Урок. Размышления по роману М

Тема урока: « Размышления по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

Помочь обучающимся понять нравственное и общественное значение М.А. Булгакова;

Расширить представление о его влиянии на культурную и духовную жизнь нашей страны;

Вовлечь их в поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству писателя;

Формировать навыки самостоятельного анализа произведений автора;

Высказывать свое отношение к прочитанному;

Заставить задуматься над проблемой добра и зла, верности и предательства, правды и лжи.

Оборудование:

карты исследователей; литературоведов; архивариусов.

Эпиграф

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

(Б.Л. Пастернак)

Рукописи не горят (Латинская пословица)

« Ад и рай в небесах», - утверждают ханжи.

Я в себя заглянул, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги в садах мирозданья.

Ад и рай – это две половинки души.

(Омар Хайям)

Ход урока

1 . Слово учителя . Сегодня наш урок посвящен личности М.А. Булгакова и его роману «Мастер и Маргарита». Прошу записать эпиграф и послушать музыку Иоганна Себастьяна Баха, гениального композитора, написавшего божественную музыку – «Ад и рай в небесах…».

Я не случайно прочла вам эти рубаят Омара Хайяма. Человеку никогда не поздно заглянуть в себя, понять – кто я и зачем живу в этом мире? Что несу в себ добро или зло? На эти вопросы и на многие другие пытался ответить М. А. Булгаков.

Когда – то американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал такую фразу: « Все хорошие книги сходны в одном, когда вы дочитываете до конца вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно при вас и останется – плохое, хорошее».

По- настоящему прочесть художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность именно для тебя лично. Без вдумчивого и оценочного отношения к прочитанному, невозможно благотворное влияние художественной литературы на духовны мир читателя.

Именно поэтому цель нашего занятия разобраться в сложной композиции романа обдумать и понять, что значит М. А. Булгаков для каждого из нас, для людей, живущих рядом в таком сложном противоречивом мире, мире, в котором порой не разберешь, где правда, где ложь, где зло, где добро. А для того чтобы лучше понять произведение писателя, необходимо хорошо знать его личность и судьбу.

В 1955 году Нобелевский лауреат Б. Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» написал такие слова: «Но надо жить без самозванства…». Я думаю, М.А. Булгаков услышал будущего звон и прожил именно такую жизнь. Сейчас, чтобы лучше познакомиться с его личностью, представьте, что в нашей аудитории окажется сам писатель, и вы должны будете взять у него интервью. В роли Михаила Афанасьевича может выступить любой из вас. Только помните, что на вас возлагается особая миссия: вы знакомите наших гостей с человеком, которого представляете.

Интервью

1. Скажите, где прошло ваше детство? (Я родился в городе Киеве, в семье профессора теологии А. И. Булгакова и Варвары Михайловны. Родители мои были людьми высокообразованными, интеллигентными).

2. Какие традиции господствовали в вашем доме? (Во-первых, мама была царицей дома, она сумела создать обстановку для нашего счастливого детства (для меня и моих 4 братьев 2 сестер). В доме преклонялись перед книгой: Пушкин и Гоголь с детства мои любимые писатели.

3. Какое образование вы получили? (Сначала домашнее под руководством матери, т.к. до замужества она была преподавателем гимназии. Затем я поступил в первую Александровскую гимназию в 1900 году, а затем я решил стать врачом и поступил в Киевский университет на медицинский факультет, который закончил с отличием в канун первой мировой войны).

4. Как Первая Мировая война повлияла на вашу жизнь? (Война перевернула не только мою жизнь, но и жизнь страны. Добровольно с миссией Красного Креста я отправился на юго-западный фронт, которым командовал легендарный генерал Брусилов. Здесь, в прифронтовых госпиталях, я оперировал солдат с передовой, увидел, что такое война и понял – это самое страшное, что может случиться с человечеством).

5. Каким образом вы оказались в Смоленской губернии в селе Никольском? (Из-за неразберихи по приказу московского губернатора я был отозван с передовой и направлен в это село земским врачом. Здесь положение было не на много лучше чем на фронте. Медикаменты отсутствовали. Невежество господствовало повсюду. Я столкнулся со страшными болезнями. Но именно здесь я начал «Записки юного врача».

6. Как вы отнеслись к революции и Гражданской войне? (Я всегда был против насилия. И никакого восторга революция у меня не вызвала. Я хотел жить и заниматься любимым делом).

7. Где вы оказались во время революции? (Я был в Киеве. Открыл частную клинику. Но остаться в стороне мне не дали. Власть менялась с 1917 по 1919 год чуть ли не каждый день. То Красные, то Белые, то Петлюра, то немцы. Но им всем нужна была медицинская помощь.).

8. Когда вы поняли окончательно, что ваше призвание – литература, что вы будете писателем? (во Владикавказе, где я оказался, отступая с Белой армией).

9. Что глобально перевернуло вашу жизнь? (В 1921 году я переехал в Москву и скоро были опубликованы повести « Роковые яйца» и « Собачье сердце». Но настоящая удача пришла ко мне как к драматургу позже. В 1926 году во МХАТе был поставлен спектакль « Дни Турбиных», в театре Вахтангова « Зойкина квартира». Но это счастливое время длилось недолго. Начались нападки в прессе, я был писателем, который не укладывался в рамки, определенные властью. Наступило время травли, со стороны газет неслось: «Долой булгаковщину!». В 1929 году все мои пьесы были исключены из репертуаров театров. Я оказался без средств к существованию).

10. Какие шаги вы предприняли, чтобы защитить себя? (Я обратился с письмом к правительству СССР. 28 марта мне на квартиру позвонил Сталин и обещал, что я получу работу. Действительно, меня приняли вторым режиссером во МХАТ.)

11. У вас много произведений, какую из своих книг вы считаете главной в своей жизни? («Мастер и Маргарита». Это мой «закатный» роман. Я начал его писать в 1928 году, а закончил в 1940 году. Этот роман пережил 7 редакций, вначале он назывался «Черный маг»).

12. Кому вы посвятили этот роман? (Роман посвящен моей жене Елене Сергеевне. Она была моей Маргаритой. Она оставила благополучие, достаток и разделила со мной страдания преследуемого. Она добилась издания моего романа в 1966 году).

13. Как вы думаете, нужна ли ваша книга современной молодежи? (Думаю, что впечатления, которые получат молодые от прочтения романа, помогут им лучше ориентироваться в современном мире, который так агрессивен, в котором рушатся идеалы добра и гуманизма. Роман поможет понять себя и терпимее относиться друг к другу. Главное, что эта книга помогает оставаться человеком в любые времена, при любых режимах)

Слово учителя.

- Мы последуем совету М.А. Булгакова и обратимся к роману «Мастер и Маргарита». Роман сложен, его не так сложно понять, не разобравшись в особенностях композиции и во взаимодействии героев.

- Итак, какова композиция романа? (Действие происходит в двух временных пространствах: В Москве 30-х годов XX века и в Ершалаиме I век н. э. События происходят в реальном и нереальном измерении. В романе действуют реальные люди и свита Сатаны.)

- Обратимся к таблице персонажей романа «Мастер и Маргарита».

Ершалаим 1 в. н.э . Москва XX в. 30-е годы

Иешуа Мастер

Понтий Пилат Воланд

Левий Матфей Иван Бездомный

- Каков сюжет романа? (Это роман в романе. Мастер написал о Евангелистских событиях, переосмыслив их. В романе история Иешуа и Мастера перекликается.)

Учитель: Прежде, чем обратиться к роману и его проблемам, вспомним историю.

- Что представляет собой Москва 30-х годов XX века? (Политика. Экономика. Культура.)

- Что представляет собой Иерусалим? (В книге это Ершалаим. Римская провинция. Древняя столица Иудейского государства. Управляется наместником прокуратором Римской Империи. Тоталитарное государство.)

- Роман многоплановый, философский. Мы должны выяснить, о чем хотел сказать автор, какие проблемы его волнуют? (Роман о любви, о преданности, о добре и зле. О человеке и его сущности, о нравственности.)

1 глава . Воланд появляется в Москве.

Какова основная мысль главы? (Я думаю, что главное в этой главе то, что люди потеряли веру и живут в безверии. Ведь Берлиоз – интеллигентный человек, председатель МАССОЛИТА, отрицает Бога. А значит добро, но главное – он догматик, человек несвободный в своем мыслительном процессе. Мало того, он оболванивает таких, как Иван Бездомный. Берлиоз выступает против любого инакомыслия и насаждает ненависть. Он лишается головы именно поэтому.

Другая проблема, связанная с человеком, это то, как он воспринимает власть?

Обратимся ко 2 главе «Понтий Пилат». Прежде всего следует разграничить Библейского Иисуса и булгаковского Иешуа.

Роман «Мастер и Маргарита»

Сын Божий, 33 года

Иешуа- Га-Ноцри, 27 лет

Мать – Мария, Отец – плотник Иосиф.

Родителей не помнит. Отец, может быть, сириец, бродяга.

Имеет 12 учеников – апостолов.

1 ученик – Левий Матвей.

Популярен в народе; торжественная встреча при въезде в Иерусалим на ослике. Нагорная проповедь.

В городе его никто не знает.

Погребение Христа и его Воскресение на 3-й день.

Тело Иешуа похитил Левий Матвей.

Иуда повесился.

Иуда убит по приказу Понтия Пилата.

Чудеса Божественного происхождения.

Врач, философ избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом.

Почему главным героем своего романа Мастер делает Понтия Пилата? (Потому что он должен сделать нравственный выбор.)

Как Понтий Пилат относится к Иешуа? (Он, наконец, нашел того, кто понимает его, он хочет ближе познакомиться с этим человеком.)

Почему же все-таки Пилат приказывает казнить Иешуа? (Потому что Иешуа посмел критиковать власть, поэтому Понти Пилат испугался, струсил. Он не смог переступить через карьеру.)

Как Понтий Пилат чувствует себя после казни Иешуа? (Он страдает, испытывает муки совести. Пилат мстит за смерть Иешуа, именно по его приказу убивают Иуду из Кариафа. Он хочет успокоить свою совесть, но это не помогает. Прокуратор все время думает о своем диалоге с Га-Ноцри о власти. Теперь Пилат думает, что необязательно следовать государственным интересам, может быть, следует равняться все же на общечеловеческие ценности.)

Теперь возвратимся в Москву.

Как вы считаете, почему Воланд появляется в Москве? (Во-первых, он хочет узнать,как изменились люди в этом городе?)

Что происходит в Варьете? (Воланд испытывает москвичей и видит, что эти люди ни во что не верят. Сцены с Варенухой, Римским и Бенгальским. Ненависть переполняет их. И все же в последний момент они пугаются своей жестокости и проявляют милосердие к Бенгальскому. «Люди как люди», - говорит о них Воланд.)

Так что же, изменились люди? (Они изменились, потому что милосердие лишь иногда стучится в их сердца. «Квартирный вопрос испортил их», - говорит Воланд.)

Почему Воланд произносит эту фразу? (Потому что из-за этого происходит предательство. Алоизий Могарыч предает Мастера, чтобы завладеть его квартирой.)

Но есть ли в городе другие люди? (Да, это Мастер, который пишет роман о Понтии Пилате. Он думает о нравственности и живет по нравственным принципам. Он теряет дом. Рассудок, но остается ЧЕЛОВЕКОМ в полном понимании этого слова. Это – Маргарита, которая, потеряв любимого, остается верна ему. Она способна на все, ради любви.)

Значит, поэтому именно ее выбирает Воланд королевой своего бала? (маргарита благороднее и честнее всех остальных в романе, она милосердна, а это главное. Она может многое ради любви.)

Воланд может все: наградить и наказать, но он не может простить. Ведь именно Маргарита – земная женщина прощает Фриду (история Фриды). Именно Мастер дает свободу Понтию Пилату и и прощает ему казнь Иешуа.Вечный спор добра и зла завершен).

Какую еще миссию выполнил Воланд? (Он восстановил справедливость)

Вспомните, кто наказан в романе? (Догматики (Берлиоз), предатели (Алоизий Могарыч), трусы.

Почему же Мастер достоин «Покоя, а не Света»?

А) он не успокоился;

Б) он не отказался от земной любви;

В) он мечтал о свободе, а покой здесь – это свобода для Мастера

Теперь, ребята, давайте подведем итог урока. (Ответы детей)

Самостоятельная работа: напишите мини-сочинение на одну из тем:

А) «Добро и зло в романе»;

Б) «Чему меня научил роман?»;

В) «Что я понял, прочитав роман?».

Работа по группам. Кроссворд.

Защита рисунков.

Рефлексия.

На уроке я повторил то, что…

Мне понравилось то, что…

Сегодня я узнал то, что…

Моя оценка на уроке…

Домашнее задание . Мини – сочинение. Написать письмо Мастеру. Написать письмо Понтию Пилату .

Все множество существующих книг можно условно разделить на две группы: книги для души и просто для чтения. Со вторыми все ясно: это различные любовные романы в ярких обложках, детективы с громкими названиями. Эти книги читают и забывают, и ни одна из них не станет вашей любимой настольной. Определение первых же у каждого свое. Для меня хорошая книга значит многое. Ведь умное произведение может дать человеку гораздо больше, чем просто возможность хорошо провести время. Она толкает читателя на размышления, заставляет задуматься. Хорошие книги открываешь для себя внезапно, а остаются с нами они на всю жизнь. И перечитывая их, открываешь для себя новые мысли и ощущения.
Следуя этим рассуждениям, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» смело можно назвать хорошей книгой. Более того, моя рецензия на это произведение могла состоять из одних восклицательных и вопросительных знаков: столь сильно чувство восхищения и преклонения перед творением Мастера, столь он загадочен
и необъясним. Но попытаюсь окунуться в бездну таинственности, именуемую «Мастер и Маргарита».
Обращаясь к роману снова и снова, я каждый раз открывала что-то новое. Любой человек, читая это произведение, может найти для себя то, что интересно ему, что волнует и занимает его ум. В роман «Мастер и Маргарита» нужно вчитываться, и тогда... романтики насладятся Любовью Мастера и Маргариты как самым чистым, искренним, желанным чувством; почитатели Бога услышат новую версию старой истории Иешуа; философы смогут поломать голову над загадками Булгакова, ведь за каждой строкой романа стоит сама Жизнь. Гонения на Булгакова, цензура РАППа, невозможность открыто высказываться - все это вынудило автора скрывать свои мысли, свою позицию. Читатель же находит и читает их между строк.
Роман «Мастер и Маргарита» - апофеоз всего творчества Михаила Булгакова. Это самый горький и самый душевный его роман. Боль, страдания Мастера от непризнания его - боль самого Булгакова. Невозможно не почувствовать искренность автора, его подлинную горечь, звучащую в романе. В «Мастере и Маргарите» Булгаков пишет отчасти историю своей жизни, но называет людей другими именами, описывая их характеры такими, какими они существовали в действительности. Его враги выписаны в романе со злой иронией, переходящей в сатиру. Римский, Варенуха, Степа Лиходеев, «преданные» работники искусства, которые сеют лишь безвкусицу и фальшь. Но главный противник Булгакова в романе - Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, читай - РАППа. Вот кто вершит судьбы на литературном Олимпе, вот кто решает, быть ли писателю достойным называться «советским». Он догматик, не желающий верить в очевидное. Именно с его согласия отвергаются работы, не соответствующие идеологическим меркам писателей. Берлиоз сломал судьбу Мастера и еще многих других, не ищущих мелких радостей и отдающихся со всей страстью своей работе. Кто же занимает их место? Автор ведет нас в Дом литераторов, где основная жизнь кипит в ресторане «Грибоедов». Весь пыл писатель растрачивает на мелкие интриги, на беготню по кабинетам, на поедание всяческих деликатесов и так далее. Потому-то мы видим почти полное отсутствие талантливой литературы в период правления Берлиоза.
Несколько иным, непривычным Булгаков предстает перед читателями в главах, посвященных Иешуа. Мы видим сходство этого библейского персонажа с автором. По признаниям современников, Михаил Булгаков был честным, искренним человеком. Так же как Иешуа, нес он добро и сердечную теплоту своим близким, но, подобно своему герою, был не защищен от зла. Однако нет в писателе той святости, умения прощать слабости, нет той мягкости, присущей Иешуа. Острым языком, беспощадной сатирой, злой иронией Булгаков ближе к Сатане. Его-то и делает автор судьей всех погрязших в пороке. В первоначальном варианте Великий Князь Тьмы был один, но, восстанавливая сожженный роман, писатель окружает его свитой весьма колоритной. Азазелло, Коровьев, кот Бегемот созданы Мастером для мелких шалостей и проделок, тогда
как самому мессиру предстоят более значительные дела. Булгаков показывает его вершителем судеб, наделяет его правом карать или миловать. Вообще роль черных сил в романе «Мастер и Маргарита» неожиданна. Воланд появляется в Москве, чтобы не поощрять, а наказывать грешников. Каждому он придумывает необычное наказание. Например, Степа Лиходеев отделался лишь вынужденным путешествием в Ялту. Директор варьете Римский был наказан более сурово, но оставлен в живых. А самое трудное испытание ждет Берлиоза. Страшная смерть, похороны, превращенные в фарс, и, наконец, его голова в руках самого мессира. За что же ему столь суровое наказание? Ответ можно найти в романе. Самые большие грешники, по мнению автора, те, кто утратил способность мечтать, изобретать, чьи мысли идут по размеренному пути. Берлиоз - убежденный, закоренелый догматик. А ведь с него спрос особый. Председатель МАССОЛИТа заведует душами людей, направляет их мысли и чувства. Ему доверено отбирать книги, на которых воспитываются последующие поколения. Берлиоз из породы тех псевдолитераторов, с которыми всю жизнь боролся Булгаков. И Мастер мстит свои врагам, заставляя героиню романа, Маргариту, разгромить ненавистный Дом литераторов. Мстит за травлю, за гонения, за сломанную свою судьбу, за поруганные произведения. И невозможно осуждать Булгакова - ведь правда на его стороне.
Но не только темные, мрачные чувства вложил автор в свое любимое творение. «Любовь выскочила перед нами... и поразила нас сразу обоих...» Такими словами открываются самые добрые, самые светлые страницы романа. Это история любви Мастера и Маргариты. Верная помощница, жена писателя Елена Сергеевна нашла свое отражение в образе Маргариты - самом чувственном образе. Только любовь булгаковской полусвятой-полуведьмы спасла Мастера, и Воланд дарит им заслуженное счастье. Пройдя через многие испытания, но сохранив свою любовь, Мастер и его Муза уходят. А что же остается читателю? Чем же закончился роман- жизнь?
«Этим и кончилось, мой ученик...» - последние слова Мастера. Обращены они к Ивану Бездомному. Поэт сильно изменился с тех пор, как мы встретили его на первых страницах романа. Исчез тот прежний, бездарный, неискренний, фальшивый Иван. Встреча с Мастером преобразила его. Теперь это философ, жаждущий идти по стопам своего Учителя. Вот кто остается среди людей и будет продолжать дело Мастера, дело самого Булгакова.
Каждая страница, каждая глава романа заставляла меня думать, мечтать, переживать и негодовать. Я открыла для себя много нового и интересного. «Мастер и Маргарита» - это не просто книга. Это целая философия. Философия Булгакова. Ее главным постулатом можно назвать, наверное, следующую мысль: каждый человек должен, прежде всего, быть личностью мыслящей и чувствующей, каковой для меня является Михаил Булгаков. И если, как сказал Р. Гамзатов, «долголетие книги зависит от степени таланта ее создателя», то роман «Мастер и Маргарита» будет жить вечно.

Лично я читала роман «Мастер и Маргарита» 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы — полный бред… Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил читателям. Прочтение второе было приятнее — чисто с эстетической точки зрения. Красивый язык, небанальные диалоги, авторские слова и выражения, которые хочется запомнить наизусть и где-то после удачно «ввернуть» в разговоре. Позже роман читался уже «одним духом», за два дня без отрыва от книги. И каждый раз он заставлял меня задуматься… Над чем же? О чем? Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, усердно молящиеся и постящиеся, знающие наизусть Евангелия, считают догмами, на самом деле могло по-другому происходить! Это, конечно, крамола и еретизм. Но как же интересно узнать правду! Кто был Иисус? И был ли? Или это собирательный образ, вроде Робина Гуда или Добрыни Никитича? В этом плане роман «Мастер и Маргарита» предоставляет человеку сомневающемуся и логически мыслить пытающемуся уникальную возможность путешествия во времени. Участия в событиях древнейших христианских текстов. Проникновения в мысли к самому Понтию Пилату! И даже — «нахождения в одном времени-пространстве» с самим сыном божиим. Всего, что касается религиозных чувств, гаммы эмоций, связанных с институтом церкви, не расскажешь в доном сочинении. Здесь, пожалуй, целая диссертация требуется. Но искажение реальных событий священными текстами, вероятно, имеет место. Об этом, как и о невозможности постичь «истину», «Мастер» вместе с Маргаритой заставляет задуматься читателей. О таланте, его хрупкости, нежности, болезненности размышляешь, читая Булгаковский текст. Как важно для каждого «Мастера» найти свою Музу. Ту (или того), кто сможет оберегать, защищать творческого человека, впечатлительного и ранимого, от грязи и несправедливости жизни, от ударов общества, от банальной неосторожности, как редкий экзотический цветок. Без «тыла» почти ни один гений не расцвел бы столь ярко и полно. Булгаков М. А. был, как известно из большинства его произведений, прекраснейшим карикатуристом, сатириком, высмеивавшим исподволь, очень осторожно и умно (поскольку: цензура!) порядки и нравы своего времени. В «Мастере и Маргарите» также без подобных моментов не обошлось. Чего стоят представления в театре-варьете, когда вполне приличные граждане бросались за модными платьями и новыми туфельками «из Парижу», готовые остаться без подштанников! А как они за деньками прыгали! Как собачки дрессированные! И много ещё примеров привести можно. Думаю, я в дальнейшем не раз ещё вернусь к этому роману, перечту и открою для себя «новые горизонты».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Если задуматься над вопросом, каких великих писателей дал нам ушедший XX век, мы заметим, что их было много. Но был среди них один, который обращался непосредственно к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нём до последней минуты совести. Это – Михаил Афанасьевич Булгаков. Его литературное наследие стало известно читающему миру только четверть века спустя после его смерти и сразу же пополнило ряды мировой классики. Прекрасное знание западного модернизма, сочувственное отношение к отечественному авангарду, прошедшему путь от декадентства до футуризма, опора на лучшие литературные традиции развивали эстетические вкусы писателя на протяжении многих лет. Булгаков любил свою родину и поэтому в своих произведениях он торопился запечатлеть отдалённые надежды на её обновление, на здравомыслящие отношения между людьми, на искоренение тёмных инстинктов в душе человека.
В романе «Мастер и Маргарита» воплотился глубокий духовный путь проделанный его автором в течение двух десятилетий. Появление на свет «Мастера и Маргариты» Булгакова переместило его имя в ряд лучших русских писателей. В этом романе Булгаков подчёркивал разрыв между земным, космическим и библейным миром. Булгаков вводит в свой роман сверхъестественных существ открытых страстям и страданиям, не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла, чтобы показать их таинственную связь с человеком. Такими образами являются дьявол в образе Воланда и его свита. Но дьявол принадлежит и библейному миру, и в романе он выступает как исполнитель божественного правосудия. Именно в его руках оказались судьбы общественной жизни Москвы тридцатых годов. В его руках оказались также судьбы героев романа – Мастера и Маргариты.
Мастер, одинокий историк, захотевший понять жизнь всего человечества и написать об этом роман, решил обратиться к истории, избрав для изучения Новый Завет. В его романе появились два образа – Понтий Пилат и Иешуа. Иешуа – с виду обычный человек, но на самом деле наделённый особым даром исцелять людей, вселять в них веру, надежду и любовь. Он столкнулся с мировоззрением Понтия Пилата, показал своё видение жизни и понял, что в мире трусливых и безответственных людей ему нет места. Поэтому он смиряется с мыслью, что его казнят.
В романе Булгакова соединилось прошлое и настоящее. Роман Мастера о Иешуа и Пилате служит ключом к современной жизни. В романе «новозаветные» главы с их специфической проблематикой сцеплены с «московскими» главами. Современные люди, так же как и люди времён Нового Завета, забыв о Боге, о Вселенной, живут на Земле, отодвигая каждодневными проблемами вечные ценности. И это приводит к тому, что человечество летит в пропасть. Роман Булгакова в этом смысле служит предупреждением будущему человечеству о последствиях нарушения законов бытия.
Встретив Маргариту, Мастер обнаружил у себя и у неё нечто общее. Это было стремление к счастью, которое они стали искать вместе. Но на пути у них были тяжёлые испытания, долгая разлука. И всё же, несмотря на это, они сохранили в себе силу любви и добра, и поэтому, по воле высших сил, получают заслуженное счастье и вечный покой. Ну а роман Мастера, в конце которого прощённый Понтий Пилат уходит безвозвратно, вместе с прочитанной высшими силами рукописью, выводится за границу земной конкретности и передаётся в Высший Мир. Таким образом, ещё и всепрощение становится одной из главных тем романа.
Прочитав роман «Мастер и Маргарита», человек может пофилософствовать над моральными проблемами и проблемой духовной сущности мира. Роман также заставляет нас задуматься о цели своего существования, учит нас нести ответственность за сделанное, учит любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты, а главное – опираться на опыт прошлого, не изменять своим идеалам и принципам, и стараться не нарушать законы бытия.

Рецензии

Даже в любой "халтуре" частичка души присутствует. Но в этой "халтуре" я вижу столько детских стараний написать сочинения без опыта критика и без каких либо вообще умений, что это сочинение мне кажется очень милым.

А самое ужасное что если бы ваш сын принёс бы вам подобное сочинение и вы не признали бы его милым и трогательным, что вы своими словами занизили бы вклад его труда в сочинение, то это стало бы началом краха ваших отношений. Не приведи Господь иметь кому-нибудь такого отца который разрушает то к чему притрагивается.

75 лет назад Михаил Афанасьевич Булгаков последний раз кончиком пера прикоснулся к рукописи гениального романа «Мастер и Маргарита», который стал настольной книгой для миллионов читателей.

Время прошло, немало воды утекло, но это великое, овеянное загадками и мистикой произведение до сих пор остается плодородным полем для различных философских, религиозных и литературных дискуссий.

Этот шедевр даже включен в школьную программу нескольких стран, хотя смысл этого романа не может целиком и полностью постигнуть не то что среднестатистический ученик, но даже человек с высшим филологическим образованием.

Здесь представлены тебе 7 ключей к непревзойденному роману «Мастер и Маргарита», которые прольют свет на многие тайны.

1. Откуда возникло название романа?

Задумывались ли Вы о названии этого романа? Почему «Мастер и Маргарита»? Неужели это любовный роман или, упаси господи, мелодрама? О чём вообще эта книга?

Известно, что огромное влияние на написание знаменитого произведения оказало увлечение Михаила Афанасьевича германской мифологией XIX века.

Не секрет, что в основу романа, кроме Святого Писания и гётевского «Фауста», легли различные мифы и легенды о дьяволе и Боге, а также иудейская и христианская демонология.

Написанию романа способствовали прочитанные автором работы, такие как «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков» Александра Амфитеатрова.

Как известно, роман «Мастер и Маргарита» не раз редактировался. Поговаривают, что в самой первой редакции произведение имело такие варианты названий: «Черный маг», «Гастроль», «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Сын В.» и там вовсе не упоминалось ни о Мастере, ни о Маргарите, поскольку центральной фигурой должен был стать Сатана.

Интересно отметить, что в одной из последующих редакций роман действительно имел такой вариант названия, как «Сатана». В 1930 году после запрета пьесы «Кабала святош» Булгаков своими руками уничтожил первую редакцию романа.

Об этом говорит сам

Во второй редакции волею судьбы появились Маргарита и ее Мастер, а Сатана обзавелся своей свитой. Но нынешнее название получила лишь третья редакция, которая считается незаконченной.

2. Многоликость Воланда.

Воланд по праву считается одним из главных персонажей «Мастера и Маргариты». Он даже в некотором роде импонирует многим читателям, и при поверхностном прочтении может показаться, что Князь тьмы — сама доброта и такой себе борец за справедливость, который воюет против человеческих пороков и помогает восторжествовать миру и любви.

Другие считают Воланда прообразом Сталина. Но на самом деле Воланд — не столь прост, как это может показаться на первый взгляд. Это очень многогранный и тяжелый для понимания персонаж. Такой образ, в общем-то, и подобает иметь Искусителю.

Это в некой мере классический прототип Антихриста, которого человечество должно было воспринять как нового Мессию. У образа Воланда также имеется множество аналогов в древней языческой мифологии. Вы также найдете некое сходство с духом тьмы из гётевского «Фауста».

3. Воланд и его свита.

Как человек не может существовать без тени, так и Воланд — не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот — исполнители дьявольского правосудия. Иногда создается впечатление, что эти колоритные персонажи затмевают самого Сатану.

Стоит заметить, что за спиной у них отнюдь не однозначное прошлое. Возьмем, к примеру, Азазелло. Этот образ Михаил Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где упоминается о падшем ангеле, научившем людей изготовлять оружие и украшения.

Благодаря ему женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Именно поэтому в романе Азазелло дает крем Маргарите и хитростью побуждает ее перейти на сторону зла.

Он, как правая рука Воланда, исполняет самую черную работу. Демон убивает барона Майгеля и отравляет влюбленных.

Бегемот — кот-оборотень, кривляка и потешник. Этот образ почерпнут из легенд о демоне обжорства. Его имя позаимствовано из Ветхого Завета, в одной из книг которого шла речь о морском чудовище Бегемоте, которое проживало вместе с Левиафаном.

Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом, клыками, человеческими руками и задними лапами, как у бегемота.

4. Темная королева Марго или а-ля пушкинская Татьяна?

У многих, прочитавших роман, создается впечатление, что Маргарита — это некая романтическая натура, героиня пушкинских или тургеневских произведений.

Но корни этого образа лежат намного глубже. В романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Одна из них — всем известная королева Марго, жена Генриха IV, чья свадьба обернулась кровавой Варфоломеевской ночью.

Об этом темном действе, кстати, есть упоминания в романе. Маргарита по дороге на Великий бал у Сатаны встречает толстяка, который, узнав ее, обращается к ней со словами: «светлая королева Марго».

В образе Маргариты литературоведы также находят сходство и с другой королевой — Маргаритой Наваррской, одной из первых французских женщин-писательниц.

Булгаковская Маргарита также близка к изящной словесности, она влюблена в своего гениального писателя — Мастера.

5. Пространственно-временная связь «Москва — Ершалаим».

Одна из ключевых загадок «Мастера и Маргариты» – это место и время происходящих в романе событий. Вы здесь не найдете ни одной точной даты, от которой можно вести отсчет. В тексте имеются лишь намеки.

События в романе разворачиваются в Москве в Страстную неделю с 1 по 7 мая 1929 года. Эта часть книги тесно связана с так называемыми «Пилатовскими главами», где описывается неделя в Ершалаиме 29 года, которая впоследствии стала Страстной.

Внимательный читатель заметит, что в новозаветной Москве 1929 года и ветхозаветном Ершалаиме 29 года стоит одна и та же апокалипсическая погода, действия в обеих этих историях развиваются параллельно и в конце концов сливаются воедино, вырисовывая целостную картину.

6. Влияние каббалы.

Говорят, что Михаил Булгаков, когда писал роман, находился под сильным влиянием каббалистического учения. Это сказалось на самом произведении.

Только вспомните крылатые слова Воланда: «Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».

Оказывается, в каббале запрещается принимать что-либо, если это не дар свыше, от Создателя. Такая заповедь противоречит христианству, в котором, например, не запрещается просить милостыню.

Одной из центральных идей каббалы является учение об «Ор а-Хаим» — «свете жизни». Считается, что Тора сама является светом. Достижение света зависит от желания самого человека.

В романе также на первый план выходит мысль о том, что человек самостоятельно осуществляет свой жизненный выбор.

Свет также сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда Сатана исчезает со своей свитой, пропадает и лунная дорога.

7. Роман длиною в жизнь.

Последнюю рукопись романа, которая впоследствии дошла до нас, Михаил Афанасьевич Булгаков начал еще в 1937 году, но она не давала покоя писателю до самой смерти.

Он то и дело постоянно вносил в нее какие-то правки. Быть может, Булгакову казалось, что он плохо осведомлен в иудейской демонологии и Святом Писании, возможно, он чувствовал себя на этом поприще дилетантом.

Это всего лишь догадки, но точно ясно одно — роман писателю дался нелегко и практически «высосал» из него все жизненные силы.

Интересно знать, что последней правкой, которую Булгаков внес 13 февраля 1940 года, стали слова Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».

Через месяц писатель умер. По словам жены Булгакова, последними его словами перед смертью
были: «Чтобы знали, чтобы знали…»

Как бы мы ни трактовали это произведение, его невозможно изучить полностью. Это настолько глубокий шедевр, что его можно разгадывать вечность, но так и не докопаться до его сути.

Главное, что этот роман заставляет задуматься о высоком и постигнуть важные жизненные истины.




Top