академии наук СССР. После этого была задумана и начата работа над книгой о Сталине. В июле 1935 года Барбюс в последний раз посетил Москву, активно работал над книгой, изучал документы, встречался с друзьями и соратниками Ленина. Однако завершить работу так и не удалось.

Барбюс внезапно заболел пневмонией и скоропостижно скончался в Москве 30 августа 1935 года. Через 3 дня тело проводили во Францию на Белорусском вокзале, устроив прощальный митинг.

Писатель был похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез 7 сентября. Прощание с Барбюсом переросло в политическую демонстрацию единого народного фронта.


Жан Анри Дюнан, швейцарский гуманист и основатель Международного комитета Красного Креста (МККК), родился в благочестивой состоятельной женевской семье. Его отец, Жан Жак Дюнан, заседал в правящем совете Женевы, в круг его обязанностей входил надзор за приютами для сирот. Дед Д. был директором женевской больницы и мэром соседнего города. Мать Д., Анна Антуанетта Колладон, приходилась сестрой известному физику Даниэлю Колладону.

В юные годы среди интересов Д. господствовали экономика, религия и общественная деятельность. Изучая экономику в дневное время, он посещал бедняков по вечерам. По воскресным дням, побывав в кальвинистской церкви, Д. отправлялся в местную тюрьму, где произносил узникам слова утешения. В 18 летнем возрасте Д. присоединился к евангелистской организации «Пробуждение», в то время популярной в Женеве. В 1853 г., после знакомства с американской писательницей Гарриет Бичер Стоу, Д. решительно выступил против рабства, борьбу с которым он вел в течение нескольких десятилетий. Д. принял активное участие в работе незадолго до этого созданной Христианской ассоциации молодежи (ИМКА), ее парижское отделение, первое в Европе, открылось в 1855 г.

Отдавая себе отчет в том, что не сможет получить средства к существованию одной благотворительностью, Д. в возрасте 26 лет начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Он продолжал и свою благотворительную деятельность и основал отделение ИМКА в Алжире. Тогда же им были опубликованы путевые заметки об Алжире. Одна из глав этого труда позже вышла отдельной книгой под названием «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки» ("L"Esclavage chez les Musulmans et aux Etats-Unis d"Amerique", 1863).

В 1859 г. Д. решил начать собственное дело, присмотрев обширный участок земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием. Финансировать предприятие Д. пригласил друзей и родственников, в результате чего набралась сумма в 100 млн. швейцарских франков. Однако для осуществления его планов необходимо было построить водопровод: после бесплодных переговоров с алжирскими чиновниками Д. решил обратиться к императору Наполеону III, который находился в Сольферино (Италия), где французская армия совместно с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийцев. 24 июня 1859 г. Д. прибыл в Кастильоне, где стал свидетелем одного из самых кровопролитных сражений XIX в. – битвы при Сольферино, жертвами которой стали 40 тыс. убитых и раненых. «Это была рукопашная, невыразимо ужасная, – позже вспоминал Д. – Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости и опьяневших от крови».

После битвы 6 тыс. человек двинулись в Сольферино, чтобы перенести раненых в Кастильоне. Имея французский пропуск, Д. не остался в стороне. Импровизированные госпитали были развернуты в домах, казармах, церквах и монастыре. Однажды Д. увидел, как итальянские солдаты угрожают сбросить раненых австрийцев со ступеней церкви Кьеза Маджоре в Кастильоне. «Остановитесь, – крикнул он, – не делайте этого! Они ваши братья!» Солдаты послушались его, а слова "Sono fratelli" («Они – братья») стали девизом системы помощи.

Только два врача обслуживали пострадавших. Д. руководил работой в Кьеза Маджоре, собирая пищу и организуя первую помощь силами путешественников, священников и журналистов. Добровольцы оборудовали перевязочную, а среди военнопленных удалось найти еще четырех врачей. Во французском штабе Д. добился освобождения всех австрийцев, прошедших медицинскую подготовку. Он обратился за помощью к благотворительным организациям Женевы. Позже Д. провел такую же работу на полях сражений в Брешии и Милане.

Память о Сольферино преследовала Д. всю жизнь. Потоки крови, стоны и крики раненых вновь и вновь заставляли его ощущать свою беспомощность перед лицом страдания. В книге «Воспоминание о Сольферино» ("Un souvenir de Solferino", 1862) Д. описал «хаотический беспорядок, невыразимое отчаяние и всевозможные несчастья», вызванные битвой, рассказал об оказании помощи в Кастильоне и в заключение предложил создать международную организацию помощи жертвам войны. Книга сделала Д. знаменитым. Правящие круги Европы и журналисты проявили к его плану огромный интерес.

В феврале следующего года Женевское общество благоденствия – гуманитарная организация, состоящая из наиболее видных граждан, – стало претворять план Д. в жизнь. Общество создало комитет из пяти человек, в него вошел и Д., который призвал начать кампанию поддержки. «Мы должны развернуть агитацию, – заявил он швейцарским коллегам на первом заседании. – Наша позиция должна завоевать признание по всему миру – среди сильных и малых мира сего, среди монархов и народов». Д. обратился с воззванием к правительствам и сотрудничал с такими общественными деятелями, как Виктор Гюго, Чарлз Диккенс и Флоренс Найтингейл, в организации международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

26 октября 1863 г. 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве. Они выработали проект договора о гарантиях нейтралитета тех, кто оказывает помощь, и приняли эмблему – красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг). Комитету пяти предлагалось начать координацию работы национальных организаций, что фактически создало МККК. Договор, широко известный под названием Женевской конвенции, был подписан в Париже представителями 12 стран в следующем году.

Поглощенный гуманитарной деятельностью, Д. забросил свой алжирский бизнес и в 1867 г. обанкротился. Не считаясь с обстоятельствами и добрыми намерениями Д., несколько вкладчиков обвинили его в мошенничестве. Отвергнутый женевским обществом, которое чествовало его в свое время, Д. оказался в бедности. Тем не менее он присутствовал на общем собрании Красного Креста, состоявшемся в Париже во время всемирной выставки. Тогда же он выступил с предложением гарантировать военнопленным неприкосновенность как больным и раненым.

В 1871 г., во время франко-прусской войны, Д. основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США. В 1872 г. общество получило название Всемирного союза порядка и цивилизации; французское и британское отделения союза присоединились к призыву Д. о распространении нейтралитета на заключенных. Русский царь Александр II способствовал подготовке конференции в Брюсселе, где была разработана конвенция о ведении войны и обращении с пленными. Хотя совещание не принесло немедленных результатов, оно подтолкнуло к заключению соглашений о правах военнопленных. США, строго придерживаясь доктрины Монро, на первых порах не признали Красного Креста. Однако американская медсестра Клара Бартон, работавшая от имени Красного Креста во время франкопрусской войны в 1881 г., основала первое отделение общества в США. В 1882 г. сенат США принял условия Женевской конвенции по обращению с пленными.

С 1871 по 1874 г. Д. большую часть времени посвящал Всемирному альянсу. В 1874 г. он стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе запрещалось законом, в 1875 г. британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Д. организовал энергичные акции протеста, и новые инструкции были отменены.

Д. выступил в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину. В 1864 г. он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине. В поисках средств для этого предприятия Д. учредил в 1876 г. Общество сирийской и палестинской колонизации. Члены общества рассчитывали на выделение земельного участка турецким султаном Абдул-Хамидом, однако русско-турецкая война 1876 г. нарушила эти планы.

Впоследствии Д. жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса Д. короткое время читал лекции в Англии. Презираемый семьей и забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси.

Вскоре Д. вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне, часто не имея и куска хлеба. Несмотря на нищету, он тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. В 1892 г. он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

После многих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер, чье интервью с Д. было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Д., вдовствующая русская императрица назначила ему небольшую пенсию. Берта фон Зутнер посетила Д. и предложила помочь восстановить его репутацию. Зутнер часто писала о нем, и сам Д. стал сотрудничать с пацифистским журналом, который она издавала.

В 1901 г. Д. стал первым лауреатом Нобелевской премии мира, которую он разделил с Фредериком Пасси. Болезнь помешала Д. выехать из Хайдена для участия в церемонии награждения. Выбор Нобелевского комитета вызвал противоречивые суждения, некоторые считали, что попытки Д. смягчить последствия войны ведут к ее узаконению. Однако премией отмечался прежде всего вклад Д. в мирное сотрудничество народов.

Семьи Д. не создал. Все средства, полученные от Нобелевского комитета, он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Д. учредил также бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он провел последние 18 лет своей жизни. Камень над его могилой украшен изображением коленопреклоненного человека, который подает воду раненому солдату.

Задание 2. Познакомьтесь с биографией Ан­ри Дюнана. В чем значение положений, выдвину­тых А. Дюнаном в книге «Воспоминание о Сольферино»? Утратили ли эти положения актуаль­ность в настоящее время?

В 1859 г. во время поездки по коммерческим делам швейцарец Анри Дюнан случайно оказался свидетелем сражения при Сольферино в Ломбар­дии. Здесь весь день шел кровавый бой. Тысячи истекающих кровью раненых умирали в мучениях из-за беспомощности военно-медицинской служ­бы. Даже спустя два года эта картина человеческих страданий преследовала и мучила Дюнана. Не в силах забыть ее он взялся за перо и написал не­обыкновенную книгу «Воспоминание о Сольферино». Братья Гонкуры, обычно щедрые на язвитель­ные замечания, записали о ней в своем дневнике: «Она сильнее, в тысячу раз сильнее Гомера… Про­читав эту книгу, начинаешь проклинать войну». Однако Дюнан счел, что нельзя просто лить слезы над людским горем, необходимо помогать стра­дающим. В заключении к своей книге он выдвинул два предложения: с одной стороны, чтобы еще в мирное время повсюду были организованы бри­гады добровольцев, которые в случае возникнове­ния конфликта оказывали бы помощь раненым военнослужащим, с другой — чтобы посредством международной конвенции врачам, медицинско­му персоналу, госпиталям и самим раненым была предоставлена защита. Воплощение в жизнь пер­вого предложения привело к созданию междуна­родного движения Красного Креста и Красного По­лумесяца, второе проложило путь к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв войны. Обратившись к правительствам европейских госу­дарств, Дюнан предложил созвать международную конференцию и подписать договор, который бы обеспечивал защиту раненым и санитарному пер­соналу. Двенадцать государств, представлявших тогда политическое лицо мира, 22 августа 1864 г. подписали Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухо­путной войны. Конвенция, состоявшая всего из 10 статей, положила начало международному гумани­тарному праву.

Главное значение положений, выдвинутых А. Дюнаном в книге «Воспо­минание о Сольферино», состоит в том, что они положили начало международно­му гуманитарному праву, привели к со­зданию международного движения Крас­ного Креста и Красного Полумесяца, про­ложили путь к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв войны. Эти положения не утратили актуальности и в настоящее время, так как только в XX в. человечество пережило две мировые вой­ны и множество других войн и вооружен­ных конфликтов: корейская война (нача­ло 50-х гг.), война во Вьетнаме (1964-1975), четыре арабо-израильских конф­ликта (60-80-е гг.), война в зоне Персид­ского залива (1991) и т. д. Военные конф­ликты не обошли стороной и XXI век.

Задание 3. Сравните документы с позиции сов­ременного международного гуманитарного права.

Приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии командирам дивизий и бригад от июля — августа 1941 г. об обраще­нии с немецкими военнопленными: «В ходе прошедших боев были случаи расстрела пленных. Необходимо принять решительные меры для предотвращения в дальнейшем таких случаев. Ли­ца, нарушающие нормы международного права обращения с военнопленными, должны привле­каться к строжайшей ответственности».

Выдержка из памятки по охране советских военнопленных (из распоряжения верховного командования вермахта об обращении с со­ветскими военнопленными от 8 сентября 1941 г.). Командам охраны даются следующие ос­новные указания:

1) Беспощадная кара при малейших признаках протеста или неповиновения. Для подавления сопро­тивления беспощадно применять оружие. В военно­пленных, совершающих побег, стрелять без предуп­реждения с твердым намерением попасть в цель.

2) Любое общение с военнопленными — равно как во время марша на работу и с работы, — кроме отдачи служебных команд, запрещено. …Предотвра­щать любое общение военнопленных с граждански­ми лицами и в случае необходимости применять оружие, в том числе и против гражданских лиц.

3) На рабочем месте также требуется постоян­ный неусыпный надзор немецкой охраны. Каждый охранник должен держаться на такой дистанции от военнопленных, чтобы в любое время иметь возможность применить оружие.

Приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии соот­ветствует положениям Женевской кон­венции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. Распоряжение же верховного командования вермахта об об­ращении с советскими военнопленными не соответствует положениям Женевских конвенций об обращении с военнопленны­ми и о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

Задание 4. Познакомьтесь с ситуацией.

В стране происходят жестокие столкновения между противостоящими вооруженными группами. Полевой командир одной из групп сталкивается ли­цом к лицу со своим неприятелем. В поединке оба ранят друг друга. Полевой командир перевязывает свою рану, затем обрабатывает, как умеет, раны своего противника, выведенного из строя, после че­го доставляет его в свой лагерь. Товарищи коман­дира оспаривают правильность его поступка. Они считают, что пленник должен быть казнен, тем бо­лее что их противники поступают именно таким об­разом. Если в отношении пленного будет принято решение о сохранении ему жизни, то его следует использовать на разминировании участков, зами­нированных участниками его боевой группы.

Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) - 3 ноября 1954, Ницца, Франция) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Биография Антри Матисса

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество Матисса

Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Творчество этого человека невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно выходил за любые ограничивающие его рамки, снова и снова устремляясь туда, где до него никто еще не бывал.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Parade, Platanes Polynesia, La Mer Red Interior. Still Life on a Blue Table

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве.

Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».

Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий.

В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. В своих произведениях он заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.

Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.

В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии.

После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Одна из картин Матисса - «Les coucous, tapis bleu et rose» - в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Колльюр (Франция) — родина фовизма. Именно здесь были нарисованы первые картины нового направления живописи. Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Колльюр они выбирали из-за света и цвета. «Нет неба синее, чем в Колльюре», — говорил Анри Матисс.

Отель «Золотая голубка» в Сен-Поль-де-Вансе дышит невероятными рассказами и легендами о знаменитостях. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым, и ему подали чашку чая прямо в автомобиль. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden).




Top