Управление памятниками культурного наследия. Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия

2.1. Аппаратные средства ПК

2.2. Память ПК

2.1. Аппаратные средства ПК

Все аппаратные средства современного персонального компьютера

делятся на три составляющие:

1) устройства ввода информации;

2) устройства вывода информации;

3)устройство для обработки и хранения информации, называемое

системным блоком.

Устройства для ввода информации – это любые устройства, с помощью

которых информация вводится в компьютер. К ним относятся: клавиатура,

мышь, дисководы, приводы CD-ROM, трекболы, пойнтеры и т.д.

Трекболом называют шар, встроенный в клавиатуру, который отличается

от мыши тем, его не нужно перемещать по рабочей поверхности.

Пойнтер является аналогом джойстика и размещается на клавиатуре.

Трекболы и пойнтеры чаще всего применяются в портативных

компьютерах, а в карманных компьютерах для этих целей используется

сенсорный экран.

К устройствам вывода информации относятся: дисплей, все виды

принтеров, дисководы и пр.

К компьютеру могут подключаться также и другие устройства, например:

7) модем -устройство для обмена информацией с другими

компьютерами через телефонную сеть; основой данного процесса является

преобразование данных, получаемых от процессора, из цифровой формы в

высокочастотный аналоговый сигнал;

8) сканер -устройство для создания цифровой копии изображения

какого-либо объекта;

9) графический планшет -устройство для ввода контурных

изображений и графики.

Кроме того, можно перечислить еще и различные манипуляторы, среди

которых: джойстики, руль. Также к компьютеру подключают ионизаторы,

грелки, минихолодильники, которые используют компьютер в качестве

источника питания.

Также достаточно часто применяются устройства бесперебойного

питания, обеспечивающие безопасность работы компьютера при резких скачках

напряжения или при отключении питания. В устройстве бесперебойного

питания находится стабилизатор напряжения, встроенные аккумуляторные

батареи и генератор переменного тока. При сбое в питании данное устройство

переключает напряжение на себя и в течение некоторого времени обеспечивает

компьютер энергией, что обусловливает его стабильную работу. Это устройство

способно поддерживать нормальное питание ПК в течение от 3 до 20 минут.

Аудиоадаптеры применяются для воспроизведения, записи и обработки

звука, такими могут быть звуковые платы и звуковые карты. Данные устройства

преобразуют цифровые данные компьютера в аналоговый звуковой сигнал и

обратно; на звуковой карте размещается несколько разных устройств, которые

позволяют создать на базе ПК студию звукозаписи. К главным характеристикам

аудиоадаптеров относятся: разрядность, число каналов воспроизведения (моно

или стерео), используемый принцип синтеза, расширяемость и совместимость.

От вида звуковых карт и акустических систем также зависит качество звучания.

Достаточное качество звука обеспечивается любыми активными колонками, а

более лучшее звучание достигается при подключении аудиоплаты ко входу

усилителя бытовой аудиосистемы.

Подробнее остановимся на изучении третьей группы аппаратных

средств, то есть системного блока. Основным элементом системного блока

является системная плата. Ее также называют главная или материнская плата, в

документации она обозначается с помощью аббревиатуры МВ.

Материнская плата играет значительную роль, так как от ее характеристик

во многом зависит работа ПК. Существует несколько типов системных плат,

которые обычно предназначены для конкретных микропроцессоров. Выбор

системной платы во многом определяет возможности будущей модернизации

компьютера. Выбирая системную плату, необходимо учитывать следующие ее

характеристики:

Возможные типы используемых микропроцессоров с учетом их рабочих

Число и тип разъемов системной шины;

Базовый размер платы;

Возможность наращивания оперативной памяти;

Возможность обновления базовой системы ввода-вывода (BIOS).

Все микросхемы, расположенные на системной плате, соединены при

помощи системной шины. Системная шина предназначена для передачи

информации между процессором и остальными компонентами ПК. С помощью

шины происходит как обмен информацией, так и передача адресов, служебных

сигналов. Периферийные устройства также подключаются к системной шине

при помощи контроллеров и адаптеров (это такие специальные платы).

На системной плате размещаются:

1. Центральный процессор. Процессор не случайно считается сердцем

или основой компьютера, поскольку именно от него в значительной степени

зависит производительность всей системы.

Процессор -это микросхема, обеспечивающая выполнение

арифметических, логических и управляющих операций, заданных программой

в машинном коде.

Основными характеристиками процессора являются:

Разрядность внутренних регистров (устройств записи, хранения и

считывания чисел в двоичном коде);

Разрядность шины данных и шины адреса;

Значения внутренней и внешней тактовых частот;

Конструкция контактного разъема.

2. Оперативная память.

3. Сверхоперативная или кэш-память (в современных компьютерах

является уже интегрированной в процессор).

4. Микросхема BIOS – это базовая система ввода и вывода информации,

представляющая собой микросхему энергонезависимой памяти в которой

записаны коды BIOS.

Базовая система ввода-вывода (Basic Input Output System – BIOS)

является, с одной стороны, составной частью аппаратных средств, с другой –

одним из программных модулей ОС. Возникновение данного названия связано с

тем, что BIOS включает в себя набор программ ввода-вывода. С помощью этих

программ ОС и прикладные программы могут взаимодействовать как с

различными устройствами самого компьютера, так и с периферийными

устройствами.

Как составная часть аппаратных средств система BIOS в ПК реализована

в виде одной микросхемы, установленной на материнской плате компьютера.

Большинство современных видеоадаптеров и контроллеров-накопителей имеют

собственную систему BIOS, которая дополняет системную BIOS.

На нее возложены следующие основные функции:

1) запуск загрузки операционной системы;

· выполнение при включении компьютера тестовой проверки всех

важнейших компонентов аппаратуры и системы;

· предоставление специальной программы для настройки и установки

параметров BIOS и аппаратной конфигурации ПК.

Главной задачей BIOS является инициализация подключенных к ней

устройств. Сразу после включения питания компьютера BIOS проверяет

работоспособность устройств, задаёт низкоуровневые параметры их работы,

после чего ищет загрузчик операционной системы на доступных носителях

информации и передаёт управление операционной системе. При этом

операционная система по ходу работы может изменять большинство настроек,

изначально заданных в BIOS.

То есть как программный модуль ОС система BIOS запускает программу

тестирования при включении питания компьютера POST (Power On Self Test –

самотестирование при включении питания компьютера). При запуске этой

программы тестируются основные компоненты компьютера (процессор, память

и др.). Если при подаче питания компьютера возникают проблемы, т. е. BIOS не

может выполнить начальный тест, то извещение об ошибке будет выглядеть как

последовательность звуковых сигналов.

5. Чипсет – набор управляющих микросхем. Также сюда относятся

вспомогательные микросхемы и контроллеры ввода/вывода информации. Все

вспомогательные микросхемы на материнской плате разделены на две группы,

называемые северным и южным мостами. Северный мост обеспечивает

подключение процессора к оперативной памяти и видеокарте. Южный мост

отвечает за подключение остальных устройств.

6. Разъемы расширения, то есть слоты. Именно в них подключаются

дополнительные устройства, такие как, например, (тиви)TV-тюнеры, модемы,

звуковые карты.

2.2. Память ПК

Память компьютера делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя

память в свою очередь также подразделяется на два вида – постоянную и

оперативную. Постоянная память или постоянное запоминающее устройство

(ПЗУ) служит для постоянного хранения информации, при выключении ПК

информация не стирается. В этой памяти хранятся ОС, системные программы и

пользовательские данные.

Оперативная память или оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) –

мозг ПК. Она служит для временного хранения информации. Это устройство,

где в процессе работы программы размещаются данные и результаты

обработки. При выключении компьютера содержимое оперативной памяти

стирается.

Оперативная память компьютера состоит из:

1)основной (на нее приходится больший объем памяти);

2)кэш-памяти;

3) чипов памяти на платах расширения.

Что касается внешней памяти, то она применяется для сохранения

результатов работы на ПК. Наиболее распространенная внешняя память ПК –

это флеш-карты или флешки, лазерные диски, а также накопители на гибких

магнитных дисках (т.е. дискеты) и накопитель на жестком магнитном диске (т.е.

“винчестер”).

Все эти устройства позволяют переносить документы и программы с

одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемую

постоянно на компьютере, делать архивные копии информации, содержащейся

на жестком диске.

Для записи и считывания информации с дискет используются дисководы.

Однако из-за их недостаточной надежности и небольшого объема данный вид

устройств в последнее время практически не используется.

Наиболее удобными и мобильными, а потому популярными в последнее

время считаются флеш карты.

2.3. Программное обеспечение ПК

Программное обеспечение компьютера – это совокупность программ,

процедур и инструкций, а также связанная с ними техническая документация,

позволяющие использовать ЭВМ для решения конкретно поставленных задач.

По областям применения программное обеспечение компьютера

подразделяют на системное и прикладное.

Прикладное программное обеспечение представляет собой специальные

программы, которые применяются при решении определенных практических

задач. В настоящее время программистами разработано множество прикладных

программ, применяемых в математике, бухгалтерии и других областях науки.

Системное, или общее, программное обеспечение выступает в качестве

«организатора» всех компонент компьютера, а также подключенных к нему

внешних устройств.

Таким образом, системное программное обеспечение – это комплекс

программ, без которых компьютер не может работать вообще или теряет

некоторые важные свойства.

Системное программное обеспечение необходимо для бесперебойной

работы компьютера, профилактики аппаратуры персонального компьютера,

осуществления копирования, восстановления файлов, архивирования

документов, а также для организации надежной работы других программ.

В составе системного программного обеспечения выделяют две

компоненты:

1) операционную систему – целый комплекс управляющих программ,

являющихся интерфейсом между компонентами ПК и обеспечивающих

наиболее эффективное использование ресурсов ЭВМ. Операционная система

загружается при включении компьютера;

2) утилиты – вспомогательные программы технического обслуживания.

К утилитам относятся:

Программы для диагностики компьютера – проверяют конфигурацию

компьютера и работоспособность его устройств;

Программы для оптимизации дисков – обеспечивают более быстрый

доступ к информации, хранящейся на жестком диске, за счет оптимизации

размещения данных на нем. Процесс оптимизации данных на жестком диске

более известен как процесс дефрагментации диска;

Программы для очистки диска – находят и удаляют ненужную

информацию (например, временные файлы, временные интернет-файлы,

файлы, расположенные в корзине, и др.);

Программы-кэши для диска – ускоряют доступ к данным на диске путем

организации в оперативной памяти компьютера кэш-буфера, содержащего

наиболее часто используемые участки диска;

Программы динамического сжатия дисков – увеличивают объем

информации, хранимой на жестких дисках, путем ее динамического сжатия.

Действия данных программ для пользователя не заметны, они проявляются

только через увеличение емкости дисков и изменение скорости доступа к

информации;

Программы-упаковщики (или архиваторы) – упаковывают данные на

жестких дисках за счет применения специальных методов сжатия информации.

Данные программы позволяют освободить значительное место на диске за счет

сжатия информации;

Антивирусные программы – предотвращают заражение компьютерным

вирусом и ликвидируют его последствия;

Системы программирования – комплекс программ для автоматизации

процесса программирования сценариев работы ЭВМ.

2.4. Понятие операционной системы (ОС), ее функции

Операционная система компьютера -это совокупность программных

средств, предназначенная для непосредственного управления работой

компьютера и всеми его аппаратными ресурсами.

В качестве основных функций операционной системы можно перечислить

следующие:

1 управление памятью;

2 управление вводом-выводом;

3 управление файловой системой;

4 управление взаимодействием процессов;

5 диспетчеризация процессов;

7 учет использования ресурсов;

8 обработка командного языка.

Операционная система скрывает от пользователя сложные и ненужные

подробности работы процессора компьютера и представляет ему удобный

интерфейс для работы, то есть способ общения с компьютером.

Наиболее распространенными являются операционные системы

семейства WINDOWS, Linux.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Экономический колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Техническое обеспечение АИС»

По предмету: АИС

Студента дневного отделения

Группы №2007-3-АСУ

Специальность

Асмерзаева Карина Игоревна

Научный руководитель:

Бордюгова Т.

Ростов – на – Дону


Введение

1.2 Структура и организация ТО АИС

1.3 Расчёт оптимального ТО АИС

Глава 2. Разработка информационного обеспечения по учёту ТС магазина «Техносила»

Заключение

Введение

Эволюция технического обеспечения, которое включает в себя аппаратные средства, средства коммуникации, программное обеспечение, проходит неравномерно, скачкообразно. Развитие компьютерной техники пока происходит в геометрической прогрессии. Каждые четыре года происходит удвоение производительности компьютеров.

Классификация компьютерных технологий по типу пользовательского Интерфейса (как взаимодействует пользователь технологии с компьютером) --ракетные, диалоговые, сетевые. В первом случае пользователь получает только результаты работы технологии, в остальных он взаимодействует с ней на индивидуальном компьютере или компьютере, подключенном к сети ЭВМ.

Современные технические средства обеспечения управления информационными ресурсами по своему составу и функциональным возможностям весьма разнообразны. Средства вычислительной техники, средства коммуникационной техники, средства организационной техники.

Компьютерная техника предназначена, в основном, для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и является базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.

Коммуникационная техника предназначена, в основном, для реализации технологий передачи информации и предполагает как автономное функционирование, так и функционирование в комплексе со средствами компьютерной техники.

Организационная техника предназначена для реализации технологий хранения, представления и использования информации, а также для выполнения различных вспомогательных операций в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управленческой деятельности.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Целью курсовой работы является изучение организаии технического обеспечения автоматизированных информационных систем (АИС) на примере магазина «Техносила».

Задачи курсовой работы: рассмотрение основных требований и характеристик современных и применение технических средств АИС, изучить структуру и организацию ТО АИС, проанализировать особенности организации оптимального ТО АИС, а так же разработать информационное обеспечение по учёту ТС магазина «Техносила».

Глава 1. Теоретические особенности организации технического обеспечения

1.1 Основные требования и характеристики современных и применение технических средств АИС

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой комплекс информационных, программных, технических, организационно-методических и других необходимых средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, передачу данных, а также манипулирование ими для решения различных задач.

Как правило, в состав АИС входят:

Информационные ресурсы, представленные в виде баз данных (баз знаний), хранящих данные об объектах, связь между которыми задается определенными правилами;

Формальная логико-математическая система, реализованная в виде программных модулей, обеспечивающих ввод, обработку, поиск и вывод необходимой информации;

Интерфейс, обеспечивающий общение пользователя с системой в удобной для него форме и позволяющий работать с информацией баз данных;

Персонал, определяющий порядок функционирования системы, планирующий порядок постановки задач и достижения целей;

Комплекс технических средств.

Информационные ресурсы включают машинную и немашинную информацию. Машинная информация представлена в виде баз данных, баз знаний, банков данных. Базы (банки) данных могут быть централизованными или распределенными.

Комплекс технических средств (КТС) включает совокупность средств вычислительной техники (ЭВМ разных уровней, рабочие места операторов, каналы связи, запасные элементы и приборы) и специальный комплекс (средства получения информации о состоянии объекта управления, локальные средства регулирования, исполнительные устройства, датчики и устройства контроля и наладки технических средств).

Программное обеспечение (ПО) состоит из общего ПО (операционные системы, локальные и глобальные сети и комплексы программ технического обслуживания, специальные вычислительные программы) и специального ПО (организующие программы и программы, реализующие алгоритмы контроля и управления).

Персонал и инструктивно-методические материалы составляют организационное обеспечение системы.

Процедуры и технологии разрабатываются на основе логико-математических моделей и алгоритмов, составляющих основу математического обеспечения системы, и реализуются с помощью ПО и КТС, а также интерфейса, обеспечивающего доступ пользователя к информации.

Например, в состав экспертной системы (ЭС) входят:

Интерфейс, позволяющий передавать в базу данных информацию и обращаться к системе с вопросом или за объяснением;

Рабочая память (БД), которая хранит данные об объектах;

Диспетчер, определяющий порядок функционирования ЭС;

Машина вывода - формально-логическая система, реализованная в виде программного модуля.

База знаний (БЗ) - совокупность всех имеющихся сведений о предметной области, записанных с помощью формальных структур представления знаний (набора правил, фреймов, семантических сетей).

Важнейшей составляющей ЭС является блок объяснений. Он позволяет пользователю задавать вопросы и получать разумные ответы.

Под техническим обеспечением понимают состав, формы и способы эксплуатации различных технических устройств, необходимых для выполнения информационных процедур: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и использования информации.

К элементам технического обеспечения относятся: комплекс технических средств, организационные формы использования технических средств, персонал, который работает на технических средствах, инструктивные материалы по использованию техники.

Комплекс технических средств - это совокупность взаимосвязанных технических средств, предназначенных для автоматизированной обработке данных.

Требования к комплексу технических средств:

Минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию;

Надежность;

Защита от несанкционированного доступа;

Рациональное распределение по уровням обработки.

В комплексе технических средств выделяются:

А. Средства сбора и регистрации информации:

Автоматические датчики и счетчики для фиксации наступления каких-либо событий, для подсчета значений отдельных показателей;

Весы, часы и другие измерительные устройства;

Персональные компьютеры для ввода информации документов и записи ее на носители;

Сканеры для автоматического считывания данных с документов и их преобразования в графическое, цифровое и текстовое представление.

Б. Комплекс средств передачи информации:

GPS связь;

Компьютерные сети (локальные, региональные, глобальные);

Средства телеграфной связи;

Радиосвязь;

Спутниковая связь и др.

В. Средства хранения данных:

Оптические диски (CD, DVD);

USB-накопители (flash, HDD);

Жесткий диск (2,5",3,5").

Г. Средства обработки данных или компьютеры, которые делятся на классы:

Суперкомпьютеры;

Ноутбук:

Карманный компьютер.

Они отличаются технико-эксплутационными параметрами (объемы памяти, быстродействие и пр.).

Д. Средства вывода информации:

Мониторы;

Принтеры;

Плоттеры.

Е. Средства организационной техники:

Изготовления, копирования, обработки и уничтожения документов;

Специальные средства (банкоматы), детекторы подсчета денежных купюр и проверки их подлинности и пр.

1.2 Структура и организация технического обеспечения АИС

Техническое обеспечение - это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

Компьютеры любых моделей;

Устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

Устройства передачи данных и линий связи;

Оргтехника и устройства автоматического съема информации;

Эксплуатационные материалы и др.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) - централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах. Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных и больших компьютеров для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

Средства моделирования процессов управления;

Типовые алгоритмы управления;

Методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация, рис.1.1.

Рисунок 1.1 – Программное обеспечение информационной системы

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования организации. Организационное обеспечение реализует следующие функции:

Анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

Подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование эффективности;

Разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает типовые акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение функционирования информационной системы включает:

Статус информационной системы;

Права, обязанности и ответственность персонала;

Правовые положения отдельных видов процесса управления;

Порядок создания и использования информации и др.

Требования к комплексу технических средств: минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию; надежность; защита от несанкционированных доступов; рациональное распределение по уровням обработки.

Способы использования технических средств принято называть организационными формами использования машин. На практике их применяется 2 вида: 1) вычислительные центры; 2)локальные автоматизированные рабочие места (АРМ) и вычислительные сети.

Вычислительные центры применяются на крупных предприятиях, банках, государственных органах. Это специфические предприятия по обработке информации. Они оснащаются большими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются персональные компьютеры и терминалы. На вычислительных центрах есть система управления (руководства), отделы постановки задач, программирования, обслуживания машин, а также производственные подразделения - группы приемки документов, переноса информации на носители, администрация банков данных, выпуска информации, размножения материалов и т.д.

Для автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов характерно размещение компьютеров на рабочих местах, по отдельным участкам учета, которые могут соединяться в сети, подключаться к большим ЭВМ.

1.3 Расчёт оптимального технического обеспечения АИС

Как известно, реализация каждого основного технологического процесса требует наличия вспомогательных (второстепенных) процессов, обеспечивающих эффективную деятельность по оказанию информационных услуг. Все планируемые мероприятия, процессы, комплексы технических и программных средств должны поддерживаться соответствующими службами, которые необходимо подготовить, организовать, обучить, что требует соответствующих финансовых затрат, определяемых факторами внешней среды.

Таким образом, оптимизационная модель на каждом уровне формирует соответствующие выходные параметры при минимизации экономических (финансовых) показателей с учетов внешних факторов.

Основными источниками финансирования информационного центра являются: бюджет; хозрасчетная деятельность; спонсорская помощь (индивидуальная, корпоративная, ассоциативная); гранты; целевое (ведомственное) финансирование.

Необходимо отметить, что соотношение между объемами данных видов финансирования зависит от экономической и социальной политики государства. В современных условиях бюджетное и целевое финансирование, направляемое на пополнение основных фондов, постоянно уменьшается. Поэтому для необходимого восполнения информационных ресурсов недостающая часть средств выделяется из хозрасчетных доходов. Финансирование на комплектование фондов по гранту не предусматривается правилами его предоставления.

Перечисленные источники финансирования не в равной мере используются для обеспечения тех или иных библиотечно-информационных процессов. Так, например, для пополнения информационных ресурсов используются бюджетные отчисления, хозрасчетные средства, спонсорская помощь, целевое финансирование. Источниками финансового обеспечения научно-практических, аналитических, методических разработок служат хозрасчетные доходы, средства, выделяемые по грантам, и спонсорская помощь.

Таким образом, применение оптимизационной модели программно-целевого планирования в системе управления информационным обменом позволяет осуществить рациональное распределение обобщенного финансового потенциала по основным видам деятельности информационного центра с учетом всех необходимых ресурсов при достижении главной стратегической цели. Выбор основных целевых функций (критериев) и система ограничений позволяют сформулировать согласно целям некоторое множество стратегий, определяющих поведение руководства центра при принятии решения. В результате формируется тот необходимый перечень мероприятий, обеспечивающих эффективную систему управления информационным обменом. Такая постановка оптимизационной задачи позволяет определить реальную потребность в ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей, с учетом комплексной целесообразности или эффективности их реализации в зависимости от сроков и масштабов внедрения новых технологий и результатов научных разработок.

Таким образом, система управления информационным обменом является интегрированной иерархической системой, включающей в себя подсистемы с общими информационными базами экономических, технических, качественных показателей деятельности центра и их координационными связями. Очень важно соблюдение следующих требований:

1. Система управления должна обеспечивать каждого руководителя информацией, необходимой для анализа и выбора между альтернативными направлениями действий, для планирования конечных результатов, а также действий, направленных на достижение этих конечных результатов и осуществления корректирующих воздействий.

2. Система должна обеспечивать сбор и обработку фактических данных.

3. Система должна соответствовать организационной структуре информационного центра, чтобы контролируемые параметры работы каждой структурной единицы могли быть измерены с точки зрения ее вклада в общую деятельность библиотечно-информационного центра.

4. Система должна быть интегрированной в такой степени, чтобы информация агрегировалась по уровням иерархии, т. е. информация на более низком уровне должна быть более конкретна, чем на более высоком.

5. В системе информация, используемая для планирования, должна отличаться от той, которая применяется для контроля, хотя при формировании каждого из этих видов нужен учет другого вида.

6. Информационные данные, поставляемые системой, должны быть своевременными; они должны охватывать прошлое, настоящее и будущее и отражать все основные показатели деятельности центра.

7. Система должна быть достаточно гибкой, чтобы обеспечить возможность оперативного управления новыми структурами (процессами) и их контроль.

8. При выработке управляющих воздействий необходимо учитывать как информацию, поступающую в ходе реализации основных процессов, так и мнения руководителей, ее предоставляющих.

9. В системе как можно полнее должна учитываться и подбираться информация о таких факторах производства и окружающей среды, от которых более всего зависят успех и эффективность функционирования библиотечно-информационных систем.

10. Для достижения приемлемого равновесия необходимо, чтобы последующая контрольная информация соответствовала управленческому стилю руководителей соответствующих подразделений.

11. Специальные отчетные материалы должны охватывать наиболее важные периоды времени и отражать достижения центра, содействовать проверке выполнения планов, включать в себя только реальные факты. Они должны быть также доступны для чтения и понимания, иметь четкое назначение, основываться на конкретных планах, строиться в соответствии с технологией документооборота.

12. Необходимо активное использование автоматизированных систем для процесса управления и принятия решений.

13. Должна существовать возможность улучшения и модернизации системы управления, но постоянная переделка по каждому незначительному поводу недопустима.

Данная система реализована в РМБИЦ МЗ РТ и обеспечивает его эффективную деятельность на протяжении многих лет на рынке информационных услуг.

2.1 Общая характеристика технологического обеспечения магазина «Техносила»

Торговая сеть магазинов бытовой техники "Техносила" создана в 1993 году. На сегодняшний день "Техносила" является одним из лидеров российского рынка бытовой техники и электроники и насчитывает 242 магазина в 191 городе России. C 2005 года работает Интернет-магазин "Техносила".

В магазинах сети - просторные залы, современное удобное торговое оборудование, удобная выкладка товара. Магазин берет на себя обязанности по доставке крупногабаритного товара к дому покупателя.

На регулярной основе проводятся рекламные акции и специальные предложения. Во всех городах, где действуют магазины "Техносила", работают сервис-центры торговой сети, сертифицированные ведущими производителями электроники и бытовой техники.

Компания предоставляет вниманию покупателей множество различных видов техники. В связи с этим мне бы хотелось использовать в качестве данных не весь предлагаемый на рынке ассортимент товаров. Остановимся на кондиционерах, воздухоочистителях и вентиляторах.

Прежде чем начать работу по созданию базы необходимо сформировать понятие о предметах, фактах и событиях, которыми будет оперировать данная система. Для того чтобы привести эти понятия к той или иной модели данных необходимо заменить их информационными представлениями. Одним из наиболее удобных инструментов унифицированного представления данных является модель «сущность-связь», или ER-модель.

Эта модель основывается на некой важной семантической информации о реальном мире и предназначена для логического представления данных. Она определяет значение данных в контексте их взаимосвязи с другими данными. Важным является тот факт, что из модели «сущность-связь» могут быть порождены все существующие модели данных. Поэтому она является наиболее общей.

Моделирование предметной области базируется на использовании графических диаграмм, включающих небольшое число разнородных компонентов. Основными понятиями данной модели являются сущность, связь, атрибут.

Сущность - реальный или представляемый объект, информация о котором сохранятся и должна быть доступной.

Связь - графически изображаемая ассоциация, устанавливаемая между двумя сущностями. Она является бинарной и может существовать между двумя различными сущностями или между сущностью и ей же самой.

2.2 Построение ER-модели информационного обеспечения АИС

Рассмотрим ER-модель нашей базы. Как я уже отметила, во избежание громоздкости рассмотрим отдельные виды продукции, предлагаемой магазином. В базе будут задействованы три таблицы: количество на складе, цена и цена реализации. Зададим связи между двумя таблицами и представим ER-модель.

Рисунок 2.1 – ER-модель информационной базы


При разработке ER-моделей мы должны получить следующую информацию о предметной области:

1. Список сущностей предметной области.

2. Список атрибутов сущностей.

3. Описание взаимосвязей между сущностями.

ER-диаграммы удобны тем, что процесс выделения сущностей, атрибутов и связей является итерационным. Разработав первый приближенный вариант диаграмм, мы уточняем их, опрашивая экспертов предметной области. При этом документацией, в которой фиксируются результаты бесед, являются сами ER-диаграммы.

Предположим, что перед нами стоит задача разработать информационную систему по заказу некоторой оптовой торговой фирмы. В первую очередь мы должны изучить предметную область и процессы, происходящие в ней. Для этого мы опрашиваем сотрудников фирмы, читаем документацию, изучаем формы заказов, накладных и т.п.

Например, в ходе беседы с менеджером по продажам, выяснилось, что он (менеджер) считает, что проектируемая система должна выполнять следующие действия:

Хранить информацию о покупателях.

Печатать накладные на отпущенные товары.

Следить за наличием товаров на складе.

Выделим все существительные в этих предложениях - это будут потенциальные кандидаты на сущности и атрибуты, и проанализируем их (непонятные термины будем выделять знаком вопроса):

Покупатель - явный кандидат на сущность.

Накладная - явный кандидат на сущность.

Товар - явный кандидат на сущность.

Склад - а вообще, сколько складов имеет фирма? Если несколько, то это будет кандидатом на новую сущность.

Наличие товара - это, скорее всего, атрибут, но атрибут какой сущности?

Сразу возникает очевидная связь между сущностями - "покупатели могут покупать много товаров" и "товары могут продаваться многим покупателям". Первый вариант диаграммы выглядит так:

Рисунок 2.2 – ER-модель «Покупатель – Товар»

Задав дополнительные вопросы менеджеру, мы выяснили, что фирма имеет несколько складов. Причем, каждый товар может храниться на нескольких складах и быть проданным с любого склада.

Куда поместить сущности "Накладная" и "Склад" и с чем их связать? Спросим себя, как связаны эти сущности между собой и с сущностями "Покупатель" и "Товар"? Покупатели покупают товары, получая при этом накладные, в которые внесены данные о количестве и цене купленного товара. Каждый покупатель может получить несколько накладных. Каждая накладная обязана выписываться на одного покупателя. Каждая накладная обязана содержать несколько товаров (не бывает пустых накладных). Каждый товар, в свою очередь, может быть продан нескольким покупателям через несколько накладных. Кроме того, каждая накладная должна быть выписана с определенного склада, и с любого склада может быть выписано много накладных. Таким образом, после уточнения, диаграмма будет выглядеть следующим образом:


Рисунок 2.3 – ER-модель «Покупатель – Накладная – Склад – Товар»

Пора подумать об атрибутах сущностей. Беседуя с сотрудниками фирмы, мы выяснили следующее:

Каждый покупатель является юридическим лицом и имеет наименование, адрес, банковские реквизиты.

Каждый товар имеет наименование, цену, а также характеризуется единицами измерения.

Каждая накладная имеет уникальный номер, дату выписки, список товаров с количествами и ценами, а также общую сумму накладной. Накладная выписывается с определенного склада и на определенного покупателя.

Каждый склад имеет свое наименование.

Снова выпишем все существительные, которые будут потенциальными атрибутами, и проанализируем их:

Юридическое лицо - термин риторический, мы не работаем с физическими лицами. Не обращаем внимания.

Наименование покупателя - явная характеристика покупателя.

Адрес - явная характеристика покупателя.

Банковские реквизиты - явная характеристика покупателя.

Наименование товара - явная характеристика товара.

Цена товара - похоже, что это характеристика товара. Отличается ли эта характеристика от цены в накладной?

Единица измерения - явная характеристика товара.

Номер накладной - явная уникальная характеристика накладной.

Дата накладной - явная характеристика накладной.

Список товаров в накладной - список не может быть атрибутом. Вероятно, нужно выделить этот список в отдельную сущность.

Количество товара в накладной - это явная характеристика, но характеристика чего? Это характеристика не просто "товара", а "товара в накладной".

Цена товара в накладной - опять же это должна быть не просто характеристика товара, а характеристика товара в накладной. Но цена товара уже встречалась выше - это одно и то же?

Сумма накладной - явная характеристика накладной. Эта характеристика не является независимой. Сумма накладной равна сумме стоимостей всех товаров, входящих в накладную.

Наименование склада - явная характеристика склада.

В ходе дополнительной беседы с менеджером удалось прояснить различные понятия цен. Оказалось, что каждый товар имеет некоторую текущую цену. Эта цена, по которой товар продается в данный момент. Естественно, что эта цена может меняться со временем. Цена одного и того же товара в разных накладных, выписанных в разное время, может быть различной. Таким образом, имеется две цены - цена товара в накладной и текущая цена товара.

С возникающим понятием "Список товаров в накладной" все довольно ясно. Сущности "Накладная" и "Товар" связаны друг с другом отношением типа много-ко-многим. Такая связь, как мы отмечали ранее, должна быть расщеплена на две связи типа один-ко-многим. Для этого требуется дополнительная сущность. Этой сущностью и будет сущность "Список товаров в накладной". Связь ее с сущностями "Накладная" и "Товар" характеризуется следующими фразами - "каждая накладная обязана иметь несколько записей из списка товаров в накладной", "каждая запись из списка товаров в накладной обязана включаться ровно в одну накладную", "каждый товар может включаться в несколько записей из списка товаров в накладной", " каждая запись из списка товаров в накладной обязана быть связана ровно с одним товаром". Атрибуты "Количество товара в накладной" и "Цена товара в накладной" являются атрибутами сущности " Список товаров в накладной".

Точно также поступим со связью, соединяющей сущности "Склад" и "Товар". Введем дополнительную сущность "Товар на складе". Атрибутом этой сущности будет "Количество товара на складе". Таким образом, товар будет числиться на любом складе и количество его на каждом складе будет свое.

2.3 Создание базы данных учёта и продажи ТС

При работе с БД пользователю, как правило, не требуется видеть одновременно всю информацию, которая хранится в той или иной таблице БД. Наоборот, часто бывает необходимость отображать содержимое сразу нескольких таблиц, соответствующее определенным условиям.

В Access есть мощное средство обработки данных в связанных таблицах, которое позволяет отображать нужную информацию, соответствующую указанным требованиям - запрос.

Существует два основных типа запросов: запрос на выборку и запрос на изменение данных.

Запрос на выборку наиболее распространенный. При его выполнении формируется набор записей, информация для которых берется из одной или нескольких таблиц. Его мы и будем использовать в нашей базе данных.

Создадим четыре запроса: запрос на количество товара, на цену, стоимость и на товар.

Заметим, что с использованием запросов мы можем вывести на экран только необходимую в данный момент информацию. Нам не обязательно пролистывать целые таблицы в целях нахождения требуемых данных, что существенно экономит как время, так и силы. В нашем примере таблицы отличаются сравнительно небольшим объемом. Но ведь в большинстве случаев приходится оперировать с большим количеством таблиц и данных. Поэтому роль запросов в работе с БД сложно переоценить.

Работа с данными в БД осуществляется непосредственно в таблицах и запросах. При этом предлагаемые возможности изменения структур таблиц и содержащихся в них данных полезны скорее разработчику, нежели пользователю. Кроме того, для удобства работы, в Accessимеются широкие возможности создания интерфейса пользователя при помощи форм. Создавая форму, разработчик преследует несколько целей:

Отображение и изменение данных. Наиболее часто формы используются как раз для этого. При этом разработчик может задать любой вид отображения информации;

Ввод данных. Формы могут использоваться для ввода новых данных в таблицу. При этом ввод будет выполняться пользователем в том формате, который задан разработчиком. Другими словами, пользователь может вводить значения только для тех полей, которые представлены в форме;

Печать. Несмотря на то, что для печать данных в БД используются отчеты, содержимое формы также можно распечатать;

Сообщения. Дополнительная возможность использования форм заключается в создании с их помощью различных сообщений, отображаемых в последствии в той или иной ситуации для облегчения работы пользователя. В таком виде формы используются в приложениях.

В зависимости от того, с какой целью создается форма, разработчик определяет особенности ее внешнего вида. Выделим следующие:

Многостраничная - поля записи выводятся в один столбец. При этом в один и тот же момент времени в форме отображается только содержимое текущей записи (например форма «количество товара»);

Ленточная - все поля записи выводятся в одну строку, при этом в форме отображаются все записи (например, форма «цена реализации»);

Табличная - отображение записей осуществляется в виде таблицы.

Для представления в печатном виде информации из БД в Access предназначены отчеты. По сравнению с остальными способами печати при использовании отчетов можно, помимо отображения содержимого полей из таблиц и запросов, вычислять различные итоговые значения, а также группировать данные. В БД «Техносила» представлены отчеты о количестве на складе, стоимости и цене реализации.

MicrosoftAccess содержит различные типы макрокоманд, позволяющие автоматизировать работу приложения. Макросом называют набор из одной или более команд, выполняющих определенные операции. Приведем примеры ситуаций, когда удобно использовать в приложениях макросы:- для выполнения простых задач, таких как открытие и закрытие форм, вывод на экран и скрытие панелей инструментов или запуск отчетов;

В случаях, когда не требуется отслеживать и обрабатывать ошибки;

Для определения общих назначенных клавиш;

Для создания специальной строки меню, а также подчиненных меню для форм;

Для выполнения макрокоманды или набора макрокоманд при открытии базы данных.

Макросы позволяют:

Открывать таблицу, запрос, форму или отчет в любом доступном режиме. Они также позволяют закрыть открытую таблицу, запрос, форму, отчет;

Открывать отчет в режиме предварительного просмотра или непосредственно вывести либо весь отчет на принтер, либо только выделенную его часть;

Выполнять запрос на выборку или запрос на изменение;

Выполнять действия в зависимости от значений в базе данных, форме или отчете;

Осуществлять как переход к любой записи, так и выполнять поиск данных, удовлетворяющих условиям поиска, в источнике данных формы;

Выполнять команды меню Access и т.д.

В нашей БД представлен макрос, вызывающий отчет о стоимости и о цене реализации.

Теперь составим каскадную модель жизненного цикла АИС «Техносила».

Модель жизненный цикл - структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла.

Наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла:

1)каскадная модель2)спиральная

Каскадный способ - разбиение всей разработки на этапы, причём переход с одного этапа на следующий происходит после того, как будет полностью завершена работа на текущем.

1. Анализ:

При анализе АИС «Техносила» был выделен ряд требований:

АИС «Техносила» должна иметь данные о товаре, его цене и наличии;

Клиенту должна быть предоставлена информационная база о товарах магазина;

2. Проектирование:

Все данные о товаре, его наличии и цене заносятся в общую Базу Данных для дальнейшего использования. В общую базу входит три таблицы с описанием товара и всех данных о нем.

3. Реализация:

Созданная База Данных для АИС «Техносила» должна быть полностью или частично доступна сотрудникам. Для этого необходимо запустить Базу Данных в корпоративную сеть.

4. Внедрение:

После внедрения Базы Данных в корпоративную сеть необходимо проследить за её работоспособностью.

5. Сопровождение:

По окончанию срока эксплуатации необходимо выявить все изменения в Программном Обеспечении для исправления ошибок и внесения новой функциональности.

Итак, мы создали базу данных магазина техники, создав при этом таблицы, содержащие информацию о товаре, запросы, отчеты и макросы. Данная БД поможет упорядочить данные в единое целое, обеспечить гибкий доступ и более удобную работу. Созданные в процессе отчеты, запросы и макросы не являются универсальными. Пользователь, самостоятельно или с помощью мастера, может дополнить базу новыми, необходимыми для него запросами, отчетами и макросами. Не составит большого труда, при желании, расширить базу. Для этого необходимо создать новые таблицы, ввести в них необходимые данные, после чего осуществить новые связи между уже существующими таблицами и созданными.

Заключение

Наша жизнь настолько насыщена различной информацией, что хранить ее без помощи средств вычислительной техники уже практически невозможно. Работа с большими объемами информации без помощи компьютера уже оказывается неприемлемой как с точки зрения затрат на ее хранение, так и с точки зрения управления информацией и скорости доступа к ней.

Таким образом, совершенно очевидна столь острая необходимость в упорядочивании данных, создании БД. Динамика, склонность к изменчивости информации вынуждает нас искать новые методы и средства, позволяющие управлять этой динамикой, а не сугубо под неё подстраиваться. Таким образом, рассмотренная нами система, которая как раз и позволяет управлять данными, несомненно найдет себе применение не только в торговом бизнесе, но и в других отраслях народного хозяйства.

Список использованной литературы

1. «1С: Бухгалтерия», Настольная книга пользователя. – М.: 1999.

2. Банк В.Р., Зверев B.C. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учеб./АГТУ. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2000.

3. Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета. – М.: Финстатинформ, 1996.

4. Васина Е.Н., Партыка Т.Л., Попов И.И. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета. – М.: Инфра-М, 2010.

5. Елочкин М.Е. Информационные технологии. – М.: Мир и образование, 2009.

6. Сапков В.В. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства. – М.: Academia, 2010.

7. Чистов Д.В. Информационные системы в экономике. – М.: Инфра-М, 2010.

Количество программ, которые устанавливаются на современном компьютере, насчитывает сотни и даже тысячи. Именно они дают возможность пользователю комфортно работать.

Определение 1

Вся совокупность программ и составляет так называемое программное обеспечение компьютера. Состав программного обеспечения компьютера − важнейшая его функциональная характеристика. Программное обеспечение (Software ) - это совокупность:

  • программ постоянного использования, необходимых для решения задач пользователя,
  • программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе и минимум затрат труда на программирование задач и обработку информации,
  • техническая программная документация для них.

Определение 2

Техническая документация − набор документов, используемых при проектировании и создании программного и аппаратного обеспечения. Программа для компьютера − описание алгоритма решения задач и, которое задаётся на языке программирования и при помощи транслятора автоматически переводится на машинный язык конкретного компьютера.

Программное обеспечение (ПО) − продолжение аппаратных средств, неотъемлемая часть компьютерной системы. Даже если программа, как кажется, никак не взаимодействует с оборудованием, не запрашивает ввод данных с устройства ввода и не выполняет вывод данных на устройства вывода, по сути, ее работа нужна для управления аппаратными устройствами компьютера.

В зависимости от того, какие работы предполагается выполнять на компьютере, подбирается состав программного обеспечения, или программная конфигурация. Большинство программ работают, опираясь на другие программы более низкого уровня, т.е. между ними существует взаимосвязь, или межпрограммный интерфейс. Такой интерфейс основывается на технических условиях и протоколах взаимодействия и обеспечивается распределением программного обеспечения на несколько категорий, которые взаимодействуют между собой.

Уровни ПО (cнизу вверх):

  1. Базовое ПО – базовый уровень
  2. Системное ПО – системный уровень
  3. Прикладное ПО
  4. Инструментарий технологий программирования

Каждый вышележащий уровень повышает функциональность всей системы.

Всё программное обеспечение можно условно поделить на четыре категории.

Базовое программное обеспечение – это минимальный набор программных средств, которые обеспечивают работу компьютера; отвечают за взаимодействие с базовыми программными средствами (входят в состав базового оборудования и хранятся в специальных микросхемах). Эти микросхемы носят название постоянное запоминающее устройство (ПЗУ – Read Only Memory). ПЗУ является энергозависимой памятью. Программы и данные записываются («прошиваются») в микросхемы ПЗУ на этапе производства, такие микросхемы не могут быть изменены в процессе сроков работы компьютера.

Рисунок 1.

Если есть необходимость в изменении базовых программных средств во время эксплуатации компьютера, то вместо микросхем ПЗУ используют микросхемы ППЗУ – перепрограммируемые постоянные запоминающие устройства (Erasable and Programmable Read Only Memory). Тогда изменение содержания ППЗУ можно сделать в самой вычислительной системе (флэш-технология) или на специальном устройстве, которое называется программатором. К базовому программному обеспечению также относится BIOS (Basiс Input/Output System) − базовая система ввода-вывода), которая определяет ход процесса загрузки компьютера. Лишь только после этого происходит загрузка операционной системы персонального компьютера, и дальнейшая его работа происходит уже под управлением операционной системы. Во время работы компьютера BIOS обеспечивает базовые функции ввода-вывода информации и функции взаимодействия различных устройств между собой. Это набор микропрограмм, которые сначала тестируют (POST) оборудование, размещённое на материнской плате, потом осуществляют дальнейший запуск операционной системы и обеспечивают взаимодействие всех компонентов компьютера. В современных компьютерах некоторые платы (видеокарта, звуковая карта и т.п.) имеют свои микросхемы BIOS на материнской плате расширения (кроме основной микросхемы BIOS). При настройке основного BIOS можно разрешить или запретить использование BIOS плат расширения. В функции основной BIOS входят:

  • тестирование компьютера с помощью специальных тестовых программ при включении питания;
  • поиск и подключение к системе других BIOS, которые расположены на платах расширения;
  • распределение ресурсов между компонентами компьютера.

Физически BIOS - это набор микросхем постоянной памяти (ROM, Read Memory − только для чтения), расположенных на материнской плате. Программы, содержащиеся в системной BIOS, обеспечивают взаимодействие микросхем чипсета, оперативной памяти, кэш-памяти, процессора с внешними (периферийными) устройствами, а также друг с другом. Когда происходит инициализация и тестирование оборудования, BIOS сравнивает полученные данные системной конфигурации и ту информацию, которая хранится в чипе CMOS. Если найдено несоответствие/сбой, то система выдает сообщение на мониторе или звуковой сигнал об ошибке. Чип CMOS расположен на материнской плате. Это энергозависимая память, которой нужно питаться от специальной батарейки.

Системное программное обеспечение (System Software ) - это программы и программные комплексы для работы компьютера и телекоммуникационного оборудования. Системное программное обеспечение служит:

  • для создания операционной среды для работы других программ;
  • для обеспечение надежной и эффективной работы компьютера и телекоммуникационной сети;
  • для проведения диагностики аппаратуры компьютера и сетей;
  • для архивирования данных, копирования, восстановления файлов программ и баз данных и т.п.

Системное программное обеспечение (СПО) по сути выполняет функции «организатора» всех компонентов ПК, а также подключенных к нему периферийных устройств. Системное программное обеспечение должно быть надежным, технологичным, удобным и эффективным в использовании. Подразделяется СПО на базовое и сервисное.

Рисунок 2.

Базовое программное обеспечение, как правило, приобретается вместе с компьютером, а сервисное может быть приобретено дополнительно.

Прикладное программное обеспечение (appliation program pakage ) − комплекс связанных между собой программ, предназначенных для решения конкретных задач определённой предметной области, написаны для пользователей или самими пользователями, например, экспертная система или программа создания списков рассылки. Это самый многочисленный класс программных продуктов.

Инструментарий технологий программирования (ИТП) облегчает процесс создания новых программ для компьютера. С помощью ИТП выполняется разработка новых программ, т.к. данный инструментарий содержит специализированные программные продукты. Эти продукты являются инструментальными средствами разработчика и должны поддерживать все технологические этапы процесса создания (проектирование, программирование, отладку и тестирование) новых программ. Система программирования включает в себя следующие программные компоненты: редактор текста, транслятор с соответствующего языка, компоновщик (редактор связей), отладчик, библиотеки подпрограмм. Важно знать и понимать, что любой ИТП может работать только в той ОС, под которую он создан, но при этом он позволяет разрабатывать программное обеспечение и под другие ОС.

ИТП делится на следующие подкатегории:

  1. Средства для создания приложений. Они включают в себя интегрированные среды для разработчиков программ, необходимые для выполнения работ по созданию программ, и локальные средства, которые нужны для выполнения отдельных работ по созданию этих программ;
  2. СASE-технологии (Сomputed Aided Software Engineering) – это система-конструктор программ с помощью компьютера, в которую входят методы анализа, проектирования и создания программных систем. Предназначены СASE-технологии для автоматизации процессов разработки и реализации информационных систем. Это целый программный комплекс, который автоматизирует весь технологический процесс (анализ, проектирование, разработка и сопровождение сложных программных систем).

При составлении классификации сразу оговоримся, что очень быстрое развитие вычислительной техники и расширение сфер применения компьютеров повлекли за собой процесс эволюции ПО. Если раньше можно было легко распределить между основными категориями программного обеспечения операционные системы, трансляторы и пакеты прикладных программ, то сейчас совсем иная ситуация: развитие ПО пошло и вширь (прикладные программы приобрели самостоятельную ценность и перестали быть прикладными), и вглубь (появились совсем новые подходы к построению операционных систем и т.д).

Соотношение между необходимыми и имеющимися на рынке программными продуктами меняется очень быстро. Даже традиционные программные продукты непрерывно развиваются. Например, операционные системы могут моделировать те виды человеческой деятельности, которые всегда считались интеллектуальными. Появились программы, классифицировать которые по привычным критериям сложно, а порой и невозможно, программа − электронный собеседник, например, или компьютерное зрение, которое связано ещё и с робототехникой, или область машинного обучения, к которой относится достаточно большой класс задач на распознавание образов (распознавание символов, рукописного текста, речи, анализ текстов).

Замечание 1

Можно сказать, что на сегодняшний день более или менее определённо можно выделить следующие группы ПО:

  • операционные системы и их оболочки (текстовые или графические);
  • системы программирования (отладчики, трансляторы, библиотеки подпрограмм и т.д.);
  • инструментальные технологические системы;
  • интегрированные программные пакеты;
  • системы машинной графики (растровая, векторная, 3D-графика, САПР);
  • динамические электронные таблицы;
  • системы управления базами данных (СУБД).

В заключение можно сказать, что почти всякая классификация не является единственно возможной.




Top