Учебное пособие по культурологии для студентов. Культурология

© ООО Издательство «Питер», 2013

* * *

Предисловие

Основная цель изучения культурологии состоит в приобщении молодежи к культурным достижениям человечества, что способствует выработке личных ориентиров в современном быстро меняющемся мире, развитию взаимопонимания и продуктивного общения между представителями разных культур. В итоге освоения курса этой науки студенты должны получить представления о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способными участвовать в диалоге культур.

Данное учебное пособие представляет собой изложение ключевых тем учебного курса культурологии для студентов высших учебных заведений, соответствующее рекомендациям Государственного образовательного стандарта. Оно построено по стандартам кредитно-модульной системы обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса. Согласно программе курса, теоретический материал структурирован по четырем модулям («Теория культуры»; «Коммуникативное пространство культуры»; «Пространственно-временной континуум культуры»; «Социокультурный мир города»), включающим 18 тем.

В первой части основного модуля – «Теория культуры» – излагается содержание главных понятий теории культуры, даются обзоры культурологических школ, подходов и методов, формулируются узловые проблемы теории культуры, обосновывается единство социального и культурного. Читатель получает возможность ознакомиться с различными направлениями теоретического осмысления культуры.

Во второй части основного модуля – «История культуры» – представлена панорама мировой культуры с точки зрения особенностей становления, формирования и развития отдельных культур.

В модуле А – «Коммуникативное пространство культуры» – раскрывается тайна возникновения и реализации культуры на основе уникальной способности человека к символизации. Она появляется и совершенствуется благодаря необходимости вступать в коммуникацию на внебиологической основе.

Рассмотрение культуры как деятельности по трансляции социального опыта предполагает обращение к проблеме смысла в культуре и анализу тех средств, с помощью которых осуществляется коммуникация.

В модуле В – «Пространственно-временной континуум культуры» – прослеживается динамика мирового культурно-исторического процесса, демонстрируется единство теории и истории культуры и непрерывности (континуальности) культурного процесса.

Модуль С – «Социокультурный мир города» – дает представление о преломлении основных культурных процессов в пространстве городской жизни.

Особенность данного учебного пособия, помимо модульной формы изложения, состоит в том, что в нем реализован семиотический подход к пониманию культуры. Он позволяет рассмотреть культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры.

В конце каждой темы курса даются вопросы для самопроверки, глоссарий, основная и дополнительная литература.

Таким образом, учебное пособие ориентировано как на удовлетворение образовательных потребностей личности, так и на создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодого человека, овладения им достижениями мировой и отечественной культуры, выбора духовных ценностей, а также на развитие его собственных творческих способностей.

Л. А. Штомпель, доктор философских наук, профессор

Введение

Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Ориентироваться в этом «море» взаимосвязей помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина – культурология.

Культурология является одной из ведущих составляющих социогуманитарного цикла в высших учебных заведениях. Проблемы, которые изучаются в рамках этой науки, возможно, и ранее обсуждались другими науками, но не ставились в центр изучения.

Что же это за проблемы? Среди важнейших можно выделить следующие. Процесс перехода человечества от «докультурного» состояния к культурному. Значение культуры для человека: является ли она средством адаптации, формой саморазвития или тяжелым бременем, ради которого надо жертвовать жизнью и здоровьем? Какова система культуры, как связаны в ней разнопорядковые явления: язык и политика, искусство и наука, религия и наука? Чем объясняются стабильность и динамика культуры? Чем обусловлены отличия культур друг от друга? Как нам всем, представителям различных культур, уживаться в мировом сообществе? Почему одни культуры растут, развиваются, усиливаются, а другие слабеют и угасают? К тому же мы замечаем, что народы с экономически и политически сильными культурами далеко не всегда наиболее богаты и здоровы в духовном отношении.

Сегодня мы с сожалением наблюдаем, как энергия мысли и чувства, время и жизнь людей нередко растрачиваются попусту. Стихийные процессы в культурном развитии приводят к тому, что зачастую великое, прекрасное, добродетельное, мудрое вытесняется из обихода и обесценивается, а ничтожное, безобразное, злое и глупое широко распространяется и возвеличивается. Почему же человечество использует уже созданную культуру таким странным способом? Ответить на все эти вопросы призвана культурология. Ее можно считать «местом встречи» представителей разных профессий, культур и вероисповеданий. Она облегчает взаимопонимание и помогает осознать, что от противостояния, вооруженной борьбы и террора сегодня нет никакой пользы никому. Культура и культурология служат утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых, отвечающих духу времени, подходов в изучении общественных процессов. И в этом мы видим предназначение культуры и главную цель при изучении теории культуры.

Современная культурология вынуждена восполнять отсутствующее пока у нас классическое гуманитарное образование, без которого представить себе мировую и, в первую очередь, культурную европейскую традицию невозможно. Едва ли какой-нибудь другой курс может взять на себя подобную задачу. Роль культурологии как энциклопедии начальных сведений по мифологии, религии, истории искусства, науки сохранится до построения гуманитарного образования в России.

Изучение культурологии как теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования. Гуманитаризация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии, этнографии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитаризации – в ограничении технократизма и сциентизма, ориентация на развитие человека как самозначущую ценность, на формирование нового типа культуры.

Опыт показывает, что объединяющее начало мировой культуры надо искать в богатых традициях гуманизма. Дух гуманитарного единства человечества скорее всего раскрывается именно через историю культуры. Это обстоятельство еще раз подчеркивает единство процессов культурологической подготовки и гуманитаризации образования.

Человек живет в непрерывно сменяющихся культурных ликах человечества; всепланетарное и всевременное единство узнается через трудности переводов, фрагментарность источников, странности образов, символов и костюмов. Культурное состояние требует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в человеческое пространство, отличное от природного и географического. Массивный пласт гуманитарных ценностей содержится в самом категориальном ядре науки, подтверждая мысль о том, что каждая культура несет в себе оттенок тайного образного мировидения, которое в явном виде никогда не включается в ход рассуждения. Очевидно, что культурология не просто сводит воедино и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия – «культура», но и объединяет разнообразные подходы в гуманизации научного поиска. Гуманистическое знание есть культивирование человека. Пожалуй, ни одна другая отрасль современной науки не охватывает столь широкого разнообразия человеческих проявлений. С помощью этого понятия самые далекие от нас человеческие сообщества легко вводятся в пределы планетарного «мы». Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в религиозном, экономическом, художественно-эстетическом, научном, этическом, техническом, политическом и других аспектах. Поэтому именно культурология является основой современного гуманитарного знания, особенно необходимого современной молодежи.

Основной модуль

Часть I. Теория культуры

Тема 1.1. Культурология в системе социогуманитарного знания

1.1.1. Культура как условие существования и развития общества

Общество – это не толпа, а совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Осуществление любого социального взаимодействия невозможно вне культуры, потому что именно в ней закреплены способы и приемы человеческой деятельности, образцы человеческого отношения к миру. Все, что происходит в обществе, и то, как это происходит, находит свое основание в культуре.

Любое сообщество людей стремится воспроизводить себя и динамично развиваться. Эти процессы осуществляются на основе вырабатываемых социумом правил, норм, требований. Ограничения, запреты на определенные отношения, снижающие эффективность существования целого – это общий закон развития всех типов материальных систем. Так, на уровне химической формы движения материи не все элементы могут образовывать между собой устойчивые связи; на биологическом уровне число наследственных вариаций принципиально ограничено, при этом отметаются патологические, уродливые, нежизнеспособные формы (своеобразные утопии биологического мира).

Какую бы сферу общества мы ни взяли: материально-производственную (в которой осуществляется производство материальных средств, необходимых для жизни), социальную (в которой происходит физическое воспроизводство индивидов), политическую (здесь разворачивается борьба за руководство и за власть в обществе), духовную (в которой, собственно, и осуществляется духовное производство) – везде есть культура.

Культура является всеобщей формой человеческой деятельности , формирует ее программы , цели , способы , средства . Она пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и позволяет человеческому духу, воле и разуму воплощать себя в жизни и деятельности.

Культура выступает неотъемлемым свойством человека. Но кого считать культурным человеком? Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей, как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель утверждал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что умеют делать другие. История человечества показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми, многие из них являлись универсальными личностями (Леонардо да Винчи, в России – М. В. Ломоносов и др.).

Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем информации и знаний, культурных ценностей слишком велик. В то же время в современную эпоху стало гораздо больше возможностей быть культурным человеком. Основными характеристиками такого человека выступают глубокие знания, широкая эрудиция, сформированные общеинтеллектуальные и профессиональные умения и навыки, отличающиеся высоким уровнем квалификации и мастерства, нравственная и эстетическая зрелость. Современный культурный человек должен также уметь пользоваться компьютерной техникой. Французский социолог Р. Дебре отметил, что основным средством культурного влияния в XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. – театральная сцена, в конце XIX в. – речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. – ежедневная газета, в 60-е гг. XX в. – иллюстрированный журнал, во второй половине XX в. – регулярная телепередача. В начале XXI в. мы с полным основанием можем сказать, что к телевидению и радио как основным средствам информации и культурного влияния добавились компьютер и Интернет. В любом случае культурный человек – это человек, который способен направить свои духовные способности на совершенствование себя и мира, а сама культура выступает необходимым и решающим условием существования и развития человеческого общества.

Сохранение и приумножение культурного наследия, бережное отношение к природе, поддержание самобытности и уникальности культур разных народов, развитие духовных способностей человека, установление взаимообогащающих межкультурных контактов – это проблемы, без постоянного решения которых невозможно воспроизводство человеческого мира.

1.1.2. Культурология как самостоятельная область знания

Исследование культуры имеет глубокие философские корни (философия истории, философия культуры). Кроме того, оно привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Культурология – сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX–XX вв. До этого исследование проблем различия между тем, что существует независимо от человека – природой – и тем, что создано человеком – культурой – осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире.

Культура как специфический предмет изучения стала приковывать к себе внимание философов и историков лишь с XVIII в. Именно в то время, начиная с сочинений Д. Вико «Основания новой науки об общей природе наций» (1725), И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791), трех «Критик…» И. Канта, культурологических конструкций Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, осмысливается целостность творимого человеком мира. Осознание взаимодополнительности энергий трех духовных способностей человека – разума , воли и чувства – реализующихся в таких плодах деятельности человека, как наука , нравственность и искусство , привело к выделению целостного поля человеческой деятельности – культуры .

Однако только в XX в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого-антрополога Лесли Уайта (1900–1975). Он понял необходимость обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное единство бесконечного разнообразия разных культур, связать абстрактно-теоретическое (философское) осмысление культуры с богатым и постепенно растущим материалом о ее конкретных проявлениях в жизни разных стран и народов. Связать «общее» с «единичным», дать «особенное» понимание культуры – одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не приобрел теоретической зрелости. Но уже ясно, что эта наука представляет собой область знания, переросшую «родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанную с ней, но имеющую самостоятельное значение и существование.

Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением в изучение всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.

Культурология – комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и модальность человеческого бытия. Эта дисциплина возникла на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. anthropos – человек, logos – учение), этнологии (от греч. ethnos – племя, народ; наука о сравнительном изучении культур; сформировалась в XIX в. на основе работ Л. Г. Моргана и Э. Тайлора, изучавших «примитивные» народы, которым были противопоставлены «культурные народы»), этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion – знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики. Она синтезировала и систематизировала под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого исследуемого феномена – культуры.

При этом следует подчеркнуть, что изучение истории мировой культуры позволяет увидеть образ единого человечества и поддержать возрождение интереса к гуманитарным ценностям. В результате усилий культурологов, продемонстрировавших поразительное многообразие типов культур как средств и способов человеческой самореализации, стало очевидно, что череда верований, художественных шедевров, философских идей, научных открытий, обычаев должна рассматриваться без противопоставления архаичного и современного, передового и реакционного, развитого и отсталого.

1.1.3. Концепции культурологии, ее объект, предмет, задачи

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем Лесли Уайта . Именно он в 1949 г. выпустил книгу «Наука о культуре» , в которой употребил название самостоятельной, интегративной отрасли гуманитарного знания – «культурология». Однако это название – «культурология» – не привилось в западной науке, хотя рассмотрение культуры как целостного явления и динамично развивающейся системы было присуще до него многим исследователям. В России же оно связывалось с традиционным пониманием культуры (прежде всего – с художественной и просветительской практикой и проблематикой). В западной научной традиции под культурой понимались специфические особенности укладов жизни, поведения, способов мировосприятия и жизнедеятельности локально-исторических форм общностей людей, которые изучались, в основном, в рамках социальной (культурной) антропологии. Трудности становления культурологии и вычленения ее предмета вызваны, прежде всего, сложностью и многоплановостью понятия культуры, а также тем, что ее теоретическое исследование осуществлялось силами разных наук (этнологией, культурной и социальной антропологией и др.). В настоящее время существует много представлений о культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода.

Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре. Этот подход представлен, например, В. М. Межуевым, который пишет: «Видимо, неправильно понимать под культурологией какую-то уже окончательно сложившуюся науку с четко выделенными дисциплинарными границами и полностью оформившейся системой знаний. Культурология, скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса разных наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» .

Второй подход представляет культурологию как раздел различных дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Культуролог, какой бы теоретической позиции он ни придерживался, должен представить историю и место культурной деятельности в мировой цивилизации. Тем самым он вводит своего слушателя в проблематику гуманизма, способствует воссозданию необходимого компонента цивилизационного общежития в современном сложном и противоречивом мире.

В русле третьего подхода необходимо определить культуру как объект познания культурологии. Это исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности и взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают (прямо или опосредованно) коллективный характер человеческой жизнедеятельности . Предметом культурологии является содержание, структура, динамика, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики .

Конкретизируя предмет культурологии, можно вычленить одну из основных задач культурологии – выявить дух культуры (менталитет, культурный образец), опираясь на изучение ее генезиса, функционирования и развития как специфически человеческого способа жизни, анализ способов культурного наследования, «кода» культурного развития. Необходимо на основе объяснения и анализа историко-культурного процесса построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы его прогнозировать, а в перспективе – управлять им.

Поставленная задача предполагает решение, по меньшей мере, следующих фундаментальных проблем.

Открытие «гена» и генетического кода культурных феноменов, то есть тех базисных структур, которые ответственны за сохранение и внебиологическую передачу социального, человеческого опыта.

Изучение факторов, оказывающих мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код».

Изучение суммарных последствий таких мутаций – а это во многом и есть реальная, раскрываемая теперь в своей сущности, история очеловечивания мира.

Такое понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из многих областей и сфер социального творчества (науки и техники, политической деятельности, религии, искусства). Но главным полем исследования в этой синтетической области знания должны стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории. Их реконструкция, наряду с дешифровкой знаковых систем, и есть задача и содержание культурологии как теоретической науки, не сводимой к иллюстративности и описательству, предполагающей теоретический тип формулирования, постановки и решения проблем.

При этом культурология опирается на достижения конкретных наук, поставляющих как эмпирический материал, так и приходящих к определенным теоретическим обобщениям. Конечно, культоролог, прежде всего, имеет дело с результатами культурной деятельности (предметами повседневной жизни, продуктами технического творчества, произведениями искусства, сферой чувств и мировосприятия). Но его задача – идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурного образца), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй, коммуникативный слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И наконец – сама основа культуры, возникающая «из способности человека к символизации» .

См.: White L. A. The Science of Culture, 1949; на русском языке см.: Уайт Л. А. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Межуев В. М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1965. С. 38.

Уайт Л. Эволюция культуры. Развитие цивилизации до падения Рима // Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004. С. 51.

Культурология

История мировой культуры

Под редакцией профессора А.Н. Марковой

Второе издание, переработанное и дополненное

высших учебных заведений

Москва 2000

ББК 63.3(0)-7я73 К90

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. АН. Романов Председатель Научно-методического совета проф.Д.М. Дайитбегов

Рецензенты:

кафедра философии, религии и религиоведения Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и д-р филос. наук проф. Н.Н. Никитина

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.; илл. цв.

ISBN 5-85178-043-6.

Это доработанное и значительно расширенное переиздание известного учебника (1-е изд. - ЮНИТИ, 1995). Культура анализируется как сложная многоуровневая система,

включающая различные сферы - искусство, науку, религию, материальную культуру,

обычаи и нравы народов. Рассматривается культура ведущих регионов мира(Европа,

Восток, Америка) и ведущих стран разных эпох (первобытный мир. Древний мир,

Средневековье, Новое иНовейшее время); даются анализ тенденций культурного развития регионов и краткая характеристика особенностей протекания этих процессов по этапам.

Издание иллюстрировано.

Для студентов вузов, учащихся колледжей и школ, а также для всех читателей, интересующихся историей мировой культуры.

ББК 63.3(0)-7я73

ISBN 5-85178-043-6

В высшей школе России для студентов всех специальностей обязательна дисциплина «Культурология» («История мировой культуры»).

Культурология играет огромнейшую роль в духовном прогрессе общества. Будущий специалист должен понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, знать формы и типы культур, основные достижения в развитии культуры ведущих стран мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой цивилизации, уметь оценивать достижения культуры.

Учебник «Культурология. История мировой культуры» знакомит студентов с основами культурологии, узловыми вопросами истории культуры различных стран - от первобытного общества до сегодняшнего дня. Материал излагается по основным этапам развития культуры (Первобытная эпоха и Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время), что дает представление о поступательном движении мировой цивилизации и повышении уровня материальной и духовной культуры человечества.

В учебнике освещены узловые вопросы истории и теории культуры, ее типы и формы, раскрыты социальные функции культуры, охарактеризованы основные культурно-исторические центры и цивилизации мира, а также творчество крупнейших представителей различных школ и направлений в культуре.

В отличие от предыдущего издания учебник значительно расширен - включены страны Востока и цивилизации Нового Света, Арабский Восток, Византия, проанализировано развитие культуры XX века.

За время существования человеческого общества в области культуры накоплен такой колоссальный багаж, выдвинулось настолько огромное число представителей литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, что даже несмотря на внушительный объем учебника вместить все имена не представилось возможным.

Учебник подготовлен коллективом кафедры истории экономики, политики и культуры Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).

Кандидат экономических наук Ф. О. Айсина - главы 25, 28; гл. 29 (раздел «Наука и образование»).

Преподаватель И. А. Андреева - главы 10, 20, 21.

Кандидат исторических наук С. Д.Бородина - главы 2, 22, список литературы.

Кандидат исторических наук Н. О. Воскресенская - главы 3, 4, 6, 16. Кандидат исторических наукА. С. Квасов - главы 11, 12, 27. Старший преподавательЕ. А.Козлова - глава 23.

Кандидат исторических наук Н. С. Кривцова - глава 5. Доктор экономических наукА. Н. Маркова - главы 15, 23. Старший преподавательЕ. М. Мурашова - главы 7, 8. Доктор философских наукЛ. А. Никитич - глава 27. Кандидат исторических наукВ. Е. Носов - главы 1,26, 29.

Кандидат исторических наук Е. М. Скворцова - главы 9, 13, 17,18, 19. Кандидат исторических наукЮ. И. Топалова - главы 14, 24. Кандидат исторических наукР. М. Черных - глава 13.

Ответственный редактор профессор, лауреат Государственной премии А. Н. Маркова

О ГЛАВЛЕНИЕ

Г ЛАВА1. П РЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

I. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

И ДРЕВНЕГО МИРА

Г ЛАВА 2. К УЛЬТУРАП ЕРВОБЫТНОЙЭ ПОХИ

2.1. Периодизация первобытности

2.2. Особенности первобытного искусства

2.3. Ранние формы верований

Г ЛАВА3. К УЛЬТУРАД РЕВНЕГОЕ ГИПТА

3.1. Древний Египет

3.2. Эллинистический Египет. Египет-

римская провинция

Г ЛАВА4. К УЛЬТУРАД РЕВНЕЙМ ЕСОПОТАМИИ

(Д ВУРЕЧЬЯ)

4.1. Заселение Двуречья

4.2. Шумеро-Аккадская культура

4.3. Культура Старовавилонского царства

4.4. Культура Ассирии

4.5. Культура Сасанидского Ирана

Г ЛАВА5. К УЛЬТУРАД РЕВНЕЙИ НДИИ

5.1. Древнейшая Индия

5.2. Магадхо-Маурийская эпоха

5.3. Кушано-Гуптский период

Г ЛАВА6. К УЛЬТУРАД РЕВНЕГОК ИТАЯ

6.1. Философско-религиозные системы Китая

6.2. Нормы повседневной жизни

6.3. Развитие науки, литературы и искусства

Г ЛАВА7. К УЛЬТУРАД РЕВНЕЙГ РЕЦИИ

7.1. Доклассический период

7.2. Классический период

7.3. Культура эпохи эллинизма

Г ЛАВА8. К УЛЬТУРАД РЕВНЕГОР ИМА

8.1. Этрусская культура

8.2. Царский период

8.3. Период Республики

8.4. Период империи

Г ЛАВА9. К УЛЬТУРАС ЛАВЯНСКОЙД РЕВНОСТИ

9.1. Велесова книга

9.2. Космогонические представления древних славян

9.3. Обряды и обычаи древних славян

9.4. Письменность древних славян

Г ЛАВА10. К УЛЬТУРА НАРОДОВС ЕВЕРНОЙА МЕРИКИ

10.1 Культура племен Северной Америки

10.2. Мировоззрение североамериканских индейцев

10.3. Мифы и легенды Северной Америки

II. КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Г ЛАВА11. К УЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ

Р АННЕГО ИК ЛАССИЧЕСКОГОС РЕДНЕВЕКОВЬЯ

11.1. Общая характеристика Раннего Средневековья

11.2. Влияние религии на культурную жизнь

Г ЛАВА12. З АПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ

В ОЗРОЖДЕНИЯ

12.1. Новое мировоззрение

12.2. Итальянское Возрождение

12.3. Северное Возрождение

Г ЛАВА13. К УЛЬТУРАК ИЕВСКОЙР УСИ И РУССКИХ КНЯЖЕСТВ ЭПОХИ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ177

Г ЛАВА15. К УЛЬТУРАВ ИЗАНТИИ

15.1. Особенности исторического развития Византии

15.2. Государственное устройство Византии

15.3. Период Раннего Средневековья

15.4. Период Македонской династии и династии

Комнинов

15.5. Эпоха Палеологов

Г ЛАВА19. К УЛЬТУРАС РЕДНЕВЕКОВОЙЯ ПОНИИ

19.1 Эпоха царей Ямато

19.2. Эпоха Хэйан

19.3. Эпоха сѐгуната

Г ЛАВА23. З АПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРАXIX ВЕКА393

23.1. Основные процессы и направления общественно-

24.2. Формирование русской национальной культуры 444

27.1. Индустриальная цивилизация и проблемы

культуры

27.2. XX век и новые формы искусства

27.3. Западноевропейская литература XX в.

27.4. Европейский театр в XX в.

27.5. Архитектура, музыка, кинематограф

Г ЛАВА28. К УЛЬТУРАСССР

28.1. Культурные преобразования в 20-30-х гг.

28.2. Особенности культурных процессов в 40-е гг.

28.3. Культура в 50-90-х гг.

Г ЛАВА29. К УЛЬТУРАСША XX ВЕКА

29.1. Философские и религиозные воззрения

формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю - как теорию о событийно-деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретноисторическими формами этого бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности.

В становлении культурологии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический (1800-1860),

эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX в. ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося

в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах - в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т. д.

Понятие культура - центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя

представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание

Библиография:

2. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука

3. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996.

4. Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание РФ, 1993.

5. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995.

6. Кондаков И. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.

7. Культурология / Под ред. проф. Г. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

8. Культурология. XX век: Словарь-справочник. СПб.: Университетская книга, 1997.

Библиография

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества

2. История Европы. М.: Наука, 1988. Т. 1.

3. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М.: Политиздат, 1990.

4. Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры. М.: Просвещение, 1986.

5. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М.: Наука, 1980.

Библиография

1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.: Высшая школа, 1993. Т. 1.

2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1986.

3. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока: Пер. с польск. Д.С. Гальпериной. М.: Наука, 1989.

4. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.

5. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. Кн. 1.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13.

7. Мифология древнего мира. М., 1997.

8. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР,1962.

9. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1992.

10. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М.: Аз, 1995.

11. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-н/Д.: Город N, 1994.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

Библиография

1. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука / Под. ред. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995.

2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М.: Искусство, 1995.

3. Виппер Р.Ю. Лекция по истории Греции. Очерки истории Римской империи // Избр. соч.: В 2 т. Ростов- н/Д.: Феникс, 1995.

4. Драч Г.В. Античная культура и мировая цивилизация. Ростов-н/Д., 1991.

5. Драч Г.В. Пайдейя // Человек и общество. Культурология. Ростов-н/Д., 1996.

6. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. М., 1985.

7. Знаменитые римляне и греки: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима / Авт. и сост.: М.Н. Ботвинник и М.Б. Рабинович. СПб.: Эпоха, 1983.

8. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989.

9. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1994.

10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Просвещение, 1986.

11. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемушкина Н.М. Греческая трагедия. М.: Госучпедгиз, 1958.

12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

13. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского, гос. ун-та, 1992.

14. Смирнова В.В. Мировая художественная литература. М.: Аз, 1995.

Библиография

1. Аверинцев С.С. Схоластика // Философск. энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Бицилли П.М. Элементы средневековой структуры. СПб.: Мифрил, 1995.

3. Гофф Ж. ле. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с франц. М.: Прогресс-Академия, 1992.

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

5. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное сердце. М.: Наука, 1991.

6. Дюби Ж. Европа в средние века: Пер. с франц. Смоленск: Полиграмма, 1994.

7. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа, 1987.

8. История средних веков / Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова: В 2т. М.: Высшая школа, 1990. Т. 1.

9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1987.

10. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Пер. с нидерл. М.: Наука, 1988.

11. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.

Библиография

1. Бартольд П. Ислам и арабская культура. М.: Наука: 1992.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высш. шк., 1983.

3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М.: Искусство, 1974.

4. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат, 1974.

5. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М.: Наука. 1982.

Библиография

1. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

2. История Европы: В 8 т. М.: Наука, 1992. Т. 2.

3. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. Л.: Искусство, 1981.

4. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1996.

5. Хвостова К.В. Византийская цивилизация // Вопросы истории. 1995 № 9. С.36-38.

6. Яковенко И.Г. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

Библиография

1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.

2. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991.

3. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация / Отечественная история. 1992. № 4.

4. История Европы. М.: Наука, 1992-1994. Т. 2-4.

5. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М.: Политиздат, 1991.

6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Интер-пракс, 1994.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1996.

8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994.

Библиография

1. Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984.

2. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

3. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

4. Гуковский М. Итальянское Возрождение. Л.: Искусство, 1990.

5. Культура Возрождения и Реформации. М.: Наука, 1981.

6. Мурашов П.П. Образы Италии. М.: Галарт, 1993. Т. 1.

Библиография

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986-1988. Т. 1-3.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

3. История Европы. М.: Наука, 1994. Т. 3, 4.

4. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. проф. А.В. Адо. М.: Высшая школа, 1986.

5. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-н/Д.: Город Н, 1994. С.161-191.

Библиография

1. История России с начала XVII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова

2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. М.: Наука, 1994.

3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.

4. Культурология / Под ред. проф. Г.В. Драча. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.

5. Лихачев Д.С. Была ли эпоха петровских реформ передовой в развитии русской культуры? // Славянские культуры в эпоху формирования и развития славянских наций XIII-XIX вв. М.: Наука, 1978.

3. Розанов В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990.

4. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993.

5. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX–начала XX века. М.: Изд-во МГУ, 1993.

6. Серебряный век русской поэзии. М.: Просвещение, 1993.

Библиография

1. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание РФ, 1993.

2. Баткин Л.М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. М.: Наука, 1990.

3. Культурология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.

4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980 // Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание, 1993.

6. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

7. Холингсворт М. Искусство в истории человека. М.: Искусство, 1993.

8. Шахназарова И.Т. Стилевые искания западной музыки в социокультурном контексте XX века // На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве XX века. М.: Наука, 1994.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

Библиография

1. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. 1990.

2. История России: XX век. / Под ред. В.П.Дмитренко. М.: ACT, 1996.

3. История России. 1917-1995: В 4 т. М.: МИК; АГАР, 1996.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.

5. Согрин В. Политическая история современной России. 1985–1994. М.: Прогресс-Академия, 1994.

Библиография

1. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

2. История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитренко. М.: ACT, 1996.

3. История современной России. 1985-1994 гг. М.: Терра. 1995.

4. Общество и экономика. 1998. № 1.

5. Общество и экономика. 1998. № 6.




Top