Верди интересные факты из жизни. Джузеппе верди - интересные факты

БИОГРАФИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

(Verdi, Giuseppe) (1813–1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А. Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В. Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В. Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д’Арк (Giovanna d"Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля. С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились. На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В. Гюго. Король забавляется, демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей. Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vêpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Бал-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). Верди явно нуждался в литературном сотруднике, и он обрел его в лице А. Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А. Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января 1901.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Молодо-зелено

Джузеппе Верди однажды сказал:

Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я". Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: "Я и Моцарт". Когда мне стукнуло сорок, я говорил: "Моцарт и я". Теперь же я говорю: «Моцарт".

2. Ошибочка вышла...

Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..." Таким образом, бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

4. Не скажу!

Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно... Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.

Только скажите мне всю правду!- решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.

Не могу, - со вздохом отвечал Верди.

Но почему же?

6. Ни дня без строчки

Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника, прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди, однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей!

7. Добрый знак

Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.

Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.

Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.

Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.

Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...

Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", - объяснил Верди.

Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике!

8. Верните деньги, маэстро!

Новая опера Верди "Аида" была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами. Однако среди них было и такое: "Шумные толки о вашей опере "Аида" заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении... В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы. Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося... После двух-трех исполнений ваша "Аида" окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги..." В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир. Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги. - Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, - весело сказал он, - так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще... Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер... Во избежание новых расходов.

11. Самое лучшее - самое доброе

Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? - Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов...


ЛИТЕРАТУРА

1. Тароцци Дж. Верди. М., 1984

2. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира. М., 1986

3. Соловцова Л.А. Дж. Верди. М., 1986

БИОГРАФИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ (Verdi, Giuseppe) (1813–1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновс

10 октября исполняется 203 года со дня рождения выдающегося итальянского композитора, автора 26 опер («Аида», «Риголетто», «Травиата» и др.) – Джузеппе Верди. В юности его не приняли в консерваторию, а позже он стал национальным символом итальянской классической музыки. В жизни Д. Верди случалось немало курьезов, которые свидетельствуют не только о незаурядном музыкальном даровании композитора, но и о его прекрасном чувстве юмора.

В 19 лет Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию «из-за низкого уровня фортепианной игры».

Дирижер сказал ему: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…». А уже через несколько десятилетий Миланская консерватория считала честью называться именем «бесталанного» музыканта.

Верди обладал необыкновенным умением извлекать музыку из любых звуков, даже звуков улицы. Он всегда носил с собой нотную тетрадь, в которую записывал все свои музыкальные впечатления от прожитого дня. Детский плач, выкрики лодочника или мороженщика, ругань строителей – все превращалось в музыкальную тему. Верди заседал в сенате и однажды написал фугу по мотивам выступлений законодателей!

Как-то раз к композитору обратился один из начинающих музыкантов с просьбой оценить масштаб его дарования. Это был рослый и мускулистый молодой человек устрашающей наружности. Играл он скверно, и когда попросил вынести ему максимально честный вердикт, Верди сказал, что не может этого сделать. А когда юноша спросил о причине, ответил: «Боюсь!».

Когда композитор закончил работу над оперой «Трубадур», он пригласил оценить ее музыкального критика, настроенного к Верди весьма недоброжелательно. Прослушав фрагменты оперы, тот изрек: «Откровенно говоря, все это кажется мне довольно плоским и невыразительным». Каково же было его удивление, когда композитор в ответ возликовал: «Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! Теперь я совершенно уверен в успехе моего «Трубадура», ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!».


Премьера оперы «Аида» имела невероятный успех, Верди получил множество восхищенных отзывов. Однако помимо них пришло и письмо от некоего недовольного слушателя, который сетовал на зря потраченное время и требовал вернуть ему деньги за проезд, за билеты в театр и за ужин. Верди распорядился выделить эти деньги, за вычетом счета за ужин, и потребовал от получателя расписку о том, что он обязуется больше никогда не слушать опер Верди – «во избежание новых расходов».

Однажды в гости к композитору, который проводил лето на вилле в Монтекатини, приехал приятель. И обнаружил, что тот занимает всего одну комнату в двухэтажном особняке. А все остальное пространство занято… шарманками! Верди объяснил возникновение необычной коллекции: «Видите ли, я приехал сюда в поисках тишины и покоя, надеясь поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок… С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из «Травиаты», «Риголетто», «Трубадура». Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать…».


Однажды убеленный сединами и уже известный на весь мир композитор беседовал с начинающим музыкантом, убежденным в собственной гениальности. Тот без устали говорил о себе и своих успехах, на что Верди ответил: «Когда мне было 18 лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было 25 лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было 40 лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт»».

В последние годы жизни композитора на его личные средства были открыты больница в Вилланова и Дом для престарелых музыкантов в Милане, за строительством которого он следил лично. Когда Верди спросили, какое из своих творений он считает самым выдающимся, тот ответил: «Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов».

Л. Балестриери. Джузеппе Верди

    [ невыполнимая задача ]

    В Милане напротив знаменитого театра "Ла Скала" есть трактир, в котором издавна собираются артисты, музыканты, знатоки сцены.
    Там под стеклом давно хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Верди "Трубадур".
    Бутылка эта хранится более ста лет, вино становится все крепче, а "счастливчика" все нет и нет.

    [ добрый знак ]

    Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.
    - Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.
    - Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.
    - Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.
    - Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...
    - Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", -объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!

    [ ошибочка вышла... ]

    Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..."
    Таким образом бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

    [ не скажу! ]

    Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно...
    Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.
    - Только скажите мне всю правду! - решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.
    - Не могу, - со вздохом отвечал Верди.
    - Но почему же?
    - Боюсь...

    [ даешь аплодисменты!... ]

    Как-то Верди сказал:
    - Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, их следует вписывать в партитуру.

Джузеппе Верди – гениальный композитор и музыкант, чьё имя стало символом целой Италии. Всю свою жизнь он посвятил музыкальному искусству: знакомству с творчеством других композиторов и написанию собственных шедевров. Ему удалось выразить в своём творчестве переживания итальянского народа, терзания страсти каждого человека и бесконечную любовь к музыке, которую Джузеппе сохранил в сердце до самого последнего дня.

Однако, несмотря на широкую известность, биография Верди наполнена огромным количеством легенд и слухов, которые уже никогда не будут не подтверждены, не опровергнуты.

  1. Очень примечательно, что Джузеппе Верди родился (в 1813 году) в один год вместе со своим главным творческим оппонентом Ричардом Вагнером.
  2. Композитор родился в маленькой деревне Ле Ронколь , которая изначально входила в состав

Первой Французской империи. (Удивительно, ведь Верди прославил своим творчеством Италию и считал себя ярым патриотом.)

  1. Джузеппе Верди был рождён в небогатой семье, родителей он не раз характеризовал как бедных и безграмотных (но о точности и правдивости этих слов до сих пор ведутся ожесточённые споры). Доподлинно известно, что, узнав о музыкальных способностях мальчика, родители купили маленькому Джузеппе спинет (подобие такого клавишного инструмента, как клавесин), который находился в доме Верди до самой смерти величайшего композитора.
  2. Огромную поддержку в развитии музыкального таланта Верди оказал отец его первой жены, местный купец Антонио Барецци . Антонио неоднократно спонсировал молодого музыканта и организовывал его публичные выступления. (С будущей супругой Джузеппе также начал заниматься по просьбе Антонио.)
  3. Джузеппе Верди был дважды женат. Первая жена погибла почти сразу после трагической смерти двух их совместных детей от энцефалита, а со второй супругой музыкант прожил до самой смерти. Она была глубоко предана и верна своему мужу, после замужества оставила карьеру оперной певицы и стала настоящей музой.
  4. Будущего композитора приняли в консерваторию не с первого раза. После категорического отказа Джузеппе занимался с бывшим композитором знаменитого на весь мир театра Ла Скала ВинчензоЛавиньи и посещал различные музыкальные спектакли и представления, что крайне благотворно отразилось на творческих способностях и технике игры молодого композитора.
  5. Джузеппе был крайне наблюдателен и трудолюбив , поэтому на репетициях оркестра, на которых он не раз бывал подмечал для себя интересные детали, опыт музыкантов и учился искусству дирижирования. Поэтому во время отсутствия дирижёра, Верди смог легко заменить его, вызвав своими навыками и профессионализмом многочисленные комплименты других участников музыкальной труппы.
  6. Джузеппе Верди считал себя агностиком, а вторая жена характеризовала его как человека мало верующего в Бога и высшие силы.
  7. Величайший композитор девятнадцатого столетия умер 27 января 1901 года. Он был дважды захоронен: в начале- на одном из самых престижных кладбищ Милана, однако позднее его останки были перенесены в дом отдыха для престарелых музыкантов, который был построен при участии и поддержке самого Верди.

Особенности творческого пути

Современники и ценители его творчества отмечают широкий диапазон воплощения созданных образов и различий основных тем, поднятых в музыкальных произведениях, — от важнейших нравственных конфликтов целого народа, до глубоких и личных проблем отдельно взятой личности.

В начале своего творчества Верди писал преимущественно небольшие по объёму работы: романсы, марши, духовые и инструментальные произведения.

Всего Джузеппе Верди создал 26 опер , которые в большинстве пользовались оглушительным успехом. (За исключением комической оперы «UnGiorno», написание которой пришлось на момент смерти жены и двоих маленьких детей.)

Одна из величайших опер композитора «Аида» была заказана правительством Египта в честь открытия Суэцкого канала. На выполнение работы Верди согласился только после второй попытки, когда увидел сценарий оперы.

Однако подобный перерыв крайне благоприятно отразился на последующих творениях гения: позднее были написаны оперы «Отелло» и «Фальстав», ставшие настоящим апофеозом его оглушительной карьеры.

У Джузеппе Верди было несколько попыток преждевременно закончить карьеру музыканта и композитора. Первый раз Джузеппе пожелал оставить профессию после провала с вышеупомянутой оперой «UnGiorno», а второй – после свадьбы со второй женой, подражая не менее известному музыканту Джоаккино Россини, по слухам именно вторая жена, Стреппони, уговорила его не совершать столь роковую ошибку.

Джузеппе Верди принимал собственное участие в написании либретто, посещал все репетиции написанных опер, а иногда и выбирал музыкантов (в том числе певцов).

Так как считал, что далеко не каждый в силах погрузиться в образ и перевоплотиться в героя того или иного произведения. А искренняя и профессиональная игра – один из главных залогов успеха.

На протяжении всей творческой карьеры композитор избегал использования ноты «до» в партиях певцов, так как считал, что она отвлекает зрителей от главного.

Анализируя творческий путь композитора, хочется отметить, что Джузеппе бесконечно совершенствовал свои способности и отшлифовывал грани своего таланта. Музыкальные критики с уверенностью говорят, что каждое последующее произведение было совершеннее, профессиональнее и ярче предыдущего. Всё это было возможно благодаря критичному взгляду композитора, как на свои творения, так и на работы коллег.

Верди постоянно искал, творил, был (как ранее подмечалось) необычайно трудолюбив. Сам Верди объяснял это тем, что боялся упустить или забыть. Поэтому выдающийся композитор повсюду носил нотную тетрадь (а вдохновение его могло настичь совершенно в любую секунду после какого-нибудь стука, детского крика или аристократической беседы).

Музыкальные и литературные предпочтения композитора

  1. С ранней юности Джузеппе всерьёз был увлечён творчеством деятелей мировой классической литературы (Гёте, Данте и Шиллером). По мотиву произведения Уильяма Шекспира была написана опера «Отелло», которая пользовалась поистине оглушительным успехом по всему миру.
  2. Предшественники Джузеппе Верди, так или иначе повлиявшие на его творчество: Россини, Беллини, Мейербер и Доницетти. (Слава и признание зрителей было далеко не решающим критерием в оценке творческого потенциала).
  3. Среди произведений русской музыки в личной библиотеке были замечены работы Даргомыжского и Михаила Глинки, который был достаточно популярен в Западной Европе.
  4. Несмотря на вражду и неразрешимые противоречия с Вагнером многое в творчестве немецкого композитора отразилось на работах Верди. (в качестве яркого примера критики приводят последние оперы Джузеппе.

В заключение хотелось бы сказать, что Джузеппе был настоящим героем своего времени и признанным гением. Но несмотря на все полученные при жизни заслуги, Верди не переставал трудиться вплоть до своей кончины.

Удивительное культурное наследие, оставленное выдающимся Человеком, будет служить истинным доказательством таланта и упорства ещё много тысячелетий.

1. Молодо-зелено
Джузеппе Верди однажды сказал:
Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил:
"Я".
Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить:
"Я и Моцарт".
Когда мне стукнуло сорок, я говорил:
"Моцарт и я".
Теперь же я говорю:
"Моцарт".

2. Ошибочка вышла...
Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..."
Таким образом бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

3. Даешь аплодисменты!...
Как-то Верди сказал:
- Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, их следует вписывать в партитуру.

4. Я говорю: "Моцарт"!
Как-то раз Верди, уже убеленный сединами и знаменитый на весь мир, беседовал с одним начинающим композитором. Композитору было восемнадцать лет. Он был совершенно убежден в собственной гениальности и все время говорил только о себе и своей музыке.
Верди долго и внимательно слушал молодого гения, а потом с улыбкой сказал:
- Мой дорогой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: "Я". Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: "Я и Моцарт". Когда мне было сорок лет, я уже говорил: "Моцарт и я". А сейчас я говорю просто: "Моцарт".

5. Не скажу!
Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно...
Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.
- Только скажите мне всю правду! - решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.
- Не могу, - со вздохом отвечал Верди.
- Но почему же?
- Боюсь...

6. Ни дня без строчки
Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей!

7. Добрый знак
Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.
- Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.
- Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.
- Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.
- Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...
- Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", -объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!

8. Верните деньги, маэстро!
Новая опера Верди "Аида" была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами. Однако среди них было и такое: "Шумные толки о вашей опере "Аида" заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении... В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы. Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося... После двух-трех исполнений ваша "Аида" окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги..."
В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир.
Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги.
- Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, - весело сказал он, - так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще... Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер... Во избежание новых расходов.

9. История одной коллекции
Однажды к Верди, проводившему лето на своей небольшой вилле на побережье в Монте-катини, пришел в гости один из друзей. Оглядевшись, он был несказанно удивлен тем, что хозяин хотя и не слишком большой, но все-таки двухэтажной виллы в десяток комнат постоянно ютится в одной комнатке, причем не самой удобной...
- Да, конечно, у меня есть еще комнаты, - пояснил Верди, - но там я храню очень нужные мне вещи.
И великий композитор повел гостя по дому, дабы показать ему эти вещи. Каково же было удивление любознательного гостя, когда он увидел великое множество шарманок, буквально заполонивших виллу Верди...
-Видите ли, - со вздохом разъяснил композитор таинственную ситуацию, - я приехал сюда в поисках тишины и покоя, имея в виду поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок... С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из "Травиаты", "Риголетто", "Трубадура". Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать...

10. Невыполнимая задача
В Милане напротив знаменитого театра "Ла Скала" есть трактир, в котором издавна собираются артисты, музыканты, знатоки сцены.
Там под стеклом давно хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Верди "Трубадур".
Бутылка эта хранится более ста лет, вино становится все крепче, а "счастливчика" все нет и нет.

11. Самое лучшее - самое доброе
Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим?
- Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов...




Top