Венера римская богиня любви и красоты. Богиня венера в мифологии и реальной жизни

Теперь успех вам гарантирован. Вы всегда будете знать, когда планировать важные дела и принимать решения! В этом вам поможет Таттва!

Таттва в ведической астрологии

Санскритское слово «Таттва»¹ имеет много значений: материя, основание, принцип, период. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии.

Ведическая астрология изучает проявление таттв во времени. Это как самый малый период цикла. Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и планетарных управителей.

Какие таттвы существуют?

  1. Акаша - эфир.
  2. Вайю - воздушное начало.
  3. Теджас - принцип Света и огненное начало.
  4. Апас - водное начало.
  5. Притхиви - земное начало.

На что влияет таттва?

Таттва, в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения.

Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, — он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

  • Первой после восхода Солнца идёт таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет её – черный.
  • Вторая таттва ВАЙЮ , — под влиянием Меркурия и Луны, цвет её зелёный и синий.
  • Третья таттва ТЕДЖАС , — под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
  • За ней следует таттва ПРИТХИВИ , — под влиянием Юпитера, цвет её жёлтый.
  • И, наконец, последняя, АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Характеристики и особенности таттв

Акаша таттва

Серьёзный характер этой таттвы показывает, что в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это таттва молчания и она хороша для , самоуглубления. Начало творческого процесса в это время может принести муки и страдания, а любое начатое дело не будет успешным.

Если в эту таттву завяжется дружба или любовь, то она принесет разочарования и, возможно, быстрый разрыв. Под влиянием этой таттвы наступает смерть, обычно она приходит после тяжелой и изнурительной болезни. Акаша очень редко приносит беременность, а если это случается, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

Вайю таттва

Вайю – таттва это принцип движения и быстроты. Это ветер, воздух, полет, ходьба и всякое движение вперед. Она связана с быстрыми энергиями, контактами, обменом информацией. В эту таттву хорошо начинать туристские и горные походы, человек становится намного выносливее и не так быстро устаёт.

Во время этой таттвы желательно решать проблемы, нуждающиеся в быстром ответе. Хорошо идёт работа, требующая воображения и фантазии. Но не желательно во время этой таттвы делать покупки, а также переходить на новую работу и заводить знакомства.

Брак, заключенный в это время, будет не совсем удачный. Зачатие в этой таттве опасно и может принести матери много забот и тяжёлые роды. В это время усиливаются сплетни, клевета и интриги. Предложения и информация, которые приходят в эту таттву, ненадежны и требуют проверки.

Человек, рождённый в эту таттву, имеет неустойчивую нервную систему, а при неблагоприятных аспектах, бывает раздражительным или завистливым.

Теджас таттва

Она дает человеку много энергии, активности, динамизма. У рождённого в эту таттву, проявляется независимость и большое стремление к свободе. При неблагоприятных аспектах может проявиться агрессивность и вспыльчивость.

Теджас вызывает избыток тепла в организме. В это время человек может купаться в самой холодной воде, не простужаясь, его тянет к острой пище. Глаза становятся зорче. Лечение болезненных проявлений приводит к улучшению.

Во время этой таттвы хорошо начинать новые дела, проводить зрелищные и спортивные мероприятия, в общем всё, что требует смелости, решительности и силы. Неблагоприятное влияние этой таттвы сказывается в том, что у человека проявляется склонность к агрессивным поступкам, ревность, вспыльчивость, желание спорить.

Если в это время заключен брак, то супруги будут постоянно бороться за первенство. Нежелательно в это время делать операции. Для начала поездок и путешествий эта таттва нежелательна.

Притхиви таттва

Эта таттва усиливает волю к жизни, дает стремление к справедливости и оптимизм. Всякое дело, начатое в этот период, проходит успешно и благоприятно и, кроме того, оно прочно и надежно.

Притхиви действует сглаживающе, объединяюще. Браки, заключенные в эту таттву, протекают в гармонии и любви, дружеские и любовные связи благоприятны и прочны. Ребенок, рожденный в эту таттву, очень любит своих родителей и сильно привязан к ним.

В этот период человек, защищающий свои права, найдет справедливых судей и адвокатов, которые успешно проведут его дело. Болезни и кризисы, начинающиеся в это время, проходят безопасно и быстро. Тот, кто начинает лечение в эту таттву, обязательно выздоровеет.

Во время Притхиви нужно начинать всё, что длительно и прочно – постройку дома, поиск и поступление на новую работу, переселение или переезд в новый дом или город, установление прочных связей.

Апас таттва

Эта таттва благоприятна для поездок и путешествий, покупок, заключения сделок, договоров, вложения денег. Это время радости, любви, успеха, плодородия и накопления богатств. Также она хороша для переселения в новый дом, для посадок, садоводства, особенно при растущей Луне.

Апас таттва усиливает интуицию² и пробуждает творческое начало. Женщина, забеременевшая в эту таттву имеет легкую беременность и благополучные роды. Сексуальная жизнь главным образом выражается через влияние Апас таттвы.

Отрицательное воздействие Апас таттвы сказывается в том, что у людей проявляются эгоизм, алчность, склонность к разнузданным удовольствиям, тяга к алкоголю и чрезмерно сладкой пище.

Вообще Апас таттва действует благоприятно: даёт радость, мир, понимание, веселье, игры и удовольствия разного вида. Отношения, которые зарождаются в это время гармоничные и прочные, а брак – счастливый.

Как рассчитать таттву? Пример

Допустим, для предсказания или анализа необходимо определить таттву события, которое произошло 5 июля 1991г. в 13 часов 20 минут в городе Москве.

Восход Солнца в этот день в Москве в 3h 52m. Начиная от восхода Солнца, через каждые два часа начинается новый цикл, состоящий из пяти таттв, т.е. 3h 52m, 5h 52m, 7h 52m, 9h 52m, 11h 5m и т.д.

Время начала события находится в интервале от 11h 52m до 13h 52m. Поэтому прибавляем последовательно по 24 минуты к 11h 52m и тогда получаем интервалы: 11h 52m – 12h 16m Акаша, таттва Сатурна 12h 16m – 12h 40m Вайю, таттва Меркурия и Луны 12h 40m – 13h 04m Теджас, таттва Солнца и Марса 13h 04m – 13h 28m Притхиви, таттва Юпитера 13h 28m – 13h 52m Апас, таттва Венеры.

Итак, событие произошло в таттву Юпитера. Аналогично делаем расчёты таттв для любого начинания, дела или рождения.

Как таттвы влияют на обстоятельства?

Опыт практической работы с таттвами показывает любопытные результаты.

Например, в таттву Сатурна бывает очень трудно дозвониться кому-либо по телефону, переговоры затруднительны, у студентов и школьников, сдающих экзамены в это время, возможна заторможенность мышления, памяти.

Даже хорошо знающий предмет абитуриент не может ясно и четко выразить свою мысль или ответить на вопрос. Но меняется таттва – и всё идёт по-другому.

Интересно наблюдать за течением разговора в компании друзей или знакомых. Если он начинается в таттву Меркурия, то все возникающие проблемы решаются быстро, вопросы и ответы хорошо согласуются друг с другом. Но вот наступает Теджас-таттва, и почти мгновенно начинается спор, причем на пустом месте. Как правило, больше всех спорит человек, рожденный именно в эту таттву.

В таттву Венеры очень хорошо начинать заниматься музыкой, пением, творческой работой, особенно, если она связана с искусством.

Все вопросы, которые вам надо обсудить с начальством, проблемы, которые нужно решить в официальных инстанциях – это начинания в таттву Юпитера. Она почти всегда дает положительный результат.

Для создания предсказаний, основанных на ведической астрологии, рекомендуем вам сначала определить свою таттву рождения, так как планета, управляющая таттвой, будет сильнее в вашей карте рождения. Затем понаблюдайте за сменой таттв в течение дня, посмотрите, как развиваются события при смене таттв, как изменяется настроение у вас и у окружающих вас людей и т.д.

А знаете ли вы, что в вас есть врожденный дар, который может принести вам целое состояние? Чтобы узнать об этом даре, получите бесплатно свою краткую диагностику. Для этого просто перейдите по ссылке >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Таттва - в индуистской метафизике (главным образом в философском направлении санкхья) - изначальная субстанция, первоэлемент. Этим термином также обозначается процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов (

Древнее йогическое учение основано на утверждении, что абсолютно все во Вселенной представляет собой вибрацию и является энергией . Основных вибраций существует три : Саттва гуна, Раджас гуна и Тамас гуна. Саттва гуна – это самая тонкая вибрация Праны. Раджас – это направленное, точное движение Праны. Тамас гуна – плотная и тяжелая вибрация. В священных писаниях сказано: «Когда три силы встречаются, образуется материя. Если не происходит их объединения, ничто не происходит».

Благодаря взаимодействию гун возникают таттвы – пять элементов материального мира : земля, вода, огонь, воздух и эфир. Наше физическое тело состоит из того же материала, что и вся Вселенная – из этих пяти элементов. Все таттвы происходят из самого тонкого и затем становятся тяжелыми и плотными. Это называется круговоротом мироздания . Все начинается с элемента Эфира и проходит путь до плотного элемента Земли.

Человеческое тело представляет собой комбинацию 5 элементов и Праны – жизненной силы. Прана и эфир образуют эфирную субстанцию. Когда эфир становится плотным, то появляется воздух, а затем вещество становится летучим и создается движение. Такое движение вызывает возбуждение и становится причиной трения. В свою очередь трение создает тепло. Далее огонь создает воду, и вода сжижается. Сниженное затвердевает и становится землей. Подобный цикл превращения в форму и сохранения формы является универсальным законом, это – «вдохи и выдохи» Вселенной. Все имеет свой ритм , подчиненный единому универсальному ритму.

Нужно отметить, что в нашем теле пять элементов распределены не пропорционально. У одного человека больше элемента огня, у другого – воздуха. В зависимости от этого наука Аюрведа выделяет три основные конституции тела – : Капха, Питта и Вата. Если смешать два элемента: землю и воду, то получится энергия, называемая Капха. Если смешать воду и огонь, то получится Питта Доша. А если в теле преобладают воздух и эфир, то это – Вата Доша. Аюрведа изучает взаимодействие трех данных видов энергии.

Мы хорошо можем представить себе таттвы земли, воды, огня и воздуха, т.к. они являются физическими и окружают нас. А вот понять, что такое элемент Эфира, сложнее. Эфир – это пространство, из которого появляются все вещества и в который все вещества возвращаются. Это пространство, где возможно все: любое действие, мысль, движение. Представьте себе кинопроектор и его проекцию – она и будет эфиром. И все актеры в фильме, обстоятельства их жизни, все происходит внутри Пранической энергии. Праническая энергия не забывает ничего, в ней остается все. Абсолютно все события в истории человечества и каждого отдельно взятого человека записываются, подобно видео, и эта запись называется хроники Акаши (в переводе с санскрита «акаши» означает «эфир»).

Пять таттв, из которых мы созданы, оказывают влияние на наше поведение, наше мышление, наши физиологические процессы. Таттвы напрямую связаны с десятью основными органами в теле человека:
Элемент Огня – сердце (лунная энергия) и тонкая кишка (солнечная энергия),
Элемент Земли – селезенка (лунная) и желудок (солнечная энергия),
Элемент Воздуха – легкие (лунная) и толстая кишка (солнечная),
Элемент Воды – почки (лунная) и мочевой пузырь (солнечная),
Элемент Эфира – печень (лунная) и желчный пузырь (солнечная).

Все эти органы вырабатывают энергию друг для друга и контролируют энергию для создания гомеостаза, т. е. состояния, в котором тело может существовать и поддерживать себя в здоровом состоянии. Т.к. энергия Огня создает энергию Земли, то энергия сердца и тонкой кишки создает и поддерживает энергию селезенки и желудка. Поскольку энергия Земли поддерживает энергию Воздуха, то энергия селезенки и желудка фактически создает энергию для легких и толстой кишки. Энергия Воздуха порождает энергию Воды, следовательно, энергия легких и толстой кишки создает и поддерживает энергию почек и мочевого пузыря. Энергия Воды помогает создавать Эфир, и таким образом энергия почек и мочевого пузыря создает и поддерживает энергию печени и желчного пузыря. И, наконец, из-за того, что энергия Эфира создает Огонь, то печень и желчный пузырь создают и генерируют энергию сердца и тонкой кишки.

Как видно, каждый элемент контролирует следующий элемент, но только один. В связи с этим, большое внимание следует уделять питанию. Например, если мы едим слишком много кислой и холодной пищи (йогурты, апельсины, ананасы, киви), то кислота и холод усиливают элемент Эфира, который влияет на Землю, забирая Прану и Солнечную энергию Земли из органов селезенки и желудка.https://сайт/books/ можно СКАЧАТЬ иллюстрированную книгу с 11 медитациями традиции Кундалини йоги для баланса всех таттв .

Таттва земли выполняет роль фундамента, основы. Она соответствует первой чакре и самопознанию человека. Её можно назвать основательной, накапливающей. Понятно, что озабоченная собственным выживанием и владением, она вызывает чувство надежности (а в случае, если она разбалансирована – безнадежности). Она ощущается как крепкость тела, чувство защищенности, сытость, устойчивость к холоду и другим невзгодам, направленное внутрь внимание.

Соответствующая ей эмоция (ответ эго на базовое чувство основы) - незащищенность и жадность, а точнее скупость, вызываемая отсутствием основы и фундаментальности земли. Слабое по своей природе эго стремится всё время свою персону поставить в центр, ощутить себя «пупом земли», принять в расчет только свои нужды и как можно скорее удовлетворить их, и только их.

Страх, пронизывающий эго насквозь, усиливается землей, и как будто вышибает почву из-под ног. У нас возникает огромное желание прирасти ногами к полу, пустить глубокие корни, во что бы то ни стало заручиться поддержкой сильных и накопить как можно больше материальных благ и ценностей, заручиться гарантиями, и все равно спать не спокойно… В теле возникают проблемы с выделительной системой, ткани начинают накапливать токсины и межклеточный висцеральный жир.

Орган, связанный с этой таттвой - селезенка, она участвует в расщепление жиров, выделению ферментов для пищеварения и участвует в усвоении переваренной пищи. Соответственно, не получая свободного течения энергии, зажимаемого страхом и эго, она начинает выделять меньше ферментов на расщепление жиров и других веществ, поступающих в организм, как будто бы жадничая, оставляя все свое себе, и собирая в коллекцию поступающие вещества.

Что же с этим делать? Есть простой, понятный способ - предотвратить, подстелить соломки, обезопасить себя от ситуаций нехватки и незащищенности. Единственный минус этого - временность результата. Рано или поздно все вернётся и всего снова будет мало, ненадежно, сомнительно и незащищенно, так как ничего не изменилось изнутри, а только снаружи. И здесь однозначно нужна алхимия, трансформирующая одно в другое, изменяющая ситуацию изнутри.

Вместо того, чтобы самому встать в центр, мы начинаем стремиться окружить заботой другого, мы становимся щедрыми и получаем защиту от самого источника защищенности - Творца, ибо все мы его творение. Кому как не отцу заботиться и защищать свое детище, оберегать и вовремя обеспечивать нас необходимыми ресурсами и опытом. Для этого мы должны уметь принять Его покровительство, иметь доверие (даже если нет понимания) о своевременности и о действительно нужном ресурсе или опыте, который Он нам ниспосылает. Не как кару, или возмездие (почему-то наш ум может не как собственную заслугу оценить лишь отрицательное влияние, а успех и удачу воспринимает как собственную заслугу или как должное), а как своевременный урок или экзамен для прохождения на другой уровень.

Связь процветания и таттвы Земли

Сколько бы не было замечательных идей в уме, порывов энергии, ощущения озарения и томительного желания, только земля обладает ресурсом выдавить из всех таттв и идей сок материализации и осязаемые (пусть и крохи) живого, видимого успеха и реализации. Без таттвы земли мы просто парим за своими бесплодными мечтами, как Пятачок за воздушным шаром. Именно она и является «той осенью», по которой считают цыплят; прямым показателем успеха. Чувствуя фундамент, твердую базу, землю под ногами, мы готовы творить, ваять, лепить, превращая полет мысли в нечто осязаемое – например, в красивую чашку для чая ручной работы, или… в 10000000 рублей на первый взнос квартиры, или…

На возделанной плодородной земле все растет лучше, на сухой или болотистой растет, но не очень. Работая со стихией земли, мы сталкиваемся со всеми проблемами и радостями жизни, а получаем простые материальные радости, которые строят фундамент для нашего дальнейшего духовного роста. Чем шире и проще отношение к этому плану, тем больше работы, себя и своего времени мы готовы посвятить этому потоку – и тем больше отдачи, плодов и урожая мы снимаем.

Являясь отображением макрокосма, макрокосмическая Вселенная человеческого тела также образована сознанием 7-ми планов бытия. Каждый отдельный план имеет свой центр воплощения, являющийся также центром проявления соответствующей этому плану стихии. Такие центры воплощения называются «чакрами» .

Их 7: Муладхара-чакра, Свадхистхана-чакра, Манипура-чакра, Анахата-чакра, Вишуддха-чакра, Аджня-чакра и Сахасрара-чакра. Каждой чакре соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или энергетический узел – грантхи .

В целом узлов (грантхи) значительно больше, чем чакр (либо чакр значително больше, чем 7), поскольку под грантхи понимаются узловые зоны, в которых сходится некоторое количество функциональных потоков первого тонкого, именуемого также эфирным, уровня тела. Каждому из узлов соответствует вихрь еще более тонкой природы, который и является тем, что часто понимается, чакрой. Однако существует целый ряд других концепций чакр. Наиболее корректными из них представляются те, сообразно которым собственно чакры (7 основных вихрей) – результат интерференции вибрационных сред формируемых 5-тью стихиями и 2-мя управляющими силами. Таким образом, чакра оказывается образованием гораздо более фундаментальным, чем просто полевой вихрь, генерируемый узлом потоков. Потому собственно чакрами целесообразно называть только те 7 главных вихрей, которые соответствуют центрам проявления сил и стихий и являются образованиями универсального характера. Тогда грантхи (энергетические узлы) – энергетические узлы самого грубого уровня, размещающиеся в зонах локализации центров вихрей чакр, отвечающих за управление физиологическими функциями на тонких планах. Подобно тому как в каждой стихии опосредованно представлены аспекты всех прочих стихий и сил, в комплексе каждой чакры содержатся проявления всех 7-ми чакр, хотя в энергетическом теле, в отличие от физического, ядра (но только ядра) вихревых образований самих чакр локализованы достаточно явно: Муладхара-чакра – область промежности; Свадхистхана-чакра – верхняя часть полового органа у женщин и верхняя часть основания полового органа у мужчин; Манипура-чакра – живот чуть ниже пупка (этот вихрь – довольно большой и вытянут вверх до солнечного сплетения); Анахата-чакра – за серединой грудины; Вишуддха-чакра – шея в области подъяремной впадины; Аджня-чакра – в середине головы на пересечении линий, одна из которых соединяет верхушки ушных раковин, а вторая – мозжечок и среднюю вершину лобно-глазного треугольника (Трикута); Сахасрара-чакра образует конических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийся к своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметру горизонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границе волосистой части головы. Остальные же вихри суть сопряженные с чакрами тонкие аспекты грантхи. И если чакры в физическом теле распределены и представлены семью основными функциональными системами, то грантхи – локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервных сплетений, железы (желез) внутренней секреции, органа (группы органов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).

Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, 7-мью чакрами и 7-мью основными грантхи таково:

  • Маха-таттва – Великая Сущность – мир высочайших – Сахасрара-чакра – Махат-грантхи.
  • Ахамкара – волевая сила Вселенной – мир просветленных – Аджня-чакра – Ахам-грантхи.
  • Акаша-таттва – эфир – мир достигших осознания единства со своими творениями – Вишуддха-чакра – Висма-грантхи, известный также как Набхи-грантхи («набхи» (санскр.) – «небо», Висма-пана (санскр.) – название небесного города гандхарвов, положительных божеств, в древнем индийском эпосе).
  • Вайю-таттва – воздух – мир великих – Анахата-чакра – Вайю-грантхи.
  • Агни-таттва – огонь – мир ограниченных – Манипура-чакра – Агни-грантхи.
  • Апо-таттва – вода – мир мертвых – Свадхистхана-чакра – Вари-грантхи (вари, джала, апас (санскр.)).
  • Притхви-таттва – земля – мир смертных – Муладхара-чакра – Притхви-грантхи.
  • В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и соответствующими им органами физического тела такова: чакра контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринных желез.

    Железы внутренней секреции (эндокринная система относится к органическим структурам Свадхистхана-чакры) являются основным звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи проецируются на физический план.

    Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой характер соотношения их активности, который является определяющим фактором формирования физической и психической конституции индивида.

    Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких планах, то есть о доминировании либо недостаточности проявлений отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине возникновения тех или иных состояний человеческого организма и психики.

    Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих стихий.

    Акаша-таттва

    Главным центром управления проявлениями Акаша-таттвы является Висма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, к функциональной сфере Висма-грантхи относятся щитовидная и паращитовидные железы, миндалины, слюнные железы и прочие образования, размещенные в этой части тела. Выделения желез, относящихся к Висма-грантхи, имеют ключевое значение в борьбе организма с заболеваниями и способствуют сохранению и силы. Состояние этих желез самым непосредственным образом отражается на функционировании всех остальных желез внутренней секреции. Если железы Висма-грантхи по каким-либо причинам перестают выделять в кровь достаточное количество своих секретов, на организм человека немедленно обрушиваются целые каскады заболеваний. В целом можно сказать, что одной из основных функций Висма-грантхи является общий контроль состояния организма.

    Лица, в конституции которых доминирует Висма-грантхи, находятся под преобладающим влиянием стихии эфира – Акаша-таттвы, их личностные характеристики, следовательно, формируются в основном под управлением Саттва-гуны. Они обладают развитым во всех отношениях умом, посредством которого в этом мире воплощается уровень божеств, осознавших единство со своими творениями. У женщин Висма-грантхи обычно представлен несколько лучше, чем у мужчин. Потому женщинам в большей степени свойственны благородство, любовь и самоотверженность – качества, неизменно присутствующие в натуре любой красивой, здоровой и разумной женщины. В случае нарушения работы Висма-грантхи активность соответствующих желез патологически изменяется – делается избыточной либо становится ниже нормы. Человек теряет способность к сосредоточению, лишается спокойствия и самообладания, не может полноценно мыслить, лихорадочно мечется либо, наоборот, становится вялым. Леность ума и суетность лишают его способности к любой сколько-нибудь сложной работе, и он приходит в полное отчаяние по каждому наименьшему поводу.

    Вайю-таттва

    Проявления стихии воздуха (Вайю-таттва) в организме регулируются узлом Вайю-грантхи, который занимает в человеческом теле область грудной клетки. Соответственно, главные органы, принадлежащие к сфере действия данного энергетического узла, – это легкие, сердце, вилочковая железа, а также сеть сосудов кровеносной системы и некоторые мелкие железы.

    Вайю-бхута в организме является защитным и действующим элементом. Главные центры его активности: органы системы дыхания и кровообращения, на которых лежит основная ответственность за поддержание жизнедеятельности. В то время как в деятельности других органов и систем возможны функциональные паузы для отдыха и восстановления, легкие и сердце работают безостановочно. Любая остановка сердца хотя бы на несколько десятков секунд или прекращение дыхания на считанные минуты в большинстве случаев влекут за собой смерть.

    Органы Вайю-грантхи осуществляют управление распределением телесной энергии. Поэтому функционирование всех без исключения органов и систем находится в непосредственной зависимости от состояния Вайю-грантхи. Дефицит работоспособности органов этого узла не может быть восполнен ничем. При нарушении функционирования главных органов Вайю-грантхи патологически изменяется режим кровоснабжения и, как следствие, энергообеспечения организма, в результате чего неизбежно возникает целый комплекс заболеваний.

    Для психической конституции человека с нарушениями работы Вайю-грантхи типичны повышенная разговорчивость, склонность к истероидным реакциям, неспособность контролировать смену эмоциональных состояний. В отношениях с людьми он часто демонстрирует неблагодарность. Последнее проявляется в его манере нелицеприятно высказываться о тех, кто хорошо к нему относится, старается облегчить ему жизнь или от него зависит, предъявлять к ним необоснованные претензии и даже их оскорблять. По своей физической конституции лица с нарушениями функций Вайю-грантхи как правило хилы, тощи, скованы в движениях и зачастую медлительны.

    Те же, у кого Вайю-грантхи доминирует и находится в хорошем состоянии, обладают уравновешенным темпераментом, помыслы их чисты, а эмоции – всегда под контролем. В обществе эти люди обычно выступают в качестве усердных, дисциплинированных и бескорыстных тружеников, пользующихся любовью и уважением ближних.

    Агни-таттва

    Стихии огня (Агни-таттва) соответствует узел Агни-грантхи, ответственный за все проявления телесного огня. Его основные органы: желудок, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа и надпочечники. Кроме того, Агни-грантхи регулирует деятельность всех прочих органов и желез, имеющих прямое отношение к переработке пищи и получению энергии.

    Если бы погасло солнце, великая обитель огня, то органическая жизнь на Земле в любых формах, включая человека, вряд ли была бы возможна. Планета, вероятнее всего, превратилась бы в мертвую насквозь промерзшую глыбу безжизненной косной материи. Таким же образом сила, которую йогины именуют лесным огнем, есть то, чем поддерживается и обновляется мир телесного бытия. В день, когда окончательно разрушается сфера внутреннего человек погибает.

    Функциональные соки и выделения органов Агни-грантхи, в традиции Йоги именуемые соками пищеварительного огня, обладают огромной разрушительной силой меньшей, чем самые сильные кислоты. Их сила перерабатывает пищу, трансформируя ее в энергию, которая распределяется органами Вайю-грантхи и поддерживает жизнедеятельность тела и его температуру, а также в пластический материал, из которого строятся ткани физического тела.

    Лица с функциональным обладанием Агни-грантхи по психической конституции энергичны, настойчивы, целенаправлены и поистине неутомимы в труде. Как правило, им свойственны способности выдающихся лидеров. К людям такого типа относится подавляющее большинство сильных политических деятелей и военных руководителей высших рангов. Это те, чье призвание – борьба.

    Нарушение нормального функционирования Агни-грантхи проявляются в злоупотреблении человеком своей природной силой, в склочности, похотливости и патологическом тщеславии, нередко внушающем отвращение даже самым близким их друзьям и родственникам. Малейшие неудобства или физическая боль иногда приводят такого человека в бешенство, однако ни владеть собой в конкретных ситуациях, ни, тем более, соблюдать диету он не в состоянии, так как не выносит никаких ограничений. Обычно расстройства в работе Агни-грантхи сопровождаются заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и других органов пищеварительной системы, а также нарушениями кровяного давления.

    Апо-таттва

    Вари-грантхи – энергетический узел активности стихии воды (Апо-таттва). Этому узлу соответствуют почки, все органы мочеполовой сферы, вся лимфатическая система и грудные железы у женщин. Апо-таттва содержит в себе зародыш жизни. Основная функция Вари-грантхи – управление функцией воспроизводства. Основные органы Вари-грантхи выделяют секреты, содержащие информацию о целостном организме. Именно из этих секретов развивается человеческое тело. Второе название Вари-грантхи – Сома-грантхи («сома» (санскр.) – «нектар» или «божественный флюид») – указывает на важность этого узла, имеющего ключевое значение для поддержания непрерывности жизни рода человеческого.

    Лица с функциональным преобладанием Вари-грантхи обычно отличаются необыкновенным дружелюбием и всегда производят на окружающих благоприятное впечатление. Они обладают прекрасным здоровьем и склонны к упорядоченности и размеренности во всем, что делают. В случае нарушений функций Вари-грантхи индивид, независимо от пола, становится эгоистичным, обидчивым, злобным, а также приобретает склонность к половым излишествам и извращениям.

    Притхви-грантхи (энергетический узел стихии земли) управляет процессами построения плотных тканей физического тела, оформляя и фиксируя качеством инертности все силы и энергии, в этих процессах участвующие.

    Лица с преобладанием Притхви-грантхи обычно полнокровны, плотны, тяжелы телом и обладают избыточной массой за счет большого количества лишнего жира. По натуре они либеральны и терпеливы. Им чужды высокие устремления и усилия воли. Они не склонны особенно напрягаться даже для приобретения необходимых материальных благ. Их отпугивают перспективы любых конфликтов и затруднений, активным поискам радикальных решений они однозначно предпочитают инертное следование по пути наименьшего сопротивления.

    Нарушения функции Притхви-грантхи заставляют человека чрезмерно заботиться о своем благополучии, ублажении потребностей физического тела и жадно искать простейших плотских наслаждений.

    Ахамкара

    Ахам-грантхи (энергетический узел волевой силы Вселенной) локализован в голове примерно на уровне лба. Основными органами, к нему относящимися, являются подкорка, гипофиз, мозжечок и отдельные ограниченные участки больших полушарий. Главная функция Ахам-грантхи – управление восприятием и личностными проявлениями в сфере логического, творческого и инстинктивного разума, а также работой бытовых аспектов интуиции. Ахам (эго) правит всей нашей жизненной активностью, Ахам-грантхи отвечает за координацию работы всех других энергетических узлов: Висма-грантхи, Вайю-грантхи, Агни-грантхи, Апо-грантхи и Притхви-грантхи – стараясь, насколько это возможно, компенсировать недостаточность их функций и исправлять их ошибки.

    Среди лиц с доминирующей функцией Ахам-грантхи – величайшие гении в области литературы, поэзии, великие ученые, философы, меценаты, деятели, отдавшие все силы и помыслы благу человечества, святые и пророки.

    При нарушении функций Ахам-грантхи в натуре человека проявляются коварство, бессердечность, скрытность, жестокость, хладнокровная агрессивность и воинствующая злонамеренность.

    Маха-таттва

    Область головы над Ахам-грантхи занимает Махат-грантхи (энергетический узел Изначальной Силы). Его главные органы: шишковидная железа и кора больших полушарий головного мозга; Махат-грантхи – тонкое образование, посредством которого в человеке воплощается Бог. Этот узел отвечает за все функции духовной интуиции и высшей сознательности человека, а также производит тонкий флюид, именуемый Сома-дхара («сома» (санскр.) – «нектар», «сок луны»; «дхара» (санскр.) – «поток», «ливень»), который, насыщая все тело, является первоосновой человеческого воплощения.

    Именно посредством этого потока осуществляется высшая координация всей функциональной деятельности тонкого и плотного организмов во времени и пространстве. В самой середине Махат-грантхи находится Брахмарандхра (ось вихря Сахасрара-чакры) – воплощение чистого безобъектного сознания высшей разумности, находящейся пределами проявлений трех гун.

    Лица с явно доминирующей функцией Махат-грантхи встречаю крайне редко, поскольку они величайшие из великих, им поклоняются как воплощенным божествам, им доступны любые достижения в каких угодно сферах человеческой деятельности, но обычно они не стараются реализовать себя в чем-то конкретном. Они – боги в мире смерти от рождения имеющие внутреннее право на полную свободу, им просто незачем обретать признание, богатство и славу. Они и так целостны, самодостаточны и мудры настолько, что познают этот мир и все стоящее за его проявлениями, не вовлекаясь в суету исследования сферы земного существования посредством деяния и страданий.

    Их задача – просто время от времени тенью появляться здесь, на земле, слегка касаясь жизни человечества и этим незаметно изменяя ход ее самых глубинных и основополагающих процессов, ненавязчиво проходить мимо жаждущих, страждущих, борющихся, заблудших, самовлюбленных, самоотверженных и всех прочих вовлеченных, чтобы те, замечая их, видели: есть что-то еще и это что-то стоит попыток прорваться сквозь весь этот ад. После рождения они очень быстро достигают полноты и целостности осознания, после чего личная сила и божественная самодостаточность никогда уже не покидают их до самого конца их земной жизни. Никакие поступки, как собственные, так и других людей, не могут запятнать их, они остаются чистыми и не связанными ничем после любых перипетий и жизненных коллизий. Никакие чувственные стимулы не в состоянии поколебать устойчивость их непривязанности и отрешенности.

    Они до самых глубин понимают все тонкости мотивов, заставляющих людей действовать и страдать, и потому, оставаясь бесстрастными наблюдателями, в то же время являются средоточием величайшей мудрости, чуткости и сострадания. Тяготы жизни, печали, болезни, физические страдания и катаклизмы не в силах поколебать глубинное спокойствие и мир, царящий в сознании этих людей, нарушить полноту и целостность их мировосприятия.

    У обычных людей деятельность Махат-грантхи выражена, как правило, слабо.

    Очень часто встречаются индивиды, у которых отсутствует явное преобладание какого-либо конкретного из 6-ти энергетических узлов, но вместо этого доминирующими являются 2, 3 и даже более грантхи, причем уровень их функциональной активности примерно одинаков. Такие типы конституции тонкого тела (сукшма-декха ) описываются в традиционной йогической физиологии как случаи смешанного преобладания грантхи или таттв.

    Ключевыми элементами творения являются воздух, огонь и вода

    Соответственно, Вайю-таттва, Агни-таттва и Апо-таттва являются стихиями, играющими ключевую роль в гармоничном функционировании физиологических механизмов человеческого тела. Любое нарушение их взаимодействия немедленно приводит к возникновению заболеваний, а серьезное расстройство заканчивается, как правило, смертью.

    Наиболее безотказным и радикальным средством для управления взаимодействием этих трех стихий и поддержания их идеального равновесия являются практики, описанные в «Йога-Шастре» («шастра» (санскр.) – «учение», «система». «Йога-Шастра» – учение или система Йоги, также – свод классических трактатов по философии и практике Йоги). Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы и пронзительной ясности ума, но также к построению здорового, неподвластного времени организма, свободного от болезней признаков возрастной деградации. Таким образом, практика Йоги оказывается, пожалуй, наиболее мощным средством, способным избавить человечество от столь всеобщего наше время преждевременного старения и медленного прижизненно телесного разложения.



    
    Top